Субъекты малого предпринимательства заполняют строки по налогу на прибыль

Опубликовано: 20.09.2024

Приложение № 5 к Листу 02 заполняют только налогоплательщики, у которых есть обособленные подразделения. Причем «обособленность» подразделений для целей налогообложения определяется в терминах и понятиях налогового законодательства.

Какие подразделения относятся к обособленным

Определение обособленного подразделения дано в п. 2 ст. 11 НК РФ.

Для целей налогообложения обособленное подразделение имеет следующие характеристики:

1) это – любое территориально обособленное от головной организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места;

2) рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1-го месяца;

3) признание подразделения обособленным не зависит от указания на него в учредительных или иных организационно-распорядительных документах;

4) обособленное подразделение может не иметь самостоятельного баланса и своего расчетного счета;

5) местонахождение обособленного подразделения российской организации – это место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Не всегда организация может четко определиться: есть ли у нее обособленное подразделение, подлежащее регистрации в налоговых органах, или нет. Например, кладовщик и сторож на складе, расположенном в том же городе, что и головная организация, но относящемся к другой налоговой инспекции; отдельно сидящая от головного офиса централизованная бухгалтерия; надомники, живущие в разных районах или городах, и т.п. Финансовое ведомство советует в случае возникновения затруднений с определением места постановки на учет обращаться в налоговый орган, который на основании представленных документов примет решение о наличии либо об отсутствии признаков обособленного подразделения. См. письмо Минфина РФ от 07.06.2012 № 03-02-07/1-137.

Порядок исчисления и уплаты налога и авансовых платежей

Порядок исчисления и уплаты авансовых платежей и налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, регулируется статьей 288 НК РФ.

Организация с обособленным подразделением (подразделениями) исчисление и уплату авансовых платежей и налога на прибыль в федеральный бюджет производит по месту своего нахождения без распределения указанных сумм между обособленными подразделениями.

Авансовые платежи и налог, подлежащие зачислению с бюджет субъекта РФ, исчисляются и уплачиваются как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. При этом распределению подлежит налоговая база по налогу на прибыль, а от нее уже рассчитываются суммы налогов (авансов).

Суммы авансовых платежей и налога, подлежащие уплате в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения обособленных подразделений, исчисляются по ставкам налога, установленным в соответствующих субъектах (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Переход на централизованную уплату налога и авансовых платежей

До начала налогового периода организация может принять решение об уплате налога на прибыль в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации по совокупности сумм налога, исчисленных по головной организации и по обособленным подразделениям, находящимся на территории того же субъекта.

Если на территории другого субъекта находятся два или более обособленных подразделений, то налог также может уплачиваться одним из подразделений (по совокупности сумм налога, исчисленного по каждому подразделению). Если принимается такое решение, то надо указать, по месту нахождения какого подразделения будет уплачиваться налог.

Налогоплательщик до 31 декабря года, предшествующего году перехода на централизованную уплату налога и авансов, должен уведомить налоговые органы, в которых он состоит на налоговом учете по месту нахождения обособленных подразделений. Рекомендуемые типовые формы уведомлений утверждены письмом ФНС России от 30.12.2008 № ШС-6-3/986. В приложении № 3 к этому письму приведены схемы подачи уведомлений в налоговые органы по месту нахождения головной организации и обособленных подразделений для различных ситуаций.

При изменении порядка уплаты налога и авансовых платежей, а также при изменении количества обособленных подразделений на территории субъекта РФ налогоплательщик также обязан уведомить налоговые органы о произошедших изменениях.

Поскольку на новый порядок уплаты налога на прибыль переходит организация, то, соответственно, данный порядок уплаты налога распространяется на все его обособленные подразделения, включая вновь созданные им в течение налогового периода. На вновь созданные обособленные подразделения применяемый налогоплательщиком порядок уплаты налога распространяется с момента их создания. Одновременное применение налогоплательщиком в различных субъектах РФ порядка исчисления и уплаты налога через ответственное обособленное подразделение и по каждому обособленному подразделению Налоговый кодекс не предусматривает. См. письмо ФНС России от 25.03.2009 №3-2-10/8.

Распределение налоговой базы между головной организацией и обособленными подразделениями

Доля головной организации и каждого обособленного подразделения в налоговой базе по налогу на прибыль определяется исходя из удельного веса двух показателей:

1. Удельный вес остаточной стоимости основных средств за отчетный (налоговый) период. По общему правилу остаточная стоимость основных средств определяется по данным налогового учета. Однако статьей 288 НК РФ предусмотрено, что организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

При определении удельного веса остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения учитываются основные средства, фактически используемые этим подразделением, не зависимо от того, на чьем балансе (головной организации или другого подразделения) они учитываются ( Письмо Минфина РФ от 03.08.2010 № 03-03-06/1/513).

В случае создания обособленного подразделения организации, например, в апреле, при составлении декларации за первое полугодие средняя остаточная стоимость основных средств по данному обособленному подразделению определяется как частное от деления остаточной стоимости основных средств по состоянию на 1 мая, 1 июня и 1 июля на 7 (семь). При этом стоимость основных средств по обособленному подразделению на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля принимается равной нулю ( Письмо Минфина от 06.07.05 № 03-03-02/16).

2. Удельный вес среднесписочной численности работников ( или: расходов на оплату труда) за отчетный (налоговый) период.

Налогоплательщик в налоговой учетной политике определяет, какой из «трудовых» показателей он использует для расчета удельных весов: расходы на оплату труда или среднесписочную численность. Расчет среднесписочной численности производят в порядке, установленном приказом Росстата от 24.10.2011 № 435 (до 2012 года - приказом Росстата от 12.11.2008 № 278).

для исчисления удельного веса:

Д – доля обособленного подразделения в налоговой базе,

Ут – удельный вес трудового показателя (среднесписочной численности или расходов на оплату труда);

Уос – удельный вес остаточной стоимости основных средств.

Топ – среднесписочная численность (расходы на оплату труда) за отчетный (налоговый) период по обособленному подразделению;

Т – среднесписочная численность (расходы на оплату труда) за отчетный (налоговый) период по организации в целом (с учетом всех обособленных подразделений).

ОСоп – остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период по обособленному подразделению;

ОС – остаточная стоимость основных средств за отчетный (налоговый) период по организации в целом (с учетом всех обособленных подразделений).

Порядок расчета удельных весов по головной организации и обособленным подразделениям на примере см. в таблице 1.

По месту нахождения головной организации в составе декларации представляются Приложения № 5 по головной организации и всем обособленным подразделениям, которые самостоятельно уплачивают налог на прибыль и авансовые платежи в бюджет субъекта РФ.

По месту нахождения каждого обособленного подразделения, самостоятельно уплачивающего налог и авансовые платежи в бюджет субъекта РФ, надо представить:

- Титульный лист (Лист 01);

- Подраздел 1.1 Раздела 1 (сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика);

- Подраздел 1.2 Раздела 1 (сумма ежемесячных авансовых платежей – для организаций, которые их уплачивают);

- Приложение № 5 к Листу 02 по конкретному обособленному подразделению.

Обратите внимание! В налоговой декларации за налоговый период (календарный год) Подраздел 1.2 не предоставляется, так как два Подраздела 1.2 (с авансовыми платежами на 4 квартал текущего года и 1 квартал следующего года) предоставляются в составе налоговой декларации за 9 месяцев.

Порядок предоставления налоговых деклараций по налогу на прибыль при закрытии ответственного обособленного подразделения рассмотрен в письме ФНС РФ от 30.12.2009 № ШС-22-3/990.

Алгоритм заполнения Приложений № 5 к Листу 02, строк Листа 02 и Раздела 1 на примере см. в таблице 2.

Налоговая учетная политика

Организации, имеющей обособленные подразделения, в налоговой учетной политике следует:

1) выбрать показатель для расчета удельного веса: расходы на оплату труда или среднесписочная численность;

2) если налогоплательщик применяет нелинейный метод начисления амортизации основных средств: определить по правилам бухгалтерского или налогового учета исчисляется остаточная стоимость основных средств;

3) определить порядок уплаты авансовых платежей и сумм налога обособленными подразделениями (по каждому подразделению или централизованно).

Организация имеет филиал в другом субъекте РФ. До заполнения Приложения № 5 организация делает расчет долей в налоговой базе по налогу на прибыль в специальном налоговом регистре (таблица 1).

Среднесписочная численность определяется по данным кадрового и табельного учета.

Остаточная стоимость основных средств определяется по данным налогового учета. Остаточная стоимость основных средств за полугодие определена путем суммирования остаточной стоимости основных средств на начало каждого месяца (с 01.01.2012 по 01.07.2012 включительно) и делением на 7.

В таблице 2 приведен порядок отражения сумм исчисленного налога и авансовых платежей:

1) по графе «Головная организация» - в Приложении № 5 к Листу 02, которое сдается в составе налоговой декларации по налогу на прибыль в целом по организации;

2) по графе «Филиал» - в Приложении № 5 к Листу 02, которое представляется в составе налоговой декларации в целом по организации, а также направляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения;

3) по графе «Декларация по организации» - по строкам Листа 02 и Подразделов 1.1 и 1.2 Раздела 1, которые включаются в состав налоговой декларации в целом по организации. Обратите внимание: в общей декларации, представляемой в налоговый орган по месту нахождения головной организации, в Разделе 1 отражаются только суммы, причитающиеся к уплате в бюджет субъекта РФ непосредственно головной организацией.

Отдельно приведены заполненные Раздел 1 и Приложение № 5 к Листу 02, которые направляются в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

Как рассчитать налог на прибыль организаций? Это вопрос интересует не только бухгалтеров крупных компаний, но и начинающих бизнесменов при открытии бизнеса.

Функции налога

Налогоплательщиками данного налога, согласно российскому законодательству, являются коммерческие, а также некоммерческие субъекты предпринимательства. Налогообложение прибыли компаний регулируется Налоговым Кодексом.

Существует несколько функций данного налога:

  1. Фискальная. Позволяет государству сформировать бюджет под различные нужды и создать материальную базу для полноценного развития.
  2. Регулирующая. Необходима для влияния на экономические процессы, регулирования доходов населения и принятия антикризисных мер. Инструментами регулирования является льготное налогообложение и система платежей, позволяющие влиять на различные сферы экономики.
  3. Контролирующая. Дает возможность отследить темпы развития экономики и оценить эффективность налогообложения.
  4. Социальная. Обеспечивает предоставление помощи малообеспеченным категориям граждан путем взимания платежей с более обеспеченных.

Понятие «налог на прибыль» включает ряд элементов:

  • Субъекты – таковыми являются налогоплательщики, которые подпадают под налогообложение.
  • Объект – прибыль, полученная в процессе осуществления деятельности компании.
  • Ставка налога – определенный процент, который применяется к сумме полученного дохода.

Помимо этого, существуют налоговые льготы, которые влияют на размер налогооблагаемого дохода конкретной категории налогоплательщиков.

Еще одно важное значение – налоговый период – промежуток времени, на протяжении которого формируется основная налоговая база и уплачивается налог.

Какие организации являются плательщиками

В НК РФ ст.246 содержится информация о плательщиках данного налога, ими являются:

  • юридические лица на общей системе налогообложения;
  • иностранные предприятия, у которых прибыль идет через постоянные представительства;
  • зарубежные (иностранные) предприятия, получающие прибыль от источников в России;
  • участники консолидированных групп, которые должны уплачивать налог по специальным правилам.

Большую долю налогоплательщиков здесь, конечно, составляют российские предприятия на общем налогообложении. Таких организаций достаточно много.

Объекты налогообложения

Объектом в нашем случае служит прибыль предприятия.

Для отечественных компаний – это сумма полученного дохода от осуществления субъектом хозяйственной деятельности, уменьшенная на сумму учитываемых расходов.

Что касается иностранных организаций с постоянными представительствами, то учитывают весь полученный доход.

Налогооблагаемой базой для иностранных предприятий с источниками, расположенными на нашей территории, как правило, являются проценты по обязательствам или дивиденды.

Относительно консолидированных групп берется во внимание сумма дохода по всем участникам.

Классификация

Для расчета суммы нашего налога учитываются не вся полученная прибыль и понесенные затраты. Чтобы сделать правильно расчет налога на прибыль организации, необходимо ознакомиться с классификацией.

Классификация доходов

Классификация доходной части определена ст.248 НК. Учитываются суммы, полученные от какой-либо основной деятельности компании, к примеру, от реализации товаров либо услуг независимо от того, они получены в денежной либо натуральной форме.

Порядок учета может производиться как кассовым методом, так и по начислению. Если использовать принцип начисления, то учитывать операции необходимо в том определенном периоде, в котором те уже были начислены.

В случае, если используется кассовый метод, то отражать операции необходимо в том конкретном периоде, в котором поступили средства.

Внереализационные доходы

Существуют также внереализационные доходы. К ним относятся те, которые получены не от основной хозяйственной деятельности субъекта, а от прочей:

  • от сдачи в аренду и субаренду имущества движимого или недвижимого;
  • полученные проценты по выданным займам кому-либо и кредитам;
  • доходы прошлых лет, обнаруженные в отчетном периоде;
  • кредиторская задолженность (возможно, списанная), с истекшим сроком (обычно три года) исковой давности;
  • суммы списания основных средств или стоимость запчастей, полученных в результате демонтажа основных средств;
  • возникшая при переоценке валютных ценностей курсовая разница;
  • полученное бесплатно имущество по договору отчуждения (например, уступки, продажи) вещных прав;
  • прочие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ.

Примерная классификация расходов

Для уменьшения налогооблагаемой суммы каждое предприятие вправе использовать сумму понесенных затрат, связанных с получением этой прибыли. Однако все эти затраты должны иметь документальное подтверждение.

Расходы подразделяются на внереализационные и связанные с основной деятельностью. В расходную часть по основной деятельности обязательно включаются материальные затраты и затраты на оплату труда.

Определение суммы налога

Перед тем как рассчитать налог на прибыль организаций, необходимо подсчитать налоговую базу. Для расчета необходимо использовать следующую формулу:

Сумма налога = рассчитанная налоговая база * ставка налога

Рассчитанная налоговая база, согласно ст. 274 НК РФ, равна сумме прибыли в денежном эквиваленте.

Прибыль предприятия, подлежащая налогообложению, – это разница между доходами, полученными от реализации, и понесенными затратами (они учитываются в соответствии с НК РФ). Если предприятие получило доходы, выраженные в натуральной форме, то учет осуществляется по рыночным ценам на момент получения.

Налоговый период и ставки

Налоговым периодом является календарный год, по отчетным периодам: квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год.

В 2019 году произошли масштабные изменения в части расчета налога на прибыль. В частности, были пересмотрены налоговые ставки для отдельных направлений бизнеса.

При этом базовая ставка в 2019 году не изменится, и налогоплательщики будут рассчитывать налог по прежней ставке 20%. Но поменяется конфигурация распределения денежных средств. Ранее она выглядела так: из суммы налога на прибыль 2% поступают в федеральный бюджет, а 18% – в бюджет субъекта федерации.

Теперь доля, отчисляемая в федеральный бюджет, возросла до 3%, а оставшиеся 17% сохранят за собой регионы. Указанные разграничения между бюджетными уровнями будут актуальны до конца 2020 года.

Для некоторых категорий юрлиц применяется особый способ налогообложения. Все средства направляются в федеральный бюджет. Например, для иностранных компаний без российских представителей, все 20% от полученной прибыли уходят в центр.

Существует нулевая ставка для некоторых субъектов налогообложения – это резиденты особых экономических зон. Обладать правом на применение такой ставки могут субъекты, которые ведут раздельный учет по прибыли и затратам в данной зоне и за ее пределами.

Для сельскохозяйственных предприятий также применяется льготное налогообложение. Если компания получает дивиденды, то ставка налогообложения варьируется от 0% до 30%.

Льготы по налогу на прибыль в 2019 году

Неприятные новости ожидали льготников по налогу на прибыль: регионам с 2019 года запрещено устанавливать пониженные ставки по своему усмотрению. Они могут устанавливать льготы только для исключительного круга оплачивающих налоги:

  1. Компаний-резидентов особых зон на территории страны.
  2. Участников региональных инветпроектов.
  3. Компаний, работающих на территории Крыма и Севастополя.

Возможность перечисления налога по сниженному варианту будет доступна на весь период действия льготной программы. Но централизованно прописаны ограничения для действия льгот – сниженные ставки допускается применять только до января 2023 года.

Также региональным властям предоставили возможность повышения ставки на период с 2019 по 2022 год.

Ставка налога по усмотрению регионов в 2019 году может снижаться, но только в той части, которая предполагается к перечислению в местный уровень бюджета. 3%, предназначенные для федерального центра, можно только добавить сверху, предоставлять за счет них льготы не допускается.

В отношении региональной ставки законодательно установлено минимальное значение, ниже которого местные власти опускаться не вправе. Льготная ставка налога для зачисления в региональный бюджет не может быть ниже 12,5% (действует до 2020 года – далее составит не менее 13,5%). Таким образом, минимальное значение налога на прибыль для льготников в 2019 году составляет 15,5% (12,5% + 3%).

Например, в Москве по льготным ставкам (в размере 13,5%) перечисляют налоги категории налогоплательщиков, которые:

  • задействованы в производстве автомобилей;
  • привлекают к работе инвалидов;
  • резиденты ОЭЗ, технополисов или индустриальных парков.

В Санкт-Петербурге льготы действуют только в отношении резидентов особой экономической зоны, ведущие деятельности на их территории.

Порядок и сроки оплаты

Порядок исчисления регулируется ст. 286 НК, сумма налога оплачивается по итогам года. Однако после окончания каждого квартала организации оплачивают авансовые платежи.

Если у компании среднеквартальная выручка на протяжении последних четырех кварталов превышает 15 млн руб., такая компания должна осуществлять авансовые платежи ежемесячно. Любое предприятие может добровольно перейти на ежемесячный режим оплаты.

В случаях, когда организация имеет отдельное подразделение, налог на прибыль рассчитывается пропорционально доле такого подразделения в обороте компании.

Годовой налог должен оплачиваться не позднее 28 марта после окончания года. Квартальные авансовые платежи осуществляются не позднее 28 числа после окончания квартала и по его итогам.

Итак, сроки оплаты таковы:

  • за первый квартал – до 28 апреля;
  • за полугодие – до 28 июля;
  • за девять месяцев – до 28 октября.

При ежемесячной оплате крайний срок – 28 число каждого месяца, для налоговых агентов в том числе.

С учетом выходных и праздников на 2019 году бухгалтерам следует придерживаться следующих сроков для уплаты налога на прибыль:

  • за 2018 год – до 28 марта 2019 года;
  • за 1 квартал 2019 год – до 29 апреля;
  • за первое полугодие – до 29 июля;
  • за 3 квартала – до 28 октября;
  • за 2019 год – до 30 марта.

В орган ФНС по месту регистрации компании подается налоговая декларация по итогам прошедшего налогового периода; расчет авансовых платежей предоставляется по результатам отчетного периода. Подача декларации и расчетов соответствуют срокам оплаты авансовых платежей и годового налога.

Налог на прибыль для малых предприятий

Льготный режим по налогу на прибыль предусмотрен для малых предприятий. Те из них, которые занимаются производством сельхозпродукции, имеют право не оплачивать налог первые два года работы: при условии, что выручка от продажи сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% от общей суммы выручки.

То же касается и производства товаров народного потребления и продовольственных товаров. На третий год ставка составляет одну четвертую налога, а на четвертый год – половину, если выручка от продажи таких товаров не меньше 90% от общей суммы. Срок и порядок оплаты налога такие же, как и у других предприятий.

Особенности расчета

Существуют несколько особенностей при определении налогового платежа.

Данные по финансовой отчетности довольно часто не совпадают с реальной суммой налога на прибыль предприятия. При расчете налога необходимо учитывать постоянные и временные разницы, появляющиеся при отсутствии определенных расходов.

Перечень расходов должен иметь под собой экономическое обоснование. Также он должен иметь и документальное подтверждение. В 2019 году компаниям разрешили учитывать расходы на турпутевки. Например, для отдыха внутри страны.

К постоянным относятся штрафы и пени, которые взимаются государством, и кредитные проценты выше предельной величины по налоговому учету.

Временная разница возникает из-за расхождений в отчетности, это случается при различных методах расчета.

Расчет и уплата налога на прибыль организаций: Видео

Нет времени читать?

Нет времени читать? Шпаргалка по содержанию статьи:

  • Как включить применение ПБУ 18\02 в «1С»
  • Что такое «постоянные разницы» (ПР) в налоге на прибыль
  • Что такое «временные разницы» (ВР) в налоге на прибыль
  • Условные доходы или расходы по налогу на прибыль (УН)
  • Учет разниц в оценке активов и обязательств
  • Выручка от реализации для целей налогового учета

О ПБУ 18/02

Основное предназначение Положения по бухгалтерскому учету 18/02 – учет расхождения между бухгалтерской прибылью (убытком) и прибылью, исчисленной в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ (утверждено Приказом Минфина от 19.11.2002 № 114н).

ПБУ 18/02 введено с 2003 г. Есть организации, которые вправе применять данное положение по желанию: субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта «Сколково». В связи с этим многие отказались от применения ПБУ 18/02, однако это не отменяет необходимости учитывать возникающие разницы между бухгалтерским учетом (БУ) и налоговым учетом (НУ). Необходимо понимать, возникли ли эти разницы в результате объективных обстоятельств либо в результате ошибки.

Поэтому мы рекомендуем все-таки не бояться и применять ПБУ 18/02.

Чтобы включить применение ПБУ 18/02 в учетной программе, в регистре «Учетная политика» нужно установить соответствующий флаг. Данную настройку рекомендуются выполнить с начала налогового периода (рис. 1).

Настройка применения ПБУ

Ключевые понятия:

ПР – постоянные разницы
ВР – временные разницы
ПНА – постоянные налоговые активы
ПНО – постоянные налоговые обязательства
ОНА – отложенные налоговые активы
ОНО – отложенные налоговые обязательства
Текущий НП – текущий налог на прибыль
Условный расход по НП
Условный доход по НП

Постоянные разницы

Постоянные разницы (ПР) – это доходы (расходы), которые влияют на формирование бухгалтерской прибыли (убытка), но не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (НП) как отчетного, так и последующих отчетных периодов. Сюда относятся всевозможные добровольные отчисления в различные фонды, пожертвования, подарки.

Также это доходы (расходы), которые учитываются при определении налоговой базы по НП отчетного периода, но не признаются для целей бухучета доходами (расходами), как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

В рамках трансфертного ценообразования налогоплательщик доначисляет какие-то доходы или расходы до рыночных цен. Его контрагент является взаимозависимым лицом, причем в бухучете все остается без всяких корректировок на основании первичных документов.

Помимо этого, ПР – это расходы, которые учитываются при формировании финансового результата в БУ в полном объеме, а для целей НУ нормируются: расходы на рекламу, представительские расходы, расходы на добровольное медицинское страхование.

В том отчетном периоде, когда возникают постоянные разницы, формируются постоянные налоговые активы (ПНА) и постоянные налоговые обязательства (ПНО).

ПНО и ПНА исчисляются как произведение постоянных разниц и ставки налога на прибыль, действующей на отчетную дату.

ПНО – это сумма налога, которая приводит к увеличению платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Проводка, позволяющая начислить ПНО: Д 99.02.3 К 68.04.2.

Обратной проводкой начисляется ПНА: Д 68.04.2 К 99.02.3. Это сумма налога, уменьшающая налог на прибыль.

Временные разницы

Временные разницы (ВР) – это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по НП в другом или других отчетных периодах.

В отчетном периоде, когда возникают ВР между данными БУ и НУ, формируются отложенные налоговые активы (ОНА) и отложенные налоговые обязательства (ОНО).

Временные разницы подразделяются на вычитаемые (ВВР) и налогооблагаемые (НВР).

Вычитаемые временные разницы образуются, если какие-либо расходы в БУ уменьшают бухгалтерскую прибыль в отчетном периоде, а в НУ будут приняты только в следующих отчетных (налоговых) периодах.

Малые предприятия вправе единовременно амортизировать основное средство (ОС), которое относится к хозяйственному инвентарю, а в НУ, если такое ОС удовлетворяет условиям амортизируемого имущества, оно будет амортизироваться в течение срока полезного использования. Таким образом, будет образована ВВР.

И в том отчетным периоде, когда возникают ВВР, формируются отложенный налоговый актив, который также исчисляется как произведение этой разницы на текущую ставку налога на прибыль.

Начисляется ОНА по дебету счета 09, погашается – по кредиту счета 09 в корреспонденции со счетом 68.04.2.

Налогооблагаемые ВР образуются, если в отчетном периоде налоговая база по НП уменьшается, а бухгалтерская прибыль будет уменьшена на эту сумму в следующих отчетных (налоговых) периодах.

Если приобретено ОС, стоимость которого 60 000 руб., то в НУ оно амортизироваться не будет, а его стоимость будет сразу учтена в расходах текущего периода, а в БУ стоимость будет погашаться посредством амортизации в течение срока полезного использования.

В том отчетном периоде, когда возникает НВР, признаются отложенные налоговые обязательства.

Изменение величины ОНО рассчитывается как произведение НВР на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату. Начисляется ОНО по дебету счета 77, погашается – обратной проводкой по кредиту счета 77 в корреспонденции со счетом 68.04.2.

Условные доходы и расходы

Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль (УН) – это сумма, рассчитанная как произведение финансового результата по данным БУ и ставки налога на прибыль. Фактически, это налог на прибыль, исчисленный исходя из данных БУ.

Д 99.02.1 К 68.04.2 – начислен условный расход по налогу на прибыль.

Д 68.04.2 К 99.02.1 – начислен условный доход по налогу на прибыль.

Текущий налог на прибыль (Нпр) представляет из себя сумму условного дохода (расхода) по налогу на прибыль, скорректированную на суммы ПНО, ПНА, ОНО, ОНА:

Нпр = +/–УН + ПНО – ПНА +/– ОНА +/– ОНО

Согласно п. 22 ПБУ 18/02 организация имеет право определять величину текущего налога на прибыль одним из двух способов: либо на основе данных, сформированных в БУ, в соответствии с п. 20 и п. 21 ПБУ 18/02, либо на основе налоговой декларации по налогу на прибыль.

Но в любом случае, независимо применятся ли ПБУ 18/02, должно соблюдаться правило:

Сумма текущего налога на прибыль должна быть равна сумме налога на прибыль, рассчитанного по данным налогового учета.

Непосредственно в отчете о финансовых результатах и в налоговой декларации отражается одна и та же сумма текущего налога на прибыль.

Организация ООО «Феникс» применяет основную систему налогообложения, уплачивает ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль, применяет ПБУ 18/02. Доходы в первом полугодии 2016 г. – 2 500 000 руб., и расходы – 1 000 000 руб. по обычным видам деятельности. Помимо этого, ООО «Феникс» во II квартале 2016 г. получило причитающиеся дивиденды от иностранной компании в сумме 2 000 000 руб. Налог на прибыль с дивидендов исчислен по ставке 13%.

В программе сформируем Декларацию по налогу на прибыль. Мы увидим, что суммы налога на прибыль, исчисленные по ставкам, отличающихся от ставки 20%, отражаются в листе 04. При этом в стр. 010 Налоговая база – 2 000 000 руб., ставка налога 13%, по стр. 040 отражена сумма налога на прибыль 260 000 руб.

Доходы и расходы от обычных видов деятельности указываются в листе 02. Поскольку доход от дивидендов отражен во внереализационных доходах, то мы исключаем эти дивиденды из прибыли по стр. 070, чтобы избежать двойного налогообложения. Таким образом очищенная от дивидендов налоговая база умножается на ставку 20%, и исчисляется налог в размере 300 000 руб.

В БУ программа покажет исчисленный налог в размере 700 000 руб.

В то время как исходя из декларации по налогу на прибыль по стр. 040 листа 04 у нас 260 000 руб., и по стр. 180 листа 02 – 300 000 руб.

Получается расхождение между данными БУ и НУ, чего быть не должно. Где же ошибка?

Дело в том, что программа «1С» пока что не умеет исчислять налог на прибыль по разным ставкам, и в БУ программа исчисляет налог с дивидендов по ставке 20%. Поэтому нужно делать корректирующие проводки для того чтобы выровнять БУ и НУ.

Рекомендуем корректировать в БУ исчисление УН, ПНО, ПНА, ОНО, ОНА, если вы имеете доход, который облагается по ставке отличных от ставок, указанных в п. 1 ст. 284 НК РФ.

Учет разниц в оценке активов и обязательств

Для того чтобы отражать в БУ и отчетности ПНО, ПНА, ОНО, ОНА, рассчитать текущий налога на прибыль в соответствии с нормами ПБУ 18/02, необходимо определить величину ПР и ВР. Мы знаем, что ПР и ВР могут возникать при признании доходов и расходов, но это не всегда так.

Не всегда причина образования разниц возникает непосредственно при признании доходов и расходов (например, если возникает разница в оценке первоначальной стоимости объектов ОС или НМА – «потенциальные» ПР и ВР, т. к. амортизация может уже начисляться в следующем отчетном периоде)

Поэтому в «1С:Бухгалтерии 8» организован учет:

  • ПР и ВР в трактовке ПБУ 18/02
  • «потенциальные» ПР и ВР, которые когда-нибудь приведут к исчислению ПНО, ПНА, ОНО, ОНА.

Все разницы между БУ и НУ в «1С:Бухгалтерии 8» называются разницами в оценке активов и обязательств.

Что такое виды активов и обязательств в ПБУ 18/02 вы не найдете, но в терминах программы каждому виду актива или обязательства соответствует один или несколько счетов, в проводках, по которым отражаются ВР в оценке активов и обязательств. Причем есть такие виды активов и обязательств, по которым суммовая оценка определяется по нескольким счетам, например, ОС, НМА.

Каким образом регистрируется разница в оценке стоимости активов и обязательств?

Мы знаем, что у нас есть регистр бухгалтерии («проводка»). Если мы не применяем НУ, то в этом регистре у нас задействован только Дт, Кт и сумма. Если мы применяем НУ, то добавляются сумма НУ Дт, сумма НУ Кт. И если мы используем ПБУ 18/02, то у нас добавляется 4 ресурса: сумма ПР и ВР по Дт и Кт, где мы отображаем разницы в оценке стоимости активов и обязательств.

Причем для НУ не всегда может выполняться правило двойной записи, поскольку не на всех счетах поддерживается НУ. И суммовые показатели могут определяться как автоматически при проведении документов, так и могут указываться в операциях, введенные вручную.

Выручка от реализации для целей НУ

Напомним об особенностях учета для выручки от реализации для целей НУ.

Выручка от реализации для целей налогообложения учитывается без НДС и акцизов. Поэтому в НУ не отражаются суммы налогов, пошлин, акцизов, учтенных в БУ на счетах 90.03, 90.04, 90.05.

В БУ доход отражается с учетом НДС, а НДС учитывается на отдельных счетах. Но в свернутом виде все равно выручка указывается в нетто-оценке. А в НУ она сразу очищается от НДС и указывается в нетто-оценке без пошлин, акцизов и НДС. Поэтому визуально разница есть, но на деле ее не возникает.

Доходы по кредиту счета 90.01 учитываются в нетто-оценке.

Обратите внимание, что не возникает постоянных и временных разниц!

Чтобы проанализировать данные по ПР и ВР, во всех стандартных отчетах есть настройки, где можно включить соответствующие флаги и проанализировать ПР, ВР, скомбинировать различны показатели, чтобы просмотреть данные БУ, НУ.

Для суммовых показателей проводок должно соблюдаться следующее правило:

БУ = НУ + ПР + ВР

То есть оценка стоимости актива или обязательства в БУ должна равняться оценке стоимости актива или обязательства в НУ с учетом постоянных и временных разниц.

Где БУ и НУ – оценка стоимости актива или обязательства в БУ и НУ.

ПР и ВР – сумма постоянных и временных разниц в стоимости актива или обязательства.

Проконтролировать выполнение правила БУ = НУ + ПР + ВР можно с помощью стандартных отчетов, если установить флаг для показателя «Контроль».

Для тех счетов, где поддерживается НУ, должно соблюдаться ключевое правило соотношения сумм проводки: БУ = НУ + ПР + ВР, особенно для операций, введенных вручную!

Также стоит не забывать, что в оборотах счетов 68.04 и 99.09 может быть погрешность за счет округления налогов, но не более чем на 3-4 руб. за год.

Рекомендуем проверять обороты счета 68.04 в корреспонденции со счетом 99.09.

В программе есть обработка, которая позволит быстро отыскать ошибки, связанные с ведением учета по налогу на прибыль – «Анализ состояния налогового учета по НП». При формировании отчета за определенный период программа сразу укажет, если не будет выполняется правило БУ = НУ + ПР + ВР.

Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль за 2016 г.

Непосредственно из этого отчета можно попасть в диаграмму «Доходы» или «Расходы» и увидеть, где произошло несовпадение. Из диаграммы есть возможность перейти непосредственно к первичным документам. Таким образом, можно всегда проанализировать учет и найти ошибку.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Виктория Крашеникова,
бухгалтер-консультант

Как известно, субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации и участники проектов Сколково (за исключением отдельных случаев) имеют право на ведение бухгалтерского учета упрощенными способами и на составление бухгалтерской отчетности по упрощенным формам (п. 4 п. 5 ст. 6 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ " О бухгалтерском учете" (далее — Закон N 402-ФЗ).

Преимущества упрощенных способов бухгалтерского учета и отчетности очевидны — они облегчают учетный процесс и экономят средства организаций на ведение бухгалтерского учета.

Рассмотрим, с чем сталкивается организация, утратившая «учетные льготы» и право на упрощенные формы бухгалтерской отчетности.

СМП подлежит обязательному аудиту — прощаемся с упрощенным бухучетом

Напомним, что к упрощенным способам ведения бухгалтерского учета и составления отчетности относятся возможность руководителя самостоятельно вести бухучет, отказ от применения некоторых ПБУ, сокращенный перечень форм бухгалтерской отчетности. Полный перечень льгот по упрощенному учету для малых предприятий размещен на сайте Минфина РФ в информации от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».

Одной из распространенных причин утраты права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенную отчетность для малых предприятий является необходимость проведения обязательного аудита в соответствии с законодательством РФ (пп. 1 п. 5 ст. 6 Закон N 402-ФЗ).

Случаи, когда обязательный аудит бухгалтерской отчетности необходим, перечислены в п. 1 ст. ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон N 307-ФЗ). Ежегодно Минфин РФ актуализирует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) и формирует подробный перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, размещая его на сайте.

В частности, обязательный аудит проводится, если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) коммерческой организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб (пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ, п. 72 из перечня Минфина России от 09.01.2020).

К сведению! Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения собираются ужесточить. Штраф может составить 700 тыс. рублей. Подробнее.

Как видим, по критерию размера выручки организация может иметь статус субъекта малого (не более 800 млн. руб.) предпринимательства и при этом подлежать обязательному аудиту по критериям Закона «Об аудиторской деятельности».

Обратите внимание: для целей отнесения к малым предприятиям доходы определяются по налоговым декларациям, для целей проведения обязательного аудита учитываются данные из форм бухгалтерской отчетности.

Данные о выручке для определения необходимости обязательного аудита берутся из отчета о финансовых результатах прошедшего года по строке 2110 «Выручка» (это выручка без НДС (п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации»)), данные о сумме активов из строки 1600 «Баланс» бухгалтерского баланса прошедшего года.

Например, обязательному аудиту за 2019 год подлежит отчетность малых предприятий в форме ООО, у которых по данным за 2018 год в Балансе сумма строки 1600 превысила 60 млн. руб. или выручка без НДС, отраженная по строке 2100 в отчете о финансовых результатах превысила 400 млн. руб. Это означает, что с 2019 года организация теряет свои преимущества по упрощенным способам ведения бухучета и отчетности и у нее возникает обязанность вести полноценный бухгалтерский учет и составлять отчетность в полном объеме. Даже если по итогам 2019 года указанные выше показатели будут ниже этих лимитов, обязательный аудит отчетности за 2019 год не отменяется, т.к. Закон N 307-ФЗ ориентируется на данные прошлого отчетного периода. При этом право на упрощенный учет и отчетность за 2018 год у организации сохраняется.

Совет. Проверьте свои показатели по строке 2110 «Выручка» и строке 1600 «Баланс» в отчетности. Если хотя бы один из лимитов превышен — наступило время получить первое аудиторское заключение и задуматься о выборе аудиторской организации. Как проводится обязательный аудит и что нужно знать о нем руководителю и собственнику организации читайте в нашей статье.

Исправление ошибки или изменение учетной политики

Сама по себе утрата права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и упрощенной отчетности не является ошибкой в смысле п. 2 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Это событие следует рассматривать как изменение учетной политики организации, так как организация в силу закона обязана изменить прежние способы ведения бухгалтерского учета на новые способы, предполагающие повышение качества информации об объектах бухгалтерского учета (п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 10 ПБУ 1/2008).

Если организация своевременно не примет мер по изменению учетной политики, то это может привести к искажению бухгалтерской отчетности за периоды неправомерного применения упрощенных способов учета и к необходимости представлять исправленную (пересмотренную) отчетность по правилам ПБУ 22/2010 в случае существенности размера искажений.

К сведению: вносить в отчетность изменения после ее утверждения недопустимо (п.9 ст. 13, п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

В начале года ФНС разъяснила, что пересмотренная из-за ошибок бухгалтерская отчетность, может быть принята в ГИРБО не позднее 10 дней после 30 апреля для ООО и 30 июня для АО (п. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, п. 1 ст. 47 Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 34 Закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об ООО»). В 2020 году АО и ООО располагают возможностью пересдать исправленную бухгалтерскую отчетность за 2019 год до 30.09. 2020 г., т.к. из-за пандемии крайний срок проведения годовых собраний для АО и ООО перенесен на 30 сентября 2020 года (п.4 ст.12 Федерального закона от 07.04.2020 № 115-ФЗ).

Необходимые мероприятия переходного момента

Объем работы, который предстоит провести в организации в связи с утратой права на упрощенные методы бухучета, зависит от того, насколько широко организация пользовалась «учетными льготами».

1. Если руководитель организации использовал свое право самостоятельно вести бухучет, то при утрате права на упрощенные методы учета он обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо своей организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). Руководитель может в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту (п. 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, письмо Минфина РФ от 03.02.2017 N 07-01-10/5865).

2. Организации необходимо внести изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета в связи с необходимостью применения ранее не используемых стандартов бухгалтерского учета или с необходимость исключения из учетной политики способов учета, допустимых только при упрощенном учете. Данные изменения вводятся с начал года и оформляются приказом (распоряжением) руководителя (п. 8, п. 11, п. 12 ПБУ 1/2008).

Так, если организация утратила право на упрощенный учет с 2020 года, то с начала 2020 года организация обязана применять все ПБУ в полном объеме (конечно, при наличии соответствующих объектов учета).

Как показывает практика, при переходе к полноценному бухгалтерскому учету у большинства малых предприятий возникает необходимость отразить оценочное обязательство по расходам на оплату отпускных сотрудникам (ПБУ 8/2010), а также отразить отложенный налог на прибыль (ПБУ 18/02), в пояснениях к отчетности раскрыть информацию об аффилированных лицах (ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»). Для строительных организаций, утративших право на упрощенный бухучет, становится обязательным применение ПБУ 2/2008 с признанием выручки по готовности.

Также следует проанализировать применяемые в организации методы формирования первоначальной стоимости основных средств (см. п. 8.1 ПБУ 6/01), порядок оценки материально-производственных (см. п. 13.1 ПБУ 5/01), порядок признания расходов на приобретение нематериальных активов (см. п. 3.1 ПБУ 14/2007) и другие разрешенные отступления от правил оценки и отражения в учете фактов хозяйственной жизни, допустимые для упрощенных способов бухучета и нуждающиеся в изменении при переходе к общим правилам учета.

То есть малому предприятию необходимо провести актуализацию учетной политики для целей бухгалтерского учета в связи с утратой права на упрощенные способы учета. При этом необходимо учесть изменения, внесенные в ПБУ с 01.01.2020 г.

Грамотная Учетная политика помогает обосновывать свою позицию при налоговых проверках, экономить на налогах.

3. Организации следует скорректировать состав форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и заполнить все надлежащие формы (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложения в виде пояснений к балансу и отчету о финансовых результатах в табличной и текстовой форме). С учетом того, что упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах включают показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), при переходе к общим формам организации особое внимание следует обратить на необходимость детализации показателей форм отчетности. С одной стороны, организация определяет ее самостоятельно (п. 3 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н), а с другой стороны при определении детализации следует учитывать, что сведения об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно:

— в случае их существенности;

— если без знания о них заинтересованные пользователи не смогут оценить финансовое положение организации или финансовые результаты ее деятельности (п. 11 ПБУ 4/99).

Уровень существенности показателей организация определяет самостоятельно, исходя из величины и характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности. С целью детализации показателей форм отчетности допустимо установить как общий критерий существенности, так и индивидуальные критерии для отдельных (наиболее значимых для организации) статей отчетности.

Обратите внимание, для отдельных случаев стандартами учета установлены количественные критерии существенности. Так доходы организации, превышающие 5% от общей суммы доходов за отчётный период, должны представляться в отчёте о финансовых результатах обособленно (п. 18.1 ПБУ 9/99). Аналогичная норма есть в отношении расходов (п. 21.1 ПБУ 10/99).

Как отразить изменения учетной политики при утрате права на упрощенные способы учета

Специальных правил по отражению изменения учетной политики при утрате права на упрощенные способы бухгалтерского учета положения по бухгалтерскому учету не содержат. Если соответствующее законодательство РФ и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном п. 15 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (письмо Минфина РФ от 11.02.2016 N 07-01-10/7297).

Последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью (п. 15 ПБУ 1/2008). Когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно). Например, сумма новых показателей не является существенной, либо не может быть получена с достаточной достоверностью без привлечения существенных временных, трудовых и/или финансовых ресурсов.

Как рассчитать налог на прибыль организаций? Это вопрос интересует не только бухгалтеров крупных компаний, но и начинающих бизнесменов при открытии бизнеса.

Функции налога

Налогоплательщиками данного налога, согласно российскому законодательству, являются коммерческие, а также некоммерческие субъекты предпринимательства. Налогообложение прибыли компаний регулируется Налоговым Кодексом.

Существует несколько функций данного налога:

  1. Фискальная. Позволяет государству сформировать бюджет под различные нужды и создать материальную базу для полноценного развития.
  2. Регулирующая. Необходима для влияния на экономические процессы, регулирования доходов населения и принятия антикризисных мер. Инструментами регулирования является льготное налогообложение и система платежей, позволяющие влиять на различные сферы экономики.
  3. Контролирующая. Дает возможность отследить темпы развития экономики и оценить эффективность налогообложения.
  4. Социальная. Обеспечивает предоставление помощи малообеспеченным категориям граждан путем взимания платежей с более обеспеченных.

Понятие «налог на прибыль» включает ряд элементов:

  • Субъекты – таковыми являются налогоплательщики, которые подпадают под налогообложение.
  • Объект – прибыль, полученная в процессе осуществления деятельности компании.
  • Ставка налога – определенный процент, который применяется к сумме полученного дохода.

Помимо этого, существуют налоговые льготы, которые влияют на размер налогооблагаемого дохода конкретной категории налогоплательщиков.

Еще одно важное значение – налоговый период – промежуток времени, на протяжении которого формируется основная налоговая база и уплачивается налог.

Какие организации являются плательщиками

В НК РФ ст.246 содержится информация о плательщиках данного налога, ими являются:

  • юридические лица на общей системе налогообложения;
  • иностранные предприятия, у которых прибыль идет через постоянные представительства;
  • зарубежные (иностранные) предприятия, получающие прибыль от источников в России;
  • участники консолидированных групп, которые должны уплачивать налог по специальным правилам.

Большую долю налогоплательщиков здесь, конечно, составляют российские предприятия на общем налогообложении. Таких организаций достаточно много.

Объекты налогообложения

Объектом в нашем случае служит прибыль предприятия.

Для отечественных компаний – это сумма полученного дохода от осуществления субъектом хозяйственной деятельности, уменьшенная на сумму учитываемых расходов.

Что касается иностранных организаций с постоянными представительствами, то учитывают весь полученный доход.

Налогооблагаемой базой для иностранных предприятий с источниками, расположенными на нашей территории, как правило, являются проценты по обязательствам или дивиденды.

Относительно консолидированных групп берется во внимание сумма дохода по всем участникам.

Классификация

Для расчета суммы нашего налога учитываются не вся полученная прибыль и понесенные затраты. Чтобы сделать правильно расчет налога на прибыль организации, необходимо ознакомиться с классификацией.

Классификация доходов

Классификация доходной части определена ст.248 НК. Учитываются суммы, полученные от какой-либо основной деятельности компании, к примеру, от реализации товаров либо услуг независимо от того, они получены в денежной либо натуральной форме.

Порядок учета может производиться как кассовым методом, так и по начислению. Если использовать принцип начисления, то учитывать операции необходимо в том определенном периоде, в котором те уже были начислены.

В случае, если используется кассовый метод, то отражать операции необходимо в том конкретном периоде, в котором поступили средства.

Внереализационные доходы

Существуют также внереализационные доходы. К ним относятся те, которые получены не от основной хозяйственной деятельности субъекта, а от прочей:

  • от сдачи в аренду и субаренду имущества движимого или недвижимого;
  • полученные проценты по выданным займам кому-либо и кредитам;
  • доходы прошлых лет, обнаруженные в отчетном периоде;
  • кредиторская задолженность (возможно, списанная), с истекшим сроком (обычно три года) исковой давности;
  • суммы списания основных средств или стоимость запчастей, полученных в результате демонтажа основных средств;
  • возникшая при переоценке валютных ценностей курсовая разница;
  • полученное бесплатно имущество по договору отчуждения (например, уступки, продажи) вещных прав;
  • прочие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ.

Примерная классификация расходов

Для уменьшения налогооблагаемой суммы каждое предприятие вправе использовать сумму понесенных затрат, связанных с получением этой прибыли. Однако все эти затраты должны иметь документальное подтверждение.

Расходы подразделяются на внереализационные и связанные с основной деятельностью. В расходную часть по основной деятельности обязательно включаются материальные затраты и затраты на оплату труда.

Определение суммы налога

Перед тем как рассчитать налог на прибыль организаций, необходимо подсчитать налоговую базу. Для расчета необходимо использовать следующую формулу:

Сумма налога = рассчитанная налоговая база * ставка налога

Рассчитанная налоговая база, согласно ст. 274 НК РФ, равна сумме прибыли в денежном эквиваленте.

Прибыль предприятия, подлежащая налогообложению, – это разница между доходами, полученными от реализации, и понесенными затратами (они учитываются в соответствии с НК РФ). Если предприятие получило доходы, выраженные в натуральной форме, то учет осуществляется по рыночным ценам на момент получения.

Налоговый период и ставки

Налоговым периодом является календарный год, по отчетным периодам: квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год.

В 2019 году произошли масштабные изменения в части расчета налога на прибыль. В частности, были пересмотрены налоговые ставки для отдельных направлений бизнеса.

При этом базовая ставка в 2019 году не изменится, и налогоплательщики будут рассчитывать налог по прежней ставке 20%. Но поменяется конфигурация распределения денежных средств. Ранее она выглядела так: из суммы налога на прибыль 2% поступают в федеральный бюджет, а 18% – в бюджет субъекта федерации.

Теперь доля, отчисляемая в федеральный бюджет, возросла до 3%, а оставшиеся 17% сохранят за собой регионы. Указанные разграничения между бюджетными уровнями будут актуальны до конца 2020 года.

Для некоторых категорий юрлиц применяется особый способ налогообложения. Все средства направляются в федеральный бюджет. Например, для иностранных компаний без российских представителей, все 20% от полученной прибыли уходят в центр.

Существует нулевая ставка для некоторых субъектов налогообложения – это резиденты особых экономических зон. Обладать правом на применение такой ставки могут субъекты, которые ведут раздельный учет по прибыли и затратам в данной зоне и за ее пределами.

Для сельскохозяйственных предприятий также применяется льготное налогообложение. Если компания получает дивиденды, то ставка налогообложения варьируется от 0% до 30%.

Льготы по налогу на прибыль в 2019 году

Неприятные новости ожидали льготников по налогу на прибыль: регионам с 2019 года запрещено устанавливать пониженные ставки по своему усмотрению. Они могут устанавливать льготы только для исключительного круга оплачивающих налоги:

  1. Компаний-резидентов особых зон на территории страны.
  2. Участников региональных инветпроектов.
  3. Компаний, работающих на территории Крыма и Севастополя.

Возможность перечисления налога по сниженному варианту будет доступна на весь период действия льготной программы. Но централизованно прописаны ограничения для действия льгот – сниженные ставки допускается применять только до января 2023 года.

Также региональным властям предоставили возможность повышения ставки на период с 2019 по 2022 год.

Ставка налога по усмотрению регионов в 2019 году может снижаться, но только в той части, которая предполагается к перечислению в местный уровень бюджета. 3%, предназначенные для федерального центра, можно только добавить сверху, предоставлять за счет них льготы не допускается.

В отношении региональной ставки законодательно установлено минимальное значение, ниже которого местные власти опускаться не вправе. Льготная ставка налога для зачисления в региональный бюджет не может быть ниже 12,5% (действует до 2020 года – далее составит не менее 13,5%). Таким образом, минимальное значение налога на прибыль для льготников в 2019 году составляет 15,5% (12,5% + 3%).

Например, в Москве по льготным ставкам (в размере 13,5%) перечисляют налоги категории налогоплательщиков, которые:

  • задействованы в производстве автомобилей;
  • привлекают к работе инвалидов;
  • резиденты ОЭЗ, технополисов или индустриальных парков.

В Санкт-Петербурге льготы действуют только в отношении резидентов особой экономической зоны, ведущие деятельности на их территории.

Порядок и сроки оплаты

Порядок исчисления регулируется ст. 286 НК, сумма налога оплачивается по итогам года. Однако после окончания каждого квартала организации оплачивают авансовые платежи.

Если у компании среднеквартальная выручка на протяжении последних четырех кварталов превышает 15 млн руб., такая компания должна осуществлять авансовые платежи ежемесячно. Любое предприятие может добровольно перейти на ежемесячный режим оплаты.

В случаях, когда организация имеет отдельное подразделение, налог на прибыль рассчитывается пропорционально доле такого подразделения в обороте компании.

Годовой налог должен оплачиваться не позднее 28 марта после окончания года. Квартальные авансовые платежи осуществляются не позднее 28 числа после окончания квартала и по его итогам.

Итак, сроки оплаты таковы:

  • за первый квартал – до 28 апреля;
  • за полугодие – до 28 июля;
  • за девять месяцев – до 28 октября.

При ежемесячной оплате крайний срок – 28 число каждого месяца, для налоговых агентов в том числе.

С учетом выходных и праздников на 2019 году бухгалтерам следует придерживаться следующих сроков для уплаты налога на прибыль:

  • за 2018 год – до 28 марта 2019 года;
  • за 1 квартал 2019 год – до 29 апреля;
  • за первое полугодие – до 29 июля;
  • за 3 квартала – до 28 октября;
  • за 2019 год – до 30 марта.

В орган ФНС по месту регистрации компании подается налоговая декларация по итогам прошедшего налогового периода; расчет авансовых платежей предоставляется по результатам отчетного периода. Подача декларации и расчетов соответствуют срокам оплаты авансовых платежей и годового налога.

Налог на прибыль для малых предприятий

Льготный режим по налогу на прибыль предусмотрен для малых предприятий. Те из них, которые занимаются производством сельхозпродукции, имеют право не оплачивать налог первые два года работы: при условии, что выручка от продажи сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% от общей суммы выручки.

То же касается и производства товаров народного потребления и продовольственных товаров. На третий год ставка составляет одну четвертую налога, а на четвертый год – половину, если выручка от продажи таких товаров не меньше 90% от общей суммы. Срок и порядок оплаты налога такие же, как и у других предприятий.

Особенности расчета

Существуют несколько особенностей при определении налогового платежа.

Данные по финансовой отчетности довольно часто не совпадают с реальной суммой налога на прибыль предприятия. При расчете налога необходимо учитывать постоянные и временные разницы, появляющиеся при отсутствии определенных расходов.

Перечень расходов должен иметь под собой экономическое обоснование. Также он должен иметь и документальное подтверждение. В 2019 году компаниям разрешили учитывать расходы на турпутевки. Например, для отдыха внутри страны.

К постоянным относятся штрафы и пени, которые взимаются государством, и кредитные проценты выше предельной величины по налоговому учету.

Временная разница возникает из-за расхождений в отчетности, это случается при различных методах расчета.

Расчет и уплата налога на прибыль организаций: Видео

Читайте также: