Судовое топливо из казахстана акциз

Опубликовано: 16.05.2024

Повышение акцизов на топливо происходит практически каждый год. Это естественный процесс, который позволяет увеличить поступления в бюджет, за счет спроса на эту продукцию. Рост акцизов на бензин происходит за счет принятия закона и подписания его Президентом. Принятые акцизы на бензин с 1 января 2019 года влияют на общую стоимость топлива. Повышение акцизов на бензин в 2019 году пока не планируется, но это временное «затишье». Увеличение акцизов в 2019 году запланировано в несколько этапов, примерно 5-10% до 2021 года. Зная, какой акциз на бензин с 1 января 2019 года предусмотрен, можно понимать изменение цен на рынке, предугадывать его повышение.

Кто повышает акцизы на бензин в России

Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.

Акцизы на бензин с 1 января 2019 года не изменились

Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.

Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.

Акцизы на бензин с 1 января 2019 года

Акциз на бензин представляет собой косвенный налог, который взымается с предпринимателей и организаций. Он взымается на одном уровне с НДС, и за счет изменений его ставки регулируется цена и потребление продукции высокого спроса. Обязанность его рассчитывать и вносить в бюджет, лежит на самом плательщике. Специфика акциза на топливо:

  1. Действия производителя относительно прямогонного бензина облагаются налогом, но в стоимость конечного продукта такие платежи не закладываются.
  2. Оплачивать акциз на топливо можно отдельным субъектом или совместно несколькими участниками.
  3. В качестве объекта налогообложения выступает реализация продукции, получение или перемещение товара, передача его другому лицу, в том числе и на безвозмездной основе, использование в качестве натуральной оплаты.
  4. Двойное налогообложение за закупку сырья и сбыт готовой продукции исключается, за счет перерасчета его самим предприятием. Но такое разрешено делать далеко не во всех случаях.
  5. Цена устанавливается из расчета на одну тонну продукции. В среднем в год подорожание осуществляется в пределах 5-7%.

Акциз на топливо в 2019 году остался без изменений, согласно принятой редакции Федерального закона № 301. Увеличение его размера предусмотрено только в начале 2021 года. Сегодняшние показатели предусмотрены с прошлого года. К примеру, на бензин для автомобиля 13100 руб. за тонну, за дизельное топливо 5665 руб.

Рост акцизов на бензин будет постепенным до 2021 года

Акцизы на нефтепродукты с 1 января 2019 года

Продукты, произведенные из нефти, причисляются к подакцизной категории товара. Поэтому их выпуск облагается налогом. Отличительной их особенностью является сложный химический путь получения. Косвенным налогом облагается любая продукция, произведенная из нефти. Это автомобильное масло, керосин, дистилляторы и другое. В 2019 году на нефтепродукты сохраняется уровень акциза, предусмотренный для предыдущего года. Начисляется он при транспортировке готовой продукции своему филиалу для продажи, дальнейшей обработки или использования в собственных целях. Формула, по которой вычисляется коэффициент:

А = НБ х НС – НВ, где:

  • А – акциз;
  • НБ – налоговая база;
  • НС – налоговая ставка;
  • НВ – налоговый вычет.

Рассчитывать акциз на нефть должно само предприятие, которое занимается производством. Фискальные послабления со стороны правительства направляются на сдерживание рыночных цен на бензин и другую продукцию, предусмотренные для покупателя.

Налогом облагается вся продукция, произведенная из нефти

Расчет акциза на прямогонный бензин

Поднятие ставки на бензин, дизельное топливо и другие производные нефти, не единственный пункт, предусмотренный принятым Федеральным законом №301. Также правительство утвердило изменения механизмы вычисления ставки на прямогонный бензин. В новой редакции размер определяется по следующей формуле:

Апб= ПТ х Спб – В, где:

  • Апб – Акциз прямогонного бензина;
  • ПТ – подакциз товара (количество измеряется в тоннах);
  • С пб – ставка прямогонного бензина;
  • В – вычеты (предусмотренные статье 200 НК РФ).

Рост планируется поэтапным, примерно на 5-10% каждый последующий период. Такая динамика направлена на стабилизацию рынка. Отчетным периодом, в который производитель рассчитывает акциз составляет 1 календарный месяц. Как и в другие периоды, плательщики имеют право получить налоговый вычет. С его помощью снижается размер налогового обязательства. Срок оплаты сохранился без изменений, и внести нужную сумму плательщик должен до 25 числа.

Повышение акцизов на топливо планируется поэтапно

Акциз на топливо в 2019 году практически остается без изменений, так как правительство планирует его повышение в несколько этапов. Это позволит избежать резких скачков цен. Применяются поправки каждый год, и предусмотрены акцизы в твердом виде или процентном соотношении. Ставки регулируются относительно класса бензина и дизельного топлива. Индексация проводится с учетом прогнозируемых потребительских цен.

1882

(Рейтер) Российские нефтепереработчики намерены продолжить производство и реализацию на внутреннем рынке РФ суррогатного дизтоплива, по-прежнему избегая уплаты акциза на средние дистилляты, несмотря на ужесточение налогового законодательства с 1 апреля, говорят источники в отрасли.

Лазейкой для небольших и средних независимых НПЗ с простой схемой переработки станут существующие исключения в статье 181 пункт 11 Налогового кодекса, согласно которым не признаются средними дистиллятами смеси, содержащие более 30% ароматических соединений, а также авиационный керосин.

Между тем правительство уже готовит новые поправки в Налоговый кодекс, которые ставят производителей суррогата перед выбором: продолжать уходить от акциза на средние дистилляты или сохранить субсидию от государства, которая очень поддерживает НПЗ с простой схемой переработки.

Источники в отрасли оценивают годовой объем рынка суррогатного дизтоплива России от 6 до 8 миллионов тонн.

С прошлого года и до начала апреля производители суррогатного дизтоплива преимущественно избегали начисления акциза на средние дистилляты, паспортизируя свои продукты как высоковязкие или низкозастывающие (пункт 11 статьи 181 Налогового кодекса).

Акциз в 2019 году составлял 9.241 рубль за тонну, в первом квартале 2020 года - 9.535 рублей за тонну.

Согласно редакции Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 апреля этого года, недостаточно просто указать в паспорте параметры застывания, вязкости и температуры вспышки. Теперь, чтобы признать средний дистиллят безакцизным высоковязким и низкозастывающим, требуется доказать применение для его производства специфических технологических процессов: каталитической депарафинизации, гидроизодепарафинизации, депарафинизации селективными растворителями, деасфальтизации пропаном, селективной очистки.

Такие процессы применяются для производства масел и, как правило, отсутствуют на НПЗ с простой схемой переработки, или мощности таких установок значительно ниже объемов производства средних дистиллятов.

ДЕМПФЕР В АКЦИЗЕ

Дополнительным барьером на пути средних дистиллятов к российскому потребителю в новой редакции Налогового кодекса стало формульное определение акциза для средних дистиллятов.

С 1 апреля по 31 декабря 2020 года акциз определяется как сумма 9.585 рублей за тонну и абсолютного значения демпфирующей надбавки для дизтоплива, если она имеет отрицательное значение, как сейчас.

Если демпфер для дизтоплива за апрель вычислялся бы по сегодняшним котировкам, он составил бы минус 11.000 рублей за тонну, в этом случае полный акциз для средних дистиллятов достиг 20.500 рублей.

Неизбежность начисления такого акциза делает поставки на внутренний рынок неинтересными для производителей суррогатного дизтоплива.

Новый способ ухода от акциза с использованием предусмотренного Налоговым кодексом исключения для смесей, содержащих более 30% ароматики, уже анонсировали отдельные независимые НПЗ с простой схемой переработки.

Другие НПЗ, реализующие средние дистилляты российским потребителям, пока не определились, и приостановили отпуск топлива, желая изучить опыт коллег.

По словам нефтепереработчиков, в дизельных фракциях, получаемых из большинства сортов российской нефти, содержание ароматических соединения значительно ниже 30%. Поэтому для того, чтобы честно обойти акциз, потребуется добавить недостающее количество ароматических соединений. Источником таких веществ, по словам специалистов, могут быть: ксилольная фракция, газойли коксования и каткрекинга, смола пиролизная. Однако все эти добавки ухудшат основные параметры дизтоплива, пусть даже суррогатного.

"В дизеле ароматики 15%-16% в лучшем случае. Можно влить ксилол, смолу пиролизную, например. Но все это испортит продукт. Разве только какой-нибудь трактор может быть не заметит", - считает инженер-технолог одного из российских НПЗ.

Вместе с тем, полагают источники в отрасли, реальное содержание ароматики доводить до 30% может и не потребоваться.

"Думаете в низкозастывающих вспышка была 81 градус и застывание минус 35 на самом деле? Сейчас так же будет - только на бумаге 30% (ароматики)", - уверяет трейдер на рынке суррогатов.

Вместе с тем другие источники на рынке говорят о том, что налоговые органы последнее время стали намного внимательнее проверять обоснованность ухода в безакцизные продукты.

"Несколько проверок в 19 году было с проведением анализа образцов. Суды были. Всё заканчивалось доначислением огромных сумм по акцизам", - рассказал источник в отрасли.

По его мнению, долго приписывать обычному суррогатному дизтопливу 30% ароматики для ухода от акциза не получится, так как подготовлены новые поправки в Налоговый кодекс, не позволяющие НПЗ со свидетельством переработчика нефтяного сырья уходить от акциза на средние дистилляты через ароматику.

"Или все средние с акцизом, или отказывайся от свидетельства, но тогда не получишь субсидию в виде обратного акциза на нефтяное сырье", - пояснил источник.

Пока возможность продавать средние дистилляты на внутреннем рынке РФ без акциза сохраняется, обеспечивая мини-НПЗ очень хорошую маржу и позволяя им оставаться на плаву, когда более оснащенные НПЗ нефтяных компаний начинают работать в убыток.

Экспортная альтернатива для средних дистиллятов производства небольших и средних простых НПЗ сегодня, по расчетам трейдеров, ниже 16.000 рублей за тонну, однако на внутреннем рынке топливо продается по 39.000-41.000 рублей за тонну.

Цены на дизельные фракции таких производств традиционно определяет не экспортная альтернатива, а текущая стоимость товарного дизтоплива Евро-5 ближайших НПЗ, уменьшенная на скидку 1.500-2.000 рублей за тонну.

Сегодня высокая премиальность внутреннего рынка возникла за счет того, что производители дизтоплива, соответствующего техническому регламенту, поддерживают его стоимость значительно выше экспортной альтернативы, так как вынуждены закладывать в цену продукции помимо акциза еще демпфирующую надбавку , ставшую отрицательной из-за обвала мировых котировок и подлежащую уплате государству.

Абсолютная величина демпфера для дизтоплива за март превысила 7.000 рублей за тонну, а по текущим котировкам апреля составляет около 11.000 рублей, показали расчеты Рейтер.

Таким образом, акциз (8.835 рублей за тонну) и демпфер (11.000 рублей за тонну) с учетом НДС составляют сегодня в сумме почти 24.000 рублей в цене товарного дизтоплива, являясь основой заработка изготовителей безакцизного суррогатного дизтоплива.

По информации источников, некоторые производители в апреле решили не искать новые лазейки в Налоговом кодексе и не оставлять средние дистилляты для внутреннего рынка, направив все апрельские объемы на экспорт и уступив место другим изготовителям суррогатов или товарного дизтоплива.

Так, по данным источников, Новошахтинский ЗНП уведомил трейдеров о том, что в апреле, после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс, не планирует продавать средние дистилляты на внутреннем рынке.

Эта информация перед началом полевых работ обеспокоила многих потребителей, которые в последние дни марта устремились за топливом на соседние НПЗ - Ильский и Славянск-ЭКО, чтобы сделать запасы на период неопределенности с новыми безакцизными технологиями для суррогатов.

"С Новошахтинского не будет дизеля в апреле, а колхозникам сейчас уже надо. На Ильский все поехали - там очереди на два дня" - рассказал трейдер.

В случае потери выгоды от эффекта отрицательного демпфера в перспективе за счет роста мировых цен и ожидаемой корректировки Налогового кодекса, производители прямогонного дизтоплива могут окончательно покинуть внутренний рынок. Товарное подакцизное дизтопливо будет вытеснять безакцизный суррогат на экспорт, занимая его место на внутреннем рынке и принося российской казне дополнительный доход. (редактор Людмила Зараменских)

Акциз является не просто источником пополнения государственного бюджета, но и средством регулирования цен на товары массового потребления, которые могут нанести вред здоровью человека или окружающей среде. Повышение акциза на такие товары может частично воспрепятствовать их потреблению.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих, импортирующих и реализующих определенные номенклатурные виды товаров. Акциз включается в цену товара и таким образом перекладывается на конечного потребителя. Акцизный налог насчитывает многовековую историю и уходит в глубокую древность. Группы товаров, облагаемые акцизом, подвергались значительным изменениям одновременно с ходом мировой истории. Например, в Средние века в Риме акцизом облагались рабы, а в Китае – чай. Также в разное время в различных странах подакцизными являлись драгоценные камни, парфюмерия, меха, кофе, предметы роскоши, соль, сахар, спички, табак, алкоголь и т. д.

В Казахстане акциз был введен в налоговую систему с обретением независимости в 1991 году и включал в себя следующие подакцизные товары: спирт питьевой и пищевой, крепленые напитки, бальзамы, винно-водочные изделия, пиво, икру осетровых и лососевых рыб, деликатесную продукцию из ценных видов рыб, шоколад, табачные изделия, ювелирные изделия, шины, изделия из ценных видов меха, одежду из натуральной кожи, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры и ковровые изделия. В настоящее время список подакцизных товаров значительно уменьшен.

1.1. Плательщики акциза

Согласно пункту 1 статьи 461 Налогового кодекса, плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые:

1) производят подакцизные товары на территории РК;

2) импортируют подакцизные товары на территорию РК;

3) осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории РК;

4) осуществляют реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства на территории РК подакцизных товаров, указанных в подпунктах 5–7 части первой статьи 462 Налогового кодекса и по которым акциз на территории РК ранее не был уплачен в соответствии с законодательством РК;

5) осуществляют реализацию имущественной массы подакцизных товаров, указанных в статье 462 Налогового кодекса и по которым акциз на территории РК ранее не был уплачен в соответствии с законодательством РК;

6) осуществляют сборку (комплектацию) подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 6 части первой статьи 462 Налогового кодекса.

Также, в соответствии с пунктом 2 статьи 461 Налогового кодекса, плательщиками акцизов являются физические лица, импортирующие подакцизные товары с территории государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в целях предпринимательской деятельности.

Пример

ТОО осуществляет розничную реализацию алкогольной продукции на основании лицензии на осуществление деятельности по хранению оптовой и розничной реализации алкогольной продукции. Является ли такое ТОО плательщиком акцизов и обязано ли предоставлять отчетность по акцизам в налоговые органы?

Согласно пункту 1 статьи 461 Налогового кодекса, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную реализацию алкогольной продукции, не являются плательщиками акцизов и не представляют налоговую отчетность по акцизам.

1.2. Подакцизные товары

Статьей 462 Налогового кодекса установлен список подакцизных товаров:

1) все виды спирта;

2) алкогольная продукция;

3) табачные изделия;

4) изделия с нагреваемым табаком, никотиносодержащие жидкости для использования в электронных сигаретах;

5) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;

6) моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек, объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров, за исключением микроавтобусов, автобусов и троллейбусов:

– автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

– моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой, объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

7) сырая нефть, газовый конденсат;

8) спиртосодержащая продукция медицинского назначения, зарегистрированная в соответствии с законодательством РК в качестве лекарственного средства.

Уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности определяет дополнительный перечень импортируемых товаров, которые будут подлежать обложению акцизами по стране происхождения, в порядке, определенном Правительством РК.

В частности, приказом министра экономики и бюджетного планирования РК от 25 июля 2014 года № 208 утвержден дополнительный перечень импортируемых товаров, подлежащих обложению акцизами по стране происхождения:

1) транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением, с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1 000 кубических сантиметров;

2) транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1 000 кубических сантиметров, но не более 1 500 кубических сантиметров.

Пример

ТОО «Айлин» при реализации мазута составляет сопроводительные накладные на нефтепродукты (СНН).

Является ли в данном случае мазут подакцизным товаром?

Согласно статье 462 Налогового кодекса, мазут не является подакцизным товаром. Однако Законом РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 20 июля 2011 года № 463-IV (далее – Закон) утвержден порядок регулирования общественных отношений, возникающих в процессе производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов: бензина, авиационного и дизельного топлива, мазута. В частности, в Законе установлены требования по подаче уведомления о начале деятельности, связанной с оптовыми и розничными поставками мазута, по осуществлению реализации мазута с обязательным перемещением через контрольные приборы учета; по обязательному оформлению СНН, а также по обязательному представлению декларации по обороту нефтепродуктов.

1.3. Ставки акцизов

Ставки акцизов устанавливаются в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении. На все виды спирта и виноматериал ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта и виноматериала.

Ставки на подакцизные товары установлены статьей 463 Налогового кодекса в следующих размерах:

Пример

Компания – производитель алкогольной продукции реализует 100 бутылок водки емкостью 0,5 литра при крепости 40 градусов.

Как рассчитать стоимость акциза за одну бутылку водки объемом 0,5 литра при крепости 40 градусов?

Статьей 463 Налогового кодекса установлен акциз на алкогольную продукцию (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала, пива и пивного напитка) в размере 2 550 тенге на литр 100%-ного спирта.

Сумма акциза на одну бутылку водки крепостью 40 градусов объемом 0,5 литра составит:

2 550 × 40 % × 0,5 = 510 тенге.

100 × 510 = 510 000 тенге.

1.4. Объекты налогообложения акцизом

Согласно пункту 1 статьи 464 Налогового кодекса, объектом обложения акцизом являются:

1) следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными, и (или) добытыми, и (или) розлитыми им подакцизными товарами:

– реализация подакцизных товаров;

– передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

– передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

– взнос в уставный капитал;

– использование подакцизных товаров при натуральной оплате, кроме случаев передачи подакцизных товаров в натуральной форме в счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых, рентного налога на экспорт;

– отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая производителем своим структурным подразделениям;

– использование производителем произведенных, и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;

– перемещение подакцизных товаров, осуществляемое производителем с указанного в лицензии адреса производства;

2) оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

3) розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

4) реализация имущественной массы, конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства подакцизных товаров;

5) порча, утрата подакцизных товаров;

6) импорт подакцизных товаров на территорию РК.

Порча, утрата акцизных марок, учетно-контрольных марок рассматривается как реализация подакцизных товаров.

Пример

Компания реализует талоны на бензин. Является ли реализация талонов на бензин объектом обложения акцизом?

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 464 Налогового кодекса, объектом обложения акцизом являются оптовая и розничная реализация бензина. Под реализацией понимается отгрузка и (или) передача товаров либо иного имущества, выполнение работ, оказание услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, передача имущества по договору лизинга, а также передача заложенных товаров залогодержателю при неисполнении должником обеспеченного залогом обязательства.

Таким образом, передача талонов на бензин не является объектом обложения акцизом.

1.5. Объекты, освобожденные от акциза

В соответствии с пунктом 3 статьи 464 Налогового кодекса, освобождаются от обложения акцизом:

1) экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленным статьей 471 Налогового кодекса;

2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, отпускаемый:

– для производства лекарственных средств и медицинских изделий при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности;

– государственным организациям здравоохранения, уведомившим о начале своей деятельности в установленном порядке;

3) подакцизные товары, указанные в пункте 2 статьи 172 Налогового кодекса, подлежащие перемаркировке учетно-контрольными или акцизными марками нового образца, если по указанным товарам акциз был ранее уплачен;

4) спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), зарегистрированная в соответствии с законодательством РК в качестве лекарственного средства.

1.6. Подтверждение экспорта для освобождения от акциза

Статьей 471 Налогового кодекса утверждены документы, подтверждающие экспорт подакцизных товаров:

1) договор (контракт) на поставку экспортируемых подакцизных товаров;

2) декларация на товары или ее копия, заверенная таможенным органом, с отметкой таможенного органа, осуществившего выпуск подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта.

В случае вывоза подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта по системе магистральных трубопроводов либо с применением процедуры неполного периодического декларирования подтверждением экспорта служит полная декларация на товары с отметкой таможенного органа, производившего таможенное декларирование;

3) копии товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе ЕАЭС.

В случае вывоза подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта по системе магистральных трубопроводов вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;

4) платежные документы и выписка банка, которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров на банковские счета налогоплательщика в РК, открытые в соответствии с законодательством РК.

При экспорте подакцизных товаров в государства – участники Содружества Независимых Государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), с которыми РК заключены международные договоры, предусматривающие освобождение от акциза экспорта подакцизных товаров, дополнительным документом, подтверждающим экспорт подакцизных товаров, является декларация на товары, оформленная в стране импорта подакцизных товаров, вывезенных с таможенной территории РК в таможенной процедуре экспорта.

При экспорте подакцизных товаров на территорию государства – члена ЕАЭС для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов, в соответствии с пунктом 3 статьи 464 Налогового кодекса, налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту нахождения одновременно с декларацией по акцизу (далее – Декларация) документы, предусмотренные статьей 447 Налогового кодекса, за исключением документов, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 447 Налогового кодекса.

При этом налогоплательщик вправе представить указанные документы, за исключением Декларации, в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты совершения операции.

Декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт подакцизных товаров. При наличии декларации на товары в виде электронного документа представление документов, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 471 Налогового кодекса, не требуется.

В случае неподтверждения реализации подакцизных товаров на экспорт, в соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 471 Налогового кодекса, такая реализация подлежит обложению акцизом.

В случае подтверждения реализации подакцизных товаров на экспорт по истечении сроков, установленных пунктом 3 статьи 471 Налогового кодекса, уплаченные в соответствии с пунктом 5 статьи 471 Налогового кодекса суммы акцизов подлежат зачету и возврату в соответствии со статьями 101 и 102 Налогового кодекса.

При этом уплаченная сумма пеней, начисленная в связи с неподтверждением реализации подакцизных товаров на экспорт на территорию государства – члена ЕАЭС, возврату не подлежит.

1.7. Дата совершения операции

По общему правилу на основании пункта 1 статьи 465 Налогового кодекса во всех случаях датой совершения операции является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров получателю.

Однако пунктами 2–7 настоящей статьи установлены исключительные случаи, когда дата совершения операции определяется согласно нормам указанных пунктов:

– в случае реализации производителем произведенных им подакцизных товаров через сеть своих структурных подразделений датой совершения операции является день отгрузки товаров структурным подразделениям юридического лица;

– при передаче подакцизных товаров, являющихся давальческим сырьем, датой совершения операции является день передачи указанных товаров подрядчику (переработчику).

При изготовлении подакцизных товаров, указанных в подпункте 5 статьи 462 Налогового кодекса, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, датой совершения операции является день передачи изготовленных подакцизных товаров заказчику, указанный в документе, оформленном в соответствии с законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Под передачей изготовленных подакцизных товаров заказчику понимается фактическая отгрузка подакцизных товаров в натуральном выражении путем налива в автомобильные и (или) железнодорожные цистерны либо прокачки по трубопроводу в резервуар или заправочную станцию поставщика нефти, принадлежащие ему на праве собственности или иных законных основаниях, подтвержденная актами приема-передачи.

Срок переработки давальческого сырья, являющегося подакцизным, вывезенного с территории РК на территорию государства – члена ЕАЭС, а также ввезенного на территорию РК с территории государств – членов ЕАЭС, определяется согласно условиям договора (контракта) на переработку давальческого сырья и не может превышать два года с даты принятия на учет и (или) отгрузки давальческого сырья.

В случае превышения установленного срока переработки давальческого сырья объектом обложения акцизом является предполагаемый объем продукта переработки в соответствии с условиями договора (контракта) по ставкам, утвержденным Правительством РК.

В случае осуществления ввоза (вывоза) давальческого сырья на переработку налогоплательщиком РК представляется обязательство о вывозе (ввозе) продуктов переработки, а также его исполнение в порядке, по форме и в сроки, которые утверждены уполномоченным органом по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

При использовании подакцизных товаров для собственных производственных нужд и собственного производства подакцизных товаров датой совершения операции является день передачи указанных товаров для такого использования.

При перемещении подакцизных товаров, осуществляемом производителем с адреса производства, датой совершения операции является день перемещения подакцизных товаров с указанного в лицензии адреса производства.

В случае порчи подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок датой совершения операции является день составления акта о списании испорченных подакцизных товаров, акта о списании и уничтожении акцизных марок, учетно-контрольных марок или день принятия решения об их дальнейшем использовании в производственном процессе.

В случае утраты подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок датой совершения операции является день, когда произошла утрата подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок.

При импорте подакцизных товаров на территорию РК с территории другого государства – члена ЕАЭС датой совершения операции является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных подакцизных товаров.

Пример

В ходе инвентаризации на складе производителя алкогольной продукции была обнаружена недостача подакцизного товара. Какой будет дата совершения оборота операций по утрате?

Согласно пункту 6 статьи 465 Налогового кодекса, в случае утраты подакцизных товаров датой совершения операции является день, когда произошла утрата подакцизных товаров. Однако в ходе осуществления хозяйственной деятельности не всегда можно .


В 2018 году серый импорт топлива из страны составил 250 тыс. тонн, пишет «Курсив».

Незаконные поставки в соседнюю республику остаются единственным способом предохранить отечественный рынок от кризиса перепроизводства бензина.

Не исключено, что ситуация изменится уже в ближайшее время – в конце июня таможенные пошлины на экспорт бензина в Казахстане понижены с $168,88 до $63 за тонну.

В этом году Казахстан планирует предложить внешнему рынку 500 тыс. тонн топлива – они должны быть произведены сверх того объема, который необходим для насыщения внутреннего рынка. Совокупный дефицит стран-соседей из Центрально-Азиатского региона составляет более 1 млн тонн топлива в год. Именно это направление экспорта в РК оценивают как самое перспективное. В это же время в Кыргызстане, куда казахстанский экспорт запрещен, ожидают удвоения объема нелегальных поставок на свой рынок – до 400 тыс. тонн.

Первая экспортная сделка не получилась

Аналитическое издание Argus сообщает, что в июне первое предложение из Казахстана было сделано рынку Афганистана.

Местные импортеры могли забрать 50 тонн бензина АИ-92 на станции Сары-Агаш по цене $650 за тонну. Покупатели сочли сделку невыгодной: с учетом всех расходов и платежей тонна топлива из этой партии в Афганистане стоила бы уже $900. Текущая рыночная цена на афганском рынке – $760. Афганцы предложили снизить цену на $100–200, результаты переговоров пока неизвестны. Тонну бензина АИ-92 для внутреннего рынка в середине июня в Шымкенте можно было купить за $417–422.

Казахстан сообщил о готовности экспортировать бензин в конце прошлого года, после того как осенью 2018-го завершилась модернизация на Шымкентском НПЗ.

Бауржан Салимгереев, директор департамента маркетинга нефтепродуктов «Казмунайгаза», нацкомпании-владельца главных отечественных НПЗ, называет два основных направления экспорта. В Европу через порты Балтийского и Черного морей из Актау и в страны Центральной Азии из Шымкента.

При этом о европейском направлении представитель «Казмунайгаз» упоминает вскользь, скорее имея в виду теоретическую возможность таких поставок. Говоря о странах Центральной Азии, эксперт указывает на их совокупный внутренний дефицит топлива: 1,2 млн тонн ежегодно. Как живут рынки Таджикистана, Узбекистана и Афганистана, которые в Казахстане так легко посчитали своими?…

Рынок Центральной Азии под давлением Ирана

Последние два года топливный рынок Центральной Азии испытывает сильное ценовое давление со стороны Ирана, говорит Рауф Гусейнов, старший редактор Argus.

В условиях американских санкций эта страна жестко борется за любой источник валютных поступлений. Дополнительное давление на регион оказывают производители Пакистана и Иракского Курдистана.

В результате цена на бензин падает. В Афганистане, например, она снизилась на 13% с начала года.

Хорошим рынком для казахстанского топлива, по мнению Гусейнова, мог бы стать Узбекистан. В последнее время республика столкнулась с кризисом сырьевой базы, производство сократилось на 22%. Но Узбекистан в вопросах обеспечения топливом стремится к самодостаточности и серьезно реструктуризирует отрасль. Дефицит же восполняется поставками небольших партий с Пермского НПЗ.

Единственная страна региона, куда Казахстан поставляет бензин давно и серьезно, – Кыргызстан. По оценке Рауфа Гусейнова, это примерно 15 тыс. тонн в месяц, то есть около 20% потребности рынка.

Эксперты из Кыргызстана считают, что ежемесячные поставки достигли уровня 25 тыс. тонн и удвоятся в текущем «экспортном» для нас году. Ирония в том, что эти поставки незаконны – они идут вразрез с договоренностями Евразийского экономического союза.

Как устроена контрабанда в Кыргызстан

Объем контрабанды из Казахстана подсчитать легко. Достаточно проследить падение продаж на легальных АЗС, объясняет Чингиз Айтмурзаев, заместитель генерального директора по оптовым продажам «Газпром нефть Азия».

По его словам, в 2018 году серый импорт топлива из Казахстана составил 250 тыс. тонн. Незаконному перетоку топлива способствует высокая ценовая разница, сложившаяся на рынках стран.

Если говорить о бензине марки АИ-92, то это 15 рублей на литр, по дизтопливу – до 10 рублей на литр. В переводе на казахстанскую валюту картина такая: официально на АЗС бензин продается по 210 тенге за литр, на улице и на маленьких заправках – по 150 тенге.

Если рынок Кыргызстана не будет регулироваться, объем контрабанды вырастет до 400 тыс. тонн в год, считает Чингиз Айтмурзаев. Процесс организован максимально просто: груз официально оформляется как присадки к топливу, бензанол или газохол и беспрепятственно следует через границу.

Рауф Гусейнов также указывает на то, что Кыргызстан для Казахстана стал привычным клапаном для сброса избыточного давления. К примеру, когда в начале текущего года производство бензина в Казахстане резко выросло, а спрос на внутреннем рынке упал и стал тянуть за собой цену, именно контрабандные поставки излишков в соседнюю республику уравновесили ситуацию.

Казахстан и Кыргызстан уже скоро год, как обсуждают соглашение, позволяющее экспортировать отечественный бензин на рынок соседей, но процесс тормозит отсутствие компромисса по вопросу реэкспорта казахстанского топлива из Кыргызстана.

Только профицита мало

Вывод топливного рынка страны на новый качественный уровень – целиком заслуга государства. Болат Акчулаков, генеральный директор Kazenergy, перечисляет эти достижения: повышение добычи нефти до 90 млн тонн в год, модернизация всех НПЗ, профицит по выпуску высокооктанового бензина, авиакеросина и дизтоплива.

Даже идеология рынка законодательно изменена: если раньше производитель был обязан поставлять на внутренний рынок не менее 15% топлива, теперь здесь продается не менее 80%. Благодаря этому внутри страны образовалось равновесие спроса-предложения и ценовая стабильность.

Сатжан Каримов, заместитель директора департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго РК, указывает на сложности в организации равномерной нагрузки на все нефтеперерабатывающие заводы страны.

Основная нефтедобывающая зона Казахстана – на западе, южные месторождения истощаются. Для создания баланса потребовалась организация реверсивных поставок сырой нефти внутри страны.

От государства же во многом зависят поставки казахстанского топлива на внешний рынок – торговля нефтепродуктами регулируется на межведомственном уровне, и одного только профицита, чтобы начать экспорт, мало. …

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Коллеги рекомендуют(сортировка по просмотрам):


Вашим коллегам были интересны эти материалы в последние шесть месяцев:

Плательщики

Плательщиками акцизов являются юридические и физические лица, которые:

  • Производят подакцизные товары в РК;
  • Импортируют подакцизные товары в РК;
  • Реализуют бензин и дизельное топливо на территории РК
  • Лица, реализующие подакцизный товар, уплата акциза по которому не подтверждена и т.д.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» признак того, что организация или физическое лицо являются плательщиками акцизов, устанавливается в регистре сведений Учетная политика (налоговый учет), который доступен в разделе Предприятие - Учетная политика. Для этого на основной вкладке необходимо установить признак Плательщик акциза.

Плательщик акциза

Подакцизные товары

К подакцизным товарам относятся:

  • Все виды спирта;
  • Алкогольная продукция;
  • Табачные изделия, изделия с нагреваемым табаком;
  • Бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;
  • Моторные транспортные средства, легковые автомобили с объемом двигателя более 3 000 куб.см;
  • Сырая нефть, газовый конденсат;
  • Спиртосодержащая продукция медицинского назначения.

В конфигурации «Бухгалтерия 8 для Казахстана» сведения по подакцизному товару отображаются в карточке товара (справочник Номенклатура). В разделе Акциз указывается вид подакцизного товара, ставки для исчисления величины акциза и коэффициент расчета облагаемой базы акциза.

Подакцизный товар

Объекты обложения

Объектом обложения акцизами являются:

  • Операции плательщиков акцизов с произведенными подакцизными товарами:
    • Реализация;
    • Передача на переработку;
    • Взнос в уставный капитал;
    • Использование при натуральной оплате;
    • Передача структурному подразделению;
    • Использование для собственных нужд;
    • Прочее перемещение.
  • Оптовая и розничная реализация бензина (кроме авиационного), дизельного топлива;
  • Реализация бесхозной, конфискованной подакцизной продукции;
  • Порча, утрата подакцизных товаров;
  • Импорт подакцизной продукции на территорию РК.

Подакцизные товары, реализуемые на экспорт, не являются объектом обложения акцизом.

Базой для исчисления акцизов является объем (количество) произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

По импортируемым на территорию РК подакцизным товарам, налоговая база определяется как объем, количество импортируемых товаров в натуральном выражении.

При порче или утрате подакцизных товаров, произведенных на территории РК и импортируемых на территорию РК с территории ЕАЭС, акциз уплачивается в полном размере.

При порче или утрате акцизных марок, учетно-контрольных марок, акциз уплачивается в размере заявленного ассортимента. Налоговая база подлежит корректировке при возврате подакцизной продукции.

Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе для исчисления.

Суммы акциза, уплаченные в РК, по подакцизным товарам, использованным в качестве основного сырья для производства других подакцизных товаров, относятся на вычеты при исчислении суммы акциза

Ставки акцизов

Ставки акцизов бывают следующих видов:

  • Твердая - абсолютная сумма на единицу измерения;
  • Адвалорная - в зависимости от объемного содержания безводного (стопроцентного) спирта.
Для алкогольной продукции могут применяться оба вида ставок. При этом ставки дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования.

№ п/п Код ТН ВЭД ЕАЭС Виды подакцизных товаров Ставки акцизов (в тенге за единицу измерения)
1 2 3 4
1. из 2207 Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 объемных процентов или более (кроме спирта этилового неденатурированного, реализуемого или используемого для производства алкогольной продукции, лечебных и фармацевтических препаратов, отпускаемого государственным медицинским учреждениям в пределах установленных квот), этиловый спирт и прочие спирты денатурированные, любой концентрации (кроме спирта этилового (этанола) денатурированного топливного (не бесцветного, окрашенного) для потребления на внутреннем рынке) 600 тенге/литр
2. из 2207 Спирт этиловый (этанол) денатурированный топливный (не бесцветный, окрашенный для потребления на внутреннем рынке) 1,0 тенге/литр
3. из 2208 Спирт этиловый неденатурированный, спиртовые настойки и прочие спиртные напитки с концентрацией спирта менее 80 объемных процентов (кроме спирта этилового неденатурированного, реализуемого или используемого для производства алкогольной продукции, лечебных и фармацевтических препаратов, отпускаемого государственным медицинским учреждениям в пределах установленных квот) 750 тенге/литр 100% спирта
4. из 2207 Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 объемных процентов или более, реализуемый или используемый для производства алкогольной продукции 0 тенге/литр
5. из 2208 Спирт этиловый неденатурированный, спиртовые настойки и прочие спиртные напитки с концентрацией спирта менее 80 объемных процентов, реализуемые или используемые для производства алкогольной продукции 75 тенге/литр 100% спирта
6. из 3003, 3004 Спиртосодержащая продукция медицинского назначения, зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства 500 тенге/литр 100% спирта
7. 2208 Алкогольная продукция (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала, пива и пивного напитка) 2275 тенге/литр 100% спирта
8. 2208 Коньяк, бренди 250 тенге/литр 100% спирта
9. 2204, 2205, 2206 00 Вина 35 тенге/литр
10. из 2204, 2205, 2206 00 Виноматериал (кроме реализуемого или используемого для производства этилового спирта и алкогольной продукции) 170 тенге/литр
11. из 2204, 2205, 2206 00 Виноматериал, реализуемый или используемый для производства этилового спирта и алкогольной продукции 0 тенге/литр
12. 220300 Пиво и пивной напиток 48 тенге/литр
13. 2202 90 100 1 Пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 процента 0 тенге/литр
14. из 2402 Сигареты с фильтром 7 500 тенге/1 000 штук
15. из 2402 Сигареты без фильтра, папиросы 7 500 тенге/1 000 штук
16. из 2402 Сигариллы 6 225 тенге/
1 000 штук
17. из 2402 Сигары 750 тенге/штука
18. из 2403 Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный и прочий, упакованный в потребительскую тару и предназначенный для конечного потребления, за исключением фармацевтической продукции, содержащей никотин 7 345 тенге/
килограмм
19. из 2709 00 Сырая нефть, газовый конденсат 0 тенге/тонна
20. из 8702 Моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек, с объемом двигателя более 3 000 куб. см, за исключением микроавтобусов, автобусов и троллейбусов 100 тенге/куб. см
из 8703 Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, с объемом двигателя более 3 000 куб. см (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов)
из 8704 Моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой, с объемом двигателя более 3 000 куб. см (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов)
21. 2403 Изделия с нагреваемым табаком (нагреваемая табачная палочка, нагреваемая капсула с табаком и прочие) 0 тенге/1 кг табачной смеси
22. 3824 Никотиносодержащая жидкость в картриджах, резервуарах и других контейнерах для использования в электронных сигаретах 0 тенге/миллилитр жидкости

Ставки на бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо утверждаются ППРК «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо» от 06 апреля 2018 года № 173.

Уплата акцизов производится до 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
По подакцизным товарам, произведенным из давальческих сырья и материалов, акцизы уплачиваются в день передачи продукции заказчику или лицу, указанному заказчиком.

Налоговая отчетность

Налоговая отчетность по акцизам – форма 400.00 «Декларация по акцизу».

Читайте также: