Сравнительная таблица платежи за землю земельный налог и арендная плата

Опубликовано: 11.05.2024

Плательщиками земельного налога являются:

- юр. лица, которым земельные участки предоставлены в пользование либо в собственность;

- физ. лица, которым земельные участки предоставлены в собственность, пожизненное наследедуемое владение либо пользование.

Плательщиками арендной платы являются юр. лица, которым земельные участки, находящиеся в гос.собственности, предоставлены в аренду сельским, поселковым, городским, районным исполнительным и распорядительными органами.

Порядок взимания земельного налога. Льготы по земельному налогу.

Ст,30 КоЗ устанавливает, что пользование земельными участками в РБ является платным.

Объектом налогообложения является земельный участок, который в установленном порядке предоставлен во владение, пользование или собственность.

Земельным налогом облагаются следующие категории земель:

2) населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;

3) промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

4) лесного фонда;

5) водного фонда.

Плательщиками земельного налога являются юр. и физ. лица (включая иностранные), которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо собственность.

Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деят-сти землевладельца, землепользователя и собственника земли.

Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади.

От платы за землю освобождаются заповедники, ботанические сады, национальные и дендрологические парки, кроме входящих в их состав земель с/х назначения. Плата не вносится также за землю, занятую историко-культурными ценностями, и землю историко-культурного назначения,

Земельным налогом, в частности, не облагаются:

3) земельные участки, предоставленные организациям, финансируемым из бюджета;

4) земли общего пользования населенных пунктов, а также занятые автомобильными дорогами общего пользования за пределами населенных пунктов;

5) крестьянские (фермерские) хозяйства в течение 3 лет с момента их регистрации;

6) земли аэроклубов, содержащихся за счет средств республ. и местных бюджетов и т. д.

От уплаты земельного налога освобождаются:

1) участники ВОВ;

2) пенсионеры по возрасту, инвалиды I и II группы и другие нетрудоспособные граждане при отсутствии совместно проживающих трудоспособных членов семьи, а также многодетные семьи;

3) граждане, переселившиеся в сельские населенные пункты трудонедостающих территорий в первые 3 года после принятия решения о предоставлении им земельного участка;

4) граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС и проживающие (работающие) в зонах последующего отселения и с правом на отселение;

5) военнослужащие срочной службы.

Порядок установления и взимания арендной платы за землю.

Порядок исчисления и уплаты арендной платы установлен Законом РБ от 18 декабря 1991 г. № 1314-XII «О платежах за землю». Плата за землю взимается ежегодно в форме арендной платы за земельные участки, находящиеся в гос. собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, городские, районные исполнительные и распорядительные органы.

Основаниями для исчисления арендной платы за землю являются гос. акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, договор аренды земельного участка, решение соот-его исполнительного и распорядительного.

На основании Закона РБ от 12 декабря 1990 г. № 460-XII «Об аренде» основным документом, определяющим отношения арендодателя с арендатором, является договор аренды, который заключается на началах добровольности и полного равноправия сторон.

Следует учесть, что земельные участки предоставляются на праве аренды на конкретный срок. Условия аренды земельного участка и размер арендной платы определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Согласно статье 16 Закона о платежах за землю за арендуемые земельные участки плата взимается в размере, определяемом договором.

Законом о платежах за землю предусмотрены льготы по платежам за землю.

При применении льгот организациями одновременно с налоговой декларацией в налоговую инспекцию представляется справка об использованных льготах по платежам за землю с юридических лиц с указанием содержания льготы и нормативного правового акта, в соответствии с которым предоставлена льгота; площади земельного участка, по которому предоставлена льгота по земельному налогу и (или) арендной плате, в гектарах; суммы льготы по платежам за землю.

Расчет арендной платы осуществляется в налоговой декларации (расчете) по платежам за землю с юридических лиц.

Понятие земельных прав и способы их защиты.

Защита нарушенного права собственности осуществляется в судебном порядке общими и хозяйственными судами. Споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются судом.

Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются судом.

Решения государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства, должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной актами законодательства, в том числе решения об отказе в предоставлении земельных участков, а также иные действия (бездействие) этих органов, должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящие государственные органы, вышестоящему должностному лицу и (или) в суд.

Понятие и причины возникновения земельных споров.

Спор – разногласие между сторонами, которое рассматривается компетентными органами; это надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. В обычном понимании спором является притязание двух или нескольких субъектов на один и тот же объект, разрешаемое путем состязания в судебном порядке или в процессе рассмотрения в иных компетентных органах путем словесного и документального доказывания и отстаивания своей точки зрения.

Предметом спора обычно являются оспариваемые действия граждан либо юридических лиц, либо государственных органов. Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения относительно предмета спора и вступления этого решения в силу.

Земельными спорами называются споры между участниками земельных отношений в связи с действительным или предполагаемым нарушением их земельных прав и законных интересов. В процессе земельного спора ведется обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной законом процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Предметом земельных споров являются земельно-правовые отношения или отношения, связанные с использованием и охраной земель, а также любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и др.

Сторонами в споре выступают землевладельцы, землепользователи, собственники земельных участков, арендаторы, а также граждане, юридические лица, нарушившие их интересы, органы государственной власти и управления, органы местного управления и самоуправления, принимающие решения как по предоставлению и изъятию земельных участков, так и по земельным спорам.

Земельные споры обычно связаны с возникновением, изменением и прекращением прав на землю, возмещением затрат, возникающих в связи с земельными отношениями.

По дисциплине: «Земельное право»

Тема: «Соотношение арендной платы и земельного налога за пользование земельными участками»

1. Аренда как основной вид землепользования в г. Москве

2. Порядок исчисления арендной платы

3.Виды оформления арендных отношений и их участники

4. Методические основы определения размеров земельных платежей

Наверное, стоит начать с того, что использование земель поселений Согласно действующему законодательству является платным за исключением отдельных случаев, предусмотренных федеральными и региональными законами. В чем же выражается эта плата за землю?

Законом города Москвы от 19 декабря 2007 года № 48 «О землепользовании в городе Москве» определены формы платы за использование городских земель. Ими являются земельный налог и арендная плата.

Налогообложение земель поселений регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений. Для города Москвы – это Закон города Москвы от 24 ноября 2004 года №74 «О земельном налоге».

В соответствии с указанным Законом на территории города определяются ставки земельного налога (далее - налог), порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Среди видов прав на землю различаются:

· Аренда (с особенностями в зависимости от срока):

· на срок до 1 года (договор аренды и право аренды не подлежат государственной регистрации);

· на срок до 5 лет;

· на срок до 49 лет (сделки с правом аренды без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления).

· Безвозмездное срочное пользование

· Право постоянного (бессрочного) пользования (для государственных и муниципальных учреждений), казенных предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления.

· Частная собственность на земельные участки.

Основной формой пользования земельными участками в Москве является аренда. О ней и поговорим в данной работе.

1. Аренда как основной вид землепользования в г. Москве

Реализация прав аренды земельных участков - одна из основных предпосылок возникновения новых объектов недвижимости. Инвесторы, приобретая на конкурсах права аренды участков, получают гарантированную возможность освоения земельного участка. Участки, находящиеся в собственности города, могут предоставляться в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование. [1]

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) за исключением случаев, если земельный участок находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Если лицо имеет на праве собственности здание (строение) расположенное на земельном участке, то указанный земельный участок, в размере необходимом для его использования, предоставляется в аренду без проведения конкурса.

Пользование землей является платным. Формами платы за землю являются земельный налог или арендная плата и единовременные (стартовые) земельные платежи, которые взимаются при продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В переводе с латинского аренда означает наем или договор на передачу имущества собственником во владение другому лицу на определенных условиях. Современное понимание аренды восходит к классическим принципам римского права о разграничении понятий собственника и пользователя имущества. Аренда – это система хозяйствования или организационная форма предпринимательства, выражающая отношение собственности и состояние производственных сил.

Аренда представляет собой один из механизмов управления собственностью и получения от нее экономического и социального эффекта, являясь при этом для собственника возобновляемым источником поступлений. Основные понятия, признаки и функции аренды, как вида вещного права представлены графически в виде схемы на рис. 3.

Арендной форме реализации вещных прав на недвижимое имущество присущи следующие основные принципы:

- смена хозяйственного субъекта, то есть передача земли, зданий и другого имущества в распоряжение других лиц;

- возвратность арендованных средств первоначальному собственнику в натуре или в стоимостном выражении;

- платность за землю или другие объекты арендованного имущества;

- взаимная материальная или юридическая ответственность;

- договорная система отношений между арендатором и арендодателем как равноправными заинтересованными партнерами;

- самоуправление, полная хозяйственная самостоятельность и непосредственная материальная ответственность арендатора за эффективное использование переданного ему имущества.

Объектом аренды выступает имущество, а именно непотребляемые вещи, которые могут быть подразделены на движимые и недвижимые. В соответствии со ст.607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружение, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе использования.

Центральным и наиболее важным звеном организации арендных сделок является экономически обоснованный состав и размер арендных платежей.


Принцип платности при использовании земельных участков определен статьей 1 Земельного Кодекса Российской Федерации. Возможными формами оплаты при этом могут являться земельный налог и арендные платежи. Плата устанавливается на основании правоустанавливающих документов, в том числе и арендного договора, либо на основании фактического использования земли.

О том, кто несет обязанность по оплате земельного налога на арендованный участок, а также как содержание соглашения влияет на налоговое бремя, мы расскажем в этой статье.

  1. Нужно ли платить, если участком пользуется не собственник?
  2. Кто оплачивает при сдаче в наем: арендатор или собственник?
  3. Формулы вычисления налогообложения
  4. Для физлица
  5. Для юрлица
  6. Внесение суммы через банк, почту или сайт Госуслуг
  7. Есть ли льготы для пенсионеров по арендной плате за государственные или муниципальные земельные участки?
  8. Облагается НДС или нет?

Нужно ли платить, если участком пользуется не собственник?

Каждый владелец участка земли ежегодно обязан выплачивать в счет государственного бюджета земельный налог. Его ставка определяется на законодательном уровне, в соответствии с положениями статьи 387 НК РФ. Земельный налог обязателен в силу закона, и на его выплату не влияет то, передана ли земля в аренду третьим лицам или участком пользуется непосредственно собственник.

Кто оплачивает при сдаче в наем: арендатор или собственник?


Понятие аренды предполагает предоставление владельцем (являющимся арендодателем) на возмездной основе принадлежащего ему имущества другому лицу (арендатору) для дальнейшего владения и использования на определенный договором срок.

Отношения между сторонами такой сделки регулируются положениями Гражданского Кодекса РФ, а основным правоустанавливающим документом является арендный договор, в который вносятся все существенные условия, закреплённые в российском законодательстве, и дополнительные – в соответствии с достигнутыми договорённостями между арендатором и собственником земли в том случае, если они не противоречат законам РФ и не нарушают права сторон.

Налог на аренду земли, в соответствии со статьей 388 Налогового Кодекса РФ, должен быть уплачен арендодателем (владельцем земельного участка), так как статус налогоплательщика получают лишь собственники имущества. Арендатор в этом случае лишь пользователь, поэтому обязательства, установленные Налоговым Кодексом РФ на него не распространяются.

Владелец участка может настоять на том, чтобы земельный налог оплачивался арендатором. В этом случае в договор аренды должен быть внесен пункт, в соответствии с которым оплата налога на землю будет включена в арендную плату.

Но даже в том случае, если арендный договор включает в себя пункт о том, что налог на землю оплачивается арендатором – это будет касаться лишь отношений между сторонами сделки. С точки зрения ИФНС плательщиком в любом случае остается собственник земли. Соглашение об аренде устанавливает реального плательщика, номинальным всегда будет оставаться тот гражданин, на которого зарегистрировано право собственности на землю.

Формулы вычисления налогообложения

Для того чтобы узнать точную сумму, нужно воспользоваться соответствующей формулой, указанной в Налоговом Кодексе РФ.

Для физлица

Физические лица для расчета земельного налога должны воспользоваться следующим алгоритмом:

При этом, размер доли всегда будет соответствовать числу собственников земли, кадастровую стоимость участка можно узнать на сайте Росреестра или в соответствующем документе, а величина ставки фиксированная и определяется на законодательном уровне в каждом из регионов РФ отдельно.

К примеру, если кадастровая стоимость участка, принадлежащего 1 собственнику составляет 30000 рублей, а ставка налога на землю в этом регионе РФ – 0,9%, то расчет будет выглядеть так: 30000*0,9%=270 рублей.

Для юрлица


Алгоритм расчета земельного налога для юридических лиц аналогичен тому, что применяется для граждан, и для его расчета также потребуется кадастровую стоимость умножить на ставку налога и размер доли в праве.

При этом ставка, в соответствии с которой будет рассчитываться земельный налог, не должна быть выше 0,3% для земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, жилого фонда и земель обороны, и 1,5% для всех остальных категорий. О порядке заключения и расторжения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения можно узнать здесь.

Внесение суммы через банк, почту или сайт Госуслуг

Физические лица, в собственности которых находится земельный участок, не должны самостоятельно рассчитывать сумму налога на землю. Федеральная Налоговая Служба рассылает уведомления, в которых указываются необходимые для оплаты реквизиты и точная сумма, подлежащая уплате.

Организации и ИП должны самостоятельно исчислять налог и перечислять его на счет Федеральной Налоговой Службы в установленные законом сроки по истечению отчетного периода, составляющего один год.

Оплатить счет можно как лично, посетив отделения банка или почты РФ, так и удаленно, воспользовавшись онлайн-сервисами. Для этого подходят:

Для того чтобы оплатить через сайт Госуслуг, потребуется:


Функционал портала Госуслуг позволяет оплатить налог также и юридическим лицам. Для этого на стартовой странице потребуется изменить категорию «Для граждан» на «Для юр. лиц». Дальнейший алгоритм оплаты налога на землю идентичен оплате налога физическими лицами.

Для того, чтобы оплатить налог можно также воспользоваться сайтом ФНС. Для этого на странице службы потребуется также ввести свои логин и пароль, открывающие доступ к персональным сведениям.


  1. После авторизации необходимо выбрать нужную категорию – для физических или юридических лиц.
  2. В открывшейся форме потребуется ввести ИНН и пароль налогоплательщика.
  3. После этого появится возможность сформировать квитанцию для оплаты налогов в банке или оплатить счет онлайн.

Есть ли льготы для пенсионеров по арендной плате за государственные или муниципальные земельные участки?

В 2017 году Президентом РФ был подписан Федеральный Закон №436, в соответствии с положениями которого были введены налоговые вычеты на величину кадастровой стоимости участка в 600 квадратных метров для:

  • пенсионеров;
  • героев Советского союза и РФ;
  • инвалидов 1 и 2 групп;
  • граждан, имеющих инвалидность с детства;
  • ветеранов ВОВ и прочих боевых действий и др.

Налоговый вычет может быть предоставлен только на 6 соток земли. Если размер участка превышает указанную площадь – земельный налог будет начислен на оставшуюся часть участка. Таким образом, если пенсионеру принадлежит участок, площадь которого составляет 18 соток, налог будет начислен на 12 из них.

Налоговый вычет, регламентированный ФЗ №436, может быть применен только к одному земельному участку по выбору гражданина. Если в собственности льготника имеется несколько наделов – он должен предоставить в органы ФНС уведомление о том, к какому из них необходимо применить вычет. Если уведомление от налогоплательщика не поступит – вычет будет автоматически применен к тому участку земли, на который будет исчислена максимальная сумма земельного налога.

Облагается НДС или нет?


Если договор об аренде земли заключается с муниципалитетом – налог на добавленную стоимость не начисляется. Если собственником земельного надела в арендном договоре будет указано частное лицо (как физическое так и юридическое), НДС будет начисляться наравне с налогом на землю и арендными платежами.

В соответствии с нормами российского законодательства, в частности с пп.17 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса РФ, налог на добавленную стоимость должен быть начислен на договоры субаренды. О субаренде земельного участка подробнее можно узнать тут, о том, когда плата за аренду земельного участка не облагается НДС и наоборот, читайте здесь.

Налог на землю – это регулярный платеж, который должен совершаться как физическими, так и юридическими лицами, в собственности которых имеются земельные участки, независимо от того, пользуются ли они ими сами или передают в аренду. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ обязанность по оплате налога лежит на собственнике земли, арендатор при этом является лишь пользователем, который вносит плату за использование земельного надела в виде арендной платы.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Земельный налог

Как известно, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Зачастую статья платежей за использование земли является весьма существенной, что не всегда дает возможность максимально прибыльно вести бизнес. В любом случае, для эффективного землепользования необходим определенный баланс равновесия платности землепользования и экономически обоснованного налогообложения. С одной стороны, платежи за землю, безусловно будут хорошим стимулом для наиболее выгодного использования земли, но с другой — завышенная, экономически не обоснованная плата за землю уменьшит коммерческую привлекательность земельных участков, что приведет к снижению использования земли на некоторых территориях из-за их невыгодности.

Если расходов по использованию земли не избежать совсем, то можно их минимизировать

Арендная плата

Арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах:

- двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

- трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

- полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Напомним, что под кадастровой стоимостью понимается эквивалент стоимости земельного участка, который учитывается при исчислении земельного налога и иных платежей на землю. В то время как, рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, по которой земельный участок может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда определена рыночная стоимость земельного участка. В таком случае, кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости.

На практике складывается, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной, более того, она превышает ее более чем в два раза. И учитывая, что расчет всех арендных платежей устанавливается исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая в разы завышена, то возникает не оправдано высокая арендная плата.

Однако у предпринимателей есть законный способ для уменьшения не обоснованных затрат по аренде. Если кадастровая стоимость будет соответствовать рыночной, то выплаты могут быть значительно снижены.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Понятие государственной кадастровой оценки определяется как совокупность действий, включающих в себя:

- принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;

- формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;

- отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки;

- определение кадастровой стоимости и составление отчета об оценке;

- экспертизу отчета об оценке кадастровой стоимости;

- утверждение результатов определения кадастровой стоимости;

- опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости;

- внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр объектов недвижимости.

Закон устанавливает проведение государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя, определение кадастровой стоимости оценщиками в соответствии с федеральными стандартами оценки, стандартами и правилами саморегулируемой организацией оценщиков, регулирующими вопросы определения кадастровой стоимости; наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности полномочиями по установлению требований к отчету об оценке кадастровой стоимости; обязательная экспертиза отчета об оценке кадастровой стоимости в саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости.

Однако, федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления может быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление рыночной стоимости объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, для того чтобы существенно уменьшить расходы по арендной плате за земельный участок, у вас есть возможность привести кадастровую стоимость земельного участка к рыночной.

Земельный налог

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с Земельным кодексомРФ для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Таким образом получается, что если кадастровая стоимость участка завышена по отношению к его рыночной стоимости, то возникают высокие отчисления по налогу на землю, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

В данном случае возникает такое же право по оспариванию кадастровой стоимости в целях оптимизации налогообложения, как и при уменьшении арендных платы земельного участка.

Механизм уменьшения кадастровой стоимости аналогичный - установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости проводится в судебном порядке, на основании отчета об определении рыночной стоимости земельного участка. Для этого, во-первых, необходимо провести независимую оценку земельного участка. Далее два варианта — обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, или подать заявление в суд. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления. Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде. Законом не предусмотрено обязательно досудебное обращение с указанным заявлением в комиссию, поэтому после получения отчета об оценке можно сразу обращаться в суд.

В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.

В связи с тем, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, орган кадастрового учета предоставляет указанные выше сведения в органы ФНС России.

Для целей налогообложения, согласно статье 391 Налогового кодекса, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

По опыту работы юристов ЮС КОГЕНС, рыночная стоимость земельного участка в несколько раз ниже его кадастровой стоимости. Таким образом, определив рыночную стоимость земельного участка, можно в разы уменьшить его кадастровую стоимость, и, как следствие, значительно снизить сумму земельного налога, арендной платы, выкупную стоимость земельного участка.

Экономическая оценка земли предполагает назначение обоснованной платы за землю только в случае надлежащего правового регулирования отношений по определению и взиманию платы за использование земли, в том числе с применением процедуры пересмотра результатов такой оценки. Именно поэтому, в целях экономии вашего времени и ресурсов мы предлагаем вам воспользоваться услугами ЮС КОГЕНС по снижению кадастровой стоимости земельного участка.

Экономическое положение в государстве таково, что выращивать и продавать аграрную продукцию стало весьма выгодным занятием. Но вначале нужно рассчитать перспективы, будущие расходы и доходы, чтобы все сделать правильно и не разориться. Если у собственника хватает денежных средств, то он может приобрести землю в личное пользование. Но многие граждане не могут себе позволить этого сделать. К счастью вовсе необязательно покупать землю, можно арендовать ее. Но в первую очередь необходимо выяснить, как осуществляется расчет стоимости арендной платы земельного участка.

Как выполняется расчет аренды

Следует учитывать, что арендовать землю у государства и у частного лица – это две разные вещи. Представители власти, когда выполняют расчет арендной платы за земельный участок, учитывают объективные параметры его ценности: месторасположение, целевое назначение, собственные планы на него. Методика расчета арендной платы у частного лица или компании может содержать субъективные методы: «популярность» участка, коммуникационную оснащенность, свои личные аппетиты.

В связи с этим нужно разделять стоимость аренды на нормативную цену, рыночную и кадастровую. Каждая из них устанавливается по своим правилам и одна способна оказывать влияние на другую. Величина всякой арендной платы должна, быть указана в заключаемом соглашении.

Нормативная, кадастровая и рыночная стоимость

Нормативная арендная плата определяется государственными и муниципальными ведомствами. Она не изменяется от рыночных колебаний. Цена устанавливается в зависимости от земельной категории (целевого назначения) и месторасположения участка. По категориям все участки условно подразделяются на те, что государство не передает в аренду и не реализует, и на участки, которые могут быть в частном владении.

Кадастровая оценка, выполненная государственными ведомствами, обязательна для всех земельных участков. Именно при ней учитывается много важных факторов, которые оказывают влияние на конечную цену аренды участка. Зачастую кадастровая цена становится рыночной стоимостью.

Во время кадастровой оценке измеряют и закрепляют сведения о границах, плане и площади территории. Именно такие показатели необходимо учитывать, когда рассчитывается реальные арендные платежи.

Рыночная цена аренды порой заметно различается по сравнению с кадастровой оценкой. Это связано с тем, что на окончательную сумму оказывают влияние основные рыночные факторы – предложение и спрос. А на них серьезно влияют психология отдельных граждан и масс, политическое и экономическое положение в государстве и на отдельной его территории.

Более всего подвержены колебаниям рынка земельные участки, которые находятся в черте города. На стоимость воздействуют объективные факторы (близкое расположение, главных улиц, магазинов), а также нерациональные и субъективные условия. Таковыми считаются «престижность» района, а именно близкое местоположение парков, памятников архитектуры, выделение района, где живут самые обеспеченные граждане.

Значительную объективность во время рыночной оценки выполняют общие ожидания граждан. Если есть надежды, что повышение экономики государства будет расти, то будет увеличиваться спрос на земельную застройку предприятиями. В результате повысится и стоимость аренды.

Формулы расчета

Можно отметить, что цена, в соответствии с которой осуществляется расчет арендной платы за землю, сильно отличается от того, с кем заключается договор: с государством или частным лицом.

Общая формула, позволяющая рассчитывать арендную плату за земли, принадлежащие государству, следующая:

– А – это арендная плата, являющаяся, по своей сути, налоговым сбором;

– К – кадастровая цена участка;

– % – коэффициент, который зависит от вида нанимателя, а также цели аренды.

Такие коэффициенты расчетов арендной платы землю могут принимать целый ряд значений:

  • 0.01 процента – для всяких лиц, которые обладают правом на то, чтобы быть освобожденными от налоговых платежей или получать налоговые льготы;
  • 0.6 процента – для земель, предназначенных для садоводства, подсобного и фермерского хозяйства, огородничества, для аграрных нужд;
  • 1.5 процента – для территорий непосредственно под возведение производственных зон, жилищного и другого строительства;
  • 2 процента – если аренда осуществляется для того, чтобы добывать полезные ископаемые.

Методика расчета арендной платы за землю, принадлежащую частнику, выполняется в соответствии со следующей формулой:

  • А – это арендная плата, взимаемая в год;
  • Ц – это рыночная стоимость земли;
  • % – величина ставки рефинансирования Центрального Банка.

Здесь определяется именно рыночная цена земли. Она может быть больше кадастровой оценки. При этом факторы, которые увеличивают цену не всегда являются логичными и объективными. Рыночная цена земли должна устанавливаться независимой организацией за шесть месяцев до того, как клиент вступит в собственные права.

Величина ставки рефинансирования устанавливается в начале того года, когда было подписано соглашение на аренду. Т.е. если соглашение на аренду участка с мая по сентябрь 2016 г. подписывалось в декабре прошлого года, то величина ставки равняется 8.25 процентов – именно такова ставка Центробанка в 2015 г.

Можно привести пример расчета арендной платы землю. Предприниматель принял решение открыть кафе. Земельный участок для этого он решил арендовать у областного Кабинета Министров. Период аренды – весь 2016 г. Проведение кадастровой оценки осуществлялось в июне прошлого года, и сразу было заключено соглашение. Кадастровая цена земли равняется 300 тысяч руб. Тогда устанавливается следующий порядок расчета арендной платы земельный участок:

– Кадастровая стоимость – 300 тыс. руб.

– Коэффициент – 1.5 процента, поскольку ведется строительство кафе.

– Оплата за год равняется 300 тыс.руб. * 1.5 процента = 4500 руб.

Особые случаи

На сегодняшний день огромный список особых случаев, когда арендаторы полностью освобождаются от оплаты налога за землю, содержится в Законе «О плате за землю» (статья 12). Ст.14 устанавливает, что ведомства местного самоуправления вправе определять льготы по налогу на землю, частично освобождая арендатора от его уплаты на конкретный период, отсрочивая выплаты, снижения ставки налога на землю для отдельных арендаторов в пределах той налоговой суммы, которая остается в распоряжении ведомства местного самоуправления.

Так, в соответствии с законом от уплаты налога на землю полностью освобождены:

  • заповедники, ботанические сады, национальные парки;
  • научные учреждения, использующие землю для проведения экспериментальных и исследовательских целей;
  • граждане и предприятия, занимающиеся народными промыслами;
  • учреждения искусства, здравоохранения, образования и социального обслуживания;
  • предприятия и граждане, получили в аренду нарушенные земли и они нуждаются рекультивации и т.д.

Налоговый сбор на землю, расположенной в отводной полосе железных дорог, взимается с организаций железнодорожного транспорта в размере максимум 25 процентов от ставки налога, что установлена за сельскохозяйственные угодья.

Читайте также: