Проблемы и перспективы развития налоговой системы в рф с учетом зарубежного опыта

Опубликовано: 14.05.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.11.2019 2019-11-17

Статья просмотрена: 3413 раз

Библиографическое описание:

Дубровская, Т. Н. Налоговая система России и перспективы ее развития / Т. Н. Дубровская, А. Р. Леденева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 332-335. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64068/ (дата обращения: 20.05.2021).

В современном мире у каждого на слуху словосочетание налоговая система, но если спросить у гражданина нашей страны что же это такое, то далеко не каждый даст четкий ответ на поставленный вопрос. Давайте попробуем разобраться что же такое Налоговая система на примере нашей страны.

Ключевые слова: налоговая система, налог, НДФЛ, НДС, Налоговый кодекс РФ.

Налоговая система — это совокупность всех налогов и сборов, а также администраторов и плательщиков. Другими словами, это совокупность взаимоотношений между плательщиками и государством.

Налоговая система Российской Федерации появилась еще в 90-х годах. А именно после распада СССР в 1991 году, когда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В течение 7 лет велись разработки материалов для создания Налогового Кодекса. И вот в 1998 году была издана 1 часть. А на разработку второй части НК РФ потребовалось еще 3 года, и наконец в 2001 году она была опубликована. Так, в России появился самый главный документ по регулированию отношений между налогоплательщиком и государством.

Итак, познакомимся поближе с главным налоговым законом России — Налоговым Кодексом Российской Федерации. НК РФ состоит из двух частей. 1-ая часть регулирует общие вопросы по налогообложению. В ней раскрываются понятия основных налогов и других платежей, расписан порядок исполнения обязательств, права и обязанности, ответственность участников налоговых отношений и другие аспекты.

2-ая часть отражает ставки, порядок и сроки уплаты всех налогов, которые есть и действуют на территории России.


Налоговая система РФ состоит из трех уровней. Как правило устанавливаются фиксированные ставки, исключения составляют акцизы (их ставки зависят от видов подакцизных товаров), водный налог зависит от способа водопользования, также от вида запрашиваемого действия зависит размер государственной пошлины, налог на добычу полезных ископаемых устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении.

Важно отметить, что с 1 января 2019 года повысился налог на добавленную стоимость с 18 до 20 процентов. Это вызвало массу неудобств, так как уже за первый квартал организации обязаны были отчитаться по новой форме. Но так как система не была отлажена, многие предприятия очень понервничали при сдаче отчетности за 1 квартал.

Что же касается местных налогов и сборов, то здесь ставки плавающие, имеют место быть и прогрессивные. В основном это зависит от вида объекта [1].

Прежде чем начать открывать свой бизнес на территории Российской Федерации, необходимо изучить какие налоговые режимы действуют на территории нашей страны. С 2019 года их количество увеличилось до 6. Рассмотрим их в таблице 1.

Режимы налоговой системы РФ

Основная система налогообложения

Такой режим присваивается сразу после регистрации в ИФНС, его могут использовать и ООО, и ИП

Упрощенная система налогообложения

Здесь есть некоторые условия, такие как:

—среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;

—остаточная стоимость амортизируемых осн.ср-тв не более 150 млн руб.;

—доходы за 9 мес не превышают 112,5 млн руб..

Единый налог на вмененный доход

В п.2 ст. 346.2 НК РФ отражены те виды предпринимательской деятельности, которые могут применять этот спец режим, но при условии, что их среднечисленность не превышает 100 человек

Единый сельскохозяйственный налог

Данный режим имеют право использовать только сельскохозяйственные производители

Его вправе применять только индивидуальные предприниматели, смысл в том, что комерсант выкупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев

Налог на профессиональный доход или налог для самозанятых

Касается тех, кто работает не на работодателя, а на себя. Это могут быть как физ лица, так и ИП. Одним из условий является то, что не должны иметь нанятых работников. Кроме того, воспользоваться новой схемой могут только те, чей доход за год не превышает 2,4 млн руб (или 200 тысруб с мес).

Налоговые ставки: 4 % — если оказывают услуги физ лицам; 6 % — если деньги поступают от юр лиц

Ни для кого не секрет, что в нашей стране существует очень много минусов и недочетов в налоговой политике государства. Так, например, ежегодно в казну поступает всего лишь около 60 % из 100 %, остальные 40 % не доходят, так как имеет место быть теневому рынку и многие продолжают уходить от уплаты налогов. Все это негативно влияет на развития нашей страны и общество в целом. Ведь налоговые поступления формируют Федеральный бюджет нашей страны. Еще одним минусом является отсутствие стабильности, это вызвано большим количеством налогов. Люди путаются и ошибаются, так как правительство регулярно вносит поправки. Это несет за собой ошибки, за которые начисляются пени, из-за этого граждане несут убытки, а вместе с тем негатив относительно налоговой системы нашей страны [2].

В планах на 2019–2020 годы у правительства появилось много идей по изменению налоговой политики государства. Это стало связано с тем, что обещание, данное В. В. Путиным, истекло и с 01.01.2019 года развязались руки всем тех, кто давно хотел внести свои коррективы. Так одним из самых волнующий вопросов особенно для населения России стал об изменении ставки НДФЛ. На рассмотрение было представлен проект о смене регрессивной ставки на прогрессивную со следующими показателями [5]:

Изменение ставки НДФЛ сучетом разницы суммы годового дохода физлица

НДФЛ

Годовой доход

менее 100 тыс.руб.

100 тыс.руб-1 млн руб.

1 млн руб-5 млн руб.

свыше 5 млн руб

Рассмотрим на примере: «Сотрудник Иванова работает лаборантом в государственном образовательном учреждении, в связи с небольшой загруженностью занятость ее составляет пол дня, соответственно занимает она пол ставки. Оклад 1 ставки составляет 7100 руб в мес, соответственно 0,5 ставки 3550 руб в месяц. Но необходимо взять во внимание, что сумма заработной платы не должна быть ниже установленного в регионе МРОТа. Так минимальный размер оплаты труда по Воронежской области с 01.01.2019 года составляет 11 280 руб, соответственно за 0,5 ставки — 5 640 руб в месяц. Работодатель обязан доплачивать до минимального размера оплаты труда.

Рассчитаем размер заработной платы за год, чтобы узнать по какой ставке будет взиматься НДФЛ.

5 640 руб. x 12 месяцев = 67 680 руб за год

Таким образом, заработная плата за год менее 100 тысруб и соответственно ежемесячный доход будет облагаться по ставке в размере 5 % подоходного налога.

Проанализируем еще один пример. Бухгалтер одной логистической компании работает ежедневно по график 5/2, и имеет заработную плату в размере 29 300 руб. Как мы видим, размер заработной платы превышает МРОТ, поэтому производим расчет таким образом: 29 300 руб x 12 = 351 600 руб в год. Так, заработная плата бухгалтера попадает в промежуток от 100 тыс. руб — до 3 млн руб, соответственно заработная плата сотрудника будет облагаться ставкой в размере 13 %.

Рассмотрев два наглядных примера, я считаю, что прогрессивная шкала имеет свои плюсы и минусы. Конечно, такое решение могло бы наладить справедливые взимания подоходного налога с граждан. Действительно, у граждан, получающих больший доход — возможностей производить более высокие отчисления больше. Но как отмечалось раньше в России имеет место быть теневой рынок и заработные платы в конвертах. Такое введение сподвигнет работодателей вести еще большую теневую экономику. Они перестанут показывать реальный уровень продаж, начнут экономить на сотрудниках и производстве. Обороты и покупательная способность спадет и экономическое развитие страны остановится.

Я считаю, наиболее правильное решение — это рассмотреть законопроект о предоставлении льгот определенным гражданам, таким как, например, инвалиды, многодетные семьи и гражданам, имеющим доход ниже среднего.

Возвращаясь к примерам о повышении налоговых ставок, невозможно не согласиться с Алексеем Кудриным, который высказался, что позорно говорить о бедности в стране, имея такой уровень ВВП на душу населения, а именно, этот показатель на 2019 год составляет 1 935 147,6 руб.

Для развития налоговой системы необходимо:

1) Сделать налоговую систему простой и доступной, для этого нужно упростить систему налогообложения так, чтобы простым гражданам стало понятно за что с них взимается тот или иной налог;

2) Как отмечалось выше, продолжать борьбу с теневым рынком, ведь если государство будет получать налоговые вычеты в соответствии с установленными требованиями, то ему не придется создавать новые налоговые вычеты для пополнения Федерального бюджета;

3) Усилить контроль за взимание налогов в коммерческих и негосударственных организациях, чтобы бизнес был построен на законных основаниях;

4) Увеличить акцизы на алкогольную и табачную продукцию, тем самым мы поддержим проект «Здоровая нация», а также урегулируем правовые отношения между государством и производителями данной продукции;

5) Ввести льготы, о которых говорилось выше.

Таким образом, Налоговая система РФ требует еще много доработок. Наше правительство старается улучшить эту сферу экономики как может. Главное продолжать уделять должное внимание данному вопросу, а также прислушиваться к населению.

  1. Васильева О. Ю. Проблемы на пути реализации основных направлений налоговой политики в 2018–2020 годах // Инновации в науке и практике. — 2018. — с.83–89.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
  3. Нововведения в бухгалтерском учете, налогообложении и аудите Дубровская Т.Н, Чугунов А. В. Серебрякова И. А. Научный Вестник Воронежского государственного технического университета. Серия «Экономика и предпринимательство» — Воронеж: ВГТУ, 2018 г. — Выпуск 13 — с.71–77
  4. Consultant.ru
  5. garant.ru
  6. nalog.ru
  7. nalogovaya-politika-rossii-na-2019–2020-gody

Перспективы развития налоговых органов

Одной из приоритетных задач проводимой в настоящее время модернизации налоговых органов является улучшение обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий для исполнения налоговых обязательств.
Для повышения качества взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков необходимы серьезные изменения системы работы налоговой службы. Основным из них должна стать работа по внедрению принципа единообразия во взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками. Это касается информационно-разъяснительной работы, режима приема налогоплательщиков и, наконец, работы с определенной категорией налогоплательщиков, например, крупнейшими и основными.
Целью указанных изменений является построение работы налоговой службы, направленной на создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.
Решение проблемы повышения качества обслуживания налогоплательщиков невозможно в условиях значительной доли поступающей в налоговый орган информации на бумажных носителях, так как это связано с ручной обработкой, и, как следствие, значительными трудовыми и временными затратами.
В настоящее время сделаны серьезные шаги по улучшению обслуживания налогоплательщиков. В первую очередь это относится к созданию специализированных подразделений налоговых органов, ответственных за информирование и консультирование налогоплательщиков.
Построение структуры инспекций по функциональному принципу позволяет наиболее грамотно использовать кадровый состав. В этой связи отделы работы с налогоплательщиками комплектуются сотрудниками не только обладающими достаточными знаниями налогового законодательства, но и умеющими объяснять, работать с налогоплательщиками.
Одним из основных условий повышения качества работы с налогоплательщиками является максимальная, вплоть до должностных инструкций сотрудников отдела по работе с налогоплательщиками, регламентация всех процессов. В этой связи МНС России приказом от 14.02.2003 № БГ-3-06/65 утвержден Регламент принятия ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, а Управлением МНС России по Краснодарскому краю готовится Регламент информационно-разъяснительной работы.
При построении структуры налоговых органов по функциональному принципу важной задачей становится обеспечение наличия любого документа в электронном виде, что решается при внедрении в работу инспекций интегрированной системы «ЭОД местного уровня». Электронный документооборот не только усиливает контрольную функцию, но и позволяет в любой момент получить информацию где находится документ и в каком он состоянии.
Одной из главных задач по внедрению новых форм работы с налогоплательщиками является информирование и внедрение системы представления организациями и предпринимателями налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Вся необходимая инфраструктура в настоящее время практически налажена, утверждена полная правовая база. При ее наличии на первый план выходит проблема мотивации налогоплательщиков для перехода на представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи с применением всех форм защиты информации.
В такой системе на первый план выходит удобство передачи отчетности в налоговый орган в электронном виде по ТКС. Выгоды для налогоплательщика очевидны. Никаких очередей, декларацию можно отослать по электронной почте в любой день, причем не до 18.00, а до 23.59. Прежде чем отправлять, ее можно проверить с помощью специальной программы. Налогоплательщик сможет оперативно получить на электронный почтовый ящик информацию о состоянии расчетов с бюджетом, наличии или отсутствии задолженности, информационную рассылку об изменениях в налоговом законодательстве. Функционирование данной схемы строится на надежной защите информации.
Одной из передовых систем во взаимоотношениях с налогоплательщиками является привлечение к работе по представлению налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности фирм, выступающих в качестве представителей в соответствии со ст. 26, 27 НК РФ. В настоящее время в крае идет активный процесс распространения данного вида услуг для налогоплательщиков. Сейчас представители несут ответственность не только за составление отчетности, но и за представление ее в налоговый орган на магнитном носителе.
Одним из основных принципов изменения форм работы с налогоплательщиками является уход от закрепления организаций и предпринимателей за конкретным инспектором. Для этого сотрудники отделов работы с налогоплательщиками, выполняющие функции приема отчетности, не выполняют никаких контрольных функций. Их задача – принять пакет документов, провести визуальный контроль на предмет соответствия документов требованиям законодательства и передать весь пакет для последующей обработки. Такой подход реализует принцип самоначисления, когда налогоплательщик начислил, передал декларацию, не имея никаких контактов с инспектором, который будет ее проверять. Причем реализация данной схемы произошла практически во всех ведущих зарубежных налоговых системах.
Построение структуры налоговых органов по единому функциональному принципу позволяет закрепить функции консультирования за конкретным подразделением, а значит создать организационные условия по информированию налогоплательщиков. Это и является основной задачей налоговых органов в работе с налогоплательщиками. Важность такой работы осознали все передовые налоговые службы мира. Инспекции несут обязанность по оказанию помощи налогоплательщикам по вопросам исчисления и уплаты налогов, их консультированию, чем полностью выполняются требования НК РФ.
Важным условием эффективной работы является создание в инспекциях операционных залов, обеспечивающих инспекторов комфортабельными условиями работы, а налогоплательщиков – наличием всей необходимой информации.
Работа по построению новых форм взаимодействия с налогоплательщиками одна из самых важных в ходе модернизации налоговых органов. И, в первую очередь, в этом направлении Министерством по налогам и сборам поставлены задачи по построению структур инспекций по единому принципу, внедрению электронной обработки данных, а также в пропаганде и реализации представления налогоплательщиками отчетности в электронном виде.

Одной из главных особенностей налоговой политики современной России является совершенствование налогообложения имущества и прибыли физических и юридических лиц. Несовершенство налоговой системы России приводит: к утечке капитала за рубеж, развитию теневой экономики, массовым уклонениям предприятий от уплаты налогов.

К основным причинам уклонения предприятий от уплаты налога можно отнести: тяжесть налогового бремени, узкие знания в области налогового законодательства, корыстный умысел предпринимателей, нежелание исполнять свои обязанности перед государством, последнее на прямую связано с ментальностью российского населения. [1]

Еще одной из актуальных особенностей является чрезмерно высокая доля косвенных налогов. По потребительским товарам физические лица являются основными носителями косвенных налогов. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, что приводит к существенному снижению жизненного уровня малообеспеченных слоев населения, а это, в свою очередь, является причиной недостаточной реализации социальной функции российских налогов. [2, 5]

В налоговой политике России фискальная функция является главной, это еще одна из особенностей, которая пагубно влияет на развитие народного хозяйства страны. Налоги должны стать не только основным источником формирования государственного бюджета, но и мощным стимулом к развитию производства страны [3].

Также нестабильность российских налогов, постоянное изменение ставок и льгот играют негативную роль на пути развития государства. Нестабильность налоговой системы России это одна из важнейших проблем налогообложения. [4]

Более подробно остановимся на рассмотрении проблем налоговой политики России на разных экономических уровнях.

Проблемами налоговой политики России на макроэкономическом уровне являются:

● неравномерное распределение налогового бремени между добросовестными и уклоняющимися налогоплательщиками.

● отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику.

● высокая нагрузка на фонд оплаты труда.

● отсутствие налогоплательщиков среднего класса, что является причиной переложения налогов на производственную сферу.

Проблемами налоговой политики России на микроэкономическом уровне являются:

● запутанность и противоречивость многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы.

● расхождения между стандартами налогового и бухгалтерского учета, приводящие к трудоемкому исчислению налогооблагаемой прибыли.

● ежемесячные авансовые платежи многих налогов, что приводит к вымыванию собственных оборотных средств предприятий.

Рассмотрим перспективы в области налоговой политики России на период 2015 – 2016 годов:

● поддержка и привлечение инвестиций, развитие человеческого капитала;

● улучшение налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;

● упрощение налогового учета и установление тесной связи с бухгалтерским учетом;

● улучшение налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;

● преобразование налогообложения торговой деятельности;

● налогообложение добычи полезных ископаемых;

● совершенствование страховых взносов;

● улучшение налогообложения недвижимого имущества физических и юридических лиц;

● противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;

● преобразование налогового администрирования.

Остановимся на более подробном рассмотрении важных преобразований для большинства налогоплательщиков. Улучшение налогообложения физических лиц планируется связать с привлечением и поддержкой частных инвестиций и развитием человеческого капитала.

Основной задачей станет выравнивание налогового бремени для доходов от различных видов инвестиций. В налогообложении финансовых инструментов планируется изменить порядок уплаты налогов на финансовых рынках, снизить контроль над ценами по сделкам на фондовых ранках и ставками по банковским кредитам. Также планируется увеличение ставки транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей.

Очень большее внимание стало уделяться и региональной налоговой политике. Так, законодательные органы Приморского края сумели ввести ряд существенных налоговых льгот для предприятий. [5, 6]

В акцизном налогообложение предвидится очередное повышение ставок на бензин, алкогольную продукцию и табак. В отношении НДС предлагается упростить порядок подтверждение применения нулевой ставки с помощью электронного документооборота.

Налоговая система России на данный период времени является несовершенной. Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба постоянно вносят поправки и изменения в налоговый кодекс, надеясь на улучшение уровня налогообложения и финансового состояния страны, и, следует отметить, что в какой-то степени данные действия положительно влияют на совершенствование налоговой системы России. Тем не менее, существует и отрицательный момент, связанный с нестабильностью налоговой политики. И в настоящее время главными проблемами налоговой политики России являются именно нестабильность и несовершенство налогового законодательства.

date image
2020-01-14 views image
1335

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


Период кардинальных изменений налоговой системы подходит к концу. На современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется решению проблем повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.

В перспективах реформирования налоговой системы РФ в качестве основной меры, предлагаемой к реализации, является разработка законопроекта о налоговой амнистии.

Президент предлагает следующие меры по совершенствованию налоговой системы, к которым относятся следующие:

1. Целесообразно рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени.

2. Необходимо дифференцировать ставки акцизов на бензин, исходя из его качества, имея ввиду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества[16].

В Послании Президента отвергается недавно прозвучавшая идея о восстановлении прогрессивной шкалы подоходного налога. Однако для частичного повышения налоговой нагрузки на богатое население должен быть реформирован налог на недвижимость.

На первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками.

Стабильность налоговой системы подразумевает и неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени, что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только не возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития[7].

Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

Стабильность налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики.

Значение фактора стабильности налоговой системы, а также особенности государственного строительства России как Федерации обусловили необходимость реализации конституционного принципа единства налоговой системы. Данный принцип основывается на стабильности и преемственности налоговой политики государства, единстве экономического и налогового пространства, четком разграничении полномочий федерального центра и регионов. Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Эффективность налоговой реформы сегодня в решающей степени зависит от способности государства обеспечить увеличение темпов роста производства, осуществить серьезные преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети, так называемых малых предприятий. Успех всей экономической реформы зависит в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов населения в процессы инвестирования, проводимых реформ, требующих обеспечения властных полномочий финансовыми ресурсами. Налоговый кодекс РФ позволяет более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качественно иной уровень развития, что позволило устранить многие недостатки существующей налоговой системы[4].




Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, так чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков. Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

Основными направлениями налоговой политики сегодня выступают:

1. Контроль над трансфертным ценообразованием в целях налогообложения:

ü определение взаимозависимости лиц;

ü установление закрытого перечня контролируемых сделок;

ü введение обязательного представления специального декларирования контролируемых сделок и требований к перечню документов, обосновывающих применение налогоплательщиком трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами;

ü введение института предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами;

ü введение новых требований к методам оценки диапазона рыночных цен и принципам их применения.

2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам:

ü освобождение от обложения налогом на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическом участии отечественной компании в российской и иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предполагается установить в виде доли размером не менее 50 % (в абсолютном выражении не менее 500 млрд. руб.);

ü снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее время - 30%).

3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний:

ü введение принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний;

ü введение понятия иностранной контролируемой компании на основе определенной взаимозависимости лиц и стратегического участия в организации;

ü установление обязанности российских компаний или компаний-резидентов указывать в налоговых декларациях свои иностранные аффилированые компании;

ü определение условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями;

ü предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании;

ü обеспечение возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимых сведений: данных, идентифицирующих национальных акционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода.

4. Проблемы определения налогового резидентства юридических лиц: Введение понятия резидентства юридических лиц на основе критериев места управления и резиденства участников юридического лица, владеющих в нем контрольным пакетом.

5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль.

6. Совершенствование НДС.

7. Индексация ставок акцизов.

8. Налогообложение налогом на прибыль при совершении операций с ценными бумагами.

9. Налогообложение НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами.

10. Совершенствование налога на имущество (введение налога на недвижимость).

11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по НДФЛ.

Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу[12].

Заключение

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на практику весьма затруднена, поскольку было бы неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.

Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечении. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика

Рассмотрев и проанализировав современное состояние налоговой системы РФ, можно сделать выводы:

ü обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны. Построение налоговых администраций и контроль над их деятельностью - это необходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы;

ü налоговая система РФ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже время следовать своим традициям и особенностям;

ü при помощи налоговых реформ, осуществить ликвидацию белых пятен в налоговом законодательстве РФ;

ü главная задача налоговой политики - это повышение уровня жизни населения страны[11].

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Список используемой литературы

Кпрямым расходам отнесены расходы наобязательное социальное страхование наслучай временной нетрудоспособности ивсвязи сматеринством; обязательное медицинское страхование; обязательное социальное страхование отнесчастных случаев

Современная налоговая система РФ, проблемы ее совершенствования

Другие курсовые по предмету

Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов

1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль

1.2 Принципы построения налоговой системы

Глава 2. Оценка современной налоговой системы России

2.1 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г.

2.2 Особенности современной налоговой системы РФ

Глава 3. Основные направления развития налоговой системы Российской Федерации

3.1 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ

Список литературы

На современном этапе трансформации экономической системы России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.

Анализ налоговой системы чрезвычайно актуален с политико-экономических позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.

Степень разработанности проблемы. Научные труды В. Петга, А. Смита, Д. Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения. Вопросы эффективности налогообложения и налогового регулирования рассматривались в работах М. Алле, Н. Мэнкью, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, С. Фишера, и др.

Необходимость построения налоговой, системы, соответствующей сущности налогов и их функциям в переходный период, отмечается - в работах В.А. Кашина, И.А. Кравченко, Д.С. Львова, И.Г. Русаковой, Ю.В. Лременко и др. В последние годы значительное внимание теории и практике реформирования налоговой системы уделяют А.М. Бабич, И.В. Горской, Л.Н. Лыкова, Л.Н. Павлова, Л.Л. Окуневой, В.Ф. Столяров, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и др.

Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

  • проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
  • определить принципы построения налоговой системы;
  • дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г;
  • кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
  • перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
  • раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.

Объектом исследования является действующая налоговая система Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой работы являются теории и концепции экономической трансформации налогообложения и налоговой системы в Российской Федерации.

Структура работы. Основное содержание курсовой работы изложено во введении, в 3 главах, 6 параграфах и заключении. В ходе работы над курсовой работой автором было изучено 24 источника литературы, как учебного, так и законодательного характера. Список прилагается в конце работы.

Глава 1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов

1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Налоги законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Сбор это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления такой деятельности.

Пошлина это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.

Экономическое содержание налогов

Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

В соответствии с другим подходом, налоговая система это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

И.М. Александров рассматривает налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения.

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

На наш взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.

Цель налоговой системы:

- создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,

- создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Роль и функции системы налогообложения

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако, эта теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Эта роль зависит от объективных и субъективных факторов, что отражено на рис. 1.

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение

Читайте также: