Стратегия развития налоговых органов республики беларусь на 2016 2020 годы

Опубликовано: 30.04.2024


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Иванович, Макаревич Наталья Александровна

В работе проводится комплексный анализ налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь. На примере данных налоговых доходов Республики Беларусь за последние годы исследуется динамика изменения этих показателей.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Иванович, Макаревич Наталья Александровна

Текст научной работы на тему «Особенности современной налоговой системы и фискальной политики в РБ»

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РБ

Лепешев Дмитрий Иванович, старший преподаватель (e-mail: lepeshev@bk.ru) Макаревич Наталья Александровна, студент

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь

В работе проводится комплексный анализ налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь. На примере данных налоговых доходов Республики Беларусь за последние годы исследуется динамика изменения этих показателей.

Ключевые слова: налог, налогообложение, налоговая система, фискальная политика.

За последние годы белорусская налоговая система претерпела существенные изменения в ходе проведения реформ, направленных на сокращение количества налоговых платежей, снижение налоговой нагрузки и оптимизацию процедуры взимания налогов. В деятельности налоговых органов используются современные информационные технологии, применяются прогрессивные формы и методы, позволяющие упростить процедуры налогового администрирования и создать комфортные условия взаимодействия с плательщиками [1, с. 6].

За 2017 г. налоговые доходы составили 222,8 трлн. руб. (сумма указана без учета деноминации), или 83,6 % доходов консолидированного бюджета республики. По сравнению с 2016 г. их доля сократилась на 2,6 процентного пункта в связи с более высоким темпом роста доходов консолидированного бюджета (темп роста в сопоставимых ценах— 104,3 %) по отношению к динамике налоговых доходов (темп роста— 101,3 %). В 2017 г. величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 25,6 % в ВВП и по сравнению с 2016 г. увеличилась на 1,3 процентного пункта, что обусловлено опережающей динамикой темпа роста налоговых доходов по отношению к росту ВВП (темп роста — 96,1 %) [2, с. 14].

Уровень налоговой нагрузки в 2016 году прирос по сравнению с 2015 годом за счет налогов на товары (работы, услуги) (+0,7 п.п.), налогов на доходы и прибыль (+0,3 п.п.), а также налогов на собственность (+0,3 п.п.). Вместе с тем снизились налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (-0,8 п.п.).

Наиболее значительный рост произошел по группе налогов на товары (работы, услуги), которая считается самой многочисленной среди других групп и занимает в структуре налоговых доходов свыше 49 %.

За 2016 г. налоговые доходы (с учетом таможенных платежей) составили 23,9 млрд. руб. (сумма указана с учетом деноминации), или 83,6 % доходов консолидированного бюджета республики. По сравнению с 2015 г. их доля осталась неизменной, так как динамика темпов роста доходов консолидированного бюджета и налоговых доходов в сопоставимых ценах сложилась практически на одном уровне — соответственно 99,4 % и 99,3 %. В 2016 г. величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь составила 25,3 % в ВВП и по сравнению с 2015 г. увеличилась на 0,5 процентного пункта, что обусловлено опережающей динамикой темпа роста налоговых доходов по отношению к росту ВВП (темп роста — 97,4 %) [3, с. 15].

Налоги на товары (работы, услуги) включают налоги от выручки от реализации товаров (работ, услуг), налоги на отдельные товары (продукцию), налоги и сборы на отдельные виды деятельности, сборы за пользование товарами (разрешения на их использование), осуществление деятельности.

Рисунок 1 - Структура налогов на товары (работы, услуги) за 2016 год

Темп роста поступлений НДС в 2016 г. составил 89,4 %, удельный вес в ВВП снизился с 9 % до 8,4 %.

Основой низкого темпа роста является сокращение на 11 % поступлений НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, по сравнению с 2014 г. в связи с уменьшением в 2015 г. объема импорта товаров из государств - членов Евразийского экономического союза и других стран. По другим налогам, включенным в указанную группу доходов, несмотря на сокращение поступлений, показатели их удельного веса в ВВП по сравнению с 2014 г. остались неизменными.

Налоги от выручки и реализации товаров (работ, услуг)

Сборы за пользование товарами, осуществление деятельности

Налоги и сборы на отдельные виды деятельности

Таблица 1 - Структура налогов от выручки от реализации товаров _(работ, услуг) и их удельный вес в ВВП в 2015-2016 годах._

Наименование платежа П оступления Удельный вес в % к ВВП

млн. руб. темп роста к 2015 г. в % к общей сумме 2015 г. 2016 г. отклонение, (+/-), п. п.

Всего налогов от выручки от реализации товаров, в том числе: 8 837,8 104,6% 100 8,7 9,4 0,7

НДС 8235,0 105,1% 93,2 8,1 8,7 0,6

налог при УСН 424,7 100,1% 4,8 0,4 0,5 0,1

единый налог для производителей с/х продукции 91,6 101,1% 1,0 0,1 0,1 -

единый налог с ИП и иных физ. лиц 86,5 88,9% 1,0 0,1 0,1 -

Как видно из таблицы 1, на протяжении нескольких последних лет структура налогов от выручки от реализации товаров (работ, услуг) и их удельный вес меняется незначительно, что говорит о формировании в Республике Беларусь стабильной и устойчивой бюджетно-налоговой политики. Определенный вклад в величину налоговой нагрузки (+0,1 п.п.) внесла группа налогов на отдельные товары (продукцию), которыми сформировано 18,6 % всех налогов на товары (работы, услуги). В состав этих налогов входят акцизы, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями, производящими подакцизную продукцию, ввозящими на территорию Республики Беларусь и (или) реализующими ввезенные на территорию нашей страны подакцизные товары, а также плата за акцизные марки. Снижение акцизов на алкогольные изделия в 2016 г. произошло из-за сокращения в среднем на 10 % ставок акцизов, уменьшения объемов производства и отгрузки отдельных групп алкогольных напитков.

Сокращение удельного веса в ВВП по указанной группе непосредственно связано с падением доли акцизов на автомобильное топливо, за счет которых сформировано более четверти всех налогов на отдельные товары (продукцию). Основная причина сложившейся динамики (-0,5 п.п., темп роста — 54,1 %) заключается в уменьшении в 2015 г. по сравнению с предыдущим годом размера ставок акцизов на бензин и дизельное топливо, а также сокращении в среднем на 24 % объемов реализации нефтепродуктов на территории Республики Беларусь.

Показатели удельного веса в ВВП по другим группам акцизов не изменились, несмотря на снижение поступлений по сравнению с 2014 г. в результате падения объемов реализации алкогольных напитков в среднем на 18 %, пива — на 5 %, табачных изделий — почти на 2 %.

Таблица 2 - Структура налогов на отдельные товары _(продукцию) и их удельный вес в ВВП в 2015-2016 годах_

Поступления Удельный вес в % к ВВП

Наименование платежа млн. рублей темп роста к 2015 г. в % к общей сумме 2015 г. 2016 г. отклонение, (+/-), п. п.

Всего налогов на

отдельные товары (продукцию) в том числе: 2185,6 104,3% 100 2,2 2,3 0,1

акцизы на алкогольные изделия 742,8 89,9% 34,0 0,9 0,8 -0,1

акцизы на автомобильное топ- 665,0 125,2% 30,4 0,6 0,7 0,1

акцизы на табачные изделия 571,5 109,7% 26,2 0,5 0,6 0,1

акцизы на пиво 151,9 93,7% 6,9 0,2 0,2 —

плата за приобретение акцизных 43,2 96,0% 2,0 0,04 0,04 _

акцизы на масла моторные 11,2 107,7% 0,5 0,01 0,01 —

Более четверти налоговых доходов сформировано группой налогов на доходы и прибыль, в состав которой включены налоги, взимаемые с доходов физических лиц и с прибыли (доходов) организаций от осуществления предпринимательской деятельности. Их удельный вес в ВВП в 2016 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 0,3 процентного пункта и составил 7 %.

Более четверти налоговых доходов сформировано группой налогов на доходы и прибыль, в состав которой включены налоги, взимаемые с доходов физических лиц и с прибыли (доходов) организаций от осуществления предпринимательской деятельности. Их удельный вес в ВВП в 2015 г. вырос по сравнению с предыдущим годом на 0,1 процентного пунктами составил 7 %. В структуре этой группы платежей доминирующее место занимает подоходный налог с физических лиц — более 60 %.

Несмотря на замедление темпа роста поступлений подоходного налога с физических лиц (99,1 %), его доля в ВВП в 2016 г. увеличилась на 0,2 процентного пункта за счет более низкого темпа роста ВВП (96,1 %). Увели-

чение с 2015 г. основной ставки подоходного налога с физических лиц с 12 % до 13 % не смогло компенсировать замедления роста поступлений, связанного со снижением среднемесячной заработной платы и среднесписочной численности работников. Несмотря на отрицательную динамику поступлений подоходного налога (98,7 %), его доля в ВВП в 2016 г. увеличилась на 0,1 процентного пункта за счет более низкого темпа роста ВВП (97,4 %). Замедление роста поступлений связано может быть связано с сокращением фонда заработной платы.

Почти 36 % всех налогов на доходы и прибыль сформировано за счет налога на прибыль, темп роста которого составил 98,8 %, удельный вес в ВВП вырос на 0,1 процентного пункта. Необеспечение положительной динамики поступлений налога на прибыль связано с ухудшением финансового состояния ряда крупных плательщиков (например, рост числа убыточных организаций). Определенный вклад в увеличение налоговой нагрузки на экономику (+0,3 п.п.) внесла группа налогов на собственность, в состав которых включены налоги, взимаемые с имущества, находящегося в собственности организаций и физических лиц. Темп роста поступлений этой группы составил 119,7 %, а удельный вес в ВВП — 1,7 %.

Положительная динамика имущественных налогов связана с:

1) увеличением ставок налогов в отношении неиспользуемого и неэффективно используемого имущества;

2) увеличением ставок налога на недвижимость, уплачиваемого физическими лицами со второй и последующих квартир, находящихся в их собственности;

3) увеличение ставок земельного налога по земельным участкам, на которых расположены рынки, торговые центры (комплексы).

Снижение величины налоговой нагрузки на экономику в 2016 году произошло только по группе налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, поступления которых сократился почти на 20 %, а удельный вес в ВВП — с 4,4 до 3,6 %. Основная причина такой динамики — сокращение ввозных и вывозных таможенных пошлин, уменьшения объемов поставки российской нефти в Республику Беларусь, сокращение объемов экспорта калийных удобрений [4, с. 73, 74].

Таким образом, в 2016 году, несмотря на увеличение удельного веса в ВВП таких групп налоговых доходов как налоги на товары и услуги, налоги на доходы и прибыль, налоги на собственность в совокупности на 1,3 процентного пункта, в целом налоговая нагрузка на экономику выросла на 0,5 процентного пункта за счет значительного снижения(-0,8 п.п.) таможенных пошлин группы налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

Безусловно, правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными рычагами обеспечивают не только доходы государства, но и являются важнейшим фактором повышения эффективности

производства. При этом построение оптимальной налоговой системы, которая учитывает баланс интересов государства и бизнеса, позволит обеспечить ее стабильность и устойчивость, а ее изменение станет допустимым только в рамках изменяющихся условий осуществления экономической деятельности [5, с. 9]. Список литературы

1. Грекова, С. Налоговые органы: работа на результат/ С.Грекова// Налоги Беларуси. - 2017. - № 27. - С. 6.

2. Курайши, Е.В. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь в 2015 году/ Е.В. Курайши// Налоги Беларуси. - 2016. - № 14. - С. 14.

3. Курайши, Е.В. О налоговой нагрузке на экономику Республики Беларусь за 2016 год/ Е.В. Курайши// Налоги Беларуси. - 2017. - № 19. - С. 15 - 20.

4. Лепешев, Д.И. Статистический анализ производственного потенциала малого предпринимательства Гродненской области / Д.И. Лепешев // Бизнес и предпринимательство в условиях современной экономики: организационные, управленческие и финансовые аспекты устойчивого развития: монография / под науч. ред. В.А. Ганского, В. Л. Цыбовского. - Минск: ООО «Ковчег», 2018. - 244 с.

5. Дешко, Е. Налоговая система: экономический регулятор социального государства / Е. Дешко// Налоги Беларуси. - 2015. - № 18. - С. 4-9.

Lepeshev Dmitry Ivanovich, senior lecturer, Grodno state university, Grodno, Republic of Belarus Makarevich Natalia Alekxandrovna, student Grodno state university, Grodno, Republic of Belarus

FEATURES OF MODERN TAX SYSTEM AND FISCAL POLICY IN RB

Abstract. This paper provides a comprehensive analysis of the tax burden on the economy of the Republic of Belarus. For example, the data of tax revenues of the Republic of Belarus in recent years, the dynamics of changes in these indicators is studied. Keywords: tax, taxation, tax system, fiscal policy.

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

  • Поиск документов
  • Описание базы данных
  • Помощь
  • Оплатить доступ
  • Вопросы и ответы
  • Контакты
  • О законодательстве стран СНГ

Дата обновления БД:

18.05.2021

30 / 115

Всего документов в БД:

107432

  • Соглашение об использовании сайта
  • Соглашение о конфиденциальности
  • Лицензионное соглашение
  • Описание тарифных планов
  • Все документы базы данных

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 15 декабря 2016 года №466

Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы

(В редакции Указа Президента Республики Беларусь от 30.11.2017 г. №428)

2. Совету Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком, Национальной академией наук Беларуси, Национальным статистическим комитетом, облисполкомами, Минским горисполкомом и другими государственными органами разработать и утвердить комплекс мер по реализации Программы, названной в пункте 1 настоящего Указа.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Республики Беларусь

Утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2016 года №466

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы

Глава 1. Введение

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., №20, ст. 222).

В Программе дана оценка развития национальной экономики в 2011-2015 годах, определены цели, задачи, приоритеты, основные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016-2020 годах. В ней обоснованы пути повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни белорусских граждан, развития конкуренции и совершенствования институциональной среды, предложены правовые и социально-экономические механизмы реализации приоритетов и задач пятилетия.

Программа направлена на скорейшее восстановление устойчивого экономического роста в Республике Беларусь и приближение уровня и качества жизни населения страны к развитым государствам мира.

Программа сформирована на основе предвыборной программы Президента Республики Беларусь и основных положений Программы, одобренных пятым Всебелорусским народным собранием.

Показатели и параметры социально-экономического развития страны, содержащиеся в Программе (таблицы 1 и 2), разработаны исходя из максимального использования имеющегося потенциала для экономического роста и активизации инновационных возможностей экономики, раскрепощения деловой инициативы, создания максимально благоприятных условий для быстрого формирования новых секторов и отраслей экономики, привлечения прямых иностранных инвестиций.

Вклад новых отраслей и секторов экономики, малого и среднего бизнеса в прирост валового внутреннего продукта (далее - ВВП) вырастет с 0,5 процента в 2017 году до не менее 3 процентов в 2020 году.

Основные прогнозные показатели экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы

2015 год к 2010 году

2016 год к 2015 году

2017 год к 2016 году

2018 год к 2017 году

2019 год к 2018 году

2020 год к 2019 году

2020 год к 2015 году

Валовой внутренний продукт

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю)

Производительность труда по валовому внутреннему продукту

Рентабельность продаж в организациях промышленности

Продукция сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий)

Инвестиции в основной капитал

Объем строительно-монтажных работ

Экспорт товаров и услуг

Сальдо внешней торговли товарами и услугами к валовому внутреннему продукту

Реальные располагаемые денежные доходы населения

Основные показатели социально-экономического развития областей и г. Минска на 2016–2020 годы

2015 год к 2010 году

2016 год к 2015 году

2017 год к 2016 году

2018 год к 2017 году

2019 год к 2018 году

2020 год к 2019 году

2020 год к 2015 году

Валовой региональный продукт

Производительность труда по валовому региональному продукту

Глава 2. Результаты реализации Программы

Главный результат четвертой пятилетки (2011-2015 годы) - сохранение политической стабильности, обеспечение устойчивости экономики и социальной защиты населения.

В неблагоприятных внешних экономических условиях в целом за пятилетие удалось выйти на положительный рост экономики и по ряду направлений добиться значимых результатов.

Беларусь вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. Согласно Докладу Программы развития Организации Объединенных Наций (далее - ПРООН) 2015 года среди 188 стран мира Республика Беларусь по индексу человеческого развития переместилась с 68-го места в 2000 году на 50-е место.

ВВП на душу населения по паритету покупательной способности вырос с 15,4 тыс. долларов США в 2010 году до 17,7 тыс. долларов США в 2015 году. Беларусь вошла в число стран со средним уровнем дохода.

За пять лет реальная заработная плата увеличилась на 40,2 процента, реальный размер пенсий по возрасту - на 37 процентов, реальные располагаемые денежные доходы - на 32,8 процента. Обеспечение социальных гарантий и повышение размеров доходов населения позволили снизить уровень малообеспеченности с 7,3 процента в 2011 году до 5,1 процента в 2015 году. Зарегистрированная безработица не превысила 1 процент от экономически активного населения страны.

Существенно улучшилась демографическая ситуация. С 2014 года впервые за двадцать лет численность жителей в Беларуси начала расти. Уровни рождаемости и смертности практически сравнялись. В 2015 году родилось 119 тысяч детей, что на 494 ребенка больше, чем в 2014 году. Более половины рожденных детей (57,2 процента) - это вторые, третьи и последующие дети в семьях. Естественная убыль населения сократилась с 29,1 тысячи человек в 2010 году до 1 тысячи человек в 2015 году.

Миграционный прирост за 2011-2015 годы составил 65,1 тысячи человек (в 2015 году - 18,5 тысячи человек) и полностью компенсировал естественную убыль населения.

На мировой уровень вышла отечественная медицина по всем без исключения направлениям: кардиология, онкология, травматология, нейрохирургия, акушерство и гинекология, педиатрия и трансплантология.

Внедряются новые современные формы оказания медицинской помощи - амбулатории врачей общей практики, институт семейного врача. Новый вектор - развитие высокотехнологичной медицины.

За 2011-2015 годы в Республике Беларусь проведено 1784 трансплантации, в том числе 305 трансплантаций печени (из них 2 - комплекс "печень - почка"), 160 трансплантаций сердца, 1305 трансплантаций почки, 12 трансплантаций комплекса "почка - поджелудочная железа", 2 трансплантации легких.

По уровню доступности трансплантаций сердца Республика Беларусь входит в первую десятку стран мира - в 2014 году выполнено 45 операций, что составило 4,8 операции на 1 миллион населения (9-е место в мире).

В соответствии с информацией Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) по итогам 2014 года Беларусь заняла 1-е место в мире по снижению уровня материнской смертности и вошла в число 42 государств, в которых в 100 процентах случаев роды принимаются квалифицированным медицинским персоналом.

Продолжилось массовое строительство доступного жилья. Обеспеченность населения жильем выросла с 24,6 кв. метра в 2010 году до 26,5 кв. метра на одного человека в 2015 году.

Улучшился бизнес-климат в Беларуси. Об этом свидетельствует последовательное повышение следующих позиций страны в отчете Всемирного банка "Doing Business": экономическая свобода, восприятие коррупции, глобальный индекс инноваций. В частности, в отчете "Doing Business" 2016 года Республика Беларусь находится на 44-м месте среди 189 стран мира.

Проведена масштабная модернизация промышленности и сельского хозяйства. На данные цели за 2011-2015 годы инвестировано более 40 млрд. долларов США.

Полностью обновлена отрасль деревообработки. Введены в строй технологические линии по производству цемента сухим способом. Организовано производство комплексных сложносмешанных удобрений. Освоено серийное сборочное производство легковых автомобилей. Изготовлен самый крупный в мире карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн. Построен завод по производству современных железнодорожных электропоездов. Начато строительство Белорусской атомной электростанции (далее - Белорусская АЭС).

Модернизация производства позволила обновить технологии, сократить затраты на производство продукции. Снижение уровня материалоемкости продукции в организациях промышленности составило 7 процентов за пятилетие при задании Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы минус 5-7 процентов.

Республика Беларусь входит в число лидеров среди мировых экспортеров продукции машиностроения. Доля производства карьерных самосвалов БелАЗ на мировом рынке достигает 30 процентов. Почти каждый десятый трактор в мире произведен в Республике Беларусь.

Введены в эксплуатацию и технически переоснащены 1184 молочнотоварных комплекса. Автоматизация основных технологических процессов сельскохозяйственного производства позволила увеличить производительность труда в сельском хозяйстве за пятилетие в 1,4 раза.

Беларусь стала не только самодостаточной в продовольственном обеспечении, но и экспортоориентированной страной. Доля продукции агропромышленного комплекса в общем объеме экспорта увеличилась с 13,4 процента в 2010 году до 16,7 процента в 2015 году.

Наряду с Австралией, Новой Зеландией, Голландией, Францией, Соединенными Штатами Америки (далее - США), Бельгией и Италией Беларусь входит в число крупнейших экспортеров молочной продукции. В Республике Беларусь производится 1,4 процента мирового объема молока, в мировом экспорте молочных продуктов доля страны составила 2,4 процента, а по сливочному маслу - около 4 процентов.

По экспорту компьютерных и информационных услуг на душу населения Республика Беларусь также находится среди мировых лидеров. В 2015 году экспорт таких услуг составил более 87 долларов США на человека против 23,5 доллара США в 2010 году и в несколько раз превысил аналогичные показатели в России и Украине.

Беларусь является страной с открытой экономикой. В 2015 году объем внешнеторгового оборота страны более чем на 9 процентов превысил ВВП, соотношение экспорта товаров и услуг и ВВП составило более 50 процентов. За 2011-2015 годы в экономику Беларуси привлечено около 11 млрд. долларов США прямых иностранных инвестиций на чистой основе, что в 2,5 раза больше, чем в период 2006-2010 годов.

Динамика социально-экономического развития страны в значительной мере определяется общемировыми тенденциями. Сокращение спроса на белорусские товары на основных экспортных рынках при растущей конкуренции, сжатие внутреннего потребления обусловили замедление темпов экономического развития (таблица 3).

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Стратегия развития таможенных органов на 2021-2025 годы и прогнозный период до 2030 года

В 2020 году завершена реализация Основных направлений развития таможенной службы на 2016–2020 годы.

Таможенные органами проведена масштабная работа по подготовке Основных направлений развития на 2021-2025 годы и прогнозный период до 2030 года. Разработана Дорожная карта реализации задач, поставленных в Стратегии, которая максимально ориентирована на открытость таможни и снятие возможных барьеров для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности при пересечении границы. В дорожной карте предусмотрено 24 целевых индикатора. Документ, который уже утвержден и принят в реализацию, обсуждался с бизнесом, Министерством экономики, другими заинтересованными государственными органами.

При формировании Основных направлений развития учитывались нормы международного и национального законодательства, а также положения ключевых документов в правовом регулировании таможенного дела, вступивших в силу в течение 2016–2020 годов.

Основные направления развития являются основой для разработки директивных и адресных документов, программ и планов развития таможенной службы на краткосрочную и среднесрочную перспективу, как комплексных, так и по отдельным направлениям деятельности.

В прогнозе развития таможенной службы Республики Беларусь на ближайшие 5-10 лет учтены произошедшие глобальные, региональные и национальные изменения в сфере внешней торговли, таможенного администрирования и развития информационно-коммуникационных технологий.

Главная стратегическая цель развития таможенной службы Республики Беларусь – обеспечение безопасности в сфере ВЭД и содействие внешней торговле.

Исходя из главной стратегической цели задачами таможенной службы Республики Беларусь, как государственного института, являются повышение уровня экономической безопасности страны, обеспечение полноты поступлений в республиканский бюджет доходов от деятельности таможенных органов, создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в национальную экономику, защита интересов отечественных производителей и максимальное содействие их внешнеторговой деятельности за счет повышения качества таможенного администрирования.

Основными направлениями развития таможенной службы Республики Беларусь в 2021-2025 годах являются:

развитие эффективной и прозрачной системы таможенного администрирования, обеспечение быстрых, удобных и безопасных коммуникаций между таможенным органом, бизнесом и гражданами;

развитие электронного таможенного декларирования и автоматизации совершения таможенных операций, в том числе при осуществлении выпуска товаров;

создание многоуровневой системы таможенного контроля, сочетающей централизованный и децентрализованный подходы;

сокращение времени выпуска товаров;

полномасштабное использование неинтрузивного контроля в целях сокращения времени проведения таможенного контроля;

создание и развитие центров электронного декларирования;

развитие современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, систем информационной безопасности для обеспечения эффективного функционирования;

применение информационно-коммуникационных систем и комплексов, соответствующих инновационному подходу и современному технологическому укладу в области контроля таможенных платежей;

уменьшение контрольной нагрузки на участников ВЭД при недопустимости снижения эффективности проведения таможенного контроля;

развитие в таможенных органах института оперативно-розыскной деятельности и информационно-аналитической работы;

совершенствование инструментов противодействия правонарушениям на канале ВЭД, пресечение фактов незаконного перемещения через таможенную границу запрещенных и ограниченных к перемещению товаров, товаров с занижением таможенной стоимости, денежных средств и инструментов, в том числе в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической и иной преступной деятельности;

внедрение новых технологий в правоохранительную деятельность таможенных органов, поэтапный переход к безбумажному ведению административного процесса и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях;

снижение рисков нарушения таможенного законодательства посредством внедрения участниками таможенных отношений самоконтроля предпринимательской деятельности;

оптимизация работы структурных подразделений таможенных органов в рамках централизованной модели построения СУР;

интеграция всех источников информации для выявления и оценки угроз;

совершенствование методического инструментария, направленное на повышение качества и оперативности выбора объектов таможенного контроля с последующим профилированием;

переход от количественных показателей результативности СУР к показателям, позволяющим оценивать конечный результат исходя из проделанной работы по недопущению повторных и профилактике совершения новых правонарушений;

развитие таможенной инфраструктуры, оптимизация структуры и территориального размещения таможенных органов;

развитие и совер­шенствование механизма формирования качественного кадрового состава таможенных органов, а также соблюдение принципов противодействия коррупции;

формирование условий службы в таможенных органах, способствующих полному раскрытию потенциала работников с учетом мотивации к развитию знаний и профессиональных навыков;

обеспечение социальной защищенности работников таможенных органов и членов их семей, улучшение их жилищных условий, повышение доступности, качества и безопасности оказания медицинских услуг;

повышение эффективности образовательной и экспертной деятельности ГИПКиПК, расширение возможности дистанционного обучения посредством внедрения информационных технологий, модернизации инфраструктуры и ресурсной базы;

наращивание научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава и совершенствование штатной (организационной) структуры ГИПКиПК с учетом новых задач в образовательной сфере;

развитие и совершенствование учебно-тренировочного полигона таможенных органов.

Стратегия развития таможенных органов на 2021-2025 годы и прогнозный период до 2030 года

В 2020 году завершена реализация Основных направлений развития таможенной службы на 2016–2020 годы.

Таможенные органами проведена масштабная работа по подготовке Основных направлений развития на 2021-2025 годы и прогнозный период до 2030 года. Разработана Дорожная карта реализации задач, поставленных в Стратегии, которая максимально ориентирована на открытость таможни и снятие возможных барьеров для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности при пересечении границы. В дорожной карте предусмотрено 24 целевых индикатора. Документ, который уже утвержден и принят в реализацию, обсуждался с бизнесом, Министерством экономики, другими заинтересованными государственными органами.

При формировании Основных направлений развития учитывались нормы международного и национального законодательства, а также положения ключевых документов в правовом регулировании таможенного дела, вступивших в силу в течение 2016–2020 годов.

Основные направления развития являются основой для разработки директивных и адресных документов, программ и планов развития таможенной службы на краткосрочную и среднесрочную перспективу, как комплексных, так и по отдельным направлениям деятельности.

В прогнозе развития таможенной службы Республики Беларусь на ближайшие 5-10 лет учтены произошедшие глобальные, региональные и национальные изменения в сфере внешней торговли, таможенного администрирования и развития информационно-коммуникационных технологий.

Главная стратегическая цель развития таможенной службы Республики Беларусь – обеспечение безопасности в сфере ВЭД и содействие внешней торговле.

Исходя из главной стратегической цели задачами таможенной службы Республики Беларусь, как государственного института, являются повышение уровня экономической безопасности страны, обеспечение полноты поступлений в республиканский бюджет доходов от деятельности таможенных органов, создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в национальную экономику, защита интересов отечественных производителей и максимальное содействие их внешнеторговой деятельности за счет повышения качества таможенного администрирования.

Основными направлениями развития таможенной службы Республики Беларусь в 2021-2025 годах являются:

развитие эффективной и прозрачной системы таможенного администрирования, обеспечение быстрых, удобных и безопасных коммуникаций между таможенным органом, бизнесом и гражданами;

развитие электронного таможенного декларирования и автоматизации совершения таможенных операций, в том числе при осуществлении выпуска товаров;

создание многоуровневой системы таможенного контроля, сочетающей централизованный и децентрализованный подходы;

сокращение времени выпуска товаров;

полномасштабное использование неинтрузивного контроля в целях сокращения времени проведения таможенного контроля;

создание и развитие центров электронного декларирования;

развитие современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, систем информационной безопасности для обеспечения эффективного функционирования;

применение информационно-коммуникационных систем и комплексов, соответствующих инновационному подходу и современному технологическому укладу в области контроля таможенных платежей;

уменьшение контрольной нагрузки на участников ВЭД при недопустимости снижения эффективности проведения таможенного контроля;

развитие в таможенных органах института оперативно-розыскной деятельности и информационно-аналитической работы;

совершенствование инструментов противодействия правонарушениям на канале ВЭД, пресечение фактов незаконного перемещения через таможенную границу запрещенных и ограниченных к перемещению товаров, товаров с занижением таможенной стоимости, денежных средств и инструментов, в том числе в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической и иной преступной деятельности;

внедрение новых технологий в правоохранительную деятельность таможенных органов, поэтапный переход к безбумажному ведению административного процесса и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях;

снижение рисков нарушения таможенного законодательства посредством внедрения участниками таможенных отношений самоконтроля предпринимательской деятельности;

оптимизация работы структурных подразделений таможенных органов в рамках централизованной модели построения СУР;

интеграция всех источников информации для выявления и оценки угроз;

совершенствование методического инструментария, направленное на повышение качества и оперативности выбора объектов таможенного контроля с последующим профилированием;

переход от количественных показателей результативности СУР к показателям, позволяющим оценивать конечный результат исходя из проделанной работы по недопущению повторных и профилактике совершения новых правонарушений;

развитие таможенной инфраструктуры, оптимизация структуры и территориального размещения таможенных органов;

развитие и совер­шенствование механизма формирования качественного кадрового состава таможенных органов, а также соблюдение принципов противодействия коррупции;

формирование условий службы в таможенных органах, способствующих полному раскрытию потенциала работников с учетом мотивации к развитию знаний и профессиональных навыков;

обеспечение социальной защищенности работников таможенных органов и членов их семей, улучшение их жилищных условий, повышение доступности, качества и безопасности оказания медицинских услуг;

повышение эффективности образовательной и экспертной деятельности ГИПКиПК, расширение возможности дистанционного обучения посредством внедрения информационных технологий, модернизации инфраструктуры и ресурсной базы;

наращивание научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава и совершенствование штатной (организационной) структуры ГИПКиПК с учетом новых задач в образовательной сфере;

развитие и совершенствование учебно-тренировочного полигона таможенных органов.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2016 № 604 утверждены Национальная программа поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016–2020 годы и «дорожная карта» мероприятий по реализации Национальной программы поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016–2020 годы. Соответствующая информация размещена на сайте белорусского правительства. Координатором Национальной программы определено Министерство иностранных дел, а исполнителями — республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы.

Национальная программа разработана для определения конкретных целей и задач в рамках приоритета социально-экономического развития ”Экспорт“ и направлений их реализации. В Национальной программе не предусматривается детализация прогнозных показателей внешней торговли на 2016–2020 годы, а определяются конкретные меры поддержки экспорта, имеющие конечную цель – диверсифицировать и нарастить объемы экспорта.

Достижение цели и решение задач Национальной программы в рамках реализации запланированных мероприятий по минимизации зависимости белорусской экономики от влияния внешнеэкономической конъюнктуры позволят обеспечить рост экспорта услуг, реализацию потенциала действующих и развитие новых производств с высокой добавленной стоимостью, повышение удельного веса в экспорте инновационных товаров и продукции, произведенной из местных ресурсов.

Целью Национальной программы является совершенствование системы государственной поддержки экспорта как важного элемента развития внешнеэкономических отношений, направленных на снижение до минимума внешнеэкономических угроз, на основе эффективного участия в международном разделении труда, использования конкурентных преимуществ страны, применения механизмов международных интеграционных объединений и снижения зависимости от традиционных экспортных позиций и рынков за счет диверсификации товарной номенклатуры.

Достижение данной цели, а также создание благоприятных условий для выполнения второго этапа (2021 – 2030 годы) Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года позволит обеспечить планомерную диверсификацию экспорта для равного распределения экспортных поставок между тремя рынками: ЕАЭС, ЕС и иных стран, в том числе стран ”дальней дуги“ (страны Азии и Океании, Африки и Ближнего Востока, Латинской Америки), которое к 2020 году должно составить соотношение треть – треть – треть. При этом планируется рост удельного веса экспорта товаров на новые перспективные рынки в общем объеме экспорта товаров до 10 процентов к 2020 году.

Основными задачами Национальной программы являются: диверсификация торгово-экономических связей с различными странами и регионами при сохранении и усилении позиций на традиционных рынках; оптимизация законодательства в сфере поддержки экспорта с учетом мировой практики и функционирования белорусской модели экономики; совершенствование подходов к работе с малым и средним предпринимательством по экспортной тематике; стимулирование производителей товаров и услуг к расширению товарной номенклатуры и видов оказываемых услуг; формирование условий для стимулирования несырьевого, высокотехнологического, инновационного экспорта товаров и услуг; продолжение экономической интеграции в рамках ЕАЭС, предусматривающее снятие барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и оказании отдельных видов услуг, в первую очередь в отношении энергоносителей, продукции сборочных производств, либерализации автомобильных перевозок и других чувствительных позиций; развитие сотрудничества c региональными объединениями, международными экономическими организациями, отмена санкций ЕС и США в отношении белорусских организаций и недопущение их расширительного толкования; продвижение ”экспортной культуры“ в виде закрепления в массовом сознании значимости экспорта для развития страны и общества и повышения его приоритетности.

Читайте также: