Судебно налоговая экспертиза голикова

Опубликовано: 03.05.2024

г. Москва, улица Земляной Вал, дом 4, строение 1, конференц-зал Союза "ПНК" (м. Курская/ Красные ворота)

Савицкий Алексей Анатольевич
Кузнецова Юлия Адамовна

Член Палаты налоговых консультантов, главный налоговый консультант Компании TAXMANAGER

Колотов Сергей Михайлович

Время проведения:

Занятия проходят 3 раза в неделю: среда, пятница, суббота



Стоимость для членов ПНК:

- проживающих в Москве и Московской области - 47 000 руб / 80 000 руб. (при оплате физ. лицом / организацией)

- проживающих в других регионах России - 23 500 руб. / 40 000 руб. (при оплате физ. лицом / организацией)

Стоимость для иных лиц:

- 65 800 руб. / 112 000 руб. (при оплате физ. лицом / организацией)

Курс включает 12 очных занятий и завершается практической самостоятельной работой по подготовке экспертного заключения по заданной теме.

Документы, которые вы получаете после завершения курса:

Удостоверение установленного образца (данные документы включены в публичный Федеральный реестр сведений об образовательных документах (ФИС ФРДО)

Свидетельство о продлении срока действия квалификационного аттестата "Консультант по налогам и сборам" (информация размещается в публичном Реестре аттестованных налоговых консультантов, опубликованном на сайте Палаты налоговых консультантов, в СПС "КонсультантПлюс" и "Гарант")

Специализированный курс повышения квалификации в объеме 72 часа

Дополнительная информация:

Слушатели курса имеют возможность заключить договор об образовании и получить налоговые преимущества:

- получить социальный вычет по НДФЛ в части расходов на обучение (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ);

- признать в расходах стоимости обучения работников в целях налога на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В программе:

Основы судебной экспертизы для налогового консультанта. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, уголовном и административном процессах. Доказывание и доказательства в судебных процессах: методы и практика.

Судебные экономические экспертизы. Разбираемся с классификацией и нормативно – правовым регулированием, предметом и объектами, задачами и методами. Какие специальные знания (финансово-экономические, юридические) может использовать налоговый консультант при производстве судебных налоговых экспертиз.

Судебная налоговая экспертиза в практике налогового консультанта:

▫ применение специальных знаний в области налогообложения в уголовном и арбитражном процессе: правовое и организационное обеспечение судебной налоговой экспертизы;

▫ использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве по налоговым преступлениям (ст. 198, 199 УПК РФ) и арбитражном процессе по налоговым спорам;

▫ процессуальный статус эксперта и специалиста судебной налоговой экспертизы: права и обязанности, ограничения и ответственность;

▫ задачи и практические вопросы, решаемые в рамках производства судебной налоговой экспертизы. Типичные ошибки эксперта: недопустимые вопросы;

▫ объекты исследования и информационное обеспечение судебной налоговой экспертизы. Типичные ошибки эксперта: недопустимые объекты исследования;

▫ требования к заключению эксперта: особенности оценки заключения, практические примеры;

▫ особенности назначения, производства и оценки заключения эксперта в рамках проведения процедур налогового контроля;

▫ участие налогового консультанта (специалиста в области налогообложения) в процессуальных действиях при оценке заключения эксперта в уголовном процессе (практика подготовки заключений специалиста, в том числе по итогам рассмотрения заключения эксперта).

Практические аспекты судебной налоговой экспертизы на примере подготовки экспертных заключений по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, спецрежимам:

▫ документы и информация, подлежащие исследованию;

▫ распространенные схемы уклонения от уплаты налогов.

Практическая самостоятельная работа по подготовке экспертного заключения по заданной теме.

Голикова В.В., аспирант кафедры судебных экспертиз МГЮА имени О.Е. Кутафина.

Использование специальных знаний в области налогов и налогообложения для раскрытия не только налоговых, но и экономических преступлений в целом в условиях постоянного изменения и дополнения действующего законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения приобретает особый интерес, как и дальнейшее совершенствование понятийного аппарата судебной налоговой экспертизы, наработка и обобщение практики ее проведения.

Ключевые слова: налоги и сборы, налогообложение, судебная налоговая экспертиза, экспертные задачи.

В настоящее время потребность в использовании специальных знаний в ходе уголовного судопроизводства неуклонно растет. Основной процессуальной формой их использования в судопроизводстве является судебная экспертиза. Направления экспертной деятельности чрезвычайно разнообразны и широки. Одни имеют богатую историю, солидную научную основу и эмпирическую базу. Другие же под действием научно-технического прогресса и эволюции общественных отношений только зарождаются, в связи с чем их изучение представляет особую актуальность.

В качестве одного из ярких примеров можно привести класс судебно-экономических экспертных исследований, где наиболее развитой является судебно-бухгалтерская экспертиза, в рамках которой на сегодняшний день решаются и вопросы налогообложения.

Некоторое время выявлением, предупреждением и пресечением налоговых преступлений и правонарушений занималась Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП России). С 1 июля 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 она была упразднена, а ее функции передали МВД России, которое, реализуя свои полномочия в данной сфере, 29 июня 2005 г. издало Приказ N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации", утвердив, таким образом, Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 2 к Приказу). Указанный Перечень, в частности, предусматривает производство судебной налоговой экспертизы на предмет исследования исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов.

В других ведомствах вопросы, касающиеся налогов и налогообложения, решаются в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы. Однако под воздействием ряда факторов, прежде всего в связи с появлением новых субъектов и новых преступлений в сфере экономической деятельности, решать вопросы по налогообложению в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы становится все труднее. Нельзя не согласиться с И.И. Кучеровым, который отметил существенную проблему, связанную с необходимостью решения задач по налогообложению в ходе судебно-бухгалтерской экспертизы: "Проведение исследования фактически исключается в случаях, когда ведение бухгалтерского учета налогоплательщиком (физическое лицо, индивидуальный предприниматель) не предусмотрено законодательством, либо в силу тех или иных обстоятельств полностью или в значительной части отсутствует. Это обстоятельство существенно ограничивает возможность проведения бухгалтерских экспертиз" .

Кучеров И.И. Налоговые преступления (теория и практика расследования): Монография. М., 2010. С. 142.

Специфика вопросов, возникающих у следователя в процессе расследования налоговых преступлений, а также особенности проведения экспертных исследований, позволяющих ответить на них, побуждает вести речь о самостоятельном роде экономических экспертиз - налоговой экспертизе, которая, в свою очередь, требует разработки понятийного аппарата.

Необходимость в проведении судебной налоговой экспертизы возникает преимущественно при расследовании дел, связанных с установлением соответствия требованиям налогового законодательства порядка исчисления и уплаты налогов в бюджет. Целью налоговой экспертизы является установление обстоятельств дела (фактических данных), связанных с исполнением налогоплательщиком конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, а также установление правильности исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет. Предмет судебной налоговой экспертизы составляют фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве с использованием специальных знаний в области налогов и налогообложения, на основе исследования объектов и деятельности субъектов налогообложения, сумм фактически уплаченных и подлежащих уплате налогов.

В задачи налоговой экспертизы входит изучение: систем синтетического и аналитического учета расчетов по налогам; определения сумм, не подлежащих налогообложению; отражения налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности; соблюдения налогового законодательства при формировании налоговой базы; полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет.

По степени общности экспертные задачи можно разделить на общие экспертные задачи, типичные задачи вида экспертизы, конкретные задачи проводимой экспертизы. Общие задачи экспертизы определяют ее цели в наиболее обобщенном виде и дают представление о предмете экспертизы данного рода. Так, общей задачей судебной налоговой экспертизы является установление фактических и юридических обстоятельств, влекущих возникновение, изменение и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора). Проводя исследование, эксперт должен определить, является ли гражданин или организация налогоплательщиком, имеются ли у них объекты налогообложения, правильно ли рассчитан размер налоговой базы и установлен налоговый период, а также иные обстоятельства, предусмотренные нормами законодательства о конкретных налогах (сборах).

Типичные задачи экспертизы, которые приводятся в справочной литературе, формулируются применительно к каждому объекту этого вида и служат в качестве ориентирующих для постановки конкретных задач, т.е. тех, что ставятся перед экспертом при производстве определенной экспертизы . В качестве типичных задач налоговой экспертизы в зависимости от цели конкретного исследования можно указать следующие: а) касающиеся подтверждения правильности формирования налогооблагаемой базы; б) по определению суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, и суммы сокрытых от уплаты в бюджет налогов.

По вопросу о классификации экспертных задач см., например: Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 35; Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы / Под ред. Е.Р. Россинской. М., 2009. С. 89.

Конкретные задачи характеризуют конечную цель (искомый факт) и условия ее достижения, т.е. данные, с учетом которых эксперт на основе своих специальных знаний должен действовать, чтобы дать ответы на поставленные вопросы. В ходе исследования конкретные задачи преобразуются обычно в систему подзадач, отражающих промежуточные цели исследования и условия их достижения.

Экспертные задачи неразрывно связаны с вопросами, выносимыми на разрешение судебной налоговой экспертизы. Общие и типичные задачи представляют собой научное обобщение всевозможных вопросов по данному роду или виду экспертиз. Конкретные задачи судебной налоговой экспертизы реализуются путем постановки определенных вопросов эксперту в зависимости от имеющихся объектов и материалов дела.

В процессе производства налоговой экспертизы также могут решаться задачи диагностического характера, направленные на выявление: механизма событий, явлений; природы качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков. В нашем случае такого рода вопросы могут быть сформулированы следующим образом: 1) имела ли место неуплата налогов налогоплательщиком за определенный период деятельности, если да - то в результате каких учетных несоответствий? 2) имели ли место неуплата или сокрытие налогов, каких и в какой сумме?

Классификационные задачи (как особая разновидность диагностических задач) направлены на установление соответствия объекта определенным, заранее заданным характеристикам и отнесение его на этом основании к тому или иному классу, роду, виду. В целях решения классификационных задач перед судебным налоговым экспертом ставятся вопросы, связанные с установлением вида применяемой налогоплательщиком системы налогового учета и ее элементов. Классификационные задачи могут быть выражены в вопросах: 1) какой вид учетной системы использован налогоплательщиком в определенном периоде для исчисления налогов? 2) имеют ли значение для налогообложения сведения, содержащиеся в представленных для исследования записях неофициального учета, если да, то для исчисления каких именно налогов?

Диагностические задачи, связанные с анализом ситуации в целом, когда в качестве объекта исследования выступает система событий, называют ситуационными. Ситуационные задачи налоговой экспертизы могут быть отражены в следующих вопросах: 1) повлияло ли на исчисление и уплату налогов отражение в примененной налогоплательщиком учетной системе сведений, содержащихся в представленных для исследования записях неофициального учета? 2) имела ли место неуплата налогов налогоплательщиком за определенный период деятельности? Указанные вопросы формулируются при условии, что достоверные сведения о конкретной деятельности (конкретной сделке, ряде однородных сделок) за определенный период содержатся в представленных для исследования записях неофициального учета.

Судебная налоговая экспертиза не может решать идентификационные задачи. В частности, в ходе судебной налоговой экспертизы, например, нельзя "идентифицировать" операции финансово-хозяйственной деятельности, отраженные в учетных документах и в документах неофициального учета.

В заключение необходимо подчеркнуть, что проведение данного вида экспертных исследований предопределяет необходимость получения экспертом знаний в сфере налогов и налогообложения как самостоятельного направления экономической науки. Однако экономических знаний явно недостаточно, поскольку для привлечения к ответственности за совершение налогового преступления юридически значимым является установление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком юридической обязанности по уплате налога (сбора). Следовательно, установление фактических и юридических оснований наличия (отсутствия) обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора), механизма реализации данной обязанности с учетом принадлежащих ему конкретных прав должно быть предметом исследования эксперта-налоговика. Поскольку исследования подобного рода невозможны без знания налогового законодательства и практики его применения, экономические знания эксперта должны дополняться правовыми.

Налоговая экспертиза представляет собой совокупность услуг консультационного характера, направленных на диагностику деятельности предприятия – совершения сделок и выполнения прочих хозяйственных мероприятий с финансовой точки зрения. Смысл проведения налоговой экспертизы заключается в минимизации рисков, возникающих в ходе размещения денежных средств в различные организации в виде инвестиций и в предупреждении налоговых преступлений. Кроме того, данное исследование осуществляет проверку, не противоречит ли принятая система налоговых выплат действующему законодательству.

Налоговая экспертиза производится специалистами, обладающими исчерпывающими знаниями в области системы налогообложения и современного налогового законодательства, актуального на сегодняшний день в пределах Российской Федерации. К результатам налоговой экспертизы можно отнести следующие экспертные выводы и рекомендации:

  • Оценка структуры налогов и сборов, подлежащих уплате.
  • Рекомендации специалиста по оптимизации ведения учета выплаты налогов, а также по организации соответствующих хозяйственных мероприятий.
  • Анализ соответствия действующей (или предполагаемой) системы налогообложения актуальному законодательству Российской Федерации в налоговой сфере.
  • Разработка эффективных моделей уплаты налогов и сборов в случае изменения вида деятельности или объемов производства.

Налоговая экспертиза также может быть эффективным инструментов легитимного снижения налоговых отчислений, для чего требуется тщательный анализ деятельности организации, выполняемый квалифицированным специалистом в данной сфере. В ходе проведения исследования эксперты скрупулезно анализируют налоговые и бухгалтерские бумаги, а также могут представлять интересы организации в налоговых инстанциях или в суде. Организация, в отношении которой производится налоговая экспертиза, должна представить специалистам все требующиеся для осуществления исследования материалы. В случаях, когда имеющиеся материалы не полны или составлены с ошибками, эксперт вправе отказаться от формулирования экспертного заключения ввиду отсутствия для этого достаточных оснований.

Инициатором налоговой экспертизы могут выступать судебные или налоговые организации, а также сами предприятия (их менеджеры или собственники).

Для экспертов существуют ограничения в праве доступа для осуществления налоговой экспертизы. Специалист не допускается к проведению экспертизы в следующих случаях:

  • Если эксперт имеет личную заинтересованность в разрешении данного дела.
  • Если специалист состоит в родственной или интимной связи с лицом, в отношении которого производится экспертиза.
  • Если эксперт попадает под служебную или иную зависимость от лиц, в отношении которых осуществляется исследование.
  • Если специалист делал публичные заявления или прилюдно высказывал комментарии относительно рассматриваемого дела.
  • Если беспристрастность и объективность эксперта ставится под сомнение в результате каких-либо обстоятельств дела.

Задачи, решаемые в ходе осуществления налоговой экспертизы

Цели предстоящей налоговой экспертизы, а также обстоятельства ее назначения предполагают постановку определенных задач исследования. Задачи также зависят от того, какой именно орган выступает инициатором проведения исследования. Перед экспертом могут быть поставлены любые из следующих задач:

  • Определение объемов денежных средств организации (предприятия), выведенных из-под налогообложения.
  • Анализ структуры исчисления уплаты налогов (синтетического или аналитического).
  • Установление достоверности отображения налогового бремени организации в налоговой и бухгалтерской документации. Выявление полноты исполнения налоговых обязательств.
  • Установление своевременности уплаты налогов. Выявление отсутствия задолженности по уплате налогов.
  • Установление факта, были ли в полной мере учтены предписания налогового законодательства при определении налоговой базы организации (предприятия).
  • При проведении досудебных исследований – составление акта разногласий, сформулированного на основе осуществленной налоговой проверки.

Правовая база производства налоговой экспертизы

Процедура назначения и производства налоговой экспертизы описывается в статье 95 Налогового кодекса Российской Федерации. Та же статья предусматривает заключение договора на проведение налоговой экспертизы в качестве основного условия, необходимого для подключения эксперта к участию в выездной проверке налоговой сферы предприятия (организации).

Эксперт несет ответственность за отказ от производства налоговой экспертизы, что зафиксировано в статье 129 Налогового кодекса Российской Федерации. Данная ответственность специалиста наступает только в случае, если он уклоняется от выполнения своих обязанностей после того, как договор был заключен и данный специалист назначен в качестве эксперта.

Та же статья Налогового кодекса регламентирует ответственность специалиста за сообщение недостоверных сведений. За данное правонарушение назначается штраф.

Уголовный кодекс также предполагает ответственность эксперта за предоставление ложных данных. Специалист, осуществляющий производство налоговой экспертизы, несет ответственность за сообщение ложных или недостоверных сведений при формировании экспертного заключения или при выступлении в суде с целью разъяснения сделанных выводов. Степень наказания, предполагаемого за подобные деяния, обозначена в статье № 307 Уголовного кодекса Российской федерации. Следует отметить, что ошибки, допущенные экспертом вследствие некомпетентности или недостаточной осведомленности, не рассматриваются в качестве факта представления ложных сведений.

Вопросы, ответы на которые дает специалист в области производства налоговой экспертизы

Ответы на перечисленные вопросы составляют существенный объем информации, представляемой специалистом в своем экспертном заключении. Постановка данных вопросов основана на обстоятельствах проведения исследования и его целях, вследствие чего задает эксперту некий вектор направления усилий и область, в которой следует проводить анализ. Ответы на вопросы в обязательном порядке включаются в экспертное заключение. Список вопросов составляется индивидуально для каждого конкретного случая проведения налоговой экспертизы. Эксперту могут быть адресованы следующие вопросы:

  1. Соответствует ли сформированная налоговая база организации (предприятия) предписаниям актуального налогового законодательства, действующего в юридическом пространстве Российской Федерации.
  2. В полном ли объеме были выполнены налоговые обязательства организации (предприятия) перед федеральным бюджетом?
  3. Своевременно ли были уплачены налоги и сборы?
  4. Каким образом можно легитимно уменьшить налогооблагаемую базу?
  5. Какие недостатки системы учета расходов по налогам обнаружены в ходе производства экспертизы?
  6. Какие именно объемы денежных средств предприятия (организации) не подлежат обложению налогами?
  7. Насколько достоверно отображены налоговые обязательства организации в ее налоговой и бухгалтерской документации?
  8. В полной ли мере отображены налоговые обязательства предприятия в налоговой и бухгалтерской отчетности?
  9. Каким образом следует модифицировать систему налогообложения в свете предстоящего изменения вида деятельности организации (предприятия)?
  10. Какова наиболее эффективная схема налогообложения для данной организации (предприятия), если объемы производства будут увеличены (уменьшены) на заданную величину?
  11. Каковы рекомендации эксперта по модификации системы ведения налогового учета?
  12. Достоверно ли определена сумма налогов и сборов, подлежащих к уплате?

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО "Судебный эксперт" является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел "Документы организации"), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Библиографическая ссылка на статью:
Егиазарян М.Г. Роль и место судебной налоговой экспертизы в общей классификации судебно-экономических экспертиз // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/11/25275 (дата обращения: 17.05.2021).

Действующей Конституцией Российской Федерации провозглашается и гарантируется целый ряд положений, отражающих особенности становления современной отечественной экономики [1]. Наряду с изменением экономического курса представляется необходимым также и совершенствование правового механизма регулирования хозяйственных отношений; конструктивный и целенаправленный комплекс нормативных мер, направленных на защиту прав и законных интересов участников таких отношений.

Расследование преступлений экономической направленности сталкивается с необходимостью использования специальных экономических знаний – ввиду самой специфики деятельности, в ходе которой совершаются преступления. Поэтому, как представляется, существенную роль при рассмотрении судебных дел, связанных с защитой экономических прав и законных интересов граждан и организаций, играет правильное и точное использование специальных знаний. Судебная экспертиза является основной формой такого использования.

Проведение экспертизы основано на целом ряде норм действующего законодательства – как специального закона, регулирующего общие вопросы судебно-экспертной деятельности [2], так и положений процессуального законодательства.

В зависимости от специфики подлежащих доказыванию фактических обстоятельств в науке предлагаются также и различные классификации судебных экономических экспертиз. Так, традиционно – ещё в советских исследованиях – обозначалось шесть видов таких исследований:

1.Экспертизы документов бухгалтерского учёта.

3.Экспертизы экономики труда.

6.Экономико-статистические экспертизы [5, с. 151].

В условиях современной рыночной экономики некоторые из таких экспертиз – ввиду коренной перестройки самой системы имущественных и

хозяйственных отношений – утратили свою актуальность. Такие экспертизы, как планово-экономическая, экспертиза экономики труда, в настоящий момент не производятся.

Нет единства и на уровне нормативных актов. При этом, в отличие от методических вопросов, где единой методики проведения таких экспертиз до сих пор не установлено, ведомственными нормативными актами предусмотрено сразу две классификации судебно-экономических экспертиз.

Так, на практике наиболее часто применяются две классификации, которые регламентированы нормативными актами Министерства внутренних дел РФ, а также Министерства юстиции – что, конечно, не вносит ясности в правовое регулирование производства экономических экспертиз.

В соответствии с Приложением к Приказу МВД РФ от 29.06.2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» [3], предусматривается дифференциация судебно-экономических экспертиз на четыре самостоятельных вида – в зависимости от объекта исследования:

- судебно-бухгалтерская экспертиза, направленная на исследование содержания записей бухгалтерского учёта;

- судебная финансово-кредитная экспертиза, направленная на исследование соблюдения хозяйствующими субъектами принципов и правил кредитования;

- судебная финансово-аналитическая экспертиза, связанная с исследованием и определением финансового состояния хозяйствующих субъектов;

- судебная налоговая экспертиза, направленная на исследование исполнения хозяйствующими субъектами обязанностей по исчислению налогов и сборов.

К числу несомненных достоинств предусмотренной актом МВД России классификации экспертных исследований относится указание на уровне

нормативного акта наиболее важных родов экономических исследований. Как отмечает в своей статье А.Н. Мамкин, разграничение экспертиз по самым значимым и наиболее часто встречающимся на практике сферам экономических отношений, обозначенное в Приказе МВД № 511, позволяет чётко отграничить одну экспертизу от другой, что в дальнейшем предопределяет выбор экспертом правильной методики [6, с. 122 - 127]. На наш взгляд, выделение в качестве самостоятельного рода аналитической экспертизы является несомненным «плюсом» рассматриваемой классификации, поскольку в условиях развития экономических отношений, а также совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) организаций вопросам аналитических исследований придаётся всё большее значение.

Отметим, что во многих теоретических работах именно предложенная МВД классификация рассматривается в качестве основной для дальнейшего исследования. Для эффективного расследования экономических преступлений классификацию экспертиз требуется осуществлять, обращая внимание на необходимость производства конкретных исследовательских действий к той или иной разновидности финансовых операций предприятия, отражаемых в соответствующих, подлежащих непосредственному исследованию документах.

Так, в соответствии с Приложением № 1 к Приказу Министерства юстиции РФ от 27.12.2012 г. «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» [4], выделяется только два вида экономических экспертных исследований:

В теории справедливо также указывается на неуниверсальный характер положений Приказа МВД № 511, не в полной мере отвечающих всему спектру

финансовых операций в сегодняшнем коммерческом обороте. Как справедливо обращает внимание А.А. Савицкий: «Российская экономика характеризуется динамичным развитием, и в настоящее время можно отметить целый ряд актуальных экспертных вопросов, которые нельзя отнести ни к одному из представленных родов. К таким экспертизам можно отнести исследования по вопросам, связанным с операциями с ценными бумагами (в том числе обращающимися на открытом рынке), вопросы, связанные с лизинговыми операциями, с операциями факторинга, вопросы внешнеэкономической деятельности и т.д.» [8, с. 45]. На необходимость выделения экспертиз, направленных на исследование отдельных видов экономических операций – в частности, операций с определением стоимости долей в уставном капитале обществ – указывают также в своей статье М.Г. Нерсесян и К.Л. Петров [7, с. 57].

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо предусмотреть на нормативном уровне единую классификацию судебно-экономических экспертиз. Наиболее целесообразным в качестве основы для классификации представляется принять нормативный акт Министерства юстиции, в соответствии с которым необходимо подразделять отдельные роды судебно-экономических экспертиз на конкретные виды и подвиды. В качестве особого вида судебно-экспертных исследований всегда должна выделяться налоговая экспертиза – как один из основных источников получения доказательственной информации при расследовании налоговых преступлений

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [c поправками от 21.07.2014 г.] // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31.03.2001 № 73-ФЗ (с изм. и доп) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2291.
  3. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 29.06.2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 18.05.2018).
  4. Приказ Министерства юстиции РФ от 27.12.2012 г. «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс» (дата обращения: 18.05.2018).
  5. Булгакова, С.В. Теория бухгалтерского учета : учебник для бакалавров / С.В. Булгакова, Н.Г. Сапожникова. Воронеж : Издательский дом Воронежского гос. ун-та, 2014. 352 с.
  6. Мамкин, А.Н. Теоретические основы судебно-экономической экспертизы / А.Н. Мамкин // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 6. С. 122 – 127.
  7. Нерсесян, М.Г., Петров, К.Л. Методические особенности определения действительной стоимости доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью с учетом судебной практики / М.Г. Нерсесян, К.Л. Петров // Теория и практика судебной экспертизы. 2018. № 1. С. 52 – 59.
  8. Савицкий, А.А. Актуальные проблемы судебной экономической экспертизы / А.А. Савицкий // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 10. С. 39 – 46.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Судебная налоговая экспертиза – это исследование первичных учетных документов, используемых при определении элементов налогообложения, регистров учета и отчетности, направленное на установление правильности исчисления и полноты уплаты налогов, сборов и страховых взносов и выявление нарушений требований законодательства о налогах и сборах. Основные ее объекты – это составленные по унифицированной и неунифицированной форме учетные документы, содержащие информацию о финансово-хозяйственных операциях для целей расчета налоговых обязательств.

Вопросы, выносимые на налоговую экспертизу, связаны с: полнотой уплаты налогов в бюджеты всех уровней; своевременностью уплаты налогов; правильностью определения конкретных элементов налогообложения (ставки и др.), а также иными обстоятельствами (например, обоснованностью применения налоговых режимов и налоговых льгот).

Вопросы, относящиеся к компетенции эксперта судебной налоговой экспертизы, следующие:

отвечает ли требованиям законодательства о налогах и сборах порядок исчисления и уплаты налога с операциями по реализации услуг организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и в связи с этим не являющейся плательщиком налога на добавленную стоимость?

1. Какова сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за исследуемый период?

2. Соответствует ли положениям законодательства налоговая база по налогу на прибыль организаций за отчетный период? Если нет, то каков размер неисчисленного налога на прибыль организаций?

3. Подтверждаются ли документально доходы, полученные организацией за исследуемый период?

4. Подтверждаются ли документально выводы налоговой проверки о задолженности организации по налоговым и иным платежам?

Вопросы, которые могут разрешаться в ходе проведения экспертного исследования правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, следующие:

1. Верно ли определена налоговая база по НДС?

2. В соответствии ли с действующим законодательством были применены налоговые вычеты при расчете сумм НДС, подлежащих перечислению в бюджет за определенный период?

3. Отвечает ли требованиям законодательства порядок исчисления НДС, примененный организацией, с операций по передаче прав требования? Если нет, то как это повлияло на размер исчисленного налога на прибыль организаций?

4. Все ли счета-фактуры отражены в книге продаж и в книге покупок?

5. Правильно ли рассчитана налогооблагаемая база по НДС?

6. Соответствуют ли показатели по НДС в декларации данным бухгалтерского учета?

7. Отражены ли все финансово-хозяйственные операции для целей налогообложения в бухгалтерском учете?

8. Какую сумму НДС должно было заплатить и какую сумму НДС фактически заплатило предприятие за определенный период?

Иные судебные экспертизы

При расследовании налоговых преступлений нередко необходимо назначение и других видов экспертиз. К примеру, судебно-товароведческой экспертизы, определяющей количественные и качественные параметры, способ и время изготовления продукции, ее соответствие заявленным параметрам, техническим условиям, требованиям маркировки, транспортировки, упаковки и хранения. При назначении судебно-товароведческой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Соответствуют ли наличие и качество фактически вложенного сырья документальным данным об изготовлении продукции. Если нет, то какие имеются различия?

2. Соответствуют ли фактические характеристики продукции (сырье, состав, материалы, технические параметры, размерные данные и др.) маркировочным обозначениям, указанным на изделии. Если нет, то в чем их различия?

3. Соответствуют ли обозначенные на маркировке символы характеристик продукции нормативным требованиям. Если нет, то, какие имеются различия?

4. Соответствуют ли характеристики продукции, указанные в сопроводительных документах, фактическим. Если нет, то в чем различия?

5. Соответствуют ли фактическое качество продукции требованиям стандартов. Если нет, то в чем выражены отклонения. Допустима ли ее реализация, переработка?

6. Соответствуют ли упаковка товара требованиям стандартов. Если нет, то, как она могла повлиять на снижение качества товара?

7. Соответствуют ли условия, в которых транспортировался товар, требованиям стандартов. Если нет, то могло ли про­изойти ухудшение качества товара?

8. Соответствуют ли условия хранения товара нормативным требованиям. Если нет, то могли ли они повлиять на снижение его качества?

9. Правильно ли начислена естественная убыль при конкретных условиях транспортирования и хранения?

Также нередко необходимо назначение судебно-технической экспертизы документов, в ходе которой исследуются документы в бумажной форме – факсимиле, машинописные и компьютерные тексты, оттиски печатей и штампов на предмет выявления наличия или отсутствия подделок. При назначении по налоговым преступлениям судебно-технической экспертизы могут быть сформулированы следующие вопросы:

1. Каким способом выполнены записи (непосредственно пишущим прибором или с применением техники, путем монтажа)?

2. Пишущим прибором какого рода (вида) выполнены записи?

3. Какими свойствами обладала подложка, на которой находился документ при изготовлении (мягкая, гладкая, пористая, загрязненная и пр.)?

4. Выполнена ли подпись с предварительной технической подготовкой, с помощью факсимиле?

5. В какой последовательности нанесены пересекающиеся штрихи рукописных записей и других реквизитов документа?

6. Подвергались ли изменениям рукописные записи путем дописки, дорисовки отдельных штрихов, выполнения одних штрихов поверх других?

7. Подвергались ли изменениям рукописные записи путем подчистки?

8. Подвергались ли изменениям записи путем травления (смывания)?

9. Каково содержание записей, удаленных путем травления, подчистки, заклеенных, залитых, зачеркнутых, замазанных, вдавленных, имевшихся на удаленных фрагментах документа и т.д.?

При назначении судебно-технической экспертизы оттисков печатных форм (оттисков печатей и штампов) могут быть сформулированы следующие вопросы:

1. Каким способом нанесено изображение оттиска печати (штампа)?

2. Каким способом изготовлена печать (штамп), оттиск которой имеется?

3. Соответствует ли время нанесения оттиска печати (штампа) дате, указанной на документе; в какой период времени нанесен оттиск?

4. В какой последовательности нанесены пересекающиеся штрихи оттиска печати и других реквизитов документа?

5. Вносились ли изменения в содержание оттиска печати (путем дорисовки, подчистки, травления)?

6. Каково содержание слабо видимого оттиска печати?

7. Каково первоначальное содержание оттиска, подвергшегося изменению?

8. Нанесен ли оттиск данной печатью (штампом)?

9. Одной и той же или разными печатями (штампами) нанесены оттиски в документах?

Судебно-почерковедческая экспертиза назначается для исследования рукописных текстов, резолюций, подписей в документах для установления их исполнителя. Идентификационные задачи почерковедения состоят в установлении факта выполнения конкретным лицом данного текста (различных текстов или фрагментов текстов) либо исполнителя подписи. При установлении исполнителя рукописных текстов необходимо ставить следующие вопросы:

1. Кем из числа проверяемых лиц выполнен текст (фрагмент текста, запись, подпись и т.п.) в исследуемом документе?

2. Одним или разными лицами выполнены рукописные тексты (фрагменты текста, записи, подписи и т.п.) в исследуемых документах?

При установлении данных об исполнителе и обстоятельствах выполнения текста возможна постановка следующих вопросов:

1. Лицом какого пола выполнен рукописный текст?

2. К какой возрастной группе относится исполнитель рукопис­и?

3. Выполнена ли рукопись в необычном психофизическом состоянии либо в необычных условиях?

4. В какой позе (стоя, сидя, лежа) писавшим выполнена рукопись?

5. Выполнен ли текст (подпись, запись) с подражанием почерку конкретного лица?

6. Выполнен ли рукописный текст (подпись, запись) намеренно измененным почерком?

7. Пригодна ли подпись (запись, надпись) для идентификации личности?

Судебная компьютерно-техническая экспертиза (далее – СКТЭ) назначается для исследования электронных документов бухгалтерского, налогового учета и отчетности, компьютерного оборудования и электронных носителей информации. Она проводится в целях: определения статуса объекта как компьютерного средства, выявления и изучения его роли в расследуемом преступлении, а также получения доступа к информации на электронных носителях с последующим всесторонним ее исследованием.

Выделяются следующие виды этой экспертизы: аппаратно-компьютерная; программно-компьютерная; информационно-компьютерная (экспертиза данных). Кроме того, оправданным представляется выделение компьютерно-сетевой и телематической экспертиз. Указанные основные виды СКТЭ при производстве большинства экспертных исследований применяются комплексно и, чаще всего, последовательно.

При расследовании налоговых преступлений необходимость в проведении финансово-кредитной экспертизы возникает в тех случаях, когда требуется установить факты отклонений, нарушений в сфере финансирования и кредитования. При финансово-аналитической экспертизе исследуются документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, в целях анализа финансового состояния предприятия, динамики расчетов, в том числе с бюджетом, внебюджетными фондами и другими контрагентами.

Основными задачами финансово-аналитической экспертизы являются: анализ изменения платежеспособности за определенный период в связи с определенными событиями; установление степени влияния фактов интеллектуального подлога в документах на финансовые результаты деятельности; анализ состояния и динамики дебиторской или кредиторской задолженности; установление негативных отклонений в распределении и использовании прибыли, приведших к необоснованному завышению денежных сумм; определение доли учредителя в уставном капитале, оценка балансовой стоимости акций, последствий вывода или ввода активов.

Примерные вопросы при назначении данной экспертизы:

1. Каким образом на финансовое состояние организации повлияли финансовые операции, осуществляемые в рамках кредитного договора?

2. Какова динамика платежеспособности за исследуемый период?

3. Каким образом на финансовое состояние организации повлияло изменение состава учредителей или исполнительного органа организации?

4. Какова балансовая стоимость активов на определенную дату?

5. Каковы размер и динамика дебиторской (кредиторской) задолженности организации за исследуемый период?

В ряде случаев возникает необходимость в назначении комиссионной судебной налоговой экспертизы. С учетом специфики предмета исследования по делам о налоговых преступлениях на разрешение комплексной судебно-бухгалтерской или судебно-налоговой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Правильно ли исчислена сумма налога? В чем конкретно выражаются нарушения, как они повлияли на определение налогооблагаемой базы и суммы налога по каждому сроку платежа?

2. Соблюдался ли установленный порядок учета затрат на производство и продажу при калькулировании себестоимости продукции. Если были нарушения, то какие конкретно и как они повлияли на определение суммы налога по каждому сроку платежа?

3. Правильны ли данные налогоплательщика об уплаченных суммах НДС и расчеты при его уплате в бюджет?

4. В чем именно выразились действия по сокрытию объектов налогообложения и каков размер сокрытия?

5. Какая сумма налога должна быть уплачена с сокрытых объектов?

6. Правильно ли отражены в расчете налога и бухгалтерских документах фактическая прибыль (убытки) от продажи продукции (работ, услуг)?

Читайте также: