Сущность и основные аспекты налоговых реформ

Опубликовано: 16.05.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муллагалина Г.Р.

Статья посвящена раскрытию сущности налоговой реформы, рассмотрению основных, самых распространенных и общепринятых видов налоговых реформ, а также вопросов, касающихся преобразования налоговой системы .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Муллагалина Г.Р.

Текст научной работы на тему «Сущность налоговой реформы в современной России»

деятельности плательщика, сбора за осуществление некоторых видов хозяйственной деятельности, сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Уплачивать единый налог могут организации со среднеучетным количеством наемных работников не больше 50 лиц и годовым объемом дохода не более 5 млн. гривен (около 475 тыс. евро). Основная ставка единого налога составляет 3% от дохода для плательщиков НДС и 5% - для неплательщиков НДС.

В Армении уплата упрощенного налога с оборота по реализации (ставка от 7% до 12%) заменяет уплату НДС, а также подоходного налога и налога на прибыль соответственно для физических лиц и организаций. Плательщиками данного налога являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых общая сумма оборота по реализации поставленных товаров и оказанных услуг (без НДС) в течение предыдущего года не превысила 50 млн. драмов (около 100 тыс. евро). Плательщики упрощенного налога исчисляют налог в отношении объекта налогообложения, определяемого за текущий год, по следующим ставкам к обороту по реализации: 7% - к сумме до 30 млн. драмов и 12% - к сумме свыше 30 млн. драмов.

Таким образом, мировая и отечественная практика показывает, что не существует единой системы налогообложения малого бизнеса: широкое распространение специальных налоговых режимов для малых предприятий получило в России и в странах ближнего зарубежья, тогда как в развитых странах применяются льготные ставки для малого бизнеса.

Список использованной литературы:

1. Вахитова З.Т. Некоторые аспекты финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий// Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. №10. С. 162-165

2. Вахитова З.Т. Значение малого бизнеса в производстве сельскохозяйственной продукции Тюменской области// Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3 (52-3). С. 339-342.

3. Вахитова З.Т. Роль малого бизнеса в структуре сельскохозяйственного производства России// Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 859-861.

4. Вахитова З.Т. Развитие малого бизнеса в агропромышленном комплексе// Научно-исследовательские публикации. 2015. №16(20). С. 31-37.

5. Вахитова З.Т. Оценка программ развития малого бизнеса на селе// Научно-исследовательские публикации. 2015. №16(20). С. 38-43.

6. Вахитова З.Т. Малый бизнес в сельском хозяйстве Тюменской области//Наука и мир. 2014. Т. 2. № 4(8). С. 20-21

7. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2014. - 321 с.

8. Ингман Н.И. Анализ существующих систем налогообложения малого бизнеса /Н.И. Ингман //Современная конкуренция.- 2015. - № 2. - С. 30 - 38

© Милоенко Е.В., 2016

Г.Р. Муллагалина, студентка Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ Научный руководитель: Р.Р. Яруллин, д.э.н., профессор, Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Статья посвящена раскрытию сущности налоговой реформы, рассмотрению основных, самых

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-1/2016 ISSN 2410-6070

распространенных и общепринятых видов налоговых реформ, а также вопросов, касающихся преобразования налоговой системы.

Налоговая система, налоговое бремя, результативные концепции, экономическая стратегия.

В современном мире, успешность перехода экономики и общества к устойчивому развитию в значительной степени определяется качеством построения налоговой системы и эффективностью функционирования налогового механизма страны. Достижение этих характеристик обеспечивается в результате налоговой реформы.

В результате реализации реформ обеспечивается эволюционное развитие налоговой системы и достигается временное ее соответствие текущей социально-экономической ситуации. Регулирование налоговыми реформами осуществляется, в первую очередь, в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, а также другими нормативно-правовыми актами в области бюджетной и налоговой политики.

В России современная налоговая реформа прошла шесть этапов:

1) первый этап (1990-1991 гг.) - начальный, или подготовительный: выработка и принятие пакета законов об отдельных налогах.

2) второй этап (1991-1998 гг.) - становление налоговой системы.

3) третий этап (1999-2000 гг.) - вступление в действие части первой НК РФ: определение общих принципов налогообложения.

4) четвертый этап (2001 - октябрь 2008 гг.) - вступление в действие части второй НК РФ: отработка отдельных налогов, регулируемых главами НК РФ.

5) пятый этап (октябрь 2008 - 2011 гг.) - налоговая система периода кризисной экономики.

6) шестой этап (2012 г. - наст.в.) - период посткризисной экономики, выдвижение задачи модернизации, внедрения инновационной экономики.

Исходя из укрупненной классификации этапов современной налоговой реформы, рассмотренной выше, следует понимать, что результативность российской налоговой системы требует резкого улучшения. Данное состояние не порождает значительных противоречий ни с чьей стороны, включая и нынешнее правительство. Разногласия начинаются скорее с вопроса о причинах низкой эффективности фискальной системы.

Низкую результативность выполнения государственных функций приходится возмещать повышенным размером расходов на его содержание, а реальный сектор экономики, в свою очередь, до такой степени слаб, что даже не очень высокое налоговое бремя является для него чрезвычайно высоким.

Стандартное снижение ставок означает только лишь сокращение налоговых поступлений - и ничего

Настоящая же налоговая реформа в наших обстоятельствах - это не просто снижение ставок, это система мер, которые гарантируют: формирование результативной концепции антистимулов для неплательщиков, вплоть до практического блокирования их предпринимательской активности; трансформация в предельно прозрачные и не избегаемые формы обложения с упором на косвенные налоги (прежде всего на потребление) и рентные платежи; сокращение номинального налогового бремени до уровня фактического и затем - некоторое повышение фактического налогообложения до уровня, близкого к среднеевропейскому.

Естественно, одним из главных условий и важнейшей предпосылкой налоговой реформы является повышение эффективности налоговых служб, четкое определение их прав и полномочий, искоренение коррупции в их рядах, без чего расширение полномочий налоговых органов приведет к повышению собираемости не налогов, а взяток. Но помимо этого можно сформулировать основополагающие моменты возникновения налоговых реформ:

1) начальной точкой налоговой реформы должно быть понимание того, что современную налоговую систему в имеющихся обстоятельствах невозможно заставить функционировать результативно - ее

предпосылкой считается наличие высокоразвитого гражданского общества и зрелых рынков, чего в России пока нет.

2) налоговая система должна быть содержательно связана с промышленной политикой и экономической стратегией государства в целом.

3) налоговую систему необходимо рассматривать не просто как средство обложения бизнеса данью, а как важный рыночный институт, который нуждается в комплексном реформировании с учетом всех аспектов его воздействия на экономику.

4) структура и содержание налоговой системы должны быть адаптированы к ныне существующим в России условиям, так чтобы величина и значимость отдельных видов налогов для фискальной и бюджетной систем соответствовала их реальной собираемости на федеральном и местном уровнях.

5) необходима серьезная предварительная аналитическая работа по определению степени уклонения от тех или иных видов налогов как в отраслевом, так и в территориальном разрезах с привлечением к ней квалифицированных экспертов из частных структур и академической среды.

6) необходимо тщательно продумать систему мер для мотивации выполнения налогового законодательства субъектами хозяйствования.

7) необходимо также юридическое урегулирование в той или иной форме вопроса об ответственности за налоговые нарушения, совершенные в прошлом, для того чтобы система стимулов и наказаний в этой области реально функционировала

Итак, в результате текущего этапа реформы эволюционным путем преобразована налоговая система: ликвидированы практически все низкодоходные и трудноадминистрируемые налоги, обеспечена преемственность сохранением каркаса системы из основных видов налогов, признанных общемировой практикой налогообложения (НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, ресурсных налогов и налогов на имущество), снижена налоговая нагрузка на производителей, повышена эффективность налогового администрирования.

Список использованной литературы:

1. Налоговый кодекс РФ, части первая и вторая // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, СПС "КонсультантПлюс", 2015.

2. Лермонтов Ю.М. Налоговые инструменты в борьбе с финансовым кризисом. - Москва, 2014. - с. 68.

3. Останов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. - СПб, 2013. - с.112.

4.Яруллин Р. Р, Домрачева М. В. Меры налоговой политики России в период кризиса// Инновационная наука: международный научный журнал: в 3 ч. 2016. №8. Ч. 1. С. 50 - 52.

5. Яруллин Р.Р., Насретдинов А.Г. Актуальные проблемы налоговой системы РФ. Современные проблемы финансово-кредитной системы: сборник научных статей / под общ. ред. профессора Р. Р. Яруллина.- Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 34-36.

© Муллагалина Г.Р., 2016

Муниров Д.Д. студент

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

Яруллин Р.Р.,д.э.н.,профессор, ИНЭФБ,БашГУ

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ Аннотация

Рассматриваются актуальные вопросы обеспечения финансовой безопасности как важнейшей

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Социально-экономические реформы последних лет изменили базовые основы экономики России: преобразовали ранее существовавшую систему формирования, распределения и использования государственных доходов, в том числе налоговых доходов, призванных обеспечить выполнение функций, возложенных на государство.

В этой связи большое значение приобретает реорганизация налоговой системы, ее использование для стимулирования предпринимательской деятельности, регулирования доходов населения и обеспечения регулярного поступления доходов в бюджеты всех уровней.

Налоговая реформа в России как составная часть экономических преобразований призвана способствовать решению не только общеэкономических, но и социальных задач. А выделение исторического аспекта в развитии налогообложения и его природы является необходимой мерой.

Целью исследования выступает рассмотрение ретроспективы развития налогообложения в России, поскольку только с пониманием, откуда и как зародился сам налог, можно понять, какое положение и роль он имеет на сегодняшний день. Кроме того, важной представляется возможность сделать определённые выводы и не допустить ошибок прошлых лет.

Материал и методы исследования

Теоретической и методологической основой является общенаучная методология, предусматривающая использование диалектической логики и системного подхода, положений экономической теории и теории налогообложения, трудов отечественных и зарубежных экономистов, законодательных и нормативно-правовых актов.

В процессе исследования применялись различные общенаучные и теоретические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, научная абстракция, метод теоретизации, группировки, табличный и др. Эмпирическую базу исследования составили: налоговое законодательство Российской Федерации, официальные публикации в научных и деловых периодических изданиях.

Результаты исследования и их обсуждение

Налоги – один из древнейших финансовых институтов. Они зародились в то же время, что и государство: в IV в. до н. э. – V в. н. э.– появились пути их взимания. Происхождение налогообложения взаимосвязано с переходом от присваивающей к производящей экономике, разложением родоплеменных сообществ, переходом к соседской общине, зарождением протогосударств и постепенной индивидуализацией труда и потребления. Налоги и налогообложение посодействовали возникновению общественно значимой деятельности, современное название которой соотносится с понятиями «налоговая деятельность» или «фискальная деятельность» [2].

Первоначально налоги образовывали незначительную часть общественных фондов, так как публичные затраты главным образом покрывались за счет добровольных пожертвований, военной добычи, доходов от общинной собственности.

Основополагающей стороной всех прошлых налогово-правовых сторон была и остаётся идея о налоге как развивающемся во времени компромиссе, начиная с определённого этапа человеческой истории. Этот компромисс обеспечивает естественное соглашение основополагающих начал общества и государства – частного интереса, частной собственности, с одной стороны, и публичного интереса, публичной собственности – с другой.

В развитии налогообложения принято выделять три основополагающих этапа (таблица 1) [4].

Понятие налогообложения в истории нашей страны также имеет очень глубокие корни. История налогообложения в нашей стране насчитывает более тысячи лет. Затрагивая вопрос возникновения и развития налогов в России, необходимо выделить основные периоды (рис. 1).

Исследуя организацию налогообложения в Древней Руси, мы приходим к выводам, что основной формой поборов в казну князя являлась дань. Её собирали двумя способами: князья с дружиной самостоятельно ездили по подвластным народам с целью её сбора или же они сами привозили дань в столицу – город Киев.

Исследуя организацию налогообложения в Древней Руси, мы приходим к выводам, что основной формой поборов в казну князя являлась дань. Её собирали двумя способами: князья с дружиной самостоятельно ездили по подвластным народам с целью её сбора или же они сами привозили дань в столицу – город Киев.

Но наиболее интенсивное развитие налогообложение получило в 15–20 веках (табл. 2) [7].

Этапы развития налогообложения

Первым этапом развития налогообложения являются Древний мир и Средние века (IV в. до н. э. – V в. н. э). На этом этапе происходит появления и развитие налогов. Так как государственные расходы увеличивались, налоги взимались в денежной форме, регулярно, увеличивался размер налогов. Со временем, налоги стали основным доходом государства.

Вторым этапом развития налогообложения является возникновение и становление капитализма (V–XVIII вв.). Этот этап можно охарактеризовать экономическими и общественными изменениями, и, как следствие, изменениями в налогообложении. Основной доходной частью государственных бюджетов становятся налоги. Налог приобретает те признаки, которые формируют его как правовую категорию.

Третьим этапом развития налогообложения является современный этап (со второй половины XIX в. до настоящего времени). В большинстве стран численность налогов в налоговых системах сокращается, увеличивается роль законодательства при их установлении и взимании.

Doc14.pdf

Рис. 1. Периоды развития налогообложения в России

Развитие налогообложения в России в 15-20 веках

Наиболее значимые события

Первые русские косвенные и прямые налоги ввел Иван III в XV веке. Тогда же появились первые целевые налоги: на выкуп ратных людей, на строительство засек–укреплений на южных границах, на создание регулярной армии и т.д. Великим мастером по «выбиванию» денег для наполнения казны был царь Иван Грозный. Для этого использовался правеж через наказание кнутом, пытки, конфискацию имения и ссылку в Сибирь.

Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века. В 1665 году был создан специальный орган – Счетная палата.

Система прямых налогов была изменена. Поземельное обложение сменилось подворным. Возрос удельный вес непрямых налогов–таможенных и кабацких. Так, в 1679–1680 на прямые сборы дали 53,3% всех доходов государства, а прямые 44%.

Петр 1: (1721–1725) налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы. Екатерина II: (1762–1796) налоговая система несколько упростилась. Павел 1: (1796–1801)18 декабря 1796 г. – «Замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами».

Доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, «питейный доход» и всего около 2/3 поступлений.

Наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия – 21–25%, акцизные и таможенные сборы – 20%, поступления от эксплуатации железных дорог – 18–23% государственных доходов.

В ХХ веке основу налоговых доходов бюджета образовывали: прямые налоги (пошлины, квартирный налог, подоходный налог, поземельный налог и др.).

Налоговая система того периода отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела конкретного принципа формирования.

В условиях планово-распределительной экономики СССР роль налогов в системе доходных источников государства была необоснованно принижена, а прямые налоги с населения не имели большого значения в формировании бюджета. Поступление налоговых платежей обеспечивало приблизительно 20 % доходов бюджета.

В конце XX века в ведущих индустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, которые были направлены на гармонизацию налоговых систем западноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и бюджетного дефицита. Многие теории, касающиеся налогов, получили теорию обмена. В основе этой теории заключается мнение, что налог является платой, которую каждый гражданин вносит за защиту от преступлений, доступ к правосудию, охрану его личной и имущественной безопасности. Налогом является договор между государством и гражданами, поэтому теорию обмена называют теорией общественного договора, заключённого между государством и обществом [5].

На сегодняшний день налоги являются главным инструментом, при помощи которого происходит регулирование рыночных отношений в государстве, в том числе и в России. Механизм налогообложения обязан приспособиться и к регулярно изменяющейся практике хозяйствования, и к новому уровню производительных сил. В наше время налоги – главная форма доходов государства. Механизм налогов используется для того, чтобы государство оказывало воздействие на научно-технический прогресс и на динамику общественного производства [1].

Специалисты определили пять свойств «хорошей» налоговой системы с оптимальным для населения и организаций и достаточным для государства уровнем налогообложения:

1) экономически эффективная налоговая система не должна вступать в противоречие с эффективным распределением ресурсов;

2) административная система должна быть простой и недорогой в применении;

3) налоговая система должна относительно быстро реагировать на меняющиеся экономические условия;

4) налоговая система должна суметь убедить людей в том, что они платят, чтобы политическая система отражала их предпочтения;

5) налоговая система должна быть справедливой к различным индивидуумам [6].

В последний год на российскую экономику существенно повлиял шторм антивирусной шоковой терапии, который не мог обойти стороной и налоговую политику. Налоги как наиболее чувствительная с точки зрения денег сфера публичных отношений ожидаемо претерпевает ощутимые трансформации в свете кризисных явлений.

Уникальность текущей ситуации заключается в том, что практически одновременно со схожими проблемами столкнулся весь мир. По опыту других стран, набор фискальных мер поддержки в целом достаточно ограничен и не имеет принципиальных различий. Он осуществляется в следующих направлениях:

  • отсрочки по уплате налогов и сдаче отчетности;
  • снижение налоговых ставок;
  • снижение подоходного налогообложения, введение мораториев и «каникул»;
  • предоставление налоговых преференций против встречной взаимопомощи бизнеса (например, снижение налога на имущество для арендодателей при зеркальном снижении арендной платы для арендаторов);
  • смягчение или приостановление налогового контроля и администрирования в целом.

За последние месяцы 2020 года в России появился ряд нормативных актов, который в целом подтверждает приверженность нашей страны этим общемировым тенденциям. Ряд принципиальных налоговых предложений был озвучен Президентом Российской Федерации 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России. Во исполнение этих предложений оперативно были приняты поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (Федеральный закон № 102–ФЗ от 01.04.2020 г.), которыми Правительство Российской Федерации наделено широкими полномочиями в части регулирования процедурных аспектов налоговых правоотношений. Правительством 6 апреля (спустя 4 дня после официальной даты подписания) в соответствии с этими поправками и предоставленными ими полномочиями было опубликовано Постановление № 409 от 02.04.2020 г. с основными антикризисными мерами (ключевые из которых сводятся к разного рода отсрочкам). ФНС России и Минфином России также предложен ряд разъяснений, касающихся налогового администрирования (на сайте ФНС России оперативно появился соответствующий справочный раздел). Не стоит забывать и про пласт региональных законов, где каждый из субъектов федерации вправе в пределах полномочий принимать определенные меры.

Тем не менее, принятые в налоговой сфере акты оставляют множество вопросов. Так, Министерством финансов была предложена программа мобилизации доходов на 2021-2023 годы, которая призвана пополнить казну на 1,8 трлн. руб. Она включает ряд непопулярных мер: пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение акцизов на табак, введение прогрессивной шкалы по НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов.

В сентябре 2020 года правительство внесло в Государственную Думу законопроект, предполагающий повышение налогов. Поправки уже одобрены депутатами в первом чтении. Инициатива содержит предложение о корректировке и уточнении отдельных параметров налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который совмещен с НДПИ. После принятия этих поправок бюджет может получить 237 миллиардов рублей в год [3].

Таким образом, по результатам исследования определено, что исторические аспекты возникновения и развития налогообложения в России основаны на становлении механизмов налогового регулирования. В Российской Федерации идет реформирование существующей налоговой системы. Действующая налоговая система в ее правовых и основных аспектах подвергается аргументированной критике. Чтобы повысить уровень эффективности экономики и уровень жизни населения, а также повысить сбор налогов, необходимо создать благоприятный налоговый климат, а также внести соответствующие поправки в налоговое законодательство, но в первую очередь важна стабильность.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Суть и структура налоговой системы

Каждое государство, любая государственная структура нуждается в финансировании. Финансы (денежные средства) необходимы не только для содержания самого государственного аппарата и его подразделений, но и для обеспечения выполнения государством и его органов их функций. К таковым относятся обеспечение обороноспособности страны, поддержание правопорядка, содержание социальной сферы, социальная защита граждан, обеспечение пользования общественными благами.

Требуемые средства должны поступать из бюджетов разных уровней (местных, региональных, государственного). А в бюджете они появляются за счет специальных обязательных платежей с граждан и юридических лиц. Подобные платежи появились одновременно с появлением институтов государственной власти. В настоящее время они носят название налогов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Реформа налоговой системы 420 руб.
  • Реферат Реформа налоговой системы 240 руб.
  • Контрольная работа Реформа налоговой системы 210 руб.

Налоги – это обязательные безусловные и безвозмездные платежи, которые осуществляются физическими и юридическими лицами в пользу государства для обеспечения последнему возможности выполнения своих функций и содержания государственных структур.

Совокупность всех налогов, установленных в стране и в ее отдельных регионах, законодательная база, регулирующая процессы налогообложения и уплаты налогов, органы налоговых служб государства, налоговая база и налогоплательщики образуют налоговую систему государства.

Налоги и налоговые системы в каждом государстве имеют свои особенности. Но всем им свойственны одинаковые функции и задачи. Именно для этого они и устанавливаются. Таковыми функциями являются:

  • участие в сборе денежных средств для наполнения доходной части бюджета (фискальная функция);
  • направление собранных в бюджете средств в те регионы или на те статьи, которые нуждаются в финансировании согласно государственной политике (распределительная функция);
  • с помощью налогов и налоговой политики осуществляется управление хозяйственной жизнью страны (регуляторная функция);
  • функция контроля, которая заключается в контроле за полнотой и своевременностью уплаты налогов субъектами налогообложения.

Понятие реформы

Мы живем сегодня в эпоху бурных перемен в общественной, политической и хозяйственной жизни страны. Эти перемены затронули все сферы нашей жизни и деятельности. Но самым главным является переход от административно-командной экономической системы к рыночной. Этот переход требует изменений не только в экономике, но и в законодательстве ив общественном сознании.

Существенное изменение какой-либо сферы человеческой деятельности или отрасли экономики и политики на законодательной основе с целью повышения эффективности работы данной отрасли называется реформированием.

Комплекс организационных мер, направленных на изменение какой-либо сферы деятельности человека, сопровождающийся изменением нормативно-правовой базы данной сферы но не затрагивающий ее основы, называется реформой.

Из курса истории мы знаем, что реформы неоднократно проводились в разных странах и в разных областях человеческой деятельности. Происходили реформы и в нашей стране. Они могли затрагивать административно-территориальное деление государства (административно-территориальная реформа), внешний вид денежных знаков и их стоимость (денежная реформа), реформа некоторых государственных органов (судебная, милицейская, образовательная) и пр.

Необходимость реформ была вызвана тем, что в ходе изменений объективной реальности прежние формы и методы деятельности определенных объектов государства становилась не эффективной. В других случаях устаревала нормативно-правовая база определенной сферы человеческой деятельности. Чтобы избежать возникающих противоречий и не провоцировать производственных, экономических и социальных конфликтов, государство часто встает на путь проведения изменений для устранения выявленных противоречий.

Необходимость и пути реформирования налоговой системы

Налоговая система нашего государства неоднократно изменялась. Это было связано с ходом истории. Менялась форма государственной власти. Происходили территориально-административные изменения. Менялась государственная политика. Все эти изменения отражались в изменениях налоговой системы России.

Основы нынешней налоговой системы Российской Федерации были законодательно оформлены после распада Советского Союза, в $1991$ году. Но формирование и развитие новой налоговой системы сопровождалось возникновением целого ряда противоречий. Они касались взаимоотношений между налогообложением и кредитованием, налогообложением и ценообразованием, затрагивали сферу валютного регулирования.

Основной причиной возникновения противоречий была инертность отдельных сторон экономической жизни, их несогласованность между собой. А главное препятствие в быстром устранении этих противоречий представлял глубокий экономический кризис. Он же был препятствием и для становления налоговой системы нового типа.

Основные проблемы существовавшей налоговой системы заключались в следующем:

  • многочисленность налогов и их взаимная противоречивость;
  • явный крен налогов в сторону только фискальной функции;
  • в условиях галопирующей инфляции завышенные ставки налогов угнетали развитие производства, «загоняли его в тень»;
  • чрезмерное налоговое давление провоцировало налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов, что приводило к снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
  • низкий уровень развития экономики оказался не готовым к введению новых видов и форм налогов и налогообложения;
  • налоговая система была слабо адаптирована к рыночным условиям.

Ввиду сложившейся ситуации стала очевидной необходимость реформирования налоговой системы Российской Федерации. Основными направлениями реформирования налоговой системы являются следующие:

  • реформирование законодательной базы, регламентирующей количество и сроки проведения налоговых проверок;
  • профилактика правонарушений со стороны должностных лиц налоговых органов (реформирование и реорганизация налоговых органов и их кадрового обеспечения);
  • внедрение новых форм налогообложения для снижения налогового давления в отдельных отраслях и для привлечения иностранных инвестиций;
  • повышение роли стимулирующей функции налогообложения;
  • совершенствование применения налога на добавленную стоимость;
  • создание более комфортных налоговых условия для малого и среднего бизнеса и инновационных предприятий;
  • реформирование амортизационной политики.

РЕФЕРАТ

на тему «Налоговые реформы и их виды»

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

Направление 38.03.01 «Экономика»

к. э. н., доцент А. С. Бородина

студент 2 курса А. С. Воробьёв

Содержание:

1. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы…………………………… 5

3. Виды налоговых реформ ……………………………………………………14

4. Особенности налоговых преобразований в развивающихся странах …… 17

5. Налоговые реформы в странах с переходной экономикой ……………… 21

Введение

Понятие «налоговые реформы» занимает очень важное место в курсе налогообложения. В него входят такие вопросы как сущность, виды, особенности и цель налоговой реформы. В общем, все то, из чего и состоит налоговая реформа. Сущность раскрывает сам смысл налоговой реформы, дает понятие основных, самых распространенных и общепринятых видов налоговых реформ. Показывает особенности налоговых преобразований в развивающихся странах. Цель налоговой реформы необходима для того, чтобы показать, а зачем вообще нужно такое понятие как налоговая реформа, где она используется и для чего нужна в налогообложении, в обществе, жизни людей. В принципе эта тема достаточно изучена в налогообложении. О ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, которая ответила бы полностью на все вопросы и налогообложение не исключение.

Налоги и все с ними связанное входят в нашу жизнь с давних времен.

Аналогия всех когда-либо существовавших видов налогов и налоговых групп, способов их исчисления и сбора, налоговых льгот и мер наказания за неисполнение налоговых обязательств – позволяет составить мировую и отечественную «родословную» налогообложения. Методологическая основа становления и развития налоговедения заложена наукой о финансах. Исторически налоги, как практические формы привлечения ресурсов в государственное пользование, связывают с появлением государства и выполнением им экономических и других функций. С тех пор изменяется, причем существенно, лишь соотношение сумм отдельных видов государственных расходов в бюджетах разных государств, а также продуктивное или не продуктивное их использование.

Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Об этом свидетельствуют и первые реформы, обращенные на решение задач максимизации государственных доходов.

Цель написания данного реферата – это дать представление о налоговых реформах, их видах, особенностях в развивающихся и странах с переходной экономикой, целях налоговой реформы.

1. Раскрыть суть понятия «налоговая реформа».

2. Охарактеризовать налоговые поправки.

3. Показать наиболее распространенные виды налоговых реформ.

4. Рассказать об особенностях налоговых преобразований в развивающихся странах.

5. Дать понятие о налоговых реформах в странах с переходной экономикой.

Налоговые реформы. Цель налоговой реформы

Первые налоги появились ещё в Древнем мире. Это были обязательные платежи, которые, в принципе, напоминают ныне существующие налоги в их современном понимании. Первые налоговые реформы были обращены на решение задач максимизации государственных доходов.

Первой налоговой реформой была реформа римского императора Октавиана Августа (63 г. до н. э.)[1].

Ошибочно предполагать, что, взяв либеральную модель рынка, можно без преобразований отношений собственности, без формирования рыночного правосознания граждан, без навыков рыночного менеджмента, без создания демократической системы управления государством превратить страну в процветающую державу. Необходимы длительные и последовательные реформы, осторожное проведение экспериментов, оценка их результатов и своевременная коррекции появляющихся негативных последствий. Эти результаты в свою очередь определяет политический выбор страны. Следовательно, не модели преобразований определяют их успехи, а то, на каком политическом, экономическом фундаменте и каким конкретно правительством они реализуются.

Налоговая реформа – это реформа в системе налогообложения, отмена старых, принятие новых, видоизменение уже существующих налогов. Причем в первую очередь, конечно, государство преследует цель пополнения бюджета, чтобы не было его дефицита. В разных странах, с разным историческим развитием, разным укладом экономической системы соответственно цели налоговой реформы отличаются. Каждое государство преследует свою цель, но при этом, налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран – участников того или иного международного объединения.

Последние годы реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями. Основная цель – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

Если взять для примера, бывший СССР, то в 1930 г. основным законодательным актом в этой сфере – постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» (Сборник законов СССР, 1930, № 46, ст. 476) – были проведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственное пользование. В 1931 г. принимается еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы. В 1931 г. налог с оборота и отчисления от прибыли стали основными платежами в бюджет.

Основной вывод, который следует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., - это трансформационный крен налогов к их неналоговым формам. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.




14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, регулирующий многие налоговые правоотношения в стране.

В декабре 1991 г. проводится широкомасштабная налоговая реформа, принимаются Законы «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Эти системообразующие законодательные акты составили фундамент новой налоговой системы России[2].

Новый крупномасштабный период реформы налогового права, решительно закрепляющий предыдущие демократические изменения фискального законодательства России за последнее десятилетие ХХ века, наступил с принятием первой части Налогового кодекса РФ[3].

Основными задачами налоговой реформы в недавнем прошлом в России являлось существенное снижение налогового администрирования.

Снижение налогового бремени должно было быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота с изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли.

Упрощение налоговой системы предусматривалось посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа второстепенных налогов.

Улучшение налогового администрирования должно было быть основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

В других странах, например, цели налоговой реформы помимо всего прочего, преследуют стимулирование частных предприятий. За счет этого развивается рыночная экономика. Посредством налоговых льгот и аналогичных фискальных поощрений происходит стимулирование малого бизнеса. Помимо этого, таким образом, увеличивается приток ресурсов частных иностранных инвесторов, а реформы проводятся с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в другой стране.

Еще целью налоговой реформы является мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов. Эта цель более важная, какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры)[4].

Но, как уже было сказано выше, государство в преследовании целей налоговой реформы не должны забывать о международных соглашениях – устранять различия в налоговом законодательстве, препятствующие экономической интеграции.

Налоговые поправки

Сегодня среди экономистов нет единой точки зрения по поводу того, какое число налогов является оптимальным и каким должен быть рациональный размер совокупной налоговой нагрузки. Однако все экономисты согласны с тем, что налоги, с одной стороны, должны наполнять бюджет, а с другой – не препятствовать развитию бизнеса.

В настоящее время проделана большая работа по разработке методики определения значений базовой доходности для отдельных видов бизнеса, размеров и числа коэффициентов для ее корректировки, устанавливаются особые льготы.

Налоговые поправки вносятся на уже существующие налоги, они видоизменяются, ставка налога становятся либо больше, либо меньше. Индексируются ставки акцизов на некоторые виды продукции, может расширяться перечень подакцизной продукции.

Также вносятся налоговые поправки на прямые и косвенные налоги, это зависит от политики государства. Решение о налоговых поправках принимает правительство страны. Соответственно изменения вносятся в федеральные законы. Какие-то налоги могут включить в себя другие, изменив количество налогов, но не их сумму обложения[5].

Например, в 1931 г. в СССР налог с оборота вобрал в себя: акцизы, промысловый налог, лесной доход, страховые и др. платежи, ранее уплачиваемые предприятиями. Отчисления от прибыли предприятия также стали включать – подоходный налог, платежи в векселей и др.

Налоговая реформа не затронула колхозов, продолжавших платить сельскохозяйственный налог. Но с этого года к ним стал применяться пропорциональный метод обложения, который действовал при взимании налогов с кооперации.

Дальнейшая трансформация налогов была связана с Великой Отечественной войной. В 1941 г. был введен военный налог, отменённый только в 1946 г.

В том же году был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, для поддержки одиноких матерей (просуществовал до 1990-х гг.). Налог с оборота был в то время основным платежом в бюджет (41% от суммы всех доходов бюджета в 1954 г.).

К 1985 г. сформировался единый фонд развития науки и техники (ЕФРНТ) и появились соответствующие изменения в системе формирования доходов бюджета.

Налоговая система, сформированная к началу 70-х гг., явилась прототипом налоговой системы образца 1991 г.

Конец 80-х гг. можно назвать периодом возрождения налоговой системы. Повышается ставка налога на кооперативы.

С 1992 г. начинают свой отсчет текущие налоговые модификации российской системы налоговых отношений[6].

Важнейшим событием явилось разработка и принятие Федеральным Собранием Российской Федерации второй части Налогового кодекса РФ, которая реально позволила внести существенные изменения в налоговую систему России, положительно влияющие на экономическую политику хозяйствующих субъектов.

Согласно новому федеральному закону «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года вводились в действие следующие главы части второй Кодекса: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)»[7].

Одновременно установлено, что федеральные налоги и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень утративших силу, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежат приведению с ней в соответствие.

Единый социальный налог включен в перечень федеральных налогов и сборов (гл. 24 НК РФ). Объектом налогообложения для работодателей являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников. Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, глав крестьянских и фермерских хозяйств объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, а для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определенный исходя из стоимости патента.

Единый социальный налог зачисляется в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Определены и льготы по данному налогу для отдельных организаций.

Ожидается, что введение единого социального налога (взноса) станет существенным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников.

Определена система четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. В законе приводится перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). К ним относятся государственные пособия, выплачиваемы в соответствии с действующим законодательством (прежде всего пособия по безработице, беременности, родам), государственные пенсии, вознаграждения донорам за сданную донорскую кровь, алименты, получаемые налогоплательщиками.

Принятие «плоской» шкалы ставки налога на доходы физических лиц позволило отказаться от необходимости составления и представления в налоговые органы декларации о доходах основной массе физических лиц, являющихся наемными работниками. Надо ли упоминать, что это очень сильно облегчило жизнь огромному количеству наших граждан, избавив их многих проблем.

Главой 21 части второй НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость помимо организаций будут являться и индивидуальные предприниматели. Приводится определение места реализации товаров, изменена редакция норм о месте реализации работ (услуг). В качестве отдельного объекта налогообложения выделяется выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

С введением второй части НК РФ отменяются следующие федеральные налоги: налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности (биржевой налог), которые практически не были установлены, а вопросы налогообложения доходов организаций в указанных сферах деятельности регулировались Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»[8]. Из перечня федеральных налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор.

На втором этапе (2002-2003 гг.) Правительством РФ предлагалось отменить налог с продаж, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог на имущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог предлагалось заменить налогом на недвижимость[9].

Налоговые поправки в любой стране вводятся довольно часто, так как налогообложение далеко от совершенства и его приходится приводить все к более и более удобной и стратегически верной форме и при этом соблюдать не только свои цели (цели данного государства), но и учитывать мнение других государств, что налогообложение должно быть удобным и интегрированным.

Виды налоговых реформ

Необходимо определить принципы трансформативности системы государственных доходов, определить основные закономерности, по которым государство выбирает административные или экономические методы формирования своих доходов. Эти методологические обоснования затрагивают не только экономику, они учитывают прежде всего политику государства в отношении регулирования основ собственности, допущении (противодействии) паритета разных форм собственности: государственной, частной, смешанной и др. Такого рода обоснования можно определить в качестве теории трансформативности системы методов формирования государственных доходов.

Каждая новая налоговая реформы предполагает, в отличие от текущих налоговых модификаций, радикальный пересмотр системообразующих элементов налоговых обязательств. По глубине этих преобразований, их экономической обоснованности и социальной содержательности можно делать вывод о том, в какую сторону «смотрят» законодатели: или в сторону повышения народного благосостояния, или в сторону укрепления собственных властных позиций. Именно по этой причине следует знать уже известный перечень основных элементов налоговых обязательств. С них всегда начинается каждый новый налоговый закон, с них начата часть первая Налогового кодекса РФ[10].

Международные организации определяют общее направление и содержание налоговых реформ, проводимых в государствах, в них входящих. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения.

При этом сходство достигается как в части правовых норм, определяющих состав налогов и сборов, так и норм, регулирующих порядок их исчисления и уплаты. Подобная практика именуется унификацией налогового законодательства.

Правительства должны строить планы развития, исходя из своих возможностей эффективного и справедливого сбора налогов.

Так же как налоги подразделяются на прямые (налоги на доходы физических лиц и корпораций и налоги на собственность) и косвенные (экспортные и импортные пошлины, акцизы (налоги на продажи и покупки, налог с оборота)), так и налоговые реформы проводятся среди прямых и косвенных налогов.

Соответственно, если в стране большой процент занимает частная собственность, то можно проводить налоговую реформу среди частного сектора экономики. Приводить ее к более удобному виду и выявлять оптимальные ставки налогов на вышеперечисленные налоги.

Если в страну завозится много импорта или страна является экспортером различных видов продукции, то государство регулирует налоговой реформой экспортные и импортные пошлины, разумеется, в пользу своего государства и государств, объединенных в содружество, но при этом соблюдая некие общие требования ко всем остальным государствам.

Налоговые реформы могут проводиться по различным отраслям налогов. Так, например, военные налоги (расходы на оборону по обеспечению мира как вне ее, так и внутри страны), содержание государственного аппарата (туда же входят расходы по отправлению правосудия), налоги на образование, медицину, социальные льготы (пенсия, сироты, недееспособные), земельный налог, налоги на импорт или экспорт.

Государство может начать проводить налоговую реформу в случае отставания законов страны от ее экономической жизни.

Фактически налоговые реформы могут быть внешними и внутренними, в зависимости от видов налогов среди которых она проводится. Внутренние реформы могут преследовать цель снижения налогового бремени для людей и организаций, упрощения налоговой системы.

Внешние реформы преследуют другую цель, процветания своего государства и упрощения международного налогообложения[11].

Читайте также: