Структура министерства по налогам и сборам республики беларусь

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговая служба РБ – это совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.

Общее управление налогами в РБ возложено на парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику.

Оперативное управление процессом налогообложения в РБ возложено на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством.

На Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь возлагаются следующие функции:

· контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет всех обязательных платежей;

· подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства;

· участие совместно с Министерством финансов в разработке налоговой политики и налогового законодательства государства;

· постоянный мониторинг процесса издания различными ведомствами нормативных документов о налогообложении;

· разработка форм налоговых расчётов, отчётов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Налоговые инспекции имеют право:

1. Получать от плательщика необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, пошлин документы, иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика.

2. Вызывать в налоговые органы плательщиков, а также других лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщиков, в отношении которых проводится налоговая проверка.

3. Заявлять ходатайства о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей.

4. В порядке, установленном законодательством, направлять в суд иски о признании осуществляемой плательщиком деятельности незаконной в случае нарушения установленного порядка ее осуществления; о взыскании налога, сбора, пошлины, пени за счет имущества плательщика; о банкротстве плательщика; другие иски, предусмотренные законодательством.

5. Получать от других государственных органов, организаций и физических лиц необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы.

6. При проведении налоговой проверки проверять документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов, пошлин.

7. Взыскивать неуплаченные суммы налогов, сборов, пошлин, пеней.

8. Приостанавливать операции плательщиков по их счетам в банках.

9. Назначать инвентаризацию имущества плательщика.

10. Другие права предусмотренные законодательством.

Налоговые инспекции обязаны:

1. Действовать в строгом соответствии с законодательством.

2. Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов, пошлин, пеней.

3. Вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков.

4. Издавать нормативные правовые акты о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов, пошлин, а также информировать в пределах своей компетенции плательщиков по их запросам.

5. В порядке, установленном налоговым законодательством, проводить налоговые проверки.

6. Требовать от плательщиков устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать исполнение этих требований.

7. Осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пошлин, пеней и процентов по ним.

8. Передавать (вручать) плательщику свои решения в отношении этих лиц в установленные налоговым законодательством сроки.

9. Соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках.

10. Принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о нарушениях налогового законодательства и осуществлять в установленном порядке их проверку.

11. Передавать правоохранительным органам в соответствии с их компетенцией материалы по фактам нарушений законодательства, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

12. Отменять не соответствующие законодательству решения нижестоящих налоговых органов.

13. Выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, который проводит государственную политику и осуществляет регулирование и управление в сфере налогообложения.

Для реализации полномочий Министерства по налогам и сборам созданы инспекции МНС по областям и г. Минску.

Основные задачи МНС:

  • Контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность исчисления, своевременность и полнота уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет;
  • Контроль за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, спиртосодержащей продукции и табачных изделий;
  • Контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства в этой сфере;
  • Учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
  • Предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства.

Телефон справочной службы налоговых органов для разъяснения налогового законодательства, горячая линия: 189, 8 (017) 229-79-79

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь

Адрес: 220010, г. Минск, ул. Советская, 9

Телефон: 8 (017) 229-79-72

Электронная почта: gnk@mail.belpak.by

График работы:

пн. – пт.: 9.00 - 18.00
обеденный перерыв: 13.00 - 14.00
сб.,вс. - выходной

Инспекция МНС Республики Беларусь

Адрес: 220030, г. Минск, ул. Мясникова, 29

Телефон: 8 (017) 229-26-92 ; факс: 8 (017) 220-25-30, 8 (017) 220-25-81

Электронная почта: imns101@nalog.gov.by (не для направления электронных обращений)

График работы:

пн. - чт.: 8.45 - 18.00
пт.: 8.45- 16.45
обеденный перерыв: 13.00 - 14.00;
сб.,вс. - выходной

Инспекция МНС по Заводскому району

Адрес: 220102, г. Минск, ул. Мичурина, 7

Телефон: 8 (017) 389-07-58

Электронная почта: imns102@nalog.gov.by

График работы:

пн. - чт.: 8.45 - 18.00
пт.: 8.45 - 16.45
обеденный перерыв: 13.00 до 14.00.
сб.,вс. - выходной

Инспекция МНС по Ленинскому району

Адрес: 220033, г.Минск, ул. Аранская, 9

Телефон: 8 (017) 215-78-00

Электронная почта: imns103@nalog.gov.by

График работы:

пн. - чт.: 8.45 - 18.00
пт.: 8.45 - 16.45
обеденный перерыв: 13.00 до 14.00
сб.,вс. - выходной

Инспекция МНС по Московскому району

Адрес: 220036, г. Минск, ул. Р. Люксембург, 183

Телефон: 8 (017) 209-20-91

Электронная почта: imns104@nalog.gov.by

График работы:

пн. - чт.: 8.45 - 18.00
пт.: 8.45 - 16.45
обеденный перерыв: 13.00 до 14.00
сб.,вс. - выходной

Инспекция МНС по Октябрьскому району

Адрес: 220039, г.Минск, ул.Чкалова, 6

Телефон: 8 (017) 213-10-44

Электронная почта: imns105@nalog.gov.by

График работы:

пн. - чт.: 8.45 - 18.00
пт.: 8.45 - 16.45
обеденный перерыв: 13.00 до 14.00
сб.,вс. - выходной

Инспекция МНС по Партизанскому району

Адрес: 220037, г. Минск, ул. Фроликова, 9

Телефон: 8 (017) 375-72-92

Электронная почта: imns106@nalog.gov.by

График работы:

пн. - чт.: 8.45 - 18.00
пт.: 8.45 - 16.45
обеденный перерыв: 13.00 до 14.00
сб.,вс. - выходной

Инспекция МНС по Первомайскому району

Адрес: 220090, г. Минск, ул. Седых, 12

Телефон: 8 (017) 361-41-43, 320-44-91, 240-52-43

Электронная почта: imns107@nalog.gov.by

График работы:

пн. - чт.: 8.45 - 18.00
пт.: 8.45 - 16.45
обеденный перерыв: 13.00 до 14.00
сб.,вс. - выходной

Инспекция МНС по Советскому району

Адрес: 220013, г. Минск, ул. Я. Коласа, 19

Телефон: 8 (017) 318 11 73

Электронная почта: imns108@nalog.gov.by

График работы:

пн. - чт.: 8.45 - 18.00
пт.: 8.45 - 16.45
обеденный перерыв: 13.00 до 14.00.
сб.,вс. - выходной

Инспекция МНС по Фрунзенскому району №1

Адрес: 220018, г. Минск, ул. Якубовского, 54а

Телефон: 8 (017) 363-55-64

Электронная почта: imns112@nalog.gov.by

График работы:

пн. - чт.: 8.45 - 18.00
пт.: 8.45 - 16.45
обеденный перерыв: 13.00 до 14.00
сб.,вс. - выходной

Инспекция МНС по Фрунзенскому району №2

Адрес: 220015, г. Минск, пр-т Пушкина, 11

Телефон: 8 (017) 207-16-78

Электронная почта: imns109@nalog.gov.by

График работы:

пн. - чт.: 8.45 - 18.00
пт.: 8.45 - 16.45
обеденный перерыв: 13.00 до 14.00
сб.,вс. - выходной

Инспекция МНС по Центральному району

Адрес: 220005, г. Минск, пр. Машерова, 7

Телефон: 8 (017) 378-67-70, 250-56-43

Электронная почта: imns111@nalog.gov.by

График работы:

пн. - чт.: 8.45 - 18.00
пт.: 8.45 - 16.45
обеденный перерыв: 13.00 до 14.00
сб.,вс. - выходной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение особенностей системы налоговых органов Республики Беларуси, их функций и значения.
Объектом исследования курсовой работы является система налоговых органов Республики Беларусь, а предметом исследования являются налоговые органы страны как целостная система государственных органов, созданных для взимания налогов, пошлин и сборов с целью создания общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Задачами исследования являются:
1. Изучить историю развития и виды налоговых органов Республики Беларусь.
2. Рассмотреть правовой статус, функции и значение налоговых органов Республики Беларусь.
3. Охарактеризовать общее и оперативное управление налогами в Республике Беларусь.
4. Изучить права налоговых органов и их должностных лиц в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………….5
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………13
2.1 Общее управление налогами………………………………………13
2.2 Оперативное управление процессами налогообложения ……….18
ГЛАВА 3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………26
3.1 Права налоговых органов и их должностных лиц……………….26
3.2 Обязанности налоговых органов и их должностных лиц ………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 37

Вложенные файлы: 1 файл

Система налоговых органов.doc

ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……… ………………………………………….5

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС, ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………13

2.1 Общее управление налогами………………………………………13

2.2 Оперативное управление процессами налогообложения ……….18

ГЛАВА 3 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………26

3.1 Права налоговых органов и их должностных лиц……………….26

3.2 Обязанности налоговых органов и их должностных лиц ………29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. 37

Курсовая работа 37 с., 2 рис., 16 источников.

СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ИХ ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ

Цель курсовой работы - изучение особенностей системы налоговых органов Республики Беларуси, их функций и значения.

В процессе работы изучена история создания налоговых органов, их функции и значение, права и обязанности.

Элементами научной новизны полученных результатов являются: направления реформирования налоговой системы.

Приведенный в работе историческо-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

_________________________ (подпись студента)

Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992 года. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в странах политической и экономической обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере.

Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы.

Налоговая служба Республики Беларусь это совокупность специальных государственных органов, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере.

Теория налогообложения – это научно-практическое и экономико-правовое обоснование сущности понятия «налог», включающее в себя одновременное исследование налога в качестве объективной экономической категории и в качестве конкретной формы налоговых взаимоотношений налогоплательщиков с государством.

Налоговое устройство предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего ее реформирования.

Актуальность данной курсовой работы объясняется тем, что изучение истории создания налоговых органов Республики Беларусь, их функций и значения позволяет глубже понять их суть, предназначение, необходимость существования.

Цель курсовой работы - изучение особенностей системы налоговых органов Республики Беларуси, их функций и значения.

Объектом исследования курсовой работы является система налоговых органов Республики Беларусь, а предметом исследования являются налоговые органы страны как целостная система государственных органов, созданных для взимания налогов, пошлин и сборов с целью создания общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Задачами исследования являются:

1. Изучить историю развития и виды налоговых органов Республики Беларусь.

2. Рассмотреть правовой статус, функции и значение налоговых органов Республики Беларусь.

3. Охарактеризовать общее и оперативное управление налогами в Республике Беларусь.

4. Изучить права налоговых органов и их должностных лиц в Республике Беларусь.

5. Рассмотреть обязанности налоговых органов и их должностных лиц в Республике Беларусь

Анализируя теоретические аспекты работы, следует отметить, что система налоговых органов Республики Беларусь достаточно подробно рассмотрена в Налоговом кодексе Республики Беларусь, иных нормативно- правовых актах и литературных источниках, среди которых наиболее значимое место имеют работы таких авторов, таких авторов, как В.А. Гюрджан А.А. Савицкий, А. А. Брызгалина, Т. Ф. Юткина, Е. Н Евстигнеева, Т. И. Василевская и другие.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Постановлением Временного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии от 7 января 1919 года учрежден Комиссариат финансов республики, реорганизованный по решению 1 съезда Советов в феврале 1919 года в Народный комиссариат финансов БССР.

С образованием Литовско-Белорусской ССР Народный комиссариат финансов БССР в марте 1919 года ликвидируется, его функции передаются Народному комиссариату финансов Литовско-Белорусской ССР. В 1920 году создается отдел финансов Минского губернского революционного комитета, который с 1 августа 1920 года переименовывается в Отдел финансов Военного революционного комитета БССР, а с 26 августа в Комиссариат финансов Военного революционного комитета БССР.

В соответствии с принятыми II съездом Советов БССР дополнениями к Конституции Белорусской ССР Комиссариат финансов Военного революционного комитета БССР стал называться Народным комиссариатом финансов Белорусской ССР.

Народный комиссариат финансов Белорусской ССР в этот период деятельности руководил организацией финансовых учреждений на местах, рассматривал представленные наркоматами сметы расходов, выявлял бескредитные расходы, разассигнование и перевод кредитов, контролировал деятельность сметно-расчетных и кассовых учреждений, проводил налоговую политику в республике. Для осуществления функций по проведению налоговой политики в наркомате было создано налоговое управление.

3 ноября 1924 года III сессия ЦИК БССР 6-го созыва на основании ст. 67 Конституции СССР и согласно Конституции БССР утвердила Положение о Народном комиссариате финансов БССР. В соответствии с этим Положением Народный комиссариат финансов БССР являлся органом Народного комиссариата финансов СССР и подчинялся непосредственно ЦИК БССР, его президиуму, СНК и Экономическому совещанию БССР. Во главе наркомата стоял нарком, избираемый ЦИК БССР. Местными органами Народного комиссариата финансов БССР были окружные финансовые отделы, финансово-налоговые части райисполкомов и приписные приходно-расходные кассы.

Президиум ЦИК БССР постановил 30 ноября 1924 года ликвидировать Управление уполномоченного Наркомата финансов РСФСР. Положение ввело новую структуру наркомата в составе управлений: общего, бюджетного, налогового, государственных доходов, местных финансов и финансово-контрольного, валютного отдела и финансово-экономического бюро. Кроме того в соответствии с этим постановлением Народный комиссариат финансов БССР часть своих функций передал финансовым отделам окружных исполкомов, Белорусской конторе Госбанка и т.д. В их ведение перешли функции по надзору и контролю за низовым звеном финансовых учреждений, по составлению окружных бюджетов, ревизионной работе в области налогов и т.д.

В 1937 году вводится должность главного контролера-ревизора ревизионного управления Народного комиссариата финансов СССР по БССР, отделы реорганизуются в управления, а в 1939 году организована Главная бухгалтерия по учету выполнения республиканского и местного бюджетов.

В июне 1941 года в связи с немецко-фашистской оккупацией Белоруссии Народный комиссариат финансов БССР прекратил свою деятельность. В начале 1942 года в Москве была создана оперативная группа Народного комиссариата финансов БССР в составе 5, а затем 8 человек, которая осуществляла розыск и учет работников финансовых органов, эвакуировавшихся из БССР. 11 ноября 1943 года Совнарком БССР утвердил структуру наркомата в составе: бюджетного управления, управления финансирования народного хозяйства, управления налогов и сборов, управления государственных доходов, управления по штатам, 1-го управления, управления кадров и учебных заведений, бухгалтерии по бюджету, секретариата и административно-хозяйственного управления.

С освобождением территории Белоруссии в декабре 1943 года Наркомат финансов перемещается в г. Гомель, а в июле 1944 года в г. Минск. В Минске Народный комиссариат финансов БССР развернул свою деятельность в составе: бюджетного управления, отдела центральной бухгалтерии, управления налогов и сборов; управления государственных доходов, штатного управления; отдела финансирования промышленности, торговли и кооперации; отдела финансирования сельского, лесного и водного хозяйства; отдела финансирования коммунально-жилищного, дорожного хозяйства, автотранспорта и связи; отдела финансирования культуры и здравоохранения; отдела кадров и подготовки кадров; отдела спецработ; административно-хозяйственного отдела.

В соответствии с законом “О преобразовании Совета народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов народных комиссаров союзных республик и автономных республик в Советы Министров” Указом Президиума Верховного Совета БССР от 26 марта 1946 года Народный комиссариат финансов БССР был преобразован в Министерство финансов БССР.

В 1956 году управление налогов и сборов переименовано в управление налогов и заготовок, а в 1959 году оно было объединено с управлением государственных доходов [8, с. 17].

В мае 1990 года в целях совершенствования системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, повышения ответственности предприятий, организаций и населения за выполнением налоговых обязательств в соответствии с постановлением Совета Министров от 02.04.1990 №78 в системе Министерства финансов БССР создана государственная налоговая служба в составе: Главной государственной инспекции Министерства финансов БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.

Единая централизованная система налоговых органов Республики Беларусь существует с 1991 года.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.1992 №485 «Вопросы укрепления налоговой службы» в Главной государственной налоговой инспекции создано управление налоговых расследований и соответствующие подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек.

В 1994 году согласно Указу Президента Республики Беларусь от 17.10.1994 №150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов была выделена из состава министерства и преобразована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств.

В 1997 году Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошёл в систему республиканских органов государственного управления, подчинённых Правительству Республики Беларусь.

В 1998 году Главное управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета, преобразовано в Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь.

Начиная с 1999 года при Государственном налоговом комитете Республики Беларусь действует Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий.

Согласно Указа Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 №516 Государственный налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и табачных изделий при Государственном налоговом комитете в департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам без прав юридического лица. C 16 августа 2004 г. департамент преобразован в управление контроля за подакцизными товарами главного управления организации контрольной деятельности.

Деятельность государственной налоговой службы в республике регламентируется Законом Республики Беларусь от 2 февраля 1994 г. «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 №1592 и Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС Республики Беларусь от 28.12.2001 №136. Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек [9, с. 322].

Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

1 этап: Государственная налоговая служба в республике создана постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 № 78 в системе Министерства финансов БССР в составе — Главная государственная налоговая инспекция Минфина БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.

2 этап: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.1992 № 485 «Вопросы укрепления налоговой службы» в Главной государственной налоговой инспекции создано управление налоговых расследований и соответствующие подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек.

3 этап: Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.1994 № 150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств.

4 этап: Указом Президента Республики Беларусь от 11.01.1997 № 30 Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошёл в систему республиканских органов государственного управления, подчинённых Правительству Республики Беларусь.

5 этап: Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.1998 № 71 Главное управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета, преобразовано в Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь.

6 этап: Указом Президента Республики Беларусь от 03.08.1999 № 456 при Государственном налоговом комитете Республики Беларусь создан Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий.

7 этап: Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 № 516 Государственный налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий при Государственном налоговом комитете в департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам без прав юридического лица.

C 16 августа 2004 г. департамент преобразован в управление контроля за подакцизными товарами главного управления организации контрольной деятельности. В 2009 году было создано главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий.

Деятельность налоговых органов в республике регламентируется:

- Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»,

- Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь,

- Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС от 28.12.2001 № 136 (в редакции постановления МНС от 19.03.2010 № 17).

Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек.

Численность налоговых органов республики по состоянию на 01.04.2010 составляет 9860 человек, в том числе центрального аппарата министерства – 196 человек. В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г.Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах.

Структурными подразделениями являются:

- Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения

- Главное управление методологии налогообложения организаций

- Главное управление налогообложения физических лиц

- Главное управление международного налогового сотрудничества

- Главное управление учета налогов и ведомственного контроля

- Главное управление информационных технологий

- Главное управление организации контрольной деятельности

- Главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий

- Управление организационно-кадровой политики

- Управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности

- Управление собственной безопасности и спецработы

- Отдел информационно-разъяснительной работы.

Правовой статус Министерства по налогам и сборам определяется Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 г. № 1591, с изм. и доп.: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2007 г. № 1498 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 278, 5/26147).

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий (далее - алкогольной продукции и табачных изделий), оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

В структуру МНС входят главные управления, управления, отделы.

МНС осуществляет руководство деятельностью инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г.Минску, районам, городам (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева), районам в городах (далее - инспекции МНС).

В систему МНС входят инспекции МНС, а также государственные организации, подчиненные МНС, согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь. МНС и инспекции МНС образуют систему налоговых органов.

Основными задачами МНС в соответствии с пунктом 4 указанного положения являются:

1. осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее - налоги), пеней, штрафов (далее - иные обязательные платежи) в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (далее - бюджет);

2. осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;

3. учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

4. разработка предложений по упрощению налоговой системы, в том числе совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов, упрощению порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений по совершенствованию налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;

5. осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

Согласно пункту 5 указанного положения МНС в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1. контроль за соблюдением налогового законодательства;

2. организует деятельность инспекций МНС по:

· контролю за правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также обеспечению взыскания неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

· контролю за соблюдением порядка декларирования физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, в том числе за полнотой и достоверностью сведений, указанных в декларациях о доходах и имуществе, а также об источниках денежных средств;

· ведению Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими, Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

· контролю за соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);

· регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров (за исключением кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых в своей деятельности Национальным банком, банками), применяемых для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг);

· осуществлению функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

3. подготавливает предложения по совершенствованию государственной политики в области производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;

4. изучает и анализирует складывающуюся ситуацию на рынке алкогольной продукции и табачных изделий, вырабатывает предложения по вопросам усиления государственного контроля и регулирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий, координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по этим вопросам;

5. осуществляет государственный контроль за:

· производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;

· декларированием юридическими лицами объемов производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий, индивидуальными предпринимателями объемов оптовой торговли табачных изделий;

· соблюдением юридическими лицами, осуществляющими производство алкогольной продукции и табачных изделий, установленных норм расхода сырья и материалов на единицу готовой продукции, порядка ввоза в Республику Беларусь и реализации на ее территории алкогольной продукции и табачных изделий зарубежного производства;

· состоянием спиртоприемного и спиртоизмерительного оборудования, спиртохранилищ;

· соблюдением установленного порядка выдачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, на осуществление розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия), лицензий на импорт алкогольной продукции, экспорт алкогольной продукции;

6. заявляет ходатайства о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

7. осуществляет в пределах своей компетенции контроль за использованием акцизных марок для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий, специальных марок, предназначенных для маркировки алкогольных напитков;

8. ведет баланс производства и оборота на внутреннем рынке алкогольной продукции и табачных изделий;

9. осуществляет в соответствии с законодательством контроль за:

10. игорным бизнесом и соблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;

Согласно пункту 6 указанного положения МНС имеет право:

1. получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления и уплаты налогов документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);

2. вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится налоговая проверка;

3. при проведении налоговой проверки проверять у должностных лиц организаций и физических лиц удостоверяющие личность документы, бухгалтерские книги и другие реестры учета, статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, счета и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и другое имущество, а также в порядке, установленном законодательством, производить личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;

4. запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию в установленном законодательством порядке;

5. доступа при проведении налоговой проверки на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном законодательством;

6. при осуществлении контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий и предъявлении служебного удостоверения свободно входить и с участием собственника (его представителя либо уполномоченного им лица) производить в соответствии с законодательством обследование принадлежащих организациям и физическим лицам любых производственных, складских, торговых и иных помещений, которые используются и могут использоваться для извлечения доходов;

7. взыскивать в установленном порядке:

· неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней, штрафов;

· денежные средства, полученные от реализации имущества, обращенного в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, наложенных штрафов, а также подлежащие перечислению в бюджет за полученное для собственного либо иного использования имущество, не внесенные в установленные сроки в доход республиканского и (или) местного бюджетов;

· возмещенные расходы по хранению, проведению обязательной сертификации, экспертной оценки, государственной санитарно-гигиенической и иных видов экспертиз, транспортные расходы по доставке к месту хранения и (или) реализации имущества должника, не реализованного и подлежащего возврату;

8. приостанавливать в случаях, установленных законодательством, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях;

Согласно пункту 8 указанного положения министр по налогам и сборам:

1. руководит деятельностью МНС, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МНС задач и функций, за состояние дел в руководимой им сфере государственного управления;

2. информирует Совет Министров Республики Беларусь об основных направлениях деятельности налоговых органов и о всех важнейших его решениях;

3. распределяет обязанности между заместителями Министра;

4. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата МНС в пределах установленной численности работников и расходов на его содержание;

5. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата МНС, а также уставы государственных организаций, подчиненных МНС;

Читайте также: