Статистика налоговых правонарушений за 2016 год

Опубликовано: 16.05.2024

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Виды налоговых правонарушений

Нарушение срока подачи заявления на учет в налоговом органе.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе

-10% доходов, полученных от такой деятельности в течение указанного срока, но не менее 20 000 руб.

- 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.

Нарушение срока представления информации об открытии счета в банке

Нарушение срока представления налоговой декларации

В течение до 180 дней по истечении установленного срока

В течение более 181 дней по истечении установленного срока

- 5% от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы (указанная сумма не менее 100 рублей).

- 30% суммы, подлежащего уплате, и 10% суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый месяц начиная со 181 дня.

Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.

Если эти деяния совершены в течение одного налогового периода

То же в течение более 1 налогового периода

Если они повлекли занижение налоговой базы

10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога

- 20% от неуплаченных сумм налога

- 40% от неуплаченных сумм налога

Налоговая ответственность

за нарушение правил налогового контроля.

Состав налогового правонарушения

в соответствии с НК РФ

Субъект налогового правонарушения

Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда, проводящего проверку в соответствии с НК РФ, на территорию или в помещение налогоплательщика или налогового агента (ст. 124 НК РФ)

Налогоплательщик, налоговый агент,

Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ)*

Непредставление в установленный срок налого-плательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК РФ)

Организация или уполномоченное лицо, указанные

за каждый не представленный документ

Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135 НК РФ

(за исключением банка, ответственность которого предусмотрена правилами ст. 132 135.1 НК РФ)

Деяния, предусмотренные п. 2 ст. 126, если они совершены физическим лицом (п.3 ст. 126 НК РФ)

Физическое лицо (признаваемое вменяемым

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст.128 НК РФ)

вызываемое в качестве свидетеля****

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ст. 128 НК РФ)*****

вызываемое в качестве свидетеля****

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки (п. 1 ст. 129 НК РФ)

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п.2 ст. 129 НК РФ)

Согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу******, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ

Лицо, обязанное в соответствии с НК РФ представлять сведения в налоговые органы

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года (п. 2 ст. 129.1 НК РФ)

Лицо, обязанное в соответствии с НК РФ представлять сведения в налоговые органы

* В соответствии с п. 1 ст. 77 НК РФ арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.

** Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа (п.2 ст.77 НКРФ).

*** Обязанности организаций или уполномоченных лиц, связанные с проведением налогового контроля за расходами физического лица (ст. 86.2 НК РФ):

6. Непредставление организацией или уполномоченным лицом информации, указанной в ст. 86.2 НК РФ, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

**** В соответствии с п. 1 ст. 90 НК РФ не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

· лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

· лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

***** В соответствии с п. 5 ст. 90 НК РФ перед получением свидетельских показаний должностное лицо налогового органа должно предупредить свидетеля об этом, а также должно предупредить его об ответственности за отказ или уклонение от дачи заведомо ложных показаний, о чем должна быть сделана отметка в протоколе, которую свидетель должен удостоверить своей подписью.

· нарушения срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

· непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);

· нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ);

· непредставления налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка (ст. 135.1 НК РФ)

Методы использования

стоимостного подхода в налоговом планировании

Мероприятия по реструктуризации, обеспечивающие рост стоимости бизнеса

Тип и содержание управленческих решений по налогам

Уменьшение сумм налогов, рассчитанных с оборота

Пересмотр учетной политики.

Определение момента возникновения выручки

от реализации продукции:

- по мере отгрузки

Увеличение объема затрат, уменьшение налогооблагаемой прибыли

Пересмотр учетной политики.

Определение метода начисления амортизации:

Определение состава расходов

Оптимизация сроков уплаты налога на прибыль

Пересмотр учетной политики.

Определение метода списания курсовой разницы по операциям с иностранной валютой.

Избежание уплаты некоторых налогов.

Разработка условий договора с партнерами.

- Анализ налогового статуса партнеров.

Сведение к минимуму налоговых ставок.

Разработка условий договора с партнерами.

- Анализ налоговых последствий выбора формы договора.

Избежание уплаты дополнительных налогов.

Разработка условий договора с партнерами.

- Анализ налоговых последствий включения в договор отдельных условий.

Минимизация налоговой базы

Метод замены отношений.

- Хозяйственная операция, предусматривающая обременительное налогообложение, заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель и при этом применить льготный порядок налогообложения

Метод разделения отношений.

- Хозяйственная операция, предусматривающая обременительное налогообложение, разделяется на несколько хозяйственных операций, позволяющих достичь ту же с ней максимально близкую цель и при этом применить льготный порядок налогообложения.

"Рекордсменом" налоговых преступлений в октябре стала генеральный директор ООО «Технопоиск» Диана Желяскова, которая не заплатила около 3 млрд руб. НДС и налога на прибыль. О других крупных налоговых преступлениях октября, в нашей подборке.

После проверки ФСБ

  • Локация: Нижегородская область
  • Размер ущерба: 35,3 млн руб.

Налоговое дело закончилось реальным сроком для генерального директора фирмы ЗАО «ЭнергоПромРесурс» Евгения Левунина. Он получил 4 года колонии общего режима. Как сообщает Следственный комитет, подсудимый "создал схему ухода налогообложения посредством фиктивного документооборота с фирмами-«однодневками», с которыми фактически отсутствовали хозяйственные взаимоотношения, для незаконного применения вычетов по налогу на добавленную стоимость и налога на прибыль для получения необоснованной налоговой выгоды". В итоге за три года общество не заплатило 3,35 млн руб. налогов.

Нарушения выявила проверка оперативников, ее провели региональные ФСБ и МВД. Мужчина вину не признал, но был взят под стражу в зале суда и осужден на 4 года реального срока.

За плохого подрядчика

  • Локация: Нижегородская область
  • Размер ущерба: 350 млн руб.

Расследование уголовного дела в отношении лиц из ТП "Нижегородец" еще не закончено. Следствие считает, что компания заключила ряд договоров со строительной компанией. Несколько контрактов были связаны с реконструкцией и модернизацией недвижимости в Нижнем Новгороде. Подрядчик при этом не располагается по месту регистрации, а в отчетности отсутствует численность сотрудников, которые получали доход, а руководство компании представило налоговую отчетность с минимальными показателями тот же период. Работы компания по контрактам также не выполнила, но документы об их исполнении были подписаны и включены в налоговую декларацию. "В результате неправомерных действий руководства ООО ТП «Нижегородец» не уплатил налог на прибыль за 2017 в сумме, превышающей 350 миллионов рублей, что является особо крупным размером", – комментирует СКР.

Как сообщает портал NN.ru, компания "Нижегородец" на 34,4% принадлежит Владимиру Гойхману, он —родственник депутата гордумы Нижнего Новгорода Алексея Гойхмана. Сам депутат раньше выступал совладельцем компании. Сейчас организация ликвидируется.

Рыбный маневр

  • Локация: Мурманская область
  • Размер ущерба: 33 млн руб.

СК закончил расследование уголовного дела против руководителя компании "Биос-Шельф". В компании уходили от налогов с 2010 по 2012 годы. Делали это за счет включения в товарооборот фиктивных сделок по приобретению промыслового оборудования. В итоге сумму налога занизили на 33 млн руб. "Органом предварительного следствия были приняты все меры, направленные на погашение причиненного ущерба, а именно наложены аресты на расчетные счета обвиняемого и его имущество", – комментирует СКР.

Сейчас дело направлено в суд. По информации системы Casebook.ru, в указанное время компанией руководили "Рыбопромышленные предприятия северо-запада", а его руководителем в это время был Андрей Лосев.

Реальный срок

  • Локация: Санкт-Петербург
  • Размер ущерба: 3 млрд руб.

Генеральный директор ООО «Технопоиск» Диана Желяскова получила год реального срока в исправительной колонии общего режима. Причиной стало уклонение от налогов. Как установил Следственный комитет, компания с 2012 по 2014 годы уклонилась от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Ущерб бюджету составит 3 млрд руб. В налоговые декларации вносили ложные сведения: проводились операции с фирмами-однодневками. Пока шло следствие на имущество Желясковой был наложен арест.

Согласно системе Casebook.ru, Желяскова была генеральным директором с конца 2012 года до конца 2017 года. В июле 2018 года в отношении компании было подано заявление о банкротстве, сейчас оно рассматривается.

Подкачали дома

  • Локация: Республика Коми
  • Размер ущерба: 20 млн руб.

Бывший генеральный директор ООО «СУ-4 Сыктывкарстрой» Виктор Логвинов уклонился от налогов на 20 млн руб., фигурант вину признал и получил, сейчас дело против него направлено в суд.

Еще одна статья, которая вменяется Логвинову, — выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ч.1 ст.238 УК). С января 2013 года по 2016 год он вносил в налоговые декларации ложные сведения, за счет чего ушел от налогов. В этот же промежуток времени, в 2014 году администрация одного из районов заключила с ООО «СУ-4 Сыктывкарстрой» муниципальные контракты на строительство четырех домов в Емве. Контракт был заключен по программе переселения граждан из аварийного жилья.

"В ходе следствия установлено, что при строительстве данных объектов часть работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, фактически не была выполнена и представляла угрозу безопасности жизни и здоровья потребителей. Несмотря на это, работы по возведению объектов были профинансированы из бюджета, дома введены в эксплуатацию, после чего заселены гражданами по договорам социального найма и мены", – комментирует Следственный комитет. Под уголовное дело попал и глава муниципалитета, который санкционировал приемку двух домов, зная о о выдаче отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации. От должности его временно отстранили.

Дело "Сыктывкарстроя" не обошлось и без административного состава, как сообщает информационное агентство БНК , ООО «АиСТ», которое выполняло функции технического надзора при возведении, требовало у застройщика вознаграждение за беспрепятственно подписанный акт, в итоге исполнительный директор "АиСТа" стал фигурантом уголовного дела за вымогательство, а застройщика привлекли к штрафу в 1 млн руб. по ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).


By Олег Last updated Фев 6, 2020

Налоговая статистика

Поступления от налогов являются основой государственного бюджета. Налоговая статистика позволяет отслеживать, как собираются налоги и сборы по регионам, сравнивать данные с показателями прошлых периодов и вовремя реагировать на возникшие проблемы. Сбор и анализ информации способствует выработке решений по улучшению финансовой дисциплины и, при необходимости, изменению законодательства.

Налоговая статистика
Налоговая статистика это

Налоговая статистика – это учет реализации нормативного обложения доходов (имущества) юридических и физических лиц, полноты и своевременности внесения налогов. Это отдельная отрасль социально-экономической статистики.

Она собирает и анализирует виды и объекты обложения (суммы налогов, ставки, сроки и способы их уплаты).

Кому и зачем нужна статистика

Задача статистики – отслеживание процесса пополнения бюджетов разных уровней. Но она не только фиксирует размер фактических поступлений налогов и их динамику. В ФНС поступают сведения о недоимках налогов и бюджетных платежей от организаций и населения.

Анализ задолженности по налогам и сборам позволяет оценить положение дел в налоговой сфере, выявить резервы для пополнения казны, организовать работу с неплательщиками. Прокуратура вправе привлекать правонарушителей к административной или уголовной ответственности.

Государству статистика позволяет судить о налоговом бремени предприятий, а при необходимости законодательно его регулировать.

Виды и функции налоговой статистики

Вопрос налогообложения в России регулируется Налоговым законодательством. Статистика налоговых поступлений свидетельствует о соблюдении принципов, которые в XVIII веке сформулировал английский экономист Адам Смит:

  • справедливость;
  • определенность;
  • удобство;
  • экономия.

Налоговая статистика РФ полностью соответствует опыту стран с федеративным устройством. Она является экономическим рычагом, позволяющим влиять на производство продукции в стране. В условиях недофинансирования госбюджета налоговая система должна в первую очередь стимулировать развитие экономики. Функции статистики налоговой системы:

  1. Сбор информации о процессах, происходящих в региональной экономике.
  2. Анализ и обработка собранных сведений.
  3. Выявление закономерностей в происходящих процессах.
  4. Изучение влияния внешних факторов на доходность бюджетов всех уровней.

Налоговая статистика России подразделяет налоги на:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Сущность налогов раскрывают их функции – фискальная, регулирующая и контрольная. Фискальная функция позволяет покрывать расходную часть бюджета. Если возникает перевес в сторону регулирующей функции, то статистика налоговых поступлений может зафиксировать уменьшение их собираемости.

функции налоговой статистики

Регулирующая функция влияет на ослабление или усиление роста капиталов, темпы развития производственной деятельности, увеличение или уменьшение платежеспособности населения. Статистика налоговой отчетности отмечает так называемый «Эффект запаздывания» у регулирующей функции. Его суть заключается в непрямом воздействии на происходящие процессы и необходимости определенного времени для их реализации. За собираемость налогов отвечает контрольная функция. Ее задачи:

  • требовать соблюдение фискальной дисциплины;
  • определять порядок налоговых проверок;
  • предотвращать налоговые преступления.

Для реализации контрольной функции привлекается прокуратура РФ и органы МВД.

Статистика налоговой системы РФ

Для наполнения бюджета и решения общегосударственных вопросов используются общие и специальные налоги, а также сборы. ФНС относит к таким налогам:

  • транспортные;
  • сборы на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Федеральная налоговая статистика распределяет соотношение общих налогов следующим образом:

  1. НДФЛ – 42%.
  2. Налог на прибыль – 26%.
  3. Акцизы – 14%.
  4. Имущественные сборы – 9%.
  5. Остальные налоги – 9%.

Статистика налоговых доходов за 2014–2016 год зафиксировала увеличение показателей на 26,5%. Транспортные налоги относятся к региональным сборам. Их размер во многом зависит от решений региональных властей. Им предоставлено право:

  • устанавливать региональные льготы;
  • изменять ставку транспортного налога по регионам, но не более чем в 10 раз (ст.361 НК РФ);
  • определять сроки и порядок уплаты транспортного налога для юридических лиц.

Самые большие ставки транспортного налога Росстат зафиксировал в Москве и Санкт-Петербурге.

Размеры сборов по воспроизводству минерально-сырьевой базы определяется правительство РФ. Как правило, это доля от стоимости фактической добычи. Часть их идет на нужды федеральных проектов, остаток распределяется по регионам.

Налоги для малого бизнеса

Правительство всячески старается облегчить налоговое бремя для малого и среднего бизнеса. Налоговая статистика помогла разработать несколько налоговых режимов.

№1. Общая система налогообложения (ОСНО). Почти не применяется в малом бизнесе. Требует выплаты всех налогов на общих основаниях. Чтобы вести отчетность обычно необходимо содержать штат бухгалтеров. ОСНО включает:

  1. Налог на прибыль для организаций.
  2. НДС.
  3. НДФЛ.
  4. Имущественный налог.
  5. Транспортный сбор.

№2. Упрощенная система налогообложения (УСН). Малый бизнес обычно предпочитает этот налоговый режим. Переход на УСН доброволен и не содержит каких-либо условий. Закон предусматривает два способа исчисления налога:

  • 6% от всех доходов;
  • 15% от всех доходов, за вычетом издержек.

№3. Единый сельхозналог (ЕСХН). Предназначен для малого бизнеса, который специализируется на производстве с/х продукции. Если предприятие совмещает в своей деятельности производство и переработку, то оно может пользоваться ЕСХН. При одной лишь переработке – нет. Для перехода на ЕСХН необходимо получать доходы от продажи собственной продукции. Объем – не менее 70%. Ставка налога составляет 6%. Хозяйствующий субъект освобождается от уплаты:

  1. Налога на прибыль.
  2. НДС.
  3. Имущественного сбора.
  4. Страховых взносов.

№4. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Предусмотрен как добровольный, так и принудительный переход. Налог вводится по решению местных властей. Чтобы узнать о возможности применения ЕНВД, необходимо обращаться в налоговый орган по месту регистрации бизнеса.

№5. Патентная система. Устанавливается только для отдельных видов деятельности. Покупая патент, предприниматель уплачивает необходимый платеж и освобождается от НДС, подоходного налога, имущественного сбора. При этом необязательно платить полную стоимость патента сразу. Допускается рассрочка на весь срок использования.

Налоговые режимы


Статистика налоговых нарушений и задолженности

Отличительной чертой правонарушений в сфере налогообложения является их замаскированность. Статистика налоговых проверок показывает, что их надо проводить вовремя. Иначе результат оперативно-розыскных действий может оказаться отрицательным. Статистика налоговых нарушений:

  • занижение объемов реализации – 41 %;
  • сокрытие выручки – 18 %;
  • завышение себестоимости продукции – 17 %;
  • мелкие налоговые правонарушения – 24%.

Количество преступлений в 2016 году выросло на 2,7% по сравнению с 2015. Налоговые правонарушения выявлены в 9283 случаях. Статистика налоговых преступлений, которую предоставил Верховный суд, указывает на рост количества приговоров за отмывание средств:

  • 2012 год – осуждено 123 человека;
  • 2015 год – осуждено 311 человек;
  • 2016 год – осуждено 417 человек.


Статистика выездных налоговых проверок разделяется на два вида:

  • сплошная;
  • выборочная.

Чаще применяется сплошной метод, чтобы исключить признание проверки недействительной. Проводится ревизия на основании решения начальника налоговой инспекции. Судебная статистика по рассмотрению налоговых преступлений выявила снижение их раскрываемости. В 2016 году нераскрытыми остались 4900 налоговых преступлений, что на 18,9% больше, чем в 2015. Ниже представлена статистика налоговой задолженности (2013–2015 гг.):

статистика налоговой задолженности

Статистика «зависших» налоговых платежей указывает на учащение случаев из-за отзыва лицензий у банков. Подобная задержка налоговых отчислений не является основанием для привлечения предпринимателя к ответственности. Взыскание недоимки должно проводиться с банка.


Статистика налоговых споров показывает, что только тщательная подготовка документов о характере услуг, их объеме и стоимости может гарантировать победу в суде. Аналогичная ситуация наблюдается в Украине.

Налоговые системы разных стран мира

Налоговая система США представлена в таблице:

Налоговая система США

Одним из самых наказуемых преступлений в Америке считается неуплата налогов. На графике видно, сколько денег поступает в бюджет США:

Бюджет США

Налоговая система Германии очень похожа на Российскую. Ее принцип – количество собранных налогов должно соответствовать уровню услуг, предоставляемых государством. Однако уклонение от уплаты налогов в ФРГ не так сильно преследуется законом. Взыскания с организаций, которые уклоняются от уплаты налогов, осуществляются редко. Закон предусматривает особую разновидность деятельного раскаяния, исключающего наказуемость субъекта. Структура сбора налогов в Германии:

Структура сбора налогов

Около 80% всех доходов бюджет Германии получает от налогов. Правительство использует ресурсы для решения задач по развитию экономики. Таким способом удалось решить проблему с охраной окружающей среды. Например, снизив налог на автомобили с катализаторами и понизив акциз на бензин, правительство смогло сломить сопротивление промышленников. В Германии применяется вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов, чего, к сожалению, не видно в России.


Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Дата публикации: 25.05.2019

Статья просмотрена: 1836 раз

Библиографическое описание:

Маликов, Д. А. Тенденции развития налоговой преступности в Российской Федерации / Д. А. Маликов, М. Р. Венгер, С. А. Саввоев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/334/15111/ (дата обращения: 18.05.2021).

В статье раскрываются тенденции развития налоговой преступности в Российской Федерации. Проводится анализ статистических данных о налоговых преступлениях, представленных Следственным комитетом России. Также в статье сформулирован ряд проблем, связанных с расследованием данной категории преступлений.

Ключевые слова: налоговые преступления, Следственный комитет России, статистика, тенденции, уголовные дела.

Налоговая преступность — настоящая «головная боль» для всех правоохранительных органов в Российской Федерации. Председатель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин заявил, что «налоговые преступления — наиболее сложные для расследования». И это небезосновательный вывод. Ввиду заметного усложнения общественных отношений преступления в налоговой сфере приобретают все более изощренный характер. Появляются новые способы совершения общественно опасных деяний данного рода. Общая задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в соответствии со статистикой, представленной Федеральной налоговой службой Российской Федерации на 1 декабря 2018 года, составляет 999 380 136 тыс. рублей [6]. Тем самым бюджетная система России подвергается достаточно сильному негативному воздействию.

Актуальность данной тематики подтверждается особым вниманием властей. Так Президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию от 01.03.2018 указал на то, что «нормы уголовного права должны жестко действовать в отношении преступлений против интересов граждан, общества, экономических свобод. Это посягательство на собственность и средства граждан, рейдерские захваты, нарушение конкуренции, уклонение от уплаты налогов и разворовывание бюджетных средств» [5].

Чтобы правильно рассмотреть аспекты заявленного вопроса необходимо дать понятие налогового преступления. Законодательно определение данной категории не закреплено, но многие научные деятели освещают этот вопрос в своих работах. Так, например, Иксанов Р. А., Гараев А. Г., Янгазина А. Э. в своей работе писали: «под налоговым преступлением следует понимать виновно совершенное общественно опасное деяние, состоящее в нарушении действующего порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения» [3]. Такое определение считаем достаточно полным и раскрывающим основные особенности данной категории преступлений.

Для изучения тенденции развития налоговых преступлений следует обратиться к статистике, представленной Следственным комитетом Российской Федерации по налоговым преступлениям. Для изучения был взят период с 2012 по 2017 годы.


Статистические данные свидетельствуют о том, что число налоговых преступлений за последние годы имело тенденцию к увеличению. Возникает вопрос: «Чем обусловлен резкий рост налоговых преступлений после 2014 года?» Ответом служит внесение изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ Федеральным законом от 22.10.2014 № № 308-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ», касаемо порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям. «Так поводами для возбуждения таких дел стали в том числе заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. До принятия данного нормативно-правового акта уголовные дела о налоговых преступлениях могли возбуждаться только на основании материалов, которые для этого направил в соответствии с НК РФ налоговый орган» [1]. «О чем свидетельствуют данные показатели?» — весьма противоречивый вопрос, явно не входящий в нашу компетенцию, но статистические данные позволяют предположить, что подобное решение «развязало руки» следственным органам в выявлении и борьбе с налоговыми преступлениями.

А. И. Бастрыкин в своем выступлении от 31 мая 2018 рассказал о реакции правоохранительных органов на такую статистику. Так, глава ведомства сообщил: «Была введена специализация следователей, разработана статистическая отчетность, для проведения экспертиз судебно-экономического профиля введены должности экспертов. На постоянной основе организован учет материалов, поступающих из Федеральной налоговой службы, с которой в 2012 году заключено Соглашение о взаимодействии, проведено несколько совместных заседаний коллегий. В каждом из субъектов Российской Федерации на основании совместного приказа Следственного комитета, Федеральной налоговой службы и МВД России образованы межведомственные рабочие группы, главной задачей которых является повышение оперативности и качества следственной работы по делам о налоговых преступлениях. Совместно с Федеральной налоговой службой разработаны специальные методические рекомендации» [2].

В настоящее время существует множество проблем, связанных с расследованием данной категории преступлений. Так, А. Н. Дощицын и М. В. Зяблина, проводя исследования в области выявления и пресечения налоговых посягательств, выявили ряд проблем, препятствующих раскрытию и расследованию таких преступлений, а именно: длительность и сложность выявления преступных деяний в налоговой сфере в связи с необходимостью анализа огромного массива документов; пропуск сроков привлечения к ответственности; отсутствие первичных документов, позволяющих достоверно определить суммы ущерба; сокрытие значительной части имущества, принадлежащего подозреваемому.

В III квартале 2018 года Следственным комитетом РФ было заявлено, что «количество поступивших за первое полугодие 2018 года сообщений о налоговых преступлениях снизилось на 15 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом ущерба от действий недобросовестных налогоплательщиков насчитали уже на 49 миллиардов рублей. За неуплату налогов в первом полугодии 2018 года возбудили 1700 уголовных дел. В абсолютных цифрах это на 6 % меньше, чем за аналогичный период в прошлом году» [4]. Это может быть связано с тем, что на сегодняшний день идет курс на уменьшение количества выездных налоговых проверок в связи с переходом на риск-ориентированный подход, в следствие чего с каждым годом материалов налоговых проверок в следственные органы поступает все меньше и меньше. Получается, что проверки стали проводиться реже, но тщательнее.

Таким образом, можно заключить, что, начиная с 2014 года, был отмечен резкий скачок числа уголовных дел, возбужденных по налоговым преступлениям, который, согласно проведенному исследованию, обусловлен изменением порядка возбуждения уголовных дел данной категории на законодательном уровне. Однако с 2018 года ориентация налоговых проверок перешла в русло рационализации и повышения эффективности, что явилось результатом организованного взаимодействия следственных и налоговых органов в борьбе с налоговой преступностью.

Пленумом ВС РФ 26 ноября 2019 года было принято постановление № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления». В этом документе сделана попытка дать единообразное толкование ст. 198 – 199.2 УК РФ, а также даются указания нижестоящим судам по вопросам квалификации и доказывания преступлений, которые запрещены этими нормами уголовного закона.

Немного статистики

Чтобы оценить актуальность материалов Постановления № 48, нужно обратить внимание на статистику правоприменения по ст. 198 – 199.2 УК РФ.

Количество лиц, осужденных по этим статьям в 2016 году составило 579 человек; 2017 год – 583 человека; 2018 год – 605 человек; в течение первого полугодия 2019 года – 300 человек. За это время количество прекращенных судами дел по этим статьям находится в пределах от 38 до 41 процента.

При этом свыше половины виновных осуждаются при их согласии с обвинением (для примера: в 2018 году этот показатель составил 60 процентов).

Есть этому несколько причин: длительное содержание в СИЗО ( которое, превышает все мыслимые и немыслимые сроки), пытки. Бизнесменам проще взять на себя обвинение, чем отстаивать правду «в СИЗО».

А реальное лишение свободы по указанным составам – явление достаточно редкое. В том же 2018 году такое наказание было применено к 5,6 процентам лиц, осужденным за совершение налоговых преступлений.

Этому то же есть своя причина, потому что, бизнесменов, как правило обвиняют в мошенничестве по ст. 159 УК РФ (по резиновой статье) или подбрасываются наркотики им или их родственникам. По этим статьям посадить проще и «технология» отработана, чем возиться с ст. 199 УК РФ.

Для сравнения: условное лишение свободы – 10,5 процентов; штраф – 27 процентов; 17,3 процента освобождены от наказания по амнистии.

Поскольку на практике чаще всего применяется ч. 2 ст. 199 УК РФ, судьи ВС РФ уделили особое внимание именно этому составу.

Важные изменения

В Постановлении № 48 учтены изменения в действующем законодательстве, в том числе и в ст. 198 – 199.2 УК РФ, внесенные Федеральным законом от 29.07.2017 № 250ФЗ. Был расширен предмет преступлений, поскольку он стал включать в себя кроме налогов и сборов также и страховые взносы.

Более того, ВС РФ согласовал свою позицию с точкой зрения КС РФ, отраженную в его постановлении от 08.12.2017 № 39-П4, которая дает ответ на вопросы об обратной силе закона применительно к налоговым преступлениям.

А в п. 28 Постановления № 48 отражено согласование позиций ВС РФ и КС РФ по поводу возможности признания физического лица виновным в совершении преступлений по ст. 199, 199.1, 199.2 УК РФ в связи с деятельностью организаций – налоговых агентов, плательщиков налогов, сборов, страховых взносов – как гражданского ответчика лишь при фактической либо юридической невозможности удовлетворения требований за счет непосредственно организации или отвечающих в соответствии с законом по ее долгам лиц.

Как известно, налоги, сборы и страховые взносы исчисляются за определенные периоды и подлежат уплате в соответствующие сроки. В Постановлении № 48 сохранена позиция, которая соответствует уже сложившейся практике: преступления по ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ считаются оконченными с момента неуплаты в тот срок, который предусмотрен налоговым законодательством. Обращаю ваше внимание, что речь в данном случае идет не только о юридическом, но и фактическом окончании преступлений.

Это обстоятельство имеет важное значение для определения сроков давности уголовной ответственности за соответствующие преступления.

Проблемы толкования

Постановление № 48 содержит в себе ряд важных разъяснений, призванный исключить расширительное толкование отдельных правовых дефиниций, играющих важную роль в правоприменительной практике.

Так, в п. 5 указанного постановления говорится о том, что к числу «иных документов», упоминаемых в ст. 198 и 199 УК РФ можно относить не все документы , которые требуют представить налоговики.

Они должны соответствовать перечню документов, прямо указанных в НК РФ и принятых на основании этого кодекса федеральных, региональных законах, нормативных правовых актах муниципальных образований.

Кроме того, к иным документам по смыслу указанных выше статей, следует относить подлежащие приложению к декларации, а потому служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов .

И, наконец, к категории «иных документов» следует относить те, непредставление которых (включение в них заведомо ложных сведений) является способом уклонения, то есть непосредственно определяет один из элементов объективной стороны состава преступления.

В уголовном законе остается некоторая неопределенность по поводу установления границ трехлетнего срока при исчислении крупного и особо крупного размера налогов, сборов и страховых взносов, являющихся предметом преступления. В Постановлении № 48 дается разъяснение: при наличии неустранимых сомнений в определении подобных сроков их следует толковать в пользу обвиняемого. Кроме того, в п. 29 Постановления № 48 сказано, что суды должны контролировать наличие способов исчисления данных периодов в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении.

О надлежащем субъекте

В соответствии с изложенной в Постановлении № 48 точкой зрения ВС РФ субъектом преступления по составу, предусмотренному ст. 199 УК РФ, является лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые вналоговые органы организацией, являющейся плательщиком налогов, сборов, страховых взносов, вкачестве отчетных за налоговый (расчетный) период.

Такими лицами признаются руководитель организации – плательщика налогов, сборов, страховых взносов либо уполномоченный представитель такой организации (см. ст. 29 НК РФ). Субъектом данного преступления может выступать также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации – плательщика налогов, сборов, страховых взносов.

В качестве примера можно привести дело, приговор по которому был вынесен Советским районным судом г. Омска от 03.05.2018. Подсудимый был признан виновным по п.п. а), б), ч. 2 ст. 199 УК РФ в уклонении от уплаты налогов организацией в особо крупном размере, которое было совершено группой лиц по предварительному сговору.

Суд признал обвиняемого надлежащим субъектом преступления на том основании, что в период его совершения онфактически исполнял обязанности руководителя ООО наряду с другим лицом, совместно с которым обвиняемый привлек еще одно лицо к формальному исполнению обязанностей директора.

При этом все фактическое руководство хозяйственной деятельностью общества обвиняемый и его соучастник держали под своим контролем.

Проблема виновности

В Постановлении № 48 уделяется внимание и проблемам, связанным с установлением элементов субъективной стороны состава налоговых преступлений. Так, в п. 8 документа указано на то, что уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, осуществление иных деяний, составляющих объективную сторону состава налоговых преступлений, возможно лишь при наличии прямого умысла.

Таким образом, ВС РФ еще раз обращает внимание на недопустимость объективного вменения: нельзя говорить о наличии всех признаков состава преступления лишь при установлении факта неуплаты налогов, сборов, страховых взносов. Такое деяние должно носить осознанный, намеренный характер.

А в процессе доказывания прямого умысла стороне уголовного преследования необходимо учитывать положения ст. 111 НК РФ, где указаны обстоятельства, исключающие виновность деяния при совершении налогового правонарушения. И, разумеется, все неустранимые сомнения в виновности обвиняемого необходимо толковать в его пользу.

Точно так же обстоит дело и при рассмотрении дел по ст. 199.2 УК РФ, сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, в крупном размере.

Подобные деяния также должны осуществляться только с прямым умыслом при наличии цели уклонения от взыскания денежных средств. На подобные цели должны указывать конкретные деяния обвиняемых.

В Постановлении № 48 уделено место и рассмотрению такого элемента субъективной стороны состава налоговых преступлений, как мотив при исполнении обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ). ВС РФ дает ограничительное толкование данных понятий. В абз. 3 п. 19 Постановления № 48 указано, личный интерес как мотив совершения преступления может выражаться в стремлении обвиняемого извлечь выгоду имущественного либо неимущественного характера.

Напомню, что ранее практика шла по пути включения в понятие «личный интерес» отдельных понятий оценочного характера, таких, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса.

В качестве примера можно привести оправдательный приговор Заокского районного суда Тульской области от 27.07.2016 по делу № 1-43/2016: суд посчитал, что нельзя признать личным интересом обвиняемого инкриминируемое ему стремление приукрасить перед учредителем общества реальное финансово-производственное положение предприятия, которым он руководил.

Освобождение от уголовной ответственности

Постановление № 48 было призвано также устранить несовершенство правового регулирования такого вопроса, как освобождение от уголовной ответственности.

Дело в том, что сегодня имеет место коллизия между нормами ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ и ст. 76.1 УК РФ, где речь идет об освобождении от ответственности лиц, обвиняемых в налоговых преступлениях, выполнивших все требования о возмещении ущерба в ходе судебного разбирательства .

Норма материального права содержит перечень оснований для освобождения от уголовной ответственности, а норма права процессуального вводит неоправданные ограничения для их применения.

То есть решение об освобождении от уголовной ответственности суд может принять только до назначения дела к рассмотрению. Поскольку на уровне судебного толкования устранить подобную коллизию между нормами права одинаковой юридической силы не представляется возможным, ВС РФ решил воспользоваться своим правом законодательной инициативы.

Разработан проект федерального закона, который позволит суду выносить соответствующие решения вплоть до удаления в совещательную комнату (см. постановление Пленума ВС РФ от 10.12.2019 № 55 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона „О внесении изменения в статью 281 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации“»).

О преюдиции

В Постановлении № 48 содержится напоминание нижестоящим судам о сохранении преюдициальногохарактера вступивших в силу решений арбитражных судов, судов общей юрисдикции, иных решений, вынесенных в рамках гражданского судопроизводства, которые имеют значение по делам в рамках уголовного судопроизводства. Однако фактические обстоятельства, установленные в таких правоприменительных актах, не имеют определяющего значения для выводов суда о виновности лиц, обвиняемых в совершении налоговых преступлений.

Читайте также: