Срок проведения мероприятий налогового контроля иностранной организации

Опубликовано: 02.05.2024

Выездная проверка начинается в день вынесения налоговым органом решения о ее проведении независимо от его вручения налогоплательщику.

Понятие выездной налоговой проверки и порядок ее проведения

Выездная налоговая проверка представляет собой один основных способов контроля и учета существующего порядка налогообложения тех или иных органов, а также физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по месту их непосредственного нахождения.

Выездная налоговая проверка проводится в четком соответствии с основными требованиями и нормами, установленными действующим НК РФ, нарушения которых недопустимы, так как возникает риск аннулирования.

Ее результаты, основания, эффективность, последствия и действия будут считаться полностью правомерными только в том случае, если был соблюден установленный порядок и критерии, а все мероприятия контроля проведены без единого нарушения, рисков и возражения, в установленный период.

Выездная налоговая проверка и анализ, как правовая процедура, имеет одну основную суть – обеспечение максимального контроля процедуры налогообложения, предусмотренной НК РФ, а также проверка документов налогоплательщиков, рисков, их анализ, отбор, составление возражения и иные необходимые действия налоговой службы.

Чтобы ответить на вопрос о том, как проходит выездная налоговая проверка и сопровождение по месту нахождения юридических органов, либо физических лиц, следует обратиться к положениям действующего НК РФ.

Выездная налоговая проверка и сопровождение осуществляются исключительно уполномоченными лицами, которые, в ходе данного мероприятия, осуществляют проверку, отбор и анализ документов, имеющих отношение к процессу исчисления налогов физических или юридических лиц за определенный период, например, когда шла реорганизация. Тогда главным документом для проверки станет декларация.

Проверяются учредительные документы органов, справка, приказы, различные формы и виды бухгалтерской отчетности, налоговая декларация, счет-фактуры, порядок их заполнения, возможные нарушения, объект налогообложения, риск, возражения и иные критерии предприятия, например, реорганизация и грамотность ее проведения.

Проведение выездной налоговой проверки и установленный порядок допускают, что в это время могут быть осуществлены различные дополнительные мероприятия и действия, если такая необходимость присутствует.

Данные мероприятия могут заключаться в направление письменных запросов в иностранные органы на предмет налоговых сведений, составление запросов руководителя в банк, расчет рисков и иные действия.

Реорганизация лица, например, ООО, также является основанием для проведения проверки. При этом ООО должно получить уведомление и заполненный документ, где будут указаны цели проверки, риск, а также иная информация.

Во время проверки ООО, будет изучена уточненная налоговая декларация, объект недвижимости, причины, по которым проводится реорганизация ООО, возможное продление, риск и иная информация.

Уточненная декларация представляет собой документ с внесенными изменениями. Уточненная декларация на объект налогообложения ООО подается повторно в налоговый орган. Декларация является наиболее важным налоговым документом, риск неправильного заполнения которого очень высок.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Письменное решение о проведении выездной налоговой проверки является основным документальным основанием, которое делает данные мероприятия действительно правомерными и законными, исключая риск нарушения и возражения.

Нередко возникают ситуации, когда налоговые инспекторы пренебрегают своей непосредственной обязанностью по раннему составлению и подготовке данного решения и его своевременному вручению налогоплательщику по месту его регистрации.

Однако эти действия составляют большой риск и являются грубейшим нарушением, которое ведет к тому, что все полученные после такого мероприятия результаты будут признаны недействительными, включая найденные нарушения, возражения и иные критерии.

Решение о проведении выездной налоговой проверки может быть составлено и принято только той налоговой инспекцией, к чьей компетенции принадлежит конкретный налогоплательщик, по месту учета, иначе существует риск нарушения.

Такие документы должны содержать все требуемые данные и сведения касаемо физических лиц, юридических органов, а также индивидуальных предпринимателей – налогоплательщиков.

В список данных сведений можно отнести: данные по месту нахождения объекта и субъекта контроля, риск и анализ предмета проверки и указание состава физических лиц, которые входят в проверяющую группу руководителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки на объект, в обязательном порядке, должно содержать данные руководителя. На нем должна стоять подпись руководителя налогового органа, либо иного лица, обладающего соответствующими полномочиями.

Решение о проведении выездной проверки на объект должно полностью соответствовать существующей форме и положениям, установленными НК РФ и иными нормами права.

Права налоговых органов при проведении выездной проверки

Каждый налоговый инспектор отдела выездных проверок, в ходе осуществления данного мероприятия, наделяется рядом определенных прав, предусмотренных положениями действующего НК РФ и иными нормами налогового права. В список основных прав налоговых органов входят:

  • отбор, анализ и изучение существующих документов налогоплательщиков, имеющих отношение к исчислению установленных налогов и бухгалтерской отчетности. В эти документы входит налоговая декларация, ее анализ, справка и т.д.;
  • составление и сопровождение документов по результатам проведенной проверки физических лиц или юридических органов, предприятия, например, ООО, выявление нарушения и возражения на соответствующий предмет;
  • проверка процедуры исчисления налогов предприятия, контроль и выявление возможного нарушения и возражения в определенный налоговый период;
  • истребование дополнительных документов и сведений у налогоплательщиков, их анализ, сопровождение и иные действия, в том случае, если они необходимы для уточнения тех или иных особенностей существующего налогообложения физических лиц, либо юридических органов, предприятия.

В компетенцию уполномоченных физических лиц могут входить и иные формы права, а также действия, которые не противоречат положениям НК РФ и соответствуют действующему налоговому законодательству.

В том случае, если права налогоплательщиков были нарушены незаконными действиями сотрудников налоговых органов, разрешение данной ситуации входит в компетенцию судебных органов.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Законодательство РФ и действующие положения НК РФ устанавливают определенные ограничения, касающиеся максимального срока проведения выездной налоговой проверки и на иные действия и формы.

Общий период от дня начала проверки до получения документов с ее результатами не может превышать полутора лет.

Общее время, сопровождение, продление, снижение и срок проведения выездной налоговой проверки может зависеть от множества условий и дополнительных обстоятельств, например, объема существующих документов и информации организации, сложности проведения определенного мероприятия и иных нюансов, которые оказывают непосредственное влияние на величину временного периода, на выявление нарушения или возражения.

Время непосредственной проверки и контроля каждого филиала, имеющегося у главного предприятия налогоплательщика, например, ООО, составляет один календарный месяц. Продление или изменение срока и формы входит в компетенцию действия налогового инспектора, но, как правило, данные права, формы и критерии применяются достаточно редко.

Установленные правила действующего НК РФ предусматривают, что в тех ситуациях, когда какие-либо нарушения и возражения были случайно обнаружены уполномоченным лицом во время отбора документов, в период после окончания проверки руководителя, данные нарушения и возражения не могут быть учтены и приняты к рассмотрению.

Приостановление выездной налоговой проверки

Приостановление выездной налоговой проверки, в соответствии с положениями НК РФ, означает временное приостановление действий уполномоченного налогового органа по проведению исследования и изучения внутренней деятельности той или иной организации, а также отбора документов по месту проверки.

Приостановление проверки, как юридическая процедура, также имеет свои допустимые сроки, порядок, правила, критерии, формы и иные нюансы. Общее приостановление может быть осуществлено на срок, не превышающий полугода с первого дня остановки.

Допустимый срок может быть увеличен на три дополнительных месяца в особых случаях, по приказу руководителя.

Например, если налоговый орган отправил письменный запрос в иностранную организацию, но, в течение установленного периода, по каким-либо причинам, не получил ответ от руководителя по месту запроса.

Точный срок, на который осуществляется приостановление, определяется приказом руководителя налогового органа, который учитывает причины, задачи, цели, оценки, возможность риска, и иные критерии, по которым данное приостановление стало необходимым.

Все допустимые основания, виды, анализ оценки и иные критерии указаны в НК РФ, к ним относятся:

  • действия по истребованию необходимых документов для отбора у других лиц или у органов, получение которых требует определенного времени и нуждается в продлении, например, декларация ООО и т.д.;
  • получение информации от иностранного учреждения или предприятия на объект налогообложения;
  • проведение необходимых экспертиз, оценки, результаты и виды которых очень важны для грамотного осуществления проверки и контроля рисков;
  • перевод документов и отбор, предоставление которых было осуществлено налогоплательщиком, на русский язык, например, декларация ООО или иностранного учреждения, в случае, если идет его реорганизация;
  • иные действия, анализ, виды, задачи и критерии, которые занимают определенный временной период и ведут к тому, чтобы приостановка проверки на тот или иной объект была осуществлена.

Заполненный акт выездной налоговой проверки на объект, например, ООО, всегда должен быть передан на руки налогоплательщику, в соответствии с нормами НК РФ.

Повторная выездная налоговая проверка

Положениями действующего НК РФ определены конкретные условия, задачи, риск и критерии, при которых может быть осуществлена повторная выездная налоговая проверка физических лиц и организаций – налогоплательщиков, например, если существующая декларация имела определенные ошибки.

В повторной проверке налогоплательщиков участвует прошедший временной период, анализ, отбор и контроль которого уже был осуществлен ранее.

Оформление повторной проверки означает фактическое снятие ограничения и запретов, касающихся того, что в отношении одного налогоплательщика не могут быть осуществлены две и более выездные проверки в течение годового периода, по месту учета.

Следовательно, уточненная повторная проверка по месту учета может проводиться вне зависимости от того факта, сколько до этого проверок уже было осуществлено.

Действующий НК РФ предусматривает два главных основания, по которым может быть назначена повторная уточненная проверка по месту учета.

Во-первых, она может быть осуществлена в случае принятия такого решения руководителя вышестоящей организации в определенный временной период.

Во-вторых, повторная проверка допустима, когда результаты первой были обжалованы в уполномоченном органе. Обжалование может быть осуществлено любым заинтересованным лицом. Обжалование составляется в письменной форме и подается в судебный орган. Положительное обжалование ведет к полному аннулированию результатов.

Особенности проведения выездных налоговых проверок

Существующая концепция системы планирования выездных налоговых проверок направлена, прежде всего, на соблюдение норм НК РФ и защиту интересов налогоплательщиков – физических, либо юридических лиц.

Эффективность данной концепции, а также ее основания, цели, задачи, последствия и оценки подтверждены существующей практикой.

Уточненная выездная налоговая проверка, сопровождение, отбор и контроль, в обязательном порядке, проводятся на территории налогоплательщика и его предприятия. В отдельных случаях, она может быть проведена по месту нахождения налоговой инспекции. Соответствующее решение руководителя, где составляется данная уточненная информация, выносится в установленный срок.

Во время проверки налогоплательщиков и отбора документов, каждый из них может быть проверен по нескольким налогам.

Непосредственный предмет, объект и назначение выездной налоговой проверки выражаются в осуществлении контроля правильности налогового исчисления, проверки рисков, а также своевременности уплаты установленных налогов на объект.

Контроль, оформление и сопровождение выездной проверки может распространяться только на определенный период деятельности той или иной организации или иных налогоплательщиков. Этот период равен трем годам.

По окончании проверки всегда составляется особый документ уведомление – акт выездной проверки налоговой службы. Акт выездной проверки содержит все необходимые сведения об осуществлении данного мероприятия контроля, а также о полученном результате.

Елизавета Кобрина

Камеральная проверка по НДС

Что такое камеральная проверка НДС и когда она нужна

Камеральная проверка — это стандартная форма контроля от налоговой службы. Ее проводят в офисе ИФНС: к вам в компанию не придут, но могут потребовать дать пояснения и предоставить документы. О проведении проверки вы можете даже не узнать. Налоговая об этом, как правило, не сообщает, если у нее не возникает вопросов.

Таким способом проверяют большинство отчетов и деклараций на соблюдение сроков, наличие ошибок и расхождений с другой отчетностью. Задача проверяющих — убедиться, что вы правильно рассчитали налог, нигде не ошиблись и не обманули.

Камеральную проверку по НДС проводят по каждой представленной декларации с помощью системы АСК НДС. Внимательнее проверяют отчетность, в которой налогоплательщики заявляют налог к возмещению, — то есть хотят вернуть налог из бюджета или зачесть его в счет будущих платежей, а не заплатить еще больше. Так бывает, когда по итогам квартала сумма вычетов оказывается больше суммы рассчитанного налога. По декларациям с возмещением ФНС чаще истребует документы на вычеты, проводит допросы и осмотры помещений.

Сроки камеральной проверки НДС в 2021 году

Стандартный срок камеральной проверки — 3 месяца. Но для деклараций по НДС правила отличаются. Их налоговики должны проверять в течение 2 месяцев в стандартной ситуации, хотя проверку можно продлить или сократить.

Вот возможные сроки камералки по НДС:

  • один месяц с последнего дня срока, установленного для сдачи декларации, — сокращенный срок в рамках пилотного проекта, который применяется для добросовестных налогоплательщиков с 3 квартала 2020 года (письмо Минфина от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129);
  • два месяца со дня подачи декларации — стандартный срок проверки декларации по НДС;
  • три месяца со дня подачи декларации — продленный срок, к которому переходят, если находят признаки нарушения законодательства или противоречия с имеющимися сведениями;
  • шесть месяцев — для деклараций иностранных организаций.

Декларацию по НДС сдавайте ежеквартально — до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если во время камералки вы сдадите уточненную декларацию, инспекция прекратит проверку первичного отчета и начнет проверять новый. Получается, что отсчет нового срока начнется со следующего дня за днем подачи уточненки.

Как проходит проверка НДС

Первый этап камералки — внесение данных из декларации в систему АСК НДС. С ее помощью проверяют соблюдение контрольных соотношений в отчете. Скажем, чтобы данные текущего отчета соответствовали данным отчетов за предыдущий период, в том числе и по другим налогам. Также сравнивают показатели из ваших счетов-фактур с данными контрагентов. Так налоговики решают, есть ли основания для углубленной проверки. Если оснований нет, проверку можно считать законченной.

Углубленную проверку проводят, если:

  • находят противоречия и несоответствия в вашей внутренней отчетности;
  • находят противоречия и несоответствия с данными ФНС, например, когда у вас с контрагентом не сошлись суммы по сделкам или когда контрагент не отразил сделку в отчете совсем;
  • заявлен налог к возмещению;
  • в отчетности заявлены налоговые льготы.

Когда система находит несоответствия или ошибки, свидетельствующие о занижении налога к уплате или завышении НДС к возмещению, она автоматически формирует и направляет требование о представлении пояснений или сдаче уточненной декларации. К требованию приложат перечень операций с расхождениями и укажут код ошибки.

Как ответить на требование о даче пояснений

Если вы получили из налоговой требование о даче пояснений из-за обнаружения ошибок, противоречий или несоответствий в декларации, ответьте на него в установленный срок — 5 рабочих дней со дня, следующего за датой получения требования.

Если вы получаете требование по ТКС, сначала отправьте квитанцию о подтверждении. Сделайте это в течение шести дней с момента, когда требование вам пришло, иначе налоговая может заблокировать счет. В таком случае срок для ответа начнет течь с даты отправки квитанции.

Затем проверьте, правильно ли заполнили декларацию в тех местах, на которые указала налоговая. Для этого сверьте записи из отчета со счетами-фактурами. Причем обращайте внимание и на правильность заполнения реквизитов: даты, номера, суммы, расчет налога. Если счет-фактура принимался к вычету по частям, проверьте общую сумму НДС к вычету по всем записям.

Далее представьте в налоговую пояснения и (или) уточненную декларацию. Декларацию надо сдать обязательно, если выявлены ошибки, которые привели к занижению налога. Когда ошибки на сумму НДС не влияют или вы их не нашли после проверки, достаточно будет пояснений. Чтобы подтвердить правильность, можете приложить к пояснениям подтверждающие документы.

Какие мероприятия налогового контроля применяются при камералке

В ходе углубленной камеральной проверки налоговая часто проводит дополнительные мероприятия:

  • Истребование документов и информации у вас и контрагентов. В общем случае это не предусмотрено, но их запрашивают при проверке деклараций с НДС к возмещению, подаче уточненки с уменьшенной суммой налога, заявлении льгот по НДС, есть вероятность занижения суммы налога к уплате.
  • Допрос свидетелей. Некоторые суды считают, что допросы не соответствуют природе камеральной проверки. Но в НК РФ запрета на допрос, на это указывает и Минфин, и ФНС.
  • Назначение экспертизы. Из ст. 95 НК РФ следует, что эксперта можно привлекать для любого налогового контроля, того же мнения придерживаются сами контроллеры и суды.
  • Осмотр помещений, территории, документов и предметов. Осмотр проводится в случае, если в деклараций по НДС заявлено право на возмещение или налоговики выявили в отчетности противоречие, которое указывает на возможное занижение НДС к уплате или завышение налога к возмещению. Осмотр проводится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа.

Отдельно стоит остановиться на истребовании документов, так как у налогоплательщиков возникает много вопросов по списку бумаг, которые могут запросить. По правилам это любые документы, подтверждающие правомерность вычетов и льгот: счета-фактуры, первичка, специальный реестр. Если в декларации будут расхождения с отчетами контрагентов или внутренние противоречия, могут запросить книгу продаж, книгу покупок, журнал учета счетов-фактур.

Представить документы надо в течение 10 рабочих дней через ТКС, личный кабинет или лично в виде бумажных копий. За нарушение срока положен штраф 200 рублей за каждый документ.

Окончание налоговой проверки

Проверка заканчивается, когда работники налоговой получат все необходимые данные и проведут мероприятия по проверке, убедившись в отсутствии нарушений или их наличии.

Документ, который подтверждает завершение камералки — акт проверки. Но его составляют только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах. В ином случае акт не составят и об окончании проверки вам не сообщат. Исключение — проверка декларации по НДС с заявленным к возмещению налогом. Если в ней не будет нарушений, налоговики либо вынесут решение о возмещении сумм НДС, либо известят об окончании проверки и отсутствии нарушений.

Если же по итогам проверки контролеры нашли нарушения, акт обязателен. Его оформляют в течение 10 рабочих дней с даты окончания проверки и передают налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с даты его составления. Если у вас есть возражения по акту, запишите их и подайте в налоговую вместе с подтверждающими вашу позицию документами.

После того как инспекция рассмотрит акт и ваши возражения, руководитель налоговой вынесет решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности. Его примут в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока на подачу возражений. Решение вам вручат в течение 5 дней после вынесения.

Сдавайте декларации по НДС через интернет вместе с Контур.Бухгалтерией. Проходите проверку по внутренним и междокументным контрольным соотношениям и вносите корректировки в отчеты еще до отправки в налоговую. Еще в Бухгалтерии можно вести бухучет, проводить расчеты с сотрудниками, проверять контрагентов и консультироваться с экспертами. Все новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.

Закончился мораторий на выездной контроль, и шквал проверок буквально захлестнул многие регионы страны. И это понятно, поскольку необходимо выполнить все запланированные мероприятия, да и «прилично исхудавший» бюджет страны нужно пополнять. Расскажем, каковы требования ФНС к налогоплательщикам и с чем можно столкнуться в ходе фискального контроля и оперативных проверок.

Ох, уж эти требования!

Немногие компании могут похвастать редким получением требований о представлении документов (информации), как в рамках, так и вне проверок. Причем количество истребуемых документов порой просто шокирует.

Если вы получили требование о представлении документов, которое не в состоянии исполнить в срок, надо быстро действовать для получения «отсрочки». В течение 1 дня, следующего за днем получения требования необходимо письменно уведомить инспекцию о невозможности представления в указанные сроки документов и указать причину (например, большое количество документов) (п. 3 ст. 93 , п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Стоит отметить, что продление срока, это право, а не обязанность налогового органа, и не всегда инспекция идет на встречу налогоплательщикам.

В этом случае есть два варианта действий:

  • постараться предоставить все документы в срок,
  • представить своевременно часть документов, а остальную — позже.

Как показывает практика, при втором варианте действий есть существенный риск получить штраф по ст. 126 НК РФ — 200 руб. за каждый непредставленный документ. Например, у компании истребовали в ходе выездного контроля более 1 млн. документов, отведя на это 10 рабочих дней с даты получения требования, затем, не продлевая срок, привлекли к ответственности. Благо, что суды поддержали налогоплательщика, освободив от штрафа и признав непредставление большого количества документов в короткий срок уважительной причиной (Постановление Девятого ААС от 16.07.2020 № 09АП-9404/2020). Кстати, инспекция упорно настаивала на физической возможности подготовить копии документов в срок, если привлечь всех работников компании. Приятно, что суды умерили пыл налогового органа. Так что, если инспекция не идет на встречу, можно попытаться оспорить штраф в судебном порядке.

Не всегда из требований можно точно определить, какие именно документы компании следует предоставить, тем не менее ее могут оштрафовать за непредставление таковых. Иногда суды в таких ситуациях могут снизить сумму штрафа (Постановление АС Северо-Западного округа от 12.03.2020 № Ф07-2209/2020).

Инспекторы могут допустить ошибки, в том числе в сроках представления документов. Например, в рамках выездной проверки компании было направлено требование о представлении документов, в котором инспекция, ссылаясь на ст. 93 НК РФ ошибочно указала срок представления не 10, а 20 рабочих дней со дня его получения. Поскольку в установленный НК РФ срок документы не были представлены, компанию оштрафовали. Суды освободили компанию от штрафа, указав, что налогоплательщик вправе руководствоваться информацией, указанной в требовании — 20 дней и в его действиях отсутствует вина в совершении налогового правонарушения. (Постановление Седьмого ААС от 26.06.2020 по делу № А03-13296/2019).

И еще популярная налоговая «фишка» текущего года —сравнить показатели деклараций по НДС и налогу на прибыль и попросить налогоплательщика пояснить причины расхождений налоговых баз по этим налогам. Знакомая ситуация, не правда ли? И никого не смущает, что правила исчисления налога на прибыль и НДС (включая порядок определения «дохода» для целей начисления налога на прибыль и порядок определения «отгрузки» для исчисления НДС) существенно различаются. Данные, содержащиеся в налоговых декларациях по налогу на прибыль и НДС несопоставимы и не находятся в зависимости друг от друга. Тем не менее в этой ситуации пояснения давать надо, даже в части «налоговых азов». Кстати, суды тоже считают различия между показателями налоговых деклараций по налогу на прибыль и НДС нельзя классифицировать в качестве ошибок (противоречий, несоответствий), упомянутых в п. 3 ст. 88 НК РФ, поэтому представление выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета или иных документов является правом, а не обязанностью налогоплательщика (например, Решение АС Липецкой области от 30.06.2020 № А36-2872/2020).

Несомненно, требования о представлении пояснений и документов будут приходить налогоплательщикам регулярно. Но если вы хотите сократить этот поток, не забывайте о своих правах, анализируйте каждый запрос на предмет его правомерности и возможности своевременного его исполнения.

Портрет добросовестного налогоплательщика

Несмотря на отсутствие в налоговом законодательстве понятия «добросовестный налогоплательщик», оно не первый год звучит в инспекциях и залах судов. Картину идеального налогоплательщика «рисуют» инспекторы по-своему и по-разному. Недавно на официальном сайте ФНС появился портрет добросовестного налогоплательщика. Отметим важные его черты:

  • средняя заработная плата сотрудников не ниже среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в субъекте РФ;
  • имеется всё необходимое для достижения результатов соответствующей экономической деятельности: наличие технического или управленческого персонала, основных средств, производственных активов, транспортных средств, складских помещений;
  • совершенные сделки с контрагентами имеют логичную экономическую цель;
  • реальность осуществления операций производится с учетом времени, места нахождения имущества, объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • результат любой сделки — получение прибыли;
  • к оформлению финансово-хозяйственных взаимоотношений с контрагентами подходит ответственно;
  • не осуществляет операции с компаниями, в отношении которых возбуждены уголовные, административные судопроизводства;
  • нет транзитных платежей с организациями-участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • присутствует осмотрительность (в том числе, с использованием сети Интернет, СМИ и официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента), сформированная в виде досье на каждого контрагента.

Многие черты перекликаются с положениями статьи 54.1 НК РФ, посвященной пределам осуществления прав налогоплательщиками по исчислению налоговой базы или, проще говоря, — основаниям для учета расходов и вычетов.

Так, что ориентиры фискального органа в целом понятны, для минимизации налоговых рисков стоит учитывать их в своей деятельности и надеяться на отсутствие формализма со стороны инспекторов при проведении поверок, который не поддерживается судами. Например, в делах, посвященных «налоговой реконструкции» указано на недопустимость формального подхода инспекторов в случаях исполнения обязательств по договору третьей стороной, а не заявленным контрагентом и необходимость определения действительных налоговых обязательств налогоплательщика (учет реально понесенных расходов) (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 02.07.2020 № Ф04-611/2020, Постановление 7 ААС от 13.07.2020 № А27-14675/2019).

Разумная коммерческая осмотрительность

Одно упоминание об осмотрительности вызывает у многих налогоплательщиков массу негативных эмоций. Почти каждый налогоплательщик хоть раз сталкивался с недобросовестными контрагентами, которые не уплатили налоги или не отразили сделки с ним в своей налоговой отчетности, или оказалось, что у контрагента формально отсутствовали ресурсы (сотрудники, техника и т.п.) для выполнения договора (он не оформлял официально свои отношения с субподрядчиками). Претензии о неправомерных расходах и вычетах в такой ситуации получал налогоплательщик, поскольку именно он не проявил должную осмотрительность.

Да, деловая цель сделок, хозяйственных операций и должная осмотрительность продолжают оставаться критериями оценки действий налогоплательщика с позиции добросовестности. Проблема в том, что четких требований, в чем именно должна выражаться «должная осмотрительность» у налоговых органов нет. Суды указывают, что следует учитывать разумные пределы при проявлении коммерческой осмотрительности и не превращать «недостаточное проявление должной осмотрительности» по оценке инспекторов в безусловное основание для отказа в налоговых вычетах и учете расходов по сделкам с контрагентами.

При оценке обоснованности налоговой выгоды необходимо проверять преследовал ли налогоплательщик цель уклонения от налогов, либо в отсутствие такой цели знал (должен был знать) о «налоговой порочности» контрагента (Определения ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064).

То есть, налоговый орган должен учитывать:

Знал или должен был знать налогоплательщик о допущенных контрагентом нарушениях (в силу зависимости или аффилированности).

Данное требование закреплено в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и как бы инспекторы ни пытались забыть его, налогоплательщики и суды настойчиво напоминают о нем.

  • Проявлена ли разумная осмотрительность, характерная для подобных сделок (имел ли контрагент собственные ресурсы для исполнения сделки или привлекал третьих лиц, отчетность, наличие опыта, лицензий, соответствие рыночным ценам и пр.). Т.е. учитывается именно здравая коммерческая осмотрительность, присущая бизнесу при заключении определенных сделок, а не требуется чрезмерные, а порой и невозможные «проверочные мероприятия» от налогоплательщика при заключении сделок.
  • Безусловно, концепция осмотрительности будет применяться при проверке сделок сквозь призму ст. 54.1 НК РФ, особенно при «тесте стороны договора», поэтому рекомендуем пользоваться полезными сайтами для проверки контрагентов:

    Оперативные налоговые проверки

    Слухи о скором появлении неких оперативных проверок налоговых органов появились еще в 2019 году, но что под этим подразумевалось, оставалось только догадываться. И вот получен ответ на «загадку» — это проверки применения ККТ, только в новом обличии и с расширенными возможностями. Предлагается отменить Закон 54-ФЗ о применении ККТ и административные штрафы за «кассовые» нарушения (ст. 14.5 КоАП РФ) и перенести их в Налоговый кодекс (Законопроекты «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники» — ID проекта 02/04/07-20/00106012, «О внесении изменений в КоАП РФ» -ID проекта 02/04/07-20/00106036).

    Отметим важные изменения для бизнеса:

    • увеличат размеры штрафных санкций за неприменение ККТ и расширят основания для их применения. Например, расчет без ККТ будет грозить организации штрафом — в размере 100% суммы расчета, осуществленного без фиксации, но не менее 30 000 руб. (сейчас штраф может быть от 3/4 до 1 размера суммы расчета без применения ККТ), а за непредставление организацией всех положенных фискальных данных в налоговые органы введут штраф — 200 000 руб.
    • вводятся новые способы наказаний для компаний, неправильно применяющих ККТ. Например, блокировка автоматических устройств для расчетов, банковских счетов, сайтов, программных продуктов, мобильных приложений и страниц в соцсетях, через которые проводятся расчеты без ККТ, приостановление деятельности. Блокировку интернет-ресурсов будут производить с привлечением Роскомнадзора;
    • увеличится срок давности по нарушениям — вместо 1 года будет 3;
    • появятся новые термины. Например, «фиксация расчетов» — действия, совершаемые организацией или ИП с использованием средств автоматизации — ККТ или информационного ресурса на сайте ФНС (кабинет ККТ);
    • бланки строгой отчетности (БСО) исчезнут из делового оборота;
    • оперативные налоговые проверки, заменяющие привычные проверки ККТ, будут с более широкими полномочиями инспекторов. Инспекторы смогут привлекать сотрудников ФСБ. Длительность оперативной проверки увеличится до 20 рабочих дней, с возможностью ее продления до 40 рабочих дней, а акт проверки будет составляться только в электронном виде;
    • право на контрольные закупки инспекторами закрепят на законодательном уровне. Проводить их можно будет и при дистанционной торговле (услугах);
    • будет проводиться постоянный мониторинг — сбор, обобщение, систематизация информации о конкретном лице (например, данные о применении ККТ, поступающие в инспекцию, жалобы и данные любых открытых источников). О том, что проводился мониторинг, компания сможет узнать, получив через кабинет ККТ предписание об устранении нарушений.

    Следует констатировать, что ФНС активно расширяет полномочия и возможности для тотального онлайн-контроля за деятельностью налогоплательщиков, в том числе за всеми расчетами и выручкой компаний и ИП. При таком подходе и темпах вполне реально в самые короткие сроки исполнение намерения Минфина о собираемости налогов не менее 99% (Проект Плана деятельности Министерства финансов РФ на 2020-2025 годы).

    Как видим, налоговый контроль ежегодно усиливается, а значит, руководителям важно всерьез задуматься о налоговом порядке в своих компаниях и принять необходимые меры по снижению налоговых рисков.

    Оптимальным решением для исключения рисков налогового контроля и налоговых доначислений является проведение системного комплексного аудита в «Правовест Аудит» со страховкой от налоговых претензий, юридической защитой проверенного периода и компенсацией штрафов и пени в случае доначисления налогов в течении 3 лет. Также налоговые юристы компании «Правовест Аудит» -при необходимости готовы представлять интересы в налоговых органах и судах, сопровождать и защищать ваши права при проведении допросов, выемке документов и осмотре территорий.

    Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

    Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

    Какие проверки

    Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

    Виды проверок / Свойства

    Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

    Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

    по заявлению потребителей либо третьих лиц.

    Основание для визитов налоговых инспекторов

    Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

    отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

    если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

    обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

    нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

    обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

    отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

    Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

    Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

    Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

    Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

    Истребование документов у налогоплательщика,

    Истребование документов у контрагентов,

    Участие переводчика или стороннего эксперта,

    Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

    Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

    Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

    требование документов (информации),

    получение экспертного заключения,

    Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

    По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

    Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

    Актуальный ежегодный график планов проверок


    Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

    Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


    Скриншот результата проверки

    В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

    На 2021 год мораторий продлен

    Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

    Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

    осуществляющие деятельность в социальной сфере,

    сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

    предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

    Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

    Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

    компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

    субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

    Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

    ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

    Подготовьте следующие документы:

    Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

    Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

    Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

    Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

    Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

    В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

    Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

    В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

    Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

    Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

    Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

    Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

    Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

    Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

    Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

    Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

    Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

    Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

    Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

    Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

    информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

    обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

    меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

    объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

    консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

    самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

    профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

    Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

    Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

    Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

    рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

    формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

    создают счета и договора

    напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

    Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


    Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

    Дата публикации: 02.04.2021

    Федеральный закон от 09 ноября 2020 г. №368-ФЗ внес ряд существенных изменений в законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК).

    1. Изменение срока представления уведомлений о КИК для физических лиц.

    Налогоплательщики - физические лица представляют уведомления о КИК в срок не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК (п.2 ст.25-14 НК РФ).

    Новый срок представления уведомления о КИК применяется, начиная с уведомления о КИК за 2020 год, которое должно быть представлено в срок до 30 апреля 2021 года.

    Изменение срока представления уведомлений о КИК не относится к контролирующим лицам- организациям, они представляют уведомления о КИК в прежнем порядке - не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток КИК.

    Таким образом, начиная с отчетности за 2020 год, срок представления в ИФНС физическими лицами уведомления о КИК совпадает со сроком подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ.

    2. Увеличение суммы штрафа за непредставление или несвоевременное представление уведомления о КИК со 100 тысяч рублей до 500 тысяч рублей.

    С 09 декабря 2020 г. неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500.000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения (ст. 129.6 НК РФ).

    3. Обязанность представлять финансовую отчетность КИК.

    С 9 декабря 2020 г. внесены изменения в п.5. ст.25-15 НК РФ.

    Начиная с отчетности за 2020 год, налогоплательщик - контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой этим лицом иностранной компании путем представления следующих документов:

    - финансовая отчетность КИК, составленная в соответствии с личным законом такой компании за финансовый год, или в случае отсутствия финансовой отчетности иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) такой компании за финансовый год;

    - аудиторское заключение по такой финансовой отчетности КИК, если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой КИК установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или аудит осуществляется иностранной организацией добровольно.

    Указанные документы представляются независимо от наличия обязанности по учету дохода в виде прибыли КИК в налоговой базе контролирующего лица по соответствующему налогу в следующие сроки:

    налогоплательщиками - организациями - вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль (т.е. за 2020 год - до 28 марта 2021 г.);

    налогоплательщиками - физическими лицами - вместе с уведомлением о КИК (т.е. за 2020 год - до 30 апреля 2021 г.).

    Документы (их копии), составленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык.

    Таким образом, при подаче в ИФНС уведомления о КИК за 2020 год до 30 апреля 2021 г. контролирующему физическому лицу необходимо приложить:

    - копии финансовой отчетности КИК (а также в установленных случаях аудиторское заключение по такой финансовой отчетности КИК) за 2019 год, с переводом на русский язык;

    - если финансовая отчетность отсутствует, то иные документы, подтверждающие прибыль (убыток) КИК за 2019 год с переводом на русский язык.

    . Указанные документы представляются вместе с уведомлением о КИК за 2020 год вне зависимости от финансовых результатов деятельности КИК.

    4. Введение штрафа за непредставление подтверждающих документов по КИК вместе с уведомлением (декларацией).

    Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, в срок, установленный п.5 статьи 25.15 НК РФ, либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями, влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500.000 рублей.

    . Т.е. штраф в размере 500.000 рублей может быть взыскан в случае непредставление финансовой отчетности КИК (или представления недостоверной отчетности):

    - организацией - одновременно с налоговой декларацией по налогу на прибыль;

    - контролирующим физическим лицом - одновременно с уведомлением о КИК.

    5. Истребование налоговым органом документов в отношении КИК и новые штрафы за их непредставление.

    П.9 ст.25.13-1 НК РФ установлено, что для применения освобождения от налогообложения прибыли КИК налогоплательщик, осуществляющий контроль над иностранной компанией, представляет в налоговый орган по месту своего нахождения документы, подтверждающие соблюдение условий для такого освобождения.

    Документы представляются в те же сроки, что и уведомление о КИК, и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

    Если налогоплательщик не представил в налоговый орган:

    - документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК (т.е. финансовую отчетность КИК);

    - в случае заявления в уведомлении о КИК освобождения от налогообложения – документы, необходимые для подтверждения льготы,

    налоговый орган вправе истребовать указанные документы (в т.ч. за три предшествующие календарных года).

    Запрашиваемые документы должны быть представлены в течение 1 месяца с даты получения требования и подлежат переводу на русский язык в части, необходимой для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или подтверждения размера прибыли (убытка) КИК.

    !!! За непредставление контролирующим лицом истребуемых документов в течение 1 месяца после получения требования налоговым органом может быть наложен штраф в размере 1 млн. рублей (п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

    В случае, если налогоплательщиком после получения требования о представлении документов, подтверждающих освобождение от налогообложения, представлено уточненное уведомление о КИК без отражения ранее заявленной льготы, он не подлежит привлечению к ответственности по п.1.1-1 ст. 126 НК РФ.

    6. Введение налога с фиксированной прибыли КИК.

    С налогового периода 2020 года физические лица, являющиеся контролирующими лицами иностранных компаний, могут уплачивать НДФЛ с фиксированной прибыли таких организаций (ст. 227.2 НК РФ). Для целей налогообложения у контролирующего лица она будет заменять фактические размеры прибыли КИК.

    Чтобы перейти на новый режим налогообложения необходимо представить соответствующее уведомление (форма – в Письме ФНС России от 18.11.2020 №ШЮ-4-13/18954@).

    Чтобы перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК с 2020 года, уведомление следует представить в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика в срок до 1 февраля 2021 года. Для следующих налоговых периодов его следует направлять до 31 декабря года, начиная с которого физическое лицо планирует уплачивать налог с фиксированной прибыли КИК.

    Фиксированная сумма прибыли устанавливается:

    - в размере 38.460.000 рублей за налоговый период 2020 года (налог 5 млн. рублей с учетом ставки НДФЛ 13%);

    - 34.000.000 рублей за последующие налоговые периоды начиная с 2021 года (налог 5 млн. рублей с учетом ставки НДФЛ 15%).

    Т.е. сумма фиксированного налога - 5 млн. рублей.

    Особенности налогового режима:

    1) Указанный фиксированный налог 5 млн. рублей применяется в отношении всех КИК вне зависимости от размера прибыли каждой из них.

    2) Налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган документы, подтверждающие размер прибыли (убытка) КИК, в отношении прибыли, относящейся к периодам применения данного порядка уплаты налога (п. 9 ст. 25.15 НК РФ).

    3) Налогоплательщик не сможет применить освобождение от налогообложения прибыли КИК по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ.

    4) Налогоплательщик не сможет применить освобождение от налогообложения доходов контролирующего лица, полученных от КИК в результате распределения ее прибыли в период применения данного режима (п. 66 ст. 217 НК РФ).

    . Т.е. в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов физическое лицо будет уплачивать НДФЛ без возможности зачета уплаченного фиксированного налога в размере 5 млн рублей.

    5) Налогоплательщик не сможет уменьшить налог с фиксированной прибыли на суммы налога:

    • уплаченные контролирующим лицом в иностранном государстве со своих доходов (п. 1 ст. 232 НК РФ);
    • исчисленные с прибыли КИК (ее постоянного представительства) в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) в РФ (в том числе удержанные у источника выплаты дохода) (п. 11 ст. 309.1 НК РФ).

    6) Убыток КИК, полученный до и после перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли, контролирующее лицо может учесть только в периодах после отказа от такой уплаты (п. 12 ст. 309.1 НК РФ).

    7) После перехода на такой порядок уплаты НДФЛ с 2020 г. или 2021 г. отказаться от него можно не ранее чем через три года.

    При повторном переходе, а также при первичном переходе с 2022 г. и позднее отказ допускается не ранее чем через пять лет (п. 3 ст. 227.2 НК РФ). Данные временные ограничения на отказ перестают действовать, если законодательно будет повышен размер облагаемой фиксированной прибыли (п. 4 ст. 227.2 НК РФ).

    8) У налогоплательщика нет обязанности уплачивать налог с фиксированной прибыли за те периоды, в течение которых он перестал быть контролирующим лицом в отношении всех КИК (п. 3 ст. 227.2 НК РФ).

    Таким образом, оценку целесообразности перехода на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК в большинстве случаев необходимо проводить индивидуально, с учетом особенностей КИК и их финансовых результатов.

    Читайте также: