Статистика самозанятых в россии 2015

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Информация Федеральной налоговой службы от 23 марта 2021 г. "В России зарегистрировались два миллиона самозанятых"

ФНС России зарегистрировала два миллиона самозанятых. Ежедневно к проекту присоединяются более 5 тысяч человек.

За время эксперимента с начала 2019 года самозанятые зарегистрировали доходы на сумму 327 млрд рублей и уплатили налоги на 8 млрд рублей. Ежедневно самозанятые зарабатывают более 1 млрд рублей. При этом у 85% зарегистрированных ранее не было официальных доходов от предпринимательской деятельности, а у 40% вообще не было официальных доходов за год до постановки на учет.

Основная часть участников проекта входит в возрастную группу 30-40 лет, при этом в качестве самозанятых зарегистрировано 25 тысяч несовершеннолетних. В топ самых "молодых" субъектов Российской федерации попали: Санкт-Петербург, Омская, Саратовская, Воронежская, Тюменская области. Средний возраст самозанятых в этих регионах - 33 года.

Основные виды деятельности самозанятых: такси, строительные и маркетинговые услуги, консультирование, сдача в аренду квартир. Молодежь (до 30 лет), в основном, работает в сфере маркетинга и рекламы, а также предоставляет услугу доставки. Самозанятые в возрасте от 40 лет сдают в аренду жилье, занимаются консультированием и репетиторством.

Среди всех самозанятых 60% - мужчины, 40% - женщины. Топ "женских" профессий: мастер по маникюру, косметолог, парикмахер, логопед и няня. Топ "мужских" профессий: сантехник, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, грузчик, таксист и электрик.

Примечательно, что около 30% самозанятых ведут деятельность вне региона своей прописки. Большинство приезжают на заработки в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Татарстан.

Для профилактики использования налогового режима для самозанятых в различных схемах по налоговой оптимизации ФНС России разработала специальную скоринговую систему, которая в режиме реального времени определяет организации с признаками подмены трудовых отношений отношениями с самозанятыми. Анализируются периодичность и источники выплат, взаимосвязь самозанятых, их клиентов и бывших работодателей - по результатам этого анализа организации, имеющие признаки нарушений, попадают в группу риска.

За 2020 год услугами самозанятых воспользовалось более 258 тыс. организаций. При этом в группу риска попало 1313 организаций. После запроса пояснений от налоговых органов в этой группе осталось 423 организации. В 73 из них есть признаки перевода сотрудников в самозанятые через аффилированные компании. Таким образом, случаи перевода действующих или бывших работников в самозанятые единичны. Основная часть нарушений связана с попыткой легализации "конвертной" схемы оплаты труда.

Налоговые органы сначала информируют организации о выявленных признаках нарушений. Уже на этом этапе около 10% организаций признают нарушения и добровольно уточняют свои налоговые обязательства. Многие организации в последующем отказываются от незаконных схем. В отношении попавших в группу риска организаций, которые приняли решение не уточнять свои обязательства после получения информационных писем, налоговые органы проводят контрольные мероприятия, в том числе совместно с трудовой инспекцией.

Обзор документа

ФНС зарегистрировала 2 млн самозанятых. Ежедневно к проекту присоединяются более 5 тыс. человек.

Для профилактики использования налогового режима для самозанятых в различных схемах по налоговой оптимизации ФНС разработала специальную скоринговую систему, которая в режиме реального времени определяет организации с признаками подмены трудовых отношений отношениями с самозанятыми.

Выход из тени: число самозанятых в России достигло 2 млн
  • Gettyimages.ru

На сегодняшний день число зарегистрированных самозанятых в России достигло 2 млн. Об этом во вторник, 23 марта, сообщила Федеральная налоговая служба (ФНС).

По данным ведомства, каждый день статус самозанятого в стране получают более 5 тыс. россиян. Всего же с момента запуска эксперимента в январе 2019 года его участники зарегистрировали доходы на 327 млрд рублей и уплатили налоги на 8 млрд рублей.

«Ежедневно самозанятые зарабатывают более 1 млрд рублей. При этом у 85% зарегистрированных ранее не было официальных доходов от предпринимательской деятельности, а у 40% вообще не было официальных доходов за год до постановки на учёт», — говорится в сообщении ФНС.

Напомним, к самозанятым относят людей, которые работают сами на себя, получают деньги за свои услуги от физических и юридических лиц, не имеют работодателя и не привлекают к своей деятельности дополнительных работников. Ежегодный доход таких граждан не должен превышать 2,4 млн рублей.

Также отметим, что самозанятые платят налог на профессиональный доход. При работе с физическими лицами его ставка составляет 4%, а при расчётах с ИП и организациями — 6%.

Кроме того, зарегистрированные в качестве самозанятых россияне автоматически получают налоговый вычет в размере 10 тыс. рублей. Также им не нужно платить страховые взносы.

«Статус самозанятого также позволяет делать пенсионные накопления и рассчитывать на защиту своих интересов в суде в случае их нарушения. В свою очередь, для экономики в целом самозанятость даёт пополнение бюджета за счёт сбора налогов, обеспечивает рабочие места и сокращает затраты государства на выплату пособий по безработице», — отметил в беседе с RT руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Помимо этого, сотрудничество с самозанятыми выгодно крупному бизнесу, считают специалисты. По подсчётам ФНС, за 2020 год услугами таких россиян воспользовались более 258 тыс. организаций.

«Крупному бизнесу и предпринимателям самозанятые интересны в качестве исполнителей на временных и разовых контрактах. При таком сотрудничестве заказчик не платит страховые взносы, да и налоги, как правило, самозанятые платят сами за себя. Поэтому бизнес в таких случаях существенно экономит на кадрах», — пояснила Анастасия Ускова.

Отметим, что с 1 января 2019 года россияне начали платить налог на профессиональный доход в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. С января 2020 года специальный налоговый режим для самозанятых заработал ещё в 19 регионах, а с 1 июля возможность присоединиться к инициативе получили все субъекты страны.

Между тем, по данным ФНС, в настоящий момент около 30% самозанятых ведут деятельность вне региона своей прописки. Большинство приезжают на заработки в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодарский край и Татарстан.

«Основные виды деятельности самозанятых: такси, строительные и маркетинговые услуги, консультирование, сдача в аренду квартир. Молодёжь (до 30 лет) в основном работает в сфере маркетинга и рекламы, а также предоставляет услуги доставки. Самозанятые в возрасте от 40 лет сдают в аренду жильё, занимаются консультированием и репетиторством», — рассказали в ведомстве.

Любопытно, что более половины всех самозанятых в России (60%) приходится на долю мужчин. Чаще всего они работают сантехниками, мастерами по ремонту и обслуживанию автомобилей, грузчиками, таксистами и электриками. В свою очередь, среди самозанятых россиянок особой популярностью пользуются такие профессии, как мастер по маникюру, косметолог, парикмахер, логопед и няня.

По мнению Анастасии Усковой, в ближайшее десятилетие количество самозанятых в России может достичь 10 млн. Одним из главных преимуществ такой тенденции для экономики должно стать снижение теневой занятости. Об этом RT рассказал эксперт по финансово-правовой безопасности бизнеса общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Елин.

«Количество самозанятых увеличивается быстрыми темпами. Это говорит о том, что в обществе всем очевиден тренд на обеление экономики. У большинства есть понимание, что в фокусе внимания властей сегодня доходы не только предпринимателей, но и граждан. Поэтому выходить из «серой зоны» и платить легально все налоги становится правилом», — подчеркнул Елин.


Иллюстрация: newizv.ru

Очередное обострение темы контроля над доходами самозанятых выглядит крайне неуместным в контексте проводимой правительством РФ финансово-экономической политики. Постоянный рост самозанятости в России можно рассматривать как обратную сторону недостаточных усилий правительства по формированию работающих механизмов, которые стимулировали бы создание в стране достаточного количества «хороших» рабочих мест, обеспеченных стабильным заработком и социальными гарантиями. Процесс, известный как прекариатизация труда, то есть широкое распространение нестабильной и неформальной занятости, давно является глобальным трендом. Но вместо выработки национальной стратегии противостояния ему власти лишь ускоряют «смерть труда» такими мерами, как повышение пенсионного возраста и курс на тотальную «цифровизацию». Рост самозанятости является естественной реакцией населения на эти меры, и попытки закрутить гайки в этой сфере, особенно в тех регионах, где проблема качественного трудоустройства стоит особенно остро, вряд ли серьезно пополнит бюджет, зато легко спровоцирует новые социальные конфликты.

«Мы предполагаем предложить — мы сейчас готовим доклад по легализации бизнеса к Госсовету — рассмотреть возможность введения системы контроля над расходами, соотношение контроля доходов и расходов», — заявила на минувшей неделе заместитель директора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития РФ Бэлла Панина на конференции «Налоги-2019». Эта идея, по ее словам, является «сырой», поддерживают ее не все, да и вообще данный вопрос является «трепетным», однако что сказано — то сказано, и реакция на выступление чиновницы в соцсетях и СМИ была немедленной и бурной. Если коротко, то общее мнение большинства комментаторов заключалось в том, что если чиновники хотят контролировать расходы, то пусть с себя и начинают.

Уже на следующий день Минэкономразвития пришлось выступить с официальным разъяснением ситуации. Как сообщила пресс-служба ведомства, «Минэкономразвития не ведет разработку соответствующего законопроекта и не имеет планов по его разработке. Отметим также, что вопрос выявления крупных необоснованных расходов не выходит за рамки дискуссий на экспертных площадках».

Но утечка в любом случае состоялась и вряд ли будет быстро забыта. Тем более что почти одновременно с выступлением Бэллы Паниной появилась информация о планах Минфина РФ внести в правительство предложение по расширению эксперимента по налогообложению самозанятых за счет регионов с высоким уровнем работников в неформальном секторе экономики. Как сообщает «Коммерсантъ», речь идет о 13 регионах, включая Чечню, Дагестан и ряд других регионов Северного Кавказа, Крым и Севастополь, Республику Алтай и Тыву. Эксперимент с введением «налога на профессиональный доход» может быть введен в них уже с 1 января следующего года, хотя ранее предполагалось, что сначала этот режим должен быть протестирован в четырех «пилотных» регионах — Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. В них «налог на самозанятых» в качестве эксперимента был введен с 1 января 2019 года сроком на десять лет.

Данных по Крыму и Севастополю на тот момент, естественно, не было, а по Чечне в отсутствие данных о дотационности бюджета можно привести имевшуюся на тот момент статистику безработицы — ее уровень составлял 36,3%. Однако уже в апреле 2017 года глава Чечни Рамзан Кадыров сообщил президенту Владимиру Путину о снижении уровня безработицы до 9%, — но в таком случае логично задаться вопросом о том, почему Чечня остается самым дотационным регионом России. Тот же самый вопрос можно адресовать и властям Ингушетии, где в 2011 году безработица находилась, по данным Росстата, на уровне 49,1%. К началу текущего года общий уровень безработицы снизился до 26,3%, а регистрируемой — до 8,7%, но дотационность бюджета республики за восемь лет сократилась всего на 4,3%. Отсюда легко напрашивается гипотеза, что сокращение безработицы происходило не за счет появления новых производств, которые приносят в бюджет не только налоги на доходы физических лиц, а за счет формального создания рабочих мест (главным образом низкооплачиваемых), преимущественно в бюджетном секторе.

При этом всем понятно, что в высокодотационных регионах процветает теневая занятость — люди там крутятся как могут. Как отмечает «Коммерсантъ», ссылаясь на данные Росстата в предложении Минфина, в Чечне в этом секторе экономики занято 63,9% занятых, в Дагестане — 55%, в Ингушетии — 49,2%, в Кабардино-Балкарии — 41,3%, в Северной Осетии — 37%, в Республике Крым — 34,8%, в Республике Алтай — 34%, в Севастополе — 32%, в Тыве — 26,9%. Дальнейшая логика рассуждения восстанавливается просто: если в этих регионах есть большое количество людей, которые заняты, но не платят никаких налогов, то их нужно вынудить платить хоть что-нибудь, присвоив им как минимум официальный статус самозанятых.

Такая постановка вопроса, безусловно, обоснованна, но лишь в том случае, если одновременно будет поставлен вопрос о том, почему не заработали все предлагавшиеся ранее правительством механизмы ускоренного развития экономики в дотационных регионах. В том, что эти механизмы оказались неэффективны, не просто нет сомнений — текущая статистика демонстрирует, что ситуация в экономике ряда депрессивных субъектов стремительно ухудшается. Например, в Дагестане в первом квартале этого года промышленное производство упало на треть к тому же периоду прошлого года, строительство (важнейшая отрасль экономики этой республики) сократилось на 8,1%, занятость уменьшилась на 2,2%. По итогам выборочного обследования Росстатом рабочей силы по состоянию на апрель 2019 года в Дагестане числилось почти 195 тысяч безработных в соответствии с критериями Международной организации труда, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) для населения в возрасте 15 лет и старше составил 14,1%.

Несложно догадаться, как отреагирует население депрессивных регионов, которое, в сущности, вынуждено выкручиваться как придется, на любые попытки изъять у него часть доходов. Реакция будет одна: сначала изымайте у чиновников и «уважаемых людей», ведущих показной образ жизни. Либо создавайте давно обещанные рабочие места, запускайте реальные механизмы поддержки бизнеса и т. д.

В действительности описанные проблемы не ограничиваются высокодотационными регионами — самозанятость находится на высоком уровне в целом по стране. В 2014 году Сбербанк, посвятивший теме неформальной занятости специальное исследование, назвал ее «новым феноменом» — на тот момент, по представленной оценке, в стране насчитывалось 16 млн человек «неформально занятых» «вдобавок к 4 млн самозанятых», то есть порядка 20 млн человек. При этом, отмечалось в исследовании Сбербанка, большая часть прироста занятости в предыдущие 10 лет произошла именно в секторе неформальной занятости. В прошлом году, по данным Росстата, в неформальном секторе было занято 20,1% занятых россиян в возрасте от 15 лет и старше, или 14,6 млн человек. Однако росстатовские данные явно следует признать минимальной оценкой, а главное, в течение последнего десятилетия показатель имел устойчиво положительную динамику: в 2010 году доля неформально занятых оценивалась в 16,4%.

Независимые же аналитики дают куда более высокие цифры: например, исследование Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС 2017 года показало, что в теневой рынок труда включены 30 млн россиян, или более 40% экономически активного населения. Из них 21,7 млн человек имели дополнительные к основному месту работу неоформленные заработки либо получали часть зарплаты неофициально (в «конвертах»). Последняя цифра очень важна, поскольку она проливает свет на истинные причины роста самозанятости или неформальной занятости, как бы это явление ни называть.

Вопреки представлениям небезызвестного теоретика «глубинного народа», русский человек (в широком смысле этого слова) очень рационален и в этом смысле полностью адаптирован к капитализму, если трактовать последний по Максу Веберу. Но поскольку капитализм в России в последние несколько лет все больше вновь развивается по периферийной модели «развития недоразвитости», то и рациональность эта весьма специфическая, в полном соответствии с теми альтернативами, которые предлагает рынок труда в его фактическом, а не абстрактном состоянии. Одним из важнейших качеств современного российского рынка труда является значительная доля «плохих» рабочих мест в официальном сегменте занятости. «Плохих» — в смысле низких зарплат, не обеспечивающих ни более или менее приличного дохода, ни возможностей для его роста и карьерной мобильности.

Именно обилие «плохих» рабочих мест порождает типично российский феномен работающих бедных: наличие официального трудоустройства и даже каких-то социальных гарантий не дает работнику возможность вырваться из ловушки бедности. Отсюда и известный парадокс: даже в периоды экономических кризисов количество невостребованных вакансий в России остается на высоком уровне. Здесь же находится и та точка рационального выбора, который делают многие, обнаруживая, что в официальном секторе предлагаются преимущественно «плохие» рабочие места.

Первый вариант этого выбора — согласиться с предлагаемыми условиями, если они оставляют возможность для какого-то неформального заработка, — тот самый случай, когда неофициальный доход идет в дополнение к официальному. Здесь в целом просматривается два возможных сценария. Первый, более характерный для бюджетного сектора, — официально человек, устроившийся на «плохое» рабочее место, работает по старому советскому принципу «вы делаете вид, что нам платите, а мы делаем вид, что работаем», добирая необходимые для жизни доходы на стороне. Именно поэтому, например, школьные учителя сплошь и рядом занимаются репетиторством. Второй сценарий больше характерен для коммерческого сектора, когда часть доходов работник получает «в конверте». Но едва ли стоит винить в этом исключительно бизнес, поскольку такую ситуацию регулярно стимулируют повышение налогов, введение новых сборов и т. д. Начало этому процессу, стоит напомнить, было положено вместе с повышением уровня страховых взносов с 26% до 34% фонда оплаты труда. Произошло это 1 января 2011 года, когда министром финансов РФ был не кто иной, как Алексей Кудрин, ныне ратующий за ослабление давления на бизнес и предоставление свобод регионам. В сочетании с другими фискальными новациями это дало вполне ожидаемые результаты. «За последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны так существенно и не поднялась с уровня в 20−21%. А за 2017 год сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) сократился, а его структура значительно ухудшилась», — констатировал год назад уполномоченный по правам предпринимателей при президенте РФ Борис Титов.

Ответ на вопрос о том, где находят себе применение многие бывшие работники сокращающегося сектора МСП, очевиден: они идут в самозанятые. Это решение, конечно, сложно назвать «хорошим» вариантом трудоустройства, поскольку в нем отсутствуют какие-либо социальные гарантии. Однако этот выбор следует признать рациональным: жертвуя сегодня, скажем, пенсией через два-три десятилетия, самозанятые прекрасно понимают, что по прошествии этого времени никакой пенсии может уже и не быть либо пенсионный возраст будет вновь повышен до такого уровня, что дожить до него смогут единицы.

На самозанятость или неформальную занятость можно взглянуть и с иной перспективы. Глобальная тенденция на рынке труда, которой, разумеется, подвержена и Россия, сегодня складывается так, что выбор в конечном итоге будет делаться не между «хорошей» и «плохой» занятостью, а между любой занятостью и полной незанятостью. Такую ситуацию создает массовое высвобождение рабочих рук в результате автоматизации и «цифровизации», и внятные ответы на вызовы этой новой волны технологического замещения труда фактически отсутствуют. Здесь каждый вынужден искать свои индивидуальные решения, и в этом контексте рост самозанятости свидетельствует прежде всего о том, что у населения по-прежнему есть потребность и даже вкус к труду, что бы там ни рассказывали теоретики светлого «посттрудового» будущего, в котором каждый будет якобы получать «базовый безусловный доход».

Но все это лишь в очередной раз напоминает о проблеме нарастающего дефицита «хороших» рабочих мест. Памятная декларация Владимира Путина образца 2012 года о необходимости создать к концу десятилетия 25 млн высокотехнологичных рабочих мест свидетельствовала о том, что государство осознавало проблему поддержания высокого уровня «хороших» рабочих мест. Соответствующий показатель был включен в первое издание «майских указов», и поначалу статистика действительно фиксировала их рост: с 2011 по 2014 год количество высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ), по официальным данным, выросло с 14,5 до 18,3 млн. Далее произошел спад — к 2016 году этот показатель упал до 16 млн, но в прошлом году Росстат насчитал в России уже 19,5 ВПРМ (при — вот парадокс! — одновременном увеличении неформальной занятости). Однако при этом нужно учитывать хитрую методику подсчета: в число высокопроизводительных включаются рабочие места с зарплатами, превышающие средние по отрасли. Иными словами, как и во многих других случаях, содержательные задачи выполнения показателей «майских указов» подменяются бюрократической «подгонкой под ответ».

В связи с последними законодательными инициативами, в России стали актуальными вопросы, относящиеся к сфере деятельности самозанятых граждан. Самозанятыми согласно позиции налогового законодательства являются такие люди, которые, не регистрируясь в качестве предпринимателей, оказывают другим людям услуги сиделок, частных преподавателей, специалистов по клинингу и другие. Из-за желания государства обложить всех самозанятых отельным налогом возникает вопрос: сколько же их всего и как наиболее точно их подсчитать.

Методы подсчёта самозанятых граждан в России

С первого января 2019 года в России стартовал интересный государственный эксперимент по внедрению на территории нескольких регионов специальной системы налогообложения для граждан на их «профессиональный доход».

Цель установления специального налогового режима для самозанятых и взимания с них соответствующих обязательных платежей и штрафов ставит перед уполномоченными государственными органами амбициозную задачу по оценке и выявлению граждан, подпадающих под установленные «критерии самозанятости».

текст федерального закона под лупой

Согласно положениям нового закона его действие начнётся с 1 января 2019 года и продлится в течении десяти лет

Следует отметить, что в имеющемся законе предусмотрена исключительно добровольная процедура участия. Так, гражданин, изъявивший желание присоединиться к специальному налоговому режиму, должен встать на учёт в качестве налогоплательщика в местном подразделении ФНС. Любое дальнейшее общение с государством по вопросам налогообложения предполагается удобно решать через специальное мобильное приложение «Мой налог».

Мы предложили вариант, который, с одной стороны, будет максимально необременительный по сумме налога, а с другой стороны — максимально прост с точки зрения администрирования, то есть он не потребует никакой отчётности, не потребует ходить в налоговую, писать заявление. Все эти вопросы были объединены.

Андрей Макаров, председатель комитета ГД РФ по бюджету и налогам

https://dumatv.ru/news/andrej-makarov-zakonoproekty-po-nalogooblozheniyu-samozanyatyh-vyvedut-ih-iz-teni

Несмотря на все заверения и позитивные рецензии на закон со стороны депутатов и СМИ, нельзя не отметить, что он кажется слабо проработанным и «сырым». Например, в нём остаются неразрешёнными вопросы пенсионного обеспечения самозанятых, предоставления патентов для выполнения отдельных видов работ. Наконец, не вполне проработанной выглядит система администрирования данного налога.

Однако не все государственные чиновники высказывались относительно самозанятых мягко. Некоторые, например, заявляли о своих намерениях «вычислять» самозанятых граждан всеми доступными способами. Особенно активно эту риторику использует министр труда и социальной защиты.

Мы постепенно собираем информацию и будем продолжать собирать информацию о людях, и возможности такие есть. С налоговой службой [идёт сотрудничество], всё больше появляется кассовых аппаратов, все больше люди пользуются электронным платёжными средствами.

Максим Топилин, министр труда и социальной защиты РФ

https://tass.ru/pmef-2018/articles/5228557

Таким образом, основными государственными органами, собирающими данные о количестве самозанятых граждан в РФ, являются Министерство труда и налоговая служба.

кожаные портфели в руках мужчин

Наиболее заинтересованными в информации о количестве самозанятых являются ФНС, Министерство труда и Министерство экономического развития

Среди их основных методов можно выделить:

  • проверка банковских транзакций. Налоговая будет обращать внимание на регулярные крупные денежные переводы с одного или разных банковских счетов, смысл которых гражданин объяснить не может;
  • сопоставление полученных доходов и произведённых расходов. В качестве примера М. Топилин приводит случай, при котором лицо регулярно оплачивает счета за ЖКХ, но не уплачивает налог. По его мнению, это свидетельствует о теневых доходах;
  • контрольные закупки товаров на специальных сайтах объявлений;
  • контроль социальных сетей на предмет рекламы услуг самозанятыми гражданами;
  • другие способы.

Как мне кажется, большинство из приведённых выше способов если не лишены смысла, то, по крайней мере, весьма трудноприменимы и неоднозначны. Так, оплата коммунальных услуг при неуплате НДФЛ может иметь место у неработающих студентов, которым материально помогают родственники, и во многих других случаях, не связанных с самозанятостью.

Кроме государственных органов, количеством самозанятых интересуются социологические службы. Например, ВЦИОМ или Левада-центр. Они в своих исследованиях используют сугубо социологические методы и получают картинку, в несколько раз отличающуюся от официальной.

Сколько в России самозанятых граждан

Единого ответа на этот вопрос дать не представляется возможным. Всё зависит от того, какими данными мы будем руководствоваться при оценке реального положения дел.

Наиболее официальным источником, представляющим не примерные ориентировочные данные, а вполне конкретную цифру, является официальный сайт ФНС РФ. Согласно этим данным по состоянию на первое декабря 2018 года в России было зарегистрировано 2880 самозанятых граждан.

Однако на указанном выше числе нельзя останавливаться, поскольку всем очевидно, что оно не отражает действительности.

Росстат в ходе исследования данных о рабочей силе в РФ выдвинул предположение о том, что в России самозанятыми являются 4,9% от 15 лет и старше. В абсолютном выражении их количество составляет 3,5 миллиона человек.

Эмблема Росстата

Исследование количество самозанятых было лишь частью ещё более масштабной работы по анализу рабочей силы в РФ

Ещё более масштабным в своих оценках оказалось Министерство труда. По его подсчётам количество самозанятых в РФ может достигать 15 миллионов человек.

Наконец, по мнению Минэкономразвития, количество самозанятых достигает 30 миллионов человек.

Таким образом, на данный момент даже по самым пессимистичным подсчётам лишь ничтожная доля самозанятых граждан прошла регистрацию в ФНС. Остальные всё так же остаются вне закона в составе теневой экономики РФ.

Видео: о количестве самозанятых в РФ

Насколько изменится количество самозанятых после введения нового налогового режима

Специальный налоговый режим для самозанятых действует к сегодняшнему дню лишь несколько недель, однако уже сейчас в средствах массовой информации слышны позитивные отклики от представителей власти.

Первые результаты превосходят самые смелые все ожидания. В первый рабочий день нового года зарегистрировалось людей больше — почти в два раза, чем в предыдущие два года действия предыдущего закона.

Андрей Макаров, председатель комитета ГД РФ по бюджету и налогам

Хочется отметить, что эксперимент начался хорошо, мы видим высокую активность среди пользователей, а значит этот налоговый режим востребован.

Борис Беляков, официальный представитель ФНС

https://newizv.ru/news/economy/15–01–2019/v-fns-priznali-eksperiment-s-samozanyatymi-uspeshnym

Вместе с тем, реальное положение дел, как всегда, несколько менее радужное. Как показывает практика, новым налоговым режимом пытаются воспользоваться нечестные бизнесмены, переводя своих работников на статус самозанятых и заключая с ними арендные договоры рабочих площадей. В то время как настоящие самозанятые граждане не спешат «выходить из тени», боясь изменения подходов, увеличения налогового бремени и дополнительных сложностей от взаимодействия с органами власти и проводимых ими административных процедур.

офис

Введение налогового режима для самозанятых может привести к сокращению доходов бюджета, поскольку предпиниматели могут пользоваться им для ухода от налогов

Поэтому, по мнению большинства экспертов, принятие нового закона вряд ли сможет значительно сказаться на количестве реально работающих на рынке России самозанятых. Начавшийся в 2019 году налоговый эксперимент не способен массово привлечь фрилансеров, не привыкших уплачивать какие-либо налоги вообще. Напротив, льготным режимом могут воспользоваться ловкие дельцы, которые за счёт незаконных манипуляций смогут уменьшить свою налогооблагаемую базу.

Видео: стоит ли самозанятым гражданам регистрироваться в ФНС

Переход на самозанятость является одним из главных трендов XXI века в сфере рынка труда. Реагируя на данную тенденцию, наше государство предприняло попытку по выводу значительного количества самозанятых граждан из теневой экономики в правовое поле. На сегодняшний день о результатах эксперимента говорить слишком рано, однако уже первые недели его действия дают понять, что он неспособен реально повлиять на количество самозанятых граждан и простимулировать их к уплате налогов.

fdnjh

Юрист, автор статей на юридическую тематику. Образование: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный открытый университет».

Вопрос получения россиянами теневых доходов, скрытых от налогообложения, давно и серьезно беспокоит власти страны. Миллионы людей занимаются трудовой деятельностью нелегально, т. е. без официального оформления. Никаких налогов они не платят, в финансировании социальной сферы не участвуют, зато охотно пользуются бесплатными медицинскими, образовательными и другими услугами. Но средства на их предоставление должны откуда-то появляться, поэтому правительство предпринимает определенные шаги, чтобы вывести фрилансеров из тени и контролировать количество самозанятых.

Количество самозанятых в России

Статистика по самозанятости

Посмотрим на данные официальной статистики самозанятых. С 2011 года численность физических лиц, работающих лично на себя без уплаты налогов, постоянно увеличивалось. В 2017 году их количество снизилось до 13 миллионов человек, причем около половины приходилось на молодых людей 15 – 19 лет.

Но уже через год речь шла примерно о 20 миллионах фрилансеров, работающих по всей стране. Подсчитать, сколько в России самозанятых граждан, довольно проблематично, ведь многие из них не зарегистрировались ни в одном госоргане. Точные статистические данные существуют лишь в отношении людей, которые работают легально и платят налоги.

Данные ФНС

Подсчетом количества самозанятых в России занимается ФНС. На сайте этой структуры можно найти показатели в разрезе регионов и видов деятельности. К началу 2019 года в статотчетах фигурировало 2 123 фрилансера, оказывающих услуги гражданам. Больше всего таких предпринимателей в Москве – 224, а также республике Тыва – 178. В Камчатском крае и Чукотском АО вообще не зарегистрировано ни одного самозанятого.

Подсчетом занимается ФНС

За минувший год о начале собственной предпринимательской деятельности на условиях самозанятости налоговиков уведомили 2172 гражданина РФ и 242 иностранца. О внесении изменений в данные по видам такой деятельности сообщили 4 человека. Еще 311 предпринимателей подали уведомления о завершении деятельности.

Граждане, выбравшие для себя самозанятость, могут оказывать различные услуги, производить продукцию собственными силами или выполнять определенные виды работ. В налоговых органах разрешено регистрироваться фрилансерам, занимающимся:

  • Присмотром за детьми, лицами 80 лет и старше, людьми, которым нужна постоянная помощь по заключению медиков.
  • Репетиторством.
  • Уборкой жилых помещений, ведением домашнего хозяйства.
  • Выпасом скота.
  • Ремонтом или пошивом предметов одежды.
  • Строительством, ремонтом и отделкой квартиры, домов.
  • Парикмахерским делом, педикюром и маникюром, массажем.
  • Фотоуслугами.
  • Ремонтом компьютерной, электронной, бытовой, садовой, домашней техники.
  • Проведением торжеств и их музыкальным сопровождением.
  • Стрижкой овец.
  • Ремонтом и обслуживанием автотранспорта.

В эту же категорию включены услуги тренеров по фитнесу, экскурсоводов, гидов, организаторов экскурсий.

Занятия с детьми по музыке

Самым популярным среди самозанятых видом деятельности оказались образовательные услуги. Их оказывают 2004 зарегистрированных в налоговых органах фрилансера. 496 человек присматривают и ухаживают за людьми, которые в этом нуждаются. 570 самозанятых помогают вести домашнее хозяйство и занимаются уборкой.

По ряду категорий не регистрировался ни один предприниматель. Это касается стрижки овец, массажных услуг, работы гида, спортивного тренера и мастера по ремонту автотранспорта.

Налоговые каникулы как стимул для легализации

Так, в Минэкономразвития заявили о провале одной из специальных мер – налоговых каникул для самозанятых. Такая преференция дает освобождение от уплаты НДФЛ, если гражданин уведомил налоговиков о своей работе. Льгота распространяется всего на несколько видов труда, но региональные власти вправе расширять данный перечень.

Легализовать самозанятых

Предполагалось, что такие послабления будут действовать до начала 2019 года, а затем фрилансерам придется завершить свою деятельность либо продолжить работу в качестве индивидуального предпринимателя со всеми вытекающими последствиями. Однако действие льготы было пролонгировано и на текущий год.

В ведомстве полагают, что принятые меры оказались недостаточным стимулом для фрилансеров, чтобы вывести свою деятельность из тени. Предполагается, что режим налогообложения следует сделать максимально комфортным для предпринимателей, а также обеспечить его прозрачность. Обсуждается и возможность введения специальных кредитных предложений для этой категории граждан.

Условия эксперимента для фрилансеров

Пока идут такие обсуждения, жителям столицы и близлежащей области, а также Калужского региона и Татарстана предложили поучаствовать в пилотном проекте. Суть его все та же – легализация самозанятой деятельности по уведомительному принципу.

Условия поставленные для фрилансеров

Определение самозанятости и характерные для такого подхода параметры иногда путают с работой ИП. Но между этими вариантами существуют существенные отличия. Самозанятым запрещается:

  • Работать по патенту либо самозанятому режиму, совмещая это с другим форматом налогообложения.
  • Нанимать персонал в любом количестве.
  • Заниматься можно только тем видом деятельности, который указан в патенте.
  • Получать доходы более 2,4 миллиона рублей за год.

Если заработки фрилансера превышают указанную величину, ему нужно пройти регистрацию в качестве ИП. Режим самозанятости рассчитан исключительно на людей, зарабатывающих меньше этой суммы.

После легализации работы на принципах самозанятости человеку придется уплачивать налоги по ставке 4% либо 6%. Первая величина относится к оказанию услуг гражданам, вторая – к выполнению работ для организаций.

Возможности приложения «Мой налог» для самозанятых

Для контроля доходов самозанятых и обеспечения налоговых платежей разработано специальное приложение, которое придется поставить на мобильное устройство. Оно называется «Мой налог» и обладает внушительным и весьма полезным функционалом:

  • Формирование заявки о постановке на учет плательщика налога на профдеятельность.
  • Получение уведомления от налоговиков по поводу положительного решения этого вопроса либо отказа в регистрации с указанием оснований.
  • Формирование чеков для выдачи или отправки потребителям.
  • Передача сведений о произведенных расчетах и полученном доходе в ФНС.
  • Ежемесячный расчет суммы налога, подлежащей уплате.
  • Напоминание налогоплательщику о не совершенных в срок налоговых платежах.

С помощью такого ПО фрилансер может также оплатить налог, привязав к приложению банковскую карту. Заводить для этих целей отдельный счет или заказывать новый пластик не придется, подойдет действующая карточка любого банковского учреждения.

В приложении предусмотрен персональный кабинет, которым можно пользоваться с компьютера или другого устройства. Сервис обладает аналогичными возможностями. Для входа потребуется регистрация.

Значимые плюсы легализации

Еще одним стимулом для увеличения числа зарегистрированных самозанятых должен стать налоговый вычет, определенный в пределах 10 тысяч рублей. На эту сумму сокращаются налоговые выплаты фрилансеров, работающих официально. На практике это выглядит так:

  • Вместо 4%-го налога самозанятому насчитывают лишь 3%.
  • Налог в 6% сокращается до 4%.
  • Такие условия действуют вплоть до исчерпания суммы льготы.

Расчетом вычета занимаются сами налоговики.

Среди других преимуществ легализации самозанятых можно отметить:

  • Снижение рисков штрафных санкций за незаконную деятельность.
  • Возможность рекламировать свои услуги или товары с помощью любых предусмотренных для этого средств, а значит, привлекать больше клиентов и повышать прибыль.
  • Отсутствие необходимости в ККТ – функции онлайн-касс у фрилансеров выполняет «Мой налог».
  • Работа без формирования и представления налоговой отчетности.
  • Более низкие по сравнению с ИП налоги.
  • Защита интересов на законодательном уровне – незарегистрированный самозанятый не может подать в суд в случае необходимости.
  • Доступ к всевозможным грантам и кредитам.

Плюсом является и определенная социальная защита. Самозанятые, которые работают по патентам, перечисляют взносы в ПФ и на медицинское страхование. Отчисления производятся автоматически из суммы, выплаченной за патент. Фрилансеры, участвующие в пилотном проекте, платят только взносы ОМС, они высчитываются из налоговых отчислений.

Самозанятому насчитывают налог

Люди из второй группы могут, но не обязаны самостоятельно заниматься формированием пенсионных накоплений. Размеры внесения взносов в ПФ и периодичность такие люди определяют самостоятельно. Важно помнить, что будущая пенсия будет зависеть от объема средств, уплаченных в виде взносов.

Выявление незаконной деятельности самозанятых

Со временем фрилансерам становится все сложнее скрывать свою нелегальную деятельности. Пытаясь увеличить численность зарегистрированных самозанятых и предоставить им выгодные условия работы, государство не отказывается и от использования «кнута» – штрафных санкций. Для выявления таких граждан придумано уже немало способов:

  • Отслеживание финансовых поступлений на счета гражданина.
  • Контрольные закупки.
  • Изучение информации в соцсетях и частных объявлений.
  • Проверка через коммунальные службы.
  • Специальные рейды.

Проверить операции по банковскому счету пока непросто. Налоговики имеют право на такие действия только в случае, если в отношении гражданина проводятся контрольные мероприятия на законных основаниях. Банки не могут контролировать поступления от предпринимательской деятельности.

Изучение информации в интернете

Отслеживание самозанятых через соцсети – более простой вариант. Каждый фрилансер должен каким-то образом рекламировать свою деятельность, сообщать о ней потенциальным клиентам. Очень часто для этого используются социальные сети. Обнаружить нелегальную трудовую деятельность налоговики могут по соответствующим постам или фото.

При наличии подозрений относительно нелегальной самозанятой деятельности представители госорганов могут связаться с предпринимателем и предложить купить его товар либо заказать работы. Такое взаимодействие станет неопровержимым подтверждением незаконной деятельности, и фрилансеру придется выплатить штраф.

Подсчитать самозанятых в РФ не представляется возможным, ведь большинство из них так и не решились выйти из тени. Люди по-прежнему работают без уплаты налогов, несмотря на всевозможные меры, стимулирующие к законной деятельности. Со своей стороны налоговики обещают в течение года не штрафовать самозанятых, которые прошли официальную регистрацию, но допустили нарушения в своей деятельности.

Читайте также: