Свободные общинники платившие налоги

Опубликовано: 14.05.2024

Древняя Русь – государство, которое существовало на политической карте мира в период с IX в. до первой половины XIII в. (если точнее, то до 1237 г., когда на территорию Руси вторглись монголо-татары). В это время уже было принято чёткое разделение населения на определённые группы.

Общество периода домонгольской Руси – раннефеодальное. В нём явно выделены прослойка привилегированных граждан и той части (численно составлявшей большинство), которая обладала минимумом прав и свобод, при этом обеспечивала верхушку материальными благами, необходимыми для жизни.

Источники сведений о населении

Население Древней Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Письменных свидетельств, позволяющих сделать точные выводы относительно состава и функций свободных и зависимых членов общества, осталось мало. Историки, выстраивающие концепции разделения древнерусского общества на группы с общими характеристиками, опираются главным образом на «Русскую Правду» и «Устав Владимира Мономаха».

«Русская Правда» представлена в трёх редакциях:

  • Краткая (демонстрирует регламентирование всей жизни раннефеодального общества);
  • Пространная (документ использовался в период, когда феодализм уже укреплялся);
  • Сокращённая (действовала во время расцвета феодального общества, это поздняя редакция).

Названные выше документы — проверенные письменные источники, отразившие юридические нормы и принципы организации древнерусского общества.

При чтении и анализе этих документов можно не только узнать о видах преступлений и наказаний, но и проследить за тем, как формировалась административно-уголовная система. К представителям различных слоёв населения эти документы предъявляют разные требования и по-разному трактуют их права.

Группы населения в Древней Руси

Историки выделяют следующие группы населения Древней Руси по «Русской правде»:

naselenie_kievskoi_rusi

Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».

С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).

Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.

В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия.

Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу.

Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Категории населения их положение

Киевский князьПравящая верхушка общества.
ДружинаАдминистративный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.
Старшая (бояре)Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.
Младшая (отроки)Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.
ДуховенствоДуховенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.
Зависимые крестьянеРабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.
Холопы (челядь)Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.
ЗакупыИз-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.
РядовичиПокоренные племена, платившие дань.
СмердыПосаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя

Свободные и несвободные

Древнерусское общество делилось на 2 крупных группы: независимое (свободное) и зависимое (несвободное) население. Но прежде чем перейти к анализу каждой из них, стоит сказать несколько слов о фигуре, стоящей наособицу. Это князь.

Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)

Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)

Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)

Князь

Князь находился на самой верхушке, венчая собой, если допустимо такое определение, прослойку привилегированной феодальной знати. Князь обладал неоспоримыми имущественными правами. Он являл собой законодательную, судебную и исполнительную власть в последней инстанции.

  • главнокомандующим (дружина полностью подчинялась ему, он выполнял функции главы войска во время боевых походов);
  • главным судьёй (решал все спорные вопросы, если суды низших инстанций не могли прийти к выводам, устраивавшим конфликтующие стороны);
  • распорядителем государственных богатств (ему принадлежала казна, он распоряжался собранной данью, её распределением).

Князь представлял интересы Руси во взаимоотношениях с другими государственными образованиями, заключал договоры. Он же устанавливал размер податей и дани. У князя было право на престолонаследие, то есть его дети и другие ближайшие родственники получали возможность занять престол после смерти князя, старшего в роду.

Князь имел широкие права, однако у него был достаточно высокий уровень личной ответственности за судьбу княжества.

Свободные граждане

Свободное население можно разделить на привилегированную верхушку и те слои, которые являлись основными налогоплательщиками.

Верхушка общества – это:

  • бояре;
  • высшее духовенство (до того, как повсеместно распространилось христианство, к этой части относились волхвы и жрецы);
  • старшие дружинники;
  • младшие князья – родственники князя;
  • богатое и влиятельное купечество.

Представители верхушки владели большей частью собственности, распоряжались ею, обладали правом использования труда непривилегированной части населения. В то же время они несли обязанность оказывать помощь князю в управлении государством в мирное и военное время. Княжеские тиуны были наделены огромными полномочиями – собирали налоги, размер которых определялся князем.

Бедное население – это были городские жители, в частности мелкие купцы, ремесленники, в сельской местности – свободные общинники. Их личные и имущественные права защищались законом, они были независимыми людьми. Юридически они обладали почти теми же правами. что и представители высшей прослойки, но на практике часто оставались почти лишёнными голоса вследствие бедности. Именно на них лежало основное бремя по уплате налогов и сборов.

Сложным остаётся вопрос о смердах. Исследователи не выработали единой точки зрения на представителей этой категории. Одни полагают, что смерды были лично-свободными крестьянами, трудившимися на своей земле и платившими дань князю. Другие считают смердов полузависимыми, платившими дань в пользу князя. Точка зрения первых подтверждается тем, что личность и имущество смердов защищались так же, как личность и имущество свободного человека, что было зафиксировано документально.

Отдельная прослойка свободного населения – изгои. Эти люди по разным причинам (разорение, потеря семьи, совершение преступления и т.д.) оказывались лишёнными поддержки своего класса и автоматически спускались на самую низкую социальную ступень. Они существовали в нищете, но при этом обладали личной свободой.

Зависимое население

К зависимому населению относились:

  • рядовичи;
  • челядь;
  • закупы.

Рядовичи заключали оговор (ряд) с господином, согласно которому временно попадали в положение холопов. После отработки долга они могли вернуться к положению свободных людей.

Челядь – это были рабы или холопы, не имевшие собственности. В сущности, они целиком и полностью зависели от хозяина-феодала. Они могли стать вольными в исключительных случаях, например, когда перед своей смертью феодал жаловал им свободу. Это была самая бесправная категория населения. В холопы попадали пленные, рождённые от женщины – «рабы», а также попавшие в долговую яму.

Кто такие закупы, пока не до конца понятно. Они имели какой-то долг и были вынуждены отрабатывать его. Они работали за «купу»: за зерно или землю. С одной стороны, их можно было приравнять почти к холопам, так как при совершении ими преступления отвечал за них тот, кто их нанимал. При этом закуп мог быть превращён в полного холопа. С другой стороны, закон защищал личность и имущество закупа, что автоматически причисляло последнего к свободным людям.

Анализируя состав населения Древней Руси, можно отметить, что в этот период княжество можно отнести к раннефеодальному обществу. Уже существует институт верховной власти, но ещё много расплывчатых понятий, ещё возможен достаточно свободный переход из одной категории в другую. Основной полнотой власти и имущественными правами обладала верхушка, а тяготы налогообложения несли бедные слои – крестьяне в селениях и ремесленники и торговые люди в городах.

1. Община и свободные общинники.

Основным населением Древней Руси были свободные общинники - люди (отсюда термин, обозначающий сбор дани - полюдье). Земледельческая община - вервь - составляла экономическую и социальную основу общества (слово это, вероятно, происходит от "вервь" в значении "веревка", которую поначалу использовали для выделения границ отдельных участков). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (например, за труп, найденный на ее территории, она должна была заплатить штраф или найти и выдать убийцу), платила штрафы за своих членов, владела землей, которую периодически разделяла между семьями. За владение землей и охрану от набегов кочевников общинники платили дань князю, который считался верховным собственником земли.

2. Князь и дружина.

Основным источником дохода князя помимо дани была военная добыча. Но уже в конце Xв появились княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер. Добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя.

С умножением числа дружинников дани стало не хватать. Князья стали посылать своих наместников-бояр на "кормление", передавая им право сбора дани в какой-либо волости. В отдельных случаях в виде своеобразного вознаграждения за службу князю отдельные села закреплялись за кормленщиком, переходя по наследству и превращаясь в вотчину.

Зарождению раннефеодальных отношений способствовали следующие факторы:

- увеличение численности княжеско-дружинной верхушки

- сокращение традиционных источников ее существования (дани, виры, военная добыча) и

угасание торгового пути "из варяг в греки" в конце XIв

- развитие земледелия и возрастание ценности пахотной земли

- появление возможности обеспечивать землю рабочей силой в связи с разложением общины и

увеличением численности различного рода социальных изгоев

- изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, которые, с одной стороны, все

более стремились не к боевой славе и служению князю, а к богатствам, с другой - главной

ценностью стали считать не движимое имущество, а землю.

3. Зависимое население.

Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могла жить как в крестьянских общинах, которые несли повинность в пользу государства, так и в вотчинных. Те смерды. которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу.

Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодала в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на своего кредитора и подчиняться ему. пока не вернет долг.

Разорившиеся общинники часто шли в кабалу по договору - "ряду", за что и звались рядовичи.

В княжеской и боярской вотчине были рабы - холопы и челядь. То были военнопленные и даже бездомные соплеменники. Другими источниками холопства были женитьбы на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Хозяин полностью распоряжался жизнью своего раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования рабского труда был очень широким - от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане - от "огнище" - дом). Запрещалось обращение в рабство за долги.

Главной формой эксплуатации различных категорий сельского населения в X-XIIвв была натуральная повинность. Как правило, дважды в год зависимые крестьяне отвозили своим хозяевам оговоренное количество продуктов, скотины, холстов и т.д.

Важным явлением в хозяйственной и политической жизни Древней Руси стало появление большого числа городов. Основной категорией населения в них были ремесленники и торговцы. Несмотря на усиление власти князя и бояр, сохранилась высокая роль вечевых органов власти. Городское вече ведало вопросами войны и мира, объявляло созыв ополчения, порой даже могло сменить князя. Право голоса на вечевых собраниях принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам.

XI. Государственный строй и политическая жизнь в XIв.

И.Я.Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во второй половине XIв пришли города-государства с республиканской формой правления (вече).

Большинство историков определяют древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским - защитником земли, законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.

Особенности раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи военной демократии и ограничивавших княжескую власть:

1. Вече. Известно, что активно действовало в Новгороде на протяжении всего XIв и позднее. О его существовании в Киеве известно меньше.

2. Двоякую роль играла княжеская дружина. С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а с другой - сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Наиболее авторитетные старшие дружинники, составлявшие постоянный совет князя (думу), назывались боярами. Младшие дружинники - рядовые воины - именовались отроками и гриди.

Самым крупным государством древнерусской Европы являлась Киевская Русь. При огромном наличии плодородных земель территория отличалась малым количеством населенных пунктов с низкой плотностью населения. Структура общества имела четкое разделение и была прописана в сборнике законов «Русская Правда».

Русская Правда и Правда Ярославичей

Юридический документ появился во времена правления Ярослава Мудрого, постоянно обновлялся и имел 3 редакции:

  • Краткая редакция. Включала 2 сборника: «Правда Ярослава» (1015-1054 гг.) и написанная его сыновьями «Правда Ярославичей».
  • Пространная редакция. Обновлена Владимиром Мономахом в XII в.
  • Сокращенная редакция. Написана Иваном III в XV веке в связи с реформой правовой системы (исключила устаревшие нормы Ярославичей).

Правда Ярославичей

Сборник X-XII вв. регулировал бытовые и политические отношения, прописывал методы процессуального права и уголовной ответственности, судебные разбирательства и способы решения бытовых проблем населения. Большую ценность документу придает информация о правовом положении категорий населения государства. В документе четко прослеживается мысль о господстве феодалов, тяжелом положении низшего сословия и полном подчинении властям зависимого населения.

«Русская Правда» сыграла положительную роль в период феодальной раздробленности и правового становления Московского государства.

Социальная структура

Согласно первому источнику (Правде Ярославичей) население древней Руси делилось на категории:

Высшее сословие

  • Князья – главные личности управленческого аппарата. К ним относились потомки Рюрика, которым власть передавалась по старшинству.
  • Бояре– знатные и богатые люди, приближенные и советники князя. Это свободные аристократы, которые владели большим количеством земель, имели в подчинении рабов, держали в руках судебную власть.
  • Дружинники– воины главного княжеского отряда, осуществлявшие судебную власть от имени правителя. Они управляли личным хозяйством князя, имели высокое денежное пособие.
  • Духовенство– главные жрецы (до принятия христианства), патриархи.

Судить священнослужителей могла только церковь.

Среднее сословие

  • Горожане – люди, живущие в городе и занимающиеся каким-либо ремеслом. В эту же группу входили торговцы, неместные купцы.
  • Общинники– свободные крестьяне, имеющие свое хозяйство. Они являлись членами сельской общины, имели право выступать на политических собраниях, оказывали влияние на принятие государственных решений.
  • Младшая дружина– охрана бояр и высшего духовенства. В их обязанности входили: сбор налогов, доносы, помощь в работе судебных заседаний.
  • Словене– новгородцы, свободные от налогов и подчинения высшему сословию (по приказу Ярослава).

Низшее сословие

  • Смерды – изначально свободные люди, несшие повинность князю за какой-либо проступок. Они мели собственную землю, платили налоги и могли быть призваны на воинскую службу.
  • Закупы– временно несвободные крестьяне, взявшие в долг что-то у феодала, или работающие на него из-за нужды.
  • Холопы – зависимые от бояр люди, не имевшие собственное хозяйство. Они работали по дому или во дворе работорговца, могли быть проданы или убиты.
  • Челядь– рабы, взятые в плен или купленные на рынке. Их использовали в качестве прислуги, работников по кухне и двору, могли постоянно избивать и насиловать.

С принятием христианства на Руси, жизнь холопов и челяди улучшилась. Они постепенно приобретали свободу и даже наследовали часть имущества своего хозяина (в случае рождения детей от господина).

Категории населения по Русской Правде

В «Русской Правде» Ярослава Мудрого фиксируются наказания за различные виды преступлений в зависимости от сословия. Так, за убийство боярин мог откупиться несколькими монетами, а горожанин становился зависимым холопом на много лет.

Теперь попробуем представить себе социальную структуру древневосточного общества. Естественно, что оно не было однородным, гомогенным. Но различия между его слоями, стратами не могли быть классовыми, потому что члены этого общества не различались по своему отношению ни к собственности, ни к способам получения дохода.

S причастен к власти, является членом правящей элиты;

S получает собственность от власти за особые заслуги;

S беспрекословно служит власти.

И дело здесь не в размере земельного владения. И общинная земля, и земля отдельной семьи, и княжеский удел, по территории равный некоторым современным европейским государствам, — все эти земельные владения могли принадлежать частным лицам, семьям и общинам только при соблюдении одного из трех условий.

В результате в восточных обществах формировалась не классовая, а сословно-кастовая система. То есть социальные страты формировались в зависимости от хозяйственных или государственных функций их членов.

Основной массой исполнителей «царских работ», имеющих общегосударственное значение, были «свободные» общинники. Слово «свободные» написано в кавычках не случайно. Дело в том, что понятие свободы вообще не может быть применено к древневосточным обществам. Сельские соседские общины (длительное время сохранявшие и кровно-родственные связи), служилый люд, военная и чиновничья аристократия и даже служители культов — все были «рабами» верховного царя, деспота.

А были ли на Востоке рабы в собственном смысле этого слова? Естественно, были. Но, скажем, в той же Индии рабы находились вне каст, они выполняли самую грязную и тяжелую работу, которую не полагалось делать членам кастового населения. Это — неприкасаемые (чандала). До них нельзя дотрагиваться, потому что они «грязные». Их удел — уборка мусора и нечистот, убой скота, работа с трупами, в лучшем случае — тяжелый труд на каменоломнях. Они же — палачи, знахари, актеры. Рабы в собственном смысле этого слова, как правило, приобретались на невольничьем рынке или захватывались в виде военной добычи. Рабы — это иноплеменники, инородцы. Конечно, на Востоке существовало и долговое рабство соплеменников. Но социальное положение раба-должника несравненно более благоприятное, ведь это «свой» раб, который отработает свой долг и снова станет свободным. Раб-соплеменник порой — неполноправный «член семьи», живущий в доме кредитора и свободно общающийся со своим хозяином, членом того же сословия или касты. Иноплеменник же — вечный чандала, неприкасаемый из поколения в поколение.

В восточных обществах рабы не имели существенного производственного значения. Главными производителями материальных благ, прежде всего сельскохозяйственной продукции, основной рабочей силой в строительстве были огосударствленные соседские общины. В этом главная особенность восточной экономики и основная причина консерватизма восточных обществ.

Особенности восточной экономики порождали и своеобразную форму финансово-экономических взаимоотношений между собственниками базовых средств производства (земли и воды) и их пользователями.

А теперь возвращаемся в Древний Восток и обнаруживаем, что здесь отношения не столь сложны, как в современном мире. Дело в том, что государство и собственник земли — это один и тот же институциональный субъект и даже просто одно и то же физическое лицо. И все выплаты, которые осуществляет землепользователь, будь это общинник или аристократ, сосредоточиваются в царской казне. В этих условиях невозможно отделить ренту (плату за землю) от налога (принудительного изъятия в пользу государства у его подданных). И чтобы не было никаких сомнений в том, кто является получателем доходов, в историко-экономической науке закрепилось особое определение доходов древневосточной казны: рента-налог. В данном случае безразлично — поступает ли царю доход в виде денежных выплат, продуктов или труда. Все три формы существовали в древневосточных обществах. Например, в I тысячелетии до н.э. в Китае существовали большие казенные поля, которые обрабатывались «свободными» общинниками, а урожай (преимущественно риса) поступал в царские закрома. Из этого продовольственного фонда и осуществлялись регулярные раздачи служилым людям, а также раздачи населению в экстраординарных ситуациях.

• Экономика древних восточных цивилизаций основывалась на гипертрофии государственной собственности и государственного хозяйствования.

• Частная собственность существовала, но только в виде «дочерней» по отношению к государственной собственности и в тесной взаимосвязи с ней.

• Общественные отношения в древневосточных цивилизациях формировались на базе сословно-кастового (а не классового) строя и системы «поголовного рабства».

• Собственно рабский труд не имел большого производственного значения, основными, непосредственными производителями материальных благ были члены сельских соседских общин.

• Поскольку собственником базовых средств производства, земли и воды, было государство, олицетворением которого становился восточный деспот, постольку все поземельные отношения строились на базе выплат и, соответственно, мобилизации в царской казне недифференцированной ренты-налога.

• В древневосточных деспотиях формировалась патерналистская система мобилизационно-раздаточной экономики.

• Итоговое содержательное определение социально-экономической жизни восточных обществ: это система огосударствленных общин.

«На миру». Картина Сергея Коровина

«На миру». Картина Сергея Коровина (1893 год)

Община как форма самоуправления крестьян, живущих в одном селе, существовала в России с древних времён. Сами крестьяне называли такие объединения «обществом» или «миром», в Малороссии — «громадой». Эти неформальные объединения занимались управлением общими (мировыми) землями, распределением и перераспределением наделов между отдельными хозяйствами.

В рамках общины существовали две основные формы землевладения — общинное и подворное. Наиболее распространённым было общинное владение, при котором вся земля находилась в собственности самой общины. В 1905 году в европейской части России такое владение распространялось на 109,5 млн гектаров, с которых кормилось 9,2 млн крестьянских дворов. При подворном землевладении каждое крестьянское хозяйство получало выделенный участок раз и навсегда. Таких хозяйств было 2,8 млн, в их владении находилось 26 млн гектаров.

При общинном землевладении крестьяне на сходе периодически проводили передел (перераспределение) общей земли между хозяйствами, принимая в расчёт размер семей, их способность обрабатывать эту землю и уплачивать подати. Для каждого участка устанавливался размер тягла, то есть той доли денежных сборов, которую надлежало вносить в общую кассу общины. Учитывалось появление новых семей и исчезновение старых. Иногда сход мог ограничиться накидками и скидками — увеличить надел одного хозяйства за счёт уменьшения другого, не касаясь прочих земель. Как правило, земля отрезалась у вдов и стариков, уже не способных её обрабатывать, и передавалась крепким, увеличившимся семьям.

Для государства важной функцией общины был сбор налогов, основанный на принципе круговой поруки: члены общины как бы ручались друг за друга и несли коллективную ответственность за полное и своевременное поступление всех податей. Казна требовала уплаты налогов в целом с общины, а её члены сами решали, сколько должно выплатить то или иное хозяйство. Если какая-то семья оказывалась не состоянии заплатить сполна, недостачу должны были покрыть другие члены общины.

«Сбор недоимок». Картина Алексея Корзухина

Первые упоминания принципа круговой поруки в России встречаются в «Русской Правде». Он применялся при выплате штрафа жителями определённой местности, если там совершалось уголовное преступление — например, убийство. Со временем сферу применения круговой поруки ограничили сбором налогов. Так, в Московском государстве ответственность перед властями за недоимку несли сборщики податей или, например, воеводы, в ведении которых находились земли, где проживали неплательщики. Под страхом этой ответственности они могли при взыскании недоимок применять принципы круговой поруки к сёлам, где жили должники, хотя это ещё и не было подкреплено законом.

С конца XVIII века началось законодательное оформление ответственности крестьянской общины за долги своих членов. В 1797 году было принято правило, согласно которому недоимка, накопленная по долгам отдельного хозяйства, взыскивалась со всего общества в наказание за то, что «видя сотоварища своего в леность и нерадение впавшего, к трудам и исправлению своего долга не старалось его обратить».

К середине XIX века участие общины в сборе налогов оформилось окончательно. Специальные казённые палаты исчисляли общую сумму сборов (окладной лист) со всей общины с указанием разновидностей платежей (казённых, земских, мирских и т. д.). Они не занимались учётом изменений в численном составе общины и экономическом положении её членов, а также распределением платежей между крестьянскими хозяйствами. Это было функцией самой общины.

Раскладочный приговор (распределение сборов по крестьянским дворам) утверждался в начале года на сельском сходе при принятии решения о переделе земли, скидках и накидках. Развёрстка податей между домохозяйствами проводилась с учётом тягловой повинности, которая зависела от размера и качества земли на обрабатываемом наделе. Платежи уменьшали для погорельцев, семей, потерявших кормильца, дворов, переживших падёж скота. Таким образом, снижая размер повинностей или снимая их вовсе, община спасала ослабевшие хозяйства от разорения, давая им возможность восстановиться. Недоплаченные такими дворами суммы перераспределялись между остальными. В этих случаях доля платежа, приходившаяся на зажиточных домохозяев, превышала иногда 100 рублей.

Принцип круговой поруки в общине был выгоден государству и повышал собираемость налогов. С неисправного плательщика всё равно почти нечего было взять. Земельный надел принадлежал общине в целом и не мог быть изъят по долгам отдельного крестьянина. По закону, нельзя было забрать у крестьянской семьи её дом и имущество сельскохозяйственного назначения: единственную корову, производственный инвентарь, семена. Остальное же имущество обычно стоило не много.

Иногда община следила за хозяйственной деятельностью своих ненадёжных членов, не допуская их до разорительных поступков и даже распоряжаясь их денежными средствами. Сход мог избирать особых лиц, чтобы оказывать нравственное влияние на крестьян, понуждения их к своевременной уплате податей. Крестьянин села Млечи Трубчевского уезда Орловской губернии Николай Иванович Сеченов жаловался в Сенат на решение мира, который отобрал его надел. Проверка показала, что Сеченов имел за 17 лет недоимку в размере 51 рубля, которую погасила община. Поэтому 20 января 1885 года сход постановил забрать наделы у Сеченова и передать их Тимофею Соловьёву, исправному и благонадёжному плательщику. По результатам дознания волостной старшина сообщал: «Николай Сеченов ничего не платил, хозяйства никакого не имеет, вообще, человек неблагонадёжный, сидел в тюрьме за воровство, был наказан волостным судом за неуплату податей розгами, а землю домогается, чтобы продать её другим».

После 1903 года даже такие случаи стали редкостью, поскольку круговая порука была отменена в 46 губерниях европейской части России, а в 1905 году — повсеместно. Обложение крестьян налогами стало индивидуальным и производилось уже без участия общин.

Выводы (исторический и финансовый)

Традиционная задача общины — управление общими землями. В глазах государства основной функцией общины были сбор и уплата налогов в казну

Крестьянское хозяйство, которое было способно уплачивать налоги, но уклонялось от этой обязанности, сурово наказывалось. Хозяйство, которое своевременно уплачивало налоги, поощрялось

Круговая порука иногда спасала крестьянское хозяйство от разорения, а иногда приводила к изгнанию крестьян из общины

Читайте также: