Справедливые налоги эпоха просвещения

Опубликовано: 30.04.2024

Урок 22. Всеобщая история 7 класс ФГОС

Доступ к видеоуроку ограничен

Конспект урока "Великие просветители Европы"

Великие просветители Европы

В XVIII веке наступила эпоха Просвеще́ния, которая пришла на смену гуманизму и рационализму. Выясним, чем же эта эпоха отличалась от прошедших.

Начнем с названия «Просвещение». В нем присутствует слово «свет», которое характеризовало этот период. Человеческий разум нес свет обществу, появилась вера в научные знания и образование. Вспомните, с какими трудностями сталкивались ученые ранее, как им приходилось бороться за свои убеждения.


Для эпохи Просвещения характерно следующее:

· сомнение человека в справедливости существующих порядков;

· критика всего, что угнетает людей;

· разрушение авторитета аристократии. Просвещение – эпоха буржуазии;

· поиск принципов жизни человека;

· поиск истины, даже если она может угрожать устоям общества;

· провозглашение всеобщего равенства;

· вера в то, что человека можно изменить в лучшую сторону.

Пришло время познакомиться с самыми известными философами эпохи Просвещения.

Джон Локк.

В Англии это был Джон Локк. Родился он 29 августа 1632 года в Ри́нгтоне. Отец Локка был юристом, а сам будущий философ учился медицине. Однако со временем увлекся политикой и посвятил ей многие научные труды.


Большое влияние на 17-летнего Джона оказала Английская революция и казнь короля Карла I. В дальнейшем, уже работая над своими философскими сочинениями, он попытается решить вопрос: как сохранить монархию, но ограничить ее абсолютную власть?

Одной из важнейших теорий Джона Локка стала «теория разделения властей» на законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная должна стать верховной властью в обществе и заниматься разработкой законов. Исполнительная власть контролирует исполнение принятых законов. А федеративная руководит безопасностью и интересами общества. При условии существования принципа разделения властей, можно было сохранить короля.


Локк является автором «теории естественных прав человека». Согласно ей у каждого человека есть неотъемлемые права, отобрать которые никто не может. Что же относил Локк к естественным правам? Это право на жизнь, на собственность и на свободу. И если правительство попытается лишить человека естественных прав, общество обязано свергнуть такое правительство.


Также Джон Локк разработал свой метод воспитания детей. Он ввел понятие «Та́була ра́са». Ребенок является «чистой доской», содержание которой заполняют опыт и чувства. Целью воспитания он видел становление настоящего предприимчивого джентльмена, главными чертами которого являются стойкий характер, воля и дисциплина.


Это был идеал буржуазного общества Нового времени. Подумайте, что может значить фраза Локка: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

Таким образом, основу философского учения Джона Локка составляют:

· «теория разделения властей»;

· «теория естественных прав человека»;

· «теория табула раса».

Его идеи были частью основы Декларации о независимости Соединенных Штатов Америки.

Монтескьё.

Во Франции теорию разделения властей, предложенную Локком, развил Шарль Луи де Секонда́, известный как барон де Монтескьё. Родился он в 1689 году в замке Шато́ де ла Бре́д, где он и работал над своими книгами на протяжении жизни.


Монтескьё завершил разработку идеи разделения властей. Согласно ему должно существовать три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть может быть передана в руки феодалов и буржуазии, которые войдут в состав двухпалатного парламента. Исполнительная власть останется у дворянства, которое составляет королевское правительство. Однако они обязаны отчитываться перед парламентом в своих действиях. Судебную власть должны осуществлять лица, выбранные из народа на неопределенное время. При рассмотрении какого-либо дела, судьи должны быть одного социального положения с подсудимым, чтобы лучше оценить его поступки.


Монтескьё считал, что свободу человека можно ограничить только разумными законами. Он разработал теорию о том, что влияет на создание законов.

Во-первых, это принципы государственного правления. В республике управление основывается на принципе добродетели. В монархии – на принципе чести. При деспотизме основой управления людьми становится страх.

Во-вторых, Монтескьё важным считал природный фактор. В странах с холодным климатом положение благоприятное к появлению политической свободы. А в странах с жарким климатом развивается рабовладельческий строй. Также, если почва на территории государства бесплодная, это воспитывает у жителей изобретательность и мужество, так как им всегда нужно находить способы выжить. Подумайте и приведите примеры государств, которые бы подтвердили данную теорию Монтескьё.

Вольтер.

Познакомимся с философией Франсуа́-Мари́ Аруэ́ – Вольте́ра. Родился он 21 ноября 1694 года. Вольтер был поэтом, публицистом, прозаиком. За свои взгляды, отраженные в произведениях, он не раз подвергался гонениям у себя на родине.


Многие называют Вольтера идеологом буржуазного общества. Он был сторонником идеи о невозможности равенства в обществе. По мнению Вольтера, общество всегда будет разделено на два класса: богатых и образованных людей и тех, кто, не имея своей собственности, работает на первых или их развлекает.

Своеобразным было отношение Вольтера к религии. Он отрицал понятие церкви, принадлежность к какой-либо религии. Однако верил в существование некоего божества, которое создало мир и руководит им. Такое мировоззрение называется деи́зм.

Образцом государственного устройства для Вольтера была Англия. Где одновременно существовали королевская власть и парламент. Создание республики он считал маловероятным на данном этапе истории. Вольтер был сторонником идеи Просвещенного абсолютизма, правления монарха, готового к переменам и союзу с философами. Он вел активную переписку с прусским королем Фри́дрихом и российской императрицей Екатериной II.

Жан-Жак Руссо.

28 июня 1712 года в Женеве в семье часовщика родился будущий философ Жан-Жак Руссо́. Ему пришлось в 16 лет уйти из дома и начать поиски занятия для себя. Руссо работал секретарем, лакеем, домашним учителем, пока однажды не опубликовал свое рассуждение о воздействии наук на очищение нравов в газетном конкурсе. Он победил и с тех пор периодически издавал свои сочинения с размышлениями о государстве и общественной справедливости. От других французских философов Руссо отличается тем, что не получил хорошего образования и многие его теории легко подвергались критике.


В вопросе религии Жан-Жак Руссо придерживался позиции Вольтера. Он ее полностью отрицал, считая, что люди должны жить, основываясь на природных инстинктах, а не по предписанию Библии. Здесь следует отметить, что, родившись в Женеве, Руссо был кальвини́стом, а в 16 лет перешел в католичество, преследуя личную выгоду.

Руссо предпринял попытку объяснить причины неравенства в обществе. Источник проблемы он видел в существовании частной собственности, именно с ее появлением началась борьба между богатыми и бедными.

Философ разработал идею «государства общественного договора», граждане которого согласились жить по определенным ими правилам. Руссо отвергал идею парламента и выступал за непосредственное правление народа. Заключение «общественного договора» было возможно только между мужчинами. По мнению Руссо, женщины вообще должны быть ограждены от получения образования и заниматься только ведением домашнего хозяйства.

Обсудите, что имел в виду Руссо, когда сказал: «Человек рожден свободным, и всё же, все вокруг в цепях».

Адам Смит.

С эпохой Просвещения связано зарождение экономической науки. Основоположником современной экономической теории стал шотландец Ада́м Смит.


Он предпринял попытку взглянуть на человека с разных позиций: морали, гражданственности, экономики. Благодаря этому ему удалось написать «Исследование о природе и причинах богатства народов».


В течение многих лет Смит исследовал факторы, которые влияют на экономическое развитие государств. В результате пришел к выводу, что в экономике, как и в жизни, присутствует естественный порядок – каждый человек в первую очередь основывается на своих личных интересах и потребностях. А интересы общества являются суммой интересов всех людей.

Адам Смит ввел такое понятие, как «невидимая рука рынка». Суть его состоит в том, что производитель товара заинтересован только в личной выгоде, однако, чтобы ее достичь, производителю необходимо удовлетворить потребность покупателя. Например, владелец ресторана предлагает еду не потому, что очень хочет вас накормить. Он следует только своему интересу получения от вас суммы денег. Таким образом, он удовлетворяет вашу потребность, которая приведет к достижению его выгоды. А «невидимая рука рынка» всем этим управляет.

Смит считал, что богатство общества не в деньгах, а в труде. Только благодаря ему развиваются капиталистические отношения. Также он выступал против торговых монополий, цеховой системы, которые ограничивают производство и развитие торговли.

Теория Адама Смита создавала новую систему моральных ценностей и установок капиталистического мира.

Таким образом, философы эпохи Просвещения

· пропагандировали интересы европейской буржуазии;

· критиковали существующие порядки;

  • Сущность эпохи Просвещения
  • Основные черты эпохи
    • Свобода совести
    • Освобождение науки и философии от влияния религии
    • Космополитизм
    • Возрождение науки и естествознания
    • Идеология разума, как источника и двигателя познания
    • Идея прогресса
    • Абсолютизация образования в формировании человека
  • Общие задачи просветителей
    • Борьба с феодализмом
    • Борьба против церкви
    • Идеальная модель общества
  • Примеры эпохи Просвещения

Сущность эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Век просвещения отражает дух XVII столетия, которое известно мощным развитием идейного движения, дискредитацией религиозных и политических авторитетов, популяризацией образования, культуры и ценности человеческого разума. Эпоха просвещения зародилась в Англии под влиянием научной революции в конце XVII, но свое название получила во Франции в XVIII веке. Это движение опиралось на гуманистические традиции Возрождения и ставило в основу своего интеллектуального течения понятия рационализма и свободомыслия. Главная цель, стоящая перед прогрессивной эпохой XVII-XVIII вв., состояла в распространении:

  • идеалов научного знания;
  • торжества человеческого разума и человеческой свободы;
  • общественного прогресса:
  • компрометации церкви, различных суеверий и политических авторитетов.

Самыми яркими представителями просвещения были просветители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро во Франции, Джон Локк, Бернард де Мандевиль, Адам Смит в Англии, Готхольд Эфраим Лессинг и Иоганн Гете в Германии, Михаил Ломоносов, Александр Радищев в России. Философы просвещения верили в необъятные возможности человеческого разума, которые наиболее полно могли быть задействованы в научно-технической сфере.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Конец важнейшей для европейской культуры эпохи ознаменован началом Великой французской революции в 1789 году. Идеи и принципы Эпохи просвещения повлияли на создание важных документов того времени, заложив основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Основные черты эпохи

Идеи просвещения дали мощный импульс, который был необходим на этом этапе развития цивилизации и любого государства, переходящего от устоев традиционного общества к новым индустриальным ценностям. Просвещение оказало огромное влияние на развитие культурной, философской и общественной мысли, последующие изменения в этике и социальной мысли, отмену рабства и другие ключевые события, предопределившие ход мировой истории.

Свобода совести

Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения.

Возникновение понятия связано с началом реформирования католической церкви, но особое развитие и теоретическое обоснование принципы свободы совести и вероисповедания получили в трудах философов Нового времени. В общественных и философских дискуссиях Эпохи просвещения вопросы нравственного характера занимали одно из важнейших мест. Свобода начала восприниматься не просто как благо, а как естественное состояние каждого человека.

Наиболее подробно эту идею в своих работах развивал английский мыслитель Жан-Жак Руссо, который выступал за разделение церкви и государства. Он считал, что человек рождается свободным, с правом распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению и самостоятельно выбирать свое будущее. По мнению Руссо, социальные устройство, основанное на ограничениях и требованиях государства и религии, накладывает оковы на свободу человеческой воли.

Просветительская идея свободы делила ее на естественную и гражданскую. Если естественная свобода была ограничена только законами природы, то гражданская предполагала следование законам и моральным нормам, которые защищали общество.

Концепция свободы эпохи Просвещения принята в основу французской «Декларации прав человека и гражданина» и американской «Декларации независимости».

Освобождение науки и философии от влияния религии

Отношение к религии в просветительскую эпоху претерпевает ряд широких изменений, которые в большей степени относятся к осмыслению истоков религии. Наука приобретает эмпирический характер, поэтому слепое подчинение церкви заменяется попыткой докопаться до секретов и тайн природы.

Это не означает, что просветители выступали против религии. Скорее они призывали к ее реформации, уничтожению суеверий и предрассудков, так как считали, что настоящая вера основана на принципах гуманности и разумности.

Многие мыслители считали, что просвещение не может существовать отдельно от истинной религии, которая открывается через познание законов разума. Шотландский философ Дэвид Юм в своих работах доказывал невозможность разумной веры в чудеса, но не отрицал существование религии как таковой.

Космополитизм

Космополитизм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

Формирования космополитического мировоззрения происходило на фоне участившихся войн, которые убеждали уставших европейцев в необходимости новой объединенной Европы. Пацифистски настроенные мыслители Эпохи просвещения видели решение проблемы в создании единой европейской республики с государствами-провинциями. Идеалы мирового гражданства проповедовали Данте, Гете, Шиллер и другие.

Космополитизм просветительской эпохи — это не отказ от ценностей патриотизма и служения родине. Приверженность всечеловеческим интересам и ценностям не исключала любовь к своей стране.

Возрождение науки и естествознания

Научное знание заняло лидирующие позиции в формировании просветительского мировоззрения и признавалось наиболее продуктивной формой интеллектуальной деятельности. Наука опиралась на принципы эмпиризма и рационализма, отвергая принятые религиозные теории. Интересы ученых просвещения отличались широтой научных взглядов. Основное место в системе знаний занимали точные и естественные науки, такие как математика, химия, биология, физика и другие.

Именно в «век разума», как еще называют эпоху XVII столетия, регулярно происходили различные научные открытия. Шведский ученый Карл Линней написал свой труд «Виды растений», куда внес описание тысячи видов флоры, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк предложил первую теорию эволюции, математики Исаак Ньютон и Готфрид Лейбниц независимо друг от друга и почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисление и еще десятки открытий, которые составили фундамент современной науки.

Идеология разума, как источника и двигателя познания

Период просвещения отличается своей приверженностью культу разума. Факторы, характеризирующие идеологию разума:

  • разум воспринимался как единственный инструмент, благодаря которому можно преобразовать мир, исходя из принципов свободы, гуманности и равенства;
  • причина всякого зла и несчастья лежит в невежестве, которое можно преодолеть лишь силой разума;
  • любая истина познается через взаимодействие чувства и разума;
  • в основу человеческой культуры должна должны лежать принципы разума;
  • разум является единым и общим для всех людей, независимо от эпохи, национальности, социального статуса и т. д.

Идея прогресса

Для мыслителей просвещения движущей силой прогресса и истории являлся человеческий разум, с развитием которого менялась жизнь и строение общества. Идеология прогресса основывалась на неразделимости развития разума и промышленного прогресса, которые влияли друг на друга, приводя к новым открытиям и научным подвигам.

Также прогресс определялся как результат развития индивидуальных навыков человека, отраженные в личном вкладе каждого члена общества на пути к новому миру.

Абсолютизация образования в формировании человека

Одной из важнейших идей просветительского мира была возможность получения образования простыми людьми. Мыслители просвещения считали, что без всеобщей образованности невозможно дальнейшее развитие и прогресс. Просветительская эпоха дала сильный толчок образованию, в некоторых европейских странах ввели общее начальное образование. Во Франции в течение XVIII века количество неграмотных среди населения сократилось с 79 до 63%.

Однако, несмотря на большие надежды просветителей, образовательные реформы привели к еще большему социальному расколу в обществе, так как значительная часть населения оставалась необразованной и не могла поладить с остальной частью привилегированного населения. Народная мудрость и традиционные ценности казались мыслителям просвещения отсталыми и вредными, что тоже становилось причиной конфликтов в обществе.

Общие задачи просветителей

Течение Эпохи просвещения для каждого народа имело свои особенности и различия, но истоки движения и основные принципы были идентичны, независимо от национальности.

Борьба с феодализмом

Просвещение ознаменовывает переход общества от феодализма к капитализму и, сопряженными с этими изменениями, выступлениями буржуазии и народных масс против феодализма. Критика феодального строя, системой сословных привилегий и неравенства была краеугольным камнем просветительской концепции. Философы просвещения проповедовали политическую свободу и гражданское равенство. Считая феодализм «неразумным», они противопоставляли ему рационалистические теории морали, общества и религии.

Мыслители просвещения отрицали божественное происхождение феодально-абсолютистского государства, аргументируя его теорией общественного договора. Согласно этому, государство представлялось как социальный институт, который возник в результате заключения соглашения между людьми. Эта теория позволяла народу лишать государя власти, если он нарушает условия соглашения. Окончательный и решающий удар феодальному устройству нанесла Французская буржуазная революция, которая опиралась на идеи просвещения.

Борьба против церкви

С началом просветительского движения начался радикальный пересмотр идей и догм официального христианства и церкви. Абсолютная вера в человеческий разум подорвала авторитет и позиции церкви.

«Естественная» религия разума, к которой причисляли себя просветители, стала называться деизмом, что в переводе с латинского означит «Бог». Последователи деизма признавали существование Бога, но отрицали сверхъестественную природу религиозных воззрений.

К тому времени позиции католической церкви были уже ослаблены под давлением протестантской критики и, в значительной степени, в результате научно-технического прогресса. Духовенство не было готово к таким потрясениям эпохи, и немалая часть церковных служителей поддержала идеи просветителей.

Идеальная модель общества

Просветители выступали не только против феодального устройства, но и против монархического правления. Некоторые мыслители рассчитывали на «просвещенного монарха», независимого от феодального сословия, другая часть представляла интересы простого населения и выступала за народный суверенитет и переход к демократическому правлению. Обе тенденции имели сходные представления об идеальном обществе, среди них:

  • равная ценность каждой личности, независимо от происхождения;
  • гуманизм и человеколюбие, служение всех людей на благо общества;
  • отказ от любых форм принуждения;
  • свобода вероисповедания;
  • единство морального закона для всех;
  • отказ от теологии из интерпретации исторического процесса;
  • осмысление средних веков в резко негативном ключе;
  • подражание идеалам античности.

Примеры эпохи Просвещения

Помимо активного развития философской и общественной мысли, идеи просвещения осмыслялись деятелями искусства. Первым направлением творчества был классицизм, который воплотился в литературе, музыке и живописи. Мастера, работающие в этом направлении, следовали принципам античности. Основными чертами классицизма являются рациональность и строгое соответствие форме. В литературе классицизма обожествляется человеческий разум, восхваляется борьба за свободу и движение научного прогресса. Каноническим произведением классицизма считаются произведения французского поэта Пьера Корнеля. В России это направление обрело популярность в середине XVIII века. К классицизму причисляют оды Державина, в которых он восхвалял Екатерину и трагедии Сумаркова.

Второе направление просветительского искусства — это романтизм, отвечающий эмоциональным запросам общества и художника. В русской литературе ярким примером романтизма является повесть «Бедная Лиза» Николая Карамзина. В живописи — картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, в которой показана зависимость человека от естественных законов природы.

Урок 7: Век Просвещения



План урока:

Что такое эпоха Просвещения

Период Средневековья закончился с началом эпохи Нового времени, которая принесла с собой изменения в культуру, религию, научную мысль и повседневность европейцев. Великие географические открытия, Реформация церкви, складывание единых централизованных государств – способствовали научной революции XVII века, в результате которой наука преодолела свою зависимость от религии.

Благодаря бурному развитию точных и естественных наук, к началу XVIII века в европейском обществе утвердилась уверенность в том, что познавать окружающую действительность человеку помогают наука и разум, но не вероучения священнослужителей и цитаты из Библии. Началась эпоха Просвещения, которая занимает в европейской истории период с начала XVIII до первой половины XIX века.

2rtrt

Отличительные особенности эпохи Просвещения:

  • Освобождение человеческого разума от религиозного фанатизма, средневекового невежества.
  • Осуждение феодального режима.
  • Разработка концепции правового государства.
  • Повышение в европейском обществе уровня грамотности, образования, интенсивное развитие естественных и точных наук.
  • Распространение теории естественных прав человека.
  • Критика монархизма.
  • Стремление к секуляризации - конфискации церковных богатств и земель в пользу государства.
  • Зарождение политики просвещенного абсолютизма.

Запоминаем новые слова!

Правовое государство – государство, деятельность которого полностью подчинена правовым нормам. В таком государстве соблюдать закон обязаны все, начиная от представителей верховной власти и заканчивая рядовыми гражданами, таким образом, закон превыше всего. Главной задачей для правового государства является защита прав и свобод собственных граждан, в том числе, и от произвола властей.

Естественные права человека – это неписанные права, которыми естественным образом наделяется каждый, с момента его рождения. К таким правам сегодня относят право на жизнь, безопасность, благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, личную неприкосновенность, равенство и свободу.

Просвещенный абсолютизм - это политика европейских монархов второй половины XVIII века, основанная на идеях просветителей:

  • необходимость ограничения абсолютной власти монарха рядом реформ, заботящихся о всеобщем благосостоянии;
  • необходимость создания светского государства, то есть государства, свободного от контроля религии;
  • необходимость отхода от феодальных порядков и натурального типа хозяйства в пользу развития рыночных отношений;
  • устранение некоторых сословных привилегий;
  • защита со стороны государства права на частную собственность;
  • необходимость государственной заботы о низших классах.

Идеи просветителей

Впервые идеология Просвещения зародилась в Англии в конце XVII - начале XVIII века. Оттуда они получили широкое распространение во Франции, Германии, Швейцарии и других государствах Европы.

Англия

Самыми знаменитыми английскими просветителями стали Джон Локк, Джон Толанд, Томас Гоббс, Джон – Энтони Коллинз. Просвещение в Англии выступало за всеобщее процветание, защиту индивидуальных прав и свобод, широкую вовлеченность граждан в хозяйственную и общественную деятельность, взаимодействие всех людей в обществе ради общей цели и общего блага.

Знаменитый английский мыслитель Томас Гоббс, стал одним из первых авторов теории общественного договора. Согласно этой теории на заре истории люди пребывали в состоянии «войны всех против всех». Тогда люди были равны между собой и абсолютно независимы, однако постоянно конфликтовали и убивали друг друга из эгоистических соображений. Достигнув определенного уровня интеллектуально развития, они решили заключить общественный договор, ради достижения стабильности и собственной безопасности. Они отказались от индивидуальной свободы в пользу государства, которое, в свою очередь, обеспечило их процветание.

Идеи Томаса Гоббса продолжил английский философ Джон Локк. Он утверждал, что из догосударственного состояния человек пришел к созданию государства в поисках мира и безопасности. Однако государство, представляющее собой совокупность людей, должно наказывать преступников исключительно на основе закона, защищать естественные права и свободы своих граждан. Еще одна знаменитая идея Джона Локка – теория разделения властей на законодательную, исполнительную и федеративную (отвечающую за международные отношения). Только таким образом, утверждал философ, можно защитить граждан от произвола правительства.

3khf

Франция

Широкое распространение получили идеи Просвещения во Франции. Там, благодаря популяризации печатной продукции, в XVIII веке значительно вырос уровень грамотности населения. Среди читающих все больше появлялось ремесленников, крестьян, наемных рабочих. Наибольшее влияние на французское общество оказывали взгляды просветителей: Жана Жака Руссо, Шарля Луи Монтескье, Дени Дидро, Вольтера, Клода Адриана Гельвеция.

Значимый вклад в развитие идей Просвещения внес знаменитый французский философ Жан Жак Руссо. Вслед за Томасом Гоббсом и Джоном Локком он затронул теорию общественного договора. Для небольших государств, по мнению Руссо, идеальной формой правления является демократия. При демократической форме правления народ избирает и контролирует своих представителей. Однако, для больших государств Жан Жак Руссо считал более предпочтительной ограниченную монархию. Когда земли слишком много, охранять ее сложно, это может стать причиной для будущих оборонительных войн. И только сильная монархия способна защитить страну от нападений воинствующих соседей.

Всемирную известность получил французский просветитель Шарль Луи Монтескье. Его мысль была прикована преимущественно к политическим проблемам, поэтому большинство его трудов посвящено социальному и политическому устройству общества.

4fgfg

Философ Монтескье подразделял все государства по трем формам правления на республику, монархию и деспотию. Республику он рассматривал как самую добродетельную форму правления, которая основана на любви к Отечеству, равенстве, верховенстве законов. Однако, как и Жан Жак Руссо, он считал что республика возможна лишь в небольших государствах, таких например, как древние Афины. Для густонаселенных государств, с большой территорией характерна монархия или деспотия. Монархия значительно ограничивает политическую свободу народонаселения, а деспотия и вовсе устанавливает режим произвола и тирании.

Шарлю Луи Монтескье принадлежит также классическая идея разделения властей, которая на сегодняшний день, реализована во всех правовых государствах [1] . В отличие от Джона Локка, Монтескье предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную, а идеальным воплощением этой идеи считал государственный строй современной ему Англии. В Англии XVIII века королю принадлежала исполнительная власть, законодательная – парламенту, а судебная – присяжным [2] . Таким образом, обеспечивалась относительная независимость властей, исключалась абсолютная монархия.

Основные идеи Дени Дидро - французского просветителя XVIII века,стали источником вдохновения для революционно настроенной буржуазии. Философ осуждал абсолютную монархию и деспотизм, отрицал средневековую веру в божественное происхождение королевской власти и социального неравенства [3] .

5dgdg

Основным источником государственной власти, по мнению Дени Дидро, является непосредственно сам народ. А правитель – лишь представитель народа, заключивший с ним договор на определенных условиях. Если же глава государства превышает свои полномочия и действует не во благо народу, народ вправе расторгнуть с ним договор и заключить его с другим человеком. Революционной считалась также идея всеобщего равенства, которую философ продвигал, призывая к уничтожению сословий.

Германия

В XVIII веке Германия отставала в своем экономическом и политическом развитии от Англии и Франции. Здесь монархия практически не подвергалась резкой критике, это было связано с политической раздробленностью Германских земель, которую мог преодолеть только всевластный глава государства.

Германия заимствовала идеи просветителей Англии и Франции, а также внесла свой индивидуальный вклад в развитие научной и философской мысли XVIII века. Среди всех деятелей немецкого Просвещения стоит выделить: Христиана Вольфа, Готхольда Эфраима Лессинга, Иоганна Готфрида Гердера, Фридриха Шиллера.

Немецкий философ Христиан Вольф главной целью своей деятельности видел просвещение, образование и воспитание людей. Вольф был уверен, что человек разумное существо, способное к постижению истины, ему не следует слепо следовать за авторитетами, нужно опираться на собственный рациональный разум. В отличие от множества других просветителей Вольф верил в Бога, однако был убежден, что религиозный человек должен проводить свою жизнь не в молитвах, а в практически полезной деятельности, направленной на пользу обществу и достижение земного счастья.

Немецкий просветитель Готхольд Эфраим Лессинг под впечатлением религиозных войн произошедших в Германии, резко критиковал религиозную нетерпимость и фанатизм. Его соотечественник Фридрих Шиллер видел основные проблемы общества в разделении труда (считал, что оно негативно сказывается на целостности личности), противоречиях между идеальным и действительным, материей и формой, душой и телом. Философ считал, что свобода личности будет достигнута лишь тогда, когда человек раскроет все свои силы, качества, таланты.

Просвещенный абсолютизм

Со второй половины XVIII века, под влиянием идей просветителей, европейские монархи стали придерживаться нового направления политики – Просвещенного абсолютизма.

Политика Просвещенного абсолютизма строилась на нескольких принципах:

  • Устранении пережитков средневекового строя – феодальной раздробленности, крепостничества, феодальных монополий.
  • Проведении реформ, защищающих естественные права человека (реформы, уничтожавшие некоторые сословные привилегии и прочие).
  • Проведении церковных реформ, с помощью которых церковь переходила в подчинение государству, передавала в государственную собственность церковные земли и богатства.
  • Смягчении цензуры [4] .

Политики Просвещенного абсолютизма придерживались Фридрих II (Пруссия), Карл III (Испания), Иосиф II (Австрия), Густав III (Швеция), Екатерина II (Россия). Однако эта политика была больше направлена на создание благоприятного имиджа монарха, нежели на исправление реальных проблем общества. Поэтому большинство идей Просвещенного абсолютизма, так и остались на страницах книг, не были преобразованы в реформы.

Словарь

1. Правовое государство - это государство, в котором провозглашено и реализуется на практике верховенство права.

2. Присяжные – судебные заседатели, отобранные путем случайного выбора.

3. Социальное неравенство - неравное положение людей в обществе, при котором люди отличаются уровнем дохода, образования, наличием или отсутствием власти.

4. Цензура – это контроль над содержанием печатной продукции, театральных постановок, произведений искусства.

Исторические предпосылки

Историки расходятся во мнении, когда именно началось Просвещение, хотя многие согласны с тем, что его истоки связаны с научной революцией начала XVII в. Оказав огромное влияние на развитие европейской цивилизации, Век Разума завершился революционными событиями во Франции и сменился романтизмом. К наиболее выдающимся деятелям того периода можно отнести:

  • Вольтера;
  • Джона Локка;
  • Томаса Гоббса;
  • Дэвида Юма;
  • Жан-Жака Руссо;
  • Адама Смита;
  • Иммануила Канта;
  • Исаака Ньютона;
  • Томаса Джефферсона.

Корни философских идей, повлекших переворот взглядов на человека и природу, лежат в Тридцатилетней войне (1618—1648). Это был долгий и кровавый конфликт, вызвавший целый ряд социальных потрясений. Люди начали подвергать сомнению и критике религиозные устои и устройство общества. Согласно принятому мнению, толчком к появлению идей Века Разума послужила популяризация значения древних авторов в эпоху Возрождения.

Период Великих географических открытий раскрыл для европейской цивилизации другие философские концепции и культуры. Кроме того, робкие идеи Возрождения по изучению материального мира уже заложили основу для настоящей научной революции, которая началась с публикации в 1543 г. гелиоцентрической теории Вселенной Николая Коперника. В одном ряду с идеями польского астронома стоят работы:

  • Иоганна Кеплера — три закона движения планет;
  • Галилео Галилея — теория движения и закон инерции;
  • Тито Браге — новый взгляд на звёзды, планеты и их движение.

Научная революция закончилась с открытием Исааком Ньютоном закона всемирного тяготения и популяризацией модели механической Вселенной в конце XVII века. С каждым новым изобретением той эпохи общепринятый христианский взгляд на мир подвергался трансформации. Мыслители периода научной революции всё больше склонялись к копернианско-ньютоновской парадигме, согласно которой божественное создание мира можно познать через науки. Интеллектуалы стали воспринимать Вселенную бесконечной, полной движения и событий. Такое мировоззрение заложило почву для Просвещения и эволюции рациональной мысли.

Философские концепции

Кратко эпоха Просвещения характеризуется концентрацией внимания на научных методах, секуляризацией образования, религиозной терпимостью, свободой личности, прогрессом в разделении церкви и государства. По словам немецкого философа Иммануила Канта, девизом дня был лозунг «Осмеливаются знать». Некоторые ключевые особенности, характерные для этого исторического периода, выглядят так:

  1. Рациональное мышление. Просветители были уверены, что оно может привести к улучшению человечества и является естественным свойством разума. Они видели в способности рассуждать самый значимый человеческий потенциал, основная задача которого — помочь людям освободиться от невежества. Просветители считали, что все человеческие усилия должны быть направлены на повышение уровня знаний.
  2. Скептицизм. Представители эпохи Просвещения не руководствовались в понимании мира слепой верой, а требовали доказательств для всех мировоззренческих моделей, тестируя общепринятые понятия научным методом. Скептически относились к абсолютизму и божественному праву королей на власть. Считали, что Бог существует, но не вмешивается в земные дела, а все события во Вселенной происходят в соответствии с естественными и научно обоснованными законами.
  3. Религиозная толерантность. Несмотря на скептицизм в отношении религиозных институтов, просветители считали, что люди должны иметь возможность поклоняться кому угодно по своему выбору.
  4. Свобода. Согласно просветительскому мировоззрению, Бог наделил всех людей равными правами, поэтому они могут жить без угнетающих личность ограничений. Законная политическая власть должна основываться на согласии народа и обязана представлять его волю.
  5. Прогресс. Столетия до Просвещения характеризовались быстрыми изменениями, начиная с открытий научной революции и заканчивая развитием техники и искусства в эпоху Возрождения. Во многом благодаря этому считалось, что человечество стремительно улучшается.
  6. Конфликт эмпиризма и рационализма. Английские философы утверждали, что источником всех человеческих знаний является чувственный эмпирический опыт. Рационализм, характерный для континентальных мыслителей, отрицал надёжность чувственного опыта, полагаясь на научную интуицию и способности к озарению идеями.

Ближе к концу периода философы пришли к общему мнению относительно того, что можно считать определением просвещённой личности. Так называли человека, освободившегося от добровольной незрелости, несамостоятельности мышления и отсутствия мужества обладать собственным мнением.

Территории свободы

История эпохи тесно связана с появлением новых и развитием традиционных обществ, поддерживаемых частными лицами или государством. Сторонники идей образовывали группы, используя для совместного времяпрепровождения различные места:

  • читальные залы;
  • театры и оперы;
  • сувенирные лавки;
  • литературные и художественные салоны;
  • академии;
  • кафе;
  • политические клубы (характерно для Англии).

В этих новых или обновлённых заведениях возникали оживлённые дискуссии и научные распри, бушевали дебаты о литературе и живописи, обсуждались идеи государственного устройства. Сформировавшаяся среда из старых и новых элит, художников, создателей философии и их покровителей, государственных агентов и политических авантюристов стала плавильным котлом для космополитичной публики, осознавшей себя исключением.

Феномен салонов сформировался на базе французского искусства вести беседу. Организаторами были в основном женщины из буржуазных кругов. Содержание салона в то время становится одним из самых престижных видов женских занятий. Качество гостей служило картинкой для привлечения влиятельных посетителей, отражало репутацию хозяйки и дома, её привлекательность и статус.

Главными координационными центрами новых сообществ становятся академии наук. Хорошим стимулом для членства в них была щедрая спонсорская поддержка прошедших отбор и победителей конкурсов. Открытость условий и оценок результатов, обязательная анонимность для кандидатов гарантировали беспристрастное отношение к полу и социальному статусу соискателей, что привело к невиданному до подобных событий результатам. Например, нередки случаи получения академических призов женщинами в жанре поэзии.

Для новых пространств свободы была характерна некоторая англомания, поскольку сами идеи брали начало из Британии. Ещё одним центром художественного и интеллектуального капитала стал Париж, из которого он распространился во французские провинции. Наступление эпохи Просвещения в России связано с активной поддержкой Екатериной II развития наук и искусств.

Роль масонства

Официально основание первой ложи датируется 1717 г. Событие произошло в Лондоне, а на европейском континенте вольные каменщики появились в 1734 году. Размер вклада масонства в Просвещение до сих пор является предметом бурных дискуссий среди историков. В ложах состояло немало видных деятелей эпохи, например, активными участниками были:

  • Монтескьё;
  • Вольер;
  • Моцарт;
  • Гёте;
  • Фридрих Великий;
  • Бенджамин Франклин;
  • Джордж Вашингтон.

Немецкий историк Козеллек так охарактеризовал эпоху: «На континенте присутствовали две социальные структуры, которые сыграли решающую роль в Просвещении, — это республиканцы и масонские ложи». Историки утверждают, что мифология и кодексы поведения каменщиков опирались на понятия свободы, равенства и братства. Сходство с лозунгом французской революции породило впоследствии множество теорий заговора с истоками в якобинстве.

Конечно, масонские ложи оказали влияние на общество в целом и Просвещение в частности, но трудно преуменьшить их роль в установлении конституционных форм управления с выборными представителями. Другими словами, социумы, созданные в ложах, стали нормативной моделью для всего общества.

Сохранилось немало сообщений о том, что масоны всей Европы XVIII века ссылались во многих мотивах своей деятельности на Просвещение. Например, своей целью они называли освобождение тех, кто ещё не просвещён. Последнее совсем не означало связь между их деятельностью и воинствующим безбожием, но не исключало возможные ереси. В ложах практиковалось поклонение Великому Архитектору как к божественному создателю упорядоченной Вселенной. Характерной чертой для сообществ было поощрение нерелигиозных связей и контактов.

Влияние и наследие

Просвещение изменило мир и историю. Лучшее этому доказательство — ценность идеалов и принципов эпохи для современников. Основные научные теории развивались на протяжении всей истории, но авторами их были просвещённые мыслители. Идеи веротерпимости, разделения церкви и государства привели к сокращению войн из-за религиозных разногласий. С ослаблением власти духовенства стало доступней образование, резко возрос уровень грамотности, массово стали строиться публичные библиотеки и музеи.

Идеи Просвещения привели ко многим революциям, оказавшим огромное влияние на ход истории. Поддержка народами суверенитетов в рамках республик позволила возникнуть более справедливым системам общественного устройства. К XVIII веку были созданы все основы, изменившие направление развития человечества. В течение последующего периода граждане европейских государств получили право самостоятельно распоряжаться собственной жизнью и свободой.

Юридические нормы стали действенным регулятором отношений между личностью, обществом и государством, в то время как функции последнего начали сводиться к защите этих прав. Заметная гуманизация произошла в сфере уголовного законодательства. Система сдержек и противовесов, разработанных в Век Разума, легла в основу конституций многих государств.

Тем не менее некоторые атрибуты феодально-абсолютистской формы правления сохранялись. Например, налоговое бремя для третьего сословия не изменилось, как и освобождение дворянства и духовенства не утратило свою силу. Несмотря на идеи всеобщего равенства перед законом, разделение общества на классы считалось естественным и правильным.

Просветительская деятельность радикальным образом повлияла на общественно-политическую мысль, поставив под сомнение адекватность и непогрешимость феодального устройства общества. Благодаря избавлению от атавизмов Средневековья человечество получило новые горизонты для прогресса. Огромный шаг вперёд сделали ботаника, биология, математика и химия. Художественная культура эпохи Просвещения породила широкий спектр новых стилевых форм. Литература и театр вышли на передний план, инструментальная музыка поднялась на более высокий уровень, начала совмещаться с оперным пением и сложным драматургическим действием.

Конец эпохи ознаменовался консервативными тенденциями в обществе и пришёлся на время после наполеоновских войн. Просвещение сменилось романтизмом. В целом его появление можно рассматривать как отрицание идей Разумного Века, частично — в качестве плавной эволюции настроений в обществе.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ТВОРЧЕСТВО Д. ДЕФО, Д. СВИФТА

1. Характеристика эпохи Просвещения: хронологические рамки, программа просветителей, их гуманистические идеалы

XVIII века - блестящая эпоха в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, который хронологически условно охватывал период между двумя революциями - в Англии (1688 - 1689) и Великой французской революцией.

1689 - 1795 гг. - эпоха Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII века было движение Просвещения. Он включал в себя политические, общественные идеи - прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиоВНОй умеренности.

Однако, он не был исключительно узко-идеологическим движением представителей среднего класса, направленным против феодализма.

Знаменитый немецкий философ XVIII века, тот, кто первым подводил итоги этой эпохи, И. Кант, в 1784 г. посвятил Просвещению специальную статью «Что такое Просвещение?» и назвал его «выходом человека из состояния несовершеннолетия «. Основные идеи Просвещения имели общечеловеческий характер. Одной из важнейших задач просветителей была широкая популяризация собственных идей. Недаром важнейшим актом их интеллектуальной и гражданской деятельности был выпуск в 1750-х гг. «Энциклопедии», которая пересмотрела прежнюю систему человеческих знаний, отвергла убеждения, основанные на предрассудках.

Просветители, прежде всего, были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни можно изменить к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, который имеет разум, способный к нравственному совершенствованию, а образование и воспитание каждого человека улучшит общество в целом.

Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека. Вера в большие возможности воспитания укріплювалася авторитетом английского мыслителя Дж. Локка: философ утверждал, что человек рождается «чистым листом «, на котором могут быть начертаны любые моральные, социальные «ведомости», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума» - таково распространенное название XVIII ст.

В отличие от ренессансного жизнерадостно-оптимистического убеждение в безграничных возможностях человеческого разума, в отличие от рационализма XVII века, который считал единственно возможным познание мира с помощью разума, мироощущение эпохи Просвещения включает в себя понимание того, что разум ограничен опытом, ощущением, чувством. Именно этим объясняется то, что в течение этой эпохи одинаково часто встречаются и «чувственные души», и «просвещенные умы». Они сосуществуют в гармонии, дополняя друг друга. «Чем разум человека становится просвещеннее, тем сердце эго - чувствительнее», - утверждают французские энциклопедисты.

Последняя треть суток обозначена развитием «руссоїстських» идей, противопоставляли «природу» и «цивилизацию», «сердце» и «ум», «естественную» человека и лю-дину «культурную», то есть - неискреннюю, «искусственную». Соответственно в течение века менялся характер и степень просветительского оптимизма, вера в гармоничное устройство мира. Сначала успехи научной революции, особенно открытие Ньютоном закона всемирного тяготения, сформировали представление о Вселенной как о единое и гармоничное целое, где все в конечном итоге направлено к добру и согласию. Этапным событием, вызвала значительные изменения в этих убеждениях, было землетрясение в Лиссабоне в 1755 году город был разрушен на 2/3, 60 тысяч его жителей погибли. Беспощадность стихии стала предметом горьких размышлений многих просветителей, в частности Вольтера, который посвятил печальной события, что изменила его представление о Вселенной, «Поэму о Лиссабон». Этот факт является подтверждением, что XVIII в. был эпохой, когда сложные философские идеи обсуждались не только в научных трактатах, но и в художественных произведениях - поэтических, прозаических.

Человек эпохи Просвещения, чем бы она не занималась в жизни, был еще и философом в широком понимании этого слова: она настойчиво и постоянно стремилась к размышлению, опиралась в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое мышление. Недаром XVIII в. называют еще и веком критики. Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно - мистических, идеальных вопросов. В это «философское», как его справедливо называют, века философия имеет раВНОгласия с религией. Получает распространение своеобразная светская форма религии - деизм: ее сторонники убеждены, что, хотя Бог и является источником всего существующего, он не вмешивается непосредственно в земную жизнь. Это жизнь развивается по устоявшимся раз и навсегда установленным законам, познать которые способны лишь здравый смысл и наука.

Однако, не стоит думать, что эпоха Просвещения была печальным, «ученым» веком: люди этого времени умели, по словам О. Мандельштама, «ходит по морском дну идей, как по паркету», ценили остроумие, любили, когда смешивался «глас рассудка с блеском легкой болтовни» (Бомарше), а с другой стороны, высоко ставили чувственность, эмоциональность, не стеснялись слез.

Многообразие идей, представлений, настроений эпохи отразилось на ее основных стилях и направлениях. Главными из них были классицизм, рококо и сентиментализм.

Классицизм XVIII века пытался развивать идеи «правильного искусства», достичь понятности языка и четкости композиции. Благоустраивая действительность в художественных образах, классицизм интересовался прежде обще-нравственными проблемами общественной жизни.

Напротив, литература рококо (это слово образовано от фр. наименование морской раковины - рокайль) обращена к частной жизни человека, его психологии, проявляет гуманную уступчивость к ее слабостям, ищет легкости, непосредственности и изящества художественного вещания, предпочитая остроумно-ироническому тону повествования.

Сентиментализм ставил акцент на изображении чувств человека, его эмоциональной жизни, возлагал надежду на открытость и сострадание, утверждал превосходство «сердца» над «умом», в конце концов, противопоставлялась благоразумия чувственность.

В зависимости от этого складывалась и система жанров каждого из направлений:

- так, классицизм особенно стойко удерживался в «высоких» жанрах - трагедии, эпопее;

- рококо предоставляло преимущество любовно-психологической комедии;

- сентиментализм развивался в новом, «смешанном» жанре драмы.

Однако, во всех направлениях на первый план выходили различные прозаические жанры - новелла, роман, философская повесть. Несмотря на то, что в этот период развивалась и поэзия - поэмы, элегии, эпиграммы, баллады, все же эпоха Просвещения получила репутацию «века прозы».

В отличие от предыдущего литературного этапа, когда основные художественные направления - барокко и классицизм - отчетливо противостояли друг другу, эстетические течения XVIII в. часто смешивались, переплетались, образуя компромиссное единство.

Просветительское движение дало толчок развитию раВНОобраВНОй публицистики; особое значение приобрели с начала XVIII в. газеты и журналы, большинство писателей этой эпохи были одновременно журналистами или начинали свою деятельность как журналисты.

Центральным явлением литературной жизни Просвещения были философская повесть и роман, прежде всего - роман воспитания. Именно в них просветительская тенденциоВНОсть, пафос преобразования человека, назидательность находят наиболее яркое выражение.

Эпоха Просвещения была временем наиболее тесного, чем раньше, общения и взаимодействия национальных литератур и культур. Результатом этого стало создание единой европейской, а затем и всемирной литературы. Известными стали слова великого немецкого просветителя П. В. Гете, который подводил итог культурного развития XVIII в. словами: «Сейчас мы вступаєм в эпоху мировой литературы».

Читайте также: