Сравнение понятий налог и таможенная пошлина курсовая

Опубликовано: 14.05.2024

Понятие налога, сбора и пошлины.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ , под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с частью второй того же Кодекса, Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

С каких же лиц, «указанных в статье 333.17» взимаются пошлины?

Под таковыми понимаются физические и юридические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных соответствующим законодательством (то есть действий, совершение которых обусловлено уплатой пошлины) либо выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании закона.

Признаки налога, сбора и пошлины.

Согласно ст. 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

При установлении сборов (к коим относятся и пошлины) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Таким образом, вышеуказанные признаки позволяют отделить пошлину (сбор) от налога согласно присутствующим в определенном платеже элементам (либо отсутствию этих элементов).

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

На первый взгляд трудно разобраться, чем же отличаются друг от друга все эти платежи. Между тем, различия есть, и серьезные.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования — в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).

4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков5) Зачем же законодатель счел нужным выделить из понятия сбора понятие пошлины? Мы полагаем, что тут существует тонкое различие, а именно: сбор — платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

Налог и сбор как элементы налоговой системы РФ.

Как известно, налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги федеральные, региональные, местные, а также специальные налоговые режимы. Предметы ведения Российской Федерации, региональных и местных властей в части налогов разграничены Конституцией и Налоговым кодексом РФ. Как налоги, так и сборы могут входить в федеральные, региональные и местные налоги, то есть устанавливаться властями разных уровней. Государственная же пошлина является элементом исключительно федеральным, то есть региональные и местные власти не обладают правом вводить этот сбор самостоятельно.

Что касается специальных налоговых режимов, то они не устанавливают новых налогов или сборов, а лишь предоставляю льготы или освобождение от уплаты таковых.

Ответственность за неуплату налога, сбора и пошлины.

Как известно, существует четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданская (то есть материальная).

Тут мы также видим сходство и различие этих платежей. Сходство состоит в том, что и налоги, и сборы являются обязательным платежом, не зависящим от воли плательщика.

С другой стороны, неуплата налога влечет административную (штраф), а в некоторых случаях уголовную ответственность. Тяжесть наказания тут зависит от величины неуплаченного налога.

Неуплата же сбора (пошлины) влечет для неплательщика прежде всего так называемый риск неблагоприятных последствий в виде непредоставления определенных разрешений, лицензий, государственных услуг или юридических действий. Так, неуплата государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимость влечет отказ в такой регистрации. Мы полагаем, таким образом, что неуплата пошлины может быть совершена только умышленно, тогда как неуплата (недостаточная уплата) налога может произойти и неумышленно, из-за ошибок в ведении бухгалтерского учета или иных причин.

Подводя итог работы, можно свести наши выводы в таблицу, кратко характеризующую указанные виды платежей (разумеется, все в таблицу свести невозможно):

НалогСборПошлина
Целевое назначениеУказаноНе указаноНе указано
Периодичность внесенияДаНетНет
Индивидуальная возмездностьНетДаДа
Устанавливается
уровнем
власти
Федеральный,
региональный,
местный
Федеральный,
региональный,
местный
Только
федеральный

  • «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  • «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ
  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  • «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение экспортных таможенных пошлин, а также анализ их влияния на поступления доходов в федеральный бюджет.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Таможенная пошлина как вид таможенных платежей………………………………………………………………………5
Понятие, экономическая сущность и функции таможенных пошлин…5
Механизм исчисления и взимания таможенных пошлин………………9
Глава 2. Влияние вывозных таможенных пошлин на экономическое развитие Российской Федерации………….14
Доля экспортных пошлин в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации …………………………………………………..14
Сравнительный анализ структуры экспорта России и Германии……. 17
Заключение…………………………………………………………………..20
Список использованной литературы. ………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Таможня 2.doc

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра таможенного дела

Дисциплина: «Таможенно - тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость»
Тема: «Экономическая сущность таможенной пошлины»

Выполнила: студентка 6 курса

заочной формы обучения,

специальность «Таможенное дело»

Глава 1. Таможенная пошлина как вид таможенных платежей………………………………………………………… ……………5

    1. Понятие, экономическая сущность и функции таможенных пошлин…5
    2. Механизм исчисления и взимания таможенных пошлин………………9

Глава 2. Влияние вывозных таможенных пошлин на экономическое развитие Российской Федерации………….14

    1. Доля экспортных пошлин в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации …………………………………………………..14
    2. Сравнительный анализ структуры экспорта России и Германии……. 17

Список использованной литературы. ………………………….22

Установление ставок таможенных платежей, необходимых для регулирования международного товарооборота является одним из способов регулирования внешнеэкономической деятельности. При перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза (далее – ТС) у участника внешнеэкономической деятельности возникает обязанность по уплате таможенных платежей, к которым относятся и таможенные пошлины.

Современное законодательство ТС четко регламентирует процедуру обложения перемещаемого через таможенную границу товара таможенными платежами. Кроме того, законодательство Российской Федерации (далее – РФ), как государства - члена ТС, дополняет таможенное законодательство в части взимания таможенных платежей таможенными органами.

Нужно отметить немалую долю таможенных платежей в структуре федерального бюджета, которая по итогам 2012 г. составила 54.60 % доходной части федерального бюджета. Основную сумму поступающих таможенных платежей составляют именно таможенные пошлины. Из общей суммы поступивших в федеральный бюджет таможенных платежей доля вывозных пошлин в 2012 г. составила 71.41 %.

Отсюда вытекает немалое значение таможенных пошлин, основной функцией которых является фискальная, т.е. пополнение федерального бюджета.

Целью курсовой работы является изучение экспортных таможенных пошлин, а также анализ их влияния на поступления доходов в федеральный бюджет.

Среди задач работы можно выделить ознакомление с экономической сущностью таможенных пошлин, а также целями и механизмом их исчисления и взимания.

Объектом исследования является экспортная таможенная пошлина.

В работе были применены такие методы обработки информации, как метод классификации, метод систематизации, а также метод сравнительного анализа.

Цели и задачи исследования определяют общую структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.

Первая глава «Таможенная пошлина как вид таможенных платежей» состоит из двух пунктов: «Экономическая сущность таможенных пошлин» и «Механизм исчисления и взимания таможенных пошлин».

Вторая глава «Влияние вывозных таможенных пошлин на экономическое развитие Российской Федерации» состоит также из двух пунктов: «Доля экспортных пошлин в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации» и «Сравнительный анализ структуры экспорта России и Германии».

Список использованной литературы представляет собой перечень нормативно-правовых актов, регулирующих исчисление и взимание таможенных пошлин, а также сборники статистической информации о структуре поступлений в федеральный бюджет.

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА КАК ВИД ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

    1. Понятие, экономическая сущность и функции таможенных пошлин

При перемещении товаров через таможенную границу ТС у участника внешнеэкономической деятельности возникает обязанность по уплате таможенных платежей, которые являются экономическим инструментом управления внешнеторговой деятельностью. На протяжении уже двух десятилетий система таможенных платежей постоянно развивается, изменяется и совершенствуется. На современном этапе экономического развития происходят изменения в этой системе в условиях создания и функционирования ТС.

Правовые отношения уплаты таможенных платежей регулируются Таможенным кодексом ТС (далее – ТК ТС), международными договорами государств-членов ТС, решениями Евразийской экономической комиссии (правопреемница Комиссии ТС) и национальным законодательством стран - участниц ТС.

В соответствии с таможенным законодательством ТС система таможенных платежей включает в себя следующие виды [1]:

  1. Таможенные пошлины:
    1. ввозная пошлина;
    1. вывозная пошлина;
    2. особые виды пошлин:
      • специальная,
      • антидемпинговая,
      • компенсационная.
  1. Налоги:
    1. налог на добавленную стоимость;
    2. акциз.
  1. Таможенные сборы:
    1. за таможенные операции;
    2. за таможенное сопровождение товаров;
    3. за хранение товаров.

Функция взимания таможенных платежей в Российской Федерации возложена на Федеральную таможенную службу, как государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела.

Экономическая сущность таможенных платежей определяет выполняемые ими функции, среди которых можно выделить две основные:

    1. фискальная (пополнение федерального бюджета);
    2. регулирующая (влияние на направление движения товаров).

Для начала необходимо разобраться в сущности вывозной таможенной пошлины, которая является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами ТС в связи с экспортом товаров.

При вывозе товаров наряду с экспортной также может взиматься сезонная таможенная пошлина, которая применяемая для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, носящих сезонный характер, путем корректирования ставок пошлин. К примеру, на период сбора урожая и его реализации устанавливается высокая ставка таможенной пошлины как для защиты отечественного производителя на внутреннем рынке, так и для препятствия вывоза сельскохозяйственных товаров для обеспечения потребностей национального рынка. Ставки сезонных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Законодательно установлено, что такой вид пошлин может применяться до полугода.

Являясь инструментом внешнеторговой деятельности, пошлина, как элемент системы таможенных платежей, выполняет фискальную и регулирующую функции.

Как уже говорилось выше, таможенная пошлина (как экспортная, так и импортная) является существенным источником пополнения доходной части федерального бюджета РФ. В этом и состоит сущность фискальной функции таможенной пошлины, которая в современных условиях развития российской экономики является, к сожалению, наиболее значимой для государства. Общемировая практика показывает, что уровень обложения перемещаемых через таможенную границу товаров в странах с высоким уровнем экономического развития минимален. Между такими показателями как уровень экономического развития и доля таможенных платежей (в том числе и таможенных пошлин) в мире существует обратно пропорциональная зависимость. Это ещё раз доказывает факт того, что наше государство на сегодняшний день находится не на столь высоком уровне своего экономического развития.

Кроме роли источника пополнения федерального бюджета, таможенная пошлина выполняет функцию одного из основных экономических инструментов регулирования перемещения товаров через таможенную границу. Путем установления ставок таможенных пошлин, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, государственные органы защищают отечественных производителей от иностранной конкуренции (в том числе недобросовестной), способствуя тем самым протекционистской политике государства. Применение ставок вывозных таможенных пошлин, в свою очередь, способствует предотвращению нежелательного экспорта товаров, стоимость которых на территории государства ниже общемирового уровня цен (к примеру, из-за доступности природных ресурсов в стране их себестоимость минимальна в сравнение с их добычей на территории других государств). В этом контексте необходимо отметить высокую значимость грамотного установления ставок как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин таможенными органами РФ, как государства, носящего именно сырьевой характер экспорта. Ведь именно с помощью высоких ставок таможенных пошлин можно подтолкнуть либо даже вынудить отечественного производителя обрабатывать товары внутри страны, вывозя в результате товары с более высокой степенью обработки по более высоким ценам. Тем самым, производитель сможет как увеличить прибыль от своей внешнеэкономической деятельности, так и способствовать развитию обрабатывающей промышленности внутри страны и росту уровня экономического развития государства в целом.

22 августа 2012 года после 18 лет переговоров РФ официально вступила во Всемирную торговую организацию. Подписанный и ратифицированный Госдумой договор о вступлении в ВТО предполагает значительную либерализацию таможенно-тарифной политики в отношении импортных товаров, снижение заградительных пошлин, отмену части преференций российским производителям. К сожалению, в результате этого вступления наблюдается снижение ставок вывозных таможенных пошлин и на товары с низкой степенью обработки.

Например, после вступления страны в ВТО ожидается снижение пошлин на вывоз древесины. В рамках квот, которые составляют около 6 млн. кубометров для стран Евросоюза и 286 тыс. кубометров для других государств, таможенная пошлина на вывоз необработанных хвойных пород снизится почти вдвое. В результате экспортировать необработанную древесину станет выгоднее, что может негативно сказаться на российских производителях мебели [16].

Такая политика организации несколько противоречит внешнеэкономической политике РФ, которая велась ранее, а именно принципу эскалации, который был введён для создания барьеров на пути ввоза готовых изделий и стимулирования импорта сырья и механизмов, необходимых для производства и последующего развития обрабатывающего секторы и вывоза товаров с более высокой степенью обработки.

Основной целью функционирования Всемирной торговой организации является либерализация международной торговли, которая заключается в минимизации экономических барьеров при входе компании на зарубежный рынок, а также в устранении нетарифных барьеров и количественных ограничений [11]. В связи с этим государства - члены Всемирной торговой организации при своём вступлении в это интеграционное объединение принимают определённые условия, которые направлены, в основном, на снижение уровня таможенного обложения товаров при их перемещении через таможенную границу участниками внешнеэкономической деятельности для облегчения им процесса расширения рынков сбыта. Таким образом, ставки таможенных пошлин должны быть снижены, но ведь помимо этого вида таможенных платежей существуют иные экономические рычаги воздействия.

К примеру, на новые ввозимые в РФ автомобили таможенная пошлина после вступления в ВТО снижается с 30% до 25%, а затем в течение 7 лет – с 25% до 15%. При этом, с 1 сентября 2012 г. в России действует утилизационный сбор на подержанные иномарки – от 26 800 до 165 200 рублей [16]. От уплаты сбора освобождаются личные автомобили беженцев, дипломатов, раритетные автомобили старше 30 лет и машины, прибывшие с территории ТС.

Таким образом, существуют некие «обходные пути», с помощью которых государство будет пытаться восполнять потери федерального бюджета после вступления в эту всемирную организацию. А ведь потери, действительно, ожидаются существенными. К примеру, по расчётам Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук ежегодно РФ будет терять порядка 1% ВВП (7,2 млрд. долл. в год). Учёные Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что только российский Агропром будет терять около 4 млрд. долл. ежегодно. В отношении федерального бюджета Министерством финансов РФ прогнозируются ежегодные потери в 315 млрд. руб. [12].

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:45, реферат

Описание работы

Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.

Работа содержит 1 файл

Реферат по Финансовому праву .По теме Понятие налога , сбора , пошлины..docx

Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации 1 , государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно: нотариальных действий; действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния; действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации; действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы; действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора; государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч. В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за :право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии; выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов; выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований .В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: «Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» 2 .Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. 3 В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. . Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. . Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом. 7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса. 4

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) 5

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству. На первый взгляд трудно разобраться, чем же отличаются друг от друга все эти платежи. Между тем, различия есть, и серьезные. 1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически. 2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы. 3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования - в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства). 4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков.

Налог и сбор как элементы налоговой системы РФ.

Как известно, налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги федеральные, региональные, местные, а также специальные налоговые режимы. Предметы ведения Российской Федерации, региональных и местных властей в части налогов разграничены Конституцией и Налоговым кодексом РФ. Как налоги, так и сборы могут входить в федеральные, региональные и местные налоги, то есть устанавливаться властями разных уровней. Государственная же пошлина является элементом исключительно федеральным, то есть региональные и местные власти не обладают правом вводить этот сбор самостоятельно. Что касается специальных налоговых режимов, то они не устанавливают новых налогов или сборов, а лишь предоставляю льготы или освобождение от уплаты таковых.

Ответственность за неуплату налога, сбора и пошлины.

Как известно, существует четыре вида ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданская (то есть материальная). Тут мы также видим сходство и различие этих платежей. Сходство состоит в том, что и налоги, и сборы являются обязательным платежом, не зависящим от воли плательщика. С другой стороны, неуплата налога влечет административную (штраф), а в некоторых случаях уголовную ответственность. Тяжесть наказания тут зависит от величины неуплаченного налога. Неуплата же сбора (пошлины) влечет для неплательщика прежде всего так называемый риск неблагоприятных последствий в виде непредставления определенных разрешений, лицензий, государственных услуг или юридических действий. Так, неуплата государственной пошлины за регистрацию прав на недвижимость влечет отказ в такой регистрации. Мы полагаем, таким образом, что неуплата пошлины может быть совершена только умышленно, тогда как неуплата (недостаточная уплата) налога может произойти и неумышленно, из-за ошибок в ведении бухгалтерского учета или иных причин.

1)"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2)"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ

3) )"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ

4)"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

5) http://kobzew.ru/sudeisky- voprosnik/nalog-sbor-i- poshlina-sravnitelno- pravovaya-kharakteristika.html

1 Налоговый кодекс РФ с.3.гл.25. «Государственная пошлина»

2 Налоговый кодекс РФ. п.1 ст.8 «Понятие налога и сбора»

3 Налоговый кодекс РФ п.1,2.ст17 «.Общие условия установления налогов»

4 Налоговый кодекс РФ. ст.12 «Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов»

5 Налоговый кодекс РФ. п.2 ст.8 «Понятие налога и сбора»

Налоговый потенциал содержит скрытые и неиспользуемые возможности накопленных ресурсов. Одним из самых приоритетным направлением финансовой политики государства в настоящее время является задача повышения эффективности таможенного механизма. Так же улучшению качества и доступности государственных услуг отводится важная роль для развития социально-экономического развития в России. В этой работе… Читать ещё >

  • Содержание
  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Содержание

  • Введение
  • 1. Сравнительный статистический анализ таможенных пошлин и налогов. Назначение таможенных пошлин и налогов
  • 2. Налоговая природа таможенных платежей. Различия между таможенными платежами и налогами
  • 3. Понятия таможенной пошлины, налогов и сборов
  • 4. Сравнительный анализ признаков таможенной пошлины и налогов
  • 5. Сравнительный анализ сущности таможенной пошлины и налогов
  • Заключение
  • Список использованной литературы
Стоимость уникальной работы

Сравнительный анализ сущности, назначения, признаков таможенной пошлины и налога ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

е. в таком что покрывает все расходы по её оказанию и остаётся ещё некоторый излишек, идущий в доход бюджета, то в таком случае имеется отклонение от пошлинного принципа и она превращается в налог, до известной степени, взимаемый лишь в скрытой форме. Сравним характеристики таможенной пошлины и налога в Таблице 2. Это сравнение налога и таможенной пошлины отчетливо демонстрирует налоговую природу таможенной пошлины. Таможенная пошлина по своей экономической сущности представляет собой налог, потому что обладает всеми основными признаками налога. Таблица 2Сравнительные характеристики налога и таможенной пошлины.

Обязательный, индивидуальнобезвозмездный платёж Обязательный, индивидуальнобезвозмездный платёж Взимается с юр. лиц и с физ. лиц.

Взимается с юр. лиц и с физ. лиц.

Обеспечивается государственным принуждением.

Обеспечивается государственным принуждением.

Размер, основания и сроки устанавливаются органами государства.

Размер, основания и сроки устанавливаются органами государства.

Взимается в целях финансирования деятельности государства.

Взимается в целях регулирования эконом.

интересов государства и отечественного товаропроизводителя.

Уплачивается регулярно, при наличии налогооблагаемой базы.

Возникает при необходимости для субъекта, вступающего в таможенные отношения.

Заключение

Налоговый потенциал содержит скрытые и неиспользуемые возможности накопленных ресурсов. Одним из самых приоритетным направлением финансовой политики государства в настоящее время является задача повышения эффективности таможенного механизма. Так же улучшению качества и доступности государственных услуг отводится важная роль для развития социально-экономического развития в России. В этой работе была всесторонне рассмотрена актуальная тема «Сравнительный анализ сущности, назначения, признаков таможенной пошлины и налогов».Сначала таможенная пошлина и налог были представленыв процентном соотношении в структуре бюджета вместе с другими источниками дохода бюджета. Было определено их общее назначение, а также их огромная важностьдля решения государственных задач. Затем рассмотрены законодательные понятия и определения налогов и сборов, а также налоговой пошлины в налоговой системе и в системе таможенного тарифа. Сделан анализ сравнительных признаков налога и таможенной пошлины, который показал общую налоговую природу таможенной пошлины.

В сравнительном анализе сущности таможенной пошлины и налога был сделан заключительный вывод, что Таможенная пошлина по своей экономической сущности представляет собой налог, потому что обладает всеми основными признаками налога. В процессе работе использованы источники актуальной литературы. По всей работе указаны прямые ссылки на источники исследуемых документов. Список использованной литературы1. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-I (в редакции на 28 [10, "https://nanayna.ru"].

22. Налоговый Кодекс РФ (в редакции от 09.

03.16 г.) www.garant.ru3.Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (в редакции от 12.

08.15 г.) [Электронный ресурс]:

http://base.garant.ru/12 171 455/4. Вылкова Е. С. и др. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. СПбГУЭФ, 20 125.

Батычко В. Т. «Таможенное право в вопросах и ответах». Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005 г., гл. 526. Кошанина Т. В. , Кошанин А. В. , Основы российского права, Учебник для вузов, Издательство НОРМА, Москва, 2000 г.

7. Блинова О. Н. , Рубинштейн Е. Д. Статья «Сопоставимость статистических данных при анализе государственного бюджета РФ» Журнал «Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд» 2015, № 34 8. Постникова Л. В. Статья «О налоговой природе таможенных платежей» Журнал «Вестник Алтайского государственного аграрного университета» 2012, № 2 (том 88).

http://cyberleninka.ru/9. Савинова Е. А. , Степченко В. Г. Статья «Статистический анализ объёмов и структуры таможенных платежей в РФ» Журнал «Экономика и современный менеджмент: теория и практика», 2013, № 27,.

http://cyberleninka.ru/10. Кожевникова В. Н. Статья «Сущность и современная трактовка таможенных платежей» Журнал «Известия Иркутской государственной экономической академии», 2008, № 2,.

http://cyberleninka.ru/11. Википедия. Статья «Книга Ездры» [Электронный ресурс]:

https://ru.wikipedia.org/12.Структура доходов консолидированного бюджета по состоянию на 01.

Сайт Министерства Финансов РФ . Данные Федерального казначейства. Исполнение консолидированного бюджета РФ на 01.

Г.А. МЕНИС, аспирант кафедры публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета Современное российское законодательство оперирует понятиями «налог», «сбор», «пошлина», «иные обязательные платежи». И если четкое определение налога и сбора содержится в нормативных актах, в частности в НК РФ, то самостоятельное понятие пошлины в отечественном законодательстве отсутствует. Законодатель при употреблении термина «пошлина» определяет его через сбор, как в случае с государственной пошлиной[1]. Более того, правовой доктриной и судебной практикой пристальное внимание уделяется только понятию налога, при достаточно скромной проработке понятий сбора и пошлины.

Г.А. МЕНИС,
аспирант кафедры публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета

Современное российское законодательство оперирует понятиями «налог», «сбор», «пошлина», «иные обязательные платежи». И если четкое определение налога и сбора содержится в нормативных актах, в частности в НК РФ, то самостоятельное понятие пошлины в отечественном законодательстве отсутствует. Законодатель при употреблении термина «пошлина» определяет его через сбор, как в случае с государственной пошлиной[1]. Более того, правовой доктриной и судебной практикой пристальное внимание уделяется только понятию налога, при достаточно скромной проработке понятий сбора и пошлины.

В Конституции РФ термины «налог» и «сбор» используются всегда рядом, что указывает на их тесную взаимосвязь, с одной стороны, и неравнозначность, с другой. Например, в ст. 57 говорится об обязанности платить законно установленные налоги и сборы; п. «з» ст. 71 указывает, что федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации; п. «и» ч. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов; в соответствии с ч. 1 ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
В Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы» термин «налоговый платеж» употреблялся как собирательный для налогов, акцизов, пошлин, сборов, отчислений и т. д. Правовой режим каждого из подобных платежей в наименьшей степени зависел от его названия.
Н.И. Химичева определяет налоги как «обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные фонды) с определением их размеров и сроков уплаты»[2]. При этом отдельно автор выделяет группу платежей, к которым относит государственную и таможенную пошлины, отличие которых от налогов в том, что им свойствен возмездный характер, а обязательность их уплаты возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой[3].
Интересной представляется позиция А.Н. Шереметьевой по проблеме соотношения различных видов платежей. По ее мнению, платеж может быть отнесен к налогу при условии соответствия его следующим характеристикам:
— отсутствие права выбора, т. е. одно из существенных различий налогов от других платежей видится в том, что уплата неналоговых платежей связана со свободой плательщика выбирать вариант своего поведения (он может отказаться от определенных притязаний или действий и тогда не будет обременен платежом). Для налогов же такая возможность не характерна;
— односторонний характер установления;
— взыскание на условиях безвозвратности и безвозмездности;
— публичный характер, т. е. цель взимания налогов — обеспечение деятельности государства посредством поступления во все бюджеты денежных средств;
— отсутствие целевой направленности;
— обеспечение государственно-властным принуждением[4].
«Сборы представляют собой обязательные безэквивалентные платежи, взимаемые на основании закона в форме отчуждения принадлежащих плательщику на праве собственности денежных средств, уплачиваемые при осуществлении государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными государством органами и должностными лицами возложенных на них функций»[5].
По мнению Д.В. Винницкого, особенность сбора состоит в установлении «его размера на основе эквивалентности тем расходам, которые несет фиск при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение, или при производстве товаров (работ, услуг), передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора»[6].
Традиционно основным и по существу единственным отличием сбора от налога называют индивидуальную возмездность первого, выражающуюся в обязанности совершения юридически значимых действий по факту его уплаты. Указанный критерий применяется во многих зарубежных странах для отграничения сборов и пошлин от налогов. Так, например, в финансовом праве Швеции под сборами понимаются платежи, обусловленные специальной целью и характеризующиеся тем, что плательщик или третье лицо получает встречное предоставление в связи с его уплатой. В Германии пошлиной (gebubr) называется платеж, имеющий черты возмездности — вознаграждение за государственные услуги или за предоставление специального права, который, наряду с не характерными для российского финансового права возмездными платежами, уплачиваемыми за получение экономических преимуществ и компенсаций за освобождение от натуральных повинностей, входит в категорию «причинно обусловленных взиманий» (Kausalabgabe)[7].
Эти же авторы утверждают, что под данное определение подпадает и государственная пошлина, которая в правовой системе Российской Федерации выполняет дисциплинирующую функцию[8].
В.Н. Моисеев считает, что «понятие “сбор” является родовым по отношению к понятию “пошлина”», указывая при этом, что «проведение четкого разграничения между пошлинами и прочими сборами не представляется возможным, в связи с чем налоговое законодательство обоснованно не выделяет пошлины в отдельную категорию сборов». Например, таможенная пошлина является сбором в силу того, что отвечает всем условиям, характерным для платежей данного вида. И даже более выраженная регулятивная функция таможенной пошлины не дает полноценных оснований для выделения ее в отдельную категорию.
Более того, по его мнению, к сборам следует относить все обязательные платежи, внесение которых является условием совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий государственно-властного характера или предоставление специального права, и распространять на них правовое регулирование, предусмотренное НК РФ для сборов[9].
Под пошлиной ряд авторов понимают «обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера»[10] или «денежную повинность, взимаемую в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера»[11].
В финансовом праве зарубежных государств проводится различие между понятиями «сбор» и «пошлина». Так, в законодательстве Франции сбор и пошлину дифференцируют исходя из соотношения размера платежа со стоимостью оказанных плательщику услуг. Следовательно, сбором считается платеж, установленный в определенном соотношении с издержками соответствующего органа, в то время как при установлении пошлин такое соотношение не учитывается.
Если проанализировать соответствующие статьи НК РФ, посвященные размерам государственной пошлины, то можно сделать вывод о зависимости размера пошлины от ряда обстоятельств — суммы иска, характера жалобы, субъекта, который обращается в государственные органы, особенностей действий, по факту которых уплачивается пошлина, и т. д. Явно прослеживается определенное соотношение пошлины и характера оказываемых государством услуг.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о самостоятельном существовании таких правовых категорий, как «налог» и «сбор». При этом обособленность понятия «пошлина» категорично опровергается как на уровне научно-теоретических разработок, так и на законодательно-практическом уровне.
Однако в силу того, что понятие пошлины используется отдельно от понятий сбора и налога, необходимо дальнейшее глубокое изучение указанных категорий и проведение четкой дифференциации на законодательном уровне.

Библиография
1 В соответствии со ст. 333.16 НК РФ «государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 на-
стоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за ис-
ключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации».
2 Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Химичева. — М., 2003. С. 310.
3 См. там же. С. 316—317.
4 См.: Шереметьева А.Н. Административно-правовое регулирование взимания налогов и сборов в таможенной сфере: Дис. … канд. юрид. наук. — Хабаровск, 2006. С. 23.
5 Злобин Н.Н. Налог как правовая категория: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2003. С. 13.
6 Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. — М., 2002. С. 77.
7 См.: Моисеев В.Н. Сбор как категория финансового права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008. С. 16.
8 См. там же.
9 См. там же. С. 9.
10 Гуреев В.И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлины // Государство и право. 2005. № 4. С. 54.
11 Основы налогового права: Учеб. / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М., 1995. С. 27.

Читайте также: