Странные требования из налоговой

Опубликовано: 28.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В адрес ООО поступило требование о предоставлении документов (информации) в соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ, абзацем вторым п. 5 ст. 93.1 НК РФ. Требуется представить за 2018 год все имеющиеся договоры с контрагентом общества, счета-фактуры, акты, транспортные и товарно-транспортные накладные, оборотно-сальдовые ведомости, карточки счетов, деловую переписку с контрагентом, доверенности и иные документы. При этом налоговым органом не поименовано, в рамках какого мероприятия истребуются документы (информация), не идентифицированы документы (информация), которые нужно представить.
Нужно ли ООО отвечать на такое требование?


К сведению:
Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 2 ст. 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, письма Минфина России от 10.07.2017 N 03-02-08/43465, ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-9/12220@, от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@, определение ВС РФ от 16.11.2018 N 309-КГ18-18488, постановление Девятнадцатого ААС от 05.11.2019 N 19АП-6102/19)).
В свою очередь, неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации, в том числе относительно конкретной сделки вне рамок налоговой проверки, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Помимо штрафа за непредставление документов и информации, на должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере 300-500 руб. (п. 4 ст. 108 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Сроки представления в налоговый орган документов (информации) по встречной проверке;
- Энциклопедия решений. Поручение налогового органа, проводящего налоговую проверку, об истребовании документов (информации) у третьих лиц (по встречным проверкам);
- Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки);
- Энциклопедия решений. Сроки представления в налоговый орган документов (информации) по встречной проверке;
- Энциклопедия решений. Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) сведений налоговому органу (п.п. 1 и 2 ст. 129.1 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Войнова Оксана

Ответ прошел контроль качества

28 августа 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Срок представления документов по требованиям

По камеральным, встречным проверкам, а также по предпроверочным мероприятиям налоговые органы вправе направлять требования о представлении документов и (или) информации. Срок представления материалов по таким требованиям составляет 5 и 10 рабочих дней.

В случае если вы получили требование от инспекции в период с 1 марта по 30 июня 2020 года, срок на ответ увеличивается. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства от 02.04.2020 № 409 срок представления материалов по таким требованиям продлен на 10 рабочих дней при камеральной проверке НДС и на 20 рабочих дней — в остальных случаях.

Вроде бы все тут должно быть понятно. Но жизнь оказалась намного интереснее. Появилось две точки зрения. Одни восприняли увеличение сроков так: нужно прибавить к существующим в Налоговом кодексе срокам новые (5 10, 10 20). Другие посчитали, что Правительство, по сути, увеличило срок, установив новый период для ответа на требование (вместо 5 рабочих дней — 10, вместо 10 рабочих дней — 20). Во втором варианте прочтения срок оказывался меньше на 5 и 10 рабочих дней, чем в первом. Понятно, что большая часть сторонников не сильно увеличившихся сроков оказалась сотрудниками налоговых инспекций.

На мой взгляд, все-таки более либеральное прочтение постановления Правительства является правильным. Буквально указано, что срок продлевается на некоторое количество рабочих дней. Очевидно, что это должно означать суммирование дополнительных дней к установленному в кодексе сроку. В противном случае правильнее было бы написать в постановлении Правительства, что срок продлевается до 10 или 20 рабочих дней.

Почему это важно сейчас. Вас не могут оштрафовать по статье 126 НК за непредставление документов и сведений, если срок истек до 30 июня. Но, во-первых, освобождение действует только в части указанной статьи 126 НК, но не других норм. А ведь есть еще статья 129.1 НК, которая предусматривает ответственность за непредставление пояснений на вопросы налогового органа при камеральной проверке.

Во-вторых, вместо штрафа по статье 126 НК инспекция может просто отказать в принятии к вычету или расходам определенных сумм по декларации. Хотя это не такая быстрая процедура (вынесение акта, возражения и пр.). Наверняка налогоплательщик успеет передать запрошенные у него документы и пояснения даже с учетом того срока, который он считает правильным.

В-третьих, правильный расчет срока представления документов и пояснений важен по требованиям, которые получены до 30 июня, но срок исполнения приходится уже на период после этой даты. Налоговый орган вправе вас оштрафовать даже по статье 126 НК. То есть в этих ситуациях также применяется увеличенный период ответа на требования. Вывод — срок должен быть больше, чем иногда говорят в инспекции.

Предпроверочные мероприятия как замена выездных

До ограничительных мер по осуществлению налогового контроля плательщики часто обвиняли налоговые органы в том, что в рамках предпроверочных мероприятий запрашивается огромное количество документов и информации. Конечно, это противоречит налоговому законодательству. Правовое регулирование этой процедуры довольно скромное — только некоторые пункты статьи 93.1 НК. Но и из этой нормы можно без затруднений сделать вывод, что запросы в рамках предпроверочных мероприятий могут касаться только конкретной сделки. Это значит, что не может инспектор запрашивать документы или информацию, например, обо всех сделках за один или три года. Такое требование ошибочно, оно не предполагает точечную предварительную проверку подозрительных для налоговиков операций, оно рассчитано на выявление этих подозрительных сделок. Хотя, на мой взгляд, смысл данной процедуры именно в том, что инспекция уже имеет часть информации о сделке, по которой есть нехорошие ощущения, и ей нужны дополнительные сведения, чтобы понять, идти на проверку или нет.

Проблема всегда была не только в объеме запрашиваемых документов и их конкретизации, но и в том, что иногда запрашивались документы, как минимум прямо не связанные с исследуемой сделкой. Конечно, в каких-то случаях можно было оправдать инспекцию в запросе протоколов совета директоров или исторических документов о приватизации имущества, например, если продавалось имущество, права на которое появились в результате приватизации, и эта сделка утверждалась на совете директоров. Однако совсем нет никаких оправданий, когда запрашивались корпоративные документы, вовсе не связанные со сделкой.

В указанных случаях налогоплательщик мог законно отказать в представлении документов и информации. Предпроверочные мероприятия не должны заменять собой выездную проверку. Хотя, конечно, на практике всегда приходится взвешивать все «за» и «против». Ведь инспекция, как правило, согласно внутренним регламентам в случае отказа налогоплательщика имела повод назначить выездную проверку.

Почему это важно сейчас. В условиях запрета проведения выездной проверки до 30 июня налоговый орган был лишен этой альтернативы. Видимо, в связи с этими ограничениями количество жалоб плательщиков на злоупотребления при проведении предпроверочных мероприятий значительно увеличилось. Объем и круг запрашиваемых документов, информации явно стал показывать, что по факту инспекция проводит запрещенную до 30 июня выездную проверку без выхода в офис компании. Конечно, такие требования являются незаконными и по ним есть все основания оспорить взимание штрафов за непредставление материалов. Только вот желание инспекции получить эти документы все равно может быть удовлетворено — сейчас выездные налоговые проверки можно назначать.

Контрольные мероприятия до подачи налоговой декларации

В числе мер государственной поддержки бизнеса в период пандемии было объявлено об увеличении сроков подачи налоговых деклараций по большинству налогов. Зачастую это сопровождалось продлением сроков уплаты налогов. Иногда — нет (НДС). Например, срок подачи декларации по налогу на прибыль за 2019 год продлили до 29 июня 2020 года. Возникает вопрос: мог ли налоговый орган проводить предпроверочные мероприятия по налогу на прибыль за 2019 год до момента подачи годовой налоговой декларации участниками сделки?

С одной стороны, положения пункта 2 статьи 93.1 НК прямо никак не ограничивают инспекторов.

С другой — налоговые органы должны контролировать корректность исчисления налогов, сборов и их полноту, своевременность их уплаты в бюджет. Об этом указано в пункте 1 статьи 30 Налогового кодекса. О порядке расчета и исчисленной сумме налога плательщик сообщает в налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК). Значит, если декларация еще не подана в инспекцию, то есть срок не пропущен, то любая форма налогового контроля будет выглядеть странно. Зачем проверять какие-то сделки, если еще нет ясности, будет ли их результат влиять на исчисление налога. Получается, что по тем периодам, по которым увеличены сроки подачи деклараций или расчетов, проводить предпроверочные мероприятия налоговики не могут. Конечно, если декларация не была подана раньше срока.

Почему это важно сейчас. Эти рассуждения актуальны и для камеральных проверок. По ним даже все проще. Камеральные проверки проводятся на основании налоговых деклараций (п. 1 ст. 88 НК).

Сложнее ситуация по НДС. Особенно если речь идет о плательщиках из тех отраслей, которые были обязаны обеспечивать нашу с вами жизнедеятельность (продуктовые магазины, аптеки и пр.).

Ведь у них срок уплаты НДС не был продлен. Внести налог нужно было до 27 апреля. А вот срок подачи налоговой декларации всем продлили до 15 мая.

Если камеральные проверки до момента подачи декларации нельзя было проводить, то можно ли было инспекторам направлять требования в рамках предпроверочных мероприятий?

Вроде бы, как я уже писал выше, налоговые органы могут проверять, всю ли сумму налога вы заплатили в бюджет. Но ведь всем очевидно, что прежде чем заплатить налог, надо его рассчитать, то есть по факту подготовить налоговую декларацию. Правительство при этом признало, что в силу исключительных обстоятельств, связанных с пандемией, сделать такой расчет можно позднее обычного срока.

Получается, что уплаченная без переноса срока сумма НДС без налоговой декларации носит некий предварительный характер расчетов с бюджетом. Это даже не аванс в его классическом понимании. До подачи декларации плательщик вправе скорректировать сумму налога к доплате, заметив, что им при расчете не были учтены какие-то операции. Тогда смысла проводить предпроверочные мероприятия по таким «рабочим» расчетам сумм налога нет. И негативных последствий в виде штрафа по статье 122 НК в этой ситуации быть не должно. Вина в совершении ошибки в расчетах налога до представления декларации отсутствует.

Нет времени читать?

Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен. Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания.

Требование о представлении документов

В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:

    Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.

Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

Использование налоговой льготы.

В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).

Возмещение НДС по налоговой декларации.

Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).

  • В декларации по НДС:
    • занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;
    • расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;
    • несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.

    Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

    Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, земельному или водному налогу.

    У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.

  • Пониженные тарифы или суммы, не облагаемые страховыми взносами, в расчете по страховым взносам (п. 8.6 ст. 88 НК).
  • Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:

    • письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);
    • требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

    В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).

    Требование о представлении пояснений

    Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

    В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.

    В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

    Случай 1. Выявлены ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции.

    Выявленные ошибки или противоречия – часто используемое инспекторами основание для получения пояснений, причем как обоснованных, так и не обоснованных НК РФ. Дело в том, что формулировка «выявленные ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции» не содержит конкретики, и налоговые органы этим пользуются. Однако в части декларации по налогу на добавленную стоимость конкретика давно внесена Письмом от 06.11.2015 №ЕД-4-15/19395, в котором указано, что каждая ошибка в декларации по НДС имеет свой код. Поэтому, когда налоговый орган требует пояснения, он обязан конкретизировать ошибку цифровым кодом в соответствии с упомянутым Письмом. В ситуации, когда в требовании отсутствует код, а только указано на выявленные инспектором ошибки, налогоплательщик не знает, что именно необходимо пояснить.

    В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

    Случай 2. Уточненная декларация с уменьшенной суммой налога.

    Случай 3. Убыточная декларация.

    В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

    Случай 4. Декларация с заявленными налоговыми льготами.

    П. 1 ст. 56 НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения. Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка. Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения.

    В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.

    За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по ст. 129.1 НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.

    Иные документы

    В случае, когда у налогового органа отсутствует право на выставление требования налогоплательщику, инспектора направляют иные документы, которые могут называться сообщение, информационное письмо, предписание и т.д. Название другое, но смысл вкладывается тот же – предоставление документов или пояснений.

    Зачастую можно увидеть такой документ из инспекции, как «Сообщение (с требованием предоставить…)». Его могут направлять по разным поводам, в том числе для того, чтобы получить пояснения в рамках камеральной проверки, когда налоговый орган не имеет права направлять требование (четыре ранее рассмотренных случая). Нужно сразу отметить, что такой документ, как «Сообщение (с требованием предоставить…)» не утвержден ФНС РФ, поэтому документ является незаконным и реагировать на него не нужно на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ: налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц.

    Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

    Все формы документов, которые инспекция направляет в адрес налогоплательщика, утверждены Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628. Если вы получаете документ по форме из Приказа и в нем указаны случаи, описанные выше, то документ обязателен к исполнению, иначе возникнет ответственность. В остальных случаях исполнять сообщения или предписания налогового органа не обязательно, если они составлены не по утвержденной форме и не обоснованы НК РФ. Такие можно игнорировать или оспаривать их незаконность в Управлении ФНС по региону или суде.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Автор: Мария Зайцева,
    аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»

    Исходя из норм Налогового Кодекса, налоговые органы вправе запросить у налогоплательщика необходимые для проведения проверки документы. Подобное требование о представлении документов может быть предъявлено налоговиками при проведении камеральной, выездной, а также встречной налоговой проверки.

    Так, при камеральной проверке документы могут быть истребованы по следующим основаниям:

    • при применении налогоплательщиком налоговых льгот (п. 6 ст.88 НК РФ);
    • при подаче декларации по НДС с сумой налога к возмещению (п.8 ст.88 НК РФ);
    • при условии, что налогоплательщик является участником договора инвестиционного товарищества и представил декларацию (расчет) по налогу на прибыль или НДФЛ;
    • при проведении проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п.9 ст. 88 НК РФ) и др.

    Как правило, налоговики знакомятся с оригиналами документов налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки. В том случае, если полученной информации недостаточно, налоговики направляют требование о предоставлении документов.

    Кроме того Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность проведения так называемой встречной проверки, в ходе которой запрашиваются сведения у контрагента налогоплательщика для выявления фактов совершения определенной сделки, ее реальности.

    Итак, как ответить на требование налоговиков о предоставлении документов?

    Глобально существует два пути: ответить на требование или же отказаться от исполнения требования о предоставлении документов для проверки.

    Безусловно, принятие решение об ответе зависит от целого ряда факторов. Рассмотрим ситуации, когда ответить на требование о предоставлении документов стоит, а когда есть все основания этого не делать.

    Представление запрашиваемых документов в налоговую инспекцию в рамках встречной проверки в определенных ситуациях поможет освободить Вашего контрагента по сделке от привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. Как известно, в настоящее время налоговые органы могут заподозрить компанию в получении необоснованной налоговой выгоды в случае отсутствия реальности сделок. Следствием этого являются крупные налоговые доначисления.

    Но если компании удастся доказать реальность сделки, доначислений можно избежать. Здесь то и поможет предоставление документов по требованию налоговиков по конкретной сделке с Вашим контрагентом. В одном из дел налогоплательщик был освобожден от налоговой ответственности именно благодаря представленным доказательствам реальности поставки партий угля. Установив наличие документов о качестве товара, а также факты перевозки угля ж/д транспортом, разгрузки товара, был подтвержден факт реального исполнения обязательств по сделке (определение Верховного суда РФ от 13.10.16 № 305-КГ16-10399 по делу № А-40-71125/15).

    Однако существует ряд ситуаций, когда можно отказаться от исполнения требования инспекторов о предоставлении документов.

    1. Несоблюдение срока предъявления требования о представлении документов.

    Налоговый кодекс устанавливает предельные сроки для проведения проверок. Так, для камеральной проверки предельный срок составляет три месяца со дня подачи декларации, и продлению не подлежит. Исходя из этого, налоговый орган имеет право запрашивать документы только в течение определенного законом срока. Если требование о предоставлении документов было выставлено после даты окончания проверки, его можно не исполнять.

    Часто на практике налоговые органы запрашивают документы в последние дни проверки, в связи с чем, фактический срок их представления наступает в период, когда проверка уже завершилась. В данном случае, несмотря на окончание срока проверки, налогоплательщик может быть подвергнут штрафу за отказ от представления документов.

    2. Ненадлежащий формат требования о предоставлении документов.

    Возможна ситуация, когда налогоплательщик получает требование о предоставлении документов посредством электронного сообщения, формат которого оказался неверным, вследствие чего налогоплательщик не смог открыть файл. В данном случае файл будет считаться неполученным, о чем информирует и сама Федеральная налоговая служба (Письмо ФНС России от 16.02.16 № ЕД-4-2/2436@).

    Однако зачастую налоговые органы игнорируют положение п. 4 ст. 31 НК РФ о направлении требования в электронной форме и направляют его в бумажном виде. В данной ситуации, к сожалению, проигнорировать требование налоговиков о предоставлении документов только на основании несоответствия формы требования, не получится.

    3. Запрашиваемые документы уже были представлены ранее.

    Согласно п. 5 статьи 93 НК РФ налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок данного проверяемого лица, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Подтвердить повторность истребования документов можно распиской налогового органа в получении истребуемых документов по описи, почтовой документацией, квитанцией о приеме, подписанной электронной подписью должностного лица налогового органа.

    4. Документы не относятся к налоговым регистрам.

    Многочисленная судебная практика подтверждает вывод о том, что штатное расписание, приказы на командировку, личные карточки учета, списки сотрудников, подтверждающие прохождение медицинского освидетельствования перед началом выполнения работ налоговыми регистрами не являются (Постановление Верховного суда РФ от 09.07.14 № 46-АД14-15, Постановление АС Московского округа от 05.06.17 № Ф05-7065/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.03.217 № Ф02-8200/2016, Ф02-8201/2016 по делу № А19-6949/2016). Соответственно, требование о предоставлении таких документов можно не исполнять.

    5. Слишком большой объем запрашиваемых документов.

    Налоговый орган не содержит ограничений по объему документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика. Однако, в случае предъявления требования о представлении большого объема документов, налогоплательщик вправе просить налоговый орган о продлении общего 10-дневного срока на представление документов.

    Таким образом, налогоплательщик или контрагент налогоплательщика в зависимости от конкретной ситуации вправе выбрать, как ответить на требование налогового органа о предоставлении документов.

    При этом напомним, что согласно статье 126 НК РФ в случае непредставления документов в установленный срок с налогоплательщика могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Одновременно на должностных лиц организации (например, на руководителя) может быть возложена и административная ответственность за указанное правонарушение (штраф в размере от 300 до 500 руб. на основании п. 4 ст. 108 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

    Услуги

    Организация получила требование из ИФНС (на основании статья 93, п.2 ст.93.1, абз.2 п.5 ст.93.1.) о предоставлении документов 5-ти и 4-х летней давности по контрагентам. При этом контрагенты исключены из реестра в 2019 году как не действующие.

    Вопрос

    Обязана ли организация предоставить документы за пределами 3-х летнего срока?

    Ответ специалиста

    В соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ - в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

    ст. 93.1, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020)

    Периоды, за которые налоговыми органами в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 93.1 Кодекса могут быть истребованы документы, ограничиваются сроками хранения документов (копий документов), установленными Кодексом (в том числе подпунктом 8 пункта 1 и подпунктом 6 пункта 3.4 статьи 23, статьями 214.1, 214.5, 226.1, 264, 283, 342.1, 346.18 Кодекса), другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

    В соответствии с частями 1 и 2 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

    Полагаем, что речь в вашем вопросе идет об истребовании налоговиками документов (информации), касающихся конкретной сделки, на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ. В этом случае официальная позиция такова: в НК не установлено ограничений по периоду, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика . Эту позицию поддерживают и суды .

    То есть инспекция вправе запросить документы и за период, превышающий 3 календарных года, предшествующие году истребования документов. И если на момент получения требования еще не истекли предельные сроки хранения таких документов, вы обязаны представить запрошенные документы. Если же сроки истекли и документы вы утилизировали, то будьте готовы документально это подтвердить, например, актом об уничтожении.

    Налоговый орган вправе истребовать документы (информацию) в отношении организации, которая на дату получения требования исключена из ЕГРЮЛ.

    Вопрос: Нужно ли представлять документы в отношении организации, которая на дату получения требования налогового органа исключена из ЕГРЮЛ? (Консультация эксперта, ФНС России, 2019)

    В абзаце 2 пункта 5 статьи 93.1 НК РФ предусмотрено, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

    (в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

    ст. 93.1, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020)

    Исходя из вышеперечисленного полагаю, организация обязана предоставить документы по требованию ФНС за пределами трехлетнего срока по пункту 2 статьи 93.1 НК РФ.

    Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Шитовкиной Анастасией Николаевной в августе 2020 г.

    При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

    Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).

    Данная консультация прошла контроль качества:

    Рецензент - Бушмелева Галина Владимировна, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и АХД» ИжГТУ им. М.Т. Калашникова

    Читайте также: