Ставка вывозной таможенной пошлины на нефть сырую март 2020

Опубликовано: 26.03.2024

Что представляет из себя экспортная пошлина

Экспортная пошлина — часть стоимости вывозимого за границу товара, переходящая от экспортера в пользу государства. В случае экспортной пошлины на нефть — это определенная доля от экспортной цены нефти уплачиваемая нефтяными компаниями в пользу федерального бюджета. При помощи вывозного сбора государство забирает часть доходов экспортеров и перенаправляет их на различные нужды страны.

Для нефтяных компаний наиболее крупной и важной является экспортная пошлина на сырую нефть, но также нефтяники платят пошлины за вывоз различных видов нефтепродуктов, бензина, нефтяного кокса.

Как считается экспортная пошлина

Экспортная пошлина на сырую нефть взимается с разницы между фактической среднемесячной ценой тонны Urals и установленным нормативным значением. В зависимости от стоимости тонны нефти существует 4 основных варианта расчета экспортной пошлины:

1) Фактическая средняя цена тонны Urals ниже $109,5 — ставка пошлины равна 0%.

2) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $109,5, но ниже $146 — ставка пошлины не превышает 35%.

3) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $146, но ниже $182,5 — ставка пошлины не превышает $12,78 + 45%.

4) Фактическая средняя цена тонны Urals выше $182,5 — ставка пошлины не превышает $29,2 + 30%.

Законодательство также предусматривает возможность установления особых формул расчета для нефти с особыми свойствами или добытых на определенных участках, но серьезно общую картину они не меняют.

На практике последних лет используется формула под номером 4, так как средняя стоимость тонны нефти Urals ни разу за последние годы не опускалась ниже $182,5 за тонну (примерно $25 за баррель).

Дополнительно с 2019 г. в формулу расчета включается корректирующий коэффициент, равный 0,833. На него умножается полученное значение ставки пошлины. Он был введен в рамках «налогового маневра» с целью постепенного снижения экспортной пошлины до 0 к 2024 г. и одновременного увеличения НДПИ. В 2020 г. данный коэффициент будет равняться 0,666.

Актуальный вид формулы на 2019 г. при Urals выше $25 за баррель:

Размер экспортной пошлины на сырую нефть = ((Фактическая средняя цена тонны Urals — $182,5) * 0,3 + $29,2) * 0,833

Размер экспортных пошлин на различные нефтепродукты устанавливается в процентном отношении от экспортной пошлины на сырую нефть.

Правительство при помощи диверсификации ставок стимулирует нефтяные компании заниматься производством определенных нефтяных продуктов, преимущественно товаров с более высокой степенью переработки. На сырую нефть и темные нефтепродукты (мазут, нефтяной битум, отработанные нефтепродукты) установлена максимальная ставка экспортной торговой пошлины, в то время как на переработанные продукты: дистилляты, бензол, смазочные масла она составляет всего 30%.

Размер экспортной пошлины за прошедший месяц регулярно публикуется Минфином РФ на официальном сайте 15 числа. Например, с 15 апреля по 14 мая 2019 г. экспортная пошлина на нефть Urals была установлена в размере $110,4 за тонну.

Что значит экспортная пошлина для нефтяных компаний

Экспортная пошлина занимает довольно существенную часть в расходах нефтяных компаний. К примеру, по итогам 2018 г. размер уплаченной экспортной пошлины Роснефти составил 1 061 млрд руб. или почти 13% от выручки компании. Экспортная пошлина Татнефти за тот же период достигла 94 млрд руб. или более 10% от выручки.

При рыночной цене в $72 за баррель примерно $15 приходится уплачивать в качестве экспортного сбора. Из формулы расчета экспортной пошлины можно заметить, что на ставку влияет только цена нефти, причем линейно. Это значит, что когда цена нефти находится выше $25 за баррель, рост цены барреля нефти на $1 увеличивает экспортную пошлину на $0,25. Однако тут есть одна важная особенность, которая следует из процесса расчета сбора.

Эффект временного лага

На каждый следующий месяц ставка пошлины устанавливается в зависимости от средней цены Urals за период с 15 числа предыдущего месяца по 14 число текущего месяца. То есть, средняя цена нефти с 15 февраля по 14 марта влияет на экспортную пошлину в апреле, а с 15 марта по 14 апреля — на ставку пошлины в мае. Подобная схема приводит к образованию эффекта «временного лага».

Разберем конкретный пример. Минфин РФ отслеживает цены на нефть Urals с 15 января по 14 февраля, исходя из которых 15 февраля он объявляет о том, какой уровень экспортной пошлины устанавливается на период с 1 марта по 1 апреля.

Это значит, что если цена на нефть начнет резко расти с 16 февраля, то эффект от роста цен на нефть найдет отражение в выручке компании в I квартале, но экспортная пошлина вырастет лишь в апреле, что отразится уже в результатах II квартала. Данный механизм может как дополнительно улучшать финансовые результаты компаний при росте цены на нефть, так и ухудшать их при падении.

В IV квартале 2018 г. происходило устойчивое снижение цен на нефть. Так как экспортная пошлина «запаздывает» относительно рыночных цен, то каждый месяц нефтяные компании были вынуждены уплачивать большую сумму отчислений.

К примеру, Лукойл по результатам IV квартала 2018 г. оценил влияние временного лага в -$2,73 за каждый баррель экспортированной нефти, что примерно соответствует $11,5 млн недополученной операционной прибыли. Обратный эффект имел место уже в I квартале, когда началось восстановление нефтяных котировок.

Помимо эффекта временного лага на размер экспортной пошлины может оказать влияние изменение структуры экспорта. При увеличении степени переработки экспортируемых нефтепродуктов пошлина должна снижаться, а при росте экспорта сырой нефти или товаров с низкой степенью обработки увеличиваться. На практике компаниям не всегда выгодно заниматься глубокой переработкой нефти, однако без существующего налогового механизма сегмент нефтепереработки мог бы оказаться в худшем положении, чем есть сейчас.

Резюме

В будущем влияние экспортной пошлины на результаты нефтяных компаний будет постепенно снижаться, что связано с «налоговым маневром». Уже в 2024 г. предполагается обнуление пошлины, а ее место займет возросший НДПИ. Однако до тех пор данный сбор будет продолжать оказывать существенное влияние на российскую нефтегазовую отрасль, особенно в периоды роста волатильности цен на сырье.

БКС Брокер

Последние новости

Рекомендованные новости

Рынок США. В фокусе — макростатистика и сезон отчетности

4 акции на рынке США, которые не собираются падать

Рубль проявляет слабость, несмотря на множество драйверов роста

Корпоративные события на рынке США. Как они влияют на акции

Частные инвесторы на российском рынке. Каково их влияние

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

Copyright © 2008–2021. ООО «Компания БКС» . г. Москва, Проспект Мира, д. 69, стр. 1
Все права защищены. Любое использование материалов сайта без разрешения запрещено.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 154-04434-100000 , выдана ФКЦБ РФ 10.01.2001 г.

Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ОАО Московская Биржа. ООО «Компания Брокеркредитсервис» , лицензия № 154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия.

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

В соответствии со статьей 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе» и постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 154 «О порядке мониторинга цен на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и о признании утратившим силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1155», от 26 февраля 2013 г. № 155 «О порядке мониторинга цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском), а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 251» и от 29 марта 2013 г. № 276 «О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» Минэкономразвития России осуществляет мониторинг цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках нефтяного сырья, рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин в отношении них в соответствии с методиками, утвержденными указанными постановлениями, а также публикует результаты мониторинга и расчета на сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. Мониторинг цен на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период с 15 июня 2020 г. по 14 июля 2020 года.*

319,9 долл. США за тонну

* Расчет средней за период мониторинга цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) осуществляется с использованием данных, предоставленных Аргус Медиа (Раша) Лимитед / Argus Media (Russia) Limited, права на которые принадлежат Аргус Медиа Лимитед / Argus Media Limited.

2. Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти на период с 1 по 31 августа 2020 года.

Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование позиции** Ставка вывозной таможенной пошлины (в долларах США за 1000 кг)
2709 00 нефть сырая кроме: 46,9
2709 00 900 1 нефть сырая плотностью при 20 °С более 887,6 кг/м3, но не более 994 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,015 мас.%, но не более 3,47 мас.%8) 0
2709 00 900 2 нефть сырая плотностью при 20 °С не менее 694,7 кг/м3, но не более 980 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 5 мас.%10) 4,6
2709 00 900 3 нефть сырая плотностью при 20 °С не менее 694,7 кг/м3, но не более 887,6 кг/м3 и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.%8) 0
2709 00 900 9*** прочие 0
2710 12 110 – 2710 12 250 9, 2710 12 900 2, 2710 12 900 8, из 2710 20 900 0 прямогонный бензин 25,7
2710 12 900 1 тримеры и тетрамеры пропилена 3,0
2710 12 310 0, 2710 12 700 0, 2710 19 110 0 – 2710 19 350 0 из 2710 20 900 0 легкие дистилляты; средние дистилляты 14,0
2710 19 421 0 – 2710 19 480 0, 2710 20 110 0 – 2710 20 190 0 дизельное топливо 14,0
2710 12 411 0 – 2710 12 590 0, из 2710 20 900 0 бензины товарные 14,0
2902 20 000 0 бензол 14,0
2902 30 000 0 толуол 14,0
2902 41 000 0 – 2902 43 000 0 ксилолы 14,0
2710 19 510 1 – 2710 19 680 9, 2710 20 310 1 – 2710 20 390 9 мазут 46,9
2710 19 710 0 – 2710 19 980 0, из 2710 20 900 0 масла смазочные; прочие 14,0
2710 91 000 0 – 2710 99 000 0 отработанные нефтепродукты 46,9
2711 12 – 2711 19 000 0 сжиженные углеводородные газы 0
2712 вазелин и парафин, кроме: 46,9
2712 90 110 0 сырые 0
2712 90 190 0 прочие 0
2713 11 000 0 кокс нефтяной некальцинированный 3,0
2713 12 000 кокс нефтяной кальцинированный 0
2713 20 000 0 – 2713 90 900 0 битум нефтяной 46,9
2901 10 000 1 этан, бутан, изобутан 0

** Для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС. Наименование позиции приведено только для удобства пользования.

*** В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 09.11.2017 № 1342 и от 12.04.2018 № 438.

Прогноз поступления доходов от взимания вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти, представлен в таблице 3.7.

2020 год (оценка)

Год

Год

Год

1 246 147,5

1,1

1 180 274,5

1,0

973 757,8

0,7

Поступление доходов от взимания вывозных таможенных пошлин по углеводородному сырью рассчитано на основе следующих показателей (таблица 3.8):

Объемные показатели, используемые для расчета вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти в Российской Федерации в 2021-2023 годах

Показатель

Год

Год

Год

Прогноз доходов от взимания вывозных таможенных пошлин на углеводороды в 2021 году на 169 674,7 млн рублей или на 15,8% больше,
чем ожидаемое поступление доходов в 2020 году, в 2022 году –
на 65 873,0 млн рублей или на 5,3% меньше, чем сумма доходов по прогнозу на 2021 год, на 2023 год – на 206 516,7 млн рублей или на 17,5% меньше, чем сумма доходов по прогнозу на 2022 год.

Существенный рост прогнозируемых поступлений в 2021 году связан с ожидаемым восстановлением экономики и внешней торговли после спада экономической активности в 2020 году на фоне борьбы с новой коронавирусной инфекцией, с сокращением обязательств по снижению добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. В прогнозе учтено изменение законодательства в части отмены пониженных и льготных ставок вывозной таможенной пошлины на сверхвязкую нефть и нефть, экспортируемую с месторождений, указанных в подпункте 4 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 "О таможенном тарифе", а также изменение предоставления освобождения по уплаты ввозной таможенной пошлины на нефть на участках недр, уплачивающих НДД, в результате корректировки действующего режима НДД. Основные факторы отклонения прогноза поступлений год к году представлены в таблице 3.9.

Фактор 2021 год 2022 год 2023 год
1 2 3 4
Отклонение от предыдущего года 169 674,7 -65 873,0 -206 516,7
Изменения законодательства - 102 111,5 - 221 171,5 - 254 308,1
Изменение цены на нефть марки "Юралс" [3] 79 346,8 36 204,6 10 668,6
Изменение экспортных цен на газ природный 107 573,0 15 211,4 4 630,8
Изменение курса доллара США по отношению к рублю 18 585,2 11 878,3 10 790,3
Изменение объемов экспорта 66 281,3 92 004,1 21 701,7
Нефть сырая - 18 109,4 - 82 377,2 - 158 595,8
Уточнение порядка расчета вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на участках недр, облагаемых НДД 40 464,7
Отмена пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на сверхвязкую нефть 18 991,6
Отмена льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, экспортируемую с месторождений, указанных в подпункте 4 пункта 5 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" 18 653,0
Поэтапное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках "завершения налогового маневра" (за счет ежегодного изменения понижающего коэффициента к ставке вывозной таможенной пошлины) - 117 555,2 - 146 546,3 - 177 143,9
Изменение цены на нефть марки "Юралс" 53 059,6 29 055,5 7 386,2
Изменение курса доллара США по отношению к рублю 6 636,9 3 886,2 2 957,5
Изменение объемов экспорта нефти сырой - 38 360,0 31 227,4 8 204,5
Газ природный 220 489,7 83 090,4 28 368,4
Изменение экспортных цен на газ природный 107 573,0 15 211,4 4 630,8
Изменение курса доллара США по отношению к рублю 7 384,5 6 093,7 6 494,5
Изменение объемов экспорта газа природного 105 532,1 61 785,3 17 243,1
Товары, выработанные из нефти - 32 705,7 - 66 586,2 - 76 289,4
Поэтапное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках "завершения налогового маневра" (за счет ежегодного изменения понижающего коэффициента к ставке вывозной таможенной пошлины) - 62 665,6 - 74 625,2 - 77 164,2
Изменение цены на нефть марки "Юралс" 26 287,2 7 149,1 3 282,4
Изменение курса доллара США по отношению к рублю 4 563,7 1 898,4 1 338,3
Изменение объемов экспорта товаров, выработанных из нефти - 890,9 - 1 008,6 - 3 745,8



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Специалист таможенного дела

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: info@customsspec.ru

Аналитика
Анализ вывозных таможенных пошлин

Анализ вывозных таможенных пошлин показал, что они составляют значительную часть доходов федерального бюджета.

Вывозные таможенные пошлины относятся к неналоговым доходам федерального бюджета.

Основную часть неналоговых доходов составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (61,3 %) (таблица 1).

Таблица 1 – Показатели поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет в 2018-2023 годах, в миллионах рублей

Показатели поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет

Необходимо отметить, что наблюдается отрицательная динамика по поступлению доходов от внешнеэкономической деятельности в доход федерального бюджета, в связи с чем снижается и доля этих доходов в общей сумме доходов федерального бюджета с 61,3 % в 2019 г. до 46,4 % к 2022 году (таблица 2).

Таблица 2 – Динамика и прогноз поступления доходов от внешнеэкономической деятельности в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей

Динамика и прогноз поступления доходов от внешнеэкономической деятельности

Основная часть доходов от внешнеэкономической деятельности формируется за счет взимания вывозных таможенных пошлин. В 2019 году поступление доходов от взимания вывозных таможенных пошлин составило 2 212 753,3 млн. рублей. По сравнению с 2016 годом объем указанных поступлений уменьшился на 812898,9 млн. рублей, вследствие снижения поступлений вывозных таможенных пошлин на все категории углеводородного сырья (таблица 3, рисунок 1).

Таблица 3 — Динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей

Динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин

Рисунок 1 — Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика и прогноз поступлений вывозных таможенных пошлин в 2019 – 2022 годах, в миллионах рублей

Основная сумма поступлений, от взимания вывозной таможенной пошлины приходится на вывозную таможенную пошлину на нефть сырую (48 %) (рисунок 2).

Анализ вывозных таможенных пошлин: структура вывозных таможенных пошлин

Рисунок 2 – Анализ вывозных таможенных пошлин: структура вывозных таможенных пошлин в 2019 г.

Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2019 году составило 1 067 207,7 млн. рублей, что меньше чем в 2018 году, при этом согласно прогнозу, до 2022 года поступление вывозных таможенных пошлин на нефть сырую сократится (рисунок 3).

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на нефть сырую

Рисунок 3 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в 2018-2022 годах, в миллионах рублей

Прогнозируемые объемы нефти сырой, в том числе сверхвязкой, экспортируемой в страны дальнего зарубежья, отражены в соответствии с Прогнозом СЭР, ставки вывозной таможенной пошлины рассчитаны в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 4 и подпункта 1 пункта 6 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на газ природный в 2019 году составило 698 345,3 млн. рублей, при этом согласно прогнозу, до 2022 года поступление вывозных таможенных пошлин на газ природный увеличится к 2021 и 2022 годам (рисунок 4).

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на газ природный

Рисунок 4 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на газ природный в 2018-2022 годах, в миллионах рублей

Основные показатели для формирования прогноза вывозных таможенных пошлин на газ природный, такие как налогооблагаемый объем газа природного, экспортируемого в страны дальнего зарубежья и страны СНГ, за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, цена на экспортируемый газ природный учитывается в расчете на основании данных прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Цена на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья, отраженная в Прогнозе СЭР на 2020 год, составляет 199,0 доллара США за 1 тыс. куб. метров, в то время как в расчете к законопроекту учтена цена в размере 197,9 доллара США за 1 тыс. куб. метров.

Таким образом, принимая в расчете цену на газ природный, экспортируемый в страны дальнего зарубежья, в соответствии с прогнозом СЭР в размере 199,0 доллара США за 1 тыс. куб. метров, объем дополнительных доходов вывозной таможенной пошлины на газ природный составит в 2020 году более 3 400 млн. рублей.

Поступление доходов от вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, составило 430 054,4 млн. рублей, что меньше уровня 2018 года, а к 2022 году доходов от вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти сократятся почти в 3 раза к уроню 2019 года (рисунок 5).

Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти

Рисунок 5 – Анализ вывозных таможенных пошлин: динамика поступления сумм вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти в 2018-2022 годах, в миллионах рублей

По итогам 2019 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 5 729,1 млрд. рублей, что на 334,1 млрд. рублей или на 5,5% меньше по сравнению с 2018 годом, при этом вывозная таможенная пошлина составляет 40 % в общем объеме доходов, администрируемых таможенными органами (рисунок 6).

Структура таможенных платежей в 2019 г.

Рисунок 6 – Структура таможенных платежей в 2019 г.

Основными причинами снижения в 2019 году поступлений по вывозной таможенной пошлине на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, являются:

  • применение в рамках реализации «налогового маневра» с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года включительно при расчете ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую корректирующего коэффициента 0,833 в соответствии с пунктом 4.1 статьи 3.1 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»;
  • снижение цены на нефть сырую марки «Юралс», используемой для расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и товары, выработанные из нефти, на 10,4%;
  • снижение облагаемых объемов нефти сырой и товаров, выработанных из нефти, на 0,9 и 1,7% соответственно;
  • переход ряда экспортеров нефти сырой с 1 января 2019 года на уплату налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и применение льготного режима уплаты вывозной таможенной пошлины в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 35 Закона.

Основными причинами снижения поступлений по вывозной таможенной пошлине на газ природный являются уменьшение цены газа природного, экспортируемого в страны дальнего зарубежья, на 20,3%, а также уменьшение физических налогооблагаемых объемов экспорта газа природного на 2,3%.

Снизить пошлины на экспорт нефти просит «КазМунайГаз»

Национальная компания «КазМунайГаз» предлагает правительству Казахстана уравнять таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты до уровня российских с последующим их обнулением. Об этом со ссылкой на Председателя Правления КМГ Алик Айдарбаев, сообщил деловой еженедельник Kursiv.kz

По его словам, при сохранении текущей фискальной нагрузки казахстанским производителям нефти и нефтепродуктов будет сложно конкурировать с российскими продуктами на экспортных рынках.

«В настоящее время наблюдается диспаритет в ставках вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты по сравнению с Российской Федерацией. В рамках проводимого налогового маневра Российская Федерация ежегодно снижает ставки вывозных таможенных пошлин с полным обнулением к 2024 году», – сказал Айдарбаев на расширенной коллегии министерства энергетики в пятницу.

Председатель Правления КМГ Алик Айдарбаев

Председатель Правления КМГ Алик Айдарбаев

Он отметил, что возникает риск реэкспорта казахстанских нефтепродуктов с РФ.

«Исходя из этого, предлагаем рассмотреть возможность проведения аналогичной налоговой реформы для поэтапного снижения вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с полным их обнулением», – добавил глава КМГ.

В Казахстане в настоящий момент при цене на нефть в диапазоне от 65 до 70 долларов за баррель ставка таможенной пошлины на светлые нефтепродукты составляет 19,5 долларов за тонну.

В 2019 году после ратификации парламентом поправок к межправительственному соглашению между Россией и Казахстаном об обороте нефти и нефтепродуктов был снят запрет на экспорт казахстанских нефтепродуктов в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Торговля между странами ЕАЭС осуществляется на беспошлинной основе. При этом каждая страна союза имеет право вводить временные запреты на ввоз нефтепродуктов на свою территорию. Например, в 2020 году Казахстан вводил запрет на ввоз нефтепродуктов всеми видами транспорта из РФ, чтобы избежать затоваривания рынка в условиях резкого падения спроса на бензин из-за пандемии COVID-19.

Айдарбаев напомнил, что в прошлом году правительство приняло «беспрецедентные меры» по стимулированию экспорта нефтепродуктов – экспортеры нефтепродуктов были освобождены от уплаты акциза внутри страны, а таможенные пошлины на светлые и темные нефтепродукты были обнулены. Аналогичные меры по таможенным пошлинам продлены в 2021 году.

По информации главы КМГ, на данный момент министерством национальной экономики инициировано внесение изменений в постановление правительства для обнуления акциза при экспорте нефтепродуктов давальцами нефти (поставщики нефти). КМГ предлагает закрепить такую норму на постоянной основе в Налоговом кодексе.

«В действующем кодексе предусмотрено взимание акциза при экспорте светлых нефтепродуктов для поставщиков нефти. Данная норма приводит к двойному налогообложению одного и того же товара акцизом в Казахстане и в стране-импортере», – пояснил Айдарбаев.

Как сообщал «Курсив», в прошлом году республика увеличила экспорт бензина почти в три раза, до 493,6 тыс. тонн (180,7 тыс. тонн в 2019 году). Это были первые значительные поставки светлых нефтепродуктов после завершения модернизации казахстанских перерабатывающих заводов в 2018 году.

Росту экспорта в 2020 году в первую очередь способствовало снижение спроса на внутреннем рынке из-за карантинных ограничений на фоне COVID-19, а не увеличение объемов нефтепереработки.

Крупнейшим импортером казахстанских нефтепродуктов в 2020 году стал Узбекистан. По информации казахстанских железнодорожных операторов, в Ташкент отгрузили почти половину экспортного казахстанского бензина – 234,2 тыс. тонн. На рынок Кыргызстана – 97,7 тыс. тонн, Таджикистана – 62,5 тыс. тонн и Грузии – 46,3 тыс. тонн.

Экспорт дизельного топлива, по данным Айдарбаева, составил 175 тыс. тонн.

Что касается таможенных пошлин на нефть, то в Казахстане с 2016 года действует плавающая ставка с привязкой к мировой цене на Brent.

При средней рыночной цене на сырую нефть от 65 до 70 долларов за баррель ставка вывозной таможенной пошлины составляет 65 долларов за тонну.

Текущая стоимость нефти марки Brent составляет около 68 долларов за баррель.

Читайте также: