Срок рассмотрения заявления о государственной регистрации в налоговой

Опубликовано: 02.05.2024

В России упростят получение налогового вычета при покупке квартиры, дома или земельного участка. Теперь, чтобы получить вычет, заявителю надо будет только заполнить заявление в личном кабинете налогоплательщика, и оно будет сформировано автоматически

В Госдуму поступил законопроект об упрощенном порядке оформления имущественного налогового вычета за покупку квартиры, дома или земельного участка. Законопроект касается вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по ипотеке, а также инвестиционных вычетов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

Ранее правительство одобрило предложение Минфина об упрощении процедуры получения налогового вычета при покупке недвижимости.

«Сбор различных документов и заполнение декларации у людей вызывает трудности и зачастую они просто не имеют такой возможности. Правительство упростит эту процедуру», — отметил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства 10 декабря.

Сейчас можно вернуть 13% от стоимости квартиры, а оформить все необходимые документы — в режиме онлайн, не выходя из дома. Эта несложная процедура в ближайшем будущем будем еще проще. Рассказываем, как можно оформить налоговый вычет с покупки квартиры на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) в упрощенном и обычном порядке.

Как упростят оформление налогового вычета

Сейчас, чтобы получить налоговый вычет, нужно по итогам года подать декларацию по форме 3-НДФЛ и документы, подтверждающие право на этот вычет. По новым правилам физлица смогут возмещать НДФЛ одним только заявлением — без составления декларации 3-НДФЛ, подтверждение своего права на вычет, а также сканирование и загрузка множества документов в личном кабинете налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) не потребуется. Достаточно будет заполнить заявление, указать в нем банковские реквизиты, на которые нужно перевести средства, и оно будет сформировано автоматически. Автоматизированная система ФНС обработает информацию, обратившись к необходимым источникам, например, в банк, который выдал кредит или через который прошел перевод денежных средств.

Сроки оформления имущественного вычета

Помимо существенное сокращение списка необходимых документов, упрощенная камеральная проверка существенно сократит сроки получения налогового вычета. Сейчас только проверка предоставленных документов в ФНС занимает три месяца, еще 30 дней потребуется для перевода средств на счет.

По новым правилам камеральная проверка займет 30 дней с момента оформления заявления на налоговый вычет, а деньги на счет будут перечислять в течение 15 дней после ее окончания. Однако срок камеральной проверки смогут продлить до тех же трех месяцев, если у налоговой появятся подозрения, что вы нарушаете законодательство о налогах и сборах.

Когда начнет действовать упрощенный порядок

Если Госдума примет закон, то он вступит в силу не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физлиц. Новые упрощенные правила распространят на налоговые вычеты, возникшие с 1 января 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу, отмечается в проекте закона. То есть, уже в 2021 году россияне смогут подать заявление на налоговый вычет за 2020 налоговый год в упрощенном порядке.

Жанна Колесникова, руководитель коммерческой практики адвокатского бюро «Плешаков, Ушкалов и партнеры»:

— На мой взгляд, это существенно облегчит жизнь налогоплательщикам, поскольку теперь им просто нужно сформировать электронное заявление и не придется заполнять налоговую декларацию. Как правило, именно из-за неправильного заполнения декларации большинство налогоплательщиков получают отказ в предоставлении вычета. Кроме того, не нужно собирать и сканировать подтверждающие документы.

Что еще в нового в упрощенном порядке

Возврат суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке при наличии у налогоплательщика задолженности, подлежащей взысканию, должен будет производиться только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Предполагается также, что при нарушении сроков возврата суммы излишне уплаченного налога в связи с предоставлением налогового вычета, считая с двадцатого дня после принятия решения о его предоставлении, будут начисляться проценты.

Сколько можно вернуть из бюджета

Россияне, которые имеют официальный доход и платят НДФЛ, могут вернуть 13% от стоимости квартиры. Государством установлен лимит — максимальная сумма, с которой гражданин может получить причитающиеся ему 13%, составляет 2 млн руб. Таким образом, вернуть получится 260 тыс. руб. Если квартира стоила меньше установленного лимита, то им можно воспользоваться при покупке другой квартиры.

Вернуть уплаченные налоги из бюджета также можно, если квартира куплена в ипотеку. Россияне могут получить 13% из бюджета от уплаченных процентов по жилищному кредиту. При этом лимит вычета выше — 3 млн руб. Таким образом, вернуть получится 390 тыс. руб. Воспользоваться этим правом можно только один раз.

В сумме эти два вычета составляют серьезную сумму — 650 тыс. руб. Если имущество было приобретено в браке и является совместной собственностью, то право на вычет имеет каждый из супругов. Таким образом, семья может вернуть до 1,3 млн руб. из уплаченных налогов.

Инструкция по оформлению имущественного вычета

Рассмотрим правила, которые действуют до вступления упрощенного порядка. Для оформления имущественного вычета необходимо зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС. В него также можно войти, если у вас уже действует аккаунт на сайте госуслуг. После завершения регистрации в личном кабинете нужно получить электронную цифровую подпись и можно приступать к оформлению заявления на имущественный вычет с покупки недвижимости.

Здесь необходимо выбрать территориальный налоговый орган для подачи декларации и год, за который необходимо получить имущественный вычет.

Далее заполняем налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) на сайте. Она подгрузится автоматически с необходимыми данными из справки по форме 2-НДФЛ. Если на сайте ФНС нет данных об уплаченных налогах за предыдущие годы, то справку можно получить из бухгалтерии по месту работы.

Выбираем объект недвижимости, в отношении которого нужно получить имущественный вычет, и вносим сумму расходов, потраченную на приобретение имущества.

Чтобы получить имущественный вычет онлайн, необходимо сделать сканы документов:

- выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);

- при приобретении квартиры или комнаты — договор о приобретении квартиры или комнаты, акт о передаче квартиры или доли в ней или свидетельство о государственной регистрации права на квартиру или комнату (долю/доли в ней);

- при погашении процентов по займу — целевой кредитный договор или договор займа, договор ипотеки, заключенные с кредитными или иными организациями, график погашения кредита (займа) и уплаты процентов за пользование заемными средствами;

- документы, подтверждающие расходы при приобретении имущества (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы);

- выписки из лицевых счетов налогоплательщика, справки организации, выдавшей кредит об уплаченных процентах за пользование кредитом об уплате процентов по кредиту или займу, ипотечному договору.

После загрузки и отправки всех необходимых документов нужно написать заявление о возврате уплаченных налогов из бюджета с указанием номера счета, куда нужно перечислить вычет. Далее ожидать рассмотрения заявления налоговым органом. Это обычно занимает три-четыре месяца.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 21 января 2010 г. N ММ-7-4/17@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

РАССМОТРЕНИЯ ЗАПРОСОВ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФНС РОССИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

ДОСТУПА К УКАЗАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

В целях реализации положений Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" приказываю:

1. Утвердить Порядок рассмотрения запросов о предоставлении информации о деятельности ФНС России и контроля за обеспечением доступа к указанной информации (далее - Порядок).

2. Начальникам структурных подразделений ФНС России, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций ФНС России при работе с запросами о предоставлении информации о деятельности налоговых органов руководствоваться утвержденным Порядком.

3. Назначить Административное управление (И.В. Акунова) структурным подразделением, ответственным за организацию работы с запросами по представлению информации о деятельности ФНС России.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Федеральной налоговой службы

Приказом ФНС России

от "___" _______ 2010 г.

РАССМОТРЕНИЯ ЗАПРОСОВ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФНС РОССИИ И КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

ДОСТУПА К УКАЗАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок рассмотрения запросов о предоставлении информации о деятельности ФНС России и контроля за обеспечением доступа к указанной информации (далее - Порядок) регламентирует требования к организации работы налоговых органов с запросами пользователей информацией.

1.2. Настоящий Порядок не регламентирует доступ к конфиденциальной информации налоговых органов по запросам государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей, имеющих право доступа к ней в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.3. Пользователями информацией являются граждане (физические лица), организации (юридические лица), общественные объединения, государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск информации о деятельности ФНС России.

1.4. Запросы о предоставлении информации о деятельности ФНС России (далее - запрос) могут поступать в ФНС России от пользователей информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа.

1.5. Информация о деятельности ФНС России может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.

1.6. Плата за представление информации о деятельности налоговых органов взимается в случаях, установленных федеральными законами. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Организация работы с письменными запросами

Порядок регистрации и рассмотрения запросов

2.1. Все письменные запросы, поступившие в центральный аппарат ФНС России (далее - ЦА ФНС России) (в том числе в виде электронного документа), в трехдневный срок со дня его поступления регистрируются в БД "Канцелярия ЗГ" СЭД ЦА и направляются в структурное подразделение ЦА ФНС России, ответственное за организацию работы с запросами по представлению информации о деятельности ФНС России (далее - ответственное подразделение).

2.2. Запросы подлежат рассмотрению, если они составлены на государственном языке Российской Федерации и соответствуют требованиям, указанным в части 2 статьи 18 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон).

2.3. Анонимные запросы не рассматриваются. В настоящем Порядке под анонимным понимается запрос, в котором не указаны фамилия, имя и отчество гражданина, направившего запрос, либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения. Такие запросы подшиваются в дело без направления ответа заявителю.

2.4. Если в запросе указан номер телефона, факса либо электронный адрес пользователя информацией, ответственное подразделение при необходимости выясняет недостающие реквизиты по указанным каналам связи.

При невозможности связаться с пользователем информацией в течение двух рабочих дней, такой запрос подшивается в дело без направления ответа заявителю.

2.5. Информация о деятельности налоговых органов не предоставляется, если:

2.5.1. В запросе не указан почтовый адрес для направления ответа, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для уточнения содержания запроса.

Указанные запросы формируются в отдельное дело в соответствии с утвержденной номенклатурой без направления ответа заявителю.

2.5.2. Содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности налоговых органов.

Авторам таких обращений сообщается по одному из указанных каналов связи о необходимости уточнения содержания запроса.

2.5.3. Запрашиваемая информация не относится к деятельности налоговых органов.

Такие запросы не позднее чем в семидневный срок со дня регистрации пересылаются с сопроводительным письмом за подписью руководителя ответственного подразделения в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления для рассмотрения с уведомлением об этом авторов запроса.

Если ФНС России не располагает сведениями о наличии запрашиваемой информации в другом государственном органе, органе местного самоуправления, об этом в течение семи дней со дня регистрации запроса сообщается лицу, направившему запрос.

2.5.4. Запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа.

Авторам таких запросов направляется сообщение за подписью руководителя ответственного подразделения о невозможности дать ответ по существу, с указанием вида, наименования, номера и даты принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. Если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, ФНС России предоставляет только общедоступные сведения (документы).

2.5.5. Запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией.

Авторам таких запросов направляется сообщение о том, что запрашиваемая информация предоставлялась ранее, с указанием номера и даты исходящего документа.

2.5.6. Автором ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых ФНС России, проведении анализа деятельности ФНС России, его территориальных органов либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав лица, направившего запрос.

Авторам таких запросов направляется сообщение о невозможности дать ответ по существу.

2.6. Запросы, относящиеся к деятельности территориальных налоговых органов, в семидневный срок пересылаются сопроводительным письмом за подписью руководителя ответственного подразделения в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональные инспекции ФНС России для рассмотрения. Ответственное подразделение уведомляет об этом авторов запроса.

При этом ответственное подразделение устанавливает контрольные сроки рассмотрения запросов в соответствии с частью 6 статьи 18 Закона.

Сроки рассмотрения письменных запросов

2.7. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации в ЦА ФНС России, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2.8. В случае если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, руководитель ответственного подразделения вправе продлить срок рассмотрения запроса не более чем на пятнадцать дней.

Для этого ответственный исполнитель не позднее чем через семь дней со дня регистрации запроса представляет на имя руководителя ответственного подразделения докладную записку с указанием причины продления срока исполнения. При положительном решении руководителя ответственного подразделения контрольный срок исполнения продлевается в карточке запроса БД "Канцелярия ЗГ". Пользователю информацией не позднее чем через семь дней со дня регистрации запроса направляется уведомление за подписью руководителя ответственного подразделения об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации.

2.9. Продление срока рассмотрения запроса в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекциях ФНС России осуществляется аналогично п. 2.8 настоящего Порядка.

2.10. Контроль за соблюдением сроков рассмотрения запросов осуществляет ответственное подразделение.

2.11. Все запросы, подлежащие рассмотрению в ЦА ФНС России, рассматриваются непосредственно в ответственном подразделении.

В целях предоставления пользователю информацией полной и достоверной информации о деятельности ФНС России ответственное подразделение вправе уточнять у автора содержание запроса.

2.12. Если ответственное подразделение не располагает запрашиваемой информацией, то в соответствующее структурное подразделение ЦА ФНС России направляется служебная записка за подписью руководителя ответственного подразделения. Структурное подразделение ЦА ФНС России должно предоставить необходимую информацию в срок, не превышающий 10 дней.

2.13. Руководители соответствующих структурных подразделений ЦА ФНС России несут ответственность за своевременное предоставление в ответственное подразделение информации по вопросам своего ведения и ее достоверность.

2.14. На основании имеющейся либо представленной структурными подразделениями ЦА ФНС России информации ответственным подразделением готовится проект ответа.

2.15. Информация о деятельности ФНС России предоставляется в виде ответа на запрос, в котором содержится или к которому прилагается запрашиваемая информация либо в котором содержится мотивированный отказ в предоставлении указанной информации.

2.16. Если запрашиваемая информация о деятельности ФНС России опубликована в средствах массовой информации либо размещена на официальных сайтах в сети Интернет, в ответе на запрос указывается только название, дата выхода и номер средства массовой информации или электронный адрес официального сайта.

Основные принципы организации, ведения и порядок размещения информации на официальном сайте ФНС России регламентируется отдельно утверждаемым Положением.

2.17. Если запрашиваемые сведения, по мнению исполнителя, могут относиться к сведениям ограниченного распространения, то проект ответа на запрос незамедлительно направляется на согласование в структурное подразделение ЦА ФНС России, в функции которого входит комплексная защита информации.

Согласование либо мотивированный отказ в согласовании проводится в срок, не превышающий двух рабочих дней.

2.18. Ответ пользователю информацией подписывается руководителем ответственного подразделения и регистрируется в ответственном подразделении.

2.19. Ответ на запрос предоставляется способом, указанным в запросе (по почте, по электронной почте либо по факсу).

Если способ предоставления информации о деятельности ФНС России в запросе не определен, то она представляется по одному из указанных каналов связи.

При этом по электронной почте направляется электронный образ документа, полученный путем сканирования оригинала ответа. Оригинал документа подшивается в дело.

3. Организация работы с устными запросами

3.1. Информация о деятельности ФНС России в устной форме предоставляется пользователям информацией во время приема при их личном обращении в приемную ФНС России, а также по телефону справочной службы либо по телефонам должностных лиц, уполномоченных на ее представление.

3.2. По телефону справочной службы предоставляется только информация, размещенная на официальном сайте и во внутренних справочных информационных ресурсах ФНС России.

3.3. Прием пользователей информации ведется по адресу: Москва, ул. Неглинная, д. 23 в рабочие дни с 10 до 17 часов (по пятницам и предпраздничным дням до 16 часов) в порядке очередности. Лица, имеющие льготы, установленные законодательством Российской Федерации, принимаются вне очереди.

3.4. Прием пользователей информацией осуществляет работник приемной ФНС России, который является сотрудником ответственного подразделения.

3.5. Должностные лица, осуществляющие прием пользователей информацией, обязаны объективно разбираться в существе запроса, принимать все необходимые меры для оперативного и полного разрешения поставленных вопросов, корректно и внимательно относиться к заявителям, обратившимся в приемную ФНС России.

3.7. При личном обращении гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Пользователь информацией, являющийся представителем юридического лица, дополнительно предъявляет доверенность либо иной документ, удостоверяющий его полномочия. При отказе пользователя информацией представить указанные документы его запрос не подлежит рассмотрению и посетителю отказывается в приеме.

3.8. При обращении пользователей информацией с запросом должны соблюдаться следующие требования:

пользователь информацией, обратившийся в приемную ФНС России, должен владеть государственным языком Российской Федерации;

интересующий пользователя информацией вопрос должен относиться к компетенции ФНС России. Если поставленные посетителем вопросы не входят в компетенцию ФНС России, работник приемной разъясняет гражданину его право и порядок обращения в соответствующие органы государственной власти;

запрашиваемая информация не должна относиться к информации ограниченного доступа. При ответе на такой запрос указывается вид, наименование, номер и дата принятия акта, в соответствии с которым доступ к этой информации ограничен. Если часть запрашиваемой информации относится к информации ограниченного доступа, предоставляется только общедоступные сведения (документы);

запрашиваемая информация ранее не предоставлялась пользователю информацией;

в запросе не ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых ФНС России, проведении анализа деятельности ФНС России, его территориальных органов, либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав автора запроса.

3.9. При соблюдении указанных требований работник приемной дает устную консультацию обратившемуся заявителю, при необходимости используя установленные программные продукты и справочные правовые системы либо привлекая сотрудников ответственного подразделения.

При отсутствии запрашиваемой информации в ответственном подразделении работа с заявителем проводится с привлечением работника структурного подразделения ЦА ФНС России, в компетенцию которого входит рассматриваемый вопрос.

3.10. При невозможности предоставить запрашиваемую информацию во время приема или в случае, когда пользователь информацией не удовлетворен данными ему разъяснениями, работник приемной обязан рекомендовать заявителю подготовить письменный запрос с изложением интересующих его вопросов для последующего рассмотрения. При необходимости работник приемной оказывает помощь в оформлении запроса.

3.11. Письменные запросы пользователей информацией, принятые в ходе приема, регистрируются в ответственном подразделении с проставлением на первом листе штампа "Личный прием". По просьбе пользователя информацией на втором экземпляре письменного запроса проставляется отметка о принятии запроса с указанием даты.

Дальнейшая работа с письменным запросом ведется в порядке, установленном соответствующими разделами настоящего Порядка.

3.12. Устный запрос пользователя информацией, обратившегося в приемную ФНС России, и данные о результатах проведенного приема подлежат регистрации в БД "Обращения" СЭД ЦА в день его поступления.

4. Контроль за обеспечением доступа

к информации о деятельности ФНС России и ответственность

за нарушение прав на доступ к указанной информации

4.1. Контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности ФНС России осуществляет руководитель Федеральной налоговой службы.

4.2. Текущий контроль осуществляется руководителем ответственного подразделения путем еженедельного мониторинга статистической и тематической информации о проведенной работе с запросами.

4.3. Ответственное подразделение ежемесячно доводит до сведения заместителя руководителя, координирующего его деятельность, статистическую, тематическую и аналитическую информацию о проведенной работе с запросами.

4.4. На имя руководителя готовятся ежемесячные и годовые отчеты за подписью заместителя руководителя, курирующего ответственное подразделение.

4.5. Должностные лица, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности ФНС России, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») - основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.

Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан .

Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ.

Значение установленных сроков заключается в том, что они:
- устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;
- способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей .

По общему правилу, - государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним .


Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст. 3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами. Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и других отраслей права.

Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения .

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание!

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения .


Подробнее о сроке, а точнее - о сроках:

3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.).

В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч​. 2 ст​. 10 ​Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней , уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение​, ​​что подтверждается и судебной практикой .


​ Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12​ Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

— в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.​п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки.
— в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-​либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). ​То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. ​ Без учета почтовой доставки.
— в случае перенаправления ​обращения, ​с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения​:​ +30 дней к максимальному сроку, который ​рассчитан в​ыше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня ​ . Без учета почтовой доставки.

​ Из личной практики следует, что довольно часто уведомления о продлении сроков отправляют​ся уже с нарушением сроков, т.к. это уведомление должно быть направлено до истечения первого срока рассмотрения обращения в 30 дней.​

Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются в срок не более трех рабочих дней со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений, если иной срок не установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Срок передачи многофункциональным центром запроса о предоставлении сведений в Росреестра и срок передачи подготовленных Росреестром документов, содержащих сведения ЕГРН, в многофункциональный центр не должны превышать два рабочих дня соответственно со дня поступления запроса о предоставлении сведений в многофункциональный центр и со дня передачи такого запроса многофункциональным центром в Росреестр.

В случае, если в ЕГРН отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, Росреестр в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.

Росреестр обязан по запросу правообладателя предоставлять ему информацию о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, права на который у него зарегистрированы (за исключением случаев получения таких сведений органами, осуществляющими в установленном федеральным законом порядке оперативно-разыскную деятельность по основаниям, установленным статьей 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), способами и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования; такая информация предоставляется правообладателю в срок не более чем три рабочих дня со дня запроса такой информации.

Запись о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости вносится в ЕГРН на основании заявления лица, право собственности которого в ЕГРН было зарегистрировано ранее (предшествующего правообладателя), в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления.

В силу части 1 статьи 36 Закона № 218-ФЗ при представлении лицом, указанным в ЕГРН в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия (далее – заявление о невозможности регистрации) в ЕГРН в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления вносится запись о заявлении о невозможности регистрации.

Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН (техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.

Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Многие из тех, кто занимается регистрацией компаний, сталкивались с требованием налоговой подавать документы при любых случаях регистрации в трехдневный срок. И «первичку», и изменения в устав, и смену директора, и сообщение о ликвидации, в общем, все. Давайте попробуем разобраться, насколько законны данные требования инспекторов, обратившись к «настольной книге» регистратора — Федеральному закону №129-ФЗ «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001.

Правда, учитывайте, что каждая налоговая Закон трактует по-своему, поэтому лучше все уточнить в конкретном рег. органе.

  1. Первичная регистрация
  2. Внесение изменений в устав
  3. Внесение изменений в ЕГРЮЛ
  4. Какие сведения затрагивают устав
  5. Три дня на смену устава
  6. Ликвидация и реорганизация

Первичная регистрация

Смотрим статью 9 указанного Закона. С момента принятия решения о создании юридического лица нет четко регламентированного срока о подаче документов. С другой стороны, согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ, правоспособность юридического лица начинается с момента его внесения в ЕГРЮЛ. Согласно ст. 51 ГК РФ, юридическое лицо считается созданным с момента его внесения в ЕГРЮЛ. А значит, если решение принято, но государственной регистрации не было, то и юрлица как такового нет. А значит, нет каких-либо последствий, затрагивающих общественные отношения. Потому и срок тут не обозначен, как решитесь, так и подавайтесь. Хотя год, конечно, лучше не выжидать, подавайтесь как можно скорее.

Внесение изменений в устав

П. 5 ст. 5 Закона четко указывает, что внесение изменений в учредительные документы регламентируется главой VI Закона, где о сроках подачи документов с момента принятия решения ничего не сказано. А значит, тут, как и в случае с «первичкой», стоит вспомнить понятие из ГК РФ «разумный срок», что составляет не более 7 дней (используемая по аналогии ч. 2 ст. 314 ГК РФ).

Внесение изменений в ЕГРЮЛ

Здесь все указано четко. Согласно п. 5 ст. 5 все сведения, содержащиеся в ч. 1 ст. 5, кроме подпунктов «м», «о», «р», необходимо, при их изменении, внести в ЕГРЮЛ в трехдневный срок после принятия соответствующего решения. Сюда же относятся и сведения о начале ликвидации, ее стадиях, либо подобные сведения о реорганизации — это по сути все внесение изменений в ЕГРЮЛ.

Какие сведения затрагивают устав

Давайте рассмотрим подробнее эти сведения, чтобы точно знать, что не относится к уставу:

Сведения Меняется ли устав Срок внесения
Полное и сокращенное наименование, на любом языке да
Организационно-правовая форма да
Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица иногда 3 дня, если адреса нет в уставе
Адрес электронной почты юридического лица нет (хотя, возможно, кто-то может додуматься и до такого) 3 дня
Сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения нет 3 дня
Сведения об учредителях (участниках) юридического лица Для ООО не обязательно, для АО должны быть сведения о единственном акционере, для иных ОПФ нужно смотреть конкретный случай 3 дня (хотя при увеличении уставного капитала сроки другие)
Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации нет 3 дня
Размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала да
Фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (Директора) нет 3 дня
Сведения о наличии корпоративного договора нет 3 дня
Сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом нет Эти данные вносит лицензирующее ведомство
Сведения о филиалах и представительствах юридического лица Не обязательно 3 дня, если нет в уставе
Идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе нет Эти сведения вносит сама налоговая
Номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя в ПФР и ФСС нет Эти сведения вносит сама налоговая
Коды по ОКВЭД Не обязательно 3 дня, если нет в уставе
Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации Нет 3 дня
Сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала нет 3 дня

Собственно, в данной таблице наглядно показано, в каком случае у вас три дня с момента принятия соответствующего решения, а в каких нет.

Три дня на смену устава

Многие налоговые инспекции, при обращении к ним с внесением изменений в учредительные документы, требуют оформлять их так, чтобы с момента принятия участниками соответствующего решения, и до подачи документов, срок составлял не более 3 рабочих дней.

Однако если внимательно почитать ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП», а именно п. 5 ст. 5, то там четко сказано, что по вопросам внесения изменений в учредительные документы, необходимо руководствоваться нормами главы VI этого же Закона.

В данной Главе статья 18, как раз о порядке государственной регистрации изменений в учредительные документы, отсылает нас к статье 9 Закона. И нигде по указанному пути нет сведений о трехдневном сроке, из чего напрашивается вывод — что его-то и нет.

Если же налоговики откажутся воспринимать данную логику, то для них еще МНС РФ в 2003 году выпустило любопытный документ: «Письмо МНС РФ от 14.08.2003 N 09-1-02/4040-АВ409 “По вопросам государственной регистрации юридических лиц”». Где в пункте 4 сказано:

«В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 статьи 5 сведений, за исключением сведений, указанных в подпункте “м”, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в государственный реестр осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI Закона.

Пунктом 4 статьи 5 Закона установлен срок представления сведений о юридическом лице и вместе с тем оговорено, что сведения, связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, представляются в определенном главой VI Закона порядке.

Главой VI Закона не предусмотрено сроков представления сведений, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица.

Таким образом, исходя из смысла пункта 4 статьи 5 Закона, установленный трехдневный срок не распространяется на случаи, при которых изменение сведений, содержащихся в государственном реестре, происходит в связи с внесением изменений в учредительные документы».

Ликвидация и реорганизация

Отдельно стоит пройтись по процедурам ликвидации и реорганизации компании.

Ст. 20 Закона указывает на 3 дневный срок для подачи уведомления о начале ликвидации. Далее в процедуре четких сроков подачи документов не указано. Далее сроки строятся на публикации в Вестнике и завершении процедур по реализации имущества и удовлетворению требований кредиторов.

Ст. 13.1 также указывает на трехдневный срок подачи документов о начале процедуры реорганизации. Далее срок отталкивается от публикаций в Вестнике.

Читайте также: