Суверенитет налоги государство публичная власть флаг обобщающее понятие

Опубликовано: 02.05.2024

Тест для проверки знаний по теме "Государство" на уроке обществознания в 9 классе

ВложениеРазмер
test_gosudarstvo.docx 31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Государство» 9 класс. 1 вариант.

1.Что является признаком любого государства?

1) верховенство права

2) выборность высших органов власти

2.Тоталитарный режим отличает

1) всесторонний контроль государства над жизнью общества

2) гарантия прав и свобод граждан

3) деятельность свободной прессы

4) наличие государственного аппарата

3. Что понимается под формой правления государства?

1) организация высших органов власти

2) политический режим

3) распределение власти по территории страны

4) политическая система

4. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

2) Совет безопасности

3) Федеральное Собрание

4) Общественная палата

5. Что является отличительным признаком демократического режима?

1) федеративное устройство

2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод граждан

4) наличие публичной власти

6. Постоянная политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях

7. Парламент наложил вето на законопроект, предложенный монархом, обратился в Конституционный суд с просьбой дать заключение о соответствии законопроекта Конституции. В условиях какой формы правления возможна подобная ситуация?

1) парламентской республики

2) абсолютной монархии

3) ограниченной монархии

4) президентской республики

8.Отличительным признаком правового государства является

1) республиканская форма правления

2) наличие конституции

3) развитая система социального обеспечения

4) принцип разделения властей

9. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике называется

1) государственным суверенитетом

2) политическим режимом

3) разделением властей

4) функцией государства

10.К органам законодательной власти РФ относится

1) Правительство РФ

2) Верховный суд РФ

3) Федеральное Собрание

11.Для монархии как формы правления характерна(-ен)

1) передача верховной власти по наследству

2) коллективный принцип принятия решений

3) регулярная сменяемость органов государственной власти

4) выборность высших органов власти

12 В приведенном списке указаны черты сходства абсолютной и ограниченной монархии и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) монарх передает свою власть по наследству;

2) монарх вынужден считаться с мнением парламента;

3) для принятия или отмены закона достаточно воли монарха;

4) является формой правления в государстве.

13 На уроке ученик получил задание сравнить два вида республик: парламентскую и президентскую. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) Глава правительства — лидер партии, победившей на выборах.

2) Президент является главой государства.

3) Парламент обладает законодательной властью.

4) Президент избирается всенародным голосованием.

14.Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А) свободные выборы в органы государственной власти

Б) правовое государство

В) обязательная государственная идеология

Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества

Д) многопартийная система

Тест по теме «Государство» 9 класс. 2 вариант.

1. Что является признаком государства любого типа?

1) наличие двухпалатного парламента

2) наличие правоохранительных органов

3) всенародное избрание главы государства

2. Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является

3.Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

1) гражданским обществом

4) правовым государством

4.В нашей стране подписывает и обнародует закон

1) глава Правительства

3) Председатель Совета Федерации

4) Генеральный прокурор

5.Отличительным признаком федеративного государства является

1) избрание высших органов государственной власти

2) верховенство исполнительной власти

3) наличие органов местного управления

4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

6.Палатой Федерального Собрания в России является

1) Совет безопасности

2) Общественная палата

3) Совет Федерации

4) Верховный Суд

7.Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности

1) форма правления

2) государственное устройство

3) политическая система

4) политический режим

8.В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия

2) парламентская республика

3) абсолютная монархия

4) президентская республика

9.Представителем какой ветви государственной власти является председатель правительства?

10. Совокупность способов осуществления государственной власти – это форма

2) политического режима

3) государственного устройства

11.К органам исполнительной власти РФ относится

1) Правительство РФ

2) Верховный суд РФ

3) Федеральное Собрание

4) Государственная Дума РФ

12.Только для правового государства характерна(-но)

1) система законодательства

2) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

3) многообразие средств массовой информации

4) деятельность главы государства в строгом соответствии с законом

13.В приведенном списке указаны черты сходства понятий «государство» и «правовое государство» и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) верховенство закона;

2) наличие органов и структуры правления;

3) государственный суверенитет;

4) система разделения властей.

14.В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y — тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

1) пресечение нарушений общественного порядка;

2) наличие органов исполнительной власти;

3) свободные выборы на альтернативной основе;

4) вынесение приговоров внесудебными органами.

14. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) обеспечение правопорядка

Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г) участие армии в военных учениях совместно с армией другого государства

Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.

Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.

Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.

Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние. При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

19. Средства массовой информации как «четвертая власть»

Интерес к средствам массовой информации как к носителю возможностей влияния на мысли и чувства людей, их побуждения и поступки возник в последние десятилетия XX в. и был тесным образом связан с глобальным распространением прессы, радио, телевидения и Интернета по всему миру. При этом, чем более увеличивался интерес, тем чаще звучало мнение о том, что СМИ по своей сути представляют не что иное, как инструмент манипулирования людьми с целью внедрения угодных властям политическим и экономическим правящим кругам идей и устремлений, формирующих мысли и потребности человека. Эти желания никогда не могут быть до конца удовлетворенными, т.к. человек, едва успев обрести вещь последней марки или модели, видит рекламу новой и снова чувствует непреодолимое желание приобрести ее.

Понятно, что четвертой властью средства массовой информации стали называть, желая продолжить список властей, на которые, согласно сложившимся канонам, разделена вся власть в государстве (законодательная, исполнительная и судебная). Что же дает аналитикам возможность говорить о СМИ как о целом аппарате управления людьми, наделенном властью? Прежде всего, следует сказать несколько слов о том, какого рода эта власть. В отличие от власти над физическими проявлениями человека (ограничением его проявлений в пространстве и времени) средства массовой информации завладевают душой и помыслами такая власть является куда более мощной и всепроникающей. Если ограничив перемещение человека или его свободу, мы не можем гарантировать, что за этим изменятся и его помыслы, то СМИ нацеливаются прежде всего на них, с тем чтобы потом исходя из искусственно сформированных идей и устремлений человек собственнолично, по «свободному» желанию ограничивал себя и во всех прочих отношениях. Пути для такого влияния многочисленны: внушение разного рода идей с экрана телевизоров, пропаганда, изображения и звуковой ряд, подобранные специалистами определенным образом для того, чтобы беспрепятственно проникать в мозг человека и воздействовать на него в нужном направлении.




Наиболее ярким примером воздействия на человека средств массовой информации может служить реклама, причем не одну только рекламу товаров народного потребления, но и рекламу политических деятелей, партий и движений и даже самих идей, мощными потоками выливаемую всеми без исключения средствами марсовой информации в период разного рода избирательных кампаний.

Однако наряду с точкой зрения о том, что СМИ представляют собой четвертую власть, манипулирующую мыслями и поступками людей и направляющую их к поставленной кем-то цели. Существует и противоположная точка о том, что это не может быть правдой, потому как власть над помыслами не означает власти над человечеством, да и так ли сильна эта власть, если во время рекламных роликов почти все человечество переключается или же попросту выключает телевизор.

На вопрос о том, являются ли средства массовой информации властной структурой, может быть названо две точки зрения:

1) СМИ – действительно четвертая власть, хотя у них нет аппарата насилия, но они могут формировать общественное мнение;

2) называть СМИ четвертой властью — ошибка. Да, так говорят, но ведь это метафора. Государство составляют три власти. Четвертой быть не может. Власть – это ответственность. Когда власть перестает быть ответственной, она перестает быть властью.

Телевидение не несет той ответственности, какую несет политический деятель. И в нормативной стабильной обстановке телевидение властью быть не должно. Оно должно информировать, анализировать, развлекать.

Телевидение лишь транслирует, передает то, что обладает властью: идеи или слова.

Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, Указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово – промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ.

СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики, таких как политические партии, общественные организации, отдельные политические группировки внутри правящей элиты и органов военного управления. Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов.

С другой стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на неё обратное влияние. В современных условиях это влияние настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как «четвертая власть» (на ряду с законодательной, исполнительной и судебной). Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они «властвуют» над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом. Сегодня не возможно представить политическую деятельность без прессы, радио и телевидения. Они вторгаются во все сферы деятельности политического руководства страны. СМИ способны служить различным политическим целям: от поддержки политической власти до дезинформации населения в угоду каких – то оппозиционных групп. Поэтому в обществе, как правило, ведется открытая или подспудная борьба между различными политическими силами за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах, как политических, так и экономических, идейных и других.

Вопрос. Суверенитет

Суверенитет (через нем. Souveränität от фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Для обозначения этого понятия используется также термин государственный суверенитет для отличия от понятий национального и народного суверенитета. В современной политологии рассматривается также суверенитет личности или гражданина.

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права. Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства. В Вестфальском мирном договоре признавался территориальный суверенитет за государственными образованиями. Суверенитет не полный: правитель по-прежнему считался вассалом императора, не мог заключать договоры с иностранными государствами, направленные против императора. Правитель был обязан принимать участие в органах управления империи (рейхстаг, окружные собрания), участвовать в расходах на содержание имперской армии и имперских учреждений, обеспечивать исполнение на территории своего княжества решений имперского рейхстага, суда и иных имперских органов. Независимость предоставлялась в области внутренних дел, таможенного и налогового законодательства, в организации вооружённых сил.

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально присущим любой нации. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития .
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования.

Суверенитет в современном мире

В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение.

В 2000 году под эгидой ООН была создана «Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета». В своем докладе комиссия указывает, что суверенитет не только предоставляет государствам право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагает непосредственную ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В докладе также высказывается мнение о том, что в том случае если государство не способно защитить людей — будь то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к широкому международному сообществу. Позиция комиссии нашла отражение в новой норме международного права, получившей название «Обязанность Защищать».


Термины в модуле (15)

***Алексеев: Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

***Теория Крадина:
теория самостоятельного пути эволюции обществ кочевников-скотоводов, которая была изложена в его монографии «Кочевые общества» (1992). Крадину удалось создать целостную теорию особого экзополитарного (от греч. «экзо» — наружу и «полития» — суверенное общество, государство) способа производства, под которым подразумевалось, что наиболее крупные общества кочевников основывались на различных способах внешней эксплуатации земледельческих обществ (набеги, вымогание даров, завоевания и др.). Позднее он стал использовать другой термин — «ксенократия». В последующие годы эти идеи, но уже с других методологических позиций были развиты в его книгах и статьях, посвященных наиболее крупным обществам кочевников, так называемым «кочевым империям» — хунну, киданям, монголам и др. По сути дела им была разработана целостная теория кочевых империй, которая была воплощена в серии монографий

Кочево́е госуда́рство — термин, принятый в исторической литературе для обозначения особой формы организации власти, присущей обществам кочевого типа. Основой такого государства была не инфраструктура (караванные пути и города (поселения) центры торговли и ремесел) на определённой территории (которая также не исключалась), а стратегически важное значение земли, обладание которой давало основу существования государства. Земля была нужна прежде всего для прокорма скота.

Кочевые империи (по Крадину):
Номадизм - кочевничество

Само слово "империя" обозначает такую форму государственности, которой присущи два главных признака: 1) большие территории и 2) наличие зависимых или колониальных владений. В таком случае кочевую империю можно дефинировать как кочевое общество, организованное по военно-иерархическому принципу, занимающее относительно большое пространство и получающее необходимые нескотоводческие ресурсы, как правило, посредством внешней эксплуатации (грабежей, войн и контрибуций, вымогания "подарков", неэквивалентной торговли, данничества и т.д.).
Можно выделить следующие признаки "кочевых империй":
1) многоступенчатый иерархический характер социальной организации, пронизанный на всех уровнях племенными и надплеменными генеалогическими связями;
2) дуальный (на крылья) или триадный (на крылья и центр) принцип административного деления империи;
3) военно-иерархический характер общественной организации "метрополии", чаще всего по "десятичному" принципу;
4) ямская служба как особый способ организации административной инфраструктуры;
5) специфическая система наследования власти (империя - достояние всего ханского рода, институт соправительства, курултай);
6) особый характер отношений с земледельческим миром

Исторя с суверенитетом вообще началась с Франции - идея была выработана как «спасения от внутриполитических трудностей». Жан Боден (легизм чек) дал первое определение суверенитету в 1576 году. Оно имело юридический оттенок, но опиралось на политическую реальность - «Он бросает испытующий взгляд на всю Европу, чтобы при помощи новых парадигм суверенитета и государства навести порядок в сумятице европейских феодальных связей. Он полагает, что уже несколько европейских стран можно считать суверенными государствами: кроме Франции это Англия, Шотландия, Дания, отдельные кантоны Швейцарии, Московское княжество, Польша. На итальянской земле только одно государство представляется ему суверенным — Венеция. В Германии суверенными не являются ни кайзер, ни князья, ни имперские города». Франция стала прототипом и классическим примером того, что понималось под совершенным образом суверенной власти.

Исходя из новой парадигмы государства, начинается постепенное преодоление феодальной и сословной неразберихи Средневековья. Государство создает территориально замкнутое единство. Специфические средства организации единой государственной власти известны: государственная армия, государственные финансы и государственная полиция. Право все больше преображается в государственное право, в проводимый государственной юстицией закон и находит соответствующее выражение в государственной кодификации законов. Средневековые корпорации и институты, феодальные, сословные или церковные союзы теряют свой смысл и значение - это всё является периодами развития суверенитета:

1) начало положено уже понятием государственного суверенитета: суверенное государство — это не только новая парадигма, отрицающая в целом средневековые имперские и общинные уложения, но и прежде всего новая парадигма пространства. Изменение планетарной картины Земли и мира в результате кругосветных путешествий и открытие нового континента влекут за собой изменение всех существующих отношений ---> «современность 16 века». Ибо с точки зрения пространственного порядка это понятие суверенного государства было привязано к определенному представлению о суше и Земле. Это было континентальногосударственное понятие. Оно представляло собой лишь одно из многих последствий великой пространственной революции этого и последующего столетий. Оно прежде всего не охватывало другую, куда более широкую сторону, оно не включало и не подразумевало моря (уже в 17-18 веке развиваются категории береговой линии и открытого моря - у Пуффендорфа, суверенитет государтва на прибрежные воды). «Суша отходит под юрисдикцию государства, море остается свободным, то есть независимым от государства, не входящим в него - развивается удивительный дуализм европейского международного права последних столетий». **Рассуждения о том, что дифференциированное «международное право» не совсем верно, ибо в действительности здесь параллельно действуют два никак не связанных между собой типа международного права. Возникает европоцентричное устройство мира, но оно сразу же распадается на сушу и море. Суша разделена на территориально замкнутые государственные области суверенных государств, море, напротив, остается свободным от государства. Что это означает в межгосударственном международном праве, в котором всеобъемлющей парадигмой является государство? Море не знает границ, и оно становится, игнорируя географическое положение и соседство, единым пространством, которое должно оставаться «свободным» как для мирной торговли, так и для ведения войн между любыми государствами.--->именно из этого вырастает различие между более жестокими морскими войнами («тотальный образ врага») и войнами на суше, где государства были в статусе комбатантом

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава II.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 10. Государство, его признаки и формы

Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д. Государство – главный институт власти. Посредством государства органы власти реализуют свою политику.

Таким образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Есть три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства: общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.

Согласно общественному подходу, государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Сущность классового (марксистского) подхода можно выразить так: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классового господства, подавления одних классов другими. По мнению сторонников политико-правового подхода, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Определенный смысл есть во всех трех позициях. К ошибкам и заблуждениям ведет абсолютизация одной из них.

Государство характеризуется рядом устойчивых признаков.

1. Наличие публичной власти, имеющей определенную социально-классовую, экономическую основу.

2. Существование особой политической организации.

3. Деление населения по территориальным единицам (территориальное деление населения в масштабах всей страны).

4. Суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах.

5. Выполнение ряда функций, в основе которых лежат определенные обязанности по отношению к обществу: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей и др.

6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и др.

Все признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.

Признаки государства
ОсновныеДополнительные
1. Территориальная организация власти и населения.
2. Государственный суверенитет.
3. Аппарат управления (публичная власть).
4. Армия.
5. Правоохранительные органы, суды.
6. Налоговая служба.
7. Монополия государства на правотворчество (конституция и законы)
1. Единое экономическое пространство.
2. Столица.
3. Государственные символы (герб, гимн, флаг).
4. Государственный язык.
5. Единая денежная система.
6. Энергетическая и транспортная системы, связь.
7. Внешняя политика.
8. Единое информационное пространство

Охарактеризуем некоторые из этих признаков.

Государство не может существовать без территории, которая включает: сушу, недра, водное и воздушное пространство.

Государство защищает свою территорию от нападений врагов и осуществляет свою власть в её пределах.

Население государства (народ или народы) проживает на территории государства.

Аппарат управления — система государственных органов, осуществляющих публичную (государственную) власть.

Суверенитет государства — это его независимость, самостоятельность в решении всех вопросов внутренней и внешней политики.

Всё, чем непосредственно занимается государство, выполняя задачи, стоящие перед ним, относится к функциям государства.

Таким образом, функции государства — это главные направления деятельности государства для выполнения своей роли в обществе.

Функции государства разделяют на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся: политическая, экономическая, социальная, правоохранительная, экологическая, культурная, информационная, транспортная, борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций и др.

Внешние функции включают: дипломатическую, по обороне страны, внешнеполитическую, внешнеэкономическую, по культурному сотрудничеству, экологическую, информационную, а также участие в разрешении глобальных проблем.

Государство всегда имеет определенную форму, которая зависит от особенностей формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

По форме правления государства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются взаимоотношения между ними, кому принадлежит верховная власть. Если верховная власть осуществляется одним лицом и приобретается в порядке наследования, то перед нами монархия. Если органы верховной власти (в современном мире это, как правило, парламент) избираются на всенародных выборах, то речь идет о республике.


Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передаётся по наследству.

Монархии бывают абсолютными (власть единолично осуществляется монархом) и конституционными, или парламентарными (власть монарха существенно ограничена законодательной властью представительного органа, формирующего исполнительную власть). Некоторые исследователи выделяют также дуалистические монархии, в которых законодательная власть принадлежит представительным выборным органам, подчиненным монарху, возглавляющему исполнительную власть.


Заседание английского парламента

Республика (лат. res publica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.

Республики бывают президентскими (президент сочетает полномочия главы государства и правительства, не несет прямой ответственности перед парламентом и не может его распускать; например, США), парламентскими (президент является главой государства, но исполнительную власть осуществляет премьер-министр формируемого парламентом правительства; например, Италия, Индия) и смешанными (им свойственны черты как парламентской, так и президентской республики, сильная власть президента сочетается с широкими правами парламента; например, Франция, Россия).

Форма государственного устройства определяется особенностями деления страны на административно-территориальные единицы и автономные образования. С этой точки зрения различают унитарные и федеративные государства (§ 21 учнбника). Выделяют также конфедерации и содружества государств.


Политический режим – это способ властвования, совокупность:

• средств и методов воздействия на общество, применяемых властями;

• уровня политического сознания;

• состояния политической культуры населения.

Режимы бывают демократическими, авторитарными, либеральными, антидемократическими.


К антидемократическим режимам относятся деспотический, тиранический, тоталитарный. Их примеры вы изучали в курсах истории Древнего мира, Средних веков и Новейшего времени.

Признаки тоталитарного режима: тираническая, диктаторская власть; тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей; бессудные репрессии; милитаризация общественной жизни; монопартийность и моноидеология и др. Таковы, например, германский фашизм 1930–1940-х гг., СССР сталинского периода, режим Мао Цзэдуна в Китае, режим «красных кхмеров» в Камбодже в 1970-е гг.

При авторитарном режиме власть, как правило, соблюдает основные гражданские свободы, но ведет себя по отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц; правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся нерегулярно и часто фальсифицируются; средства массовой информации не отражают весь спектр мнений различных слоев населения и т.д. Режим Франко в Испании; генерала X. Перона в 1960-е гг. в Аргентине; генерала А. Пиночета, установленный в Чили в 1973 г., – примеры авторитарных режимов.

Для либерального режима характерны: формальное равенство граждан, многопартийность, выборность госорганов, реализация принципа разделения властей и децентрализации. Существует в странах с высоким уровнем экономического, политического и социального развития, где основой являются рыночная экономика и частная собственность (Япония и некоторые страны Европы).

Признаки демократического режима (демократии): народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов при уважении волеизъявления меньшинства); строгое соблюдение прав и свобод человека; свободные и честные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и другой плюрализм; терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу. К демократическим странам относятся, например, Германия, Италия, США, Франция, Индия и др.


Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «государство».

2. Охарактеризуйте основные теоретические подходы к пониманию сущности государства.

3. Классифицируйте признаки государства, выделив основные и дополнительные.

4. Составьте таблицу функций государства и дайте их краткую характеристику.

5. Сравните формы правления и приведите их примеры.

6. Классифицируйте формы государственного устройства, дайте их характеристику и проиллюстрируйте примерами государств.

7. Используя Интернет, приведите примеры видов политических режимов.

8*. Вспомните историю Древнего мира и Средних веков и расскажите о государствах с деспотическим и тираническим режимами. Существуют ли сейчас такие государства?

9. Сравните либеральный и демократический режимы, определите их сходство и различия.

10. Классифицируйте основные признаки демократии.

Исследуем документы и материалы

Как свидетельствует опыт истории, именно с правом связывается утверждение начал демократизма, равенства, свободы. И напротив, антидемократическим режимам, диктаторским государствам право всегда мешало, и поэтому, как правило, периоды реакции, подавления демократических прав и свобод характеризуются тенденцией на свертывание правовых форм регулирования общественных отношений, переносом центра тяжести на внеправовые методы государственной деятельности.

1) Признаки монархии и республики. В каком государстве, как вам кажется, комфортнее жить современному человеку? Своё мнение обоснуйте.

2) Какие функции государства наиболее важные? Почему?

Темы для проектов и рефератов

1) Сравнительные характеристики политических режимов (на примерах из истории).

2) Функции государства.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.

Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.

Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.

Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.

Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние. При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

19. Средства массовой информации как «четвертая власть»

Интерес к средствам массовой информации как к носителю возможностей влияния на мысли и чувства людей, их побуждения и поступки возник в последние десятилетия XX в. и был тесным образом связан с глобальным распространением прессы, радио, телевидения и Интернета по всему миру. При этом, чем более увеличивался интерес, тем чаще звучало мнение о том, что СМИ по своей сути представляют не что иное, как инструмент манипулирования людьми с целью внедрения угодных властям политическим и экономическим правящим кругам идей и устремлений, формирующих мысли и потребности человека. Эти желания никогда не могут быть до конца удовлетворенными, т.к. человек, едва успев обрести вещь последней марки или модели, видит рекламу новой и снова чувствует непреодолимое желание приобрести ее.

Понятно, что четвертой властью средства массовой информации стали называть, желая продолжить список властей, на которые, согласно сложившимся канонам, разделена вся власть в государстве (законодательная, исполнительная и судебная). Что же дает аналитикам возможность говорить о СМИ как о целом аппарате управления людьми, наделенном властью? Прежде всего, следует сказать несколько слов о том, какого рода эта власть. В отличие от власти над физическими проявлениями человека (ограничением его проявлений в пространстве и времени) средства массовой информации завладевают душой и помыслами такая власть является куда более мощной и всепроникающей. Если ограничив перемещение человека или его свободу, мы не можем гарантировать, что за этим изменятся и его помыслы, то СМИ нацеливаются прежде всего на них, с тем чтобы потом исходя из искусственно сформированных идей и устремлений человек собственнолично, по «свободному» желанию ограничивал себя и во всех прочих отношениях. Пути для такого влияния многочисленны: внушение разного рода идей с экрана телевизоров, пропаганда, изображения и звуковой ряд, подобранные специалистами определенным образом для того, чтобы беспрепятственно проникать в мозг человека и воздействовать на него в нужном направлении.




Наиболее ярким примером воздействия на человека средств массовой информации может служить реклама, причем не одну только рекламу товаров народного потребления, но и рекламу политических деятелей, партий и движений и даже самих идей, мощными потоками выливаемую всеми без исключения средствами марсовой информации в период разного рода избирательных кампаний.

Однако наряду с точкой зрения о том, что СМИ представляют собой четвертую власть, манипулирующую мыслями и поступками людей и направляющую их к поставленной кем-то цели. Существует и противоположная точка о том, что это не может быть правдой, потому как власть над помыслами не означает власти над человечеством, да и так ли сильна эта власть, если во время рекламных роликов почти все человечество переключается или же попросту выключает телевизор.

На вопрос о том, являются ли средства массовой информации властной структурой, может быть названо две точки зрения:

1) СМИ – действительно четвертая власть, хотя у них нет аппарата насилия, но они могут формировать общественное мнение;

2) называть СМИ четвертой властью — ошибка. Да, так говорят, но ведь это метафора. Государство составляют три власти. Четвертой быть не может. Власть – это ответственность. Когда власть перестает быть ответственной, она перестает быть властью.

Телевидение не несет той ответственности, какую несет политический деятель. И в нормативной стабильной обстановке телевидение властью быть не должно. Оно должно информировать, анализировать, развлекать.

Телевидение лишь транслирует, передает то, что обладает властью: идеи или слова.

Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, Указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово – промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ.

СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики, таких как политические партии, общественные организации, отдельные политические группировки внутри правящей элиты и органов военного управления. Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов.

С другой стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на неё обратное влияние. В современных условиях это влияние настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как «четвертая власть» (на ряду с законодательной, исполнительной и судебной). Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они «властвуют» над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом. Сегодня не возможно представить политическую деятельность без прессы, радио и телевидения. Они вторгаются во все сферы деятельности политического руководства страны. СМИ способны служить различным политическим целям: от поддержки политической власти до дезинформации населения в угоду каких – то оппозиционных групп. Поэтому в обществе, как правило, ведется открытая или подспудная борьба между различными политическими силами за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах, как политических, так и экономических, идейных и других.

Вопрос. Суверенитет

Суверенитет (через нем. Souveränität от фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Для обозначения этого понятия используется также термин государственный суверенитет для отличия от понятий национального и народного суверенитета. В современной политологии рассматривается также суверенитет личности или гражданина.

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Уважение суверенитета — основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права. Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства. В Вестфальском мирном договоре признавался территориальный суверенитет за государственными образованиями. Суверенитет не полный: правитель по-прежнему считался вассалом императора, не мог заключать договоры с иностранными государствами, направленные против императора. Правитель был обязан принимать участие в органах управления империи (рейхстаг, окружные собрания), участвовать в расходах на содержание имперской армии и имперских учреждений, обеспечивать исполнение на территории своего княжества решений имперского рейхстага, суда и иных имперских органов. Независимость предоставлялась в области внутренних дел, таможенного и налогового законодательства, в организации вооружённых сил.

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально присущим любой нации. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития .
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования.

Суверенитет в современном мире

В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение.

В 2000 году под эгидой ООН была создана «Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета». В своем докладе комиссия указывает, что суверенитет не только предоставляет государствам право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагает непосредственную ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В докладе также высказывается мнение о том, что в том случае если государство не способно защитить людей — будь то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к широкому международному сообществу. Позиция комиссии нашла отражение в новой норме международного права, получившей название «Обязанность Защищать».

Читайте также: