Сравнение налогового бремени в россии и других странах прогноз на следующие годы

Опубликовано: 16.05.2024

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Налоговое бремя на российскую экономику увеличилось в 2018 году по сравнению с предыдущим годом, свидетельствуют данные Федеральной налоговой службы (ФНС). При этом нагрузка в разных отраслях различается в десятки раз.

ФНС рассчитывает налоговую нагрузку как отношение суммы налогов и сборов к выручке организаций. С 2017 года служба перешла на новые классификаторы видов экономической деятельности (ОКВЭД-2), поэтому РБК сравнивал значения только за 2017 и 2018 годы.

  • Совокупная налоговая нагрузка на экономику выросла на 0,2 п.п. — с 10,8 до 11%.
  • Фискальная нагрузка по страховым взносам, которую ФНС учитывает отдельно, напротив, снизилась на 0,3 п.п. — с 3,6 до 3,3%.
  • В результате общая фискальная нагрузка с учетом страховых взносов даже незначительно сократилась — на 0,1 п.п. — с 14,4 до 14,3%.

Минфин рассчитывает налоговую (и фискальную) нагрузку по-другому — как сумму всех поступлений налогов и обязательных неналоговых платежей в бюджетную систему в процентах от ВВП. В 2017 году этот показатель составил 31,1%, увеличившись с 29,2% ВВП в 2016 году. Данных за 2018 год Минфин еще не приводил, но говорил, что в 2019 году фискальная нагрузка увеличилась в связи с повышением ставки НДС. РБК направил запрос в Минфин.

Налоговая нагрузка в России сопоставима с такими странами, как Великобритания (33%), Канада (31,7%), Новая Зеландия (32,1%), но больше, чем в США (26%) или Швейцарии (27,8%). Среднее значение в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — 34,5% ВВП, по данным Минфина за 2016 год.

Президент Владимир Путин еще в послании Федеральному собранию в 2017 году поставил задачу до 2019 года создать новые стабильные правила налоговой системы на долгосрочный период. Как неоднократно заявлял первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов (в частности, на Гайдаровском форуме в 2017 году), налоговая нагрузка на экономику не будет расти в ближайшие шесть лет.

Рост налоговой нагрузки бьет по любой отрасли, прокомментировал РБК директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Из-за роста налоговой нагрузки растут издержки предприятий, сокращаются производство и рост экономики», — отметил он.

Диспропорции в отраслях

Налоговая нагрузка распределена по сферам неравномерно. Сырьевой сектор традиционно лидирует по этому показателю.

  • Сильнее всего выросло давление на добычу полезных ископаемых — на 6,8 п.п. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (нефть, газ и уголь) выросла на 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.

Вместе с тем в добывающих отраслях и самая высокая рентабельность. Рентабельность по выручке в добыче полезных ископаемых выросла на 7,7 п.п., до 33,6%, а по активам на 6,3 п.п., до 17,3% в 2018 году.

  • На втором месте по налоговому бремени в стране сфера операций с недвижимостью. Однако за 2018 год нагрузка на эту отрасль снизилась на 0,8 п.п., до 20,5%.
  • Следом за сырьевым сектором по росту налоговой нагрузки идет административная деятельность (аренда и лизинг, туристические и кадровые агентства, вспомогательные услуги для бизнеса, обслуживание зданий и территорий). Эта сфера также в лидерах по налоговому бремени. Рост составил 3 п.п. — с 15,4% в 2017-м до 18,4% в 2018 году.
  • Налоговая нагрузка на предприятия общественного питания и гостиницы выросла на 0,6 п.п., до 10,1%; в сфере водоснабжения и утилизации отходов — на 0,5 п.п., до 8,9% в 2018 году.

Снизилась нагрузка в основном в отраслях со значительно меньшим налоговым бременем.

  • Сильнее всего сократилась нагрузка на обрабатывающие производства — на минус 1,1 п.п., до 7,1%; предприятия транспортировки и хранения — на 0,3 п.п., до 6,5%; оптовую и розничную торговлю — на 0,3 п.п., до 2,9%.

Диспропорции налоговой нагрузки в разных отраслях объясняются их спецификой, пояснил РБК Дмитрий Куликов из АКРА. Для более рентабельных отраслей рентабельность по валовой прибыли коррелирует с налоговой нагрузкой, но есть отрасли, которые отклоняются от данного тренда.

Нагрузка на химическую отрасль, включая производство лекарств, и на сельское хозяйство ниже из-за политики господдержки отраслей — импортозамещения, а также программ продовольственной и лекарственной безопасности, отметил Куликов. Налоговая нагрузка на производство алкоголя и табака выросла из-за повышения акцизов. «В пищевой отрасли тоже есть импортозамещение, но в ней есть также политика по дестимулированию потребления вредящего здоровью алкоголя», — говорит эксперт.

Подоходный налог


Подоходный налог — это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

Таблица стран с самыми низкими налогами в 2021 году

Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Таблица стран с самыми высокими налогами

Страны с самыми высокими налогами в мире

Таблица со средней налоговой ставкой в мире

Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

  1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
  • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
  • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
  1. Швеция. Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % — это социальный взнос.
  2. Дания. Ставка — 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
  3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
  4. Бельгия. Налоговые ставки:
  • Подоходный — 50 %.
  • Социальный взнос — 13 %.
  • Муниципальный — 11 %.
  1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
  2. Финляндия. Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
  3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

  1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

Подоходный налог в разных государствах

Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

  1. Беларусь — 13 %.
  2. Болгария — 10 %.
  3. Латвия — 25 %.
  4. Литва — 15 %.
  5. Эстония –— 20 %.
  6. Россия — 13 %.

Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:

  1. Австралийский Союз. При доходе до 4600 USD взнос не платится. Если прибыль больше 4600 USD, но меньше 28 800 USD, налог равен 9 %. При прибыли свыше 140 000 USD ставка варьируется от 30,3 до 44,9 %.

Налогообложение в Австрилии

Налогообложение в Австрилии

Размер подоходного налога в разных странах

Страна Размер подоходного налога (в %)
Португалия 56,50
Зимбабве 45,00
Франция 50,30
Израиль 50,00
Словения 50,00
Ирландия 48,00
Греция 46,00
Республике Конго 45,00
Люксембург 43,60
Папуа — Новая Гвинея 42,00
ЮАР 40,00
Чили 40,00
Гвинея 40,00
Сенегал 40,00
Швейцария 40,00
Тайвань 40,00
Уганда 40,00
Соединенные Штаты Америки 39,60
Норвегия 40,00
Марокко 38,00
Южная Корея 38,00
Суринам 38,00
Намибия 37,00
Алжир 35,00
Аргентина 35,00
Барбадос 35,00
Камерун 35,00
Кипр 35,00
Эквадор 35,00
Экваториальная Гвинея 35,00
Эфиопия 35,00
Габон 35,00
Мальта 35,00
Таиланд 35,00
Тунис 35,00
Турция 35,00
Вьетнам 35,00
Замбия 35,00
Венесуэла 34,00
Индия 33,99
Колумбия 33,00
Мавритания 33,00
Новая Зеландия 33,00
Пуэрто-Рико 33,00
Свазиленд 33,00
Мозамбик 32,00
Филиппины 32,00
Польша 32,00
Конго 30,00
Сальвадор 30,00
Индонезия 30,00
Кения 30,00
Лесото 35,00
Малави 30,00
Мексика 30,00
Никарагуа 30,00
Перу 30,00
Руанда 30,00
Сьерра-Леоне 30,00
Танзания 30,00
Бразилия 27,50
Самоа 27,00
Армения 25,00
Малайзия 26,00
Азербайджан 25,00
Бангладеш 25,00
Доминиканская Республика 25,00
Египет 25,00
Гана 25,00
Гондурас 25,00
Ямайка 25,00
Панама 25,00
Тринидад и Тобаго 25,00
Лаос 24,00
Нигерия 24,00
Шри-Ланка 24,00
Албания 10,00
Чешская Республика 22,00
Сирия 22,00
Узбекистан 22,00
Эстония 21,00
Лихтенштейн 21,00
Афганистан 20,00
Камбоджа 20,00
Фиджи 20,00
Грузия 20,00
Остров Мэн 20,00
Ливан 20,00
Мадагаскар 20,00
Мьянма 20,00
Пакистан 20,00
Сингапур 20,00
Молдова 18,00
Ангола 17,00
Украина 17,00
Румыния 16,00
Коста-Рика 15,00
Венгрия 16,00
Ирак 15,00
Сербии 15,00
Сейшельские острова 15,00
Судан 15,00
Йемен 15,00
Иордания 14,00
Боливия 13,00
Таджикистан 13,00
Макао 12,00
Казахстан 10,00
Косово 10,00
Ливия 10,00
Монголия 10,00
Гватемала 31,00

Государства без подоходного налога

В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.

Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.

Список государств, где жители не платят подоходный налоговый платеж:

  1. Андорра.
  2. Багамские острова. Вся экономика страны построена на туризме. Багамы — один из самых посещаемых курортов мира.
  3. Бахрейн.
  4. Бермуды.
  5. Бурунди.
  6. Кувейт.
  7. Оман.
  8. Катар. Самая богатая страна в мире по показателю ВВП. Данное государство приобрело капитал благодаря добыче и экспорту нефти.
  9. Сомали.
  10. Объединенные Арабские Эмираты.
  11. Уругвай.
  12. Вануату.
  13. Виргинские острова.
  14. Острова Кайман.
  15. Монако.
  16. Саудовская Аравия.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Библиографическая ссылка на статью:
Бондарев Н.С. К вопросу об оптимальном уровне налоговой нагрузки // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/07/56964 (дата обращения: 23.04.2021).

Савина Ольга Николаевна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение»

“От снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей” [1]. Трудно не согласиться с высказыванием Адама Смита. Действительно, если государство установит оптимальный уровень налоговой нагрузки для всех хозяйствующих субъектов, то эти самые субъекты куда более охотно будут расставаться с частью заработанных денежных средств в виде налоговых изъятий в пользу государства. В соответствии с законами экономики, установление оптимального уровня налогообложения приводит к расширению налоговой базы, поскольку, снижая налоговые ставки по отдельным видам налогов, государство способствует росту экономической активности субъектов хозяйствования, что говорит о том, что инвестиционный климат в стране улучшается, осуществлять предпринимательскую деятельность становится эффективнее с точки зрения прибыльности. Как следствие, увеличиваются объемы производства, растет ВВП страны, уровень и качество жизни населения.

В качестве преимуществ, которые получает государство, установив оптимальную налоговую нагрузку, отметим:

Во-первых, оптимальная налоговая нагрузка на бизнес способствует уменьшению доли теневого сектора экономики. Одной из причин ухода компаний в теневой сектор экономики является чрезмерное налоговое бремя, которое вынуждает ряд налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов. В соответствии с оценкой министра финансов РФ Силуанова А.Г., теневой сектор экономики за 2013 год в России составил 15-20% ВВП страны. Учитывая значение ВВП в 60 трлн. рублей, это означает, что государством не контролируются сектора экономики, общий объем аккумулированных средств которых составляет примерно 9-12 трлн. рублей. Совокупная налоговая нагрузка на экономику Российской Федерации
составила 35 %, следовательно, путем несложных вычислений получаем, что бюджеты недополучили сумму в 3-4 трлн. рублей (9

4), что составило по результатам 2013 года 12,5 – 14% консолидированного бюджета РФ. [2] Снизив налоговое бремя, часть средств экономических субъектов теоретически должна быть выведены ими из неофициального сектора экономики. При этом необходимо учитывать специфику налогового законодательства в разных странах, существующие “лазейки”, позволяющие уменьшить налоговые обязательства плательщиков. Немалую роль в добросовестности и желании платить налоги играет менталитет граждан. Так, российский менталитет основывается на том, что не платить налоги является почетным. Действенным механизмом собираемости налогов является проведение контрольной работы налоговыми органами, в процессе проведения камеральных и выездных проверок. Только в 2014 году по результатам данной работы было начислено 347,87 млрд. руб., включая налоговые санкции и пени [3].

Во-вторых, увеличение деловой активности: между величиной налогового бремени и деловой активностью субъектов экономики существует прямая зависимость. Так, уменьшение налогового бремени приведет к ускоренному возрастанию доходов налогоплательщиков и, как следствие, обеспечит рост налоговых доходов государства в средне- и долгосрочной перспективе. Осознавая, что налоговые платежи уменьшатся, население страны охотнее будет стараться реализовать свой потенциал посредством раскрытия предпринимательских способностей. Кроме всего прочего, действующий бизнес в меньшей степени будет искать лазейки в налогово-бюджетном законодательстве, а также законодательстве о бухгалтерском учете, поскольку отдача от оптимизации не будет столь существенной по сравнению с Россией. Неслучайно одним из критериев при принятии на работу бухгалтеров в российские компании
является их умение оптимизировать налоги. Зачастую, наряду с “белыми” схемами налоговой оптимизации используются и “черные”, например, путем искусственного занижения прибыли, увеличивая расходы или занижая доходы и пр. Так, в российском налоговом законодательстве существует целый ряд льгот и преференций, которые стимулируют экономические субъекты к ведению активной деятельности. При этом бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации недополучают значительные средства. К примеру, по результатам 2014 года сумма недопоступления только по налогу на прибыль организаций в связи с предоставлением льгот и преференций для прибыльных организаций составила 179,46 млрд. руб. [4]. Следует отметить, что цели расходования средств, сэкономленных в результате пользования льготами и преференциями, налоговыми органами не отслеживаются, а Налоговый кодекс не содержит положений о проведении оценки их эффективности и составлении отчетности направлений их использования.

В-третьих, экономия на сборе налогов. Если речь идет о снижении налогового бремени, то это должно привести к большей собираемости налогов, выходе части неплательщиков из теневого сектора экономики и сокращению расходов на мероприятия по обнаружению неплательщиков, а также взыскиванию с них долгов в виде неуплаченных налогов, сборов, штрафов и пеней.

Наконец, самый главный вопрос – какая налоговая нагрузка является оптимальной? С одной стороны, низкие налоговые ставки, установление льгот, вычетов, сокращение налоговых платежей способствуют увеличению деловой активности хозяйствующих субъектов, развитию промышленности и производства, что в современных экономических условиях является приоритетным направлением налоговой политики, направленной на развитие импортозамещаемой продукции. С другой стороны, уровень налоговой нагрузки не должен быть минимальным, поскольку зачисляемые в бюджеты налоговые доходы должны способствовать нормальному финансовому обеспечению функционирования государства, выполнению всеми публично-правовыми образованиями своих расходных обязательств, ведь доля налоговых доходов в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет РФ равна 72% по результатам 2014 года. [5] Соответственно, существенное снижение собираемости посредством снижения налогового бремени может поставить под угрозу функционирование общественного хозяйства, ухудшить социальную поддержку населения, а налоги, в свою очередь, перестанут выполнять функцию экономического регулятора.

Установление максимальных налогов также ведет к краху экономики. Это уже наблюдалось в нашей стране в 90-е гг. в период проведения политики максимальных налогов.

К вопросу о том, какой должна быть оптимальная налоговая нагрузка в России, следует рассмотреть структуру налоговой нагрузки в России и сравнить ее с зарубежными странами.

Таблица 1 – Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР по видам налоговых доходов в 2013 году (% к ВВП) [6]



Средний уровень налоговой нагрузки на экономику в странах-членах ОЭСР в 2013 году составил 34,97% к ВВП, что на 0,86% выше значения в России – 34,11% к ВВП. При этом уровень налоговой нагрузки в России без учета нефтегазовых доходов в 2013 году составил– 23,45% к ВВП, что на 11,5% ниже среднего значения по ОЭСР. Таким образом, доходы от налогов и пошлин, связанные с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют на данный момент чуть более трети от общей величины уровня налоговых изъятий в ВВП страны.

При анализе налоговой нагрузки на экономику России и стран ОЭСР в 2013 году по видам налоговых доходов необходимо отметить, что только по «остальным» налогам и таможенным пошлинам уровень нагрузки в России выше аналогичных показателей в среднем по ОЭСР. Согласно данным ОЭСР, в целом налоговая нагрузка в России была признана экспертами ниже, чем в европейских странах [7]. Как видно из таблицы, налогообложение прибыли, страховые взносы, имущественные налоги, косвенные налоги существенно ниже, чем в странах ОЭСР.

Для оценки этого самого оптимума необходимо проводить всестороннее исследование изменения деловой активности, показателей в каждой из отраслей экономики, применяя те или иные процентные ставки. Важным остается понимание того, что наиболее эффективно устанавливать оптимальную налоговую нагрузку нужно исходя из ряда факторов, таких как особенности законодательства, специфика региона размещения, отрасль, размеры предприятия и т.д.

В случае необходимости пополнения бюджетов дополнительными средствами, перед тем как вводить новые налоги, что явно вызовет социальное негодование в обществе, необходимо решать проблемы иными способами, а именно: распределение поступления доходов от налогов в бюджеты бюджетной системы разных уровней. Заинтересованность местных властей способно повысить собираемость налогов и сборов.

Важным остается решение вопроса оптимизации неэффективных налоговых льгот. Необходим их постоянный мониторинг с целью выявления их неэффективности в каждой из отрасли, законодательное предоставление на ограниченный период времени, определение критериев эффективности и т.д. [8] Введение новых льгот должно сопровождаться целью, экономическим обоснованием, контингентом использования льгот, периодом действия, расчетом недополучения средств в бюджеты и иных показателей.

Таким образом, повышение налоговой нагрузки выше оптимума приводит к снижению деловой активности субъектов экономики, уменьшает собираемость. В российских нынешних условиях, ввиду введения санкций, оттоку капитала, падения курса национальной валюты введение новых налогов отрицательно скажется на темпы экономического роста. Тем не менее, органы государственной власти ввели торговый сбор, увеличили НДФЛ на дивиденды и налог на прибыль организаций на дивиденды с 1 января 2015 года. Падение мировых цен на нефть привело к проседанию торгового баланса, было принято решение секвестировать федеральный бюджет на 10% по всем статьям, кроме защищенных. Следовательно, данные действия органов государственной власти свидетельствуют о нехватке средств, перераспределяемых государством. В такого рода экономических сложностях резкое увеличение налоговой нагрузки может привести к еще большему уменьшению собираемости. Необходимо оптимизировать и модернизировать уже существующие механизмы собираемости налогов и сборов, о которых упоминалось выше.

Библиографический список

Роман Симонов

tax

Список самых выгодных с точки зрения развития бизнеса стран составила Tax Foundations – некоммерческая налоговая организация. Ее эксперты уже более 80 лет занимаются подсчетом, кто где когда и сколько заплатил налогов.

  • В 1980 году средняя ставка налогов на прибыль была 46,63%.
  • Сейчас усредненный показатель по 208 странам составляет примерно 23,03%.
  • Даже США, традиционно придерживающиеся точки зрения, что бизнес должен платить (долгое время ставка налога там была одной из самых высоких в мире), немного ослабили налоговую хватку. Сейчас они ближе к середине списка.

Страны с самой низкой налоговой нагрузкой на бизнес

СтранаНалоги
Кипр12.5%
Ирландия12.5%
Лихтенштейн12.5%
Macao12%
Молдова12%
андорра10%
Босния и Герцеговина10%
Болгария10%
Гибралтар10%
Киргизия10%
Бывшая югославская Республика Македония10%
Науру10%
Парагвай10%
Катар10%
Восточный Тимор10%
Республика Косово10%
Венгрия9%
Черногория9%
Туркменистан8%
Узбекистан7.5%

10. Кипр

Ставка корпоративного налога: 12,5%

Европа в целом считается одним из самых благоприятных регионов для бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки. В среднем налог на прибыль составляет там 18,38%. Что касается Кипра, он давно уже считается своего рода Мекка богачей, где серьезные бизнесмены отмывают деньги.

Правда, сами киприоты горячо протестуют против такой характеристики и утверждают, что привлекают бизнесменов со всего мира исключительно благоприятным налоговым режимом и облегченным процессом открытия собственного дела. А налогообложение страны полностью соответствует требованиям Евросоюза и ОЭСР.

Помимо Кипра, такая же ставка налога на бизнес есть в Ирландии и Лихтенштейне. Однако, у Ирландии своя специфика: 12,5% там берутся только с доходов, полученных от торговли. А вот если предприниматель что-нибудь производит или поставляет услуги, то ставка там уже более серьезная – 25%.

9. Макао

Ставка корпоративного налога: 12%

Эта второй после Гонконга так называемый специальный административный район Китая. То есть территория, которая во многих отношениях остается самостоятельной. Например, у Макао собственная валюта. А в 2001 году был принят закон, легализирующий азартные игры. Благодаря ему на настоящий момент «китайский Лас-Вегас» является одним из ведущих игровых центров не только Азии, но и всего мира.

8. Молдова

Ставка корпоративного налога: 12%

А вот и первая постсоветская страна в списке государств с самой низкой налоговой нагрузкой на бизнес в 2019 году. Ставка корпоративного налога в Молдове составляет всего 12%, однако за истекшие 14 лет она не раз колебалась.

Самая высокая (20%) была зафиксирована в 2004 году, а самая низкая (0%) — в 2008 году. Возможно, благодаря такой низкой ставке крепнет внешняя торговля страны. За последние пару лет ее объем увеличился на 18,4%.

7. Науру

Ставка корпоративного налога: 10%

Это крошечное государство, расположенное на маленьком коралловом островке в Тихом Океане, с населением всего 10 тысяч человек. У страны даже нет собственной столицы, да она и не нужна при площади в 21 км2.

После варварской добычи фосфоритов остров переживает тяжелую экологическую катастрофу, и в попытке заработать денег в начале 90-х годов прошлого века было решено превратить Науру в оффшорную зону. Она стала настолько популярной, что финансовая организация, борющаяся с отмыванием капиталов, была вынуждена запретить создание на острове оффшорных банков. Однако и по сей день ставка корпоративного налога в Науру остается одной из самых низких в мире.

6. Парагвай

Ставка корпоративного налога: 10%

Важную часть экономики Парагвая составляет так называемый режим «Макила» – это когда крупные иностранные компании организовывают в странах Латинской Америки заводы по сборке изделий, пользуясь дешевизной местной рабочей силы и перспективами контрактной почасовой оплаты. Разумеется, никаких больничных и отпусков для работников не предусмотрено.

Занимаются этим в основном бизнесмены из США. «Почему именно они?», — можете спросить вы, взглянув на карту и отметив, что Парагвай от США находится дальше, чем Мексика, где подобные предприятия очень распространены. Все очень просто: ставка налога в Парагвае – самая низкая по всей Латинской Америке.

5. Киргизстан

Ставка корпоративного налога: 10%

Что общего у бывшей союзной республики СССР, самого безопасного государства в мире, занимающегося экспортом нефти и газа, и небольшого островного государства в Индийском океане? Только одно – низкая ставка корпоративного налога. Первая страна — Киргизстан, а два вторых — это Катар и Восточный Тимор.

4. Андорра

Ставка корпоративного налога: 10%

Крошечное государство, зажатое между Францией и Испанией выгодно отличается от своих соседей налоговой политикой. Например, андоррцы ввели подоходный налог только в 2015 году и то под давлением Европейского союза. Однако эта небольшая страна по-прежнему считается идеальной стартовой позицией для эмигрантов, мечтающих заработать деньги. В ней нет ни налога на имущество, налога на дарение и даже налога на наследство, а налог на доходы начисляется только при продаже имущества. Причем стать гражданином страны можно, только либо создав в стране предприятие, либо путем инвестирования в уже существующее.

Помимо Андорры десятипроцентным налогом на бизнес может похвастаться Болгария — одна из самых любимых европейскими предпринимателями стран. Кроме низкой налоговой ставки (кстати, для частных лиц это те же самые 10%), бизнесменов привлекает ее удобное территориальное расположение, развитая инфраструктура и традиционные для стран бывшего Восточного блока низкие зарплаты работников.

3. Венгрия

Ставка корпоративного налога: 9%

Несмотря на то что Венгрия все еще остается страной, зависимой от Европейского союза и его дотаций, прогнозы ее развития самые благоприятные. Правительство Орбана (премьер-министра страны) сумело добиться роста ВВП и общего улучшения благосостояния населения.

Возможно, не последнюю роль в этом сыграла одна из самых низких корпоративных налоговых ставок в Европе. Венгерское правительство не только завлекает иностранные компании, но и поддерживает рост своих собственных малых предприятий. А на рынке труда полным-полно квалифицированных специалистов по более низкой, чем обычно в Европе, цене.

Пример с Венгрии берет и Черногория – небольшое балканское государство, пытающееся выжить за счет привлечения иностранных инвесторов. Ее выгодно отличает как низкая ставка налога на предпринимательство, так и прозрачность налоговой системы. Черногория просто вынуждена вести себя прилично, ведь иначе ее не пустят в ЕС, чего страна всеми силами пытается добиться.

2. Туркменистан

Ставка корпоративного налога: 8%

Столь приятная для бизнесменов цифра относится только к резидентам – жителям Туркменистана. Именно их предприятия облагаются налогом в 8%. Для индивидуальных предпринимателей-резидентов ставка еще ниже и составляет всего 2%.

А вот иностранцам придется платить уже побольше. Для них ставка корпоративного налога составляет 20% в соответствии с «Законом о нефти».

1. Узбекистан

Ставка корпоративного налога: 7,5%

Такая низкая ставка корпоративного налога — это своего рода «общая температура по больнице». В Узбекистане для разных предприятий ставка разная.

  • Стандартная – 12%.
  • Для коммерческих банков – 20% (ее еще и снизили с 22%, как было в прошлом году).
  • А вот операторам мобильной связи придется платить больше – для них ставка увеличилась с 14 до 20%.
  • Малым же бизнесом заниматься в Узбекистане с налоговой точки зрения чуть выгоднее. Для него ставка налога уменьшилась до 4%.

В каких странах самая высокая налоговая нагрузка на бизнес

СтранаНалоги
Объединенные Арабские Эмираты55%
Коморские острова50%
Пуэрто-Рико39%
Суринам36%
Чад35%
Демократическая Республика Конго35%
Экваториальная Гвинея35%
Гвинея35%
Индия35%
Кирибати35%
Мальта35%
Сен-Мартен35%
Судан35%
Замбия35%
Синт-Мартен35%
Франция34.43%
Бразилия34%
Венесуэла34%
Реюньон33.33%
Камерун33%

Лидируют тут Объединенные Арабские Эмираты с ужасающей для бизнесмена цифрой – 55%. Уточним, что такой налоговой ставкой облагаются только иностранные компании, занимающиеся добычей и переработкой нефти, а также зарубежные банкиры. А вот к своим предпринимателям в ОАЭ отношение гораздо мягче.

Потом идут развивающиеся страны с неустойчивой экономикой, расположенные в Африке и Южной Америке. Ставка налога у них от 50 до 33%. Из крупных, динамично развивающихся стран самая высокая налоговая ставка у Индии и Бразилии (35 и 34% соответственно).

В списке «прижимистых» стран есть даже две европейские – Франция (ставка 34,43%) и Мальта (35%). Немудрено, что французы предпочитают организовывать бизнес где-нибудь за пределами собственной страны.

Страны, где бизнес не облагается налогами

  • Ангилья
  • Багамские острова
  • Бахрейн
  • Бермуды
  • Каймановы острова
  • Гернси
  • Остров Мэн
  • Джерси
  • Палау
  • Острова Теркс и Кайкос
  • Вануату
  • Британские Виргинские Острова

Корпоративные налоги в России 2019

Российские корпоративные налоги и налоговые обязательства варьируются в зависимости от структуры бизнеса. Вот как выглядит таблица налоговой нагрузки в России в 2019 году в зависимости от различных видов экономической деятельности по данным ФНС.

Читайте также: