Структура налоговых информационных систем

Опубликовано: 26.04.2024

6.1. Система управления органами налоговой службы и ее задача. АИС «Налог»

Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговой службы, которая является государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов. Система орга­нов налоговой службы Российской Федерации включает в себя:

- центральный республиканский (Российской Федерации) орган государственного управления – Министерство по налогам и сборам РФ;

- государственные управления Министерства по налогам и сборам по республикам в составе Российской Федерации;

- государственные инспекции Министерства по налогам и сборам по краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения);

- государственные инспекции Министерства по налогам и сборам районов в городах.

Министерство по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Министерства по налогам и сборам Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании компьютерных информационных технологий. Поэтому в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному делению. Первый и второй уровни Министерства по налогам и сборам осуществляют методо­логическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами - предприятиями и организациями, так и физическими лицами - населением) осуществляет третий уровень.

Система органов Министерства по налогам и сборам осуществляет следующие функции:

- контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

- учет плательщиков налогов и платежей в бюджет;

- обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроль за своевременностью их поступления в бюджет;

- проверка достоверности и контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерской отчетности и расчетов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет;

- взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными, финансовыми и кредитными органами в части контроля за правильностью реализации и исполнения законодательства;

- наложение финансовых санкций, предусмотренных законодательством за его нарушение, и обеспечение правильности их применения;

- составление, анализ и представление в районные и городские финансовые органы сведений о фактически поступивших суммах налогов и платежей в бюджет;

- составление, анализ и представление вышестоящим государственным налоговым opганам установленной отчетности;

- ведение в установленном порядке делопроизводства и другие функции.

Для осуществления всех указанных функций в Министерстве по налогам и сборам РФ создана автоматизированная информационная система «Налог».

АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления органами госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. Она позволяет повысить обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков.

Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:

- повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;

- совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;

- обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

- повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;

- улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;

- получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;

- анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

- информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

- сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.

Автоматизированная информационная технология в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, рас­пространение и отображение информации

Структура АИС налоговой службы является многоуровневой. Вся система и каждый ее элемент обладают внут­ренними и внешними связями. Как любая экономическая информационная система, АИС налоговой службы состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач. В комплексе задач используются различные первичные документы, на основе которых составляется ряд выходных документов. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой экономической информационной системы.

Информационное обеспечение включает набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств и средств связи, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами внутри налоговых органов, а также обмениваться информацией с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс программных средств общего и прикладного назначения, необходимый для выполнения налоговыми органами своих функциональных задач.

К автоматизированной информационной системе налоговой службы, как к любой сложной системе такого рода, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных.

6.2. Функциональная часть АИС «Налог»: состав, назначение

В АИС «Налог» каждый уровень управления Министерства по налогам и сборам имеет свой состав функционального обеспечения. Рассмотрим сущность и назначение функционального обеспечения для второго и третьего уровней управления.

Для второго уровня управления (управления Министерства по налогам и сборам РФ по республикам, краям и областям) можно выделить следующие функциональные подсистемы: подготовка типовых отчетных форм; контрольная деятельность; методическая, ревизионная и правовая деятельность; аналитическая деятельность управления Министерства по налогам и сборам; внутриведомственные задачи.

Подсистема подготовки типовых отчетных форм связана с формированием сводных таблиц статистических показателей, характеризующих типовые виды деятельности управлений Министерства по налогам и сборам регионального уровня.

Контрольная деятельность предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц, а также документальная проверка предприятий.

Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министерства по налогам и сборам РФ.

Аналитическая деятельность управления включает анализ динамики налоговых платежей всеми категориями налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документальной проверке, анализ налогового законодательства и выработка рекомендаций по его усовершенствованию, анализ дея­тельности территориальных налоговых инспекции и др.

Подсистема «внутриведомственные» задачи включает задачи, обеспечивающие деятельность самого аппарата управления.

Для третьего уровня (налоговые инспекции городов и районов) АИС «Налог» включает следующие функциональные подсистемы: регистрация предприятий; камеральная проверка; ведение лицевых карточек предприятий; анализ состояния предприятия; документальная проверка; ведение нормативно-правовой документации; обработка документов физических лиц; внутриведомственные задачи.

Подсистема регистрации предприятий включает полную информацию по всем налогоплательщикам как юридическим, так и физическим лицам.

Подсистема камеральной проверки обеспечивает контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. В этой подсистеме осуществляется проверка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, выдача рекомендаций для проведения документальных проверок.

Подсистема ведения лицевых карточек предприятий содержит данные о поступлении налогов в разрезе налогопла­тельщиков и видов налогов, контролирует своевременность уплаты налогов в бюджет, начисление пени, вычисление сальдо по расчетам, выдача справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т.д.

В подсистеме анализа состояния предприятий определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках представления документов, необходимых для получения данных о налогах и других платежах в бюд­жет и их оплате, формируется список предприятий, подлежащих документальной проверке.

Подсистема документальной проверки контролирует правильность реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов, выявляет нарушения этого законодательства, определяет санкций по фактам нарушений и т.д.

Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими документами, издаваемыми Правительством РФ, Министерством по налогам и сборам и другими ведомствами.

Подсистема обработки документов физических лиц осуществляет контроль и управление информацией по основным видам налогов, собираемых с физических лиц. В этой подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.

Подсистема внутриведомственных задач включает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально-техническим снабжением и другими видами деятельности самого налогового органа.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 1138 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть информационные системы в налоговой службе.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие основ информационных систем в налоговой службе;
2. Определить компьютерные информационные системы обработки налоговой информации;
3. Рассмотреть информационное обеспечение компьютерных информационных системы обработки налоговой информации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Информационные системы в налоговой системе 5
1.1. Значение компьютерных информационных систем в управлении
налоговой системой России 5
1.2 Характеристика компьютерной информационной системы и
процедуры обработки налоговой информации 6
Глава 2. Организация компьютерных информационных систем
обработки налоговой информации 11
2.1. Особенности проектирования и внедрения компьютерных
информационных систем в налоговых органах 11
2.2. Центры генерации деловых данных и основные виды информационных
услуг, представляемых работникам налоговой сферы 16
2.3. Информационное обеспечение компьютерных информационных
систем обработки налоговой информации 19
Заключение 25
Список использованной литературы 36

Содержимое работы - 1 файл

ИС в налоговой.doc

Глава 1. Информационные системы в налоговой системе 5

1.1. Значение компьютерных информационных си стем в управлении

налоговой системой России 5

1.2 Характеристика компьютерной информационной системы и

процедуры обработки налоговой информации 6

Глава 2. Организация компьютерных информационных систем

обработки налоговой информации 11

2.1. Особенности проектирования и внедрения компьютерных

информационных систем в налоговых органах 11

2.2. Центры генерации деловых данных и основные виды информационных

услуг, представляемых работникам налоговой сферы 16

2.3. Информационное обеспечение компьютерных информационных

систем обработки налоговой информации 19

Список использованной литературы 36

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Информационная система в налоговой системе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

Цель данной работы – рассмотреть информационные системы в налоговой службе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Дать понятие основ информационных систем в налоговой службе;

2. Определить компьютерные информационные системы обработки налоговой информации;

3. Рассмотреть информационное обеспечение компьютерных информационных системы обработки налоговой информации.

Объект исследования – информационные системы в налоговой службе.

Теоретическую базу работы составили положения российской школы в области информационных систем (Балдина К.В., Гагариной Л.Г., Гвоздевой В.А., Емельяновой Н. З., Кузнецова Л.К., Титоренко Г.А., Ясенева В.Н. и др.)

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Информационные системы в налоговой системе

1.1. Значение компьютерных информационных систем в управлении налоговой системой России

Наличие значительного количества информационных потоков, огромные объемы, требование к оперативности получения информации, ее качеству и достоверности, предопределяют необходимость применения для их обработки компьютерных технологий. Сегодня уже не вызывает никаких сомнений, что важно обеспечить надежное функционирование всех уровней системы по сбору налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведение комплексного оперативного анализа состояния налогообложения, обеспечение органов управления достоверной информацией.

Эффективность всякой информационной системы обеспечивается информационными технологиями, которые характеризуются совокупностью методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку для обеспечения выполнения работ по всему циклу от сбора информации до передачи результатов пользователю на основе применения развитого программного обеспечения, средств вычислительной техники и коммуникаций.

В период, когда распалась система планового хозяйства, возник вопрос о целесообразности, степени и средствах регулирования экономикой. Многие теоретики считали, что рынок сам отрегулирует все. Однако опыт стран, прошедший этот путь, показал, что при всех формах ведения экономики государственное регулирование оставалось, хотя в разной степени и разными методами.

Изучение этого опыта позволило выбрать свои методы регулирования, среди которых признаны важнейшими - налоговая и бюджетная система.

Налоговая политика представлена системой налогообложения и сборов налогов, системой пошлин и различных платежей с юридических и физических лиц. Все собранные налоги поступают в бюджет и обеспечивают финансирование основных сфер деятельности социальных и других видов расходов.

А поскольку налоговые поступления в бюджет составляют около 90%, то роль налоговой системы в вопросе повышения эффективности экономики страны становится определяющей. От того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов, настолько эффективна и налоговая система. Важным фактором в налоговой системе является технология работы налоговой службы, так как от неё существенно зависит полнота собираемости налогов.

Взаимосвязь налоговых органов с внешней средой обусловлена тем, что налоговая служба является сложной корпоративной системой и в своей работе связана с множеством всевозможных налогоплательщиков, с одной стороны, и организациями, включая и службы финансовой структуры, связи с которыми регламентированы принятой системой управления. Обмен информацией между ведомствами финансовой структуры необходим для обеспечения исполнения доходной части бюджета страны, в том числе для совместного использования учетной информации о юридических и физических лицах, о налоговых поступлениях от них, сведений о банковских счетах налогоплательщиков [4, стр. 239].

1.2. Характеристика компьютерной информационной технологии и процедуры обработки налоговой информации

ИС налоговых органов строятся в соответствии со структурой самих налоговых органов и с учетом передовых компьютерных информационных технологий (АИТ). В качестве информационных ресурсов используются данные, поступающие от налогоплательщиков и ИС, формирующих налогооблагаемую базу. Каждый ее элемент и уровень имеет обширные внутренние и внешние связи.

На федеральном уровне определяется стратегия налоговой системы и решаются задачи аналитической, контрольной, методической, правовой и ревизионной деятельности. В рамках контрольной деятельности, прежде всего, предусматривается ведение Единого Государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Аналитическая - включает анализ выполнения налогового законодательства, определение динамики налоговых платежей и прогнозирование величины сборов по видам налогов.

Основная работа по учету налогоплательщиков осуществляется на региональном уровне в рамках районных и городских налоговых инспекций и соответствующих им АИС. Здесь формируются основные базы налогообложения, от полноты которых зависит величина налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Автоматизация в региональных налоговых органах начинается с момента регистрации налогоплательщиков и постановки их на учет с последующим приемом и обработкой отчетов, балансов, данных по имуществу, земле, транспортным средствам, расчетом налогов и выдачей справок и платежных документов. В ИС имеются программы документальной проверки и контроля за поступлением платежей, формирования деклараций о доходах.

В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами все решаемые задачи сгруппированы в функциональные подсистемы, состав которых для каждого уровня свой. Алгоритм расчетов как правило стандартизован, т.к. регламентируется нормативными и методическими материалами.

В ИС «НАЛОГ» предусмотрено информационное взаимодействие региональных органов с органами федерального уровня, на котором формируется и ведется единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), как уникальный информационный ресурс, ключевая роль которого заключается в обеспечении взаимосвязи всех информационных ресурсов, характеризующих каждого налогоплательщика, и определении полноты базы налогообложения. Для управления ЕГРН и эффективного его использования разрабатывается и внедряется технология предоставления услуг удаленного доступа с рабочего места инспектора в форме интернет - технологий (ИТ-услуг), которая уже отрабатывалась в ФНС г.Москвы и в центральном аппарате ФНС России. Очевидно, что полный эффект может быть получен при формировании ЕГРН регионального уровня и ускорении работ по приведению их информационных ресурсов в соответствие с федеральным ЕГРН, что и предусмотрено Решением Совещания по вопросам информатизации территориальных органов, а в управлениях региональных налоговых служб созданы подразделения по созданию ЕГРН.

Концентрация информационных ресурсов на местном, региональном и федеральном уровне в составе интегрированных баз данных (хранилищ) АИС, функционирующих на основе единых принципов, создает предпосылки создания единого информационного пространства ФНС России. На федеральном уровне эти хранилища, под управлением единой программно-аппаратной платформы HP9000/Unix/Oracle, обеспечат возможность многомерной аналитической и статистической обработки налоговой информации.

Одновременно силами Департамента информационных технологий, отдела телекоммуникаций, Управления по информационной политике и ГНИВЦ ФНС РФ продолжается развитие портала ФНС России и регионов в сети Интернет с единым стандартизованным интерфейсом. Ведется также работа по техническому проектированию федерального ЦОД.

Большое внимание в последние годы уделяется расширению функциональных возможностей системы телекоммуникаций ФНС России, внедрению в регионах электронного документооборота (СЭД - регион) и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Одновременно разрабатывается концепция комплексной защиты информации в информационно - телекоммуникационной системе ФНС России.

Операционные системы, построенные на технологии Windows NT (Windows NT, Windows 2010, Windows XP), создают на каждого пользователя отдельные профили. В них записывается “личная” информация пользователя (оформление рабочего стола, меню, индивидуальные настройки программ и т.п.). Эта информация доступна только владельцу профиля. Кроме этого, существует профиль “All Users” – Для всех пользователей. В него записывается информация, которая должна быть доступна ВСЕМ пользователям данного компьютера.

При установке Office 2007 (Office XP, Office 2010), инсталлятор записывает информацию об устанавливаемых программах в общий профиль, а в текущий личный профиль – информацию о личных настройках

Для разработки АИС и координации их создания и функционирования в органах налоговой службы созданы специальные структуры. В центральном аппарате организовано Управление информационных технологий, а на региональном и местном уровнях – отделы информатизации и администраторы баз данных.

Проекты разрабатываются специалистами по информатизации и модернизируются по мере изменения условий функционирования налоговых органов. Для проведения этой работы на федеральном и региональном уровнях созданы вычислительные центры (ГНИВЦ и РНИВЦ), координирующие работу отделов информатизации на региональном и муниципальных уровнях. ПО этих задач является собственностью Федеральной налоговой службы РФ. Оно как изделие имеет гарантии в отношении сопровождения и развития [7].

Основными системными требованиями является создание распределенного банка данных, обеспечение безопасности информации и возможность санкционированного доступа к данным на любом объекте АИС. Основными разработчиками являются ГНИВЦ РНИВЦ в городах Нижний Новгород и Чебоксары.

ИС проектируется как открытая модульная система, состоящая из структурных подсистем по уровням, каждая из которых рассматривается также как открытая система.

Архитектура информационной системы ИС «Налог» построена в соответствии с иерархией подразделений ФНС России и представляет собой многоуровневую инфраструктуру, включающую:


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горина Е.В.

В статье рассмотрены взаимосвязи между понятием информационных систем и тем, как они применяются в налоговых органах. Определены важнейшие задачи информатизации налоговых органов, а так же цели создания и совершенствования информационных систем налоговых органов

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горина Е.В.

Текст научной работы на тему «Роль информационных систем в деятельности налоговых служб»

Горина Е. В., студентка 4 курса экономического факультета, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ

Аннотация. В статье рассмотрены взаимосвязи между понятием информационных систем и тем, как они применяются в налоговых органах. Определены важнейшие задачи информатизации налоговых органов, а так же цели создания и совершенствования информационных систем налоговых органов

Ключевые слова: автоматизированные информационные системы, налоговые органы, налогообложение, прикладные программные инструменты

Abstract. The article examines the relationship between the concept of information systems and how they apply to tax authorities. Identify the major tasks of Informatization of tax authorities, as well as the establishment and improvement of information systems of tax authorities

Keywords: automated information systems, tax authorities, taxation, applied software

Налоговая система Российской Федерации на современном этапе представляет собой сформированную систему налоговых правоотношений, свойственных государству с рыночной экономикой. [2]

Федеральная налоговая служба (ФНС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции

налоговых органов [4]. Из определения можно сказать, что основная функция налоговых органов РФ - во взимании как можно более полного налоговых платежей в условиях действующего налогового законодательства.

Для выполнения данной цели необходимо постоянное совершенствование деятельности территориальной налоговой инспекции - основной составляющей налоговой системы. На данный момент наиболее приоритетными являются следующие задачи:

• анализ экономической деятельности предприятий региона;

• выявление действительных и потенциальных неплательщиков налогов;

• разработка нормативной базы для успешного осуществления деятельности налоговых органов;

• анализ динамики налоговых платежей, создание основы для прогнозирования;

• проверка непротиворечивости действующего законодательства и выработка рекомендаций по его совершенствованию.

Можно с уверенностью сказать, что степень успешности любых мероприятия по совершенствованию деятельности налоговых органов зависит от того - насколько качественно они позволяют решать все вышеперечисленные задачи. И информатизация будет иметь большую степень важности при решении данных задач. В процессе информатизации достигается интеллектуальное обеспечение принятия решений в различных социально-экономических ситуациях и оценки динамической тяжести налогового бремени, финансовых последствий решений в системе налогообложения, инфологическая и компьютерная поддержка принятия таких решений. Оно служит необходимой поддержкой лица, принимающего решение, и является условием жизнеспособности системы.

В число важнейших задач информатизации входят также обеспечение информационной безопасности налоговых систем и учреждений, моделирование и прогнозирование информационной опасности и несанкционированного доступа к данным. Обеспечение этих функций является необходимым условием надежности и помехоустойчивости системы.

Особенностью информатизации налоговой системы РФ является то, что налоговое законодательство недостаточно устойчиво, как и методическая база деятельности

данных органов. Отчасти это вызвано постоянными структурными изменениями в системе. Именно поэтому должны существовать достаточно строгие требованию как к созданию и сопровождению автоматизированной информационной системы (АИС), так и изменению функций и добавлению новых.

АИС в налоговой деятельности есть форма организационного управления налоговыми органами на базе новых средств и методов обработки данных, а так же при внедрении новых информационных технологий.

Основная цель создания и совершенствования подобных автоматизированных информационных систем - разработка такой информационной системы, которая будет являться совокупностью всех структур налоговой системы на базе одной вычислительной системы с постепенной поэтапной интеграцией в единое информационное пространство различных административных уровней, а так же соседствующих организаций (например, суды, таможни).

Достижение данной цели позволит решить следующие задачи:

• создание прикладных программных инструментов, полностью способных решить спектр задач налоговых органов;

• создание и поддержка системы управления специализированных баз данных, а так же электронного хранилища данных;

• объединение налоговых органов при помощи телекоммуникаций, обеспечение доступа к информации каждого из них;

Однако стоит учесть, что все осложняется тем, что в различных территориальных налоговых органах порой функционируют информационные системы, разработанные на разных платформах. Платформа - совокупность взаимодействующих друг с другом аппаратных средств (электронные и механические части вычислительного устройства, входящие в состав системы или сети) и операционной системы, которая обеспечивает функционирование прикладных программ и инструментов для их создания. С точки зрения информационных технологий считается, что "платформа" соответствует "опорной" их части

По факту, использование разных систем для выполнения схожих или одинаковых функций в различных территориальных налоговых органах приводит к следующему:

• к несогласованности и отсутствию достаточной полноты данных, так как базы данных могут различаться, а использовать их содержание без специальной конвертации невозможно;

• отсутствию достаточной степени стандартизации отчетности;

• невозможности организации курсов повышения (обучения) по единой программе из-за территориальной дифференциации специалистов налоговых органов;

• отсутствию надежности обработки данных на разных уровнях из-за автономности обработки данных;

• большим затратам на поддержку и совершенствование информационных систем;

• невозможности создания единого централизованного администрирования и поддержки системы;

• отсутствию единой системы действий, которая могла бы использоваться всеми налоговыми органами для обработки необходимых документов;

Существуют определенные сложности для проектирования и разработки автоматизированных информационных систем подобного класса. Сюда можно отнести:

• наличие больших баз данных повышенной сложности;

• интеграцией в создаваемую информационную систему отдельных уже удовлетворительно функционирующих частей;

• соблюдение конфиденциальности и повышенной защиты информации;

• неустойчивостью и постоянными правками налогового законодательства и методической базы деятельности налоговой службы;

• многоуровневой структурой объектов автоматизации, их сложным распределением и связями;

Целями создания автоматизированных информационных систем налоговых органов можно назвать:

• получение необходимых данных в кратчайшие сроки о поступлении налогов и других платежей;

• уменьшение временных затрат на работу, ввод нужных данных, а так же повышение производительности труда сотрудников налоговых служб;

• обеспечение налоговых служб всех уровней полной, актуальной, достоверной и своевременной информацией о налоговом законодательстве и всех изменениях в нем;

• повышение эффективности работы налогообложения за счет повышения качества принимаемых решений;

• своевременное информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

• сокращение бумажного документооборота;

• возможность составления прогноза динамики поступления налогов;

• повышение процента достоверности данных по учету налогоплательщиков;

• повышение эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.

1) Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. проф. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 399 с.

2) Левчук К.В., Беляева Ю.С. Проблемы организации налогового контроля в Российской Федерации //Э 40 Экономика и современный менеджмент: теория и практика / Сб. ст. по материалам КТУ-ЦУ междунар. науч.-практ. конф. № 10-11 (53). Часть I. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2015. 150 с.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Содержание

Глава1. Теоретические аспекты формирования, обработки и предоставления данных в

налоговой службе…………………………………………………………………4
Особенности системы управления органами Госналогслужбы.

АИС «Налог»…………………………………………………………………. 4
Характеристика функциональных задач, решаемых в органах налоговой

службы………………………………………………………………………….8
Особенности информационного обеспечения АИС налоговой службы……12
Особенности информационных технологий, используемых в органах

Глава 2. Автоматизированная информационная система «Налог»…………………. 17

2.1 Ввод и обработка документов…………………………………………………17

2.2 Пример заполнения документа налоговой отчетности……………………. 26

Список используемой литературы…………………………………………………………32

Работа содержит 1 файл

ИС в налоговой службе.doc

• улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

• информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология в налоговой системе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой. Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, • обеспечивающих обмен информацией между системами и т.д. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д. [3, стр.320]

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это прежде всего информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. В основе создания АИС «Налог» лежит концепция жизненного цикла программных систем. На первом этапе осуществляются анализ предметной области и разработка постановки задачи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры налогового органа и разработки технического задания, для чего используются методы информационного анализа, исследования операций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационно-логических моделей системы налогообложения. Важнейшей частью создания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие: оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки, возможность функционирования в различных операционных средах, возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами, перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных технологиях и ряд других. Для реализации отдельных несложных задач могут быть использованы электронные таблицы. Существенное место в проекте занимают информационно-справочные системы, такие, как законодательные и нормативные акты по налогообложению, базы данных по общеправовым вопросам, базы данных по инструктивным и методическим материалам и т.д. Без их использования не обходится ни одно структурное подразделение налоговых органов. К системам, поддерживающим эти базы данных, можно отнести «Консультант», «Плюс», «Гарант», «Юсис» и другие подобные системы. Важным шагом на этапе технического проектирования является определение состава и структуры профессиональных баз данных, функциональный и информационный состав которых зависит от функций конкретного исполнителя. К ним можно отнести базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в различных разрезах, базы данных документов внутреннего пользования различного назначения, базы данных, содержащих письма, предложения, ответы по налоговому законодательству и т.д. Для создания таких баз могут использоваться как методы индивидуального проектирования, так и уже имеющиеся программные средства. Следующим этапом является рабочее проектирование. На этом этапе выполняются работы по созданию необходимой документации, структурированию и программированию компонентов, определенных на предыдущем этапе. Результатом рабочего проекта служит комплекс АРМ специалистов налоговых органов, комплекс баз данных пользователей, комплекс технической документации на систему. Средства, используемые на этапе рабочего проектирования, включают в себя всё многообразие программных продуктов начиная от операционных систем до языков программирования. По окончании рабочего проектирования проводится внедрение разработанного проекта. Внедрение осуществляется по методике, содержащей перечень и последовательность мероприятий, связанных с внедрением АИС, ожидаемые результаты, критические точки отказов, критические временные периоды.

В соответствии с методикой внедрения подготавливаются исходные данные для внедрения. Контрольный пример отражает реальные информационные совокупности и содержит всевозможные варианты и сочетания информационных условий каждой функциональной задачи для выявления наибольшего числа отказов. Особое внимание должно быть уделено узким местам в технологическом процессе обработки информации. По результатам внедрения составляется акт, в котором содержатся оценка полученного результата и перечень замечаний, подлежащих устранению. После устранения недостатков составляется протокол о приемке проекта и процесс проектирования заканчивается.

В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта. Это связано с тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизирован в зависимости от изменяющихся условий функционирования системы налоговой службы.

1.2Характеристика функциональных задач, решаемых

в органах налоговой службы

Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав функционального обеспечения. Так, на втором уровне можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:

• подготовка типовых отчетных форм;

• методическая, ревизионная и правовая деятельность;

• аналитическая деятельность Государственной налоговой инспекции (ГНИ);

Подсистема подготовки типовых отчетных форм связана с формированием сводных таблиц статистических показателей, характеризующих типовые виды деятельности ГНИ регионального уровня в части сбора различных видов налоговых платежей и контроля за этим процессом.

Контрольная деятельность прежде всего предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц. Государственный реестр предприятий содержит официальную регистрационную информацию о предприятиях (юридических лицах), а в реестре физических лиц хранится информация о налогоплательщиках, обязанных представлять декларацию о доходах, а также уплачивать отдельные виды налогов с физических лиц. К контрольной относится и деятельность по документальной проверке предприятий.

Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Государственной налоговой службы РФ. В этой подсистеме осуществляются сбор, обработка и анализ информации, поступающей от территориальных налоговых инспекций и касающейся правильности применения налогового законодательства.

Аналитическая деятельность ГНИ включает анализ динамики налоговых платежей всеми категориями налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документальной проверке, анализ налогового законодательства и выработка рекомендаций по его усовершенствованию, анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.

К внутриведомственным задачам относятся задачи, обеспечивающие деятельность аппарата ГНИ.

Для третьего уровня характерен свой состав функциональных подсистем:

• ведение лицевых карточек предприятий;

• анализ состояния предприятия;

• ведение нормативно-правовой документации;

• обработка документов физических лиц.

Подсистема регистрации предприятий связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам как юридическим, так и физическим лицам. При регистрации или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в Госреестр. Эти данные необходимы различным пользователям — сотрудникам ГНИ. Налоговые органы используют их как базовую информацию по каждому налогоплательщику, поэтому они должны быть занесены в компьютер и применяться в других подсистемах, например, в камеральной проверке или при ведении лицевых карточек предприятий.

Структура автоматизированной информационной системы налоговой инспекции

АИС налоговой инспекции представляет собой совокупность взаимодействующих прикладных подсистем, решающих определенные группы функциональных задач на основе оперативных баз данных и электронного хранилища данных (далее хранилище данных). Общая структура АИС налоговых органов показана на рисунке

Структура АИС налоговой инспекции

Структура АИС налоговой инспекции

Среди прикладных подсистем налоговой инспекции можно выделить две основные группы: системы оперативной обработки и системы поддержки принятия решений.

Первая группа ориентирована на ввод данных по налогоплательщикам, довольно интенсивную оперативную обработку (поиск, относительно простые запросы, свод данных и т.п.) и хранение. Данные в таких системах актуальны в течение нескольких лет. Основные требования к таким системам - высокая производительность обработки транзакций и гарантированная, скоростная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникациям.

С учетом действующего налогового законодательства Российской Федерации в АИС налоговой инспекции должны быть предусмотрены следующие основные подсистемы этой группы:

• сбор, учет и анализ регистрационной информации о налогоплательщиках (по категориям, территории, видам налогообложения, роду деятельности);
• сбор, учет и анализ финансовой отчетности налогоплательщиков;
• сбор данных, учет и анализ лицевых счетов налогоплательщиков;
• выбор предприятия для документальной проверки, сбор данных, учет, начисление платежей по результатам документальных проверок налогоплательщиков и контроль за их поступлением;
• учет поступления налогов (по категориям налогоплательщиков, территории, видам налогов, роду деятельности, банкам) на любую дату учета и анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;
• учет и контроль за контрольно-кассовыми машинами;
• формирование и анализ отчетности;
• обмен информацией с взаимодействующими организациями;
• ведение единой системы нормативно-справочной информации и классификаторов;
• информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения;
• ведение в установленном порядке делопроизводства, осуществление учета входящей и исходящей корреспонденции, контроль за исполнением поручений, формирование различных типов уведомлений налогоплательщиков и бланков документов строгой отчетности.

Вторая группа прикладных систем основана на обработке больших объемов данных из различных источников за большой период времени, сосредоточенных в электронном хранилище данных. Системы поддержки принятия решений включают средства многомерного анализа данных, статистической обработки, моделирования правил, причинно-следственного анализа и т.п.

В налоговой службе предусматриваются следующие подсистемы этой группы:

• анализ и прогнозирование налоговых платежей;
• макро- и микроимитационное моделирование;
• комплексный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций;
• выбор предприятий для документальных проверок;
• управление сбором налогов и т.п.

Хранилище данных налоговой инспекции

Хранилище данных - это предметно-ориентированная, интегрированная, зависящая от времени, устойчивая совокупность данных, используемая в системах поддержки принятия решений.

Термин «интегрированные данные» означает, что данные собираются воедино из большого числа разделенных источников, и при этом осуществляется их преобразование для выполнения стандартных соглашений о форматах и именах.

Зависимость от времени в хранилище данных другая, чем в системах оперативной обработки данных. Системы оперативной обработки содержат текущие данные, постоянно обновляемые. В налоговой системе срок актуальности таких данных - сдача годового баланса предприятиями-налогоплательщиками. В среде хранилища данных мы имеем дело с историческими данными, информация отражает состояние налогоплательщика на определенный фиксированный момент времени и обновляется не в реальном масштабе времени, а периодически (ежедневно, еженедельно и т.д.).

Оно предназначено для хранения, оперативного получения интегрированной информации по всем видам деятельности налоговой инспекции и решения на ее основе ряда актуальных задач налоговой инспекции. Кроме того, хранилище данных интегрирует информацию, имеющуюся в исходных разнородных базах данных, в единую результирующую базу данных, оптимально спроектированную для поддержки процесса принятия решений.

Данные хранилища характеризуются следующими свойствами:

предметная ориентация: данные организованы согласно предмету, а не приложению. В частности, для налоговой инспекции хранилище данных должно быть организовано по плательщикам налогов по принципу «электронного досье»;
интегрированность: в хранилище данные могут поступать из разных приложений, использующих базы данных различных структур, форматов и кодировок, которые в хранилище должны быть едины для соответствующих данных;
исторические данные: хранилище содержит данные, собранные во времени. Они используются для сравнения, выявления трендов и прогноза;
неизменяемость: данные не должны обновляться или изменяться после помещения их в хранилище, они только считы-ваются или загружаются;
большой объем и сложные взаимосвязи данных.

К основным категориям данных, которые располагаются в хранилище, относятся:

метаданные, описывающие способы извлечения информации из различных источников, методы их преобразования из различных структур и форматов и доставки в хранилище;
фактические данные (архивы), отражающие состояние предметной области в конкретные моменты времени, обеспечивающие наибольший уровень детализации;
итоговые данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов на базе фактических данных. Итоговые таблицы могут обеспечить эффективный доступ к данным больших объемов, оптимизируя их необходимую обработку при запрашивании пользователями повторяющегося суммирования одной и той же информации.

В настоящее время существует множество подходов к построению информационного хранилища, но для них всех характерны следующие ключевые этапы:

• анализ информационных потребностей подразделений налоговой инспекции;
• анализ потенциальных источников данных, составление словаря метаданных;
• определение целевых структур данных и регламентированных процедур преобразования и согласования исходной информации;
• загрузка информации в хранилище;
• выборка, обработка и предоставление данных пользователям.

При построении информационного хранилища данных налоговой инспекции (в части выбора аппаратной и программной платформ) требуется учет перечисленных ниже параметров.

• Скорость загрузки. В хранилищах необходимо обеспечить периодическую загрузку новых порций данных, укладывающихся в достаточно узкий временной интервал. Требуемая производительность процесса загрузки не должна накладывать ограничения на размер хранилища.
Технология загрузки. Загрузка новых данных в хранилище включает преобразование данных, фильтрацию, переформатирование, проверку целостности, организацию физического хранения, индексирование и обновление метаданных. Это дает возможность объединить разнородную информацию из пакетов, применяемых в инспекциях.
Управление качеством данных. В хранилище должна быть обеспечена локальная и глобальная согласованность данных. Мера качества построенного хранилища - объективность исходных данных и степень разнообразия возможных запросов.
Поддержка различных типов данных. В хранилище могут накапливаться данные не только стандартных типов, но и более сложных, таких, как текст, изображения и т.п., а также уникальных типов, определяемых разработчиками.
Скорость обработки запросов. Сложные запросы, важные для принятия ответственных решений, должны обрабатываться за секунды или минуты. Скорость обработки запроса должна зависеть от его сложности, а не от объема БД.
Масштабируемость. Хранилище данных налоговой инспекции может, достигать объема в несколько сотен гигабайт. СУБД, лежащая в основе хранилища, не должна иметь никаких архитектурных ограничений и должна поддерживать модульную и параллельную обработку, сохранять работоспособность в случае локальных аварий и иметь средства восстановления.
Обслуживание большого числа пользователей. Доступ к хранилищу данных не ограничивается узким кругом специалистов налоговой инспекции. Он должен поддерживать сотни пользователей без снижения скорости обработки запросов.
Сети хранилищ данных. СУБД должна содержать инструменты, координирующие перемещение данных между хранилищами региональных налоговых инспекций и МНС России, информационными системами таможни, МВД, прокуратуры, органов государственной власти и т.п. Пользователи должны иметь возможность обращаться к нескольким хранилищам с одной клиентской рабочей станции. Администраторы должны быть способны управлять и выполнять административные функции сети хранилищ из одного физического центра.
Администрирование. СУБД должна обеспечить контроль за приближением к ресурсным ограничениям, сообщать о затратах ресурсов и позволять устанавливать приоритеты для различных категорий пользователей или операций, а кроме того, уметь осуществлять трассировку и настройку системы на максимальную производительность. Качество построенного хранилища определяется удобством доступа к нему для конечного пользователя.
Интегрированные средства многомерного анализа. Для обеспечения высокопроизводительной аналитической обработки необходимы средства многомерных представлений, инструменты, поддерживающие удобные функции создания предварительно вычисленных суммарных показателей и автоматизирующие генерацию таких предварительно вычисленных агрегированных величин.
Средства формирования запросов. Пользователь должен иметь возможность проведения аналитических расчетов, последовательного и сравнительного анализа, а также доступ к детальным и агрегированным данным хранилища.

Состав информации в хранилище данных

Основная цель создания хранилища данных налоговой инспекции заключается в обеспечении целостного, объективного образа существующей реальности в сфере налогообложения. Для получения такого объективного представления в электронном информационном хранилище должны накапливаться сведения из всех возможных источников.

Источники данных для информационного хранилища налоговой инспекции

Источники данных для информационного хранилища налоговой инспекции

Всю поступающую информацию можно разбить по категориям.

1. Регистрационные данные юридических и физических лиц включают сведения:

• идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
• местонахождение налогоплательщика;
• расчетные счета;
• учредители;
• виды деятельности;
• уставный капитал и т.д.

Информация поступает от юридических и физических лиц при постановке их на учет, регистрационной и лицензионной палат.

2. Информация об имущественном состояния налогоплательщиков, включающая в себя следующие сведения:

• о владении недвижимостью;
• о землепользовании;
• об аренде объектов недвижимости и о предоставлении их в аренду;
• об основных производственных фондах предприятий;
• о владении транспортными средствами;
• о приобретенной собственности за рубежом и т.д.

Информация поступает в налоговую службу от юридических и физических лиц, регистрационной палаты, БТИ, ГБДД и т.д.

3. Информация о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, включающая сведения:

• о ведении внешнеэкономической деятельности;
• о налоговой отчетности налогоплательщиков;
• об акционировании (приватизации) и ведении операций с ценными бумагами;
• о доходах граждан;
• о нарушениях налогового законодательства и т.д.

Эти сведения поступают от юридических и физических лиц. Государственного таможенного комитета, Министерства внутренних дел и т.д.

4. Информация о расчетно-платежной деятельности налогоплательщиков, включающая в себя сведения:

• о всех видах счетов налогоплательщиков в банках и иных кредитных учреждениях;
• об использовании счетов для ведения безналичных расчетов;
• о нарушениях наличноденежного обращения;
• об операциях граждан свыше 10 тыс. долл. США;
• об отчетности налогоплательщиков.

Сведения поступают от банков России в соответствии с существующим законодательством, от юридических и физических лиц.

5. Результаты деятельности налоговой инспекции, включающие в себя сведения:

• акты завершенных документальных проверок;
• о нарушениях налогового законодательства;
• о контрагентах нарушений налогового законодательства;
• об административных нарушениях.

Сведения поступают из соответствующих подразделений налоговой инспекции.

6. Нормативно-справочная информация, включающая сведения:

• о состоянии налогового законодательства на любой промежуток времени;
• классификаторы, справочники;
• общеэкономические показатели и т.д.

Информация поступает от органов государственного управления, Госкомстата. Информация такого рода необходима для учета особенностей налогообложения при аналитической обработке данных за длительный интервал времени.

На основе этих сведений возможно выявление нарушителей налогового законодательства посредством перекрестной обработки информации, накапливаемой в хранилище данных (как информации самой налоговой инспекции, так и получаемой из сторонних организаций - банков. Министерства внутренних дел РФ, Государственного таможенного комитета, ГБДД, лицензионной и регистрационной палат и т. д.); планирование контрольной работы налоговой инспекции, проведение анализа и прогнозирования налоговых поступлений, проведение макро- и микроимитационного моделирования, а также выполняются работы по исполнению запросов, поступающих от региональных, территориальных подразделений налоговой инспекции, а также от государственных органов управления.

От того, как спроектировано хранилище данных налоговой инспекции, от того, насколько гибкой является СУБД, во многом будет зависеть, насколько легко и удобно будет сопровождать систему. Словарь данных должен содержать полное описание всех элементов данных, входящих в систему, а сама конструкция базы данных должна быть графически описана с помощью средств моделирования связей между сущностями или объектами. При использовании CASE-средств рекомендуется любые изменения в структуре хранилища данных вносить только через соответствующее CASE-средство.

Читайте также: