Степень точности информации в налоговом учете

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговый учет. Рассмотрим, зачем он нужен и каким бывает.

Каждая организация обязана вести бухгалтерию. Кроме того, бизнесмены часто ведут управленческий учет, потому что «стандартная» отчетность устраивает не всех. Однако есть еще и третий вид учета – налоговый.

Зачем нужен налоговый учет

Каждый вид учета ориентирован на свою цель. Итог работы бухгалтеров – это финансовая отчетность, составленная по принципам, утвержденным государством.

Управленческий учет тоже дает информацию о финансовых показателях бизнеса, но в форматах, удобных для руководства и собственников.

Но в обоих случаях расчет обязательных платежей не является первостепенной задачей. Поэтому бизнесменам часто приходится организовывать еще и специальный налоговый учет (НУ).

Принципы и порядок организации налогового учета

Общие правила ведения налогового учета отражены в ст. 313 НК РФ.

Налоговый учет основан на тех же базовых принципах, что и бухучет:

  1. Денежное измерение — учет всех операций в рублях.
  2. Обособленность имущества — отделение объектов, находящихся в собственности организации от арендованных, взятых в залог и т.п.
  3. Непрерывность – ведение учета в течение всего «срока жизни» бизнеса.
  4. Временная определенность – порядок признания доходов. В зависимости от вида налога они могут признаваться как по начислению, так и по оплате.
  5. Последовательность – все применяемые нормы должны в общем случае без изменений применяться из года в год. Исключения возможны, если меняется законодательство или компания корректирует учетную политику.
  6. Равномерность – доходы и относящиеся к ним расходы следует учитывать в одном налоговом периоде.

Расчет налоговой базы может проводиться в двух вариантах.

Если для исчисления обязательного платежа достаточно «обычных» бухгалтерских данных, то налог считают по этим цифрам.

А если необходимых сведений в бухучете нет, то бизнесмен должен использовать дополнительные формы – налоговые регистры. Формат некоторых из них установлен нормативными актами. Это, например, книги продаж и покупок при НДС или книга учета доходов и расходов при УСН.

Если же бизнесмен сам разрабатывает налоговые регистры, то они должны включать ряд обязательных реквизитов:

  1. Наименование.
  2. Период (дата).
  3. Вид операции.
  4. Сумма, а при наличии – количество в натуральных единицах.
  5. Подпись ответственного лица с расшифровкой.

В небольших предприятиях налоговый учет обычно ведут те же специалисты, которые занимаются бухучетом. А в средних и крупных компаниях для этого могут быть организованы отдельные подразделения.

Налог на прибыль

Многие бизнесмены, когда говорят о налоговом учете, имеют в виду, в первую очередь, налог на прибыль. Не удивительно – расчет именно этого обязательного платежа связан с множеством нюансов.

Хотя формально налоговая база по прибыли аналогична итогу бухучета – финансовому результату за период, но на практике все гораздо сложнее.

Порядок учета многих видов доходов и расходов для налога на прибыль существенно отличается от принятого в бухучете. Вот лишь несколько примеров:

  1. Амортизация. Учетной политикой может быть предусмотрено, что в бухгалтерском учете и налоговом учете применяются разные методы начисления износа.
  2. Резервы, формируемые под различные предполагаемые расходы. Например, резервы на выплату отпускных или по сомнительным долгам в налоговом учет можно не создавать, а в бухгалтерском учете – они должны быть обязательно (кроме малых предприятий).
  3. Лимитируемые затраты. Некоторые виды расходов, например, командировочные или представительские в бухгалтерском учете признаются в полном объеме, а в налоговом учете – в пределах установленных лимитов.

Расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом настолько много, что бизнесмены часто ведут для расчета налога на прибыль параллельный учет всех доходов и расходов в отдельных регистрах.

НДС

Основные регистры для расчета НДС – это книги продаж и покупок (постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Плательщики этого налога заносят в них выставленные и полученные счета-фактуры. Затем по итогам квартала определяется общая сумма начисленного и вычитаемого НДС, а также итог к уплате либо к возмещению из бюджета.

Существует и дополнительный регистр – журнал учета полученных и выданных счетов-фактур. Его используют комиссионеры, агенты, экспедиторы и застройщики. Т.е. речь в данном случае идет о бизнесменах, которые действуют в интересах других лиц.

Зарплатные налоги

«Зарплатными налогами» бизнесмены и специалисты по учету традиционно называют НДФЛ и обязательные страховые взносы. Хотя формально это – разные типы платежей, но с точки зрения расчета они во многом похожи.

Облагаемой базой в обоих случаях является заработная плата, а также прочие выплаты в пользу сотрудников. Поэтому здесь налоговый учет полностью основан на бухгалтерских данных.

Единый сельхозналог

Расчет ЕСХН во многом похож на исчисление налога на прибыль: необходимо определить разницу между доходами и расходами.

Закон разрешает юридическим лицам определять облагаемую базу по ЕСХН на основе данных бухучета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ). Однако нужно иметь в виду, что доходы и расходы при ЕСХН определяются «по оплате», поэтому напрямую использовать бухгалтерские данные не получится.

ИП могут вообще не вести бухгалтерию, поэтому для них разработана специальная книга учета доходов и расходов при ЕСХН (приказ Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н).

УСН

Для «упрощенки» предусмотрен специальный учетный регистр: Книга учета доходов и расходов – КУДиР (приказ Минфина РФ от 22.10.2012 №135н). Если бизнесмен использует объект «Доходы», то в КУДиР нужно заносить только доходную часть и вычеты. При использовании объекта «Доходы минус расходы» задействуют все разделы КУДиР.

Выручка и затраты отражаются в КУДиР по факту поступления и списания денежных средств.

НДФЛ для ИП

Если ИП не перешел ни на один из спецрежимов, то он должен исчислять НДФЛ в рамках общей налоговой системы (ОСНО). Для этого также используется специальная книга (приказ Минфина РФ от 13.08.2002 № 86н).

Учет здесь также, как при УСН, ведется «по оплате», но формат будет другим. В частности, в отличие от «упрощенцев», предприниматель на ОСНО платит НДС, поэтому суммы этого налога тоже отражаются в книге учета.

ЕНВД и патентная система

При использовании этих режимов налог определяется на основании физических параметров. Это может быть численность работников, площадь помещений, количество транспортных средств и т.п. Порядок учета этих показателей каждый налогоплательщик определяет сам.

Доходы и расходы для расчета самого налога в данном случае не нужны. Но для тех, кто использует ПСН, учет доходов необходим для контроля лимита. Дело в том, что патент можно использовать только, если годовая выручка не превышает 60 млн руб. Чтобы отслеживать выручку предприниматели, использующие ПСН, должны вести книгу учета доходов (приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н).

Налог на имущество, земельный, транспортный

Эти виды обязательных платежей должны перечислять в бюджет владельцы определенных видов собственности: недвижимости, земельных участков, транспортных средств.

Налоговый учет в данном случае заключается в определении количества объектов и их параметров, формирующих облагаемую базу. Для недвижимости это — остаточная или кадастровая стоимость, для земли – только кадастровая, а для большинства транспортных средств – мощность двигателя в лошадиных силах.

Вывод

Налоговый учет – это участок работы финансовых специалистов, посвященный исчислению обязательных платежей.

В зависимости от вида налога и особенностей бизнеса, налоговый учет может как основываться на бухучете (полностью или частично), так и вестись параллельно.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно.

Понятие учета организаций и физических лиц

Налоговый учет организаций и физических лиц представляет собой одну из правовых форм постоянного контроля деятельности данных налогоплательщиков и соблюдения ими установленных налоговых норм, порядка и правил, касаемо процедур учета, налогообложения, расчетов и т.д.

В соответствии с правилами налогового законодательства РФ, учет должен распространяться в отношении абсолютно всех физических, либо юридических лиц, а также на индивидуальных предпринимателей, так как они тоже получают определенные доходы и являются полноправными налогоплательщиками.

Учет занимает важнейшее место в системе современного налогового права. Именно он обеспечивает регулярный рост бюджета государства, позволяет отслеживать текущее состояние экономики и допускает возможность корректирования тех или иных аспектов расчетов в целях максимального повышения эффективности.

Налоговый учет осуществляется только отдельными лицами, имеющими соответствующие полномочия – сотрудниками налоговых учреждений и инспекций. Его положения, порядок и особенности регламентируются статьей 83 действующего НК РФ, а также иными законами и нормативно-правовыми актами.

В случае возникновения споров между участниками данных правоотношений во время непосредственного осуществления налогового учета и расчетов, они подлежат разрешению в судебных органах – арбитражных судах, к чьей компетенции относится ведения данных дел.

Цели учета организаций и физических лиц

Налоговый учет физических лиц и организаций был разработан с одной главной целью – постоянный сбор сведений об участниках налоговых правоотношений, а также проверка целесообразности их деятельности, регулярного соблюдения существующих налоговых норм, ведение постоянного учета новых участников.

К дополнительным целям налогового учета физических лиц и организаций можно отнести следующие:

  • регулярное проведение различных мероприятий по налоговому контролю, дальнейшее составление отчетности в соответствии с полученными результатами;
  • постоянный сбор актуальной информации о текущем состоянии налогообложения, с целью повышения его эффективности и внедрения более продуктивных способов контроля и учета;
  • своевременное предоставление налогоплательщикам необходимой информации о налогах и сборах, как по их заявлению, так и автоматически;
  • быстрая и качественная обработка, а также проверка и сверка документации, регулярно поступающей от налогоплательщиков, включая налоговые декларации, справки и иные формы отчетности за определенные налоговые периоды;
  • предоставление имеющейся статистической информации в вышестоящие инстанции с целью осуществления полноценного контроля налоговой деятельности и соблюдения всех установленных норм, правил и порядка;
  • иные цели, которые направлены на максимальную эффективность при исполнении своих обязательств как налогоплательщиками, так и сотрудниками налоговых инспекций.

Постановка на учет организаций и физических лиц

Действующие нормы налогового законодательства РФ предусматривают, что физическое лицо, либо организация, должна быть поставлена на налоговый учет с момента ее регистрации.

Организации ставятся на учет по месту их непосредственной регистрации, либо по месту расположения их филиалов, а также обособленных подразделений. Постановка на учет физических лиц осуществляется по месту их жительства, либо регистрации.

При этом данными лицами должны быть предоставлены следующие документы и сведения:

  • ФИО;
  • дата и место рождения;
  • данные о месте проживания;
  • сведения о паспорте;
  • сведения о гражданстве.

Все эти сведения указываются в специальном письменном заявлении, которое будущий налогоплательщик должен передать в налоговый орган. Постановка на учет должна быть осуществлена в 5-ти дневный срок с того момента, как налоговым органом было получено официальное заявление от налогоплательщика.

Постановка на налоговый учет юридического лица - организации и порядок данной процедуры требуют предоставления большего пакета документов. Сюда входит:

  • заверенный устав организации;
  • сведения о его непосредственной деятельности и уставном капитале;
  • данные о руководстве;
  • данные о наличии либо отсутствии филиалов, а также официальных представительств и т.д.

Постановка физических лиц либо организации на налоговый учет должна быть подтверждена специальным свидетельством, которое выдается налоговым органом в установленный срок.

Только после получения данного документа лицо становится официальным налогоплательщиком и может начинать определенную деятельность, предусмотренную его уставом, либо иными положениями.

Условия постановки на учет организаций и физических лиц

Постановка на учет, как физических лиц, так и организаций, может быть осуществлена только в том случае, если данными лицами были соблюдены все необходимые условия и порядок, предусмотренные нормами действующего налогового законодательства.

К основным условиям можно отнести: достижение необходимого возраста, полная дееспособность, наличие всех необходимых документов у физических лиц либо организаций.

Юридическими лицами также обязательно должен быть представлен и полный порядок произведенных расчетов, а также иные бухгалтерские документы, которые потребует уполномоченный представитель налогового органа.

После получения необходимого пакета документов, налоговый орган проводит сверку представленных данных и осуществляет их максимально внимательную проверку.

Нередко документы возвращаются обратно на руки заявителя для исправления каких-либо ошибок и неточностей, а также для указания дополнительных сведений, которых не имелось в представленных бумагах.

Постановка организации на учет будет осуществлена только в том случае, если будущий налогоплательщик сможет верно и грамотно заполнить все необходимые документы, своевременно собрать требующиеся справки и предоставить иную информацию, если такая необходимость появится. В противном случае требования заинтересованного лица о постановке его на налоговый учет могут быть отклонены с указанием конкретных причин.

Порядок учета организаций и физических лиц

Действующий порядок налогового учета физических и юридических лиц устанавливается налоговым законодательством, в частности, статьей 83 НК РФ. Первоначальным этапом учета является обращение заинтересованного лица в налоговый орган, расположенный по месту его учета, либо нахождения организации, и подача письменного заявления по установленному образцу.

Юридическими лицами, помимо заявления, должны быть поданы и дополнительные документы, список которых предварительно можно получить в налоговом органе.

Все документы будущего налогоплательщика принимаются уполномоченным сотрудником, о чем делается соответствующая пометка и дается расписка. Далее идет проверка всех представленных документов.

Постановка на учет должна быть осуществлена не позднее, чем через 5 дней после получения заявления уполномоченными лицами. В этот же срок налогоплательщику должно быть отправлено соответствующее уведомление о том, что постановка на учет осуществлена.

В непосредственный момент постановки, физическому, либо юридическому лицу присваивается индивидуальный идентификационный номер налогоплательщика.

Данный номер предназначен для обеспечения максимально точного учета и контроля процедуры налогообложения физических и юридических лиц. Этот номер будет содержать в себе все важнейшие сведения – налоги, которое платит лицо, наличие, либо отсутствие задолженностей, порядок расчетов, даты предыдущих налоговых выплат, список официальных обращений лица в налоговые органы и иные данные.

В дальнейшем, процедуры внесения изменений в какие-либо данные расчетов и учета, либо постановка на учет дополнительных объектов налогообложения, будет начинаться с главного и обязательного этапа – обращения в налоговый орган и подачи соответствующего письменного заявления заинтересованными лицами.

Особенности учета иностранных организация и физических лиц

Иностранная организация подлежит обязательной постановке на учет уполномоченными лицами в том случае, если на это имеются правовые основания.

В отношении сроков учета – для иностранных организаций действуют абсолютно такие же правила, как и для российских – постановка должна быть осуществлена в течение 5 дней со дня получения налоговым органом соответствующих документов для расчетов и письменного заявления.

Форма заявления для иностранной компании будет несколько отличаться от обычной. Данное заявление, а также необходимые для расчетов документы могут быть отправлены заинтересованными лицами по почте, с обязательным уведомлением о получении.

Помимо этого, пакет документов должен содержать заверенную копию документа, удостоверяющего личность того лица, которое, в полной степени, берет на себя ответственность за полноту, грамотность и верность представленных сведений и расчетов.

Также представитель иностранной компании должен представить правовые основания, которые подтвердят необходимость ее постановки на учет в российском налоговом органе.

Налоговый учет иностранных организаций представляет собой отдельную ветвь налогообложения. Она характеризуется некоторыми особенностями при установлении порядка расчетов налогов, а также иными нюансами, предусмотренными действующим законодательством РФ.


Ведущий юрист налоговой практики и арбитражных споров Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры»

Получив такое требование, необходимо помнить, что у компании нет безусловной обязанности представлять любые документы, которые хочет получить инспектор. Налоговый кодекс закрепляет строго ограниченный перечень ситуаций, в которых инспекция, проводящая камеральную налоговую проверку, вправе требовать у налогоплательщика раскрытия информации об исчислении налога.

Этот перечень является закрытым. Истребовать какую-либо информацию или документы в случаях, прямо не предусмотренных Налоговым кодексом, инспекция не вправе (на это прямо указано в п. 7 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, получив требование, в первую очередь, необходимо оценить его содержание с точки зрения наличия у инспекции права истребовать указанные документы или информацию.

Рассмотрим ситуации, в которых у инспекции возникает право требовать у компании раскрытия информации, а у компании возникает обязанность такую информацию предоставить. Все эти ситуации нашли отражение в положениях ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения камеральной налоговой проверки.


Ошибки (неточности) в декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Проверяя декларацию, Инспекция обнаружила:

  • ошибки в заполнении налоговой декларации (расчета);
  • противоречия в сведениях, содержащих в представленных налогоплательщиком документах;
  • несоответствие сведений, которые представил налогоплательщик, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.

В этой ситуации инспекция направляет компании требование, которым запрашивает пояснения по вопросу возникновения таких ошибок, противоречий, несоответствий.

Получив такое требование, компании необходимо представить пояснения, объясняющие причины возникновения таких противоречий, и раскрывающие корректность определения данных, отраженных в налоговой декларации.

Вместе с пояснениями компания вправе также представить документы, подтверждающие достоверность внесенных в декларацию данных (п. 4 ст. 88 НК РФ). Состав таких дополнительных документов в каждом случае налогоплательщик определяет самостоятельно.

В частности, компания может представить выдержки из регистров налогового или бухгалтерского учета, обороты по счетам, из которых можно увидеть формирование показателей спорных строк декларации.

Декларация с убытком (п. 3 ст. 88 НК РФ)

Для усиления изложенной в пояснениях позиции компания вправе дополнительно представить подтверждающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Налоговый кодекс не раскрывает перечень документов, обосновывающих получение компанией убытка.

Состав таких документов в каждом конкретном случае налогоплательщик определяет самостоятельно. В частности объяснить убыток могут помочь расшифровки строк 010, 020, 040 листа 02 декларации по налогу на прибыль, отчеты по проводкам бухгалтерских счетов, аналитические регистры бухгалтерского или налогового учета.

Уточненная декларация (п. 3, п. 8.3 ст. 88 НК РФ)

Право требовать дополнительного раскрытия информации возникает у инспекции при представлении уточненной налоговой декларации, в которой уточнение произошло в сторону уменьшения суммы налога к уплате.

Необходимо различать две ситуации.

Если с момента наступления срока подачи налоговой декларации за период, за который была подана проверяемая «уточненка», прошло менее двух лет, инспекция вправе истребовать у компании только пояснения по вопросу уменьшения показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Если же уточненная налоговая декларация была подана по истечении двух лет с последнего дня срока для подачи налоговой декларации (расчета) (и в ней уменьшена сумма налога к уплате или увеличена сумма полученного убытка), инспекция вправе запросить у компании также первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений (п. 8.3. ст. 88 НК РФ).

Декларация по НДС (п. 8, п. 8.1 ст. 88 НК РФ)

До 2015 года инспекция вправе была истребовать у компании документы только в ситуации, если НДС в декларации был заявлен к возмещению. В этом случае инспекция направляла компании требование о представлении документов, подтверждающих правомерность заявления в декларации налоговых вычетов.

Такими документами являются полученные счета-фактуры, первичные документы (акты, товарные накладные), подтверждающие приобретение товара, услуги, работы и принятие их к учету, договоры с поставщиками. Также инспекция вправе истребовать копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за период, отраженный в декларации (на это в частности указала ФНС России в письме от 10.08.2015 №СД-4-15/13914@) .

С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс были введены дополнительные основания, позволяющие истребовать у компании документы во время проведения камеральной налоговой проверки.

  • сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат другим сведениям из этой же декларации;
  • сведениям об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат сведениям, содержащимся в декларации по НДС, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном другим лицом.

При этом важно отметить, что выявленные противоречия должны свидетельствовать о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить в данной ситуации, законодатель оставил открытым, указав, что предметом истребования могут стать счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям. Таким образом, основное условие, которому должны соответствовать истребуемые документы, - их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.

Помимо полученных и выставленных счетов-фактур и первичных документов на приобретение товаров, работ, услуг, такими документами могут быть книги покупок и продаж, журналы учета полученных (выставленных) счетов-фактур, договоры с поставщиками.

Налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ)

Если компания представила налоговую декларацию, в которой заявлены налоговые льготы, инспекция вправе истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на применение этих льгот.

Объем этих документов определяется индивидуально для каждой заявленной льготы. К примеру, документами, подтверждающими право на налоговые льготы, предусмотренные подп. 2 п. 2 и п. 6 ст. 149 НК РФ (в отношении медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность), являются лицензия и документы, подтверждающие факт оказания медицинских услуг (письмо ФНС России от 27.11.2014 №ЕД-4-15/24607).

Декларация по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ)

При представлении компанией декларации по НДПИ, водному, земельному налогу, инспекция вправе истребовать документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты этих налогов.

Из описанных оснований видно, что случаи, в которых у инспекции возникает право на истребование документов у налогоплательщика, и объем истребуемых документов строго ограничены Налоговым кодексом. В то же время инспектора зачастую выходят за определенные законом рамки и направляют требования, которыми запрашивается гораздо более широкий перечень документов. Именно поэтому каждое полученное требование необходимо подвергать строгому анализу и не представлять «лишние» документы.

Мы, как практикующие налоговые юристы, всегда окажем профессиональную поддержку при сопровождении генерального директора или иного лица на допрос, чтобы ваша компания имела возможность получить наилучший результат.

Арбитражное адвокатское бюро «Абрамов, Рульков и партнеры»

Звоните: 8 495 134 32 23 (многоканальный)

Самошкина (Лебедь) Е. А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

B соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» существуют категории хозяйствующих субъектов, для которых аудит является обязательным. Аудит предполагает независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита этим Законом не выделяется, но он является составной частью аудита. Кроме того, экономические субъекты часто заинтересованы проверять налоговый учёт и налоговую отчетность перед очередной проверкой со стороны ФНС. Поэтому для снижения налоговых рисков организации проведение налогового аудита представляется актуальным[1].

Аудит налогов может проводиться аудиторской организацией в рамках специального задания по рассмотрению налоговых отчетов с целью выражения независимого мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Аудит налоговой отчетности необходим в целях определения:

  • правильности исчисления применимых к деятельности компании налогов;
  • состояния обязательных выплат на текущий период;
  • правомерности использования налоговых льгот;
  • степени соответствия системы ведения налогового учета требованиям законодательства.

Проведение налогового аудита предполагает несколько этапов:

1) экспертизу системы налогообложения;

2) экспертизу учетной политики для целей налогообложения;

3) проверку правильности исчисления налогов и осуществления выплат;

4) составление отчета с описанием ошибок, выявленных в ходе проверки, и формулировка предложений по их устранению.

Налоговый аудит осуществляется системой как внутреннего контроля, так и внешнего аудита.

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления налоговых платежей;
  • правовую и налоговую экспертизу системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценка уровня налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и доказательство верности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды при внешнем аудите может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. Налоговая отчетность, которая предоставляется по установленным формам (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах), и правомерность использования налоговых льгот должны проверяться при проведении аудита.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация имеет право проверять первичные документы проверяемого экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При анализе системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налоговых баз и составления налоговых деклараций, точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству[2].

С целью избежать арифметических погрешностей рекомендовано проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет. И еще проверяется оперативность представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов.

Полученную в процессе выяснения информацию аудитор регистрирует в собственных рабочих документах, выявляет значимость погрешностей и их воздействие на правдивость отчетности, при надобности корректирует план проверки.

Предварительно ознакомившись, аудитор должен составить мнение об особенностях системы налогообложения экономического субъекта, и поэтому он начинает с аудита налоговой отчетности. Целью такой проверки является выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах законодательным нормам. А вот что касается задачи, то здесь необходимо подобрать достаточные аудиторские подтверждения о достоверности налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов сообщая о налоговых рисках которые могут возникнуть у аудируемого лица при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любыерекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

При проведения налогового аудита следует рассматривать сначала, осуществляется ли деятельность клиента в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получены доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить некоторый профессиональный скептицизм в отношении рассматриваемых документов, учитывая вероятность нарушений налогового законодательства экономическим субъектом[3].

Аудитору необходимо установить какие полномочия предоставлены руководителю проверяемой организации собственниками по распределениюприбыли остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, ознакомиться с приказами, касающимися данноговопроса.

Результатом аудита налогового учета является:

  • подтверждение правильности и обоснованности расчетов по налоговымобязательствам организации за определенныйпериод;
  • оценка методов, в расчете налогов вспорныхситуациях;
  • анализ существующей методики оценки остатковнезавершенного производства и готовойпродукции;
  • анализ ведения и организации раздельного учета по НДС иразработка методик по оптимизацииналогообложения НДС;
  • подготовка рекомендаций по разделению рекламных расходов нанормируемые и ненормируемые и др.

Обязанность уплачивать установленные налоги и сборызакреплена в Конституции Российской Федерации. Право на взимание налогов и сборов с населения является признаком каждого государствадругими словами, главнымусловием для существования и выполнения социально-значимых функций самого государства.

Налоговый аудит представляет собой проведение контрольной работы за своевременностью уплаты и правильностью исчисления налогов в бюджет, вне зависимости от проверяющего субъекта, его целевой направленности и характера отношений с проверяемой организацией.

К сожалению, следует отметить, что экономические субъекты предпринимают недостаточно мер для сокращения нарушений в сфере налогов и налогообложения. Об этом свидетельствуют результаты проверок налоговых органов (см. таблицу).

Сведения об организации и проведении камеральных
и выездных налоговых проверок за 2015 год

Всего по России

Дополнительно начислено платежей (включая
налоговые санкции и пени), тыс. рублей

Вторник
18 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Цели и задачи аудита

Цель аудита определена как Международным стандартом ауди­та МСА 200, так Федеральным правилом (стандар­том) аудиторской деятельности № 1 «Цель принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Цель аудиторской деятельности — конкретная задача, на ре­шение которой направлена деятельность аудитора; она определя­ется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами ауди­тора

Целью собственно аудита согласно закону дея­тельности Федерации является выражение мнения финансовой (бухгалтерской) отчетности ауди­руемых лиц порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Согласно Федеральному правилу (стандарту) № 1 аудитор вы­ражает свое мнение финансовой (бухгалтерской) отчетности существенных отношениях.

Несмотря что мнение аудитора может способствовать росту доверия (бухгалтерской) отчетности, поль­зователь принимать данное мнение выраже­ние уверенности деятельности аудируемого лица подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица. Такую оценку дать услуги, сопутствующей аудиту.

Аудитор оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) отдельных операций аудируемого лица. Такую оценку дать услу­ги, сопутствующей аудиту.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности делать правильные выводы хозяйственной деятельности, финансовом положении аудируемых лиц базирующиеся выводах обоснованные решения.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получе­ны достаточные аудиторские доказательства, позво­ляющие аудиторской организации степенью уве­ренности сделать выводы относительно:

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета бухгалтер­ской отчетности Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская орга­низация экономического субъекта.

Аудит призван обеспечить разумную уверенность что рассматриваемая финансовая (бухгалтерская) отчетность существенных искажений. Понятие разумной уверен­ности — это общий подход, относящийся накопления аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод существенных искажений (бухгалтерской) отчетности, рассмат­риваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности при­меняется процессу аудита.

Ограничения, присущие аудиту об­наружения аудитором существенных искажений финансовой (бух­галтерской) отчетности, имеют место следующих причин:

аудита применяются выборочные методы

— любые системы бухгалтерского учета контроля являются несовершенными (например, гарантировать отсутствие сговора);

— преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предо­ставляет доводы определенного вывода, а не но­сит исчерпывающего характера.

Ограничивает надежность аудита факт, что работа, выпол­няемая аудитором для формирования своего мнения, основывает­ся профессиональном суждении,

— сбора аудиторских доказательств, числе при определе­нии характера, временных рамок аудиторских процедур;

— подготовки выводов, сделанных аудиторских дока­зательств, например при определении обоснованности оценоч­ных значений, полученных руководством аудируемого лица подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Кроме того, существуют другие ограничения, которые могут повлиять доказательств, используемых для формулирования выводов определенных предпосы­лок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (напри­мер, операций между аффилированными лицами). случаев правилах (стандартах) аудитор­ской деятельности определены особые процедуры, которые содержания отдельных предпосылок обеспечивают доста­точные надлежащие аудиторские доказательства при отсутствии:

— необычных обстоятельств, увеличивающих риск существенно­го искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности сверх того, который при обычных условиях;

— признака, указывающего существен­ного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Основная цель аудита финансовых отчетов — объективная оценка достоверности, полноты отражения в от­четности активов, обязательств, собственных средств и фи­нансовых результатов деятельности предприятия период, проверка соответствия принятой учетной политики действующему законодательству

Под достоверностью бухгалтерской отчетности понимается такая степень точности данных отчетности, которая позволяет квалифицированному пользователю информации отчетности де­лать на правильные выводы положении деятельности аудируемых организаций соответствующие обоснованные решения.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором выявлением резервов лучшего использова­ния финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат дея­тельности, доходов

В ходе аудиторской проверки устанавливаются правильность составления баланса, отчета достовер­ность пояснений устанавливают: активы отражены документы использованы насколько фактическая методика оценки имущества отклоняет­ся при определении учетной политики предприятия.

Отчет аудитор проверяет для установ­ления правильности расчета общей (бухгалтерской) прибыли.

Аудитор должен проверить:

— полноту выполнения решений собственников предприятия объема уставного капитала;

— тождество данных синтетического учета по счетам актива баланса;

— полноту отражения дебиторской задолженностей.

В процессе подготовки аудиторского заключения прове­ряется:

— соблюдение принятой учетной политики от­ражения хозяйственных операций имущества;

— правильность отнесения доходов пе­риодам;

— разграничение текущих затрат вложений;

— обеспечение тождества данных аналитического учета оборотам по счетам аналитического учета число каж­дого месяца.

Для достижения основной цели заключения аудитор должен решать ряд задач мнение по следу­ющим вопросам:

1) общая приемлемость отчетности: отчет­ность всем требованиям, предъявляемым и не противоречивой информации;

2) обоснованность: основания для включения указанных там сумм;

3) законченность: все надлежащие сум­мы; активы принадлежат компании;

4) оценка: статьи правильно оценены подсчитаны;

5) классификация: основания относить сумму счет,

6) разделение: операции, проводимые незадолго составления баланса или непосредственно после нее, периоду, были произведены;

7) аккуратность: суммы отдельных опера­ций данным, приведенным аналитического учета, они просуммированы, ито­говые суммы данным, приведенным книге;

8) раскрытие: статьи занесены отчет­ность отражены

Для реализации этих целей аудитор может использовать раз­личные способы накопления необходимой информации.

Аудиторы (аудиторские фирмы) своей деятельности решают также ряд задач, связанных аудиторских услуг:

— проверка ведения бухгалтерского учета отчетно­сти, законности хозяйственных операций;

— помощь бухгалтерского учета;

— помощь учета, составлении бух­галтерской (финансовой) отчетности;

— помощь планировании налогов; консультирование по отдельным вопросам ведения учета отчетности;

— экспертные оценки результатов хозяйственной дея­тельности;

— консультирование по широкому кругу финансовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое консультирование

— разработка учредительных документов

— предоставление информации партнерах;

— информационное обслуживание клиентов;

Осуществляя проверку, независимые аудиторы выполняют две основные функции: функцию высококлассного сборщика свидетельств для подтверждения полноты, истинно­сти точности представленной отчете информации соответствия расшифровок отчете общепринятым принципам учета. функции — интерпретации фактов, подтверж­дающих выводы составителя финансового отчета, вы­водов — сильно возросла два десятилетия. Отчасти это явилось следствием успешного совершенствования адми­нистрацией своих структур внутреннего контроля, что обеспе­чивает получение технически достоверной информации. Ауди­торы часто считают более целесообразным проверить систему внутреннего контроля, чтобы получить свидетельства эффек­тивности нежели подвергать провер­кам информацию, выданную этой системой учета. причиной смещения акцентов является количествен­ный рост сложных сделок, сделок нового типа оценивать способ администрацией.

Указанные две функции исчерпывающими, по­скольку аудиторы выполняют также консультационную, информационную функции.

Читайте также: