Ставки акцизов рб 2021

Опубликовано: 15.05.2024

Пиво — подакцизный товар или нет

Если вы задаетесь вопросом: пиво подакцизный товар или нет, ответ — да! Пенный напиток с содержанием алкоголя 0,5%-8,6% и выше облагается акцизом. Безалкогольное не попадает под действие налога. Это постановление сформулировано в 22 главе Налогового Кодекса. В разделе «Акциз на алкоголь» пиво отсутствует. Государство берет налог на слабоалкогольный напиток как на самостоятельный товар.

Налог на пиво введен для того, чтобы повысить цену напитка и сделать его менее доступным. Акциз напрямую влияет на итоговую цену продукта, поступающего на прилавки. Разумеется, налог платит не покупатель, но эта издержка производителя или продавца уже включена в цену на товар розничного магазина или питейного заведения. Слишком дешевое пенное доступно разным сегментам потребителей. Предполагается, что повышение цены на товар подействует на спрос. А значит, меньший процент покупателей позволит себе данную покупку. Таким образом, Правительство минимизирует проблему алкогольной зависимости граждан.

Расширено право на повышенный вычет акциза

С 1 апреля 2021 года больше организаций получили право заявить вычет акциза с коэффициентом 2.

Это предприятия, которые вырабатывают электро- и теплоэнергию из средних дистиллятов. Вычет положен им при получении средних дистиллятов в качестве топлива для сжигания и выработки энергии.

Законодатели определили перечень документов, которые необходимы для подтверждения вычета. Среди них:

  • реестр накладных (актов приема-передачи) на поставку средних дистиллятов в качестве топлива;
  • регистры учета использованного топлива и отпуска энергии;
  • документы, подтверждающие выработку топлива по видам установок.

А при реализации средних дистиллятов для бункеровки морских судов сумму вычета нужно определять с учетом нового коэффициента Вдфо. Новые нормы п. 23 ст. 200 НК РФ установили порядок расчета этого коэффициента.

Эти изменения ввели подп. «б», «в» п. 11, подп. «а» п. 12 ст. 1, п. 5 ст. 2 Закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ.

Кто платит акциз на пиво

Плательщиками акциза на пиво выступают организации, предприниматели или частные лица. В каких случаях возникает обязательство оплаты налога? Во-первых, если работа компании связана с подакцизным товаром. Это любые действия, совершаемые с пивом. К ним относятся: дарение, покупка, перемещение, продажа, производство и разлив.

Во-вторых, при изготовлении и сбыте напитка частная пивоварня и пивоваренный завод обязаны платить акциз на напиток. И предприниматель, купивший готовые солодовые сорта для дальнейшей реализации, покупает акциз. Разлив пива в тару признан законом частью производственного процесса, поэтому продавец обязан платить налог. В третьих, акцизное обязательство возникает при таможенных операциях с пивом. Импорт и экспорт хмельного напитка облагается налогом.

Расширено право на вычет акциза

С 1 апреля 2021 года применить вычет акциза получили право организации, которые вырабатывают электро- и теплоэнергию из средних дистиллятов.

Они могут получить свидетельство на совершение операций со средними дистиллятами и при его наличии заявить вычет при получении таких дистиллятов в качестве топлива.

Также законодатели расширили состав технологических процессов переработки средних дистиллятов. С 2021 года к ним относят:

  • замедленное коксование;
  • гидроконверсию тяжелых остатков;
  • получение технического углерода путем термического или термоокислительного разложения средних дистиллятов;
  • производство битума путем окисления гудрона.

Таким образом, предприятия, которые при переработке средних дистиллятов выполняют перечисленные операции, могут делать вычет по акцизу.

Кроме того, в НК РФ уточнены характеристики средних дистиллятов.

Всё это ввели в НК РФ ст. 1 и п. 5 ст. 2 Закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ.

Ставки акциза на пиво

акциз на пиво

Ставка акциза на пиво подвержена ежегодным изменениям. Акциз распространяется и на алкогольные напитки, изготовленные на основе пива: медовуха, сидр и пуаре. Величина ставки принимается на заседаниях Правительства и публикуется как поправка к Налоговому Кодексу. Ставка выражена в твердой денежной форме за 1 литр. Причем, цена варьируется от степени содержания алкоголя в пенном напитке. Налоговая база — это объем проданных или переданных подакцизных товаров. Ставка и налоговая база определяют, какую сумму акциза будет оплачивать налогоплательщик.

Пивоваренная компания, которая приобрела сырье и произвела напиток в течение месяца, сталкивается с двойным акцизом. Она платит налог при покупке сырья для пивоварения и при передаче готового товара на продажу. Закон предусматривает для налогоплательщика снижение нагрузки платежей, что позволяет высчитать разницу акцизов и оплатить ее в следующем месяце, после отчетного.

В 2018-2019 году

Ставка акциза на пиво в 2021 году никак не менялась. Она была принята еще 2021 году и просуществовала вплоть до 2021. Акциз на пиво в 2021 году не отличается от акциза на пиво в 2021 году в России. Он установлен по следующим ставкам:

  1. На безалкогольное — 0 рублей за литр.
  2. На пиво с содержанием алкоголя 0,5%-8,6% — 21 рубль за литр.
  3. На напитки из пива с содержанием алкоголя 0,5%-8,6% — 21 рубль за литр.
  4. На пиво с содержанием алкоголя выше 8,6% — 39 рублей за литр.

При ввозе импортного пенного налогоплательщик платит ставку, соответствующую проценту содержания алкоголя в напитке. Российская Таможня при расчете обращается к ставке, принятой Налоговым Кодексом.

В 2021 году

Акциз на производство пива изменится в январе следующего года. Он составит:

  • 22 рубля на пиво и напитки из него с содержанием алкоголя 0,5%-8,6%;
  • 41 рубль на напиток с содержанием алкоголя выше 8,6%.

Неизменной останется нулевая ставка в декларации на безалкогольное пиво. На ввозимые пивные напитки и пиво распространяются аналогичные ставки.

акцизы в России https://grosh-blog.ru
сколько акцизов12 https://grosh-blog.ru
структура сбора акцизов в 2017 году https://grosh-blog.ru

Общие правила учета акцизов

Бухгалтерский и налоговый учет акцизов ведут прежде всего фирмы, связанные с производством подакцизных товаров, а также переработчики подакцизного сырья и импортеры подобных товаров.

Таким образом, подавляющее большинство налогоплательщиков использует подакцизные товары (например, приобретают бензин), но отдельный учет их не ведут. Акциз попадает сразу в стоимость приобретенного товара и отражается в общей сумме.

Как уплачиваются акцизы на ГСМ (дизельное топливо, бензин)?

К примеру, изготовитель определенного НК РФ товара рассчитывает акциз при продаже партии деловому партнеру. Если затем покупатель сам станет продавцом и перепродаст товар, необходимость начисления акциза отпадает.

Обратите внимание! Фирмы-производители подакцизных товаров не могут применять ЕСХН, кроме производителей винной продукции из собственного винограда (ст. 346.2-6 п. 2). Также под запретом и применение УСН (ст. 346.12-3 п. 8), кроме собственной винной продукции. Налогоплательщики на «вмененке» уплачивают акцизы на общих основаниях (ст. 346.26 п. 4).

Порядок учета акцизов на счетах БУ уточнил Минфин в письме №96 12/11/96 (р. 2):

  1. Для учета акцизов бухгалтер применяет счет 19 с открытием на нем с/счета «Акцизы по оплаченным МЦ» и счет 68, используя с/счет «Расчеты по акцизам».
  2. Фирма обязана организовать раздельный учет акцизных сумм по ТМЦ оприходованным и оплаченным и по ТМЦ, которые не оприходованы и не оплачены.
  3. В учетных регистрах БУ акцизы должны выделяться отдельной графой.
  4. Учет акцизов должен быть построен так, чтобы обеспечить получение корректной информации для составления налоговых деклараций.

Как уплачиваются акцизы на средние дистилляты?

Порядок и срок уплаты

Оплатить акциз на пиво можно после его расчета и внесения в налоговую декларацию. Она формируется и оплачивается ежемесячно. Безалкогольное тоже декларируется, но проходит по нулевой ставке. Оставить его без учета нельзя. Чтобы рассчитать акциз на производство пива, налогоплательщик пользуется формулой:

Акциз = Ставка акциза * Налоговая база

Допустим, пивоваренная компания произвела за один месяц 200 литров безалкогольного, 350 литров пива с содержанием алкоголя 4%, 330 литров напитка с содержанием алкоголя 6% и 150 литров с содержанием алкоголя 9%. Определим сумму акциза компании:

  1. 21 * (350 + 330) = 7 280 рублей
  2. 39 * 150 = 5 850 рублей
  3. 7 280 + 5 850 = 13 130 рублей

Компания оплатит акциз в 13 130 рублей и обязательно укажет 200 литров безалкогольного напитка с нулевой ставкой. Учет ведется по каждому виду пива отдельно.

Сдать декларацию в Налоговый орган плательщик должен до 25 числа каждого месяца. Оплата акциза перечисляется в 2 этапа: до 25 числа следующего месяца и 15 числа второго месяца. Платеж и аванс вносят все изготовители, кроме отдельной категории — пивовары. Им разрешено внести косвенный налог один раз: при реализации или передаче пива. Обычное хранение хмельных напитков акцизом не облагается. Передача с производства на хранение пива не является подакцизной операцией. День отгрузки пива изготовителем продавцу — это дата реализации.

Налоговая инспекция штрафует за подачу декларации позже установленного срока, за занижение налоговой базы и незаконные действия или бездействия. Неуплата акциза на пивные напитки в срок предполагает штраф в 20% от стоимости недоимки. А за факт умышленной невыплаты — 40% от недоимки. Уголовная ответственность применяется за факт неуплаты акциза на пиво в крупном размере. Налог необходимо платить вовремя.

Стандартные проводки по акцизам

Продажа

В случае продажи подакцизного товара могут быть два варианта проводок: Дт 90/4 (или 91/2) Кт 68 и Дт 19 Кт 68 – отражен акциз при продаже подакцизного товара. Счет 91/2 применяют при безвозмездной передаче соответствующего товара, например, при проведении рекламной акции.

Как заполнить декларацию по акцизам на дизельное топливо?

Первая проводка актуальна, если акциз предъявляется покупателю. Счет 68 здесь корреспондирует со счетом выручки от реализации соответствующего товара. Если покупателю акциз не выставляют, применяется вторая проводка.

Поясним на условном примере. Фирма-производитель алкогольной продукции реализовала оптовику партию на сумму 30000 руб., в т.ч. НДС. По реализованной продукции начислен акциз 5125 руб. 30000/1,2 = 25000 руб. 30000 – 25000 = 5000 руб.

  • Дт 62 Кт 90/1 30000 руб. – зафиксирована выручка от реализации.
  • Дт 90/3 Кт 68/НДС 5000 руб. – отражен НДС с выручки.
  • Дт 90/4 Кт 68/расчеты по акцизам 5125 руб. – начислен акциз при продаже алкоголя.

Акцизы, предъявленные покупателю к оплате, в целях налогообложения прибыли в расчет не берутся (письмо Минфина №03-07-06/59 от 9/03/11).

Другой пример. Продавец, имеющий свидетельство на производство прямогонного бензина, реализует его в переработку другой фирме, также имеющей свидетельство на переработку. Реализовано товара на 960 000 руб., в т.ч. НДС. По реализованной продукции начислен акциз 588800 руб.960000/1,2 = 800000 руб. 960000 – 800000 = 160000 руб.

  • Дт 62 Кт 90/1 960000 руб. – зафиксирована выручка от реализации.
  • Дт 90/3 Кт 68/НДС 160000 руб. – отражен НДС с выручки.
  • Дт 19/акцизы Кт 68/расчеты по акцизам 588800 руб. – начислен акциз при продаже сырья.
  • Дт 68/расчеты по акцизам Кт 19/акцизы 588800 руб. – акциз принят к вычету продавцом согласно счетам-фактурам.

Акциз всегда начисляется в день отгрузки, даже если в договоре право собственности покупатель приобретает в момент оплаты. По общему правилу (такое применяется, к примеру, в отношении НДС) днем отгрузки считается день оформления первого из документов на покупателя. Акциз по неоплаченной, но отгруженной продукции можно фиксировать проводкой Дт 76 Кт 68/расчеты по акцизам, с открытием на 76 счете отдельного с/счета. После перехода права собственности кредитуют 76 счет: Дт 90/4 Кт 76.

Единая государственная автоматизированная информационная система

Последним нововведением есть обязательное подключение к единой информационной ЕГАИС всем, кто желает продавать крепкие напитки. И не имеет значения в розницу или на разлив. Именно благодаря этой системе стало возможным осуществлять строгий контроль каждой из единиц товара. Поэтому, начиная с 2021 года, запрещено продавать акцизный продукт без подключения к этой базе данных. Пойманные на таком нарушении будут обязаны оплатить немалые суммы в виде штрафов.



Как работает ЕГАИС

Эта система контроля позволяет также молниеносно определять данные ввезенного поступления: когда и кем был ввезен в страну, показатели состава, крепости и место реализации. С помощью ЕГАИС стало возможным избегать контрабандного товара. Чтобы алкогольный бизнес процветал нужно:

  • приобрести новые акцизы на алкоголь;
  • подключится к ЕГАИС;
  • получить лицензию. И не имеет значения, каким видом занимается предприниматель. Лицензионное разрешение есть обязательным для всех без исключения.

Для выдачи последней существует Федеральная служба по регулированию алкогольных продуктов. У нее есть филиалы в Москве и других крупных городах страны. Это наделяет ее преимуществом, поскольку дает контроль над изготовителями и покупателями даже на местных рынках. Прежде чем обращаться в службу за разрешением, всем юридическим особам нужно собрать соответствующие документы и заполнить заявление на ее приобретение.

Исключение: частные предприниматели, продающие пиво и напитки могут делать это без разрешения, при условии имеющегося постоянного торгового места.

Эксперты федеральной службы рассматривают запрос на протяжении месяца. После чего, вправе и отказать в лицензии, если на это есть причины. Если же было принято положительное решение, то документ выдается максимум на пять лет.

Исчисление и уплата акцизов

В этой части нашего разговора приведем пример того, как рассчитывается акциз, например, по фиксированной ставке.

Для этого применяется такая формула расчета:

А = Нб * Тс, гдеА – это начисляемая сумма акциза, Нб – база налога (количество реализованных товаров), Тс – твердая ставка.

Итак, компания С. произвела и продала 700 литров пива, которое является крепким. Значит, оплатить ей придется: 700 * 21 = 14 700 рублей.

Расчет по комбинированной ставке производится по следующей формуле:

А = Нб * Тс + О + Ас /100%, где А – сумма акциза, Нб – база налога, Тс – твердая ставка, О – сумма, которая будет получена при реализации Нб, Ас – ставка в процентах.

Акциз на алкоголь: суть понятия и зачем он нужен

Акцизом называют пошлину, которая установлена государством для производителей алкогольных напитков, табачных изделий и ряда других товаров. Но сегодня мы остановимся подробнее только на налоге для производителей алкоголя. Данный налог называют внутренним, действующим в границах государства.

Кроме того, акцизы в России включены в стоимость товаров, а значит и потребитель оплачивает их. Если же подакцизная продукция реализуется в розницу, сумма акциза не выделяется.

Так для чего же нужны акцизы? Ответ прост: чтобы государство получало прибыль от изготовления продукции, которая популярна у населения. А также, по словам экспертов, повышение акцизов – действенная мера в борьбе с излишним употреблением алкоголя.

Негативные стороны:

  • Увеличение объемов незаконно ввозимого алкоголя;
  • Риск увеличения продаж заведомо некачественных алкогольных напитков.

Плательщики и объекты

Объектами налогообложения акцизом принято считать операции:

  • реализация по территории государства изготовленной подакцизной продукции, в том числе и предмета залога;
  • передача продукции в пределах РФ для дальнейшего личного использования;
  • передача по территории РФ изготовленного подакцизного товара в уставной капитал компании, паевое соглашение кооператива и так далее;
  • передача изготовленного товара участникам, если они выбыли из общества либо компании, в пределах государства, что касается также и товара, изготовленного по условиям соглашения, который был передан участникам в качестве долевого имущества;
  • реализация юридическими лицами подакцизной продукции, которая была конфискована либо является бесхозной согласно решению судебного органа.

Статья №79 Налогового кодекса РФ включает в себя перечень следующих плательщиков акциза.

ПлательщикТолкование
ОрганизацияОсуществляет деятельность с подакцизным товаром
Индивидуальные предпринимателиОсуществляющие операции, связанные с изготовлением либо реализацией пива
ГражданеОсуществляющие операции, связанные с транспортировкой товара через таможню

Принятый ГОСТ приравнивает процесс разлива пивной продукции к изготовлению, поэтому на это устанавливаются акцизы.

Кроме того, согласно ст. 182 Налогового кодекса РФ, разлив пива на территории РФ приравнивается к его изготовлению, поскольку это относится к производственному процессу согласно принятым нормативно-правовым документам Правительством РФ.

Организация, которая осуществляет свою трудовую деятельность, связанную с разливом пивной продукции, относится к обычным плательщикам акциза.

Фирма закупила пиво в пивных бочках, а после приступило к разливу по тарам. В дальнейшем оно перепродается в магазины, значит, в обязательном порядке должен быть начислен акциз.

В Госдуму РФ на 2021 год правительством внесены некоторые изменение, касающиеся размера акцизных ставок. В частности предлагается пересмотреть налогообложение алкогольной продукции. Предполагается, что ставка акциза на тихие вина вырастет с 18 до 31 рубля за литр, на винные газированные напитки (игристое шампанское) не содержащие ректификованного этилового спирта - с 36 до 40 рублей за литр, чистый этиловый спирт - до 544 рублей за литр, а на а на денатурированный спирт – 111 рублей.

Налогообложение легковых автомобилей и бензина изменится только с 2022 года. В 2021 году акцизные ставки на нефтепродукты, табачные изделия и продукцию автопрома останутся без изменений.

Таблица акцизных ставок в 2020 - 2021 году

Этиловый спирт

Виды подакцизных товаров

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно

Этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец и дистилляты (винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый)

При реализации производителям:

спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;

спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

При реализации плательщикам авансового акциза (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза, являющийся товаром Таможенного союза)

При передаче в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 НК

При передаче производителями в структуре одной организации или при реализации для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 НК

При реализации организациям, которые не платят авансовый акциз (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию, не являющийся товаром Таможенного союза)

107 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

При передаче в структуре одной организации для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, кроме этилового спирта:
– который передается в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 НК;
– который реализуется (передается в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 НК;
– который реализуется для производства продукции бытовой химии и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке

Спиртосодержащая продукция

Виды подакцизных товаров

с 1 января по
31 декабря 2019 года включительно

Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке

0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция (кроме парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках)

418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Алкогольная продукция

Виды подакцизных товаров

с 1 января по
31 декабря 2019 года включительно

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (кроме пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)1

523 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Вина, фруктовые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, кроме игристых вин (шампанских)

Игристые вина (шампанские), кроме игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно1

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива2

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента1

Сидр (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода)

Пуаре (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода)

Медовуха (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта)

Табак и табачная продукция

Виды подакцизных товаров

с 1 января по
31 декабря 2019 года включительно

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)1

3050 руб. за 1 кг

207 руб. за 1 шт.

Сигариллы (сигариты), биди, кретек

2938 руб. за 1000 шт.

1890 руб. за 1000 штук + 14,5% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 2568 руб. за 1000 шт.)

Табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания

5808 руб. за 1 кг

Электронные системы доставки никотина

Жидкости для электронных систем доставки никотина

Автомобили и мотоциклы

Виды подакцизных товаров

с 1 января по
31 декабря 2019 года включительно

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно

0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно

47 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.).

Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)

454 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 147 кВт (200 л. с.) и до 220 кВт (300 л. с.) включительно

743 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 220 кВт (300 л. с.) и до 294 кВт (400 л. с.) включительно

1267 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 294 кВт (400 л. с.) и до 367 кВт (500 л. с.) включительно

1310 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 367 кВт (500 л. с.)

1354 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Нефтепродукты

Виды подакцизных товаров

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно

не соответствующий классу 5

13 100 руб. за 1 т

12 314 руб. за 1 т

8541 руб. за 1 т

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

5400 руб. за 1 т

13 912 руб. за 1 т.

Ставка определяется по формуле: 13 100 + 4865 × 0,167 – и округляется до целого значения

Бензол, параксилол или ортоксилол (подп. 12 п. 1 ст. 181 НК)

2929 руб. за 1 т.

Ставка определяется по формуле: 2800 + 774 × 0,167 – и округляется до целого значения

2800 руб. за 1 т

9241 руб. за 1 т

Темное судовое топливо

В общем случае ставку акциза рассчитывайте по формуле:

((Цнефть × 7,3 – 182,5) × 0,3 + 29,2) × Р × Спю × Ккорр × Крег,

Цнефть – среднемесячный уровень цен нефти «Юралс» на мировых рынках, выраженный в долларах США за баррель;

Р – среднее значение за календарный месяц курса ЦБ доллара к рублю. Нужно определить как среднее арифметическое значение курсов ЦБ за каждый день отчетного месяца;

Спю – удельный коэффициент, который характеризует корзину продуктов переработки нефтяного сырья;

Ккорр – с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно равен 0,167 (п. 6 ст.193 НК);

Крег – коэффициент, который определяют в зависимости от состава производственных мощностей по переработке нефтяного сырья с учетом региональных коэффициентов.

Особенности расчета налоговой ставки установлены в пункте 8 статьи 193 НК. При расчете ставки определяйте виды произведенных и реализованных продуктов переработки нефтяного сырья по правилам, установленным постановлением Правительства от 29.12.2018 № 1729

Законопроект (N984546-7) был внесен правительством на прошлой неделе.

В итоге с нынешнего уровня в размере 1,966 тыс. рублей за 1 тыс. штук акциз вырастет до 2,359 тыс. рублей.

Акциз состоит из специфической (фиксированной) части и адвалорной составляющей (процент от максимальной розничной цены). Адвалорный компонент на этот год составляет 14,5% расчетной стоимости, но не менее 2,671 тыс. рублей за 1 тыс. штук. Закон также предлагает в 2021 г. увеличить адвалорный компонент до 16% от расчетной стоимости, но не менее 3,205 тыс. рублей за 1 тыс. сигарет.

В действующем Налоговом кодексе заложен рост акциза на 4% в 2021 г. - до 2,045 тыс. рублей плюс 14,5% расчетной стоимости, но не менее 2,778 тыс. рублей за 1 тыс. штук.

По мнению представителей отрасли, резкий скачок акцизов в 2021 г. приведет к значительному росту цен на сигареты и, как следствие, - расширению рынка нелегальной продукции. Ранее Минфин в рамках обсуждения законопроекта на площадке Госдумы анонсировал меры по усилению контроля за розничной продажей сигарет и ужесточению ответственности за продажу немаркированной продукции. Минфин также посчитал, что от повышения акцизов бюджет получит дополнительно порядка 80 млрд рублей.

Согласно поправкам в НК РФ, повысить акциз на 20% вместо 4% в 2021 г. предлагается и на другие виды табачной продукции: на трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный табак - с 3,172 тыс. рублей за килограмм до 3,806 тыс. рублей (вместо 3,299 тыс. рублей согласно действующему НК), на сигары - с 215 рублей за штуку до 258 рублей (вместо 224 рублей), на сигариллы, биди, кретек - с 3,055 тыс. рублей за 1 тыс. штук до 3,666 тыс. рублей (вместо 3,177 тыс. рублей). Кроме того, Минфин предлагает в 2021 г. повысить акциз на 20% на нагреваемый табак (с 6,04 тыс. рублей за килограмм до 7,248 тыс. рублей вместо 6,282 тыс. рублей) и на электронные системы доставки никотина, устройства для нагревания табака (с 50 рублей за штуку до 60 рублей вместо 52 рублей).

На этой же неделе правительство внесло в Госдуму на ратификацию соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов Евразийского экономического союза. По нему государства обязуются к 2024 г. выровнять уровень акцизов на сигареты и установить его в размере 35 евро за 1 тыс. штук (3 тыс. 132 рубля). Диапазон отклонения в меньшую или большую сторону может быть не более 20%. Согласно принятому Госдумой закону, ставка акцизов на сигареты в 2022 г. составит 2,454 тыс. руб., в 2023 г.- 2 тыс. 552 руб. за 1 тыс. штук.

Отменяется акциз на мазут, введении обратного акциза на СУГ и этан

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении правительственный закон, который вводит обратный акциз на сжиженные углеводородные газы (СУГ) и этан, отменяет акциз на мазут, а также вводит инвестиционный коэффициент, увеличивающий размер обратного акциза на нефтяное сырье.

Принятый закон, по замыслу разработчиков, призван создать стимулирующие налоговые условия для производителей нефтегазохимии из сжиженных углеводородных газов, а также для компаний, перерабатывающих этан в нефтегазохимическую продукцию.

Документ вводит с 1 января 2022 г. в Налоговый кодекс акцизы на СУГ и этан. Ставки акциза на них устанавливаются на 2022 г. в размере 9 тыс. руб. за тонну этана и 4 тыс. 500 руб. за тонну СУГ. При этом акциз на СУГ будет увеличиваться с 2024 г. на 1 тыс. руб. каждый год с тем, чтобы составить 7,5 тыс. руб. к 2026 году.

Для того, чтобы получить обратный, отрицательный акциз на этан либо СУГ, компании должны будут либо ввести новые мощности по переработке этана или СУГ мощностью более 300 тыс. тонн в год, либо заключить до 1 января 2023 г. с Минэнерго специальное инвестиционное соглашение и в период с 2022 г. по 2027 г. инвестировать в новые мощности не менее 65 млрд руб.

Документ уточняет определения СУГ и этана, вводит формулировку, которая конкретизирует технические характеристики, которые не позволяют отнести продукты к данным видам смесей и получить по ним обратный акциз. Например, в том случае, если СУГ и этан получены в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия.

Закон также предусматривает меры по стимулированию инвестиций в нефтепереработку. Предполагается введение повышающего инвестиционного коэффициента (1,3) к обратному акцизу на нефтяное сырье для компаний, которые вложили в модернизацию нефтепереработки более 50 млрд руб. либо в развитие сопутствующих месторождений более 30 млрд руб. Для этого нефтепереработчикам нужно заключить соглашение с Минэнерго до 1 октября 2021 г.

Документ уточняет формулировку средних дистиллятов, что позволяет вывести мазут из перечня подакцизных товаров. Подакцизным товаром мазут стал недавно - с 1 апреля 2020 г. Введение акциза на мазут совпало с разбушевавшимся коронавирусом. И потребители мазута - энергетические компании и промышленные предприятия, которые в некоторых случаях используют его для производства тепло- и электроэнергии, в сложной экономической ситуации подняли вопрос о переносе вступления акциза в силу. Компании просили из-за распространения пандемии отсрочить уплату акциза до января 2021 г.

Госдума уточнила перечень МСП, которые могут претендовать на освобождение от ряда налогов на время пандемии

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, который расширяет перечень субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), которые могут претендовать на освобождение от ряда налогов на время пандемии.

Поправки в законопроект (N987383-7) были внесены в начале недели главой думского комитета по бюджету Андреем Макаровым.

Сейчас льготной по уплате налогов на время пандемии могут воспользоваться компании МСП, работающие в наиболее пострадавших отраслях экономики и включенные в единый реестр МСП на основе налоговой отчетности за 2018 г. Предлагается уточнить, что предусмотренное законом освобождение предоставляется не только на основании налоговой отчетности за 2018 г., но и в связи с созданием в период с 1 декабря 2018 г. по 29 февраля 2020 г. Положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.

Как сообщалось, в мае Госдума приняла закон, который в рамках налога на прибыль дал право МСП не уплачивать ежемесячные авансовые платежи, которые нужно уплатить во втором квартале 2020 года; авансовые платежи за отчетные периоды 4 месяца, 5 месяцев, 6 месяцев 2020 года за минусом ранее начисленных авансовых платежей за отчетный период 3 месяца; авансовые платежи за первое полугодие 2020 года за минусом ранее начисленных сумм авансовых платежей за первый квартал.

По акцизам - в части налога за налоговые периоды апрель, май, июнь 2020 года; по единому сельскохозяйственному налогу - в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года; по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - в части авансового платежа за отчетный период - первое полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж за первый квартал 2020 года; по ЕНВД - в части налога, исчисленного за второй квартал 2020 года.

При исчислении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, не учитываются календарные дни срока действия патента, приходящиеся на апрель, май и июнь 2020 года.

СМИ получили право для налогового учета записывать в потери 30% стоимости непроданного тиража

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении поправку в Налоговый кодекс (НК) РФ, согласно которой СМИ и издательствам при расчете налога на прибыль будет разрешено записывать в потери нереализованную продукцию в пределах не более 30% от стоимости тиража.

Законопроект (N991161-7) в июле был внесен в Госдуму правительством.

Согласно действующему законодательству, при расчете налога на прибыль разрешено учитывать потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной продукции СМИ и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, в пределах не более от 10% стоимости тиража.

"В настоящее время установлен размер потерь в виде стоимости указанной нереализованной продукции в пределах до 10% стоимости тиража, тогда как процент данных потерь в большинстве издательских домов существенно выше", - сообщал ранее Минфин, который и предлагал увеличить эту долю до 30%.

Расходом признается стоимость продукции СМИ и книжной продукции, не реализованной в течение следующих сроков: для периодических печатных изданий - в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания; для книг и иных непериодических печатных изданий - в пределах 24 месяцев после выхода их в свет; для календарей (независимо от их вида) - до 1 апреля года, к которому они относятся.

Закон вступит в силу через один месяц со дня официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.

Госдума приняла закон об отмене акциза на спирт для производителей антисептиков

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении правительственный законопроект, который вводит для производителей гелей-антисептиков на основе спирта получение свидетельств о регистрации в налоговом органе для возмещения акциза на спирт.

Документ (N984546-7) был внесен в парламент в июле.

Поправки вносятся в статью 179.2 Налогового кодекса (НК) РФ, которая устанавливает перечень видов деятельности, при занятии которыми организациям выдается свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным спиртом. Принятый закон включает в данный перечень компании, которые занимаются производством спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля, крема на гелевой основе (крем-геля), в качестве сырья для производства которой используется этиловый спирт. Данным компаниям предлагается получить свидетельство на производство данной продукции. Условие получение свидетельства - наличие у организации на праве собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) мощностей по хранению этилового спирта, а также по производству, хранению и отпуску антисептиков.

"В рамках нашей работы по борьбе с COVID было выявлено, что при покупке спирта для производства дезинфицирующей спиртосодержащей продукции в виде геля необходимо уплачивать акциз. C тем, чтобы не было такого рода проблемы, мы предусмотрели для производителей дезинфицирующих средств в виде геля специальные свидетельства", - пояснял ранее замминистра финансов Алексей Сазанов. По его словам, при наличии этого свидетельства акциз будет возвращаться при подтверждении целевого использования спирта для производства дезинфицирующих средств в виде геля.

Ранее предполагалось, что закон вступит в силу через месяц после официального опубликования, в принятой редакции - с 1 января 2021 г.

Принят закон, уточняющий размер вычета по акцизам на виноград

Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении поправки в Налоговый кодекс (НК) РФ, которые уточняют порядок расчета налогового вычета по акцизу на виноград для производства спиртных напитков полного цикла (крепкий алкоголь) на 2020-2022 годы.

Законопроект (N984546-7) в июле внесло в парламент правительство.

Согласно действующему законодательству, с 1 января 2020 года производители алкогольной продукции могут получить вычет по акцизам на сырье (виноград). Вычету подлежат суммы акциза, умноженные на специальный коэффициент (Квд). Вычетам подлежат суммы акциза, исчисленные при использовании винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, игристого вина (шампанского), спиртных напитков по технологии полного цикла.

Установленный на период до 2022 года коэффициент Квд для вина, шампанского не меняется. Закон увеличивает коэффициенты для расчета налогового вычета при использовании винограда для производства спиртных напитков по технологии полного цикла: в 2021 году - с 0,254 до 0,63; в 2022 году - с 0,262 до 0,65; устанавливает коэффициент на 2023 год - 0,67. Во внесенном документе предполагалось повышение этого значения и в 2020 году - с 0,245 до 0,61, но в итоговый текст данная правка не вошла.

Как говорится в пояснительной записке, принятие закона необходимо для соблюдения интересов бюджетной системы РФ и предприятий винодельческой отрасли, так как действующий с 1 января 2020 года коэффициент приводит к уменьшению ставки акциза на крепкоалкогольную продукцию ниже ставки акциза на слабоалкогольную продукцию, что создает несопоставимые условия налоговой нагрузки между производителями спиртных напитков по технологии полного цикла и производителями слабоалкогольной продукции.

Принят закон о системе free-flow на платных дорогах

Госдума приняла в финальном третьем чтении закон о платных автодорогах, по которому в России появится безбарьерная система взимания платы за проезд "свободный поток" (free flow).

Въезд на платную дорогу станет возможным не только через знакомые российским автомобилистам пункты оплаты со шлагбаумами (toll plaza), но и без них - по системе безбарьерного проезда free-flow. Факт проезда конкретным автомобилем будут фиксировать камеры, которые должен будет установить оператор платного участка.

Основным способом оплаты на платных дорогах без шлагбаумов станет транспондер. Если транспондера нет, или на электронном счете будет недостаточно денег, авторы поправок предлагают ввести обязанность автомобилиста оплатить проезд в течение пяти суток после выезда с дороги. Срок оплаты предлагается считать с момента последнего проезда по дороге.

Порядок оплаты на платных дорогах федерального значения должно будет установить правительство РФ, а регионального и местного значения - органы власти региона и органы местного самоуправления. В таком порядке должно быть детально прописано, как пользователь сможет узнать о задолженности и внести деньги.

Автомобилист, не внесший плату за проезд, будет нести ответственность по закону. На оператора дороги, согласно поправкам, возлагается обязанность обеспечить водителей информацией о том, сколько стоит проезд, как и когда его можно оплатить. Также оператор будет обязан информировать автомобилиста о поступлении и списании средств с электронного счета, а также о появлении задолженности, если денег на проезд не хватило.

Максимальная плата за проезд, которую устанавливает оператор платной дороги, не может быть выше уровня, установленного правительством РФ (региональными или муниципальными властями, если дорога не относится к федеральным). При этом плата за проезд для всех транспортных средств одной категории должна быть одинаковой.

Законопроект в первом чтении был принят еще весной, важные поправки были предложены и одобрены профильным комитетом Госдумы по транспорту и строительству при подготовке документа ко второму чтению, которое состоялось накануне.

Система безбарьерного проезда free-flow, как сообщалось, будет реализована на ЦКАД - там планируют установить 12 рамок взимания платы, каждая из которых будет оборудована типовым составом видеокамер, антенн, лазерных датчиков. Информация с этих рамок будет стекаться для обработки в центральную систему.

"Автодор" уже тестирует эту систему на федеральной трассе М-4 "Дон" - там на 64 км дороги установили тестовый комплект оборудования.

Технология free-flow, применяемая за рубежом, призвана решить проблему пробок перед пунктами взимания оплаты на платных автодорогах, которые могут возникать при большом потоке транспорта. Кроме того, при использовании новой технологии заметно упрощается обустройство дороги, поскольку нет необходимости выделять земельный участок и организовывать пункт взимания оплаты (toll plaza) с будками, шлагбаумами, дополнительными полосами для движения и другими элементами инфраструктуры, что особенно актуально в случае строительства ЦКАД в Московской области.

Минфин подготовил проект поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих увеличение в 2021 году ставки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты на 20% по сравнению с текущими ставками, сообщили РБК в пресс-службе министерства. Поступивший из Минфина документ (с ним также ознакомился РБК) был одобрен на комиссии по законопроектной деятельности и будет рассмотрен на заседании правительства, уточнили в пресс-службе правительства. Дату заседания собеседник РБК не уточнил.

Текущая версия Налогового кодекса уже предусматривает, что в 2021 году ставки акцизов на сигареты, табачную и никотиносодержащую продукцию, а также электронные сигареты должны вырасти, но всего на 4%. Например, действующая сейчас ставка акциза на сигареты — 1996 руб. за 1 тыс. штук — в следующем году должна была вырасти до 2045 руб., ставка акциза на электронные сигареты и вейпы — с 50 до 52 руб. за штуку. В предложенных Минфином поправках в 2021 году ставка акциза определена уже в 2359 руб. и 60 руб. соответственно.

«Внеплановое повышение акцизов позволит обеспечить выполнение социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии», — констатирует представитель Минфина, добавляя, что в последующие годы ставка акциза будет индексироваться стандартно, с учетом уровня прогнозируемой инфляции.

Сколько собирают сейчас

С начала 2020 года по август акцизы на табачную продукцию, которая производилась на территории России, принесли государству, согласно данным системы «Электронный бюджет», 372 млрд руб. Прогноз на весь год — 586,5 млрд руб. Еще 16,7 млрд руб. собрано акцизов на табак для нагревания, производимый в России. Акцизы на табак, электронные системы доставки никотина и никотиносодержащие жидкости, ввезенные из-за рубежа, составили около 2 млрд руб.

Таким образом, по итогам этого года Минфин планирует собрать около 600 млрд руб. «табачных» акцизов.

Как это скажется на стоимости сигарет

Акциз — основной фактор в цене сигарет, указывает Василий Груздев, директор по связям с органами государственной власти российского офиса Japan Tobacco International (производит сигареты Winston, Mevius, Camel, Glamour). Предложенное повышение в следующем году ставок акцизов на 20% приведет к значительному увеличению средневзвешенной цены пачки сигарет для потребителей — до 140 руб., оценивает Груздев. Такое увеличение ставок акциза повлечет за собой рост розничных цен в среднем минимум 20 руб. за пачку, подтверждает Олег Барвин, руководитель по связям с госорганами российского офиса British American Tobacco (бренды Dunhill, Kent, Lucky Strike). Повышение ляжет бременем в первую очередь на потребителей недорогих сигарет, которые наиболее чувствительны к цене: доля налога в стоимости недорогой пачки в полтора раза выше, чем в стоимости сигарет премиального сегмента, отмечает Илона Миртова, директор по корпоративным и юридическим вопросам российского офиса Imperial Tobacco (бренды Davidoff, West).

В абсолютных цифрах это будет самое большое за всю историю табачной отрасли в России повышение ставки акциза на сигареты, отмечает Барвин. С 2010 по 2020 год минимальная ставка акциза на сигареты в России выросла более чем в десять раз, за это же время средняя цена пачки сигарет в рознице выросла в 4,8 раза — с 25 руб. примерно до 120 руб. в этом году, добавляет Груздев.

Какова позиция Минздрава

Начать дискуссию о повышении акциза на табачную и другую никотиносодержащую продукцию в августе этого года призывала главный терапевт Минздрава Оксана Драпкина. Она напоминала, что налоговые меры, исходя из рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и мирового опыта, — самые эффективные в борьбе с табаком.

Если законопроект Минфина об увеличении табачных акцизов поступит в Минздрав, его рассмотрят, сообщили в пресс-службе последнего, отметив, что на фоне повышения акцизов потребление табака у населения в России сократилось с 2009 года за десять лет с 39 до 28%.

В мае прошлого года Минздрав в проекте своей антитабачной концепции прогнозировал, что доля курящих россиян должна снизиться к 2035 году до 5%, но затем отказался от этой цели — в окончательной версии концепции предполагается, что число курящих сократится до 21%.

Без огонька

Производство табачных изделий в России, по данным Росстата, падало с 2014 по 2017 год. Небольшой годовой рост был в 2018 году (на 4,1%). По итогам 2019 года производство табачных изделий в России вновь упало на 9,5% к уровню 2018 года. В этом году выпуск табачных изделий рос, за исключением апреля и мая, когда в России был пик пандемии коронавируса: производство за январь—июль выросло на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года.

В последние годы продажи сигарет населению стагнировали: в рознице Росстат фиксировал падение розничных продаж табачных изделий с 2012 года, в 2018–2019 годах продажи оставались на уровне предыдущего года.

В 2019 году Росстат сообщал, что по итогам выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на здоровье населения, почти каждый пятый россиянин был заядлым курильщиком. Каждый день курят 22,5% россиян, а свою жизнь без сигарет не представляют 5,4% респондентов.

О чем предупреждают производители

Рост акцизов усилит разрыв в розничных ценах между легальной продукцией и нелегальными сигаретами, которые присутствуют на рынке, — это спровоцирует обвал легального рынка и рост доли контрафакта и контрабанды до 30%, категоричен Барвин. На фоне снижения реальных располагаемых доходов населения и при наличии на российском рынке нелегальных сигарет по цене 50–70 руб. за пачку предложенное повышение цен на легальную продукцию приведет к тому, что еще большая часть потребителей перейдут на нелегальную продукцию, согласен и Груздев.

Потери федерального бюджета из-за нелегального рынка, которые, по оценкам экспертов, в этом году могут составить 100 млрд руб., вырастут кратно, предупреждает Сергей Слипченко, вице-президент по корпоративным вопросам российского офиса Philip Morris (Marlboro, L&M). Если поправки будут приняты, бюджет вместо дополнительных доходов может недополучить более 270 млрд руб., оценивает Барвин.

При менее радикальном повышении акциза таких последствий, по мнению Груздева, можно избежать: в случае если ставки акциза увеличатся всего на 8–10%, цена пачки в рознице увеличится в следующем году в среднем на 10% по сравнению с 2020 годом. При таком сценарии бюджет в итоге пополнится больше, чем если акциз вырастет сразу на 20%, и не приведет к взрывному росту нелегального рынка, уверяет Груздев.

Предотвратить риски незаконной торговли табаком должна вводимая в России государственная система маркировки, обнадеживает представитель Минздрава. Обязательная маркировка табачной продукции введена в России с марта 2019 года: выпускать табачную продукцию без марок было запрещено, а с июля этого года был запрещен оборот всей немаркированной продукции.

Власти России установили единую минимальную розничную цену (ЕМРЦ) на сигареты – с 1 апреля 2021 года одна пачка стоит не менее 108 рублей.

Одобряющий нововведение Федеральный закон №504-ФЗ «О внесении изменений в ст.13 Федерального закона №15-ФЗ» 30 декабря 2020 года подписал президент РФ В. В. Путин.

Разбираемся, для чего установили ЕМРЦ и как она отразится на розничных продажах и жизни курильщиков.

Как теперь устанавливаются цены на сигареты. Новые правила с 1 апреля

В России запрещается продажа табачных изделий по цене выше максимальной розничной цены (МРЦ) и ниже единой минимальной розничной цены (ЕМРЦ).

До 1 апреля устанавливались максимальные розничные цены самостоятельно производителями, а минимальная розничная цена составляла 75% от максимальной. Часто продавцы устанавливали минимальную цену на сигареты и выдавали ее за скидку. А это запрещено законом.

С 1 апреля минимальную стоимость табачных изделий определяет Минсельхозпром. Она будет единой для всех розничных продавцов. Единая минимальная розничная цена (ЕМРЦ) рассчитывается по специальной формуле с учетом ставки акциза, НДС и повышающего коэффициента 1,4. ЕМРЦ будет индексироваться каждый год.

Предпринимателю придется самостоятельно отслеживать новости по изменению ЕМРЦ сигарет. В 2021 году ЕМРЦ на пачку сигарет из 20 штук составляет 108 рублей, в 2022 году она повысится до 112 рублей.

Продажа табака в рознице

Продажа табачной продукции потребителям с 1 апреля осуществляется по максимальным розничным ценам, установленным в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Но максимальная цена не может быть ниже установленной единой минимальной цены.

Зачем изменили МРЦ на сигареты

Причин две. Главная – это борьба с нелегальной продукцией на табачном рынке.

С ней уже борется обязательная маркировка табака, которая началась 1 марта 2019 года. Она показала весьма успешные результаты – уже через год после старта процент нелегальной продукции снизился в два раза.

Но с 1 января 2021 года акцизы на табачные изделия увеличились на 20%. Это, соответственно, привело к заметному росту цен. Большая часть покупателей вновь обратила внимание на недорогую альтернативу, поэтому доля контрафактных сигарет, особенно из стран ЕАЭС, снова стала расти.

Правительство и многие производители считают, что установление МРЦ (минимальных розничных цен) на табачные изделия поможет маркировке табака бороться с нелегальным товаром на рынке. ЕМРЦ – это своего рода индикатор для определения контрафакта. Так добросовестные предприниматели не будут терпеть убытки из-за неравных конкурентных условий с недобросовестным бизнесом, а покупатели будут уверены в качестве сигарет.

Второй причиной повышения МРЦ (минимальных розничных цен) называется борьба с вредной привычкой граждан. По данным Росстата в России курит 22% населения: 40% мужчин и каждая десятая женщина. Также сигареты станут менее доступны для несовершеннолетних. Ведь небольшие магазины, даже нарушая закон, часто продают им дешевые сигареты.

Максимальная цена по-прежнему устанавливается отдельно по каждой марке.

Изменит ли введение минимальной розничной цены среднюю цену пачки сигарет

Введение Единой минимальной розничной цены не отразилось на средней цене пачки качественных сигарет, считают представители ведущих табачных компаний. Цена на сигареты должна учитывать все налоги и издержки (производственные, логистические и т. д.), а цены крупных легальных производителей уже их учитывают.

Основное влияние на стоимость сигарет в розничной торговле оказывает рост акцизов. В 2020 году пачка обходилась покупателю в среднем в 120 рублей. В 2021-ом, с учетом акцизов, которые выросли на 20%, ее рекомендованная розничная цена (РРЦ) составляет 140 рублей. Для сравнения, стоимость контрафактной пачки – 50-60 рублей.

Что делать рознице с нереализованными сигаретами после 1 апреля

Для розницы законом предусматривается переходный период. Если цена на пачке указана ниже ЕМРЦ, то есть ниже 108 рублей, и эта продукция произведена до 01.04.2021 года, ее можно продать по максимальной розничной цене до 01.07.2021 года.

“Реализация потребителям ранее произведенной или ввезенной табачной продукции с максимальными розничными ценами, установленными на уровне ниже единой минимальной цены табачной продукции, действующей на момент реализации указанной продукции, но не ниже единой минимальной цены табачной продукции, действовавшей в период, непосредственно предшествующий дате применения новой единой минимальной цены табачной продукции, допускается в течение трех месяцев с даты применения новой единой минимальной цены табачной продукции".

То есть владельцы магазинов могут продавать товар, произведенный и введенный в оборот до 1 апреля, по цене ниже установленной ЕМРЦ до 1 июля 2021 года.

Напоминаем, что в России действует обязательная маркировка сигарет, поэтому ваша касса должна:

поддерживать тег 1162,

отправлять чек с кодом и фискальными данными в ОФД.

Еще, по тем же правилам маркировки, розничные магазины, как и все участники товарооборота маркированных товаров, должны вести документооборот через ЭДО (электронный документооборот).


МТС Касса предусмотрела все, чтобы вы просто продавали табак по закону:

Интеграция с ЭДО. Принимать УПД вы можете как на кассе, так на ПК в личном кабинете кассового сервиса.

Встроенный товарный учет. Автоматический учет табачных и других товаров: сбор статистики продаж, более 50 аналитических отчетов, учет актуальных остатков и т. д.

Модуль для подключения к ЕГАИС и интеграция с ФГИС Меркурий. Вы работаете со всеми подотчетными товарами в режиме одного окна через кассовый сервис.

Совмещение двух налоговых режимов или двух организаций на одной кассе.

Бесплатное обновление ПО под все изменения закона в автоматическом режиме.

Удаленный контроль торговли со смартфона через специальное приложение для руководителей “МТС. Мой бизнес”.

Экономим на эквайринге

Все МТС Кассы поддерживают работу с СБП (системой быстрых платежей), что помогает рознице существенно экономить на комиссиях за эквайринг.

Ставка в СБП гораздо ниже, чем по эквайрингу – от 0,4 до 0,7%.

С МТС Кассой терминал эквайринга и дополнительные гаджеты для приема безналичных платежей через СБП не требуются.

Какие штрафы ожидают нарушителей

За стимулирование продажи табака продавец привлекается к ответственности по статье 14.3.1 КоАП РФ:

ИП – от 5 до 15 тысяч рублей;

юридические лица – от 80 до 150 тысяч рублей.

За нарушение порядка ценообразования табачных изделий по статье 14.6 КоАП РФ предусмотрены следующие размеры штрафов:

ИП – 50 тысяч рублей или дисквалификация до трех лет;

юридические лица – двукратный размер полученной выручки.

ИП – 50 тысяч рублей или дисквалификация до трех лет;

юридические лица – 100 тысяч рублей.

Также продавцов ждут штрафы за продажу сигарет без маркировки:

5 000 - 10 000 руб. для ИП;

50 000 - 100 000 руб. для юридических лиц.

и за отсутствие номенклатуры в чеке:

1 500 - 3 000 руб. – для должностных лиц;

5 000 - 10 000 руб. – для ИП и ООО.

Дата публикации: 05.04.2021

Читайте также: