Средства материального стимулирования в налоговой службе в 2021 году

Опубликовано: 30.04.2024

Руководители, которые решили повысить эффективность работы служащих, чаще всего пытаются заинтересовать их деньгами. Как правило, при этом финансовые специалисты тщательно продумывают, кому доплатить и сколько. Ведь зарплатный бюджет фирмы не резиновый. Однако недостаточно лишь рассчитать конкретные суммы выплат. Необходимо также иметь в виду многочисленные налоговые нюансы разных способов материального стимулирования. Только с их учетом можно оформить поощрение так, чтобы оно было выгодно и работникам, и компании.

Премировать сотрудников можно по-разному. Такое право фирмам предоставляет статья 144 Трудового кодекса. Систему поощрений, которая действует в организации, нередко прописывают в коллективном договоре.

В налоговом учете «стимулирующие» начисления, включая премии за производственные результаты, относят к расходам на оплату труда. При этом организация вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму таких затрат (п. 2 ст. 255 НК РФ). К слову, суды безоговорочно поддерживают компании в этом вопросе (например, постановления ФАС Уральского округа от 6 февраля 2006 г. по делу № Ф09-81/06-С7, ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2005 г. по делу № А56-9740/2005).

Казалось бы, все предельно ясно – выплаченные работникам премии нужно отнести к расходам, которые уменьшают прибыль фирмы. Однако пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса выдвигает общие для всех затрат условия, без соблюдения которых учесть их не получится. Так, издержки организации должны быть экономически оправданны и подтверждены документально. Кроме того, необходимо, чтобы они были напрямую связаны с производственной деятельностью компании. Понятно, что скрупулезно выполнить все требования кодекса зачастую невозможно. Поэтому у фирм нередко возникают серьезные споры с инспекторами.

В частности, распространенный повод для конфликтов – различные выплаты сотрудникам, которые напрямую не относятся к результатам их работы. Компании включают их в расходы на оплату труда. Контролеров это не устраивает.

Например, довольно проблематично списать на зарплатные расходы бонусы по случаю праздничных дат. Такую схему не одобряют не только инспекторы, но и суды (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2005 г. по делу № А56-17963/04 и ФАС Уральского округа от 8 ноября 2005 г. по делу № Ф09-4994/05-С7).

Сотрудники Минфина России считают, что не все поощрительные начисления в пользу работников можно включать в учитываемые при налогообложении расходы. Такое мнение они высказали в письме от 7 декабря 2005 г. № 03-03-04/ 1/414.

На ЕСН можно сэкономить

Необходимо иметь в виду, что на сумму выдаваемых сотрудникам премий следует начислить единый социальный налог (п. 1 ст. 236 НК РФ). Между тем существует достаточно эффективный способ, который позволяет снизить налоговое бремя.

Систему материального стимулирования работников можно оптимизировать, если выплачивать премии за счет чистой прибыли организации.

На первый взгляд подобный подход экономически не обоснован. Ведь обычно фирмы, напротив, стремятся отнести к уменьшающим прибыль расходам как можно больше затрат. Такая политика в большинстве случаев действительно оправдывает себя. Но иногда она не приносит желаемого экономического эффекта.

С одной стороны, фирма теряет деньги, если не уменьшает налоговую базу на дополнительные выплаты сотрудникам. С другой стороны, предприятию не придется начислять единый социальный налог на эти суммы (п. 3 ст. 236 НК РФ). Его ставка больше, чем у налога на прибыль (26 против 24%). Поэтому компании выгодно списывать расходы на дополнительные выплаты сотрудникам за счет собственных средств. Заметим, это абсолютно законная схема налоговой оптимизации. Такое мнение судьи высказали, в частности, в постановлении ФАС Московского округа от 29 ноября 2005 г. по делу № КА-А40/11720-05.

Оптимизация с точки зрения контролеров.

Описанная схема не противоречит мнению государственных структур. Так, Минфин России полагает, что компания вправе не начислять ЕСН на премиальные выплаты своим сотрудникам, если эти расходы не уменьшают расчетную базу налога на прибыль (письмо Минфина России от 23 ноября 2005 г. № 03-05-02-04/202).

Сотрудники финансового ведомства также считают, что материальное поощрение работников по случаю юбилейных дат не следует относить к расходам на оплату труда. По мнению контролеров, такие выплаты не связаны с выполнением персоналом своих непосредственных обязанностей. Следовательно, ЕСН с этих сумм можно не платить (письмо Минфина России от 20 января 2005 г. № 03-05-02-04/5).

Налоговые инспекторы солидарны с финансистами. По их мнению, ЕСН не облагается премия, которая выплачена сотрудникам из фонда материального поощрения «Средства специального назначения» (письма Управления ФНС России по г. Москве от 23 марта 2006 г. № 21-08/22586 и от 15 декабря 2005 г. № 21-11/92841). Его создают из чистой прибыли в соответствии с уставом предприятия.

. и арбитражных судов

Судьи также считают, что на суммы премий не нужно начислять ЕСН, если фирма выплачивает их сотрудникам за счет чистой прибыли. Например, одна компания выдавала своим работникам премии за рост объема продаж, не уменьшала на них прибыль и не начисляла ЕСН. Фирма поощряла сотрудников за счет специального фонда. Организация формировала его за счет средств, которые оставались в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль. Инспекторы посчитали, что компания была не вправе так поступать. Однако арбитражный суд встал на сторону фирмы. Судьи сослались на пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса, который разрешает не начислять ЕСН на премиальные за счет чистой прибыли (постановление ФАС Московского округа от 19 апреля 2005 г. по делу № КА-А40/2661-05). Аналогичные по содержанию решения суды приняли в постановлениях ФАС Уральского округа от 9 февраля 2006 г. по делу № Ф09-204/ 06-С7, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 октября 2005 г. по делу № А74-1308/05-Ф02-5041/05-С1, ФАС Московского округа от 21 февраля 2006 г. по делу № КА-А40/ 271-06.

В ходе другого спора между инспекцией и фирмой судьи отметили, что компания правомерно отнесла тринадцатую заработную плату к расходам на любые виды вознаграждений. Последние выдают руководству и сотрудникам фирмы помимо поощрений, которые выплачивают на основании трудового договора (п. 21 ст. 270 НК РФ). При расчете налога на прибыль их не учитывают. Арбитражный суд исходил из того, что спорные выплаты не были предусмотрены действующим законодательством, трудовыми договорами либо коллективным соглашением. Кроме того, поощрения не были регулярными. В результате суд определил, что расходы на тринадцатую зарплату не облагаются ЕСН (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2006 г. по делу № А33-17146/ 05-Ф02-1200/06-С1).

Схожие решения содержат постановления: ФАС Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2006 г. по делу № Ф04-10064/2005 (20874-А27-37); ФАС Московского округа от 11 января 2006 г., 29 декабря 2005 г. по делу № КА-А40/ 13313-05; ФАС Уральского округа от 1 февраля 2005 г. по делу № Ф09-68/05-АК; ФАС Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2005 г. по делу № Ф04-8864/2005 (17722-А75-15).

А в постановлении ФАС Уральского округа от 11 января 2006 г. по делу № Ф09-5989/05-С7 судьи сообщили, что премии, которые не предусмотрены трудовыми договорами и выдаются один раз, не уменьшают расчетную базу по налогу на прибыль. Следовательно, такие расходы не облагаются ЕСН.

К аналогичным выводам суд пришел и в постановлении ФАС Центрального округа от 7 апреля 2005 г. по делу № А14-13070-2004-409/ 28. В этом случае компания выплачивала сотрудникам премии из фонда целевого финансирования, который был сформирован за счет чистой прибыли. Фирма не начисляла на эти расходы ЕСН. Ведь, согласно коллективному договору, положению о премировании и трудовым договорам, данные выплаты не входили в систему оплаты труда. Расходы на премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений, не учитываются при расчете налога на прибыль (п. 22 ст. 270 НК РФ). По мнению судей, подобные вознаграждения не облагаются и ЕСН. Схожие выводы содержат постановления ФАС Центрального округа от 26 июля 2005 г. по делу № А14-2674/2005/97/26 и Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2005 г. по делу № 09АП-6823/04-АК.

Чем рискует фирма

Заметим, рассмотренный способ оптимизации поощрений связан с налоговыми рисками. Проиллюстрируем это на примере, который Президиум ВАС РФ привел в информационном письме от 14 марта 2006 г. № 106 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога».

Сотрудники компании работали в соответствии с трудовым договором. Фирма выплачивала им премии за производственные результаты. При этом организация не отражала такие расходы в налоговом учете. Вместо этого компания уменьшала налоговую базу по ЕСН на сумму этих затрат (п. 3 ст. 236 НК РФ). Однако суд не согласился с подобным подходом. Дело в том, что такие выплаты относятся к расходам на оплату труда, которые уменьшают базу по налогу на прибыль (п. 2 ст. 255 НК РФ). Поэтому, по мнению суда, предприятие не имело права исключать данные суммы из налоговой базы по ЕСН. Высший арбитражный суд подчеркнул, что пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса не позволяет фирмам и предпринимателям выбирать, какой налог (ЕСН или «прибыльный») можно уменьшить на сумму выплат за результаты в труде. Такого же мнения придерживались судьи в постановлениях ФАС Уральского округа от 4 октября 2005 г. по делу № Ф09-4392/05-С7 и ФАС Центрального округа от 14 октября 2004 г. по делу № А23-1185/04А-18-93.

Рассмотрим еще один случай. Фирма ежемесячно премировала работников на основании приказов директора. Вознаграждения не были прямо предусмотрены трудовыми договорами. Однако фактически они были неотъемлемой частью системы оплаты труда. Так, сотрудники получали премии регулярно, а их размер в несколько раз превышал суммы зарплат, установленные трудовыми договорами. Анализ экономических результатов работы фирмы показал, что компания не могла выплачивать вознаграждения за счет чистой прибыли. В итоге суд решил, что фирма обязана начислять ЕСН на суммы стимулирующих выплат (постановление ФАС Уральского округа от 25 июля 2005 г. по делу № Ф09-3085/05-С2).

Компания должна подстраховаться

Несмотря на риски, отказываться от рассмотренного способа оптимизации системы поощрений не стоит.

Во-первых, подавляющее большинство арбитражных судов все же считает его допустимым. Они полагают, что организация вправе сама решать, по какому налогу уменьшать расчетную базу при выплате стимулирующих вознаграждений. Подобные выводы содержат решения Арбитражного суда г. Москвы от 23 августа 2005 г. по делу № А40-35776/05-117-338 и от 25 апреля 2005 г. по делу № А40-12864/05-99-81.

Во-вторых, при выплате премий нужно правильно оформлять соответствующие документы. Чтобы снизить налоговые риски, компаниям желательно учитывать следующее:

  1. Премии нужно выплачивать из средств специальных фондов, сформированных за счет чистой прибыли.
  2. Не следует выдавать вознаграждения систематически. Также сумма стимулирующих выплат не должна существенно превышать размер оплаты труда, который установлен трудовым договором.
  3. Не нужно предусматривать возможность выплаты премий в трудовых соглашениях, коллективном договоре и внутрифирменных бумагах.
  4. В документах о назначении вознаграждений не следует писать о том, что они как-то связаны с итогами работы сотрудников. Выплату премий можно приурочить, например, к праздничным датам.
  5. Стимулирующие выплаты стоит отнести к расходам, которые не учитываются при расчете налога на прибыль (ст. 270 НК РФ).

Поощрять сотрудников можно по-разному

Выдавать работникам денежные премии, безусловно, эффективно. Однако это не единственная возможная форма материального стимулирования труда.

Оплата питания. В частности, компания может компенсировать своим работникам стоимость питания в столовой, продавать им обеды по льготным ценам или кормить их бесплатно. Данные затраты не будут уменьшать налогооблагаемую прибыль организации (п. 25 ст. 270 НК РФ). А значит, эти расходы не облагаются ЕСН. Справедливость такого вывода подтверждает, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2005 г. по делу № А33-7821/04-С3-Ф02-496/05-С1.

Оплата путевок. Чтобы стимулировать добросовестных работников, организация может оплатить им стоимость путевок в санаторий. Крупные корпорации поощряют спортивные увлечения своих сотрудников: арендуют футбольные залы, оплачивают абонементы на посещение фитнес-центров и плавательных бассейнов. Если компания стимулирует персонал за счет чистой прибыли, начислять ЕСН на эти выплаты не придется (постановление ФАС Центрального округа от 19 февраля 2004 г. № А68-АП-319/Я-03).

Вознаграждение за выслугу лет. Для отдельных категорий работников можно установить специальные формы поощрения. Очевидно, что производительность труда опытного сотрудника, который проработал много лет, существенно выше, чем у новичка. Поэтому для «старожилов» целесообразно предусмотреть специальную выплату – вознаграждение за выслугу лет. Так фирма может заинтересовать молодых специалистов. У них будет стимул трудиться на одном предприятии, а не переходить на другую работу для повышения уровня доходов. Если выплачивать вознаграждение за выслугу лет за счет чистой прибыли, начислять ЕСН на его сумму не нужно. Такой вывод содержат постановления ФАС Уральского округа от 18 мая 2005 г. по делу № Ф09-2072/05-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 10 октября 2005 г. по делу № Ф04-5674/2004(15453-А27-18), ФАС Западно-Сибирского округа от 9 декабря 2004 г. по делу № Ф04-5674/2004(6843-А27-19).

Право не платить ЕСН неоспоримо

Инспекторам может не понравиться, что фирма не уменьшает прибыль на сумму премий и не платит ЕСН. Чтобы избежать претензий контролеров, не нужно увязывать выплаты сотрудникам с достижениями в труде либо улучшением качества работы (постановление ФАС Поволжского округа от 9 марта 2006 г. по делу № А06-3043У/4-05).

Не стоит забывать о бухучете

Выплату премий нужно правильно отражать не только в налоговом, но и в бухгалтерском учете. В постановлении ФАС Поволжского округа от 10 февраля 2005 г. по делу № А72-969/04-7/151 рассмотрен такой случай. Одна организация оплачивала питание работников в столовой и не начисляла ЕСН на сумму компенсации. Бухгалтер отражал ее как зарплату на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Поэтому судьи решили, что данная льгота – одна из форм оплаты труда. А значит, по их мнению, эти суммы нужно учитывать при расчете налога на прибыль (ст. 255 НК РФ). В итоге судьи сделали вывод, что дотации на питание облагаются ЕСН.

Олег Мясников, юрисконсульт ООО «ФБК», к.ю.н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Руководители, которые решили повысить эффективность работы служащих, чаще всего пытаются заинтересовать их деньгами. Как правило, при этом финансовые специалисты тщательно продумывают, кому доплатить и сколько. Ведь зарплатный бюджет фирмы не резиновый. Однако недостаточно лишь рассчитать конкретные суммы выплат. Необходимо также иметь в виду многочисленные налоговые нюансы разных способов материального стимулирования. Только с их учетом можно оформить поощрение так, чтобы оно было выгодно и работникам, и компании.

Премировать сотрудников можно по-разному. Такое право фирмам предоставляет статья 144 Трудового кодекса. Систему поощрений, которая действует в организации, нередко прописывают в коллективном договоре.

В налоговом учете «стимулирующие» начисления, включая премии за производственные результаты, относят к расходам на оплату труда. При этом организация вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму таких затрат (п. 2 ст. 255 НК РФ). К слову, суды безоговорочно поддерживают компании в этом вопросе (например, постановления ФАС Уральского округа от 6 февраля 2006 г. по делу № Ф09-81/06-С7, ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2005 г. по делу № А56-9740/2005).

Казалось бы, все предельно ясно – выплаченные работникам премии нужно отнести к расходам, которые уменьшают прибыль фирмы. Однако пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса выдвигает общие для всех затрат условия, без соблюдения которых учесть их не получится. Так, издержки организации должны быть экономически оправданны и подтверждены документально. Кроме того, необходимо, чтобы они были напрямую связаны с производственной деятельностью компании. Понятно, что скрупулезно выполнить все требования кодекса зачастую невозможно. Поэтому у фирм нередко возникают серьезные споры с инспекторами.

В частности, распространенный повод для конфликтов – различные выплаты сотрудникам, которые напрямую не относятся к результатам их работы. Компании включают их в расходы на оплату труда. Контролеров это не устраивает.

Например, довольно проблематично списать на зарплатные расходы бонусы по случаю праздничных дат. Такую схему не одобряют не только инспекторы, но и суды (например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2005 г. по делу № А56-17963/04 и ФАС Уральского округа от 8 ноября 2005 г. по делу № Ф09-4994/05-С7).

Сотрудники Минфина России считают, что не все поощрительные начисления в пользу работников можно включать в учитываемые при налогообложении расходы. Такое мнение они высказали в письме от 7 декабря 2005 г. № 03-03-04/ 1/414.

На ЕСН можно сэкономить

Необходимо иметь в виду, что на сумму выдаваемых сотрудникам премий следует начислить единый социальный налог (п. 1 ст. 236 НК РФ). Между тем существует достаточно эффективный способ, который позволяет снизить налоговое бремя.

Систему материального стимулирования работников можно оптимизировать, если выплачивать премии за счет чистой прибыли организации.

На первый взгляд подобный подход экономически не обоснован. Ведь обычно фирмы, напротив, стремятся отнести к уменьшающим прибыль расходам как можно больше затрат. Такая политика в большинстве случаев действительно оправдывает себя. Но иногда она не приносит желаемого экономического эффекта.

С одной стороны, фирма теряет деньги, если не уменьшает налоговую базу на дополнительные выплаты сотрудникам. С другой стороны, предприятию не придется начислять единый социальный налог на эти суммы (п. 3 ст. 236 НК РФ). Его ставка больше, чем у налога на прибыль (26 против 24%). Поэтому компании выгодно списывать расходы на дополнительные выплаты сотрудникам за счет собственных средств. Заметим, это абсолютно законная схема налоговой оптимизации. Такое мнение судьи высказали, в частности, в постановлении ФАС Московского округа от 29 ноября 2005 г. по делу № КА-А40/11720-05.

Оптимизация с точки зрения контролеров.

Описанная схема не противоречит мнению государственных структур. Так, Минфин России полагает, что компания вправе не начислять ЕСН на премиальные выплаты своим сотрудникам, если эти расходы не уменьшают расчетную базу налога на прибыль (письмо Минфина России от 23 ноября 2005 г. № 03-05-02-04/202).

Сотрудники финансового ведомства также считают, что материальное поощрение работников по случаю юбилейных дат не следует относить к расходам на оплату труда. По мнению контролеров, такие выплаты не связаны с выполнением персоналом своих непосредственных обязанностей. Следовательно, ЕСН с этих сумм можно не платить (письмо Минфина России от 20 января 2005 г. № 03-05-02-04/5).

Налоговые инспекторы солидарны с финансистами. По их мнению, ЕСН не облагается премия, которая выплачена сотрудникам из фонда материального поощрения «Средства специального назначения» (письма Управления ФНС России по г. Москве от 23 марта 2006 г. № 21-08/22586 и от 15 декабря 2005 г. № 21-11/92841). Его создают из чистой прибыли в соответствии с уставом предприятия.

. и арбитражных судов

Судьи также считают, что на суммы премий не нужно начислять ЕСН, если фирма выплачивает их сотрудникам за счет чистой прибыли. Например, одна компания выдавала своим работникам премии за рост объема продаж, не уменьшала на них прибыль и не начисляла ЕСН. Фирма поощряла сотрудников за счет специального фонда. Организация формировала его за счет средств, которые оставались в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль. Инспекторы посчитали, что компания была не вправе так поступать. Однако арбитражный суд встал на сторону фирмы. Судьи сослались на пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса, который разрешает не начислять ЕСН на премиальные за счет чистой прибыли (постановление ФАС Московского округа от 19 апреля 2005 г. по делу № КА-А40/2661-05). Аналогичные по содержанию решения суды приняли в постановлениях ФАС Уральского округа от 9 февраля 2006 г. по делу № Ф09-204/ 06-С7, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 октября 2005 г. по делу № А74-1308/05-Ф02-5041/05-С1, ФАС Московского округа от 21 февраля 2006 г. по делу № КА-А40/ 271-06.

В ходе другого спора между инспекцией и фирмой судьи отметили, что компания правомерно отнесла тринадцатую заработную плату к расходам на любые виды вознаграждений. Последние выдают руководству и сотрудникам фирмы помимо поощрений, которые выплачивают на основании трудового договора (п. 21 ст. 270 НК РФ). При расчете налога на прибыль их не учитывают. Арбитражный суд исходил из того, что спорные выплаты не были предусмотрены действующим законодательством, трудовыми договорами либо коллективным соглашением. Кроме того, поощрения не были регулярными. В результате суд определил, что расходы на тринадцатую зарплату не облагаются ЕСН (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2006 г. по делу № А33-17146/ 05-Ф02-1200/06-С1).

Схожие решения содержат постановления: ФАС Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2006 г. по делу № Ф04-10064/2005 (20874-А27-37); ФАС Московского округа от 11 января 2006 г., 29 декабря 2005 г. по делу № КА-А40/ 13313-05; ФАС Уральского округа от 1 февраля 2005 г. по делу № Ф09-68/05-АК; ФАС Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2005 г. по делу № Ф04-8864/2005 (17722-А75-15).

А в постановлении ФАС Уральского округа от 11 января 2006 г. по делу № Ф09-5989/05-С7 судьи сообщили, что премии, которые не предусмотрены трудовыми договорами и выдаются один раз, не уменьшают расчетную базу по налогу на прибыль. Следовательно, такие расходы не облагаются ЕСН.

К аналогичным выводам суд пришел и в постановлении ФАС Центрального округа от 7 апреля 2005 г. по делу № А14-13070-2004-409/ 28. В этом случае компания выплачивала сотрудникам премии из фонда целевого финансирования, который был сформирован за счет чистой прибыли. Фирма не начисляла на эти расходы ЕСН. Ведь, согласно коллективному договору, положению о премировании и трудовым договорам, данные выплаты не входили в систему оплаты труда. Расходы на премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений, не учитываются при расчете налога на прибыль (п. 22 ст. 270 НК РФ). По мнению судей, подобные вознаграждения не облагаются и ЕСН. Схожие выводы содержат постановления ФАС Центрального округа от 26 июля 2005 г. по делу № А14-2674/2005/97/26 и Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 января 2005 г. по делу № 09АП-6823/04-АК.

Чем рискует фирма

Заметим, рассмотренный способ оптимизации поощрений связан с налоговыми рисками. Проиллюстрируем это на примере, который Президиум ВАС РФ привел в информационном письме от 14 марта 2006 г. № 106 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога».

Сотрудники компании работали в соответствии с трудовым договором. Фирма выплачивала им премии за производственные результаты. При этом организация не отражала такие расходы в налоговом учете. Вместо этого компания уменьшала налоговую базу по ЕСН на сумму этих затрат (п. 3 ст. 236 НК РФ). Однако суд не согласился с подобным подходом. Дело в том, что такие выплаты относятся к расходам на оплату труда, которые уменьшают базу по налогу на прибыль (п. 2 ст. 255 НК РФ). Поэтому, по мнению суда, предприятие не имело права исключать данные суммы из налоговой базы по ЕСН. Высший арбитражный суд подчеркнул, что пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса не позволяет фирмам и предпринимателям выбирать, какой налог (ЕСН или «прибыльный») можно уменьшить на сумму выплат за результаты в труде. Такого же мнения придерживались судьи в постановлениях ФАС Уральского округа от 4 октября 2005 г. по делу № Ф09-4392/05-С7 и ФАС Центрального округа от 14 октября 2004 г. по делу № А23-1185/04А-18-93.

Рассмотрим еще один случай. Фирма ежемесячно премировала работников на основании приказов директора. Вознаграждения не были прямо предусмотрены трудовыми договорами. Однако фактически они были неотъемлемой частью системы оплаты труда. Так, сотрудники получали премии регулярно, а их размер в несколько раз превышал суммы зарплат, установленные трудовыми договорами. Анализ экономических результатов работы фирмы показал, что компания не могла выплачивать вознаграждения за счет чистой прибыли. В итоге суд решил, что фирма обязана начислять ЕСН на суммы стимулирующих выплат (постановление ФАС Уральского округа от 25 июля 2005 г. по делу № Ф09-3085/05-С2).

Компания должна подстраховаться

Несмотря на риски, отказываться от рассмотренного способа оптимизации системы поощрений не стоит.

Во-первых, подавляющее большинство арбитражных судов все же считает его допустимым. Они полагают, что организация вправе сама решать, по какому налогу уменьшать расчетную базу при выплате стимулирующих вознаграждений. Подобные выводы содержат решения Арбитражного суда г. Москвы от 23 августа 2005 г. по делу № А40-35776/05-117-338 и от 25 апреля 2005 г. по делу № А40-12864/05-99-81.

Во-вторых, при выплате премий нужно правильно оформлять соответствующие документы. Чтобы снизить налоговые риски, компаниям желательно учитывать следующее:

  1. Премии нужно выплачивать из средств специальных фондов, сформированных за счет чистой прибыли.
  2. Не следует выдавать вознаграждения систематически. Также сумма стимулирующих выплат не должна существенно превышать размер оплаты труда, который установлен трудовым договором.
  3. Не нужно предусматривать возможность выплаты премий в трудовых соглашениях, коллективном договоре и внутрифирменных бумагах.
  4. В документах о назначении вознаграждений не следует писать о том, что они как-то связаны с итогами работы сотрудников. Выплату премий можно приурочить, например, к праздничным датам.
  5. Стимулирующие выплаты стоит отнести к расходам, которые не учитываются при расчете налога на прибыль (ст. 270 НК РФ).

Поощрять сотрудников можно по-разному

Выдавать работникам денежные премии, безусловно, эффективно. Однако это не единственная возможная форма материального стимулирования труда.

Оплата питания. В частности, компания может компенсировать своим работникам стоимость питания в столовой, продавать им обеды по льготным ценам или кормить их бесплатно. Данные затраты не будут уменьшать налогооблагаемую прибыль организации (п. 25 ст. 270 НК РФ). А значит, эти расходы не облагаются ЕСН. Справедливость такого вывода подтверждает, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2005 г. по делу № А33-7821/04-С3-Ф02-496/05-С1.

Оплата путевок. Чтобы стимулировать добросовестных работников, организация может оплатить им стоимость путевок в санаторий. Крупные корпорации поощряют спортивные увлечения своих сотрудников: арендуют футбольные залы, оплачивают абонементы на посещение фитнес-центров и плавательных бассейнов. Если компания стимулирует персонал за счет чистой прибыли, начислять ЕСН на эти выплаты не придется (постановление ФАС Центрального округа от 19 февраля 2004 г. № А68-АП-319/Я-03).

Вознаграждение за выслугу лет. Для отдельных категорий работников можно установить специальные формы поощрения. Очевидно, что производительность труда опытного сотрудника, который проработал много лет, существенно выше, чем у новичка. Поэтому для «старожилов» целесообразно предусмотреть специальную выплату – вознаграждение за выслугу лет. Так фирма может заинтересовать молодых специалистов. У них будет стимул трудиться на одном предприятии, а не переходить на другую работу для повышения уровня доходов. Если выплачивать вознаграждение за выслугу лет за счет чистой прибыли, начислять ЕСН на его сумму не нужно. Такой вывод содержат постановления ФАС Уральского округа от 18 мая 2005 г. по делу № Ф09-2072/05-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 10 октября 2005 г. по делу № Ф04-5674/2004(15453-А27-18), ФАС Западно-Сибирского округа от 9 декабря 2004 г. по делу № Ф04-5674/2004(6843-А27-19).

Право не платить ЕСН неоспоримо

Инспекторам может не понравиться, что фирма не уменьшает прибыль на сумму премий и не платит ЕСН. Чтобы избежать претензий контролеров, не нужно увязывать выплаты сотрудникам с достижениями в труде либо улучшением качества работы (постановление ФАС Поволжского округа от 9 марта 2006 г. по делу № А06-3043У/4-05).

Не стоит забывать о бухучете

Выплату премий нужно правильно отражать не только в налоговом, но и в бухгалтерском учете. В постановлении ФАС Поволжского округа от 10 февраля 2005 г. по делу № А72-969/04-7/151 рассмотрен такой случай. Одна организация оплачивала питание работников в столовой и не начисляла ЕСН на сумму компенсации. Бухгалтер отражал ее как зарплату на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Поэтому судьи решили, что данная льгота – одна из форм оплаты труда. А значит, по их мнению, эти суммы нужно учитывать при расчете налога на прибыль (ст. 255 НК РФ). В итоге судьи сделали вывод, что дотации на питание облагаются ЕСН.

Олег Мясников, юрисконсульт ООО «ФБК», к.ю.н.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.


Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Апелляция поддержала вывод первой инстанции. Оленегорский городской суд сослался на то, что письмо Минфина от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, касающееся дополнительного материального стимулирования на основании Постановления Правительства от 27 марта 2014 г. № 238-7, не отменяет действие приказа Минфина от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС. Последним актом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле. Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н. Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин. Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2019 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г. по делу № 33-4449/2019.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г. № 2-КГ17-13).

«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.

Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.

Согласно статистике, на 2021 год в должности госслужащего трудится приблизительно 5,4 млн человек, получающих заработную плату из федерального бюджета. Повышение зарплаты госслужащим в 2021 году составит 4,1% – почему именно столько, читайте далее.


Госслужащие в России

Прежде чем обсуждать, как изменится зарплата госслужащих в 2021 году, разберемся с тем, какие именно категории работающих граждан относятся к данному сегменту.

К ним относятся все работники законодательной, исполнительной и судовой ветки власти:

  • Аппарат президента;
  • Налоговая служба;
  • Таможенные органы;
  • Миграционная служба;
  • Работники Роспотребнадзора и Росреестра;
  • Пограничники;
  • Представители разных министерств страны;
  • Прокуроры и судьи;
  • Работники мэрий;
  • Депутаты, итд.


С 2014 года из-за кризисных экономических событий были введены ограничения на повышения окладов чиновников, как государственной, так и местной служб

Поэтому чиновники ищут в новостных лентах упоминания о том, будет ли повышение зарплаты госслужащим в 2021 году.

Росстат предоставил данные о зарплате специалистов президентского аппарата: средняя оплата работы сотрудника составляет 208 000 рублей.

Доходы молодых специалистов высокой категории колеблются около 26 000 руб. При сегодняшнем повышении уровня цен молодым специалистам трудно выживать самим, содержать семьи.

Повышение зарплаты налоговикам в 2021 году – едва ли единственный способ государству поддержать население, дать ему возможность существовать нормально, поддержать уровень жизни.

Центробанк утверждает, что в ближайшее время, когда экономическая ситуация начала стабилизироваться, инфляция не будет составлять больше 4% в год. Для произведения выплат федеральным госслужащим в 2021 году уже предусмотрены деньги в бюджете. Минтруд предложил повысить размеры окладов федеральных госслужащих на 4% с 1 января 2021 года. Соответствующий документ опубликован 17 октября на портале проектов нормативных правовых актов.

Предпосылки повышения зарплаты госслужащим

С 1-го января проведена их первая индексация. В ближайших планах – провести ступенчатое повышение зарплаты госслужащим. Ежегодно будет проводиться пересмотр величины окладов бюджетников и индексация выплат согласно показателю инфляции за прошлый год.

Сегодня вознаграждение за работу гос. служащего имеет несколько составляющих:

  • оклад, как должностного лица;
  • оклад, как чиновника (подразделяется по классам);
  • надбавка по выслуге лет;
  • особые условия при несении гражданской службы;
  • работа с секретными делами;
  • надбавки, добавки, премии;
  • бонусы, др. выплаты.


Повышение зарплатных выплат планируется в рамках индексации, что позволит незначительно нивелировать инфляцию.

Правительство России выделило 14,5 млрд рублей на повышение зарплат бюджетникам. Об этом говорится в соответствующем распоряжении, опубликованном на сайте кабмина:

  • на сферу образования направлено 7,2 млрд рублей;
  • на научное сообщество и здравоохранение по 3,4 млрд рублей;
  • на сферу культуры 0,5 млрд рублей.

Данное решение принято в целях выполнения запланированных указами президента России показателей заработной платы работников бюджетных учреждений.

В последний раз повышение зарплат бюджетников проводилось в конце 2013 года. Тогда был заложен рост заработных плат на 5,5 %. Однако в результате экономического кризиса из-за санкций, введенных в отношении России, власти были вынуждены заморозить индексацию зарплат государственных служащих.

Правительство приняло решение отказаться от повышения зарплат госслужащим в 2021 году и пересмотреть оклады только военнослужащих. Впрочем, это временная мера, как утверждают представители Министерства финансов. Планируемая индексация будет отложена на 2022 год. Недополученные оклады будут компенсированы к 2023 году, тем более что такая статья расходов заложена в проект бюджета на 2021-2023 гг.

Позиция Минфина

С 1 октября 2020 года должностные оклады федеральных гражданских служащих выросли на 3%. На такой процент также были проиндексированы зарплаты бюджетных, казенных и автономных федеральных учреждений. Следующее увеличение выплаты было запланировано на 2021 год. Но позже было принято решение заморозить индексацию, в связи с ухудшением экономической ситуации в стране.

Расчёт заработной платы

Как пояснил Министр финансов Антон Силуанов, возникла острая необходимость сократить расходы по социальному обеспечению на 10%. Поэтому придется пропустить очередное повышение зарплат госслужащих в 2021 году. Единственная категория работников, которым выплаты будут проиндексированы в изначально предусмотренном объеме, — это военнослужащие. Им оклады будут повышены уже осенью следующего года. Рассчитывать на индексацию также могут прокуроры и следователи, учитывая, что соответствующая правка уже была внесена в проект бюджета. Индексироваться будут не только оклады, но и предусмотренные законом премии и надбавки. У этой категории госслужащих выплаты вырастут на 5,7%.

Министр отметил, что вынужденное сокращение расходов обусловлено необходимостью сбалансировать бюджет на фоне уменьшения объема поступлений. Только путем реализации такой непопулярной меры удастся сократить бюджетный дефицит и обеспечить своевременное финансирование других социальных статей.

Частичная компенсация

Несмотря на то, что повышение зарплат госслужащим в 2021 году точно не предвидится, правительство обещает компенсировать недополученные зарплаты к 2023 году. Заморозка индексации будет действовать только в следующем году. Через год, кроме планируемого увеличения окладов, начнется выплата недополученных чиновниками заработных плат.

Согласно предварительным расчетам, за три года зарплаты государственных служащих вырастут минимум на 5%. Изначально размер ежегодных отчислений в фонд оплаты труда рассчитывался с учетом повышения на 3-4% (параметр зависит от уровня инфляции). Но, как стало известно, Минфин скорректировал сумму отчислений и в следующем году оставил их размер без изменений. А в 2023 году планируется индексация окладов на 5%, что соответствует сумме вычетов за два предыдущих года.

Кошелёк с зарплатой

Таким образом, чиновники получат свои надбавки, но только через несколько лет. Впрочем, это только планируемое увеличение. Если ситуация в экономике не улучшится, правительство может снова заморозить индексацию или пересмотреть ее размер.

Кому были проиндексированы зарплаты

Запланированную прибавку к зарплате 1 октября уже получили многие бюджетники в РФ. С интервалом в один год аналогичное повышение зарплат госслужащих должно было произойти в 2021 году. Но, судя по последним новостям, работникам бюджетной сферы придется довольствоваться только текущей индексацией в 3%. Соответствующее распоряжение было подписано премьер-министром РФ 4 сентября.

Прибавку получили сотрудники автономных, бюджетных и федеральных организаций. В количественном подсчете речь идет о 33 млн российских граждан. Повышенные зарплаты теперь выплачиваются специалистам, которые работают в:

  • детских садах;
  • высших учебных учреждениях;
  • больницах и поликлиниках;
  • среднеобразовательных школах;
  • культурных учреждениях;
  • научных институтах и т. д.

Прибавку к зарплате 1 октября также получили работники школ, которые выполняют функциональные обязанности классных руководителей. Ежемесячно им будет выплачиваться доплата в 5 тыс. руб.

Госслужащие на работе

Кому будут проиндексированы зарплаты в 2021 году

В отличие от бюджетных организаций, частные коммерческие предприятия и учреждения обязаны ежегодно повышать заработные платы своим сотрудникам. Соответствующая норма предусмотрена ст. 134 Трудового кодекса РФ. Таким образом, с 1 января работодатели будут индексировать зарплаты своих сотрудников. В зависимости от ситуации, они могут это делать не один, а несколько раз в год. При этом законом предусмотрено, что минимально допустимый размер индексации должен соответствовать уровню годовой инфляции за предыдущий период. Но работодатель вправе превысить данный минимум на свое усмотрение, руководствуясь своей корпоративной политикой и финансовыми результатами. На данный момент нет точной информации об официальном уровне годовой инфляции. Но, согласно предположениям экспертов, речь идет о 4%. А это значит, что с 1 января россиянам, трудоустроенным на коммерческих предприятиях, оклады будут проиндексированы минимум на 4%.

Но далеко не во всех случаях работнику стоит рассчитывать на удовлетворение заявленных требований. Предприятие может оспорить предписание об индексации зарплат, сославшись на наличие дополнительных выплат (премий, надбавок). При этом важно, чтобы их размер был весьма внушительным.

С 1 января зарплаты будут повышены в первую очередь сотрудникам, оклады которых ниже 12 392 руб. Именно до этого значения будет увеличен федеральный минимальный размер оплаты труда в 2021 году. В отдельных регионах действуют местные ограничения по МРОТ.


Загрузка.

Читайте также: