Срок исковой давности по налогам

Опубликовано: 16.05.2024

Никто не застрахован от образования задолженности по налогам. Можно ли списать образовавшуюся задолженность, если да, то как это сделать, давайте разберемся в этих и других связанных вопросах.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ : смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Возможно ли списание налоговой задолженности?

По вопросу возможности списания налоговой задолженности, ст. 59 НК РФ говорит о возможности признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списанию в следующих случаях:

  1. в случае ликвидации юрлица, исключения юрлица из ЕГРЮЛ по решению налоговой
  2. в случае признания ИП банкротом в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, которые не погашены из-за недостаточности имущества должника
  3. если гражданин признан банкротом
  4. если гражданин умер или объявлен умершим, списание осуществляется в той части, которая превышает размер наследства
  5. если судом принят акт, согласно которому налоговой пропущен срок исковой давности для взыскания задолженности
  6. в иных случаях

Как списать долги перед пенсионным фондом?

Списание задолженности по налогам и сборам

Пенсионный фонд может признавать безнадежными к взысканию финансовые санкции и списывать их.

Постановлением Правления ПФР от 28.08.2017 № 600п утвержден порядок списания финансовых санкций, согласно которому списание производиться на основании принятого решения о признании их безнадежных к взысканию.

Согласно ст. 11 ФЗ от 28.12.2017 № 436, безнадежными к взысканию и подлежащих списанию признаются недоимки по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ за периоды, которые истекли до 01.01.2017, числящиеся за ИП и иными лицами, занимающимися частной практикой. Решение принимается налоговой.

Как списать налоги по налоговой амнистии?

Списание налогов по налоговой амнистии налоговыми органами осуществляется самостоятельно.

В отдельных случаях по технической ошибке или по другим причинам налоговой может быть не произведено списание налога, в связи с чем за физлицом или ИП будет числиться задолженность. В такой ситуации налогоплательщику следует обратиться с заявлением в налоговую, в котором указать просьбу о списании задолженности.

При этом порядок не предусматривает инициирование процедуры признания задолженности безнадежной к взысканию по заявлению налогоплательщика, поскольку налоговая сама принимает решение списывать налоги или нет.

Исковое заявление о списании налоговой задолженности

Налогоплательщики могут обратиться с административным иском в суд о признании налоговой задолженности безнадежной к взысканию. В иске подлежат указанию следующие сведения:

  1. название суда, который будет рассматривать иск
  2. сведения об истце (ФИО, адрес, номер телефона)
  3. сведения об ответчике-налоговой (наименование, адрес, ИНН)
  4. название документа – административное исковое заявление
  5. в тексте иска должны быть изложены обстоятельства дела, почему задолженность должна быть признана безнадежной к взысканию с правовым обоснованием
  6. в просительной части излагаются конкретные требования, которые истец просит суд удовлетворить
  7. в перечне приложения указываются прикладываемые к иску документы
  8. в конце иска должна стоять подпись истца

ПОЛЕЗНО: смотрите видео с советами по составлению иска, а также заказывайте готовый вариант у нашего адвоката

Как считать срок исковой давности по налогам?

Для расчета срока исковой давности имеет значение сумма задолженности, сроки исполнения требования.

Налоговая выставляет физлицу требование об уплате налога, штрафа, пени и устанавливает срок исполнении такого требования. После истечения срока исполнения требования налоговый орган обращается в суд в течение 6 месяцев, если задолженность превышает 3 тыс. р. Если сумма задолженности равна или менее 3 тыс. р., тогда задолженность взыскивается по истечении 3-х лет, когда истечет срок исполнения требования. Срок обращения в суд 6 месяцев.

Сроки исковой давности для взыскания задолженности с юрлиц считаются так же, как и для взыскания с физлиц.

Обжалование отказа в списании задолженности по налоговой амнистии

Если налоговая отказывает в списании задолженности, то существует вероятность, что отказывает она обоснованно. Однако, налоговая может быть неправа и отказ ее будет незаконным.

Налогоплательщик может обратиться в суд с иском о признании задолженности безнадежной к взысканию.

Имеется судебная практика по искам налогоплательщиков, когда они просят признать незаконным бездействие налоговой по не списанию задолженности, обязании налоговой произвести списание.

Для обжалования отказа в списании, налогоплательщику стоит определиться с требованиями и подать в районный суд административный иск. По результатам рассмотрения иска судом будет вынесено решение.

ВНИМАНИЕ: наш юрист по кредитным делам в Екатеринбурге и вопросам списания долгов микрофинансовым организациям поможет Вам: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Адвокат по налоговой амнистии в Екатеринбурге

Не все налогоплательщики ориентируются в налоговом законодательстве, и тем более в вопросах налоговой амнистии. В нашем Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» Вы найдете квалифицированного налогового адвоката, который:

  • проконсультирует Вас по вопросам налоговой амнистии
  • изучит Вашу ситуацию по налоговым задолженностям и разъяснит порядок действий
  • подготовит иск в суд о списании налоговой задолженности
  • будет представлять Ваши интересы во взаимодействии с налоговой и в суде
  • окажет иную юридическую помощь, необходимость в которой возникнет


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Бизнес уже давно «не спит спокойно», в том числе благодаря кардинальным изменениям в налоговом администрировании, Держит в тонусе статистика с неумолимым ростом количества уголовных дел по налоговым преступлениям. Казалось бы, ко всему уже готовы. Но новость о том, что возможна отмена срока давности по налоговым преступлениям стала полной неожиданностью

Преступление и наказание

УК РФ содержит ряд статей, посвященных ответственности за налоговые преступления (например, ст. 198-199.2 УК РФ). Наказанием за преступление может быть не только штраф, но и реальный срок лишения свободы. Напомним, за что в основном грозит ответственность и что можно ожидать в виде наказания:

Кто в зоне риска?

Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.

На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:

Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.

Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.

Внимание на срок давности по налоговым преступлениям!

По данным ВС РФ почти 40 % «налоговых» уголовных дел в 2018 году были прекращены по следующим основаниям:

На основании ст. 28.1 УПК РФ, согласно которой суд, а также следователь прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налоговых преступлений, в случае, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме (недоимка, штрафы, пени).

На основании ст. 78 УК РФ — истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Как видим, на практике немаловажную роль для освобождения от уголовной ответственности играет срок давности по налоговым преступлениям. Данный срок по общим правилам зависят от тяжести преступления. Так, для преступлений небольшой тяжести срок давности составляет 2 года (например, ч. 1 ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ). Для тяжких преступлений срок значительно больше — 10 лет (например, ч. 2 ст. 199, ст. 199.1 УК РФ).

Сейчас срок давности по налоговым преступлениям в зависимости от состава налогового преступления может составлять 2 года (небольшой тяжести), 6 лет (средней тяжести),10 лет (тяжкое).

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу (ст. 78 УК РФ).

Лицо впервые совершившее преступление, предусмотренное статьями 198-199.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности в случае полного возмещения ущерба, причиненного бюджету (ч.1 ст. 76.1 ,198,199 УК РФ ст. 28.1 УПК)

Покой нам только сниться или какую «бомбу» готовит ВС?!

Совсем недавно, а именно 6 июня текущего года Верховный суд рассмотрел проект постановления «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления», который по сути заменит пока действующее Постановление Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 года № 64.

В данном документе Пленум ВС РФ дает долгожданные разъяснения по применению самых популярных на практике статей по налоговым преступлениям, посвященных неуплате налогов физическими лицами, организациями, налоговыми агентами, сокрытие имущества, за счет которого должно производиться взыскание налогов (ст. 198,199, 199.1,199.2 УК РФ). Но особое внимание следует уделить предложению ВС РФ считать неуплату налогов длящимся преступлением, именно оно вызвало бурю эмоций в бизнес-сообществе! И на то есть серьезные основания. В проекте указано, что преступления по статьям 198, 199, 199.1 УК РФ являются длящимися, т.е. сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки. Следовательно, если компания недоплатила налоги в бюджет лет эдак 15 назад, руководитель/собственник компании будет жить, как на «пороховой бочке», т.к. его могут осудить за неуплату этих «древних» налогов в любой момент. Можно сказать, что Верховный суд предложил отменить срок давности по налоговым преступлениям.

Изменение сроков давности по налоговым преступлениям: в чем “соль”?!

Сроки давности по налоговым преступлениям пока по общим правилам исчисляются с момента неуплаты налога. Верховный суд РФ пытается изменить эти правила-предлагает считать налоговые преступления длящимися и сроки давности исчислять с момента фактического прекращения виновным лицом преступной деятельности (например, добровольной уплаты задолженности или взыскания недоимки по налогам).Таким образом, многие налоговые преступления могут стать длящимися до момента погашения задолженности.

Получается, что уголовное дело по налоговому составу можно будет возбуждать по прошествии любого срока в случае наличия недоимки! Вот такой неожиданный «сюрприз» для бизнеса и огромное «непаханое поле» работы для правоохранительных органов может подготовить в самое ближайшее время ВС РФ.

Итоговый вариант документа ожидаем осенью, экспертное сообщество юристов надеется, что положения о сроках давности не будут затронуты судом, поскольку это может повлечь правовые коллизии.

Считается, что обязанность граждан и компаний в срок перечислять налоги в бюджет не отчуждается и не имеет срока давности. Однако, если не брать во внимание вопросы морали, долги по налогам могут быть истребованы в ходе судебного разбирательства лишь в течение определенного срока. Его именуют сроком исковой давности.

В данной статье освещаются вопросы о том, сколько составляет срок исковой давности, можно ли учитывать безнадежные долги и переплаты в целях налогообложения прибыли и когда можно и нужно списывать безнадежные налоговые долги.

Когда невозможно обращаться в суд?

Широко распространено мнение о том, что срок исковой давности вводился, для того чтобы должники могли спокойно переждать некоторое количество лет и начать жизнь с чистого листа. На самом деле срок исковой давности является своеобразной защитой, прежде всего, пострадавшей стороны, и требуется он для того, чтобы можно было подать в суд даже спустя несколько лет.

Возникает вопрос. Почему бы в таком случае не ввести возможность бессрочного обращения в суд и взыскивать налоги пожизненно?

Все достаточно легко объясняется: чем больше времени истечет с момента возникновения долга, тем труднее найти доказательства вины. Так что срок исковой давности по гражданским правонарушениям, к которому относятся также все продления и уважительные причины, ограничен 10 годами с момента возникновения долга. В конце концов, средства гражданину либо компании не требуются, если они несколько лет не занимались взысканием долга.

Итак, ответственность физических, юридических лиц и ИП в связи с появлением налогового долга обладает определенным сроком исковой давности, обозначенным в ст. 196 ГК РФ, ст.113 НК РФ. Как гласит общее правило, он равняется 36 месяцам. Следует особо подчеркнуть, что слово «ответственность» возникло в тексте не просто так. Дело в том, что 36 месяцев – это срок, по завершении которого правонарушителю не могут быть предъявлены судебные обвинения в связи с совершением налогового преступления.

Если же вести речь о неуплаченных налогах (либо не полностью перечисленных из-за неверного учета доходов и расходов) срок исковой давности начинается с момента окончания налогового периода, в котором возникла неуплата. Допустим, если организация не перечислила авансовый платеж по налогу за первый квартал 2014 года, то срок исковой давности начнется не с 01.05.2014 г., а с 01.01.15 г. в соответствии с требованиями ст. 113 НК РФ.

Но не следует путать понятия срок исковой давности за совершение налогового правонарушения и срок обращения с иском о взыскании в суд.

исковая давность

Срок исковой давности по взысканию налога за счет:

  • средств организации либо ИП равняется полугоду по завершении последнего периода платежа (ст. 46 НК РФ);
  • собственность организации либо ИП – два года по завершении последнего периода удовлетворения требования об оплате (ст. 47 НК РФ);
  • имущество физического лица в отношении долга более чем в 3 тыс. руб. – по завершении полугода со дня истечения последнего периода платежа по требованию фискального органа (ст. 48 НК РФ).

По вопросам долгов людей, которые составляют менее 3 тыс. руб., фискальный орган должен дождаться или пока общий размер долга, пеней и штрафов по нему превысит 3 тыс. руб., или (если это так и не произошло) пока не пройдет 3 года, и лишь в этом случае обращаться в суд. На все это ему отводится 6 месяцев со дня наступления одного из перечисленных событий. Аналогичный срок исковой давности и у неуплаченных в срок штрафов.

Теперь перейдем к вопросу о том, с какого момента надо определять срок исковой давности по взысканию долга по налогам. Фискальный орган далеко не сразу обнаруживает недостаток по налогу. Чаще всего это случается в ходе анализа информации, поступившей о платежах из Федерального Казначейства со сведениями о начисленных налогах тому или иному гражданину. С момента, когда налоговая служба выявила недостаток, она должна передать плательщику требование об уплате (ст. 69 НК РФ).

Требование передается должнику или лично, или заказным письмом. С момента передачи требования либо через 6 дней после направления заказного письма требование будет считаться доставленным. Теперь должник располагает 8 календарными днями на уплату налогов по нему. Если спустя 8 дней задолженность не будет закрыта, то со следующего за ними дня начинается отсчет срока исковой давности по взысканию недоимки.

Конечно, если фискальный орган сможет подтвердить, что срок подачи иска был пропущен им по уважительной причине, то данный срок продлевается либо восстанавливается.

Срок исковой давности по переплате за налог

Переплата по налогу, пеням либо штрафам может быть зачтена как будущий платеж либо возвращена гражданину. Если фискальный орган определил переплату, он должен в течение 10 дней известить об этом гражданина. В свою очередь плательщик может или написать заявление на зачет переплаты, или обратиться за возвратом.

Возврат лишних денег (которые перечислил сам плательщик) осуществляется в течение 3 лет со дня установления факта переплаты (ст. 78 НК РФ). Если переплата произошла по вине налоговой организации, то гражданин имеет право истребовать ее или обратиться в суд. Срок по подобным переплатам тоже равняется 3 годам.

Списание налогов

Непереведенные налоги и переплаты с завершившимся сроком исковой давности списываются фискальным органом в соответствии с указаниями ст. 59 НК РФ.

Размер переплаты по налогам и сборам, куда относятся переплаты по собственности, транспортному и земельному налогам, могут быть списаны на внереализационные траты (ст. 265 НК РФ) в целях налогообложения прибыли, даже если срок исковой давности и срок обращения за взысканием по ним истекли (в соответствии с Постановлением ФАС МО №Ф05-13700/2013 от 28.11.13 г.).

Для того, чтобы ответить на вопрос, являются ли преступления, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 198 и 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов» длящимися, следует проанализировать природу этого юридического феномена.

Суть срока давности состоит в погашении правонарушения, что лишает государство полномочий преследовать подозреваемого по закону, привлекать его к суду, признавать его виновным и назначать наказание.[1]

С точки зрения теории и практики уголовного и налогового права можно заключить, что институт срока давности привлечения к ответственности за налоговые преступления и правонарушения реализуют одни и те же правовые ценности:

- гуманистическую идею, согласно которой, во-первых, угроза ответственности не может довлеть над человеком в течение всей его жизни, а во-вторых, привлечение к ответственности по истечении определенного срока превращается в неоправданную месть и поэтому теряет смысл и необходимость с точки зрения общей и специальной превенции, хотя объективно совершенное лицом деяние полностью не утратило своей общественной опасности;

- гражданское правосознание, согласно которому преступное действие или бездействие со временем утрачивает общественный резонанс, сглаживается в памяти людей, и вновь ворошить его бессмысленно;[2]

- цели достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений;

- обеспечение возможность сбора и закрепления доказательств правонарушения (преступления);[3]

Приведенные утверждения имеют глубокие национальные исторические корни[4] и поддерживаются международной практикой.[5]

Есть единичные исключения, когда срок давности может не применяться в силу особо высокой общественной опасности: преступления против мира и человечности, терроризм, особо тяжкие убийства. Налоговые преступления не являются редкими и не отнесены законом к особо тяжким.

Что такое длящееся преступление?

Длящиеся преступления - это действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных под угрозой уголовного наказания на виновного.[6]

Прекращается длящееся преступление в силу:

- действий самого виновного (явка с повинной, выполнение предписаний судебного акта при злостном неисполнении судебного решения);

- действий правоохранительных органов (задержание лица);

- иных обстоятельств, прекращающих выполнение преступления (достижение совершеннолетия, смерть).

Прекращение преступления по указанным основаниям называется фактическим окончанием длящегося преступления.[7]

Исходя из этих определений видно, что преступления, совершаемые путем бездействия, могут быть длящимися. Это прежде всего различного рода уклонения от выполнения правовых обязанностей.

Удивительно, но в теории уголовного права нет единого мнения о том, является ли неуплата налога (уклонение от уплаты налога) длящимся преступлением.

Так, в учебнике «Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник» (под ред. А.В. Бриллиантова) уклонение от уплаты налогов с физического лица (ст. 198 УК РФ) приводится в пример как длящееся преступление.

В учебнике для вузов «Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учебник для вузов» (под ред. В.С. Комиссарова, Н.Е. Крыловой, И.М. Тяжковой) читаем: «Возьмем, например, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 198 УК). Это преступление небольшой тяжести, следовательно, срок давности по нему составит 2 года. Если давностный срок исчислять со дня, когда физическое лицо должно было уплатить налог, но этого не сделало, то через 2 года оно может законно не платить налог, поскольку истечет срок давности».

Ни в первом, ни во втором примере авторы не объясняют свой вывод.

Но толкование уголовного закона не может быть двояким: это грубейшим образом нарушает конституционный принцип равенства граждан перед законом и судом.[8]

Как на самом деле?

Для поиска верного ответа применим различные методы исследования.

Буквальное толкование объективной стороны преступления

Известно, что уголовный закон нельзя толковать расширительно: метод буквального толкования позволяет не исказить волю законодателя.

Состав преступления описан в законе: «уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений».

Чтобы состав был полным, налогоплательщик должен совершить одновременно два действия: не заплатить налог и исказить налоговую отчетность.

Такая диспозиция позволяет прийти к выводу, что как только эти действия совершены, преступление окончено. Не имеют отношения к моменту его окончания последующие действия по заглаживанию причинённого вреда: исправление отчетности и (или) погашение недоимки.[9]

Метод сравнения диспозиции норм законодательства, регулирующих однородные правоотношения

В налоговом законодательстве сходное по составу правонарушение «Неуплата или неполная уплата сумм налога, сбора» имеет более широкую объективную сторону. Согласно ч.1 ст. 122 НК РФ правонарушение может быть совершено не только в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора), но и других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика. Но даже такой «резиновый» состав не позволяет арбитражным судам считать это правонарушение совершенным путем неуплаты задекларированной (имеющейся и признанной) налогоплательщиком недоимки.

Так, ВАС РФ разъяснял, что ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). При применении этих положений судам следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного ст.122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.[10]

Если налогоплательщик подал недостоверную налоговую декларацию, 3-х летний срок давности привлечения его к налоговой ответственности начинает течь с даты подачи этой декларации, установленной в законе. Логика такого применения ст. 113 НК РФ понятна: администратор (налоговый орган) имеет правовую возможность проверить достоверность декларации в ходе проведения камеральной или выездной налоговой проверки, сроки которых ограничены 3-я годами.

В п. 14 постановления пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сказано, что «длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением».

В НК РФ по каждому налогу определены как срок сдачи налоговой отчетности, так и сроки уплаты налогов. Следовательно, налоговые правонарушения, являющиеся по сути административными, не могут быть длящимся.

Метод сравнения схожих преступлений

Конституционный Суд РФ провозгласил правовую позицию, что налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично - правовой обязанности.[11]

Исходя из этой правовой позиции налогоплательщик, умышленно не уплативший к сроку в бюджет причитающийся налог, неправомерно сберегает имущество, подлежащее взносу в казну. Если это сопряжено с внесением в налоговую декларацию недостоверной информации, влияющей на размер платежа, такие действия сходны с мошенничеством (ст. 159 УК РФ).

Но мошенничество даже в крупном размере не считается длящимся преступлением. Никто из известных автору комментаторов УК РФ не предлагает считать мошенничество совершаемым вплоть до возврата похищенного имущества потерпевшему.

Анализ квалифицирующих признаков

Для налогового законодательства размер недоимки не имеет значения для квалификации деяний как правонарушения.

В уголовном законе размер недоимки имеет значение.

Согласно Примечанию 1 к ст. 199 УК РФ крупный размер в настоящей статье исчисляется в течение трех финансовых лет подряд. Если допустить, что преступление по ст. 199 УК РФ длящееся и выражается в длительной неуплате одной и той же налоговой недоимки, возникшей в определенном налоговом периоде, то возникает правовая неопределенность: какие три финансовых года подряд следует учитывать: три первых, три последних, три в середине или какие-то еще.

Поскольку состав ст. 199 УК РФ материальный, а финансовые результаты каждого налогового периода различны, то реальна ситуация, когда с учетом налоговых переплат в одних периодах крупный размер будет набираться, а в других нет. По этому вопросу Верховный суд никаких разъяснений не давал, хотя такая правовая неопределенность в уголовном праве недопустима (противоречит ст. 4 УК РФ).

Метод от противного (конституционных ограничений)

Защитники доктрины «длящегося налогового преступления» исходят из того, что преступление прекращается добровольно налогоплательщиком (путем уплаты недоимки) или принудительно налоговым органом (бесспорное взыскание). Но в такой интерпретации в случае непогашения недоимки по материальным и иным причинам преступление будет вечным.

Если предположить, что налогоплательщик (лицо, отвечающее за уплату налогов организацией) уже будучи осужденным за уклонение от уплаты налогов, продолжает не платить эти налоги, а взыскать с него нечего, то это будет означать, что он вновь подлежит привлечению к уголовной ответственности, поскольку по указанной логике он, даже будучи наказанным, все равно продолжает совершать это преступление.

Но повторное уголовное наказание за то же преступление противоречит п.2 ст. 6 УК РФ и ч. 1 ст. 50 Конституции РФ.

Фундаментальный принцип правовой определенности налоговых правоотношений неоднократно подтверждался и защищался Конституционным Судом РФ со ссылкой на положения Конституции РФ.[12]

Этот принцип проявляется в том числе ограничением сроков, в течение которых налогоплательщик претерпевает налоговые обременения и несет налоговые риски:

- хранения документов налогоплательщика (подп.8 п.1 ст. 23 НК РФ);

- проведения выездных налоговых проверок (п.4 ст. 89 НК РФ);

- давности привлечения к налоговой ответственности (п.1 ст. 113 НК РФ).

Привлечение к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов за пределами сроков хранения налоговозначимых документов и возможной налоговой проверки нарушает конституционный принцип правовой определенности и право на судебное обжалование действий и решений органов государственной власти (ст. 46 Конституции РФ).

Но в том числе и целям обеспечения возможность сбора и закрепления доказательств правонарушения (преступления) служит институт срока давности привлечения к ответственности (см. выше).

Приведенные аргументы, полученные разными методами, подтверждают один вывод: налоговые преступления, ответственности за которые предусмотрена ст. 198 и 199 УК РФ не являются длящимися.

[1] См. Решение ЕСПЧ от 27 марта 2014 г. по делу "Матыцина против Российской Федерации"

[2] См. Алексей Рарог Уголовное право. Общая часть.

[3] Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П.

[4] Как полагал один из разработчиков Судебных уставов 1864 г. А.А. Квачевский, такая норма, как отмена наказания за давностью, была введена законодателем в Уложение по следующим соображениям. Во-первых, для обеспечения прав виновного лица, для которого «обвинение по истечении долгого времени становится несправедливым и тягостным, потому что время отняло у него средства к оправданию, способы защиты, давая вместе с тем молве и злословию возможность преувеличить значение виновности». Во-вторых, «в интересах справедливого следствия и суда, так как доказательства вины или невинности обвиняемого исчезают со временем, что может породить судебные ошибки». В-третьих, в связи с давностью совершенного преступления, поскольку «оно не угрожает никак общественному порядку, впечатление от него стирается в сознании населения и общество становиться к нему равнодушным. См. Квачевский А. Об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по Судебным Уставам 1864 г.: в 3 ч. / А. Квачевский. — СПб. : Тип. Ф.С. Сущинского, 1866. — Ч. 1. — 352 с.

[5] Постановление ЕСПЧ от 22 июня 2000 г. по делу "Коэм и другие против Бельгии", Постановление Европейского суда по делу "Елич против Хорватии", § 52.

[6] Уголовное право. Учебник в 5 т. (под ред. Н.Ф. Кузнецовой).

[7] Уголовное право. Общая часть (под ред. Рарога А.И.)

[8] См. ч.1 ст. 19 Конституции РФ и ст. 4 УК РФ.

[9] Фонтантка .ру. от 10.06.2019 г. «Даже для нашего зазеркалья это чересчур». Адвокат Вадим Клювгант про отмену срока давности для налоговых преступлений.

[10] См. п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

[11] См. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П.

[12] См., например, Постановление Конституционного Суда РФ от 28 марта 2000 г. №5-П.

За неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога или сбора налогоплательщику или налоговому агенту в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени.

Основание спора

Решением ИФНС предприятию доначислены к уплате в бюджет недоимка по НДФЛ,
пени по НДФЛ, в разы превышающие сумму недоимки, и штрафные санкции за неправомерное неперечисление в установленный срок сумм налога, подлежащего перечислению налоговым агентом. Пени исчислены по состоянию на дату принятия решения.

Позиция налогоплательщика

Налогоплательщик считает, что пеня за неуплату НДФЛ должна рассчитываться только
за проверяемый период.

Позиция налогового органа

За неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога или сбора налогоплательщику в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки, начиная
со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога
или сбора, начисляются пени. Пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки по налогу.

Суд решил

Решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30 сентября 2016 г. по делу № А32-19438/2016

Налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога
не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ).

За неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога или сбора налогоплательщику или налоговому агенту в соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляются пени.

Пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки по налогу. Данная позиция отражена в пунктах 57 и 61 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1–4 ст. 75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пунктом 5 статьи 75 НК РФ определено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. За все время до даты фактического исполнения обязанности по уплате налога пени продолжают начисляться
на сумму налога.

По результатам выездной налоговой проверки выявлен факт неперечисления предприятием
в проверяемом периоде (1 января 2012 года – 31 декабря 2013 года) удержанного с доходов физических лиц НДФЛ в сумме 7 603 059 рублей. Поэтому инспекция на основании статьи
75 НК РФ начислила пени в размере 42 963 512 рублей на задолженность по НДФЛ по состоянию на 10 марта 2016 года (дата принятия решения).

Задолженность образовалась в течение проверяемого периода, и пени, являющиеся по существу компенсацией потерь бюджета, подлежат начислению на момент окончания налоговой проверки и принятия итогового решения, в котором определяются неуплаченные суммы налогов, пени, как компенсационная мера, а также налоговые санкции.

Налоговое законодательство связывает момент прекращения начисления пени не с датой окончания проверяемого периода, а с моментом уплаты (перечисления) налога (сбора)
в соответствующий бюджет, что также подтверждается арбитражной практикой (постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, от 1 января 2010 г. № 13065/10).

Довод заявителя о том, что пеня должна рассчитываться за проверяемый период, то есть
с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года, несостоятелен.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: