Справочник налоги со спецификами

Опубликовано: 12.05.2024

Дата публикации: 28.01.2021

Дата изменения: 28.01.2021

Прикрепленный файл: docx, 80.09 кБ

Настоящие рекомендации разработаны в целях применения субъектами Российской Федерации единых подходов при формировании информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (далее – Информация), предоставляемой в Минфин России в порядке и в сроки, установленные общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. № 796 (далее – Общие требования):

– до 1 июня текущего года – Информацию в соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Общих требований;

– до 20 августа текущего года – уточненную Информацию (в том числе с учетом результатов проведенной сверки данных по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций) в соответствии с подпунктом «з» пункта 8 Общих требований.

Сроки предоставления информации взаимоувязаны с процессом распределения межбюджетных трансфертов, осуществляемым Минфином России, в связи с чем обязательны к соблюдению всеми субъектами Российской Федерации.

Обращаем внимание, что Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) дополнена новым пунктом 11, согласно которому в целях урегулирования вопросов, связанных с предоставлением налоговыми органами сведений, необходимых для проведения оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляющих налоговую тайну, руководителем соответствующего органа власти (в том числе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) определяется круг должностных лиц, имеющих доступ к таким сведениям (в форме правового акта).

В информации к 1 июня данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за год, предшествующий отчетному, и иные отчетные периоды заполняются на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, предоставленных уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункт 8 Общих требований. Данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный год, на текущий год, на очередной год и плановый период формируются (оцениваются, прогнозируются) уполномоченными органами субъекта Российской Федерации самостоятельно.

В информации к 20 августа в Форме уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, сформированных по итогам обработки данных налоговой отчетности за отчетный год, уточняются данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный период. Также при необходимости (в том числе по результатам проведенной сверки) актуализируется информация за предыдущие отчетные периоды. При этом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации может быть уточнена оценка объемов налоговых расходов за текущий год и прогноз на очередной год и плановый период.

Ячейки Формы, в которых проводилась корректировка информации, выделяются цветом (используется заливка ячеек). Если информация корректируется впервые – используется желтая заливка ячеек, при повторной корректировке – оранжевая, третья корректировка – красная.

Информация предоставляется в Минфин России в электронном виде по форме, прилагаемой к настоящим Рекомендациям, в формате xls (xlsx) (далее – Форма) на официальный электронный адрес Минфина России 23dep@minfin.gov.ru. Одновременно с электронным файлом направляется сопроводительное письмо субъекта Российской Федерации. В теме электронного письма в обязательном порядке указывается полное наименование субъекта Российской Федерации без уточняющих дополнений (пример, тема: Нижегородская область).

Начиная с 2021 года, информация о налоговых расходах субъекта Российской Федерации формируется из 2-х блоков:

1. Основной блок информации - действующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. действующие с отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному.

2. Дополнительный блок информации - архивные налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному.

При этом ежегодно базовым годом в части учета сведений об объемах выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, является 2011 год.

Формирование информации по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации

В текущем году сбор и учет Информации осуществляется в отношении налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями (далее – льготы), установленными законодательством субъектов Российской Федерации и действующими в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году.

В целях объективной оценки выпадающих доходов региональных бюджетов на текущий год и прогнозе на плановый в Информацию также включаются льготы с началом действия с 1 января текущего года и позже. При этом субъектом Российской Федерации по таким льготам необходимо указывать оценку/прогноз выпадающих доходов от их применения.

Учет Информации о льготах в Форме ведется, начиная с шестого года, предшествующего отчетному. При этом следует учитывать, что корректировка данных об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетные периоды может проводиться органами Федеральной налоговой службы за три последних года на основе уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками.

Дополнительно по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации, также ведется учет объемов выпадающих доходов, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, начиная с базового 2011 года (архивная информация). В 2021 году в архивную информацию будут включены графы с данными об объемах выпадающих доходов за 2011-2013 годы. Далее количество «архивных» граф ежегодно будет увеличиваться на 1 год (в 2022 году – 2011-2014 гг.; в 2023 году – 2011-2015 гг. и т.д.). Соответственно ежегодно будут корректироваться годы, включаемые
в период при проведении оценки налоговых расходов в текущем году (графы №№ 24-34 формы) в соответствии с Общими требованиями.

В перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации включаются все льготы (включая льготы по инвестиционному налоговому вычету, право на применение которого введено статьей 286.1 Налогового кодекса начиная с 01.01.2018 по 31.12.2027 и реализуется при наличии принятого субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта (далее – НПА), льготы по налогу на имущество организаций, установленные НПА субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.2 статьи 380 Налогового кодекса, льготы в соответствии с пунктами 21 и 24 статьи 381 Налогового кодекса, в отношении которых статьей 381.1 Налогового кодекса предусмотрено принятие соответствующего НПА субъекта Российской Федерации), действующие в соответствии с НПА субъекта Российской Федерации в отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному году, установленные по следующим видам налогов:

– налог на прибыль организаций;

– налог на имущество организаций;

– налоги, подлежащие уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, патентная система налогообложения, ЕНВД, ЕСХН);

– земельный налог (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– налог на имущество физических лиц (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– торговый сбор (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Льготы, утратившие силу до 1 января года, предшествующего отчетному году, в Информации отражаются в блоке архивных налоговых расходов

Для льгот длящегося характера, действующих в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, в Форме отражается информация (структурные единицы НПА, наименование льготы, условия и срок ее применения, код вида экономической деятельности и т.д.), соответствующая редакции положений НПА, действующих в отчетном году.

При отражении в Форме сведений об оценке объема конкретного налогового расхода субъекта Российской Федерации за текущий год, прогнозе объема этого налогового расхода на очередной год и плановый период необходимо учитывать дату прекращения действия льготы и период ее действия (например, норма в отношении льготы прекратила свое действие, но может продолжать применяться налогоплательщиком до срока окончания действия соглашения о реализации инвестиционного проекта, т.е. льгота имеет длящийся характер). Год, в котором льгота является не действующей, в Форме всегда отмечается знаком «Х».

Данные об оценке и прогнозе объема налогового расхода в Форме указываются в виде целого числа (при этом ячейка не должна содержать формул и ссылок на другие ячейки таблицы).

Расчет совокупного бюджетного эффекта в отношении стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций осуществляется за год, предшествующий отчетному.

При заполнении Формы следует учитывать следующее.

Не являются новой льготой случаи, связанные с уточнением положений по действующей льготе (например, изменение размера льготной ставки; изменение требований к объему инвестиций; изменение периода применения льготы; введение/изменение условий для получения льготы и т.д.), а также случаи переутверждения действующих льгот (в том числе с уточнениями) в новом «долгосрочном» региональном НПА (например, в связи с большим количеством поправок в ранее действующем НПА или необходимостью изменения внутренней структуры НПА). Соответственно, такие изменения по льготе отражаются в Форме в одной строке.

Льгота длящегося характера, утверждаемая решением субъекта Российской Федерации ежегодно новым НПА, заполняется одной строкой.

Льгота, имеющая разные размеры пониженной ставки в течение срока ее применения, заполняется одной строкой (например, льгота по налогу на прибыль на резидентов ТОСЭР в течение первых пяти налоговых периодов и далее в течение следующих пяти налоговых периодов).

При отражении в Форме информации о льготах следует избегать обобщения множества целевых категорий получателей в одну строку, особенно в случаях, когда у таких целевых категорий разная дата вступления в силу положений НПА о льготе (например, согласно ст.4 п.1 пп.1 Закона Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» целевые категории получателей в отношении льготы в форме освобождения от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) вкл. с 1 января 2019 года пополнились новой категорией «физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года», информацию по которой следует отразить в Форме в отдельной строке) или конкретная льгота прекращает действовать только для одной целевой категории получателей из общей группы. При этом, в случае отсутствия возможности разделения общего объема налогового расхода (а также численности получателей) между целевыми категориями получателей, допускается объединение в таблице соответствующих ячеек по отдельным строкам (графы №№ 24-34, а также графы №№ 35-41 Формы).

Дополнительно в отношении данных, размещаемых до 1 августа текущего года для проведения сверки на официальном сайте Минфина России (подпункт «ж» пункта 8 Общих требований), уполномоченным органам субъектов Российской Федерации необходимо учитывать следующее.

При проведении сверки данных об объемах налоговых расходов субъектов Российской Федерации стимулирующего характера (по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций), имеющих положительный бюджетный эффект, используются данные Федеральной налоговой службы (т.е. центрального аппарата ФНС России), представленные в Минфин России до 25 июля текущего года в соответствии с подпунктом «ж» пункта 8 Общих требований.

В случае наличия расхождений в сверяемых данных уполномоченному органу субъекта Российской Федерации необходимо инициировать урегулирование проблемы с органом Федеральной налоговой службы по соответствующему региону. При этом необходимо учитывать, что Минфином России к учету принимаются исключительно сведения, предоставляемые Федеральной налоговой службой (в том числе уточненные, при необходимости, на основе данных органов Федеральной налоговой службы в период с 1 по 20 августа текущего года).

Если период действия льготы стимулирующего характера составляет менее 6 лет, то субъект Российской Федерации при расчете совокупного бюджетного эффекта такого налогового расхода использует свои прогнозные данные за отчетный год и позднее, а также данные, представленные органом Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации за отчетный период. В случае отсутствия прогнозных данных субъекта Российской Федерации на отчетный год и позднее совокупный бюджетный эффект по таким годам считается нулевым. Соответственно совокупный бюджетный эффект считается по имеющимся данным.

В отношении льгот, принятых субъектом Российской Федерации в 2020 году в целях поддержки экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и утративших силу по состоянию на 1 января 2021 года, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о нецелесообразности проведения оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых расходов, обусловленных указанными льготами, учитывая 5-летний период самоокупаемости, предусмотренный в Общих требованиях.

Формирование информации по архивным налоговым расходам субъекта Российской Федерации

Ведение информации об архивных налоговых расходах субъекта Российской Федерации осуществляется в сокращенном виде и представляет собой учет нормативных / целевых показателей налогового расхода, а также данных об объемах выпадающих доходах бюджета.

Субъектом Российской Федерации ежегодно проводится инвентаризация дат прекращения действующих налоговых расходов, по результатам которой льготы, утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному, переносятся в блок архивных налоговых расходов субъекта Российской Федерации.

Комментарии к заполнению отдельных граф Формы

С налогом на добавленную стоимость приходится иметь дело практически всем организациям. В частности, при общей системе налогообложения он сопровождает каждую операцию приобретения и продажи товаров (работ, услуг). НДС необходимо исчислять при совершении хозяйственных операций, которые напрямую не связаны с приобретением и реализацией внеоборотных активов (например, при строительстве объектов основных средств хозяйственным способом, при реализации незавершенного строительства), а также при выполнении обязанностей налогового агента (например, при аренде федерального и муниципального имущества, при реализации товаров, принадлежащих иностранной организации).

Специфика НДС заключается в том, что сумма налога, фактически подлежащая уплате в бюджет, не является простым произведением налоговой базы на ставку налога. В общем виде эта сумма представляет собой разность между суммой налога, начисленной по операциям, подлежащим налогообложению, и суммой налога, предъявленной поставщиками товаров, работ и услуг. При этом порядок определения каждой составляющей имеет многочисленные нюансы, без знания которых невозможно правильно определить сумму налога, которую необходимо уплатить в бюджет. Как бухгалтеру получить подобные знания? Ответ кажется очевидным: для этого достаточно изучить главу 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Однако на самом деле все не так просто.

Во-первых, не каждый бухгалтер в состоянии понять специфический язык, на котором изложены правовые нормы. Следствием этого может быть неверная интерпретация и применение.

Во-вторых, в главу 21 НК РФ постоянно вносятся изменения и дополнения, вводящие или упраздняющие отдельные нормы с определенной даты. Для того чтобы не совершать ошибок, изменения необходимо постоянно отслеживать и для правильного применения смотреть на них через призму времени.

В-третьих, отдельные положения главы 21 НК РФ сформулированы таким образом, что не всегда можно догадаться, что имел в виду законодатель. Отдельные нормы могут противоречить друг другу. Встречаются и чисто технические ошибки, искажающие суть нормы. Для того чтобы принять решение, каким образом применять ту или иную норму в таких ситуациях, приходится обращаться к разъяснениям Минфина и ФНС России, к арбитражной практике.

В-четвертых, в главе 21 НК РФ могут вообще отсутствовать нормы, определяющие порядок исчисления налога применительно к конкретной ситуации, когда для поиска ответа необходимо принять во внимание несколько норм этой главы, либо нормы из других глав НК РФ, либо нормы смежного законодательства.

Помочь разобраться с тем, как правильно исчислить налог и применить вычеты по налогу в конкретной ситуации, отразить расчеты по налогу, а также составить книгу покупок и книгу продаж и подготовить налоговую декларацию с помощью регламентированного отчета в "1С:Бухгалтерии 8" призван справочник "Налог на добавленную стоимость" информационно-технологического сопровождения пользователей программ фирмы "1С".

В настоящее время справочник состоит из следующих тематических разделов (рис. 1):

  • основные понятия по налогу;
  • отчетность по налогу;
  • учет по налогу на добавленную стоимость в "1С:Бухгалтерии 8";
  • составление отчетности по НДС в "1С:Бухгалтерии 8";
  • ответы на вопросы пользователей по НДС.

Для удобной навигации по материалам справочник снабжен картой, которую можно открыть в любой момент щелчком на первой строке дерева содержания справочника.

По мере внесения изменений и дополнений в главу 21 НК РФ, а также связанные с ней нормативно-правовые документы, выхода приказов и писем фискальных органов по отдельным вопросам применения положений главы 21 НК РФ, изменения порядка ведения расчетов по НДС и составлению отчетности по налогу в программе материалы справочника оперативно актуализируются. Информация о внесенных изменениях доводится до пользователей ИТС в рубрике "Новое в справочнике".

С 1 января 2010 года "Информационно-технологическое сопровождение" выпускается в двух вариантах: на CD-диске (периодичность выхода - 1 раз в месяц) и в виде интернет-версии (its.1c.ru)*. При наличии доступа в Интернет второй вариант представляется более предпочтительным, поскольку позволяет получать информационно-технологическое сопровождение в режиме "on-line".

Примечание:
* При написании статьи использовалась интернет-версия.

Предназначение и структура справочника

С налогом на добавленную стоимость приходится иметь дело практически всем организациям. В частности, при общей системе налогообложения он сопровождает каждую операцию приобретения и продажи товаров (работ, услуг). НДС необходимо исчислять при совершении хозяйственных операций, которые напрямую не связаны с приобретением и реализацией внеоборотных активов (например, при строительстве объектов основных средств хозяйственным способом, при реализации незавершенного строительства), а также при выполнении обязанностей налогового агента (например, при аренде федерального и муниципального имущества, при реализации товаров, принадлежащих иностранной организации).

Специфика НДС заключается в том, что сумма налога, фактически подлежащая уплате в бюджет, не является простым произведением налоговой базы на ставку налога. В общем виде эта сумма представляет собой разность между суммой налога, начисленной по операциям, подлежащим налогообложению, и суммой налога, предъявленной поставщиками товаров, работ и услуг. При этом порядок определения каждой составляющей имеет многочисленные нюансы, без знания которых невозможно правильно определить сумму налога, которую необходимо уплатить в бюджет. Как бухгалтеру получить подобные знания? Ответ кажется очевидным: для этого достаточно изучить главу 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Однако на самом деле все не так просто.

Во-первых, не каждый бухгалтер в состоянии понять специфический язык, на котором изложены правовые нормы. Следствием этого может быть неверная интерпретация и применение.

Во-вторых, в главу 21 НК РФ постоянно вносятся изменения и дополнения, вводящие или упраздняющие отдельные нормы с определенной даты. Для того чтобы не совершать ошибок, изменения необходимо постоянно отслеживать и для правильного применения смотреть на них через призму времени.

В-третьих, отдельные положения главы 21 НК РФ сформулированы таким образом, что не всегда можно догадаться, что имел в виду законодатель. Отдельные нормы могут противоречить друг другу. Встречаются и чисто технические ошибки, искажающие суть нормы. Для того чтобы принять решение, каким образом применять ту или иную норму в таких ситуациях, приходится обращаться к разъяснениям Минфина и ФНС России, к арбитражной практике.

В-четвертых, в главе 21 НК РФ могут вообще отсутствовать нормы, определяющие порядок исчисления налога применительно к конкретной ситуации, когда для поиска ответа необходимо принять во внимание несколько норм этой главы, либо нормы из других глав НК РФ, либо нормы смежного законодательства.

Помочь разобраться с тем, как правильно исчислить налог и применить вычеты по налогу в конкретной ситуации, отразить расчеты по налогу, а также составить книгу покупок и книгу продаж и подготовить налоговую декларацию с помощью регламентированного отчета в "1С:Бухгалтерии 8" призван справочник "Налог на добавленную стоимость" информационно-технологического сопровождения пользователей программ фирмы "1С".

В настоящее время справочник состоит из следующих тематических разделов (рис. 1):

  • основные понятия по налогу;
  • отчетность по налогу;
  • учет по налогу на добавленную стоимость в "1С:Бухгалтерии 8";
  • составление отчетности по НДС в "1С:Бухгалтерии 8";
  • ответы на вопросы пользователей по НДС.

Для удобной навигации по материалам справочник снабжен картой, которую можно открыть в любой момент щелчком на первой строке дерева содержания справочника.

По мере внесения изменений и дополнений в главу 21 НК РФ, а также связанные с ней нормативно-правовые документы, выхода приказов и писем фискальных органов по отдельным вопросам применения положений главы 21 НК РФ, изменения порядка ведения расчетов по НДС и составлению отчетности по налогу в программе материалы справочника оперативно актуализируются. Информация о внесенных изменениях доводится до пользователей ИТС в рубрике "Новое в справочнике".

С 1 января 2010 года "Информационно-технологическое сопровождение" выпускается в двух вариантах: на CD-диске (периодичность выхода - 1 раз в месяц) и в виде интернет-версии (its.1c.ru)*. При наличии доступа в Интернет второй вариант представляется более предпочтительным, поскольку позволяет получать информационно-технологическое сопровождение в режиме "on-line".

Примечание:
* При написании статьи использовалась интернет-версия.

Начало работы со справочником

Для быстрого перехода в соответствующий тематический раздел в главном меню ИТС предусмотрено несколько "точек входа" в справочник.

Для CD-версии ИТС они расположены:

  • для перехода в раздел "Основные понятия по налогу" - на закладке "Налоги и взносы";
  • для перехода в разделы "Отчетность по налогу" и "Составление отчетности по налогу на добавленную стоимость в "1С:Бухгалтерии 8" - на закладке "Отчетность";
  • для перехода в раздел "Учет по налогу на добавленную стоимость в "1С:Бухгалтерии 8" - на закладке "Практика применения программ "1С";
  • для перехода в раздел "НДС Ответы на вопросы пользователей" - на закладке "Консультации".

Остановимся более подробно на материалах каждого раздела справочника.

Основные положения по налогу

Раздел "Основные понятия по налогу" содержит материалы, разъясняющие основные положения главы 21 НК РФ. Для обеспечения понятийно-контекстной связи с комментируемой главой материалы раздела поделены на отдельные рубрики, наименование которых позволяет бухгалтеру легко сориентироваться в том, какие вопросы рассматриваются в каждой рубрике.

Но на этом сходство с главой 21 НК РФ заканчивается. Сами материалы каждой рубрики написаны не на специфическом языке нормативно-правовых документов, а на "языке бухгалтера". Материалы каждой рубрики дополнительно структурированы. Благодаря этому бухгалтеру для поиска ответа на интересующий аспект исчисления налога не обязательно читать материал рубрики целиком, достаточно сразу обратиться к соответствующему подразделу рубрики или подразделу подрубрики.

Например, в рубрике "Счет-фактура" в отдельные подразделы выделены материалы, разъясняющие, когда нужно, а когда не нужно составлять счет-фактуру; какие особенности имеются в составлении счета-фактуры на аванс, полученный в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), на строительно-монтажные работы, выполненные хозяйственных способом, и т. д.

В рубрике "Книга покупок" в отдельные подразделы выделены материалы, разъясняющие, какие счета-фактуры регистрируются, а какие не регистрируются в книге покупок; в каком порядке в книге покупок регистрируются несвоевременно полученные счета-фактуры; в каких случаях в книге покупок вместо счетов-фактур регистрируются иные документы, содержащие сумму налога, и т. д.

Отчетность по налогу и ее составление в "1С:Бухгалтерии 8"

Составлению отчетности по налогу в справочнике посвящено два раздела.

Первый из них - "Отчетность по налогу" - является теоретическим. В нем приведена информация о том, какая отчетность предусмотрена по налогу на добавленную стоимость, по каким формам, в каком объеме она представляется, и т. д.

В частности, в 2010 году предусмотрены две отчетные формы по налогу:

  • налоговая декларация по НДС;
  • налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию РФ с территории Республики Беларусь.

А из более подробной информации бухгалтер узнает, что начиная с 21 января 2010 года "обычную" налоговую декларацию по НДС необходимо заполнять по форме, утвержденной приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н, и что для налоговой декларации по косвенным налогам предусмотрена своя форма. Она утверждена приказом Минфина России от 27.11.2006 № 153н.

Для обеих деклараций в справочнике приведено подробное описание порядка заполнения каждого листа, раздела и приложения, а также каждого показателя декларации (рис. 2).

Второй раздел "Составление отчетности по налогу на добавленную стоимость в "1С:Бухгалтерии 8"" имеет ярко выраженную практическую направленность. В нем описывается технология составления деклараций с использованием регламентированных отчетов фирмы "1С".

При использовании регламентированного отчета большинство показателей декларации по налогу на добавленную стоимость формируется автоматически по учетным данным подсистемы НДС. В этой связи в первой рубрике этого раздела приведены подробные инструкции о том, что необходимо сделать перед тем, как составлять декларацию, как убедиться в том, что операции, связанные с расчетами по налогу, отражены в программе полностью и корректно (рис. 3).

Особое внимание в этой рубрике уделено практическому использованию для целей подготовки к составлению отчетов по налогу "Помощника по учету НДС".

Технология составления декларации описывается по шагам: выбор отчета, заполнение стартовой формы, настройка состава декларации, заполнение декларации, корректировка автоматически сформированных показателей, сохранение декларации, выгрузка декларации в файл для передачи в налоговый орган в электронном виде.

Особое внимание уделено проверке полноты и правильности заполнения декларации, проверке контрольных соотношений.

Учет расчетов по НДС в "1С:Бухгалтерии 8"

Бухгалтеру, использующему для ведения учета "1С:Бухгалтерию 8", важно не только хорошо ориентироваться в нормативном регулировании исчисления НДС, но и уметь правильно отразить расчеты по налогу в программе. Помочь в этом призван раздел "Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость в "1С:Бухгалтерии 8".

Для быстрого поиска решения на конкретный практический вопрос материалы этого раздела поделены на тематические рубрики и подрубрики (рис. 4).

Например, если бухгалтера интересует, какие настройки необходимо сделать для отражения операций реализации, облагаемых по ставкам 18 % и 0 %, то для этого необходимо выбрать рубрику "Раздельный учет по НДС".

Из материалов этой рубрики бухгалтер узнает, по каким суммам необходимо обеспечить раздельный учет, и каким образом это можно сделать в программе.

Ответы на вопросы пользователей

На практике возможны ситуации, когда бухгалтеру не хватает знаний, чтобы самостоятельно найти ответ на вопрос, связанный с расчетами по НДС.

В таких ситуациях бухгалтер имеет возможность задать вопрос аудиторам по применению отдельных положений главы 21 НК РФ или специалистам линии консультаций по отражению в "1С:Бухгалтерии 8" расчетов по налогу для конкретной хозяйственной ситуации. Это можно сделать на закладке "Консультации" главного меню ИТС в левой колонке.

Вопросы и ответы по налогообложению в справочнике "Налог на добавленную стоимость" обобщены в отдельном разделе "НДС Ответы на вопросы пользователей" (рис. 5).

Вопросы и ответы по отражению в программе расчетов по НДС обобщаются в отдельной базе, в которой приводятся ответы по порядку использования "1С:Бухгалтерии 8" в целом.

Часто бухгалтеры разных организаций задают по сути одни и те же вопросы, поэтому прежде чем отправлять вопрос на линию консультаций или аудиторам, рекомендуется изучить уже имеющиеся в справочнике материалы и убедиться, что по интересующему вопросу за консультацией еще никто не обращался.

Для оформления подписки на ИТС Вы можете обратиться к:

  • Сервис-центрам;
  • Сервис-партнерам;
  • к партнеру фирмы "1С", у которого был приобретен программный продукт.

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Российская система налогообложения предоставляет предпринимателям возможность задействовать самые разные схемы расчетов с государством. Есть общий механизм исчисления сборов в бюджет, который характеризуется достаточно большим объемом финансовой нагрузки на бизнес. Есть различные специальные режимы налогообложения, задействование которых предполагает существенное снижение налогового бремени на предприятия. Воспользоваться соответствующими преференциями в части уплаты государству налогов и сборов могут предприниматели, осуществляющие деятельность в самом широком спектре отраслей. Каждый из них может выбрать специальную систему налогообложения, наилучшим образом совместимую со спецификой бизнес-модели, величиной выручки, а также ее соотнесением с издержками. Какого рода спецрежимы сбора налогов устанавливает российское законодательство? Как выбрать из них оптимальный?

К специальным налоговым режимам относятся

Понятие спецрежима налогообложения

Специальный налоговый режим — система сбора платежей налогоплательщиков в бюджет, которая устанавливается в порядке, предусмотренном НК РФ и иными правовыми актами. Данные спецрежимы могут предусматривать порядок исчисления платежных обязательств, отличающийся от стандартного, а в ряде случае — освобождение от них отдельных плательщиков.

Понятие специального налогового режима закреплено в российском законодательстве. Основной источник права здесь — Налоговый кодекс. Специальный налоговый режим российские исследователи определяют как механизм сбора платежей в бюджет для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность, который рассматривается как альтернативный общей системе налогообложения или ОСН. Собственно, соответствующие формулировки закреплены на уровне главного, как мы отметили выше, источника налогового права в России — НК РФ. Так, в Налоговом кодексе сказано, что спецрежимы могут освобождать плательщика от обязательств, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ, то есть тех, что характеризуют главным образом как раз-таки ОСН.

Виды налогов

К специальным налоговым режимам относятся, если следовать положениям НК РФ:

  • ЕСХН.
  • УСН.
  • ЕНВД.
  • Налог для плательщиков, выполняющих соглашения о разделе продукции.
  • Налог для предпринимателей, работающих по патенту.

Рассмотрим специфику отмеченных видов налогов подробнее.

ЕСХН, или единый сельскохозяйственный налог, — специальный налоговый режим, который установлен для предпринимателей-аграриев. Также к налогоплательщикам, которые имеют право пользоваться преимуществами ЕСХН, относятся рыбохозяйственные организации. Рассматриваемый спецрежим позволяет плательщикам не перечислять в бюджет налоги:

  • на прибыль предприятий (не считая сбора, который уплачивается с выручки по дивидендам либо некоторым разновидностям долговых обязательств);
  • на имущество предприятий;
  • НДС (не считая сбора, который уплачивается на таможне при импорте товаров в РФ, а также при договорах простого товарищества, либо доверительного управления собственностью).

Условия перехода на ЕСХН

Воспользоваться преимуществами ЕСХН могут только те бизнесы, которые имеют выручку от сельскохозяйственной деятельности более 70% от общего дохода. Не могут работать по ЕСХН:

  • компании, осуществляющие выпуск подакцизных товаров;
  • фирмы, занимающиеся игорным бизнесом;
  • государственные и муниципальные учреждения.

Объект налогообложения по ЕСХН

Объект налогообложения по ЕСХН — прибыль бизнеса, то есть разница между доходами и расходами. Ставка ЕСХН составляет 6%. Данный налог можно считать, таким образом, одним из самых выгодных в российской системе налогообложения. База для исчисления налога по ЕСХН может быть, кроме того, уменьшена на величину убытков, зафиксированных в предыдущий год.

Общий налоговый режим

Многие российские предприятия предпочитают выбирать упрощенный налоговый режим или систему налогообложения. Для этого бизнес должен соответствовать следующим критериям:

  • штат сотрудников не должен превышать 100 человек;
  • выручка бизнеса — не более 60 млн рублей в год;
  • остаточная стоимость фондов не должна превышать 100 млн рублей;
  • если налогоплательщик — юрлицо, то доля собственности других организаций в нем не должна превышать 25%.

УСН не могут применять фирмы, имеющие филиалы либо представительства.

УСН позволяет бизнесам не платить:

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (за исключением объектов недвижимости, по которым налоговая база соответствует их кадастровой стоимости);
  • НДС.

Виды УСН

УСН — система налогообложения, которая может быть задействована предпринимателем с точки зрения расчетов с бюджетом в двух вариантах. Во-первых, бизнес может уплачивать государству 6% от выручки. Во-вторых, есть вариант с перечислением в бюджет 15% от чистой прибыли.

Выбор одной из двух отмеченных схем зависит от самого предпринимателя. Использовать УСН, по которому государству уплачивается 6% от выручки целесообразно бизнесам, которые не имеют больших расходов. Это могут быть, например, консалтинговые организации, а также любые другие, что специализируются на оказании услуг. В свою очередь, промышленные бизнесы, строительные компании, торговые организации, скорее всего, будут иметь меньшую рентабельность вследствие больших расходов. Поэтому им выгоднее будет работать по УСН, отдавая в бюджет 15% от прибыли. При этом регионы РФ могут устанавливать льготные налоговые режимы по УСН для соответствующей схемы, по которым ставка может быть уменьшена до 5%.

Специальные налоговые режимы НК РФ

Еще одна популярная система налогообложения, являющаяся альтернативой ОСН — единый налог на вмененный доход. Основное его преимущество — предприниматель уплачивает государству фиксированную сумму налога, величина выручки и прибыли не имеют никакого значения. В то время как общий налоговый режим, УСН и ЕСХН предполагают перечисление в бюджет сумм, пропорциональных росту доходов предпринимателя.

ЕНВД могут применять не все бизнесы, а только те, которые ведут деятельность:

  • в сегменте розничной торговли,
  • в сфере общепита,
  • в области предоставления ветеринарных сервисов,
  • в сфере оказания бытовых услуг,
  • в области предоставления сервисов по ремонту, техобслуживанию, а также мойке автомобилей,
  • в сфере распространения либо размещения рекламы,
  • в области услуг по передаче в аренду торговых точек, земельных участков,
  • в области гостиничного бизнеса (с некоторыми ограничениями),
  • в сфере транспортных услуг,
  • в области предоставления в пользование платных стоянок.

Собственно, отмеченные сегменты предпринимательских активностей отлично совместимы со спецификой ЕНВД. Они позволяют генерировать предприятию большую выручку, величина которой в данном случае значения не имеет — в результате платежная нагрузка на бизнес оптимизируется.

Особенности специальных налоговых режимов

Процедура перехода на ЕНВД

Долгое время предприниматель, осуществляющий деятельность в каком-либо из отмеченных выше сегментов, обязан был работать по ЕНВД по умолчанию. Но с 2013 года бизнесы, которые ведут коммерческие активности в соответствующих сферах, получили возможность добровольно переходить на ЕНВД — как и те, что задействовали другие рассмотренные нами специальные налоговые режимы. НК РФ в новой редакции был выпущен, таким образом, с необходимыми поправками.

Учет и отчетность при ЕНВД

ЕНВД — в числе тех налогов, которые предопределяют необходимость бизнесов вести довольно детальный учет, а также предоставлять отчетность в ФНС. Так, плательщики единого налога должны фиксировать показатели, касающиеся сборов, которые исчисляются в силу наличия у предприятия статуса налогового агента, а также иных платежей, предусмотренных законодательством РФ. Плательщик ЕНВД обязан соблюдать установленный порядок осуществления кассовых операций. Еще одно обязательство, установленное для плательщиков — предоставление в ФНС бухгалтерской отчетности. От исполнения данного обязательства избавлены ИП.

Расчет ЕНВД

В ряде случаев особенности специальных налоговых режимов в части исчисления величины платежей в бюджет заслуживают особого внимания. Так, если в случае с УСН и ЕСХН принцип определения размера налога, подлежащего перечислению государству, довольно прозрачен, то при ЕНВД задействуется существенно более сложная формула. Рассмотрим ее особенности.

Специальный налоговый режим

Расчет ЕНВД осуществляется посредством умножения налоговой базы на ставку, определенную по соответствующему налогу. Второй параметр — фиксированный, он составляет 15%. В свою очередь, налоговая база по ЕНВД исчисляется на основе нескольких показателей.

Во-первых, это базовая доходность. Данный показатель определяется на уровне федерального законодательства и зависит от сегмента, в котором осуществляет деятельность предприниматель.

Во-вторых, это физический показатель. Он практически всегда используется одновременно с базовой доходностью и отражает объем ресурсов, задействуемых бизнесом (например, площадь помещения, количество торговых мест), либо количество сотрудников, работающих на соответствующем объекте.

В-третьих, в структуре формулы исчисления ЕНВД используются коэффициенты. Первый из них — дефлятор, он устанавливается на федеральном уровне. Второй — корректирующий, определяется положениями муниципальных правовых актов. Его величина зависит от большого количества факторов — сезонности, географии бизнеса, вида деятельности предпринимателя. Получается, что в разных регионах величина ЕНВД, который нужно уплачивать в бюджет, может различаться в несколько раз для бизнесов, обладающих одинаковой выручкой и инфраструктурными характеристиками. Те виды налогов, что мы рассмотрели выше - ЕСХН, УСН, - подобной особенности не предполагают. Если выручка и производственные характеристики компаний разные — то и сборы, подлежащие оплате в бюджет, будут пропорционально различаться.

К специальным налоговым режимам относятся, как следует из положений НК РФ, также патентная система налогообложения, а также сборы, которые уплачивают предприятия, участвующие в соглашениях о разделе продукции. Рассмотрим их специфику подробнее.

Патентная система налогообложения

Основные налоговые режимы, относящиеся к категории специальных - УСН, ЕСХН, а также ЕНВД, - относительно недавно, в 2012 году, были дополнены патентной системой исчисления сборов в бюджет. Плательщиками соответствующего налога могут быть ИП. Пользоваться преференциями данной системы налогообложения могут ИП, которые работают самостоятельно, либо формируют штат наемных сотрудников, не превышающий 15 человек.

Патентная система исчисления сборов в бюджет освобождает предпринимателя от уплаты:

  • НДФЛ;
  • налога на имущество физлиц (по тем объектам, которые задействуются в коммерческих активностях);
  • НДС.

Примечательно, что вместе с патентной системой предприниматель может применять любые другие виды налогов. Исчисление платежей в бюджет по тем или иным коммерческим активностям он может осуществлять, таким образом, исходя из наибольшей выгоды. Главное — вести корректный учет соответствующих хозяйственных операций. Работать в рамках патентной системы могут предприниматели, занятые в широком спектре отраслей. В числе таковых:

  • ремонт и пошив одежды, обуви;
  • парикмахерские услуги;
  • организация работы косметических салонов;
  • предоставление сервисов в химчистках, прачечных;
  • изготовление и ремонт галантереи;
  • выпуск номерных знаков, уличных указателей;
  • ремонт и техобслуживание бытовой техники;
  • ремонт мебели;
  • услуги фотоателье;
  • ремонт и техобслуживание автомобилей;
  • предоставление транспортных сервисов;
  • ремонт квартир;
  • монтажные, сварочные работы;
  • остекление балконов;
  • предоставление репетиторских услуг;
  • уход за детьми и нуждающимися в помощи гражданами;
  • организация приема вторичного сырья;
  • ветеринарные сервисы;
  • предоставление в аренду жилья;
  • земельных участков;
  • изготовление изделий, относящихся к образцам народного и художественного промысла;
  • переработка овощей и другой сельскохозяйственной продукции;
  • изготовление и ремонт инвентаря;
  • услуги в аграрной сфере;
  • типографские, переплетные услуги;
  • ремонт ювелирных изделий, общепит (с некоторыми ограничениями);
  • розничная торговля (с некоторыми ограничениями).

Налоговый режим для предприятий, участвующих в разделе продукции

Характеристика специальных налоговых режимов в некоторых случаях может предполагать тесное взаимодействие бизнеса и государства. Подобные коммуникации регулируются положениями ФЗ № 225, принятого 30.12.1995 года, который регулирует соглашения, предмет которых — раздел продукции, которая производится при совместном участии бизнесов и властей страны в сфере добычи полезных ископаемых.

Соответствующий контракт заключается между государством и фирмой, которая привлечена к проекту на условиях конкурса. Доля государства в бизнесе должна быть 25% и более. Компания-участник соглашения, в свою очередь, получает право на компенсацию некоторых расходов в соответствии с критериями, которые включает НК РФ. Основная мотивация государства здесь — возможность привлечения к разработке месторождений со сложным доступом частных инвесторов. Налогоплательщик получает возможность не перечислять в бюджет:

  • региональные и местные налоги — при наличии необходимого решения муниципалитета;
  • налог на имущество предприятий, задействуемое при реализации соглашения о разделе продукции;
  • таможенные пошлины;
  • транспортный налог, если соответствующее имущество используется при реализации соглашения.

В свою очередь бизнесы, участвующие в рассматриваемых активностях, должны уплачивать сборы, предусмотренные положениями пункта 7 статьи 346.35 НК РФ.

Итак, мы рассмотрели те виды специальных налоговых режимов, что введены в действие положениями НК РФ. Российские предприниматели, осуществляющие деятельность в самых разных сферах, могут выбирать оптимальную схему налогобложения — часто существенно более выгодную чем ОСН.

Упрощенный налоговый режим

Применение специальных налоговых режимов — возможность, исключительно полезная для начинающих бизнесменов, для которых повышенная платежная нагрузка, а также интенсивная отчетность перед ФНС могут быть нежелательны. Также и многие опытные предприниматели в целях повышения рентабельности бизнес-модели могут начать работу по спецрежиму - в том случае, если характеристики бизнеса соответствуют критериям, определенным в положениях законодательства.

Ставки НДФЛ с 01.01.2021. Прогрессивная шкала налогообложения

Согласно статье 224 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.11.2020 № 372 - ФЗ) с 01.01.2021 изменяется основная ставка НДФЛ, она составит 13%, пока совокупность налоговых баз не превысит 5 000 000 рублей. После превышения этой налоговой базы, сумма налога составит 650 000 рублей (5 000 000 х 13%) + 15% от разницы между фактической налоговой базой и 5 млн. рублей.

Примечание: на мой взгляд, это пародия на прогрессивную шкалу налогообложения (во многих странах шкала является многоступенчатой, а в некоторых - достигает на максимуме ставки налога 70%), т.к. слуг народа получающих зарплату по 1 млн. в день приравняли к обычным работникам, добившихся такого дохода благодаря своим выдающимся данным. В связи с чем интересно будет наблюдать за прохождением законопроекта № 1126364-7, которым предложена следующая шкала:

Группы налогоплательщиков Размер налогооблагаемого Налоговая ставка
Группа 1 до 204 тыс. руб. включительно 0%
Группа 2 от 204 тыс. руб. до 5 млн руб. 13% с суммы, превышающей 204 тыс. руб.
Группа 3 От 5 000 001 руб. до 10 млн руб. 623,5 тыс. руб. + 15% с суммы, превышающей 5 млн руб.
Группа 4 От 10 000 001 руб. до 100 млн руб. 1 373,5 тыс. руб.+ 25% с суммы, превышающей 10 млн руб.
Группа 5 От 100 000 001 руб. и выше 23 873,5 тыс. руб.+ 35% с суммы, превышающей 100 млн. руб.

Прогрессивная шкала налогообложения в странах мира

Для налоговых резидентов РФ, предусмотрены следующие особенности:

доходы от продажи имущества (кроме ценных бумаг) и долей в нем, стоимость имущества, полученного по дарению, а также страховые выплаты и выплаты по пенсионному обеспечению будут облагаться по 13% независимо от величины полученных средств (пп. "б" п. 10 ст. 1 проекта);

для любых выигрышей и призов в рекламных конкурсах, играх и мероприятиях сохраняется ставка 35%;

останутся прежними и специальные положения для процентов по облигациям с ипотечным покрытием (ставка 9%), для доходов по ценным бумагам российских организаций (ставка 30%).

Основная налоговая база и совокупность налоговых баз

Вводятся понятия "основная налоговая база" и "совокупность налоговых баз". Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности баз.

Для налоговых резидентов РФ основная налоговая база состоит доходов по которым применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 НК (подпункт 9 пункта 2 1 статьи 210 НК РФ).

Для налоговых резидентов РФ совокупность налоговых баз состоит из следующих доходов (пункт 2 1 статьи 210 НК РФ):

от долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации;

в виде выигрышей участников азартных игр и лотерей;

по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами;

по операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги;

по операциям займа ценных бумаг;

по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами, которые учитываются на индивидуальном инвестиционном счете;

полученные участниками инвестиционного товарищества;

иных доходов, по которым применяется налоговая ставка, предусмотренная пунктом 1 статьи 224 НК (к примеру, заработная плата).

Каждую из этих налоговых баз нужно рассчитывать отдельно.

Налоговые вычеты по НДФЛ

По общему правилу (пункт 3 статьи 210 НК в новой редакции) стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, профессиональные и другие вычеты применяют только к основной базе. Однако возможны исключения. Так, доходы по операциям с ценными бумагами и производными фининструментами можно уменьшить на положительный финансовый результат от реализации обращающихся ценных бумаг и на вычеты при переносе на будущее убытков.

Другой особенностью для стандартных, социальных вычетов и имущественных вычетов на покупку жилья и проценты по ипотеке являются случаи, когда их не могут учесть при расчете основной базы. На неучтенные суммы таких вычетов можно уменьшить облагаемые доходы от продажи имущества, стоимость подаренного имущества либо страховые выплаты, выплаты по пенсионному обеспечению за этот же год (п. 6 ст. 210 НК РФ).

Порядок уплаты налога по прогрессивной ставке

Налоговый агент удерживает НДФЛ при выплате дохода физлицу и, как и прежде, перечисляет его в бюджет по месту своего учета (месту жительства) или по месту нахождения обособленного подразделения. При этом будет иметь значение, превышает или нет сумма налога, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, порог в 650 000 рублей.

Если на момент уплаты НДФЛ в бюджет порог не превышен, то налоговый агент перечисляет сумму без особенностей. А если налог оказался больше, то следует отдельно уплатить:

налог в части, которая меньше или равна 650 тыс. руб.;

налог, сумма которого превышает 650 тыс. руб. и который относится к части базы свыше 5 млн руб.

По остальным ставкам налоговый агент рассчитывает и перечисляет налог без особенностей.

Для новых правил перечисления НДФЛ введены новые КБК.

В 2021 и 2022 годах новая прогрессивная ставка НДФЛ будет применяться к каждой налоговой базе отдельно.

Кроме того, предусмотрено: если налоговый агент ошибется с расчетом налога по комбинированной ставке (650 000 руб. + 15% с превышения 5 млн руб. доходов), то за I квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени. Для этого налоговый агент должен самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года.

Статья написана и размещена 19 ноября 2020 года. Дополнена -

При подготовке статьи использованы материалы СПС "Консультант Плюс".

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Читайте также: