Средства с десятинного налога шли на содержание бедных и больных да или нет

Опубликовано: 11.05.2024


Существительное "десятина" появилось в российском языке несколько столетий назад. За время своего существования оно приобрело несколько значений, и некоторые из них на сегодняшний день уже не актуальны. Однако это не повод забывать их - ведь это часть истории. Давайте же узнаем, что значило это слово когда-то и как оно трактуется сегодня.

Десятина как единица измерения

До Революции 1917 г. каждый житель Царской России знал, что десятина - это единица для измерения земельной площади.

Эта мера возникла и активно применялась еще во времена Киевской Руси. Правда, в тот исторический период она еще не имела точно определенного размера. Наиболее распространенная разновидность десятины в Древней Руси - это квадрат с длиной стороны в 50 саженей (еще одна устаревшая единица измерения, равная 2,16 м). Его общая площадь была равна одной десятой квадратной версты. Отсюда, кстати, и возникло название "десятина".

десятина это в древней руси

Стоит отметить, что существовало несколько их видов. При этом самой распространенной была так называемая казенная десятина, которая фигурировала в официальной документации. Именно она являлась наиболее часто используемой поземельной мерой в Российской империи вплоть до ее заката.

При этом казенная десятина - это была уже другая фигура. Не квадратный отрезок земли, а прямоугольный. Его именовали в зависимости от длины его меньшей стороны - "тридцаткой" (при размере 80 и 30 саженей) или "сороковкой" (60 и 40 саженей).

История десятины на Руси и в Царской России

Первые письменные упоминания об этой единице измерения датируются XIV в. Но, учитывая количество войн на всей территории Руси, сопровождающихся пожарами, в которых гибли документы, историки полагают, что десятина как мера начала активно применяться раньше.

Как уже было сказано выше, на протяжении нескольких столетий эта единица не имела точно размера, а поэтому в разные исторические эпохи отличалась. Из-за этого в разные периоды зафиксированное в документах количество территории, принадлежащей тому или иному человеку, могло меняться. Это, естественно, вызывало многочисленные споры и переделы.

десятина это

Чтобы разрешить подобную проблему, уже в 1753 г. была введена казенная десятина (это 2400 квадратных саженей). Именно она наряду с хозяйственной косой, хозяйской круглой, сотенной и бахчевой активно использовалась вплоть до внедрения метрической системы. Данное событие произошло уже после Октябрьской революции в сентябре 1918 г.

Кстати, несмотря на подобное изменение, десятина продолжала играть роль единицы измерения еще девять лет, пока в 1927 г. не был наложен категорический запрет на ее использование.

Десятина земли - это сколько в современных единицах измерения

Эта мера давно устарела, но упоминание о ней можно нередко встретить в литературе. Причем это не только произведения классиков, написанные несколько столетий назад, но и некоторые современные исторические романы. В связи с этим их читателям часто бывает интересно знать ответ на вопрос: десятина земли - это сколько в сотках, гектарах или даже квадратных метрах? Ведь таким образом они могут лучше представить размеры территории, на которой происходит действие произведения.

В произведениях XVIII-XIX вв., как правило, речь идет о казенной единице, а она равна 10 925 м². Если перевести это в сотки - десятина будет 109,25 ар, или 1,0925 гектара. Что касается других видов, то помимо казенной чаще всего упоминается круглая хозяйственная. По размеру она превышает хозяйственную косую и равна 3600 квадратным саженям. Зная это, можно посчитать: круглая хозяйственная десятина - это сколько соток (ар)? Правильным ответом будет - 163,881.

Кстати, перевод с единиц метрической системы можно осуществить с помощью практически любого онлайн-калькулятора мер и величин. Обычно в нем указана казенная десятина земли. Но встречаются и более продвинутые программы подобного толка, в которых гектары и сотки можно перевести и в какой-нибудь другой вид этой меры. Чаще всего - в хозяйственную круглую. Так что, если есть время и желание, можно попробовать.

Еще один способ трактования слова

Помимо названия единицы измерения, описываемое существительное применялось в административно-территориальном делении Патриаршей области в Российской империи в XVII-XVIII столетиях. В то время десятина - это была единица измерения церковно-административных округов, на которые делилась епархия. Начальник каждой из них именовался "десятильником". В конце XIX в. подобное название было заменено на термин "благочиние".

"Десятина" как топоним

Изучаемое слово также стало названием некоторых населенных пунктов, которые входят в состав Российской Федерации и Украины. В России это небольшой городок в Вологодской области и деревня в Новгородской области. На территории Украины так называется село, расположенное в западной части страны - в Волынской области.

Значение слова "десятина" с точки зрения религии

Изучаемый термин имеет еще один способ толкования, причем в этом значении он продолжает активно применятся и по сей день. Так называется налог в пользу церкви, равный десятой части дохода каждого из прихожан.

десятина на руси

Чаще всего эта подать характерна для христианских деноминаций, а также иудаизма. Интересно, что в разные периоды истории отношение к ней было различным. В одно время взимание десятины производилось государством, и данный налог был обязательным. В другие периоды уплата этой подати становилась добровольной.

История появления десятины

Принято считать, что возникновение традиции жертвовать на нужды храма десятую часть приобретенного связано с именем легендарного Авраама. По преданию, после того как Господь даровал мужчине победу над его многочисленными врагами, в благодарность он пожертвовал иерусалимскому первосвященнику Мелхиседеку десятую часть от всей добычи. В дальнейшем подобная традиция стала популярной среди потомков Авраама.

Десятина у евреев

В обязательный налог для любого еврея десятина превратилась во времена Моисея. После освобождения из египетского рабства потомки Авраама оказались перед необходимостью не просто создать новое независимое государство, но и систему законов, по которой будут жить его граждане. В Библии говорится, что придумывать законы и правила евреям не пришлось. Ведь во время их пребывания в пустыне Всевышний сам даровал им Закон, по которому им надлежало жить и верить. Именно в нем десятина впервые становится обязательным налогом.

десятина у евреев

В случае с еврейским народом существование подобной подати было вполне обоснованным. Дело в том, что одно из колен Израиля (левиты) брало на себя функции священнослужителей. Чтобы они могли полноценно выполнять обязанности, касающиеся служения Богу, и не отвлекались, остальные одиннадцать колен брали на себя обязанности по их содержанию (левиты были единственными, кто не имел собственной земли). Для этой цели и взималась десятина.

В свою очередь каждый из священников также отдавал одну десятую часть из получаемых денег, продуктов или товаров для нужд главного из них - первосвященника. Стоит отметить, что полученные таким путем средства левиты тратили не только на собственные нужды, но и на благотворительность, поддерживая вдов и сирот.

Десятина в христианстве

С возникновением христианства в его основу были заложены многие еврейские традиции, среди них и вышеупомянутый налог. Изначально он не был обязательным, и платить его можно было по собственному усмотрению. Вот только желающих жертвовать всегда было не очень много. Тем более, что до становления христианства главенствующей религией Римской империи большинство лиц, ее исповедующих, были небогаты.

Когда же все граждане Рима добровольно-принудительно стали христианами, богачи не больно-то спешили расставаться с десятой частью имущества. Чтобы поощрять их, в 567 г. н. э. на Турском соборе было решено преподносить десятину как необязательный налог. При этом подчеркивая, что уплата его свидетельствует об истинной вере прихожанина.

десятина в христианстве

Однако подобная попытка давить на совесть не возымела ожидаемого эффекта, так как обладатели огромных состояний часто лишены ее. Поэтому большинство из них все так же продолжали не платить подать или делали это крайне нерегулярно. Таким образом, новый закон затронул лишь небогатых прихожан, которые и до этого старались вносить десятину. После этой неудачи в 585 г. на Маконском соборе этот налог был объявлен обязательным, а не платившие его отлучались от церкви.

Чуть больше чем через двести лет Карл Великий пошел еще дальше и назначил уголовные наказания всем неплательщикам, в зависимости от их злостности. При этом король также выдвинул и ряд требований к духовенству. В частности им было позволено тратить на себя лишь одну треть полученных денег, вторая же часть шла на постройку и содержание церковных зданий, а третья должна была тратиться на благотворительность.

К сожалению, от прекрасной идеи Карла Великого (использовать десятину на благие дела, а не только на удовлетворение растущих нужд духовенства) вскоре осталась только обязательность ее уплаты. Причем в будущие годы церковь стала требовать не только часть доходов от земледелия (как было изначально), но и ото всей остальной деятельности. Дошло до того, что даже проституток вынуждали приносить в храм десятину, не забывая при этом корить их за недостойность ремесла.

церковная десятина

В будущие несколько столетий происходили настоящие баталии при разделе собранной десятины. Так, не только Папа Римский требовал львиную долю от всех денег для содержания своего двора, но и многие европейские монархи. При этом простой народ, купечество, рыцарство и менее знатное дворянство было не в восторге от растущего количестве нахлебников. Поэтому с началом эпохи реформации большинство европейских стран постепенно стали отменять этот обязательный налог и прочие религиозные поборы. На данный момент у большинства христианских деноминаций десятина не является обязательным налогом. При этом многие из них вернулись к принципу Турского собора 567 г.

Церковная десятина

С принятием христианства в Киевской Руси, как и в других государствах, был введен упомянутый налог. Однако в отличие от европейских стран вся его тяжесть ложилась на княжеские плечи. Иными словами, после того как правитель собирал десятину на землях своих подданных, именно он платил этот налог. Причем и со своих собственных доходов в том числе.

Десятина у османов

Подобный налог использовался не только у иудеев и христиан, но и в некоторых мусульманских странах.

десятина - это что у соманов

Так, во времена Османской империи жителей завоеванной ими Болгарии принуждали платить десятину. Правда, шла она не на нужды духовенства, а турецким феодалам. В отличие от европейцев, у османов гражданам хотя бы честно говорили, кому и куда идут их деньги, а не прикрываясь именем Бога для осуществления поборов.

Десятина выступала мерой участка земли, имеющего форму прямоугольного параллелограмма с двумя вариантами его сторон:

  • 80 и 30 саженей - «тридцатка»;
  • 60 и 40 саженей - «сороковка».

Ей дали название «казенная десятина» и сделали основной русской мерой земли.

Трактовка данного понятия

Десятина – это русская единица измерения в древние времена в отношении земельной площади, которая была приравнена к 2400 квадратным саженям (около 1,09 гектара) и использовалась на Руси до введения специальной метрической системы.

Также стоит дать определение термину «сажень» – русская мера длины, которая определяется усредненными размерами тела человека. Так, например, малая сажень – от плеча до пола, а косая – от внутренней стороны стопы левой ноги до верхней точки пальцев поднятой правой руки.

десятина это

Факты из истории касаемо данного понятия

Известно, что в конце XV века земельную площадь было принято измерять двумя четвертями. Десятина земли представляла собой такую геометрическую фигуру, как квадрат со сторонами, равными 1/10 версты (2500 кв. саженей). В соответствии с межевой инструкцией, датируемой 1753 годом, ее размер был приравнен к 2400 квадратным саженям (1,0925 га).

десятина земли

Типология старорусской меры земли

В период конца XVIII — начала XX вв. также применялась десятина, площадь которой была представлена такими ее разновидностями, как:

  1. Косая - 80 на 40 саженей (3200 квадратов).
  2. Круглая - 60 на 60 саженей (3600 квадратов).
  3. Сотенная - 100 на 100 саженей (10000 квадратов).
  4. Бахчевая - 80 на 10 саженей (800 квадратов) и др.

Затем, по окончании Октябрьской революции, ввиду перехода к метрической системе, согласно декрету СНК РСФСР, датированному 14 сентября 1918 года, мера десятина ограничивалась в использовании, а с 1 сентября 1927 года запрещалась вообще.

мера десятина

Вместе с ней остались в прошлом и другие распространенные в те времена единицы измерения:

  • вершок (0,045 м);
  • аршин (0,71 м);
  • верста (1,06 км);
  • сажень (2,13 м).

Стоит еще раз напомнить, что десятина земли равна была в переводе на наши единицы измерения 1,09 гектара.

десятина земли равна

Иной аспект употребления рассматриваемого понятия

Десятина в Древней Руси – это еще и своего рода налог, взимаемый в пользу клира, властей или религиозной общины. Для ее сбора при кафедрах епископов даже существовало специальное должностное лицо – десятильник.

В ту эпоху десятина – это также округа небольших размеров в епархиях, которые были в ведении у вышеуказанных должностных лиц, а затем – у поповских старост. Кроме них, в данных округах после Стоглавого собора возникают десятские священники, осуществляющие некоторые из обязанностей вышеуказанного должностного лица. Их выбирали в Москве еще в начале XVIII века.

десятина в древней руси это

Происхождение рассматриваемого термина

Нелишне еще раз напомнить, что десятина в Древней Руси - это дань, которую платили русичи орде в эпоху татаро-монгольского ига. Система управления в те времена была представлена такими должностями, как десятник, сотник, тысячник, князь. И в таком виде она просуществовала не одну сотню лет. Как уже стало понятно, в данной системе присутствует однокоренное слово – десятник. Это неслучайный момент.

Данное слово означает выборную должность, то есть выбирается один кандидат из десяти хорошо знакомых друг другу, например, крестьян. Этот человек был занят урегулированием различного рода вопросов внутри данной общины и представлял ее интересы в рамках села, сотни и т. д. Ему помогали остальные члены общины – крестьяне.

Данная поддержка носила как физический характер – отработка дополнительного времени в хозяйстве десятника, так и своего рода материальный – передача части своего урожая. Таким образом, 1 десятина равнялась 10% либо рабочего времени, либо собранного урожая. Это выступало так называемой лептой, которая вносилась каждым членом общины, кроме самого десятника, в общее дело.

1 десятина

Материальная форма десятины

Это могли быть и фрукты, и зерно, и овощи, и вино, а позднее и животные, которые расценивались как произведение земли. Никогда рассматриваемая дань не выступала в роли денег, так как в законе Моисеевом прописано, что она от всех произведений земли принадлежит Господу. Деньги применялись исключительно для ее покупки в городе и никогда не выступали замещающим эквивалентом.

Десятина – это была дань в виде животных и даров земли. Нигде не указано в Священных Писаниях, что это могут быть купюры или банковские чеки, которые необходимо класть на церковный поднос каждую неделю, как это происходит в современных церковных учреждениях при соответствующих соборах.

Десятина: это сколько

Известно, что по библейским текстам Израилю заповедовалось жертвовать десятину на протяжении семи лет. Она была подразделена на три вида. Согласно Ветхому Завету, первая десятина передавалась священникам и левитам в размере 10 - 100% от всей совокупности произведений земли за первый шестилетний цикл.

Вторая - отдавалась по праздникам и составляла 10 - 90% от оставшейся части после передачи десятины левитам. Она поедалась пред лицом Господа. Данная десятина отделялась только на первый, второй, четвертый и пятый год. Третья - отдавалась бедным в размере 10 – 90%. Рассматриваемый вид дани откладывался исключительно на третий и шестой год. Ни один из ее видов не переносился на седьмой (субботний) год.

Ответить на вопрос: «Десятина - это сколько?» - в современном аспекте затрудняются даже сами церковные служители.

десятина это сколько

История десятины в христианстве

Впервые о данном понятии услышали из Ветхого Завета. Заключалось это упоминание в контексте того, что все дары Земли принадлежат Господу, и удержание даже самой маленькой ее части расценивалось как акт воровства у Бога. Ни одного верующего не посещала даже мысль о том, чтобы не отдать десятину.

В эпоху Ветхого Завета не существовало храма или церкви, ввиду чего Ной, Авель и другие верующие осуществляли пожертвование в пользу десятин непосредственно под открытым небом. Разрешалось при желании каждому человеку возводить личный жертвенник, куда можно было приносить дань Богу.

Однако через некоторое время Господь избрал народ и конкретных людей для осуществления богослужений и процедуры сбора десятины. Все без исключения приносили ее в период скитания Моисея три раза в течение года.

Таким образом, десятина – это своего рода помощь храму, заключающаяся в поддержании его деятельности и служения, которая выступала заработной платой священникам, а также их помощникам, проповедующим как в домах, так и в храме.

Такие обряды осуществлялись до пришествия Иисуса Христа и его распятия на Голгофе. После такого рода жертвы последовало разрушение храма в Кальварии, и некоторые христиане истолковали это как отмену десятины. Однако в Новом Завете можно увидеть, что ее никто не отменял. Даже в отсутствие храмов десятину все еще продолжали отдавать, потому что она являлась необходимым средством для мирского существования как священнослужителей, так и религии в целом. Она стала не столько средством для обеспечения жизнедеятельности, сколько своего рода символом веры и покорности.

Десятины собирали для священников и апостолов, вещающих свои проповеди как в Иерусалиме, так и по всему миру. Для подтверждения слов Иисуса в отношении продолжения существования законов о ее сборе, содержащихся в текстах Ветхого Завета, приверженцы христианства приводят пример из его речи: «Не нарушить пришел я, но исполнить».

Значение числа 10 в христианстве

Оно выражает своего рода совершенство в отношении божественного порядка и выступает третьем числом в священной цепочке - 3, 7, 10. Цифра "десять" свидетельствует об отсутствии недостатка, что полный цикл завершен. А рассматриваемая дань выражает именно столько, сколько необходимо.

Можно подчеркнуть следующие моменты в священной истории, ознаменованные числом 10, а именно:

1. Завершение эпохи древности Ноем произошло в X веке (Быт.5).

2. Десять основополагающих священных заповедей в христианстве.

3. Молитва Господа состоит из десяти главных моментов.

4. В роли десятины было представлено то, что человек должен отдать Богу.

5. Искупление души выражалось в 10 гер. (0,5 сикля).

6. Десятью язвами был представлен цикл Божьего суда над Египтом (Исх.9:14).

7. Власть антихриста подразумевала 10 царств, выраженных десятью рогами четвертого зверя и десятью пальцами ног истукана Навуходоносора. Было десять народов, которыми должен будет обладать Авраам по обетованию.

8. 10 покрывал накрывали скинию (Исх.26:1).

9. Огонь с небес сходил точно 10 раз.

10. Десятью девами выражают полноту призванных: верных и неверных.

Таким образом, данное число было выбрано Господом неслучайно, так как, еще раз стоит напомнить, это третье по счету число, сопряженное с совершенством.

Послесловие

Подытожив все вышеизложенное, можно выделить три основных определения рассматриваемого термина, в частности:

1. Десятиной церковной выступала десятая часть совокупного дохода, которая взималась церковными учреждениями с населения. В Древней Руси она была установлена князем Владимиром Святым после великого Крещения Руси и предназначена для Киевской Десятинной церкви, а впоследствии приобрела окрас повсеместного налога, взимаемого соответствующими религиозными организациями, кроме монастырей.

2. Десятиной служил церковный округ в России, определенная часть епархии до начала XVIII века. Во главе стоял человек, занимающий специальную должность – десятник. Его функции с начала 1551 года частично перекочевали к десятским священникам и поповским старостам.

3. Десятина земли – старорусская мера площади земельного участка. С конца XV века она первоначально рассчитывалась двумя четвертями и имела вид квадрата, стороны которого были равны 0,1 версты (2500 кв. саженей). Впоследствии, согласно межевой инструкции, датируемой 1753 годом, рассматриваемая мера земли приравнивалась к 2400 квадратным саженям (1,0925 га).

Что касается современного восприятия данного библейского закона относительно десятины, то каждый верующий решает для себя сам, стоит ему отдавать выше рассмотренную дань или нет и в каком размере.


Размышления о десятине 20.09.2018 15:06

Читая книги Ветхого Завета, мы видим, что Господь дал повеление платить десятину. Десятина – это десятая часть дохода, отдаваемая для церковных нужд. «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:10). Часто у христиан возникает вопрос: должны ли христиане отдавать десятину сейчас в Новом Завете. Ответ: мы, христиане, призваны к совершенству: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф.5:48), и должны не только десятую часть, но и все свое имущество отдать Церкви и нищим: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Матф.19:21). Десятина – это Ветхий Завет, а отдать все свои деньги – это Новый Завет! Жертвовать на дело Божие десятину - закон. Жертвовать меньше десятины - беззаконие. Жертвовать больше десятины - благодать. Мы, христиане, «не под законом, но под благодатью» (Рим.6.14). Поэтому христиане, которые платят в храм десятину, имеют ветхозаветную праведность, а те христиане, которые платят больше десятины или раздают большую часть своего имущества, приближаются к уровню новозаветной праведности. Соответственно, те христиане, которые даже десятую часть дохода не платят в храм, не дотягивают в этом до уровня ветхозаветной праведности. Прп.Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Итак, если и те, которые, десятины плодов своих верно принося, служат древним заповедям Господним, не могут восходить на верх евангельского совершенства, то те, которые не делают и этого, как далеко отстоят от него, сами ясно видите. Ибо как могут быть причастными евангельской благодати те, которые пренебрегают исполнять даже более легкие заповеди закона?» (прп.Иоанн Кассиан Римлянин. Первое собеседование аввы Феоны).

Св. Ириней Лионский считал десятину - минимальным даянием. Он полагал, что Христос не отменил заповеди, а расширил их, дав требования более высокого стандарта: «Поэтому-то Господь вместо: «не прелюбодействуй» заповедал не иметь даже вожделения, и вместо «не убивай» не гневаться, и вместо даяния десятины разделять все имение бедным» (св.Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 13-3). «Посему те (иудеи) посвящали Ему десятины своих (имений); а получившие свободу определяют все имущество свое для целей Господних, радостно и свободно давая не меньшее, в надежде получить большее; так бедная вдова все свое состояние отдала в сокровищницу Божию» (св.Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 18-2).

К сожалению, большая часть христиан, еще не соответствует уровню новозаветной праведности и неготова раздать все свое имущество во имя Христово, поэтому будем платить хотя бы десятину.

В ходе исполнения заповеди об уплате десятины, у христиан возникают некоторые вопросы. Попробуем, с Божьей помощью, рассмотреть их:

Почему в тексте Нового Завета четко не прописана заповедь о десятине?

Ответ: Господь не хочет нас ограничивать только десятью процентами. Он не хочет ограничивать нашу щедрость. Итак, что же сказано в Новом Завете о десятине:

«Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Матфея 22:21);

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять » (Матф.23:23), т.е. необходимо не оставлять дело уплаты десятины.

Некоторые считают, что десятина это установление Закона Моисеева и с прекращением Ветхого Завета прекращает действовать и заповедь о десятине. Это неправда. Десятину платили еще даже до того, как был дан еврейскому народ Закон. Авраам и Иаков жили еще до Закона, однако в знак благодарности Богу платили десятину: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, -и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего » (Быт.14:18-20);

«И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, -то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28:20-22).

Так что уплата десятины не связана только с Законом Моисеевым. Уплата десятины – это знак благодарности Богу, это выражение доверия Богу. Ведь это Бог нам подает деньги, это Бог подает нам силы зарабатывать деньги, «ибо Он даёт тебе силу приобретать богатство» (Втор. 8:18). Некоторые христиане не платят десятину, т.к. думают, что обеднеют. Это проявление маловерия. В Писании сказано: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеб» (Пс.36:25).

Когда мы на праздник Преображения приносим в храм начатки урожая, т.е. первые плоды, для освящения и оставляем их в дар Богу, то весь наш урожай освящается. Также происходит и с деньгами. Получив зарплату, мы должны первое отчисление сделать в пользу Бога, на храм, а потом платить по своим счетам. Таким образом, происходит освящение всех наших заработанных денег: «Если начаток свят, то и целое» (Рим.11:16).

Обязательно ли платить десятину?

Ответ: В Новом Завете, в отличие от Ветхого, гораздо меньше обязательного императивного духа в заповедях, потому что Господь в Новом Завете хочет научить нас любви. (хотя за нарушение заповедей вечной казни в озере огненном тоже никто не отменял). Но это вовсе не означает, что десятину не обязательно платить. В тоже время никто никого не заставляет принудительно это делать. Каждый сам решает этот вопрос со своей совестью.

Особую актуальность приобретает заповедь о десятине, когда приход не строиться по типу конторы по оказанию религиозных услуг, а строится как живая община, где каждый прихожанин-общинник несет и чувствует свою ответственность за свой храм и свой приход.

Нет, не входят. Милостыня, расходы на свечки, записки и другие благочестивые траты – это пожертвования. Десятина и пожертвования разные вещи. Десятина — это десять процентов от вашего дохода. Пожертвование — это сумма, которую вы определяете по собственному усмотрению. Цели пожертвования вы также определяете сами. Новый Завет отмечает, что для пожертвования нет фиксированной суммы. Вот что сказал по этому поводу святой апостол Павел, разъясняя верующим в Коринфе вопрос о том, как им следует делать пожертвование: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:7).

Надо ли платить десятину при наличии невыплаченных кредитов, ипотек и других долгов?

Конечно, надо! Это разные долги и обязательства. Одно перед Богом, а другие перед людьми. Никто ведь при наличии кредита не приходит в управляющую компанию и не говорит: «Я освобожден от оплаты коммунальных услуг, т.к. я взял кредит!». Это абсурд. Одно обязательство не освобождает от другого, тем более такого важного как десятина.

Как исчисляется десятина?

В Писании сказано: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Прит.3:9). Это значит, что десятина платится со всех доходов и прибытков: зарплаты, премий, денежных подарков и т.д. Некоторые ревностные верующие даже если им подарили какую-либо вещь, то они от ее примерной стоимости отсчитывают десять процентов и платят десятину.

По нашему мнению, десятину нужно отсчитывать от всей суммы валового дохода, без вычета налогов. Пример: если ваша зарплата 10 000 руб., то 13% налога будет составлять 1 300 руб., а десятина будет составлять 1 000 руб. Господь установил заповедь о десятине еще задолго до возникновения многих государств и различных систем налогообложений. В будущем размер подоходного налога может в государстве меняться, его могут вообще отменить. Поэтому 10% нужно отсчитывать от всей суммы зарплаты и не подстраиваться под государства и изменчивый мир.

Предприниматели должны исчислять сумму десятину от своего чистого дохода. Т.е. денежные средства, пущенные в оборот, не берутся в расчет десятины.

Напоследок обратимся к авторитетам:

Св.Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Ефессянам. Глава 2:

«Мне некто с удивлением говорил: такой-то даёт десятины. Как нам не стыдно! Мы — христиане удивляемся тому, что не было удивительным у иудеев? Тогда опасно было не раздавать десятины: представь же, каково это (т. е. не гораздо ли опаснее) теперь!»

Блаж. Иероним Стридонский. Толкование на пророка Малахию:

«Что сказано о десятинах (и начатках), которые иудеи давали левитам и священникам, то же разумей и о христианах, которым заповедано не только вносить десятины, но и продавать всё своё имущество, отдавать его бедным, и следовать за Христом. И если не хотим делать этого, то, по крайней мере, будем подражать начинаниям иудеев, отдавая бедным хотя бы часть и оказывая священникам и левитам должное почтение»

Блаж. Августин Иппонский. Толкование на псалмы:

«Всякий, чем живет, от того и должен приносить десятину Богу. От всего, что имеете, давайте без утайки десятину, чтобы иначе не были отняты у вас (разумеется: Богом) девять частей и не осталась вам лишь одна десятая»

св.Кесарий Арелатский. Проповеди:

«Близится страда, самое время подумать об уплате десятины от всех плодов и доходов Господу нашему, ибо он ее истинный получатель и, честное слово, вправе на нее рассчитывать. Что если скажет Бог: ты, человече, мой, я тебя сотворил, моя земля, какую возделываешь, и семена мои, которые сеешь, мои животные, которых утомляешь работой, и рабы, мои дожди и ливни, веения ветров, солнечное тепло, словом, все жизненные элементы мои собственные, а раз так, неужто ты, прилагающий лишь труд рук своих, сам заслуживаешь хотя бы десятины? Подавая пример милосердия, Бог оставляет нам девять десятых. Как отказать в десятине тому, кому мы обязаны всем? Раз сказано: "Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие в ней" (Пс. 23:1), люди не иначе как рабы его, а заодно и колоны (лат. зависимые крестьяне – прим.ред.). Ума не приложу, как же можно не признать собственного посессора (лат. владельца – прим.ред.)? О, глупость людская, что дурного велит Господь, что неудостаивается быть услышанным? Бог желает с нами рассчитаться. Ведь он так прямо и говорит: "Не медли приносить мне начатки от гумна твоего и от точила твоего" (Исх. 22:29). Слушай же, нечестивый смертный, и знай, что все твое — Богово. Господь не бедствует и не просит себе награды. Воздай ему честь. Воздай ему должное. Не свое отдай - верни чужое»

Десятина

ДЕСЯТИНА

Чтобы понять принцип десятины, стоит начать с рассмотрения истории Аврама (еще не Авраама). На тот момент он еще не являлся отцом всех верующих, он еще не был обрезан, и еще не вошел в завет с Богом.

В 14 главе Бытие Аврам встречается с царем Содомским, и с Мелхиседеком, царем Салимским. После того, как они вкусили хлеб и вино, Аврам отдал Мелхиседеку десятую часть всего завоеванного имущества. Здесь явно виден ближневосточный обычай, который существовал около 2000 лет до новой эры. Мелхиседек, — священник Бога Всевышнего. (В оригинале Бог — Эль), Эль является верховным божеством, которому поклоняются все хананеи и семитские племена этих мест. В их мифологии Бог Всевышний является отцом других семидесяти богов, среди которых был и Яхве. Эль разделил землю на регионы, и доверил каждому богу людей определенной земли.* Похоже, что Мелхиседек — священник Бога Всевышнего — был руководителем крупнейшего арабского племени тех мест. В те времена арабы в основном являлись воюющими племенами, и по их законам после захватнических рейдов они должны были отдавать своему царю — руководителю племени десятую часть всего завоеванного. Аврам уважает этот обычай, и тоже отдает десятину.

Есть разница между тем как понимают спасение христиане, и как его понимают иудеи. Для христиан спасение — это благодать и вечная жизнь, а для иудея спасение — это наследство и земля. Наследство находится в Ханаанской земле, а земля принадлежит Яхве. И Яхве, будучи покровителем этой земли, просит десятую часть всего того, что дает земля. Египтяне и жители Месопотамии самостоятельно научились орошать поля, а землю ханаанскую поливает Яхве. Поэтому они должны давать десятину, внимание: «со всего что растет» , то есть с продуктов растениеводства и животноводства. У них не существовало никаких финансовых обязательств.

Принцип десятины в Ветхом Завете основывается на том, что у левитов нет земельного надела, и поэтому они живут за счет десятины. Левит получает десятую часть от народа, будь оно доброе или худое, а затем, в свою очередь, они отдают в Храм десятую часть от того, что получили, но отдают лучшее. Это была первая десятина. Вторая десятина была частью урожая, что приносили в храм, которую ели с семьей, левитом и бедняками, которые не платили десятину, потому что им не было с чего ее платить. Третья десятина давалась один раз в три года, ее отдавали беднякам и левитам. Отсюда исходит, что евреи платили около двадцати трех процентов налогов из того, что у них выросло. Из-за того что старший сын наследовал двойную часть наследства, младшие часто продавали свою часть старшему, и занимались ремесленничеством или торговлей, уезжали в другие города или даже страны, создав еврейскую диаспору по всему древнему миру.

Десятина платилась не с того, что человек зарабатывал , а с того, что тебе давала земля. Иисус не платил десятину, потому что Он был беден. Иосиф не платил десятину, потому что он был плотником, из плотницкого дела не платилась десятина. Петр тоже не платил десятину, потому что рыболовство не облагалось десятиной. Десятина не платилась деньгами, а только продуктами, выращенными на земле. Ремесленники не платили десятину, хотя давали добровольные пожертвования, у них также был налог для храма, налог для царя, налог, который отдавали римлянам.

Десятина платилась только с того, что давала земля, потому что земля принадлежала Иегове, и благодаря Ему все на земле росло. Эти 23 процента не были добровольными, это был обязательный налог, который использовался не только на религиозные нужды, но и на гражданские и социальные нужды: из десятины давались пожертвования беднякам. И если вы обратите внимание, на содержание храма из этой суммы тратился только 1 процент, а не 10 процентов. То есть священникам, духовным работникам, доставался только 1 %, а левитам, людям, которые занимались больше хозяйственной и административной работой — 10%.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру». (Матф 23:23) Когда Иисус это говорил, Нового Завета еще не существовало. Иисус пытался реформировать иудейскую религию, Он подчеркивал превосходство моральной составляющей закона, а не утверждал законность десятины в Новом Завете.

Иерусалимская христианская церковь имела общую собственность, многие продавали свою личное имущество, и приносили деньги в общий банк. Ни в коем случае церковь не брала десятину со своих членов. Далее в Деяниях Апостолов, 15-й главе, мы видим, что последователи Христа в процессе дискуссии пришли к компромиссу: христиане из Иерусалима остаются под законом, а язычники свободны от ярма закона. Затем, в 21-й главе Деяний после неудачной попытки найти правосудие у иудеев, Павел ищет защиты у римлян, и это значит, что он отказывается от своих обязанностей платить налоги иудеям.

Есть ли десятина в Новом завете? Нет, есть только добровольные пожертвования, потому что спасение для иудеев — это наследство, земля и страна, и десятина — это налог на то, что тебе дает земля. А в Новом Завете спасение включает в себя благодать и веру. И, как следствие благодати, ты не обязан платить налог, ты приносишь добровольные дары по повелению твоего сердца.

Как к десятине относятся в других церквях?

В католицизме Фома Аквинский говорит: «Десятина — это и моральная и юридическая заповедь. Моральная, потому что надо давать, юридическая, потому что церковь имеет право тебе говорить, сколько, как, и где надо давать».

В протестантизме, Лютер в своей проповеди в 1525 году говорит, что давая десятину посреднику между Богом и человеком, ты признаешь его как посредника. Это было принято в Ветхом завете, а в Новом, давая десятину посреднику, ты признаешь посредника между тобой и Христом и тем самым ты не получаешь благодать Христа. Но при этом он говорит, что принцип десятины сам по себе хороший. Он хорош в том смысле, что если у крестьянина есть 10 куриц, то он может отдать одну, если же у него только 9, то он ничего не должен отдавать. Бедняки не должны ничего платить. Десятина — это налог для землевладельцев, и это лимит, феодал не должны брать более десяти процентов от прибыли. А сам феодал, в свою очередь, должен построить приход и платить зарплату священнику.

Когда организовалась церковь адвентистов седьмого дня, Елена Уайт настаивала на принципе десятины. Ее главными аргументами были: необходимость для пасторов получить богословское образование, основание санатория в Баттл Крик, а также глобальная миссия. В самом начале она понимала десятину как обязанность членов продать десятую часть своих имений и передать эту сумму Генеральной конференции, что оказалось непосильной ношей. Хотя в те годы Америка была по большей части аграрной страной с зачатками индустриализации, и у людей не было таких финансовых операций как сегодня, но адвентисты пришли к той формуле, которая сохранилась по сей день.

В заключение, я соглашусь с Лютером, что принцип десятины сам по себе хорош. Любой организации нужны финансы для составления бюджета, для оплаты текущих расходов и содержания пасторов. Проблема в том, что представление десятины как обязанности на основе Ветхого Завета не имеет под собой никакого теологического основания. Мы живем в Новом Завете, мы живем под благодатью.

Десятина. Как правильно отдавать Десятину в этот мир.

Здравствуйте:) С вами духовный психолог Фатеева Елена.

В этой статье я хочу рассказать о главных принципах такой нормальной для любого верующего человека помощи людям, как «Десятина».
Написать эту статью заставляет сама жизнь. Я много лет осваивала и продолжаю осваивать эту тему, и с радостью поделюсь с Вами многократно проверенной жизненной информацией.

Десятина как давать правильно

Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи. Сир.3,30

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Мф.6,1

Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. Притч. 28,27

Дело в том, что те люди, которые приходили ко мне на тренинг «Основы благосостояния и финансовой грамотности. Союз духовного и материального», в 90% не знали, как правильно надо давать десятину. Эта информация становилась для них иногда просто открытием, а иногда подтверждением их интуитивных догадок.

Я сама получила ее на семинарах духовной Школы Единого Принципа. И на основе также многих своих ошибочных действий, прозрений и исправлений своего поведения в этой теме, я делюсь с вами данной информацией и опытом. Теперь она доступна и Вам, чтобы вести себя мудро и не искушать Бога своими неверными решениями в таком благом деле.

Итак. Основные принципы Десятины.

1. Десятина – это обязательная для каждого человека помощь этому миру и своей душе через это действие.

Десятина как давать правильно

..ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Тов.4,10

..лучше творить милостыню, нежели собирать золото. Тов.12,8

..и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебя явно. Мф.6,4

Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит её пред Всевышним. Тов.4,11

Она становится обязательной и радостной, если мы хотим помочь другим людям в беде и наработать в себе такое Божественное качество души, как умение отдавать, а не только брать что-то от этого мира. Это качество потом передается по роду как плюсовые накопления, на основе которых будут жить наши потомки. Но обычно приходят к этому пониманию только люди, уверовавшие в Бога и в Его милосердие.

Я хочу привести вам пример как заложена десятина в природе. Колос вырастает из одного зернышка. На нем около 50 зерен. Если в природе случается стихийное бедствие – наводнение, ураган и т.п., то достаточно только десятой части этого колоска, то есть 5 зерен, чтобы природа восстановила себя во всем своем многообразии и изобилии. Вот так мудро все Богом устроено, а нам это подсказка – почему надо отдавать десятину в мир.

Колос десятина

2. Десятиной не является помощь своим детям и родителям.

Это ваша семья и ваша обязанность им помогать.

Десятина как ее отдавать правильно

3. Десятиной не является дело, из которого вы получаете хоть какую-то выгоду себе – моральную или материальную.

Поэтому это не могут быть купленные вами свечи в храме, подача записок и т. п., а только добровольные пожертвования на добрые дела в этот мир, причем с минимальной оглаской их (или вообще в тайне от всех) Э то действительно будет десятина, которая будет принята на тонких планах Бытия как доброе дело . Иисус Христос сказал:

”У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая” (Матф.6:3).

4. Десятина – это не обязательно давать что-то только на строительство храмов, монастырей или что-то подобное.

Десятина как ее правильно отдавать

Это любая помощь нуждающимся – больным, неимущим, попавшим в беду. Информация может поступить к Вам из любого источника: разговоры, телевидение, интернет и т.д.

5. Десятина дается из Вашего чистого дохода, а не из общего заработка.

То есть вы можете из всех заработанных денег отнять накладные расходы и тогда посчитать, что будет десятой частью.

Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть: тогда всё будет у вас чисто. Лк.11,41

6. Десятиной не обязательно могут быть только деньги, но и вещи, еда, услуги.

Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу . Тов.4,8

Десятина как ее отдавать правильно

Это может быть и часть вашей работы, которую вы сделаете для нуждающегося человека бесплатно, просто решив внутри себя, что это десятина и посвятив это мысленно Богу. Это может быть какая-то услуга, помощь по хозяйству, моральная поддержка, потраченное время. А также совет от чистого сердца, молитва за человека. То есть, есть десятина духовного плана, а есть земного . Надо уметь отдавать и то и другое.

И не стоит думать, что “когда у меня что-то появится, заработок повысится, тогда я и отдавать буду, а сейчас я еле выживаю”. Мы не знаем что нас ждет в жизни, сколько нам времени отпущено в этом мире, а нарабатывать Божественное милосердие в себе надо постоянно всеми доступными способами, которых есть много, чтобы душу свою подготовить к Вечности.

Сказал Господь ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.Лк 20:45b –21:4 (зач. 103)


7. Если Вы отдаете десятину, то вслух или про себя (по обстоятельствам) обязательно проговорите фразу: «Во Славу Божию!».

Поверьте, сразу меняется весь фон Вашего энергополя в тот момент. После такого посвящения может опуститься на ваше действие Дух Божий и его освятить. Ведь важно и ЧТО вы делаете и особенно – КАК вы это делаете.

Это надо также делать так для того, чтобы ваша гордыня не присвоила себе раздачу даров. В этом мире все Божье и отдавая что-то, мы это от Бога сначала получили. А теперь есть возможность этим даром прославить Его милосердное сердце.
Если же Вас будет прямо «распирать» от довольства собой, то ничего в Небесном банке Вам не запишется как доброе дело. Из гордыни добро не делается!

Десятина как ее отдавать правильно

8. Нужно быть мудрыми, когда решаете отдать что-то.

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота. Притч.3,13

Не зазорно проверить информацию, если вы увидели передачу, прочитали статью. Познакомьтесь с этими людьми, созвонитесь. Если это нищий, то посмотрите ему в глаза, спросите, чем именно ему помочь. Иногда просят еды, так купите именно еды. Это нормально.
Общеизвестно сегодня, что на попрошайках кто-то делает бизнес. Не наше с вами дело кого-либо осуждать, но быть разумными – да!
Не надо становиться подозрительными ко всем и вся, но и трезвый подход и наблюдательность никто не отменял. Хотя первый порыв помочь всегда идет от сердца, но и разум подключить необходимо. Иначе мы может просто повестись на свои бурные эмоции, на слезную жалость.

Десятина как ее отдавать правильно

А жалость и сострадание – это разные вещи.
Сострадание – это глубокое чувствование сердцем боли другого человека, как своей, без бурных эмоций при этом. Но с огромным желанием помочь.

9. Надо понимать Божественную мудрость во всем.

Иногда люди попадают в тяжелые обстоятельства не потому, что просто не повезло, а практически всегда потому, что им надо в чем-то укрепиться, возрасти в каких-то качествах души . Иногда – просто покаяться в своих ошибках через такой тяжелый период жизни. Поэтому не надо вмешиваться в Промысел Божий «танком» своего ограниченного ума. Просто тихо помогать и понимать, что все к лучшему.

Десятина как правильно ее отдавать


Мы учимся быть добрее на возможности кому-то помочь, а тот человек становится смиреннее, принимая помощь. Нельзя быть “Божественнее Бога” и не видеть во всем Промысла Его. Это танцы нашей гордыни, даже если она хорошо запрятана. У нее много ликов.

10. Крайне не рекомендуется давать десятину таким категориям людей:

Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя; ибо ты получил бы сугубое зло за всё добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. Сир.12,5–6

Десятина как ее правильно отдавать

• Если человек не умеет искренне поблагодарить.
А ведь слово «Спасибо» – это ответная молитва за вас к Богу – «Спаси тебя Бог!» и замыкание круга добра в нашем мире и Небесном. По такой молитве за Вас когда-то и Вам будет дано недостающее в жизни. Только ждать этого не надо, а то корысть прорастет в душу.

• Если принимая, человек завидует вам в душе.
Это просто чувствуется сразу или позже проявится в этом человеке все равно.

Ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Иак.3,16 .

Что из сотворенного завистливее глаза? Потому он плачет о всём, что видит. Куда он посмотрит, не протягивай руки, и не сталкивайся с ним в блюде. Сир.31,15–16

• Если человек очень быстро садится «на шею» , наглеет не по дням, а по часам.
Начинает обычно с жалостливых просьб, а заканчивает уже требованиями и считает, что вы просто обязаны ему помогать.

Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам. Тов.4,17

В устах бесстыдного сладким покажется прошение милостыни, но в утробе его огонь возгорится. Сир.40,32

• Если не умеет попросить помощи: «Мы бедные, но гордые!»

Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его. Сир.10,14–16

• Если считает деньги в вашем кармане : «Надо же, сколько у него денег, если раздает их!»

• Если «сложный» период затягивается именно потому, что мы помогаем такому человеку, а сам он не прилагает всех возможных усилий, чтобы выйти из него, не ищет работу и т. п. То есть, опять же, просто паразитирует.

Тунеядец

Я сама на сегодняшний день очень редко подаю милостыню на улице, даже если это просители возле храма или громким и жалобным голосом читают молитву и упоминают Бога. Я внимательно смотрю на человека, чтобы это сделать. Если бабушка продает цветочки, чтобы заработать, так как у нее мало денег, то я лучше куплю эти цветы, хотя они мне и не нужны.

Я пользуюсь проверенными фондами помощи больным детям, проверенными приютами животных, той информацией, которую дают центральные телевизионные каналы, которые в свою очередь тоже тщательно проверяют информацию. Провожу бесплатные тренинги, мастер-классы, готовлю еду из своих заработков в храм, делаю руками красивые вещи и продаю их там же, чтобы собрать на детскую площадку, а также занимаюсь общественной деятельностью, чтобы страна жила честнее и лучше. Все это мои виды десятины, кроме денег.

И никогда я не подаю милостыню в метро тем, кто искривил свои ноги, руки, лицо, и канючным тоном, который легко распознать, играет на жалости людей, как плохой артист. Их коробочки, которые они предъявляют, можно купить за копейки и налепить туда любых липовых справок.

Стоит какому- то сильному мужчине вывести такого на улицу, как жулика, и он сразу выздоровеет:) Проверьте!

Хотя постоянно звучат в метро объявления, чтобы люди не давали денег кому попало, что много мошенников, все равно достаточно тех, кто живет неосознанно, и просто машинально достает кошелек, будучи уверен, что делает в это время доброе дело. А на самом деле – он плодит это безобразие и дальше. Не будь нас, таких бестолковых, то не было бы и упырей на теле социума. И никакого добра пред Богом в этом нет.

Вот я и изложила для вас самые основные принципы Десятины. Надеюсь, что эта статья вам полезна и дает четкие ориентиры как действовать в будущем.
Если Вы узнали в описании себя, свои ошибки, или у Вас есть удачные примеры, которые Вы можете привести из своей жизни, то напишите их в комментариях к этой статье. Это будет очень полезно всем читающим.

Но лучший совет здесь – это всегда просить у Бога, чтобы Он показал – кому в этот момент лучше помочь и доверять своей интуиции, которая и есть голосом Бога в нас.

Десятина

разделитель

Привожу еще отрывок: диакон Андрей, из книги «Почему православные такие.

“При подаче милостыни естественно возникает вопрос: пойдет ли это подаяние на пользу просящему или во вред. Ведь просят и пьяница, копящий на бутылку, и профессиональный попрошайка, и ряженый мошенник, переодевшийся странствующим монахом….

В Евангелии сказано: просящему у тебя дай ( Мф. 5:42 ). Всякому ли просящему и обо всем ли? Если убийца просит одолжить ему яду, стоит ли ему давать? Но даже и не в столь крайнем случае возникает потребность в рассудительности.

Уже во II в. в христианских преданиях возникают разномыслия по этому поводу. «Учение двенадцати Апостолов» (Дидахе) — текст, быстро утраченный, а вновь обретенный только в XIX в.,— говорит: «Всякому просящему у тебя давай. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен! Горе тому, кто берет! Ибо если берет, имея в том нужду, то он неповинен, а не имеющий нужды даст отчет, зачем и на что взял» (Дидахе. 1). Тем не менее Дидахе призывает все же к некоторой осмотрительности: «Впрочем, об этом сказано еще так: пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь» (Там же).

У многих позднейших Отцов встречается совет давать без рассуждения: ты дай, а Бог управит.

Логика этой позиции такова: пусть даже я отдал деньги в дурные руки и облагодетельствованный мною человек дурно употребит мою милостыню. Например, напьется и пойдет «для добавки» грабить ларек. Но это его грех, а не мой. Если же я ему не дам денег, он может именно поэтому пойти на грабеж. В таком случае моя неотзывчивость может стать побудительной причиной к преступлению. И тогда это уже мой грех…

И все же святитель Василий Великий настаивает на рассудительности: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Аналогично и мнение ветхозаветного мудреца: давай благочестивому, и не помогай грешнику ( Сир. 12:4 ).

Поскольку у святых разные советы — то пусть уж каждый христианин выбирает сам, как ему вести себя.

Я же могу облегчить или затруднить выбор постановкой еще двух ориентировочных вешек.

Первая: можно осмотреться вокруг себя и заметить человека или семью, которым заведомо хуже, тяжелее, чем тебе. И помогать этой семье, причем не разово, а постоянно. Стоит также понять, что нужда бывает не только в еде или платье. Детям и студентам нужны книги, нужна информация, которая отключала бы их от телепопсы и учила бы думать. Так что умный фильм и хорошая книга тоже могут быть милостыней.

Вторая вешка: милостыня должна быть настолько большой, чтобы потом тебя «жаба душила». Если твоя милостыня — это всего лишь копеечка, то ты не человека пожалел, а просто свои карманы освободил от лишнего груза и бренчания. Тут нет жертвы, а значит, и любви к просящему. Серьезная милостыня — та, которую ты мог бы истратить на себя.”

Будьте щедры сердцем, мудры и внимательны! Я Вам этого от всей души желаю!

Хотите получить четкий ориентир — принципы ведения любого бизнеса, основанные на Божественных законах, чтобы быть успешным на годы вперед, то получите мой видеокурс «Успешный бизнес на годы вперед. Духовные законы бизнеса» здесь, нажав на банер ниже

Читайте также: