Кто провел первую налоговую реформу в древнем риме

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговую реформу Юлия Цезаря продолжил первый официальный римский император Октавиан Август (64 до н.э. ‑ 14 н.э.). Он продолжил борьбу с налоговыми откупщиками, что давало возможность снижать налоговое бремя для граждан и хозяйств. Август подтвердил ранее выданные налоговые льготы Иудее. При Августе функции налогового контроля были возложены на Синедрион ‑ высший совет, состоящий из первосвященника, старейшин и книжников. Как и Юлий Цезарь, император Август предоставил Иудее привилегии, в том числе налоговые (судя по всему, в знак благодарности за ту помощь, которую евреи оказали ему в политической борьбе за власть). Сначала Юлий Цезарь даровал народу Иудеи право собирать по всей территории Римской империи храмовый налог и переправлять его в Иерусалим, а затем Октавиан Август подтвердил это постановление. Император Август даже включил этот налог в категорию «священных денег»; это означало, что кража собранных денег карается смертной казнью. Вот что пишет Еврейская энциклопедия по поводу такой привилегии со стороны Юлия Цезаря и Августа: «В римский период правители городов и губернаторы провинций иногда пытались прибрать к рукам собираемые на Храм средства или воспрепятствовать их сбору и пересылке в Иерусалим. Одной из важных привилегий, дарованных евреям в правление Юлия Цезаря и Августа, было разрешение беспрепятственно собирать храмовый налог на территории империи и переправлять его в Иерусалим. Август даже включил этот налог в категорию “священных денег”, что означало, что кража налога карается смертью. Деньги, собранные в Вавилонии, хранились в укрепленных городах Нисбис и Не‑ хардеа, откуда под вооруженной охраной доставлялись в Иерусалим» [551] .

Были и другие привилегии для Иудеи. Особо следует подчеркнуть, что Цезарь и Август подтвердили право Иудеи чеканить свои собственные монеты ‑ «священные сикли», что было очень серьезной привилегией [552] .

Сенат Рима оказался во многом устранен от принятия решений по этим финансовым привилегиям. Надо отметить, что при Юлии Цезаре финансовая система Римской империи претерпела серьезные изменения, финансовая власть все больше сосредоточивалась в руках кесаря. Государственные финансы империи были разделены на две части: традиционное казначейство , которое находилось по‑прежнему в ведении Сената (эрарий), и императорскую казну (fiscus), куда шли налоги от провинций. Это были большие деньги, и кесарь (император) ни перед кем не отчитывался по делам своей казны. Император Август окончательно закрепил начатое Цезарем разделение единой государственной казны на две: сенатскую и имперскую . Первая стала пополняться за счет так называемых «сенатских» провинций, вторая (называемая «фиск», что в переводе означает «корзина») ‑ за счет «имперских» провинций. В последних император стал создавать мощную финансовую систему, состоящую из имперских чиновников, вытесняя постепенно представителей старой финансовой системы ‑ публиканов. Фактически в «имперских» провинциях была начата национализация финансового аппарата, некогда приватизированного публиканами. Вытеснение шло очень медленно и болезненно, поскольку всадники, обладая большими капиталами и фискальными армиями, оказывали яростное сопротивление. Тем не менее имперская казна постепенно усиливалась по отношению к сенатской казне [553] .

Невольно возникает вопрос: чем вызвана такая забота о еврейских деньгах (храмовая подать, собственные монеты) со стороны римских кесарей? ‑ Вероятно, тем, что они получали от иудеев определенную политическую поддержку через влиятельную еврейскую диаспору, расселившуюся по всей Римской империи.

При императоре Августе в Иудее был восстановлен частичный (формальный) суверенитет, когда в стране появился свой царь ‑ Ирод (Великий) [554] . Но Иудея оставалась в составе империи и должна была платить налоги Риму. При этом Иудее как относительно самостоятельной территории Рим разрешил собирать собственные (местные) налоги. Таким образом, на несколько десятков лет сложилась своеобразная система двойного налогообложения , которая распространялась не только на Иудею, но на всю Палестину. Иосиф Флавий отмечает, что доходы Ирода формировались прежде всего за счет налогов, которые постепенно росли, вызывая недовольство местно населения [555] .

Ирод отвечал за полноту и своевременность уплаты налогов в римскую казну. Под надзором Ирода кроме территории Иудеи как самостоятельного объекта налогообложения (с фиксированной величиной дохода) находились еще другие территории, которые входили в состав царства Ирода Великого [556] . Подробного описания налоговой системы времен Ирода Великого нет. Скорее всего, она была следующей: сначала налоги собирались в казну царя Иудеи, а затем уже из нее часть денег перечислялась в Рим [557] . Финансовые отношения между Иродом Великим и римским императором были достаточно запутанными. В том числе и потому, что Ирод Великий, будучи проводником политической воли императора в Палестине, реализовывал проекты последнего на месте. Речь идет прежде всего о строительных проектах. А. Г. Грушевой пишет про время Ирода Великого: «Что касается активного строительства, то оно скорее отвечало интересам римлян, чем иудеев. Следует отметить, что стараниями Ирода многие древние города Ближнего Востока приобрели тот античный облик, который хорошо известен сейчас благодаря археологическим раскопкам» [558] .

Согласно двум скрупулезным подсчетам Иосифа Флавия, общий доход с территорий, находящихся под властью Ирода, составлял в момент его смерти 800 талантов [559] . Правда, в другом месте он называет сумму 600 та‑ лантов [560] . Первая цифра соответствует примерно 37 тоннам серебра, вторая ‑ 28. В пересчете на тогдашние деньги 800 талантов ‑ это 4,8 млн драхм или динариев. А дневная плата работника в те времена была равна примерно 1 драхме (динарию). Примем, что число работающих на территории, подконтрольной Ироду Великому, равно 250 тыс человек (в расчет принимаются те работники, которые обязаны платить налоги). При таком количестве работников получается, что примерно 3 недели в году каждый налогоплательщик работал на уплату налогов Риму. Такие (или примерно такие) расчеты встречаются в работах по истории Древнего Рима и древней Иудеи, и большинство авторов считают, что это было тяжким бременем.

Ирод Великий обеспечивал исправную уплату налогов в римскую казну, но при этом не забывал себя и своих многочисленных родственников [561] . После смерти царя его ближайшие родственники получили очень большие наследства. Самую крупную сумму Ирод завещал императору Августу ‑ 1000 талантов. Благородный император от такого богатства отказался и раздал его родственникам Ирода, которые были богатейшими людьми в Иудее. Иосиф Флавий возмущается высокими доходами Ирода, но уточняет, что они нередко поступали к царю в результате присвоения собственности аристократии [562] .

Нас же интересует другой вопрос ‑ использовал ли Ирод Великий средства казны Иерусалимского храма? Никаких фактов на этот счет у Иосифа Флавия нет. А. Г. Грушевой также пишет: «У нас нет прямых подтверждений использования Иродом на свои цели сокровищ Иерусалимского храма» [563] .

Царство Ирода, которое помимо Иудеи включало еще ряд территорий (Идумею, Самарию, Галилею, Трахонею и др.), было поделено на ряд частей. Иудея, по сути, стала колонией, рядовой провинцией, управляемой римскими прокураторами из сословия всадников. При этом она находилась под надзором имперского легата (наместника) Сирии (в то время ‑ Квинтилия Вара). В Иудее появилась должность римского прокуратора ‑ фактически финансового инспектора, который должен был контролировать сбор налогов. Первым прокуратором был назначен всадник Копоний (6‑9 н.э.). В это время в Иудее были запрещены местные налоги (на храмовую подать римляне не покушались).

В период правления императора Августа римляне отказались от использования фиксированного налога, который применялся Селевкидами (так называемый «форос»), и заменили его десятиной, величина которой зависела от урожая. Безусловно, это было положительное для Иудеи изменение.

Важной составляющей финансовой реформы Августа было проведение переписей населения и инвентаризации имущества. Ко времени рождения Иисуса такой переписью были охвачены все земли Римской империи. Об этой переписи в Иудее, которую проводил сирийский наместник, мы узнаем из Евангелия [564] . Перепись преследовала цель снизить возможность злоупотреблений в сфере налогообложения со стороны откупщиков и Синедриона. Вместе с тем она вызвала резкое сопротивление со стороны народа [565] .

Фискальную реформу императора Августа продолжил император Тиберий. Тиберий прекрасно понимал, что тот, кто контролирует финансы, располагает реальной властью, и всячески стремился вести такую политику, при которой финансовые средства концентрировались бы в его руках. В результате практически все налоги из провинций, как императорских, так и сенатских, стали поступать в распоряжение императора. Расчетливая финансовая политика позволила Тиберию сосредоточить в своих руках огромные суммы, это был мощный рычаг высшей власти, которым он умело воспользовался во время кризиса 33 г. н.э.

Тиберий продолжал политику Августа по ужесточению контроля за деятельностью провинциальной администрации, и в первую очередь сенатских провинций. Тиберию приписывают слова: «хороший пастух стрижет своих овец, но не сдирает с них шкуру». Было организовано несколько процессов против наместников по обвинению в злоупотреблении властью, откупная система сбора провинциальных налогов была заменена прямым сбором налогов представителями центральной власти. Тиберий достаточно эффективно боролся с коррупцией, которая расцвела и в центре, и особенно в провинциях. Крупные должностные преступления наместников и грабеж провинций стали проходить через суды не только по делам о вымогательствах, но также как оскорбление величия империи («закон об оскорблении»).

Это процветание провинций контрастировало с мрачной картиной, которая наблюдалась в столице империи. Тиберий проводил жесточайшую политику экономии, которая привела к тому, что в Риме стало намного меньше «хлеба» (бесплатная раздача хлеба) и «зрелищ» (в конце концов Тиберий вообще прекратил финансирование массовых зрелищ из казны). Было прекращено финансирование строительства храмов и военных дорог из казны. При этом императоре были приняты законы против роскоши и ростовщичества. Из государственной казны выдан был беспроцентный кредит в сумме 100 млн сестерциев земледельцам, попавшим в сложное положение из‑за долгов ростовщикам. Наконец, Тиберий проводил выборочный террор против высокопоставленных и богатых лиц в своем окружении, за счет конфискаций их имущества пополняя казну. При Тиберии имперская казна стала мощной как никогда. После смерти Тиберия в 37 г. по РХ. в казне осталось, по разным оценкам, от 2,3 до 3,3 млрд сестерциев [566] .

При Тиберии, как единодушно отмечают историки, провинции Римской империи процветали. В том числе процветала Иудея. Откупная система сбора налогов при Тиберии была в значительной степени заменена прямым сбором налогов представителями центральной власти, что, конечно же, снижало бремя налогоплательщиков.

Реформы Диоклециана требовали больших средств на содержание чи­новников и армии. Но вопрос этот стоял особенно остро благодаря упад­ку денежного хозяйства и обнищанию населения. Требовалась полная ре­организация финансово-податного дела. В прежние времена римская на­логовая система была очень запутанной. Некоторые части империи вообще не платили прямых налогов (например, Италия), другие должны были уплачивать налоги деньгами, третьи — натурой, в частности хле­бом (Египет, Африка). Иногда встречалось обложение и натурой, и день­гами.

Диоклециан провел здесь полную унификацию. Все сельское населе­ние империи было равномерно обложено комбинированным подушно-по­земельным налогом (capitatio — iugatio). Единицей подушного налога яв­лялась caput («голова»). Взрослый мужчина считался за полную единицу, взрослая женщина — за пол-единицы. Единицей поземельного обложения был iugum (собственно «ярмо», или «упряжка волов»), размеры которого колебались в зависимости от качества земли и характера насаждений, на­пример, югум пахотной земли равнялся большей площади, чем югум ви­ноградника.

Провинции (Египет, Африка) в счет налога поставляли хлеб для насе­ления столицы, для войска и чиновников (аппопа). Горожане подлежали разнообразным налогам на ремесла, торговлю и другие профессии. Неко­торые категории населения совсем не платили налогов. К ним относились чиновники, ветераны, пролетарии, рабы и др.

Податная реформа Диоклециана тяжело ударила по массе трудового населения империи, и не только потому, что она увеличила общую сумму налога, но еще и потому, что предполагала тщательный учет как земель­ной площади, так и населения. Этот учет требовал увеличения чиновничь­его аппарата, содержание которого ложилось на плечи тех же налогопла­тельщиков, и, конечно, открывал широкие возможности для злоупотреб­лений. Мало того, для учета в тогдашних условиях было необходимо, чтобы население прочно сидело на месте. Это усилило те тенденции к закрепо­щению, которые уже и раньше были заметны в империи. Колоны прикреп­лялись к поместью не только потому, что они являлись неоплатными долж­никами помещика, но и потому, что государству для правильного поступ­ления налогов необходимо было знать, что у такого-то посессора (собственника) столько-то людей. Ремесленники прикреплялись к своим коллегиям, которые в порядке круговой поруки отвечали за регулярное поступление налогов с их членов. Куриалы прикреплялись к куриям, так как они своим карманом отвечали за налоги с горожан.

Недаром поэтому в широких кругах римского населения существовало сильное недовольство административными реформами Диоклециана. У Лактанция, христианского писателя первой половины IV в., читаем:

«Каждый из четырех правителей содержит для себя одного больше солдат, чем прежние государи на всю империю. Подати поднялись неслы­ханным образом; число получающих настолько превзошло число платящих,что разоренные колоны покидают землю, и обработанные поля зарастают лесом. Еще больший ужас навели тем, что все провинции разделили на части и в каждую страну, в каждый город наслали толпу чиновников и сборщиков податей. Этим было сделано очень немного для общественной пользы, а только пошли одни за другим приговоры, изгнания, вымогатель­ства, сопровождаемые жестокими насилиями»[513].

• Налоговая система

• Налоговая система Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию.Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на продажу

Финансовая и налоговая политика

Финансовая и налоговая политика К концу III в. назрела необходимость реформ в сфере денежного обращения. Проведенная Диоклетианом в 286 г. денежная реформа в основном повторяла попытки проведения таковой во времена Аврелиана. Целью ее было повышение курса денег и

§ 3. Финансовая система и налоговая политика

§ 3. Финансовая система и налоговая политика Опустошение страны, упадок земледелия, резкое сокращение численности крестьян, стихийное перераспределение податного населения серьезно сказались на состоянии государственного хозяйства. 1Пустая казна и расстроенные

Старый либерализм, новый либерализм, лейборизм и налоговая реформа

Старый либерализм, новый либерализм, лейборизм и налоговая реформа Все эти новые движения имели ограниченное влияние. Либералы по-прежнему оставались главной «левой» партией (это слово впервые вошло в британский политический обиход в 80-х годах XIX столетия). Тем не менее

1. Государственная машина Дворянская иерархия. – Правительство. – Реформа государственного аппарата. Интенданты. – Церковная администрация. – Приход. – Городская администрация. – Налоги и подати. – Денежная реформа. – Крестьянские восстания. Кроканы и «босоногие»

1. Государственная машина Дворянская иерархия. – Правительство. – Реформа государственного аппарата. Интенданты. – Церковная администрация. – Приход. – Городская администрация. – Налоги и подати. – Денежная реформа. – Крестьянские восстания. Кроканы и

Налоговая революция: Россия как громадный оффшор

Налоговая революция: Россия как громадный оффшор Ради всего этого нам нужна, читатель, налоговая революция.Первый шаг государство в налоговой революции сделало, облегчив обложение личных доходов. Но начало оно явно не с того конца. Россия больше нуждается в ином – в

1. Налоговая политика в деревне. Заготовки сельскохозяйственных продуктов

1. Налоговая политика в деревне. Заготовки сельскохозяйственных продуктов По решению X съезда РКП(б), состоявшегося в марте 1921 г., продразверстка была заменена продовольственным налогом. Это было началом перехода к новой экономической политике, к новым отношениям

НАЛОГОВАЯ ВОЙНА

НАЛОГОВАЯ ВОЙНА Да здравствует король без налогов! Девиз мятежников (1635) Разве у нас нет права на защиту? Мы полностью погрязли в нищете; Армия и кардинал — Вот и все наше имущество и богатство. Капитан Жан Босоногий (1639) В мае 1635 года, как мы уже знаем, Людовик XIII, перейдя

Георгий Дерлугьян. Военно–налоговая теория государства

Георгий Дерлугьян. Военно–налоговая теория государства Перед вами итоговая работа одного из наиболее влиятельных сегодня исторических социологов. Благодаря своей легендарной собранности и самодисциплине Чарльз Тилли успел написать очень много — более тридцати книг

Налоговая система королевства

Налоговая система королевства Вступление Франции в 1635 году в войну против Австрии послужило мощным толчком к монархической централизации, наиболее ярко проявившей себя в финансовой сфере. Налоговые сборы приобрели в те времена широчайший, доселе невиданный размах.

Налоговая реформа

Налоговая реформа Реформы Диоклециана требовали больших средств на содержание чи­новников и армии. Но вопрос этот стоял особенно остро благодаря упад­ку денежного хозяйства и обнищанию населения. Требовалась полная ре­организация финансово-податного дела. В прежние

Налоговая служба и таможня

Налоговая служба и таможня В числе прочих силовых ведомств следует упомянуть налоговую службу. Не слишком понятно, впрочем, почему эта структура считается силовой? До недавнего времени, кроме налоговой службы, в России существовала ныне упраздненная налоговая полиция,

4. Налоговая политика и спекуляции.

4. Налоговая политика и спекуляции. Война стоит дорого, но она не является единственной причиной роста государственного долга и постоянного финансового дефицита. К войне добавляются необходимость содержания пышного и великолепного королевского двора, королевские

date image
2013-12-28 views image
3734

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Римский историк Кассий Дион Коккеян в начале III в. до н. э. следующим образом доказывал обоснованность налогов: «Откуда же взять необходимые средства на содержание армии и на покрытие остальных государственных расходов? Я объясню это вам, но сначала хотел бы подчеркнуть, что даже в том случае, если бы у нас была демократия, деньги для государственного бюджета все равно понадобились бы. Ибо без солдат государство существовать не может, а без денежного довольствия мы не в состоянии содержать армию. Итак, налогообложение вовсе не отличительная черта монархии, любая форма правления требует взимания налогов. Нам следует облагать сборами любую собственность, приносящую прибыль ее владельцу, и для этого станем взимать налоги в империи повсеместно. Ведь вполне справедливо то, что ни одно лицо и ни одна местность не останутся свободными от налогов, в то время как сами они, подобно всем остальным, пользуются благами, которые государство представляет всем посредством взимания налогов. »

Во времена, когда Рим был небольшим городом-государством, его общественные расходы были невелики, избранные магистраты выполняли свои должности безвозмездно. Tributum - налог на военные цели, мог быть возвращен из трофеев в случае победы. Он был разно­видностью поземельного налога, взимавшегося в денежной форме.

Определение суммы налогов называлось цензом (census) и проводилось каждые 5 лет специально избранными чиновниками высокого ранга - цензорами. Они же составляли списки граждан и военнообязанных. Цензоры делили людей на классы в соответствии с их имущественным положением.

К 250 г. до н.э. Риму принадлежала вся Средняя Италия с многочисленными городами. Это повлекло усложнение налоговой системы Рима. В городскую казну поступали доходы от сдачи в аренду земель, сбора пошлин и других коммунальных налогов с горожан. Эти налоги и повинности назывались «numera». Определение суммы налога, как и в Риме, производилось каждые пять лет. Кроме того, жители привлекались к уплате государственного налога - «tributum».

После окончания третьей Македонской войны в 168 г. до н. э. в руки Рима попали богатые трофеи и «tributum» на длительное время был отменен.

Доходы от зависимых государств и вновь приобретенных провинций полностью покрывали текущие расходы. Поэтому граждане Рима были полностью освобождены от уплаты поземельного налога.

В завоеванных Римом государствах, ставших его провинциями, сохранялись действовавшие там налоговые системы, только налоги теперь поступали в Рим. Если же на провинцию распространяли действие законов Рима, то его жители приобретали римское гражданство и освобождались от уплаты поземельного налога.

Так как стройной административной системы на ранних стадиях развития Рима не было, в провинциях не существовало государст­венных финансовых органов. Поэтому для сбора налогов привлекали откупщиков (publicani), что порождало коррупцию и злоупотребления властью.

Позднее, при императоре Августе Октавиане в I в. н. э., в провин­циях были созданы филиалы фиска в виде финансовых учреждений, контролирующих определение суммы налога и его взимания.

Для проведения оценки налоговых возможностей провинций, более справедливого распределения налогового бремени и повышения налоговой отдачи проводились провинциальные цензы. Для этого составлялись карты провинций, уточнялось местонахож­дение городов, дорог, рек, землевладений.

Обмерялись земельные угодья каждой городской общины. Составлялись кадастры по каждому городу империи, содержащие сведения о землевладельцах и другую налоговую информацию. Затем проводился сам ценз - перепись имущественного состояния граждан. Он проводился раз в 20 - 30 лет. Главным налогом был поземельный, составлявший примерно одну десятую доходов. Кроме того, облагались налогом фруктовые деревья, виноградные лозы, дома и строения, скот и рабы, другие ценности; каждый житель провинции должен был платить подушную подать. Финансовый прокуратор отвечал за взимание и других налогов:




- с оборота в размере 1% от стоимости товаров;

- с торговли рабами - 4%;

- на освобождение рабов - 5%;

В 6 г. н. э. император Август Октавиан ввел налог с наследства - 5%. Им облагались только граждане Рима, но не провинций. Налог имел целевой характер - на выплату пенсий профессиональным солдатам; их родственники были от налога освобождены. Августом были введены новые таможенные пошлины со всех ввозимых и вывозимых товаров. В среднем ставка составляла 5%, но диффе­ренцировалась в зависимости от вида товара. Император Диоклетиан устанавливает промысловый налог.

Но налоговых чиновников было мало и они поручали сбор налогов общинам. Годовой объем бюджета Римской империи равнялся почти миллиарду сестерциев, при численности населения около 60 млн. человек. В среднем с человека бралось около 15 сестерциев в год, или в натуральном выражении примерно 40 кг пшеницы.

Военные расходы составляли около 400 млн. сестерциев в год. Пограничные провинции, где размещалась большая часть армии, получали из бюджета больше, чем вносили в него. Приток денег способствовал ускорению и углублению процесса урбанизации в пограничных провинциях. За счет бюджета строились крепости, дороги, мосты, акведуки, морские и речные порты, общественные здания.

Налоговую систему и другие хозяйственные традиции и законы Римской империи унаследовала Византия. В ней до VII в. включи­тельно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог; подушная подать; налоги на оснащение армии; налог на покупку лошадей; налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от военной службы; пошлина на продажу товаров (от 10 до 12,5%); пошлина на выдачу государственных актов и т.д.

Если построенное здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф - «налог на воздух». Особые налоги платили сенаторы, чиновники и офицеры, получившие повышение в должности.

История налогов насчитывает тысячелетия. Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.).

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государств, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Необходимостью содержания государства было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, снаряжением для армии.

По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают исключительно денежную форму.

Одной из первых организованных налоговых систем является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном и семейном положении.

В IV - III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись контрибуцией.

Развитие государственных институтов Древнего Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 год до н. э. - 14 год н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота - 1% и другие. Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.

* Изначально в Римской Республике налоговый сбор был невысок. А правители могли внести нужный объем денежных средств в госбюджет из личного капитала. Самые большие налоги выплачивали зажиточные землевладельцы. Взимаемые средства шли на содержание армии. Одним из первых основных налогов была портория — таможенная пошлина. В разных регионах державы она составляла 2-5% от стоимости товара.
В III веке до н.э. в связи с успешными завоеваниями территория Рима увеличивалась, возникали новые города. Также менялась и налоговая система. В завоеванных землях устанавливались местные подати и повинности. И в колониях, и в самом Риме размер налога определялся состоянием граждан.

В мирное время жители Рима не платили государству налоги. И после удачной войны подати становились меньше, а иногда упразднялись вовсе. Однако местные сборы с завоеванных земель взимали постоянно. Со временем в Риме образовалось множество провинций, их жители относились к империи, но не имели гражданских прав. Они были вынуждены выплачивать дань регулярно.

Жители провинций выплачивали единый подушный налог. Но лидирующим источником дохода в Древнем Риме была земельная подать, в среднем он составлял 10% с участка земли. Налогами облагали жилье, ценности, скот и рабов. Были в Риме и косвенные налоги, например, при продаже раба взимали 4%, а обычного товара — 1%.

Каждые 5 лет в Риме производился ценз — определение объема налога. Делали эту процедуру специальные чиновники высокого уровня — цензоры. Они писали перечень граждан и военных, разделяя их на классы по имущественному состоянию.

В ранний период развития империи четкой административной системы и соответствующих финансовых органов не было. Сборщиками налогов являлись откупщики — публиканы. Они не пользовались уважением у народа, поскольку слишком злоупотребляли властью.

Позже в I веке н.э. возникли провинциальные финансовые учреждения, наблюдающие за суммой и взиманием налогов. А также организовывались цензы в провинциях для более справедливого распределения податей.*

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

В Европе XVI - XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью.

Второй период. Именно в конце XVII — начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения. В этот период налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетного устройства.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих в себя прямые и косвенные налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции.

В XIX веке финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться.

Третий период развития налогообложения начинает свою историю в XIX веке и отличается уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы.

Современный, четвертый период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Во все времена экономистов занимал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или же стимулировать предпринимательскую деятельность и расширение налоговой базы путем снижения налогов?

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XX века, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

Начало 80-х годов почти повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, но в то же время происходит рост налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70–80-е годы стал заменять налог с оборота.

Одновременно усилен контроль за соблюдением налогового законодательства и ужесточены экономические и юридические санкции к тем, кто его нарушает.

Налоговая система.

Налоговая система - основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Основой налоговой системы являются налоги и сборы.

В РА действует двухуровневая налоговая система, включающая республиканские и местные налоги и сборы. Также ссуществуют специальные налоговые режимы.

Налоговая система РА имеет 2-уровневую структуру, поэтому законодательная база о налогах и сборах также делится на 2 уровня:

Республиканское законодательство -- это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РА. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся законы, указы Президента РА, постановления Правительства РА и, конечно, Конституция.

Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления.


В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Налоги и налогообложение». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • 1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим
  • 2. Налогообложение в Европе в XVI–XVIII вв.
  • 3. Налогообложение в Европе XIX–XX вв.
  • 4. История налогообложения в России до XIX в.
  • 5. История налогообложения в России с XIX в. до 1917 г.
  • 6. История налогообложения в России с 1917 г. до 2001 г.
  • 7. Налоги и сборы. Признаки и функции. Понятие «сбора»

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги и налогообложение (Конспект лекций) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота — 1 %, налог с оборота при торговле рабами — 4 % и др.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений.

Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.

Интересно отметить, что известный афоризм «деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос «Зачем ты берешь налог за это?». [14, 15]

Читайте также: