Все налоги отменены 2005

Опубликовано: 26.03.2024

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

История НДФЛ в России

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

С 1 января 2005 года вводятся новые коды бюджетной классификации (приказ Минфина России от 27.08.2004 № 72н). С этого периода расчетные документы со старыми КБК банками приниматься к исполнению не будут, так как в новом формате расчетных документов длина поля для указания КБК увеличена до 20 символов (указание Банка России от 25.08.2004 № 1493-У): именно столько знаков будет в новых кодах бюджетной классификации.

Новые КБК в 2005 году

С 1 января 2005 года вводятся новые коды бюджетной классификации (приказ Минфина России от 27.08.2004 № 72н). С этого периода расчетные документы со старыми КБК банками приниматься к исполнению не будут, так как в новом формате расчетных документов длина поля для указания КБК увеличена до 20 символов (указание Банка России от 25.08.2004 № 1493-У): именно столько знаков будет в новых кодах бюджетной классификации.

Изменение перечня налогов в 2005 году

В новом году существенно изменится перечень налогов и сборов, установленных на территории РФ. Новый перечень сократился почти вдвое по сравнению с действующей редакцией. С 2005 года не будет налога на операции с ценными бумагами, сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация", налога на рекламу. Также в систему налогов и сборов РФ теперь не будут входить обязательные отчисления (в частности, таможенные пошлины), взимание которых регулируется самостоятельными отраслями законодательства. Оставшиеся налоги распределены по бюджетам следующим образом. К федеральным налогам и сборам относятся: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Также появятся две новых главы в Налоговом кодексе: водный налог, государственная пошлина.

С нового года Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ отменяются льготы для субъектов малого предпринимательства (подробнее читайте здесь).

Теперь расскажем об изменениях по основным налогам.

Налог на прибыль

Изменяется распределение ставки налога на прибыль по бюджетам. Теперь в федеральный бюджет будет зачисляться 6,5 % (сейчас -5 %), в региональный бюджет - 17,5 % (17 %), при этом указанная налоговая ставка может быть понижена до 13,5 % законами субъектов РФ (Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ).

Названный закон также повышает с 6 % до 9 % ставки в отношении доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций.

Вводятся следующие ставки по налогу на прибыль по операциям с отдельными видами долговых обязательств (Федеральный закон от 20.08.2004 № 107-ФЗ):

  • 15 % - по доходу в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;
  • 9 % - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • 0 % - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года, по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года.

Напомним, что в типовых конфигурациях экономических программ фирмы "1С" предусмотрена возможность изменения ставок налога в справочнике "Налоги и отчисления". Таким образом, пользователям необходимо с 1 января 2005 года установить новые ставки.

На момент подготовки материала была неизвестна судьба поправок в 25 главу НК РФ "Налог на прибыль". Напомним, что соответствующий законопроект в августе в Госдуме РФ прошел первое чтение. Изменения во многом сближают бухгалтерский и налоговый учет: в частности, планируется сделать перечень прямых расходов открытым (подробнее читайте на стр. 3 № 10 (октябрь) журнала "БУХ.1С" за 2004 год). Фирма "1С" внимательно отслеживает судьбу этих поправок и в случае их принятия внесет соответствующие изменения в программные продукты, предназначенные для ведения налогового учета. Как только изменения будут приняты, в журнале "БУХ.1С" мы опубликуем комментарии специалистов.

НДС в 2005 году

С 1 января 2005 года не будут облагаться НДС (Федеральный закон от 20.08.2004 № 109-ФЗ):

  • операции по реализации земельных участков (долей в них);
  • реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;
  • передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.

Теперь налогообложение НДС по налоговой ставке 0 процентов производится и при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ (Федеральный закон от 18.08.2004 № 102-ФЗ).

НДФЛ в 2005 году

С 6 % до 9 % повышается ставка НДФЛ в отношении доходов, полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций (Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ).

Федеральный закон от 20.08.2004 № 112-ФЗ внес изменения в главу 23 "Налог на доходы физических лиц". В частности, расширен состав имущества для получения имущественного налогового вычета (добавлены приватизированные жилые помещения, которые сейчас относятся к иному имуществу, вычеты по которому предоставляются в меньших размерах); приведен примерный перечень фактических расходов на новое строительство либо приобретение жилья; а также изменен порядок предоставления имущественных вычетов - теперь их можно получить по месту работы до истечения налогового периода при соблюдении определенных условий (подробнее читайте статью О.О. Соколовой "Имущественные налоговые вычеты: изменения 2005 года").

Предоставление имущественных налоговых вычетов по месту работы будет своевременно автоматизировано в конфигурации "Зарплата + Кадры", а также в конфигурациях "1С:Предприятия 8.0" с выходом очередных релизов.

Чтобы получить имущественный налоговый вычет в полном объеме при продаже домов и квартир, с Нового года будет достаточно, чтобы указанное имущество находилось в собственности 3 года (сейчас - 5 лет).

С 1 января 2005 года суммы материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование целевыми займами (кредитами), израсходованными на строительство либо приобретение жилого дома или квартиры, будут облагаться НДФЛ по ставке 13 % (сейчас такая выгода облагается по ставке 35 %).

В соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 103-ФЗ с 1 января 2005 года будет расширен перечень льгот по налогу на доходы физических лиц для общественных организаций инвалидов.

ЕСН в 2005 году

Для всех категорий налогоплательщиков снижен размер базовых налоговых ставок (Федеральный закон от 20.07.2004 № 70-ФЗ, подробнее читайте статью С.А. Харитонова "ЕСН в 2005 году" в № 9 за 2004 год, стр. 4):

  • для основной категории налогоплательщиков - с 35,6 % до 26 %;
  • для сельхозпроизводителей - с 26,1 % до 20 %;
  • для индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств - с 13,2 % до 10 %;
  • для адвокатов - с 10,6 % до 8 %.

Помимо этого, изменена шкала регрессии - порог для применения максимальной ставки увеличен со 100 000 руб. до 280 000 руб. Также отменен действующий порядок подтверждения расчетом права на регрессию. Теперь пониженные ставки можно будет применять в безусловном порядке, независимо от размера налоговой базы в среднем на одного работника и численности работников. В соответствии с принятыми поправками для лиц 1966 года рождения и старше не предусмотрено начисление взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Также увеличивается переходный период (до 2007 года), когда на финансирование накопительной части трудовой пенсии направляется пониженный процент. Напомним, что действующая редакция предполагала завершение переходного периода в 2005 году.

ЕНВД в 2005 году

С 2005 года увеличивается в 1,5 раза базовая доходность для расчета ЕНВД по всем видам деятельности, подлежащим переводу на этот специальный налоговый режим.

Деятельность по распространению и размещению наружной рекламы будет переведена на уплату единого налога на вмененный доход (Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ).

Водный налог в 2005 году

С 1 января 2005 года вводится в действие новая глава НК РФ 25.2 "Водный налог" (соответствующие изменения внесены в кодекс Федеральным законом от 28.07.2004 № 83-ФЗ).

Водный налог заменяет собой плату за пользование водными объектами. Для налогоплательщиков новая глава вносит некоторую ясность в размеры ставок, которые теперь установлены НК РФ. Напомним, что закон о плате за пользование водными объектами устанавливал только минимальные и максимальные ставки, а окончательный размер ставки определялся законодательными органами субъектов РФ.

Теперь сумма водного налога в полном объеме будет уплачиваться по местонахождению объекта налогообложения.

Акцизы в 2005 году

В среднем по всем видам подакцизных товаров налоговые ставки увеличатся на 8 % (Федеральный закон от 28.07.2004 № 86-ФЗ).

Плата за землю в 2005 году

Федеральным законом от 20.08.2004 № 116-ФЗ внесены изменения в Закон РФ "О плате за землю", который устанавливает ставки налога на земельные участки, приобретенные для жилищного строительства. Теперь налогоплательщикам будет выгоднее побыстрее завершить строительство жилья, в том числе индивидуального.

Земельный налог за земельные участки, на которых производится жилищное строительство (кроме индивидуального), устанавливается в двукратном размере на три года, а в случае, если за этот период строительство не завершено - в четырехкратном размере.

После завершения строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости устанавливается однократная ставка налога.

Если строительство будет завершено до истечения трехлетнего срока, налогоплательщику будет возвращена сумма сверх однократного размера налога.

Земельные участки, приобретенные для индивидуального жилищного строительства, в течение периода, превышающего десятилетний срок, подлежат налогообложению в двукратном размере вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Также Госдума РФ приняла в третьем чтении законопроект, который дополняет НК РФ новой главой "Земельный налог". Однако Совет Федерации отправил законопроект на доработку. Таким образом, на момент подписания номера в печать было неизвестно, успеют ли депутаты оперативно внести поправки с тем, чтобы закон мог все-таки вступить в силу с 1 января 2005 года.

Госпошлина в 2005 году

В НК РФ появилась новая глава 25.3 "Государственная пошлина". Соответствующие изменения в НК РФ были внесены Федеральным законом от 02.11.2004 № 127-ФЗ. Изменения вступят в силу с 1 января 2005 года.

Велика вероятность того, что Новый год преподнесет и сюрпризы. Напомним, что журнал подписывается в печать в 20-х числах ноября, а в истории нередки случаи, когда изменения в налоговое законодательство, датированные 31 декабря, вступали в силу уже с 1 января. Обо всех этих изменениях мы расскажем на страницах нашего журнала в новом, 2005 году.

Добрый день, друзья.
Последние 3 дня я устал отвечать на идиотский вопрос и решил написать статью.
Один бизнесмен написал мне письмо с заголовком: «Путин отменил налоги, ура!» Я подумал: «Что за хрень?» Другой бизнесмен попросил меня прокомментировать статью 12 НК РФ.



Третий прислал видео, в котором мужик на полном серьезе рассказывает о том, что Путин отменил в России налоги, но он их отменил только для «своих», а все остальные должны платить налоги… В общем, вопрос у всех был один: «Правда это или неправда?»

Я, конечно, ответил этим ребятам: они неправильно читают текст закона… Они толкуют его не так, как будут толковать налоговики.

Цитирую пункт 5 статье 12 НК РФ: «Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом». Ничего другого в этом пункте не написано…

Я вчера объяснял бизнесменам, о чем именно идет речь.

Цитирую пункт 1 статьи 12 НК РФ: «В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные». В пункте 2 статьи 12 НК РФ написано, что признается федеральными налогами и сборами, в пункте 3 – что признается региональными налогами и сборами, а в пункте 4 – что признается местными налогами и сборами.

Цитирую пункт 6 статьи 12 НК РФ: «Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом».

Так вот, по моему мнению, речь идет о том, что федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть отменены отдельным нормативно-правовым актом, вносящим изменения в действующую редакцию Налогового кодекса. Т.е. федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть отменены или введены новые только настоящим Кодексом. Именно эта трактовка, по моему мнению, является правильной. А не та трактовка, которая написана здесь.

Возникает вопрос: эксперты, которые это сочиняли, – идиоты? Разве депутаты Госдумы не читали эту писанину? Не думаю…

Комиссии это читали и рассматривали. Разве Совет Федерации не читал это? Не думаю, хоть кто-то должен был прочитать.

Ну, хорошо, Президент законы не читает, иначе ему работать было бы некогда, он просто подписывает. Ну, хорошо, куча людей, которые выверяли каждую букву, каждую запятую, должны были это читать? Тогда почему они не написали в той трактовке, в которой я изложил: федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть установлены или отменены только настоящим Кодексом через соответствующие федеральные законы, принятые в установленные законом порядке. А в пункте 5 статьи 12 НК РФ написано просто: «Федеральные, региональные, местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом». И эта формулировка дает невероятно много возможностей для некоторых бизнесменов, данные о которых засекречены… Может быть, это было написано для таких компаний, чтобы у них было законное основание? Знаете, всякие странные мысли начинают лезть в голову: уж очень непонятная формулировка. Может быть, это все-таки не ошибка в формулировке данного пункта? Может быть, все-таки данный пункт специально написан так? Не знаю, правда…

Могу лишь о чем-то догадываться, а, может быть, и не стоит ни о чем догадываться. Может быть, действительно, это специально написано? Как бы там ни было, пункт 5 статьи 12 НК РФ можно трактовать как угодно. Конечно, для простых смертных бизнесменов, чьи фамилии, активы, доходы и расходы не попали в секретный список Правительства, эта фраза означает ровно то, о чем я говорил. А именно: федеральные, региональные, местные налоги и сборы устанавливаются и отменяются только федеральными законами с внесением изменений в Налоговый кодекс. Вот так это надо понимать обычным бизнесменам. Ну, а тот шум, который создан в интернете, это «детский сад»… Владимир Владимирович никогда не отменит все налоги, и вы по этому поводу кричать «ура» не будете. На самом деле все наоборот, налоговые санкции и ставочки будут увеличиваться. А наша задача научиться не обращать внимание на подобные восхитительные формулировки и научиться законными способами оптимизировать налоги. Жду вас на семинаре в Москве 2-3 октября.

Спасибо, удачи в делах.

Федеральным законом РФ от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения в части первую и вторую НК РФ.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации

Напомним, что согласно ст. 32.1 Федерального закона РФ от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» статьи 12-15 части первой НК РФ, устанавливающие систему налогов и сборов в Российской Федерации, вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

До признания утратившим силу указанного Закона состав налогов в РФ определяется статьями 19, 20, 21 Закона об основах налоговой системы.

С 1 января 2005 года Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утрачивает силу.

И виды налогов в РФ с 01.01.2005 г. определяются статьями 13, 14, 15 НК РФ.

Поэтому изменения в системе налогов и сборов мы будем рассматривать, сравнивая статьи 13-15 НК РФ в новой редакции и статьи 19-21 Закона об основах налоговой системы.

С 1 января 2005 года к федеральным налогам и сборам относятся :

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Таким образом, с 01.01.2005 г. из системы федеральных налогов и сборов исключены:

– сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

– сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

С 1 января 2005 года к региональным налогам относятся :

Таким образом, из системы региональных налогов и сборов исключается лесной доход.

С 1 января 2005 года к местным налогам относятся:

Таким образом, с 01.01.2005 г. из системы местных налогов и сборов исключаются:

– регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

(В настоящее время фактически данный сбор уже не действует.

При госрегистрации в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица уплачивают государственную пошлину).

Специальные налоговые режимы

Новая редакция ст. 18 НК РФ устанавливает 4 специальных налоговых режима.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся :

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Льготы по налогам и сборам

Ст. 56 НК РФ установлен порядок установления и отмены льгот по налогам и сборам.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов

Согласно п. 2 ст. 60 НК РФ поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения.

С 01.01.2005 г. при предъявлении в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), физическим лицом поручения на перечисление налога, течение срока для исполнения банком поручения на перечисление налога продлевается на время доставки в установленном порядке такого поручения организацией связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

Налог на доходы физических лиц

С 1 января 2005 года с 6 до 9 процентов увеличивается налоговая ставка по НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

Соответствующие изменения внесены в п. 4 ст. 224 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2005 года сумма налога на прибыль организаций будет зачисляться в два бюджета – федеральный и бюджеты субъектов Российской Федерации.

В настоящее время налог на прибыль зачисляется в три бюджета – федеральный, региональный и местный.

Соответственно, изменяется и процентное соотношение распределения суммы налога на прибыль по бюджетам.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов.

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

С 01.01.2005 г. с 6 до 9 процентов увеличивается ставка налога на прибыль, применяемая к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами Российской Федерации.

Единый налог на вмененный доход

С 1 января 2005 года переводу на уплату ЕНВД подлежит предпринимательская деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

При этом физическим показателем по данному виду деятельности признается площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (в квадратных метрах), площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах).

Площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы – площадь нанесенного изображения;

площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы – площадь светоизлучающей поверхности;

распространение и (или) размещение наружной рекламы – деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе до 1 января 2005 года принять законы субъектов Российской Федерации, определяющие порядок введения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и значения коэффициента К2 в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

С 01.01.2005 г. увеличиваются размеры базовой доходности по всем видам предпринимательской деятельности, подлежащим переводу на уплату ЕНВД.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:

(для сравнения в крайнем правом столбце приведены размеры базовой доходности, действующие в настоящее время)

Виды предпринимательской деятельности

Цели и принципы

Формирование налогового законодательства Российской Федерации началось с принятием Закона РФ от 27.12.1991г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельных законов, регулирующих порядок взимания конкретных налогов и сборов (о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц и другие).

Дальнейшее развитие налогового законодательства проходило как по пути физического возрастания объемов нормативной информации, так и накопления качественно иного материала, требующего принципиального изменения в механизме правового регулирования - проведения масштабной налоговой реформы.

Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов;

основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

С 1 января 2001 года введены в действие главы части второй Кодекса о налоге на добавленную стоимость (ставки - 0 процентов, 10 процентов и 20 процентов), акцизах, налоге на доходы физических лиц (плоская ставка - 13 процентов) и едином социальном налоге (регрессивные ставки). Одновременно с введением их в действие практически полностью отменены налоги, уплачиваемые с выручки от реализации товаров, существенно снижено налогообложение фонда оплаты труда.

С 1 января 2001 года отменены: налог на отдельные виды транспортных средств; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств.

С 1 января 2002 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций и ресурсных платежей.

Основные изменения законодательства о налогах и сборах, произошедшие в 2003 году, заключаются в следующем.

- налог на пользователей автомобильных дорог, являющийся оборотным налогом;

-налог с владельцев транспортных средств.

Введен транспортный налог, заменяющий налог с владельцев транспортных средств и налог на водно- воздушные транспортные средства, предусмотренный Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц".

В дополнение к ранее предусмотренному специальному налоговому режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей введены в действие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса).

С 10 июня 2003 года вступила в силу новая глава Налогового кодекса "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции".

Согласно положениям данной главы организации, перешедшие на данный режим налогообложения, освобождаются от уплаты всех федеральных и региональных налогов и сборов (за исключением налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, единого социального налога, налога на добычу полезных ископаемых, платежей за пользование природными ресурсами, включая платежи за загрязнение окружающей среды, платы за пользование водными объектами, государственной пошлины, таможенных сборов, земельного налога, акцизов, за исключением акцизов на подакцизное минеральное сырье), а также от местных налогов и сборов установленных в соответствии с Кодексом.

С 27 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 22.05.2003 г. N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", регламентирующий ведение денежных операций не только с населением, но и между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также устанавливающий сферу применения контрольно-кассовой техники (ККТ). При этом вместо ККТ возможно применение бланков строгой отчетности, утвержденных Минфином России. В текст закона включен перечень организаций, освобожденных от применения ККТ.

Законом также предусмотрено, что через шесть месяцев после вступления его в силу при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

В 2003 году сделан важный шаг в направлении ослабления налогового бремени: принят Федеральный закон от 07.07.2003 г. N 117-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января 2004 года:

1) снижена ставка налога на добавленную стоимость с 20 до 18 процентов;

2) отменены 20 региональных и местных налогов и сборов, в том числе налог с продаж (региональный налог);

3) введен единый подход к налогообложению газового конденсата - установлена налоговая ставка 17,5 процента при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующих ставок - 340 рублей за 1 тонну газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений и 16,5 процента при добыче газового конденсата из других видов месторождений);

4) установлена специфическая ставка налога на добычу полезных ископаемых при добыче горючего природного газа в размере 107 рублей за 1000 кубических метров газа при добыче из всех видов месторождений углеводородного сырья (вместо действующей налоговой ставки 16,5 процента).

Налоговая ставка при добыче нефти на период до 31 декабря 2006 года установлена в размере 347 рублей за 1 тонну (вместо действовавшей ставки в размере 340 рублей за 1 тонну);

5) отменен акциз на природный газ.

С 1 января 2004 года вступила в силу принятая в 2003 году глава "Налог на имущество организаций".

С 1 января 2004 вступила в силу глава 25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" Налогового кодекса Российской Федерации.

В целях совершенствования порядка налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей подготовлена новая редакция главы 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" Налогового кодекса Российской Федерации, которая также вступила в силу с 1 января 2004 года.

Читайте также: