Субъектами международных налоговых отношений являются

Опубликовано: 16.05.2024

1. Налоговые правоотношения -это охраняемые государством об­щественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъек­тов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.
В литературе налоговые правоотношения, как правило, опреде­ляются как вид финансовых правоотношений, урегулирован­ных нормами налогового права, представляющих собой сово­купность следующих правовых отношений:
по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
возникающих в процессе исполнения соответствующими ли­цами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства РФ;
возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), то есть в процессе об­жалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;
возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

2.Налоговое правоотношение обладает следующими особенностями :
это общественное отношение, то есть отношение между юриди­ческими или физическими лицами, имеющее общественную значимость. Личные взаимоотношения, например, конкретно­го налогоплательщика - индивидуального предпринимателя и руководителя какого-либо налогового органа не имеют обще­ственной значимости и не нуждаются в специальном правовом регулировании нормами налогового права;
правовое отношение по поводу денежных средств, возникающее (развивающееся и прекращающееся) исключительно в сфере налогообложения;
социально значимое отношение - регулируется нормами налого­вого права. Налоговые правоотношения по существу являются нормативными правовыми отношениями; они неразрывно свя­заны с нормами налогового права - возникают и прекращаются на основе, в соответствии и в рамках норм налогового права;
представляет собой юридическую связь субъектов таких право­вых отношений посредством субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу (например, налоговому органу), кото­рое обладает определенными правомочиями. Носитель юриди­ческой обязанности является в правоотношении обязанным ли­цом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совершить в пользу государства определенные юридически значимые действия либо воздержаться от каких-либо действий;
основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусмотрены в налоговом законодательстве.

Под составом конкретного налогового правоотношения понима­ется совокупность его участников, то есть субъектов налоговых правоотношений. При этом в соответствии с системным под­ходом права и обязанности указанных субъектов (налогопла­тельщиков и др.) в составе налогового правоотношения вы­ступают в качестве их юридических свойств.
Под структурой налоговых правоотношений понимается внутреннее

строение и взаимосвязь элементов такого правового отношения. Структуру налоговых правоотношений, как впрочем, и структуру любых правовых отношений образуют следующие три элемента:
субъекты правоотношения;
содержание правоотношения;
объект правоотношения.

Субъекты налоговых правоотношений - это его участники (стороны). Юридическое содержание налоговых правоотношений образуют субъективные права и юридические обязанности указанных субъ­ектов - участников рассматриваемых общественных отноше­ний. При этом материальное содержание налоговых правоот­ношений представляет собой поведение сторон (действие либо
бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей. Объектом налоговых правоотношений выступает то, по поводу
чего или ради чего субъекты правовых отношений в сфере налого­
обложения вступают в правовую связь. В качестве объекта пра­воотношений выступают разнообразные материальные И нема­териальные блага.
В процессе налогообложения структура налогового правоот­ношения, с одной стороны, определяется содержанием прав и обязанностей субъектов (юридическая структура), с другой стороны, она проявляется в поведении субъектов в ходе реали­зации прав и обязанностей (фактическая структура). При пра­вомерном поведении участников налогового правоотношения имеет место совпадение юридической и фактической структур налогового, при несовпадении - нарушение налогового законо­дательства РФ, правонарушение либо налоговое преступление.
Согласно ст. 9 НК РФ участники отношений, регулируемые за­конодательством о налогах и сборах:
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в России;
Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;

государственные органы исполнительной власти и исполнитель­ные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установ­ленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);
Министерство финансов РФ, министерства финансов респуб­лик, финансовые управления (департаменты, отделы) админи­страций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ;
органы государственных внебюджетных фондов.
Кроме того, к участникам налоговых правоотношений относятся:
• органы, осуществляющие регистрацию организаций и индиви­дуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию иму­щества и сделок с ним (регистраторы);
органы опеки и попечительства, социальные учреждения,
• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогово­го контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели),
кредитные организации (банки).

§ 4. Налоговые правоотношения. Субъекты и объекты налоговых правоотношений

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.
Содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести определенную денежную сумму в бюджетную систему или внебюджетные фонды в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки и обязанность налоговых компетентных органов обеспечить уплату налога.
Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ “налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы”. Указанные в данной статье плательщики налогов зачастую именуются налогоплательщиками.
Наряду с организациями и физическими лицами плательщиками налогов являются и индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой страх и риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве (например, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и т.д.).
Итак, к участникам налоговых правоотношений относятся (ст. 9 НК РФ):
- организации и физические лица;
- налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
- Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения;
- Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения;
- государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке прием и взятие налогов и сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов, именуемые сборщиками налогов и сборов (ст. 25 НК РФ);
- Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты и отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные финансовые органы при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов;
- органы государственных внебюджетных фондов;
- Федеральная служба налоговой полиции РФ и ее территориальные подразделения.
Впервые об участниках налоговых правоотношений говорилось в Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г., где также дан общий перечень их прав и обязанностей. Конкретизированы эти права и обязанности в законодательных и иных актах, относящихся к конкретному налоговому платежу*.
---------------------
* Финансовое право: Учебник /Под ред. проф. Н.И. Химичевой. — С. 284.

Налоговый кодекс РФ уточнил содержание прав и обязанностей участников налоговых правоотношений.
Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют следующие права (ст. 21 НК РФ):
- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах;
- получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично или через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
- обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- требовать соблюдения налоговой тайны;
- требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Данные права налогоплательщиков имеют отношение и к плательщикам сборов. Налогоплательщикам также гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
В перечне обязанностей налогоплательщиков Налоговый кодекс РФ выделил две группы:
1) общие обязанности для организаций и физических лиц;
2) дополнительные обязанности, относящиеся только к налогоплательщикам — организациям и индивидуальным предпринимателям.
В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов:
- уплатить законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные налоги;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Во вторую группу входят налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые помимо общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту учета следующую информацию:
- об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
- об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
- об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.
Следовательно, для налогоплательщиков и плательщиков сборов на первом месте стоит обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. Эта обязанность также закреплена Конституцией РФ, в ст. 57 которой сказано, что “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. ”.
Понятие уплаты налога за счет собственных средств еще не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т.е. со своего счета или из своего кармана). Налог может быть уплачен его представителем. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 26, 27, 29 НК РФ).
Различают два вида представительства: по закону и по назначению.
Представительство по закону. Например, в соответствии с законодательством Российской Федерации доход несовершеннолетних не включается в доход декларантов, а составляется самостоятельная декларация. Это уплата налогов родителями, опекунами, попечителями.
Представительство по назначению. Данный вид представительства используется, в частности, в том случае, когда налогоплательщик поручает третьему лицу уплатить налог в бюджет за счет долга, который причитается налогоплательщику от этого лица. Причем сумма долга сокращается на сумму налога, уплаченную этим лицом от имени налогоплательщика.
Экономические отношения налогоплательщиков и государства строятся на основе принципа физического присутствия (резидентства). Этот принцип позволяет различать две группы налогоплательщиков: резиденты и нерезиденты. Такое различие связано с неодинаковым налогообложением данных категорий.
Резиденты несут полную налоговую обязанность, у нерезидентов — ограниченная налоговая обязанность. Различен и порядок декларирования доходов и уплаты налогов. В тех случаях, когда критерия постоянного местожительства недостаточно для определения места налогообложения лица (например, наличие двойного резидентства), используются дополнительные признаки:
- место расположения постоянного жилища;
- центр жизненных интересов (личные и экономические связи);
- место обычного проживания;
- гражданство.
Если в результате последовательного применения указанных критериев нельзя установить постоянное местожительство физического лица, то этот вопрос решается в процессе переговоров налоговых органов заинтересованных государств.
Правила определения резидентства для физических и юридических лиц имеют существенные различия.
С точки зрения налогового права статус юридического лица устанавливается резидентством на основе следующих признаков: инкорпорации, юридического адреса, места функционирования центрального органа управления и контроля, места проведения оперативно-календарного управления организацией, деловой цели организации.
Признак инкорпорации. Лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано). По законодательству Российской Федерации юридические лица (все предприятия, учреждения, организации) являются ее резидентами и уплачивают в России налог с прибыли, полученной как на ее территории, так и где бы то ни было, в том числе и в случае неведения этими лицами бизнеса в России.
Признак юридического адреса. Лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало здесь свой юридический адрес.
Признак места функционирования центрального органа управления и контроля. Лицо признается резидентом в стране, если с ее территории осуществляется центральное (общее) руководство компании и контроль за ее деятельностью.
Признак места проведения оперативно-календарного управления организации. Лицо признается резидентом в стране, в которой осуществляет текущее и оперативное управление деятельностью компании.
Признак, деловой цели организации. Лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на ее территории.
Определенные по признакам резидентства юридические лица подразделяются на группы с учетом следующих признаков: форма собственности, организационно-правовая форма, численность работающих на предприятии, вид хозяйственной деятельности.
1. Форма собственности. Конституция РФ провозглашает равенство различных форм собственности (ч. 2 ст. 8). Однако существует неравенство в налогообложении различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и т.д.). Указанное неравенство является следствием объективных особенностей создания и функционирования организаций различных форм собственности. Так, особенность госбюджетных организаций проявляется в том, что они создаются и финансируются государством (т.е. оно является их собственником). Поэтому взимать с госбюджетных организаций налоги нецелесообразно, так как в результате подобной операции не получают доход ни государство как собственник, ни госбюджетные организации.
2. Организационно-правовая форма существенно влияет на порядок и размеры налогообложения. Предприятия различных организационно-правовых форм имеют неодинаковые льготы налогообложения. Освобождаются от налогов общественные организации, фонды, банки и другие организации, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. По численности работающих на предприятии. Законодательство Российской Федерации выделяет группу малых предприятий, имеющих существенные льготы в отношении налога на прибыль, НДС. К таким относятся предприятия любой организационно-правовой формы и форм собственности, насчитывающие следующее количество работающих:
- в строительстве — до 200;
- в промышленности — до 100;
- в других отраслях производственной сферы — до 50;
- в отраслях непроизводственной сферы — до 15 человек.
4. По видам хозяйственной деятельности. Целый ряд льгот по налогу на прибыль направлены на стимулирование отдельных отраслей производства, признанных приоритетными. Например, путем использования метода ускоренной амортизации активной части основных фондов. Сущность этого метода заключается в том, что государство как бы финансирует предприятие, разрешая ему значительно увеличить амортизационный фонд.
Объекты налоговых правоотношений. В соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся вещи (недвижимое и движимое имущество), включая и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительные права на них, интеллектуальная собственность; нематериальные блага. Следовательно, под объектом права понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т.п.
В соответствии с действующим законодательством объектами налогообложения могут быть (ст. 38 НК РФ):
- операции по реализации товаров (работ, услуг);
- имущество, прибыль, доход;
- стоимость реализованных товаров;
- стоимость выполненных услуг;
- иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с которым законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу.
Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; работой — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и физических лиц; услугой — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления данной деятельности.
Следовательно, на основе действующего законодательства объекты налогообложения следует рассматривать с позиции материальных и нематериальных объектов.

Заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находятся в ведении РФ.

Понятие международных договоров по налогообложению

Взаимоотношения в области налогов в рамках государства регулируются нормами национального налогового права, но в некоторых ситуациях нормами международного права. Международные договора считаются основной формой, которые общепризнанные системой законодательства.

Принципы и нормы международного договора по налогообложению

Нормы могут содержаться в налоговых договорах, конвенциях, а также в договорах, которые напрямую налогов не касаются.

Нормы подразделяются на:

  • материально-правовые;
  • процессуальные;
  • коллизионные.

Коллизионные нормы назначают, какие материально-правовые нормы какой страны регулируют налоговые отношения. Коллизионные и материально-правовые нормы содержатся в международных договорах и в налоговом законодательстве.

Именно с помощью материально-правовых норм определяются элементы налоговых отношений. Это объясняет власть государства над своей территорией.

Материально-правовые нормы назначают правила по налогообложению. Материально-правовые нормы определяют права и субъекты налоговых отношений.

Материально-правовые нормы чаще всего используются для корректировки норм, к которым отсылают коллизионные.

Нужно помнить, что коллизионные нормы как таковые не регулируют отношения, а направляет в русло правовой системы. Коллизионные нормы с одной стороны показывают многообразие правопорядков разных стран, а с другой их взаимодействие.

Материально-правовые нормы устанавливают налоговые объекты, ставки, льготы по некоторым налогам, а также требования к ним.

Процессуальные нормы регулируют порядок материально-правовых норм. Процессуальные нормы регламентируют налоговый контроль и регулируют начисление налогов. Процессуальные нормы содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В области экономических отношений с другими странами УНИДРУА – Международный институт унификации частного права в Риме, разработал документ, который называется «Принципы международных коммерческих договоров».

УНИДРУА о международная организация, которая занимается подготовкой документов частного права. В состав УНИДРУА входят больше 40 государств, в том числе Россия.

УНИДРУА подготавливает проекты международных договоров, типовых законов, сравнивает нормы частного права и др.

Принципы УНИДРУА могут быть как простые нормы, если страны применяют их добросовестно. Некоторые принципы УНИДРУА используются только случае ссылки на них. Эти принципы могут использоваться странами в качестве указания их в тексте международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров по налогообложению

Порядок заключения, исполнения и прекращения договоров в России регламентируется Конституцией РФ, ФЗ «О международных договорах РФ» и другие общепризнанные нормы международного права.

Документы о заключении международных договоров попадают на рассмотрение к Президенту и Правительству России.

Срок рассмотрения составляет 1 месяц, по истечении его дается ответ.

Перед тем как предоставить проект о заключении международного договора Президенту оно согласовывается с органами исполнительной власти. Предложение должно состоять из проекта договора, определения его соответствия законопроекту, оценки вероятных экономических результатов.

После принятия решения о заключении договора назначаются лица, которые будут представлять Россию для ведения переговоров. Эти лица имеют определенные полномочия. Если полномочия не даются, то переговоры ведет Президент России.

В соответствии со сроками, указанными в договоре он вступает в силу. Опубликованию подлежат официальные оповещения МИД о введении в силу контракта. Официально принятые договоры публикуют в Собрании законодательства России.

Международные договоры должны добросовестно выполняться в соответствии с нормами права. Правительство и Президент РФ обеспечивают надлежащие выполнение договоров. Исполнительная власть обеспечивает полноценное исполнение обязательств со стороны Российской Федерации.

Если договорные условия нарушаются, то МИД России предоставляет Президенту России проект о урегулировании условия договора.

Прекращение действия договора происходит на основании условия самого договора. Принять решение о прекращении также может Президент России, если на то есть необходимость.

Госдума РФ принимает предложение на рассмотрении выдвигает решение о приостановлении или прекращении действия договора. Затем принятое решение рассматривается в Совете Федерации, после этого оно попадает к Президенту. Он его рассматривает и в случае подписания оно вступает в силу.

Виды и наименования международных договоров по налогообложению

Международные договоры по налогообложению могут именоваться в виде как соглашений, пактов, конвенции, декларации и др.

Существуют многосторонние и двусторонние международные договоры. Двусторонние заключаются между двумя государствами, а многосторонние могут заключаться с 3 и более странами.

Виды международных договоров можно разделить на 4 группы:

1. Соглашений общего характера. Определяют общие подходы к налогообложению стран.

2. Налоговых соглашений. Делятся на многосторонние и двусторонние, которые имеют в свою очередь три подразделения: конвенции – договора рекомендательного характера, по вопросам прямых и косвенных налогов; ограниченные соглашения – распространяются на один вид налога; соглашения об оказании помощи по налогообложению.

3. Соглашений по налоговым вопросам, например, предоставление льгот.

4. Специфических соглашений. По вопросам конкретной международной организации.

Типы международных налоговых соглашений

Международные соглашения подразделяются на типы:

  • Соглашения о взаимодействии в налогообложении, о предоставлении некоторых льгот по налогам.
  • Соглашение об избежании двойного налогообложения.
  • Соглашения в области косвенных налогов, например, о принципах взыскания косвенных налогов.

Направления международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Международное двойное налогообложение – это взимание налогов сразу в двух странах с одного налогоплательщика за один объект и один период времени. Такое налогообложение называют еще излишним. Налоговые платежи, объекты и сроки уплаты оказываются идентичными.

Международные конвенции об избежании двойного налогообложения отличают прибыль от бизнеса, особые виды доходов, когда нужно установление особых налоговых режимов. Особые режимы применяются при отдельных видах деятельности. К данным видам относят:

  • перевозки пассажиров и грузов международного масштаба;
  • кредитные международные связи;
  • инвестиционная деятельность;
  • материализация авторских прав;
  • предпринимательская деятельность, осуществляемая заграницей.

Для перевозок такой режим вводится не только для регулировки цен, но и потому, что налоговым службам достаточно сложно определить доход данного перевозчика на территории другой страны.

Для инвестиционной деятельности также существуют особые условия существуют для стимулирования международной активности в данной сфере.

Если бы к данным видам применялись общие режимы, то это могло бы привести к увеличению себестоимости услуг, а также привело бы к дискриминации иностранных инвесторов, кредиторов, а также было бы сложно определить налоговые обязательства.

Международные налоговые отношения - это отношения между странами, взаимно регулируют сферы применения налогового законодательства (или налоговой юрисдикции) и других вопросов налогообложения. Они могут регулироваться в одно -, двух - и многостороннем порядке. Такое регулирование применяют преимущественно в отношении подоходных налогов, которые рассчитываются на основе суммы общих доходов налогоплательщика включающий также доходы, полученные из-за границы (принимая за основу принцип резидентства), что неизбежно приводит к вторжению в налоговую юрисдикцию того государства, из которого были получены эти доходди.

Международные налоговые отношения регулируются странами в одностороннем порядке - благодаря принятию законодательных актов, определяющих налоговые режимы для юридических и физических лиц - нерезидентов данной страны, так и для ее резидентов - юридических и физических лиц, имеющих доходы или осуществляющих коммерческую или деловую деятельность за рубежом.

Для этого есть также двусторонние и международные налоговые соглашения отношении налогов, имеющих объектом сделки купле-продаже товаров, недвижимости, услуг, регулирования внедряется в форме в издания законодательных актов отношении налогов на доходы и капитал, таможенных пошлин широко применяются дополнительные налоговые соглашения, заменяющие или дополняющие соответствующие нормы внутреннего законодательства. Особенно важное значение имеют налоговые соглашения, касающиеся налогов на доходы и капитал. Практически все страны - члены. Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заключили между собой т аки двусторонние соглашения (некоторые из них заключили дополнительные соглашения о предоставлении правовой и административной помощи в налоговой политике). Страны - участницы. Европейского. Союза в договорном порядке регулюют ь налогообложения (например, существуют директивы. Совета. ЕС о единых принципах построения системы. НДС). Для международного двойного налогообложения обычно характерны: идентичность налогооблагаемых субъектов (п латников налогов), идентичность объектов налогообложения (самих доходов и источников доходов), подчиненность этих объектов или субъектов налоговой юрисдикции различных государств, одновременность налогообложения различия в правилах и методике расчета налогооблагаемого дохода в этих странах в международном налоговом праве нет общих правил, запрещающих двойное налогообложение. Каждое государство имеет п. Раво взимать на своей территории налоги в соответствии с национального налогового законодательства о налогах и собраний і збори.

Развитые страны с начала 1980-х годов прилагают значительные усилия по регулированию международных налоговых отношений и с целью борьбы против уклонения от налогов, получило большое распространение. Путем заключения налоговых соглашений или принятия соответствующих односторонних шагов они пытаются усилить налоговый контроль над деятельностью транснациональных компаний и банков, для которых различные налоговые зло употребления стали обычной практикой. Противоречия между интересами стран-импортеров и стран-экспортеров капитала - важнейшая проблема международных налоговых относиин.

Практически все страны мира разработали свои правила, регулирующие режим взимания налогов для своих резидентов, осуществляющих деятельность за рубежом и получают оттуда доходы, а также для иностранных пл латников налогов, действующих в стране. Различия подходов отдельных стран к вопросам налогообложения порождают не только сложности в оформлении необходимой налоговой отчетности, но и приводят к феноменом на под названием"двойное налогообложение"Усиление интернационализации хозяйственной жизни обостряет проблему двойного налогообложения. В налоговой практике и теории различаются двойное экономическое оп логообложения и двойное юридическое налогообложениеоподаткування.

Под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда налог платят по одному и тому же дохода несколько его последовательных получателей. Например, при обложении налогом дохода предприятие иемства как самостоятельного отдельного плательщика и обложения налогом при распределении прибыли дохода акционера или пайщика.

Проблема двойного экономического налогообложения решается при разработке национального налогового законодательства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитывать акционерам эру налог, уплаченный предприятием при расчете налоговых обязан.

Двойное юридическое налогообложение - это ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или похожими налогами два и более раз за один и тот же период. Подобная ситуация может возникать и в том случае, если налогоплательщик осуществляет экономическую деятельность только в одной стране. Двойное налогообложение также может возникнуть при нестыковке общегос авного (центрального, федерального, конфедеральные) законодательства и законодательства регионов (штатов, провинций, областей, земель), а также подзаконных нормативных актов органов местного самоуправ ння.

Подобная ситуация не раз отмечалась в 1990-е годы в. Российской. Федерации, и основной причиной этого явления была неконтролируемая федеральными властями региональная и местная нормотворчество в сфере налого ткування. Однако если в одной стране эту проблему можно решить путем приведения регионального законодательства и подзаконных нормативных актов местного самоуправления в соответствие с общегосударственных ного законодательства, то в международных экономических отношениях двойное и многократное экономическое и юридическое налогообложение осуществляется исходя из налогового законодательства отдельного государства, и оно может быть устранено только путем согласования многочисленных и дискуссионных вопросов на межгосударственном уровнеі.

не только налогоплательщики заинтересованы в устранении двойного налогообложения доходов и имущества, налоговое бремя которых возрастает многократно при последовательном обложении одного и того же объекта в разных х странах. В этом заинтересованы также государства, стремятся к увеличению иностранных инвестиций и внутреннего и внешнего товарооборота, повышения конкурентоспособности не только отдельно национальных под предприятий, но и в целом экономики. Налоговое бремя физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере международных экономических отношений, с двойным налогообложением может достигать таких размере в, при которых участие в международной деятельности и ро-разделении труда для них будет экономически неоправданноою.

Во избежание международного двойного налогообложения и применяются односторонние меры (зачет уплаченных за границей налогов, отмена налогообложения доходов из иностранных источников), или укладываются международные налоговые соглашения, в том числе соглашения о недопущении и избежании двойного налогообложения доходов и имуществ.

Устранение двойного налогообложения возможно в одностороннем порядке. Страна постоянного местопребывания может позволить налогоплательщику учитывать при выполнении налоговых обязательств налоги, уплаченные ни за рубежом. Однако это иногда приводит к неоправданным потерям бюджета и различного рода махинаций нечестных налогоплательщиков. Кроме этого, страна постоянного местопребывания резидента выступает нетто-дон ором той страны, где предприятие или гражданин осуществляют экономическую деятельность. Другой путь урегулирования проблемы двойного налогообложения - заключение международных соглашений. В этом случае страны, подп исалы такие соглашения, идут на компромисс, договариваясь о применении единых"правил игры"по категориям налогоплательщиков и о том, какие налоги будут удерживаться на территории каждого из участников уго ди иллюзорной мнение о том, что соглашения об избежании двойного налогообложения предоставляются налоговые льготы или вообще освобождение от налогов. Это абсолютно не соответствует действительности. Соглашения и договоры о избежал ния двойного налогообложения привносят в экономику стран целый ряд важнейших гарантий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций и, в конечном счете, для развития национальной экономики частности, речь идет о закреплении принципа недискриминации в налоговой сфере, гарантии стабильности режима налогообложения как минимум на 10-15 лет (средний срок действия такого рода международно-правовых договоров), соблюдение сторонами соглашений общепринятых международных правил и принципов в сфере налогообложениясфері оподаткування.

Налоговые юрисдикции строятся на разных принципах. Теоретически можно выделить три основные принципы налоговой юрисдикции по признаку территориальности, резидентства и гражданства. К наиболее распространенным х принадлежит юрисдикция, основанная на принципе территориальности, или территориальной привязки. Согласно этому принципу страна облагает налогом только доходы, связанные с деятельностью, осуществляемой на й й территории. Доход, полученный гражданами и предприятиями этой страны за пределами ее территории, не включается в состав налогооблагаемых доходов. Принцип резидентства состоит в том, что каждый плательщик под аткив, который признается резидентом, подлежит налогообложению из всех источников за всеми доходами, включая и зарубежные. Резидентский статус определяется согласно нормам национального законодательства, раз ризняються в отношении физических и юридических лиц. В большинстве стран используется сочетание этих принципов в своей налоговой политике. Наряду с указанными принципами отдельные страны традиционно вы пользуют принцип гражданства, во многом подобный принцип территориальностиальності.

Международное налогообложение юридических лиц вызывает особый интерес. Деятельность многих предприятий в современных условиях приобрела международный характер, т.е. осуществляется она на территории нескольких держа ав. Благодаря этому часто возникает вопрос: как распределять и перераспределять доходы предприятия между источниками в разных странах? и международных экономических отношений, эта проблема имеет особое значениеня.

Международное налогообложение юридических и физических лиц в принципе похоже, но оно имеет и определенную специфику. Например, в определении субъекта налогообложения и исчислении базы налогообложения. Кроме этого, существует ують нормы международного налогообложения, которые касаются лишь юридических лиц. Это статьи соглашений относительно избежания двойного налогообложения дивидендедів.

В международном налогообложении юридических лиц все проблемы можно разделить на следующие группы:

o для юридического лица - субъекта налогообложения - определение ее национальной привязки, установление источника дохода;

o порядок определения режима деятельности на территории страны, иностранного юридического лица;

o учет налогов, уже уплаченных за границей, при определении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания;

o во внешнеэкономической деятельности порядок определения налоговой базы подоходного налогообложения зависимых друг от друга экономических агентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности

Юридические лица единственное место регистрации - юридический адрес, в отличие от физических лиц, национальную принадлежность которых бывает сложно определить из-за несовпадения гражданства и постоянного места проживания, отсутствие гражданства или через двойное гражданство. Юридические лица в стране регистрации всегда имеют статус налогового резидента. Но этот статус юридическое лицо может получить и у стран и в которой она осуществляет коммерческую или экономическую деятельность. Для привязки коммерческой деятельности к определенной территории используются следующие режимы: деятельность по контрактам, заключенным с местным и фирмами, деятельность через независимых агентов и через собственные деловые учреждения. Внешнеторговая деятельность, как правило, не приводит к распространению налоговой юрисдикции другого государства на национально е предприятийство.

Определять источники дохода юридического лица можно по месту заключения сделки, по фактическому месту передачи товара или тем, где состоялся переход права собственности на него, по местонахождению потребителя п услуги или покупателя товар.

Специфика налогообложения юридических и физических лиц в сфере международных экономических отношений приводит к тому, что в соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов и имущества содержатся не только с общие нормы и правила, но и специальные отдельные статьи и положения, касающиеся только физических или только юридических оси.

В соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенных Украиной, используются такие механизмы избежании двойного налогообложения:

1) налог, уплаченный в другом государстве, с которой Украина имеет договор, идет в зачет при расчете налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания;

2) освобождение доходов от налогообложения, если их налогообложение было сделано в стране - источнике дохода. Большая часть соглашений об избежании двойного налогообложения предусматривает применение зачетного м методу.

Международное налоговое право является основой для международных налоговых отношений это совокупность юридических принципов и норм, регулирующих налоговые международные отношения. В международных договорах и актах налоговом ного законодательства некоторых государств содержатся нормы международного налогового права. Международный договор в вопросах налогообложения - это соглашение между государствами или субъектами международного права, устанавливает являются права и обязанности между ними в сфере международных налоговых отношений. Основным источником международного налогового права являются международные договоры. В международных налоговых отношениях применяются различные на йменування таких договоров: конвенция, декларация, пакт, договор, соглашение и другие. Международные договоры бывают многосторонними или двустороннимонніми.

Международные налоговые соглашения по содержанию делятся на:

1) соглашения о взаимных налоговые льготы (таможенные конвенции, налоговые статьи. Ломейской конвенции и другие);

2) соглашения по устранению международного двойного налогообложения;

3) соглашения о предоставлении правовой и административной помощи по налоговым вопросам (Нордическая конвенция 1972 г, соглашения с. США и. Канадой,. ФРГ,. Великобританией)

Отдельную группу составляют многосторонние соглашения с таможенных сборов и пошлин (Генеральное соглашение по тарифам и торговле -. ГАТТ)

Существует более трех тысяч сделок по вопросам налогообложения, которые действуют в современных условиях

К многосторонних региональных международных налоговых соглашений можно отнести. Соглашение стран. Бенилюкса,. Налоговую конвенцию стран. Андского пакта, директивы по налоговым вопросам. Совета. ЕС, которые имеют обязательным ную силу для членов этой организации. Соглашения стран. СЭВ - членов. Совета. Экономической. Взаимопомощи, касающиеся устранения двойного налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц, также есть много осторонними.

Стандартизация и нормализация международных налоговых соглашений стали оговариваться на международном уровне еще после. Первой мировой войны. Эти вопросы впервые были обсуждены на. Международной финансовой конферен нции, состоявшейся в. Брюсселе в 1920 г, затем на комитете. Лиги. Наций. В результате работы комитета, которая продолжалась до 1945 года, был подготовлен несколько типичных конвенций: о предоставлении адми нистративных и правовой помощи; об устранении двойного налогообложения налогами на доходы и капитал, налогами на подарки и наследство. Организация. Европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС, с ве ресня 1961 года -. ОЭСР), основана в 1948 г. для распределения помощи по плану. Маршалла и ускорения возрождения. Западной. Европы, с 1954 года становится центром международного сотрудничества по налоговым их вопросам. Налоговый комитет. ОЭСР подготовил в 1963 году. Типовая конвенцию об избежании двойного налогообложения доходов и капитала, а в 1977 году -. Типовая конвенция. ОЭСР, на которых было основано больше во международных налоговых соглашений, действующих в современных условиях в сфере этих налоговдатків.

Международные соглашения о избежании двойного налогообложения охватывают все виды налогов на капитал и доходы и имеют две основные цели: избежании двойного налогообложения и борьба с уклонением от д уплаты налогов. Соглашения, как правило, состоят из четырех частей: первая перечисляет виды налогов и лиц, охваченных соглашением, вторая содержит конкретное описание режимов налогообложения, установленных настоящей уго дой по отдельным видам доходов (заработная плата, предпринимательская прибыль, проценты, дивиденды, роялти и др.), третья содержит статьи, в которых предусмотрен порядок устранения двойного налогообложения доходов и капитала, право на обложение налогом которых хранят обе страны - участницы соглашения; в четвертой статьи конкретизируется порядок выполнения соглашения. Также соглашение может содержать преамбулу и статьи, г егламентують срок действия соглашения и порядок ее прекращенияння.

Типовые конвенции. ОЭСР были разработаны с учетом сложившихся отношений внутри этой группы стран, в них неоправданные преимущества отдаются принципам налогообложения по месту жительства (резидентства)) получателя доходов, а не по месту получения дохода, благодаря чему отстаиваются интересы только стран - экспортеров капитала. Рост числа развивающихся стран, привело к необходимости разработки но вой типовой конвенции, в которой были бы учтены интересы стран - импортеров капитала. Генеральный секретарь. ООН в 1968 году принял решение о подготовке такой типичной конвенции, которая бы учитывала интерьера еси развивающихся. Типовой проект конвенции. ООН для налоговых отношений между индустриально развитыми странами и развивающимися странами, был утвержден в и 980 году как рекомендательный к документом. ООН. Обострение международных налоговых отношений между странами этих двух групп привело к внесению в июне 1980 г предложения. Генеральным секретарем. ООН о создании при. ООН межправительственного совета по по дополнительных вопросов. На сегодня налоговыми вопросами занимается. Комитет. ООН по транснациональным корпорацияморацій.

Налоговые отношения возникают и проявляются в том случае, когда определены субъекты и объекты отношений, и установлено содержание правоотношений между субъектами по поводу объектов.

Субъектами налогового правоотношения являются лица, между которыми возникают отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение – налог или сбор, условия, установления которого определяются законодательством о налогах и сбора.

Под содержанием налогового правоотношения понимаются права и обязанности субъектов правоотношения, возникающие в связи с наличием (появлением) объектов правоотношения.

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:

• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

• организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

• налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

• таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

В соответствии со ст. 9 НК РФ только выше перечисленные органы являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Исходя из норм НК РФ участниками налоговых отношений также являются:

• Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

• органы внутренних дел;

• органы, осуществляющие учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы);

• кредитные организации (банки);

• процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели).

Как видим, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов являются налогоплательщик (плательщик сборов) и налоговые агенты с одной стороны, и налоговые и таможенные органы с другой.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

При характеристике налогоплательщиков - физических лиц следует иметь в виду, что возникновение налоговой обязанности у физического лица не связано с наступлением какого-либо возраста.

Помимо российских организаций и физических лиц-резидентов, налогоплательщиками могут быть и иностранные организации и физические лица – налоговые нерезиденты, имеющие имущество и доходы из источников на территории Российской Федерации. Налогообложение нерезидентов осуществляется не только на основании российского налогового законодательства, но и в соответствии с международными договорами, регулирующими отношения в целях избежания двойного налогообложения.

Всех участников налоговых правоотношений можно разделить на три группы:

• органы налогового администрирования – налоговые, таможенные, финансовые, внутренних дел и др.;

• лица, осуществляющие информационно-техническое обеспечение налогового администрирования – процессуальные лица, кредитные организации, регистраторы и т.д.;

• налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты.

Законодательство о налогах и сборах помимо основных субъектов налоговых отношений, к которым относятся налогоплательщики и плательщики сборов – с одной стороны, и государство в лице уполномоченных налоговых органов – с другой, определяет и иных участников налоговых правоотношений, наиболее значимый из которых является налоговый агент.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены, в том числе обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов. Таковыми являются, в частности, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, и поэтому обязанные исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налога на доходы своего работника.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, в том числе право на обеспечение и защиту своих прав.

Налоговые агенты обязаны:

• правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации;

• письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

• вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

• в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс, учитывая особенности развития гражданского оборота в условиях рынка, предусматривает возможность привлечения к уплате налогов и сборов не только налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов), определенных законодательством о налогах и сборах, но и иных лиц. Для этого вводится понятие «взаимозависимые лица» (ст. 20 НК РФ), которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

• одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%;

• одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

• лица состоят в брачных, родственных отношениях, отношениях свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

НК РФ с учетом норм гражданского законодательства Российской Федерации предусматривает в налоговых правоотношениях институт представительства.

Представительство может осуществляться в двух формах: как законное представительство и уполномоченное представительство.

В соответствии со ст.

Законными представителями налогоплательщика-организации являются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. В качестве законного представителя организации, как правило, выступают руководитель организации и его заместители.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Поэтому в налоговых правоотношениях в качестве законных представителей физических лиц могут выступать:

• родители - для несовершеннолетних, в том числе усыновленных детей;

• опекуны - для опекаемых;

• попечители - для подопечных.

Законный представитель физического лица действует от его имени без доверенности.

Любой налогоплательщик (плательщик сборов), налоговый агент вправе уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений.

Такой представитель именуется уполномоченным представителем.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

При этом следует отметить, что действие либо бездействие уполномоченного представителя налогоплательщика-организации не признается автоматически действием либо бездействием самого налогоплательщика, как это имеет место для законного представителя.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Лицам, которые в силу служебного положения могут влиять на выполнение налогоплательщиком своих обязанностей, не дано право быть его представителями по назначению.

Это должностные лица:

• налоговых и таможенных органов;

• органов государственных внебюджетных фондов;

• органов внутренних дел;

В законодательстве выделяются лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, к которым могут быть отнесены суды, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния и т.п. Суды, например, не принимают к рассмотрению исковые заявления, если не уплачена государственная пошлина.

К лицам, обязанным информировать налоговые органы о фактах, имеющих значение для налогообложения, относятся органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Указанные лица обязаны сообщать о выдаче свидетельств о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым (п. 6 ст. 85 НК РФ).

НК РФ в ряде случаев устанавливает обязанность соответствующих лиц представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога, а также для организации налогового контроля. К ним относятся органы, регистрирующие или учитывающие недвижимое имущество, транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения (п.

В процессе проведения контрольных мероприятий налоговые органы могут привлекать лиц, обладающих специальной квалификацией, знаниями, например, экспертов, специалистов, переводчиков. Эти лица обязаны оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля. Права и обязанности этих лиц определены ст. 95-97 и 129 НК РФ.

Помимо названных лиц, налоговые органы привлекают свидетелей, предусмотрев в ст. 128 НК РФ ответственность свидетеля за отказ или уклонение от показаний либо за заведомо ложные показания. К этой же категории лиц могут быть отнесены и понятые, которые привлекаются налоговыми органами, в частности, при проведении осмотра помещения или территории налогоплательщика (ст. 98 НК РФ).

Особое положение в налоговых правоотношениях занимают банки, которые одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами. На них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера.

За неисполнение этих обязанностей банки несут ответственность, предусмотренную нормами гл. 18 НК РФ. К этим обязанностям можно отнести:

• соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;

• соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

• обязанность исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

• обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени;

• обязанность по предоставлению налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка.

Читайте также: