Сроки выездной налоговой проверки 2020

Опубликовано: 15.05.2024

От выездной налоговой проверки никто не застрахован. ИФНС вправе назначить выездную проверку в отношении любого налогоплательщика и в любое время. Поэтому важно знать, что может стать поводом для такого мероприятия налоговых инспекторов в 2021 году, а также его сроки и порядок проведения.

Проверить налоговые инспекторы вправе три предыдущих года. Так, в 2021 году могут проверить 2020, 2019 и 2018 года.

Выездная налоговая проверка в 2021 году

Налоговики могут прийти в любую фирму или к любому предпринимателю и проверить, как они платят налоги. Такая проверка называется выездной. Именно по результатам выездных проверок налоговые инспекторы начисляют наибольшее количество штрафов.

Проверку налоговые инспекторы назначат, когда наберется достаточное количество оснований.

Отбор претендентов на проверку ведется с учетом положений приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, по которым фирма сама может определить, насколько высока для нее вероятность подвергнуться выездной проверке. Это, в частности, такие критерии:

  • налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли (виду экономической деятельности).
  • отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов.
  • отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов.
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Например, если показатели рентабельности и налоговой нагрузки у компании ниже среднего, у проверяющих возникнет подозрение, что она уклоняется от налогов. То же и в случае, когда налогоплательщик регулярно заявляет большие суммы вычетов по НДС.

С 1 января по 31 декабря 2021 года проверки могут проводиться дистанционно (постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969). То есть проверять могут с использованием средств дистанционного взаимодействия, включая аудио- и видеосвязь

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Срок проверки – до двух месяцев. При этом она может продлеваться и приостанавливаться.

Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в случаях:

  • если вы имеете статус крупнейшего налогоплательщика;
  • налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
  • на территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
  • у вас несколько обособленных подразделений;
  • вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
  • имеются иные обстоятельства.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Когда ждать повторную налоговую проверку

По общему правилу проводить повторные выездные проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период запрещено (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Однако есть исключения. Повторная выездная проверка по тем же самым вопросам может проводиться:

  • если ее проводит вышестоящий налоговый орган для контроля за работой подчиненных;
  • если фирма подала уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога оказалась меньше ранее заявленной.

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 470-ФЗ ввел еще одно основание для повторной выездной налоговой проверки.

С 1 июля 2021 года новым основанием для повторной налоговой проверки станет увеличение НДС или акциза, заявленных к возмещению в уточненной декларации. Повторную выездную проверку может провести та же инспекция, которая проводила первоначальную проверку при подаче уточненки с уменьшением налога к уплате или увеличением убытка.

Читайте по теме:

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Если объективно посмотреть на статистику проведения ВНП в 2019 году, нельзя не отметить: проверок стало не просто меньше, а значительно меньше: за 4 года, с момента запуска АСК НДС-2 их количество сократилось с 29,3 тыс. до 9 тыс.:

Снимок.JPG

Более, того, вслед за снижением количества ВНП, сократилось и выявление налоговых преступлений (в 2 раза), а вместе с ними и разрыв между выявленными преступлениями (зарегистрированными) и расследуемыми (по которым возбуждены уголовные дела), и хотя данных по приговорам Судебный департамент ВС не предоставил, можно с уверенностью сказать, что их роста не произошло:

Снимок.JPG

Постановление ВС РФ № 48 от 26.11.2019 г. «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» не сделало срок привлечения к уголовной ответственности бесконечным (моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 198 или статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах). В феврале Госдума приняла в первом чтении законопроект Президента фактически существенно повышающий размер налоговой недоимки при которой наступает уголовная ответственность[1], например с 15 млн. по ч. 2 ст. 199 УК РФ, до 45 млн. р.

[1] Полный текст проекта Федерального закона N 871811-7 со всеми планируемыми изменениями - (https://sozd.duma.gov.ru/bill/871811-7)

В пояснительной записке к законопроекту было указано, что проект федерального закона направлен на дальнейшее формирование условий для создания благоприятного делового климата в стране и сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности.

Но за благостной картиной осталась другая статистика: рост поступлений в бюджет НДС на 19% и налога на прибыль на 18,3% - не следствие роста экономики на 19% и даже не эффект от повышения НДС, а в том числе результат поданных уточненных налоговых деклараций, который из квартала в квартал растет в 1,5 раза и более чем в 3 раза превышает доначисления по результатам камеральных налоговых проверок.

Проще говоря, весь бизнес на ОСН постоянно подает «уточненки», в результате комиссий по мобилизации налоговой базы, круглых столов по побуждению уточнения налоговых обязательств и других «понятийных» мероприятий налогового контроля, проведение и результаты которых по мнению судов не возможно обжаловать поскольку по своей правовой природе указанные акты являются процессуальными документами, фиксирующими результаты заседания комиссии, носят информационный характер, возможность самостоятельного обжалования в судебном порядке таких актов действующим арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрена. (Постановление АС Московского округа от 31.10.2019 по делу № А41-394/2019).

Конечно, комиссия по легализации лучше, чем ВНП, но претензии налоговиков относительно разрывов по НДС во втором и следующих звеньях – повсеместны.

А вот так выглядит арбитражная практика по ст.54.1 НК РФ с сайта http://ras.arbitr.ru, скриншот сделать за произвольный период, можно было выбрать и другой, от этого ничего бы не изменилось:

Снимок.JPG

Все решения приняты в пользу налогового органа. Справедливости ради, надо отметить, что в большинстве случаев разрыв по НДС и использование спорных контрагентов происходит в первом звене, но все же статистика показательна.

По делам о дроблении бизнеса, статистика такая же: за 2 месяца 2020 года 16 решений судов первой инстанции, из которых в пользу налогоплательщика только одно. Кстати, комиссии по легализации стали проводиться и по дроблению тоже: одинаковые ip, ИП-бывшие сотрудники, дробление сетей, разделение НДС-ных и безНДС-ных потоков и т.д. все чаще являются причинами побуждения налогоплательщиков перейти на ОСН. Более того, признаки дробления бизнеса и риски предъявления налоговых претензий имеют все группы компаний с совокупной выручкой более 150 млн. р., при этом большинство этих рисков можно предотвратить.

Впереди бизнес ожидает еще нехорошее стечение сразу нескольких факторов:

1. обвал рубля и падение цен на нефть

2. продолжающееся снижение покупательской способности населения

3. коронавирус с реальными рисками и эмоциональными переживаниями

4. грядущие проблемы бюджета

5. премьер-налоговик профессиональный опыт которого прежде всего - собирать деньги, а не зарабатывать их

7. рост неопределенности, препятствующий инвестированию и развитию.

В этой ситуации можно занять выжидательную позицию и дождаться приглашения на комиссию по легализации, на которой сказать будет нечего или сразу получить ВНП за грехи нынешние и прошлые (бюджет будут наполнять любыми способами!), можно подождать и без разумного структурирования бизнеса потерять всю маржу, можно повысить цены с риском остаться без заказчиков, а можно увидеть в сложной ситуации и возможности.

Цель семинара «Бизнес в эпоху перемен» , который пройдет 15-16 апреля 2020 года в Санкт-Петербурге – дать конкретные взвешенные решения для оптимизации и развития бизнеса, налоговой и корпоративной безопасности в условиях усиления налогового контроля. Для тех, кто боится вирусов – есть онлайн-трансляция, остальным выдадим маски. Просто и правда, нет уже времени и возможности, для бездействия, совсем нет.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021


Как исчисляются сроки выездной проверки? Из-за чего проверка может быть приостановлена? Можно ли отменить решение только из-за несоблюдения сроков? Какие доначисления можно оспорить в таких случаях? И когда затягивание сроков проверки играет на руку налогоплательщику? Ответы на эти вопросы читайте ниже.

Для начала напомним — как Налоговый кодекс ограничивает проверяющих по срокам.

Сроки выездной налоговой проверки в 2021 году

Фактически максимальный срок выездной налоговой проверки — 1 год. Это по факту. А по закону проверка не может длиться дольше 6 месяцев (вернее, проверка может длиться 2 месяца, а потом срок может быть продлён до 4-х, потом до 6-ти). Этот срок установлен ст. 89 НК РФ. Как же получается год?

Есть такая вещь — приостановление выездной налоговой проверки. Налоговая может сколько угодно раз приостанавливать проверку. Делается это для того, чтобы не «тратились» впустую дни проверки.

Например, налоговая запросила документы у контрагентов и до получения ответа приостанавливает проверку: инспекторам просто нечего делать, пока от контрагента не пришёл ответ. Пока идёт приостановление проверки, инспекция не приезжает к вам с осмотром, не требует документы, не допрашивает свидетелей и т.д. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода.

Вот и получается: 6 месяцев собственно проверки 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.

Что и в какие сроки должна делать налоговая после окончания выездной проверки

После окончания проверки проводятся другие мероприятия, и для каждого из них Налоговый кодекс прописал сроки:

  • после составления справки об окончании проверки инспекция анализирует собранную во время проверки информацию и составляет акт выездной проверки. На это у налоговой есть до 2-х месяцев;
  • вручение акта налогоплательщику — до 5 рабочих дней;
  • вынесение решения по проверке — до 10 рабочих дней;
  • допмероприятия налогового контроля — 1 месяц;
  • направление требования об уплате налога со дня выявления недоимки — 3 месяца;
  • направление требования об уплате налога по результатам проверки (то есть, после вынесения решения по ней) — 20 рабочих дней.

Можно ли отменить решение по выездной проверке только из-за того, что налоговая нарушила сроки

То, что инспекция часто срывает сроки — не новость. Это может произойти на любом этапе, но чаще всего налоговая «тянет» с составлением акта проверки и вынесением решения.

Компании ждут результатов проверки месяцами, а то и годами. И это отражается на её деятельности. Как? Например, контрагент может отказываться от сотрудничества только потому, что компанию еще проверяют. Никто не хочет работать с компанией, которая «под прицелом» инспекции и, возможно, станет банкротом из-за доначислений.

А если по результатам проверки (которые пришли с опозданием) еще и доначисления немаленькие, то «вдвойне обидно». Компании обращаются в суд, чтобы отменить решение и ссылаются на нарушение сроков.

Однако суды ссылаются на позицию Конституционного Суда РФ: нарушение инспекцией сроков рассмотрения материалов проверки не мешает ей выявить неуплату налогов и не влияет на правомерность решения. Поэтому нельзя отменить это решение только из-за несоблюдения сроков проверки.

Так, например, в деле № А40-222695/2018 налоговая нарушила срок вынесения решения по проверке. Компания попыталась отменить решение через суд, но не вышло. Три инстанции были едины во мнении: налоговики нарушили сроки, потому что устанавливали все обстоятельства по нарушениям.

Удобно для налоговиков, не правда ли?

Но ведь если бы соблюдение процессуальных сроков не было важно для защиты прав налогоплательщиков, закон их не устанавливал бы. Да и в Письме от 10.01.2019 № ЕД-4-2/55 инспекция сама утверждает: затягивание сроков проверки приводит к неэффективному использованию ресурсов налоговой, увеличению жалоб и вредит репутации налоговиков.

Но воз и ныне там. Выводы судебной практики неутешительны: суд, как правило, не отменяет решение налоговой только из-за несоблюдения сроков.

Какие доначисления можно отменить при нарушении сроков выездной проверки

Допустим, по итогам проверки вам начислены: налог, пени и штраф. Оспорить решение (если вы пытались это делать) — не удалось. Но есть неплохой шанс отбить часть доначислений. Речь идет о пене.

Чем больше налоговая затягивает сроки по проверке, тем дольше налогоплательщик не получает требование об уплате недоимки. И тем дольше компания эту недоимку не уплачивает. А значит, увеличивается период, в течение которого «капает» пеня.

Но ведь по своей сути пени — это компенсация за материальный ущерб государству. И компания не виновата, что налоговая нарушает сроки. В этом случае ущерб казне косвенно наносит как раз инспекция. А если компания заплатит пени за период, когда были нарушены сроки, то бюджет незаконно обогатится.

Важно! При нарушениях проверки необходимо рассчитывать пени не на дату вынесения решения, принятого налоговиками с нарушением сроков, а с учетом сроков, которые должны были быть соблюдены налоговым органом. То есть доначисление пеней за период необоснованно затянутой проверки — неправомерно. В ином случае инспекция должна доказать обоснованность увеличения срока, предусмотренного законом.

Обширной судебной практики по этому вопросу на сегодняшний день нет. Видимо, не все налогоплательщики знают и/или готовы отстаивать свои права. А ведь если бизнес начнет массово подавать такие иски, то, возможно, налоговики станут дисциплинированнее.

Когда нарушение сроков выездной налоговой проверки выгодно налогоплательщику

Если выше мы говорили об отмене решения налоговой в случае нарушения сроков проверки, то сейчас речь о том, когда решение отменять нет необходимости. А нарушенные сроки — это неожиданный «козырь» для компании.

А именно: пока налоговая затягивает сроки, она может потерять право на принудительное взыскание недоимки.

Например, в деле № А13-14512/2018 налоговая нарушила сроки рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, принятия решения по итогам проверки, направления требования, принятия решения о взыскании.

Компания обратилась в суд, чтобы отменить решение о взыскании и выиграла в трех инстанциях, потому что «. несоблюдение налоговиками сроков, предусмотренных Налоговым кодексом не увеличивает срок на принудительное взыскание недоимки.Это гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика».

Но тот факт, что инспекция потеряла право взыскивать недоимку принудительно, не лишает инспекцию права идти за этой недоимкой в суд.

Однако, в нашей практике есть дело, когда по результатам проведённой проверки мы признали взыскание с налогоплательщика налоговой задолженности с нарушением сроков давности на обращение в суд. Заметьте, в той истории дело было именно в нарушении срока давности на обращение в суд, а не принудительного взыскания недоимки. Но таких прецедентов в последнее время не много.

Выводы

Отменить решение налоговой по выездной проверке только из-за нарушения сроков — практически невозможно. Судебные решения по таким делам — не в пользу бизнеса.

Налоговики не имеют права искусственно «наращивать» недоимку за счет пени, нарушая сроки проверки. При расчете пени учитываются только обоснованные сроки проверки.

Компании может быть выгодно нарушение налоговиками сроков проверки. Неправомерное затягивание проверки не увеличивает срок взыскания недоимки, а значит инспекция может «проморгать» право принудительного взыскания.


Меры поддержки бизнеса в условиях коронавируса.

Правительством РФ на период 2020 года принято решение о приостановлении проведения плановых административных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства:

Нормативно-правовая база:

- ст. 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

- Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ПП РФ № 438) и некоторых иных подзаконных нормативных правовых актах.

Запрет на проведение плановых проверок субъектов МСП (в рамках 294-ФЗ):

- Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
- Контроль в сфере обращения лекарственных средств;
- Контроль за обращением медицинских изделий;
- Лицензионный контроль;
- Санитарно-эпидемиологический надзор;
- Надзор по закону о защите прав потребителей;
- Пожарный надзор;
- Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
- Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

Запрет на проведение проверок не распространяется на:

- Налоговый и финансовый контроль;
- Проведение административных расследований;
- Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
- Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

Не были приостановлены:

• Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;
• Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок, в частности, медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Исключение из реестра плановых проверок

Решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть приняты органами контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу ПП РФ № 438 (п. 3).

Данное Постановление вступило в силу 14 апреля, а значит уже до 23 апреля организации, которые числились в реестре плановых проверок на 2020 год, должны быть оттуда исключены.

Внеплановые проверки по прежнему могут проводится:

• Выявлены факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью.
Согласование прокуратуры - требуется.

• Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласование прокуратуры - требуется.

• Проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Согласование прокуратуры - требуется.

• Поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (например, в случае поступления в прокуратуру обоснованной жалобы от пациента на нарушение его прав).
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Поступление в Росздравнадзор заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче лицензии на медицинскую деятельность.
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Ходатайство медицинской организации о проведении Росздравнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении нарушений.
Согласование прокуратуры - не требуется.

• Проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Согласование прокуратуры - не требуется.

Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020?

Как указано в п. 9 ПП РФ № 438, проверки, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.03.2020, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу данного постановления. Исключение – внеплановые проверки, указанные в таблице выше, а также плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Налоговый контроль в условиях коронавируса:

Нормативно-правовая база: Постановление Правительства от 02.04.2020 г. №409 (в ред. От 24.04.2020 г.)

Меры поддержки бизнеса при проведении и окончании процедуры налогового контроля:

Приостановлено до 31 мая 2020 г. включительно:

- вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- течение сроков, установленных НК РФ в части процедурных документов, предусмотренных, в том числе статьями 100, 100.4 и 101 НК РФ по проверкам указанным выше;
- инициирование налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ;
- проведение налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства РФ, за исключением случаев, когда по проводимым проверкам соблюдения валютного законодательства РФ выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 1 июня 2020 г. В указанных случаях проведение проверок соблюдения валютного законодательства РФ и осуществление административного производства могут продолжаться только в части таких нарушений.

Продлено:

- на 20 рабочих дней – установленный Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» срок представления страхователями документов (информации), пояснений и иных сведений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно;

- на 20 рабочих дней – установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации) пояснений, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно (т.е. представлении документов и информации, в том числе по ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ, за исключением см. ниже);

- на 10 рабочих дней – установленный НК РФ срок представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, налоговыми агентами документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, направляемому в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно;

- на 3 месяца – установленный НК РФ срок представления организациями заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.

ФНС России в Письме № СД-4-2/5985@ от 09.04.2020 г. «О постановлении Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №409» дополнительно указало следующее:

Приостановление проведения назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок в данном случае влечет установление запрета на проведение всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках таких проверок.

Приостановление течения сроков, установленных НК РФ (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, распространяется на сроки осуществления следующих мероприятий (действий):

- проведение выездной налоговой проверки;

- приостановление проведения выездной налоговой проверки;

- составление акта выездной налоговой проверки;

- вручение акта выездной налоговой проверки;

- представление возражений на акт налоговой проверки;

- рассмотрение материалов выездной налоговой проверки;

- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;

- составление дополнения к акту налоговой проверки;

- вручение дополнения к акту налоговой проверки;

- представление возражений на дополнение к акту налоговой проверки;

- составление акта, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ;

- представление возражений на акт, предусмотренный статьей 101.4 НК РФ;

- рассмотрение дела о налоговом правонарушении, предусмотренного статьей 101.4 НК РФ.

Если на период до 31.05.2020 включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки или дела о налоговом правонарушении (статьи 101, 101.4 НК РФ), налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел.

При этом, ФНС России обращает внимание налогоплательщиков на то, что указанные в Постановлении №409 приостановления и возобновления 01.06.2020 г. не будут оформлены решением налогового органа.

Также приостановление течения сроков, указанных выше не препятствует вынесению итогового решения по выездной налоговой проверке, и направлению его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке, и все предусмотренные НК РФ процедуры соблюдены. В данном случае срок для вступления в силу указанного решения начинает течь 01.06.2020. Соответственно 01.06.2020 начинает течь срок для подачи апелляционной жалобы на указанное решение.

Прочие документы:

Согласно постановлению, в частности:

- проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи;

- после 1 июля 2021 г., но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план на 2021 год, может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита;

- срок проведения плановых проверок, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 г., не может превышать 10 рабочих дней с учетом особенностей исчисления предельных сроков, установленных законом;

- при формировании ежегодных планов проверок в них не включаются плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр (с учетом установленных исключений, в частности в отношении лиц с высоким уровнем риска, проверок, проводимых при осуществлении лицензионного контроля, и т.д.);

Утвержденные ежегодные планы подлежат приведению в соответствие с требованиями настоящего постановления не позднее 15 декабря 2020 г.

Читайте также: