Субъект налоговых правоотношений это

Опубликовано: 11.05.2024

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Кодексом налоговыми агентами;

3) Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения (налоговые органы);

4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения;

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;

7) органы государственных внебюджетных фондов;

8) органы внутренних дел.

Как видим, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Следовательно, налогоплательщиками могут быть физические лица и организации.

При характеристике налогоплательщиков - физических лиц следует иметь в виду, что возникновение налоговой обязанности у физического лица не связано с наступлением какого-либо возраста. Например, несовершеннолетний становится налогоплательщиком, т.е. у него возникает налоговая обязанность, если ему на праве собственности принадлежит имущество, являющееся объектом обложения каким-либо налогом. В данном случае эта обязанность выполняется не самим несовершеннолетним, который является недееспособным, а его родителями, усыновителями, представителями.

К организациям-налогоплательщикам относятся как сами юридические лица, так и их филиалы.

Помимо российских юридических и физических лиц (резидентов), налогоплательщиками в соответствии с законодательством могут быть и иностранные организации, иностранные граждане - налоговые нерезиденты. Налогообложение нерезидентов осуществляется не только на основании российского налогового законодательства, но и в соответствии с международными договорами, регулирующими отношения в целях избежание двойного налогообложения.

В целом налогоплательщики и плательщики сборов могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1) по характеру субъекта - выделяются физические лица и организации

2) по месту преимущественного пребывания и источника получения дохода - на резидентов и нерезидентов;

3) по хозяйственной обособленности - на единые и консолидированные (взаимозависимые лица);

4) по характеру деятельности - на общие и специальные, к которым могут быть отнесены сельхозпроизводители, лица, добывающие полезные ископаемые и т.п.

Законодательство помимо основных субъектов налоговых отношений, к которым относятся, как отмечалось, налогоплательщики и плательщики сборов - с одной стороны, и государство (муниципальные образования) в лице налоговых органов - с другой стороны, определяет и иных участников налоговых правоотношений.

В НК РФ дается понятие налогового агента, который может быть субъектом налогового правоотношения. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены, в том числе обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К ним относятся, в частности, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, которые должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налога на доходы своего работника.

Налоговый кодекс, учитывая особенности развития гражданского оборота в условиях рынка, предусматривает возможность привлечения к уплате налогов и сборов не только налогоплательщиков, определенных законодательством о налогах и сборах, но и иных лиц. Для этого вводится понятие «взаимозависимые лица», которыми признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в брачных, родственных отношениях, отношениях свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

В НК РФ с учетом норм Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность использования института представительства в налоговых правоотношениях (ст. 26 НК). Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Представительство может осуществляться в двух формах: как законное представительство и уполномоченное представительство.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Указанные положения распространяются на плательщиков сборов и на налоговых агентов.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственного внебюджетного фонда, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс вводит новое понятие «сборщик налогов и (или сборов)». В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами. В соответствии с Кодексом сборщиками налогов (сборов) могут быть только государственные или муниципальные органы исполнительной власти, уполномоченные ими органы и должностные лица. Функции сборщиков выполняют, например, таможенные органы (по таможенным платежам), органы местного самоуправления (по приему платежей налога на землю).

В законодательстве выделяются лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, к которым могут быть отнесены суды, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния и т.п. Суды, например, не принимают к рассмотрению исковые заявления, если не уплачена государственная пошлина. Нотариусы также осуществляют контроль за уплатой налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, при осуществлении нотариального оформления соответствующих сделок.

К лицам, обязанным информировать налоговые органы о фактах, имеющих важное значение для налогообложения, относятся нотариусы, которые обязаны информировать о совершенных сделках по оформлению перехода права собственности на имущество в порядке наследования или дарения, не позднее пяти дней (п. 6 ст. 85 НК РФ).

НК РФ в ряде случаев устанавливает обязанность соответствующих лиц представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога, а также для организации налогового контроля. К ним могут быть отнесены органы, регистрирующие или учитывающие недвижимое имущество, транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения (п. 4 ст. 85). Банки обязаны представлять информацию в налоговые органы об открытии или закрытии счета организации или предпринимателю в пятидневный срок (ст. 86 НК РФ).

В процессе проведения контрольных мероприятий налоговые органы могут привлекать лиц, обладающих специальной квалификацией, знаниями, например, экспертов, специалистов, переводчиков. Эти лица обязаны оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля. Права и обязанности этих лиц определены ст. 95 - 97 и 129 НК РФ. Помимо названных лиц, налоговые органы привлекают свидетелей, предусмотрев в ст. 128 НК РФ ответственность свидетеля за отказ или уклонение от показаний либо за заведомо ложные показания.

К этой же категории лиц могут быть отнесены и понятые, которые привлекаются налоговыми органами, в частности, при проведении осмотра помещения или территории налогоплательщика (ст. 98 НК РФ).

Особое положение в налоговых правоотношениях занимают банки. Эти субъекты одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами, и сборщиками налогов, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера. За неисполнение этих обязанностей банки несут ответственность, предусмотренную нормами гл. 18 НК РФ. К этим обязанностям можно отнести:

1) соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;

2) соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

3) обязанность исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

4) обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени;

5) обязанность по представлению налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка.

В налоговом правоотношении помимо плательщиков налогов и (или) сборов участвуют и налоговые органы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему


CC BY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсикова Елена Витальевна

В статье исследуются понятие и классификация субъектов налоговых правоотношений . На основе проведенного анализа действующего налогового законодательства Российской Федерации автором приводится собственная классификация субъектов налоговых правоотношений : 1) государство; 2) субъекты Федерации; 3) плательщики налогов и сборов физические лица (резиденты и нерезиденты); 4) плательщики налогов и сборов юридические лица (резиденты и нерезиденты) и их обособленные подразделения; 5) контролирующие органы ; 6) иные государственные органы со специальными полномочиями в налоговой сфере; 7) органы местного самоуправления муниципальных образований; 8) субъекты, способствующие надлежащему исполнению налоговых обязанностей налогоплательщиков и реализации налоговых полномочий контролирующих органов в налоговых правоотношениях .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евсикова Елена Витальевна

Текст научной работы на тему «Субъекты налоговых правоотношений: понятие и классификация»

Евсикова Елена Витальевна

кандидат юридических наук.

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России Helen_yevsikova@mail.ru

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Elena V. Evsikova

candidate of Law,

Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Interior of Russia Helen_yevsikova@mail.ru

Subjects of tax legal

RELATIONS: CONCEPT AND CLASSIFICATION

Аннотация. В статье исследуются понятие и классификация субъектов налоговых правоотношений. На основе проведенного анализа действующего налогового законодательства Российской Федерации автором приводится собственная классификация субъектов налоговых правоотношений: 1) государство; 2) субъекты Федерации; 3) плательщики налогов и сборов физические лица (резиденты и нерезиденты); 4) плательщики налогов и сборов юридические лица (резиденты и нерезиденты) и их обособленные подразделения; 5) контролирующие органы; 6) иные государственные органы со специальными полномочиями в налоговой сфере; 7) органы местного самоуправления муниципальных образований; 8) субъекты, способствующие надлежащему исполнению налоговых обязанностей налогоплательщиков и реализации налоговых полномочий контролирующих органов в налоговых правоотношениях.

Ключевые слова: налоговые правоотношения, субъекты налоговых правоотношений, контролирующие органы, «иные органы государственной власти со специальными полномочиями в налоговой сфере», «субъекты, способствующие надлежащему исполнению налоговых обязанностей налогоплательщиков и реализации налоговых полномочий контролирующих органов в налоговых правоотношениях».

Annotation. The article describes the concept and classification of subjects of tax legal relations. On the basis of the analysis of the current tax legislation of the Russian Federation the author provides his own classification of subjects of tax legal relations: l)the state; 2) the subjects of the Russian Federation; 3) the payers of taxes and levies of physical persons (residents and non-residents); 4) the payers of taxes and fees of a legal entity (residents and non-residents) and their subdivisions; 5) regulatory bodies; 6) other public authorities with special powers in the tax area; 7) bodies of local self-government of municipalities; 8) subjects, contributing to the proper performance of tax obligations of taxpayers and the implementation of the tax powers of Supervisory authorities in the tax legal relations.

Keywords: tax legal relationship, subjects of tax legal relationship, supervisory authorities, «other public authorities with special powers in the tax sphere», «the subjects promoting appropriate execution of tax duties of taxpayers and realization of tax powers of supervisory authorities in tax legal relationship».

Налоговое право регулирует очень важные для государства отношения - отношения в сфере уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), которые возникают только у определенного круга субъектов.

Исходя из того, что налоговые правоотношения -это гарантированные силой государственного принуждения общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в соответствии с нормами налогового законодательства и юридическими фактами между плательщиками налогов и сборов, контролирующими органами и иными субъектами этих отношений по поводу установления, введения, изменения, приостановления, администрирования, отмены налогов и сборов, их уплаты плательщиками налогов и сборов в доходную часть федерального, региональных и

местных бюджетов, то есть исполнение налоговой обязанности плательщиков налогов и сборов по налоговой регистрации, ведению налогового учета, подаче налоговой отчетности, погашению налогового обязательства, и реализации полномочий контролирующих органов по исчислению, контролю и обеспечению внесения соответствующих сумм налогов и сборов, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения, а также отношения по обжалованию уведомлений, требований, решений, действий или бездействия контролирующих органов и их должностных лиц [1, с. 152], можно утверждать, что в налоговые правоотношения вступает достаточно широкий спектр субъектов правоотношений.

Следует отметить, что ряд авторов относит вышеуказанных субъектов к субъектам налогового

права, а ряд - к субъектам налоговых правоотношений. В то же время, еще раз напомним существующее в науке административного и финансового права мнение о том, что субъект налогового права и субъект налоговых правоотношений - это не тождественные понятия, поскольку субъект налогового права - это носитель субъективных налоговых прав и обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, (потенциальный участник налоговых правоотношений), а субъект налоговых правоотношений - это реальный участник налоговых правоотношений, т.е. субъект налогового права, который реализует имеющиеся у него субъективные права и исполняет возложенные на него юридические обязанности в сфере налоговых правоотношений.

Как правило, большинство авторов осуществляет классификацию субъектов налоговых правоотношений исходя из положений ст. 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) [3], а именно: 1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы; 2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами; 3) Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения (налоговые органы);

4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения; 5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов); 6) Министерство Финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы; 7) органы государственных внебюджетных фондов; 8) органы внутренних дел [2, с. 31-32].

В целом, разделяя указанный подход, и опираясь на мощный массив налогового законодательства Российской Федерации, можно предложить следующую классификацию субъектов налоговых правоотношений: 1) государство; 2) субъекты Федерации; 3) плательщики налогов и сборов физические лица (резиденты и нерезиденты); 4) плательщики налогов и сборов юридические лица (резиденты и нерезиденты) и их обособленные подразделения;

5) контролирующие органы; 6) иные государственные органы со специальными полномочиями в налоговой сфере; 7) органы местного самоуправления муниципальных образований; 8) субъекты, способствующие надлежащему исполнению налоговых обязанностей налогоплательщиков и реализации налоговых полномочий контролирующих органов в налоговых правоотношениях.

Отметим, что, анализируя налоговое законодательство Российской Федерации, к «контроли-

рующим органам» в сфере уплаты налогов и сборов можно отнести: налоговые органы и таможенные органы, поскольку иные государственные органы не имеют права осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на контролирующие органы (например, валютного), и проводить проверки на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Налоговые органы являются контролирующими органами относительно всех видов налогов и сборов, установленных законодательством (федеральных, региональных, местных), за исключением тех, контроль за соблюдением и уплатой которых возложен на таможенные органы, а также налоговые органы являются контролирующими органами в сфере соблюдения законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на налоговые органы.

В соответствии со ст. 34 НК РФ, таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные для должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле [3, п. 1 ст. 34].

Именно поэтому для обозначения указанных выше органов мы предлагаем использовать и закрепить законодательно термин «контролирующие органы». Таким образом, предлагаем внести соответствующие изменения в главу 5 НК РФ, закрепив понятие «контролирующие органы».

Кроме того, субъектами налоговых правоотношений являются «иные органы государственной власти со специальными полномочиями в налоговой сфере», к которым относятся: Федеральное Собрание Российской Федерации; Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти (Федеральное казначейство и т.д.); иные государственные органы и их территориальные подразделения; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые имеют определенные полномочия в налоговой сфере.

Так, в соответствии со ст. 34.2 НК РФ, Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах [3, ст. 34.2].

Особенностью указанных органов является то, что они выполняют определенные законодательством функции в налоговой сфере наряду со своей основной деятельностью. Функции указанных органов не являются функциями по контролю за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов и сборов, но они также принимают важное участие в налоговых правоотношениях. Таким образом, предлагаем законодательно закрепить понятие «иные органы государственной власти со специальными полномочиями в налоговой сфере».

Следует отметить, что анализ действующего законодательства показал, что необходимо выделить в отдельную, но не менее значительную, категорию субъектов налоговых правоотношений «субъектов, способствующих надлежащему исполнению налоговых обязанностей налогопла-

1. Евсикова Е.В. Систематизация основных подходов к определению понятия «налоговые правоотношения». // Евразийский юридический журнал. № 4 (83) 2015. С. 149-152.

2. Эриашвили HJJ. Налоговое право : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.Д. Эриашвили и др.; под ред. И.Ш. Килясханова, А.Д.Селюкова, Т.Н. Окановой. 4-е изд., перераб. И доп. М. : ЮНИТИ-ДОНА: Закон и право, 2014. 279 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).

тельщиков и реализации налоговых полномочий контролирующих органов в налоговых правоотношениях».

По нашему мнению, к «субъектам, способствующим надлежащему исполнению налоговых обязанностей налогоплательщиков и реализации налоговых полномочий контролирующих органов в налоговых правоотношениях» относятся государственные органы и лица, которые могут владеть необходимой для налогового органа информацией о плательщиках налогов и сборов, а также от действий которых зависит надлежащее исполнение обязанностей плательщиков налогов и сборов по ведению налогового учета, подаче налоговой отчетности, уплате налогов и сборов.

К этой категории субъектов налоговых правоотношений относятся: 1) банки и иные финансовокредитные учреждения; 2) налоговые агенты; 3) представители плательщика налогов и сборов; 4) ученые, специалисты, эксперты, которые привлекаются контролирующими органами для выполнения отдельных работ и участия в изучении отдельных вопросов, в том числе, на договорной основе; 5) органы принудительного исполнения и судебные приставы-исполнители;

6) Федеральная служба безопасности Российской Федерации; 7) органы внутренних дел, следственные органы и др.

Таким образом, необходимо закрепить в НК РФ предложенную классификацию субъектов налоговых правоотношений, исходя из которой можно определить их правовой статус в данных правоотношениях и, прежде всего, их права и обязанности.

1. Evsikova E. V. Systematization of the basic approaches to the definition of the concept «Tax legal relations» // Eurasian legal journal. № 4 (83) 2015. P. 149-152.

Понятие и содержание налоговых правоотношений.

Объекты налоговых правоотношений.

Субъекты налоговых правоотношений.

Понятие и содержание налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения можно определить как урегу­лированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания нало­гов.

Налоговым правоотношениям присущи свои особенности:

1) они возникают в процессе деятельности государства по установлению и взиманию налогов;

2) налоговые отношения включают две группы отношений:

а) общие правоотно­шения - возникают между налогоплательщи­ками и государством по поводу исполнения налогового обяза­тельства и имеют денежный характер;

б) специальные правоотно­шения - возникают в процессе реализации налогового обязатель­ства налогоплательщика перед государством между плательщи­ком налогов и налоговыми органами, банками, федеральным каз­начейством и т. д.

Принято выделять субъект, объект и содержание налогового правоотношения.

Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников.

Основным содер­жанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджет­ный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки, тогда как государственные органы имеют право требовать от на­логоплательщика исполнения данной публично-правовой обя­занности.

Субъективное налоговое право — это охраняемые государст­вом вид и мера возможного поведения субъектов налогового права. Субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность — требуемые законом вид и мера должного поведе­ния. Например, налогоплательщик обязан уплачивать налоги, а налоговые органы имеют право провести проверку документов налогоплательщика, связанных с уплатой налога. В то же время налоговые органы обязаны обеспечить уплату налогов, а нало­гоплательщик имеет право потребовать возмещения ущерба, при­чиненного неправомерными действиями налоговых органов.

Реальные участники налоговых правоотношений име­нуются субъектами налоговых правоотношений(ст. 19, 21, 23 НК РФ).

Субъект налогового права — это лицо, обла­дающее правосубъектностью, т. е. носитель субъективных прав и обязанностей. Именно благодаря наличию у данного лица субъективных прав и обязанностей лицо потенциально способ­но быть участником налоговых правоотношений.

Существет три группы субъектов налогового права:

1) государственные органы, выступающие, как правило, правомочной стороной налогового правоотношения и наделен­ные в той или иной степени компетенцией в сфере налогооб­ложения, - органы государственной налоговой службы, тамо­женные и финансовые органы, органы казначейства и т. д. (ст. 30-32 НК РФ);

2) налогоплательщики – плательщиками налогов явл. юр. лица, физ. лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги и др. категории плательщиков.

В Налоговом кодексе РФ сказано, что предприятие или организация признается налогоплательщиком, если такое образование:

1. осуществлять эк. деятельность в РФ или получает доходы от источников в РФ;

2. являться собственником имущества, подлежащего налогообложению в РФ;

3. совершает на территории РФ операции или действия, подлежащие налогообложению

4. становится участником отношений, одним из условий которых является уплата гос. пошлины или иного сбора, установленного в соответствии с Налоговым кодексом.

Физ. лицо признается налогоплательщиком, если:

1. является налоговым резидентам РФ;

2. осуществляет экономическую деятельность в РФ или получает доходы от источников в РФ;

3. является собственником имущества, подлежащего налогообложению в РФ;

4. совершает на территории РФ операции или действия, подлежащие налогообложению;

5. становится участником отношений, одним из условий которых является уплата гос. пошлины или иного сбора, установленного в соответствии с Налоговым кодексом.

В Законе РФ «Об основам налоговой системы в РФ (ст.3) указано, что наряду с юр. лицами плательщиками налогов являются другие категории плательщиков, к которым относятся филиалы, представительства (отделения) и др. обособленные подразделения предприятий и орг. Филиалы и представительства являются плательщиками налогов.

3) лица, содействующие уплате налогов, - обязанные лица, от действий которых зависят надлежащее исполнение обязанно­стей и реализация прав уполномоченных органов, или это лица, располагающие информацией о плательщике, необходимой для исчисления налогов (например, налоговые агенты, нотариусы, банки и т. д. ст.24 - 25 НК РФ). Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций.

Субъектами налогового права, то есть носителями юридических прав и обязанностей в этих отношениях, являются налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации - банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Помимо налогоплательщиков, в НК РФ названы налоговые агенты (ст. 24 НК РФ ). Налоговые агенты - это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет ( внебюджетный фонд ) налогов ( в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников ). Кроме того, НК РФ ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений представителя налогоплательщика ( гл. 4 ).

Налогоплательщики - это физические лица или организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги ( ст. 19 ). Согласно Кодексу филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, в отличие от ранее действовавшего законодательства, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

В перечне обязанностей налогоплательщиков Кодекс выделяет 2 группы: общие для организаций и физических лиц обязанности и дополнительные к ним обязанности налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей ( ст. 23 НК РФ ).

В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов ( расходов ) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

4) представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы ( для организаций - также и произведенные расходы ) и уплаченные ( удержанные ) налоги и др.

На налогоплательщиков - организации и индивидуальных предпринимателей, помимо перечисленных, возложены обязанности сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии счетов - в 10-дневный срок; о всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее 1 месяца со дня начала такого участия; о всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; об объявлении несостоятельности ( банкротстве ), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения; об изменении своего места нахождения или жительства - в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

Налогообложение некоторых субъектов может быть заменено другой формой выполнения налоговой обязанности. Это касается субъектов предпринимательской деятельности ( инвесторов ) в области пользования недрами. При заключении между ними, с одной стороны, и государством в лице компетентных органов, с другой, соглашения о разделе продукции взимание ряда налогов и других обязательных платежей ( НДС, акцизов и др. ) заменяется передачей государству части продукции на условиях соглашения ( гл. 26 4прим НК РФ ).

Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательством о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатить какой-либо налог является прежде всего наличие у него соответствующего объекта налогообложения. Основания прекращения обязанности по уплате налога ( ст. 44 НК РФ ) следующие: уплата налога или сбора плательщиком; возникновение обстоятельств, с которым законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога или сбора; смерть налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ; ликвидация организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами ( внебюджетными фондами ).

Налогоплательщики ( плательщики сборов ) имеют следующие права ( ст. 21 НК РФ ):

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

5) право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

7) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога;

8) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и иным федеральным законам;

9) требовать соблюдения налоговой тайны;

10) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями ( бездействием ) их должностных лиц, и др.

Основной задачей налоговых органов является обеспечение поступления налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в соответствии с установленными ставками. Налоговые органы наделены на основании НК РФ следующими правами:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов;

2) проводить налоговые проверки;

3) при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;

4) приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов;

5) осматривать ( обследовать ) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и территории, производить инвентаризацию принадлежащего ему имущества;

6) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет ( внебюджетные фонды ), расчетным путем на основании имеющейся у них информации, а также данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру ( обследованию ) производственных, складских, торговых и иных помещений;

7) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, контролировать выполнение указанных требований;

8) взыскивать недоимки по налогам и пени в порядке, установленном НК РФ;

9) заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Кроме того, налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных НК РФ ( ст. 31 ).

Аналогичные права имеют таможенные органы в связи с взиманием налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.

Важная роль в реализации законодательства о налогах и сборах принадлежит банкам ( ст. 60, 86, 132 - 136 и др. НК РФ ). Банки выполняют в области налогообложения обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. В связи с этим банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты ( внебюджетные фонды ), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается. Банкам запрещено открывать счета ( вклады ) на анонимных владельцев.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных НК РФ обязанностей предусмотрена ответственность банков. В связи с проведением налоговыми органами учета налогоплательщиков в целях налогового контроля банки не вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также обязаны сообщить об открытии или закрытии этих счетов в налоговый орган в 5-дневный срок.

НК РФ ( ст. 132 - 135 ) содержит перечень нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К ним относятся: нарушение порядка открытия счета и срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора; неисполнение банком решения о взыскании налога, а также пени и др.

Ответственность банков за эти нарушения законодательства установлена НК РФ в виде штрафов, взыскания пени и процентов от суммы, перечисленной банком в нарушение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика ( 20% ), и др. Помимо этого, КоАП РФ устанавливает ответственность должностных лиц банков в виде наложения административного штрафа ( ст. 15.7 - 15.9 ).

Понятие и содержание налоговых правоотношений.

Объекты налоговых правоотношений.

Субъекты налоговых правоотношений.

Понятие и содержание налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения можно определить как урегу­лированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания нало­гов.

Налоговым правоотношениям присущи свои особенности:

1) они возникают в процессе деятельности государства по установлению и взиманию налогов;

2) налоговые отношения включают две группы отношений:

а) общие правоотно­шения - возникают между налогоплательщи­ками и государством по поводу исполнения налогового обяза­тельства и имеют денежный характер;

б) специальные правоотно­шения - возникают в процессе реализации налогового обязатель­ства налогоплательщика перед государством между плательщи­ком налогов и налоговыми органами, банками, федеральным каз­начейством и т. д.

Принято выделять субъект, объект и содержание налогового правоотношения.

Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников.

Основным содер­жанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджет­ный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки, тогда как государственные органы имеют право требовать от на­логоплательщика исполнения данной публично-правовой обя­занности.

Субъективное налоговое право — это охраняемые государст­вом вид и мера возможного поведения субъектов налогового права. Субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность — требуемые законом вид и мера должного поведе­ния. Например, налогоплательщик обязан уплачивать налоги, а налоговые органы имеют право провести проверку документов налогоплательщика, связанных с уплатой налога. В то же время налоговые органы обязаны обеспечить уплату налогов, а нало­гоплательщик имеет право потребовать возмещения ущерба, при­чиненного неправомерными действиями налоговых органов.

Реальные участники налоговых правоотношений име­нуются субъектами налоговых правоотношений(ст. 19, 21, 23 НК РФ).

Субъект налогового права — это лицо, обла­дающее правосубъектностью, т. е. носитель субъективных прав и обязанностей. Именно благодаря наличию у данного лица субъективных прав и обязанностей лицо потенциально способ­но быть участником налоговых правоотношений.

Существет три группы субъектов налогового права:

1) государственные органы, выступающие, как правило, правомочной стороной налогового правоотношения и наделен­ные в той или иной степени компетенцией в сфере налогооб­ложения, - органы государственной налоговой службы, тамо­женные и финансовые органы, органы казначейства и т. д. (ст. 30-32 НК РФ);

2) налогоплательщики – плательщиками налогов явл. юр. лица, физ. лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги и др. категории плательщиков.

В Налоговом кодексе РФ сказано, что предприятие или организация признается налогоплательщиком, если такое образование:

1. осуществлять эк. деятельность в РФ или получает доходы от источников в РФ;

2. являться собственником имущества, подлежащего налогообложению в РФ;

3. совершает на территории РФ операции или действия, подлежащие налогообложению

4. становится участником отношений, одним из условий которых является уплата гос. пошлины или иного сбора, установленного в соответствии с Налоговым кодексом.

Физ. лицо признается налогоплательщиком, если:

1. является налоговым резидентам РФ;

2. осуществляет экономическую деятельность в РФ или получает доходы от источников в РФ;

3. является собственником имущества, подлежащего налогообложению в РФ;

4. совершает на территории РФ операции или действия, подлежащие налогообложению;

5. становится участником отношений, одним из условий которых является уплата гос. пошлины или иного сбора, установленного в соответствии с Налоговым кодексом.

В Законе РФ «Об основам налоговой системы в РФ (ст.3) указано, что наряду с юр. лицами плательщиками налогов являются другие категории плательщиков, к которым относятся филиалы, представительства (отделения) и др. обособленные подразделения предприятий и орг. Филиалы и представительства являются плательщиками налогов.

3) лица, содействующие уплате налогов, - обязанные лица, от действий которых зависят надлежащее исполнение обязанно­стей и реализация прав уполномоченных органов, или это лица, располагающие информацией о плательщике, необходимой для исчисления налогов (например, налоговые агенты, нотариусы, банки и т. д. ст.24 - 25 НК РФ). Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: