Способы ведения бухгалтерского учета определяются местным налоговым органом

Опубликовано: 14.05.2024

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 26 июля 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ в часть 3 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Информация об изменениях:

Статья 7 дополнена частью 3.1 с 26 июля 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ

3.1. Порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 26 июля 2019 г. - Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 247-ФЗ

4. В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в организациях бюджетной сферы, составляющих консолидированную (сводную) бюджетную отчетность, консолидированную отчетность государственных (муниципальных) учреждений, главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 1 части 4 статьи 7 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1) иметь высшее образование;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 2 части 4 статьи 7 внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

5. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

ГАРАНТ:

Положения части 6 статьи 7 настоящего Федерального закона не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона возложено ведение бухгалтерского учета

6. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключен трудовой договор.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ в часть 7 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

7. Главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

ГАРАНТ:

См. схему "Организация ведения бухучета"

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.

Элементы методов

Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:

  • Наблюдение. Актуально в отношении операций по исполнению функций различными подразделениями. Наблюдение обеспечивает проверку корректности заполнения форм, соблюдения внутренних норм.
  • Измерение. В процессе обнаруживаются числовые значения, которые относятся к финансово-хозяйственным операциям. Если при наблюдении во внимание принимается соблюдение норм, то при измерении главным показателем являются цифры. Объектом при этом являются денежные значения.
  • Обобщение и детализация. Процедуры могут быть статическими или аналитическими. Выбор инструмента определяется задачами компании. Обобщение и детализация могут применяться как в комплексе, так и по отдельности.

Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.

Методы бухучета

При ведении учета используются следующие методы:

  • Документирование. Рассматриваемый метод применяется в том случае, если нужно зафиксировать сведения, необходимые для ведения и анализа финансово-хозяйственной деятельности. В рамках документирования применяются стандартизированные формы, которые утверждены на локальном или государственном уровне.
  • Инвентаризация. Подразумевает осуществление мониторинга числа имущества, находящегося в распоряжении компании. В процессе также определяется статус предметов (к примеру, необходимость его передачи сторонним лицам), перспективы эксплуатации имущества. Нужно отметить, что инвентаризация является составляющей калькуляции.
  • Оценка. Обеспечивает формирование статистики. Кроме того, нужна для интерпретации данных, составления прогноза касательно степени их влияния.

К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.

Калькулирование

Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.

Метод начисления

Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.

Кассовый метод

Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.

Методы амортизации

Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:

  • Нахождение в собственности компании (то есть оборудование не должно быть в аренде или лизинге).
  • Основная цель эксплуатации – извлечение прибыли.
  • Срок эксплуатации больше 12 месяцев.
  • Начальная стоимость собственности равна более 40 000 рублей.

Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.

Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.

Методы группировки сведений

Существуют различные методы обобщения учетных сведений:

  • Бухгалтерские счета. Позволяют зафиксировать начальное и завершающее состояние объектов учета, а также их изменения. Каждой форме актива, капитала и обязательств соответствует свой счет. Отдельные счета имеют название, а также цифровой код. К примеру, 01 «Основные средства».
  • Двойная запись. Является способом фиксации операции на счетах бухучета. Двойная запись позволяет понять двойственность хозяйственных операций. Главная ее характеристика – фиксация сведений об операции и по дебету, и по кредиту.
  • Балансовое обобщение (бухбаланс). Представляет собой способ обобщения сведений посредством счетов и двойной записи. Баланс отображает структуру имущества компании по видам и источникам формирования. В нем содержатся сведения, позволяющие провести анализ финансового состояния фирмы. Данные дают представление о состоянии активов, ликвидности. Баланс отображает остатки на счетах. Он считается базовой формой отчетности. Сведения в балансе группируются по разделам. Они подразделяются на статьи. Дебетовые остатки фиксируются в активах, а кредитовые остатки – в пассивах. Соотношение актива и пассива – это валюта баланса. Сумма всех активов тождественна сумме всех пассивов.
  • Бухгалтерская отчетность. Представляет собой комплекс информации о состоянии финансов и имущества в фирме. Система данных также отображает итоги хозяйственной деятельности предприятия. Формируется она на основании сведений бухучета. Бухгалтерская отчетность включает в себя бухбаланс, отчет о прибыли и убытках, приложения, пояснительную записку, аудиторское заключение (оно требуется только в том случае, если компания подлежит обязательному аудиту). К отчетности предъявляется множество требований. В частности, она должна составляться на основании норм, быть достоверной, объективной и полной. Она объединяет все показатели работы подразделений.

Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.

Особенности использования методов

Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:

  • Оптимизацию отчетности для нужд ФНС.
  • Увеличение рентабельности за счет разумного соотношения прибыли и дохода.
  • Повышение эффективности бизнес-модели.
  • Простой анализ деятельности компании.

Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.

Вторник
18 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Выбор организационно-технических способов ведения бухгалтерского учета при формировании учетной политики организации

В данном и последующем пунктах настоящего раздела рассматриваются все организаци­онно-технические и методические способы ведения бухгалтерского учета, из которых орга­низация должна выбирать необходимые ей способы в качестве элементов для формиро­вания учетной политики.

Суть всех способов организации и ведения бухгалтерского учета подробно рассмотрена в предыдущих главах настоящего пособия.

Организационно-техническая составляющая учетной политики предусматривает выбор способа организации учетной работы, выбор техники и формы ведения бухгалтерского учета.

По этой составляющей при формировании учетной политики организация должна отра­зить следующие элементы учетной политики.

Рабочий План счетов. Как элемент учетной политики рабочий План счетов бухгал­терского учета разрабатывается организацией самостоятельно, исходя из специфики дея­тельности организации, уровня материально-технической базы и других факторов.

Рабочий План учетов бухгалтерского учета должен разрабатываться на основе типово­го Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению.

При разработке рабочего плана счетов необходимо иметь в виду, что в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов организация должна утвердить рабочий план счетов, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в организации.

Рабочий План счетов целесообразно разрабатывать с учетом только тех аспектов хо­зяйственной деятельности организации, которые имели место на момент окончания пре­дыдущего отчетного периода или с большой вероятностью появятся в следующем отчет­ном периоде.

Следовательно, нецелесообразно включать в рабочий План счетов бухгалтерского уче­та счета по учету отсутствующих в организации объектов или счета по учету объектов, ве­роятность появления которых в новом отчетном периоде достаточно мала.

В рабочем Плане счетов должно быть предусмотрено необходимое количество субсче­тов, которые могут быть выбраны из типового Плана счетов и/или добавлены организацией самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности.

При разработке рабочего Плана счетов' также должна быть обеспечена полнота анали­тических счетов с указанием их кодовых обозначений.

Все применяемые синтетические счета, субсчета и аналитические счета должны позво­лять адекватно отразить любую хозяйственную операцию, которая имела место на момент окончания предыдущего отчетного периода или с большой вероятностью появится в сле­дующем отчетном периоде.

Организация учетной работы. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бух­галтерском учете» организация в зависимости от объема учетной работы самостоятельно может выбрать один из следующих способов организации учетной работы:

  • учреждение бухгалтерской службы в виде структурного подразделения, возглавляе­мого главным бухгалтером;
  • введение в штат должности бухгалтера;
  • передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации.

Последние три способа организации учетной работы рекомендованы для применения в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства.

Дополнениями, внесенными в ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете», организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, с 1 января 2003 г. освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета.

Такие организации обязаны вести бухгалтерский учет только в отношении основных средств и нематериальных активов.

Форма ведения бухгалтерского учета. Организация самостоятельно может выбрать одну из следующих форм ведения бухгалтерского учета:

  • мемориально-ордерную форму;
  • форму «Журнал-главная»;
  • журнально-ордерную форму;
  • автоматизированную форму;
  • упрощенную форму.

Последняя форма ведения бухгалтерского учета может применяться организациями — субъектами малого предпринимательства в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. прика­зом Министерства финансов РФ от 21.12.1998 № 64н.

Технология обработки информации. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных носителях, в электронном виде и/или на любых машинных но­сителях.

В последних случаях организация обязана изготовлять за свой счет копии таких доку­ментов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ.

В зависимости от формы составления документов организация может выбрать один из следующих способов обработки информации:

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой 0упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерского учета в России осуществляется Правительством РФ и Минфином РФ. Во исполнение Программы реформирование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена Правительством РФ 06.03.1998 г. № 283) в России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета.

В настоящее время система регулирования бухгалтерского учета 4-х уровневая:

1-й уровень – Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Постановления Правительства РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете» - устанавливает единые правовые, методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета.

2-й уровень – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) – составляют российские стандарты учета, утвержденные Правительством РФ.

3-й уровень – Инструкции, методологические указания Минфина РФ, план счетов - методологические указания, рекомендации, которые утверждены Минфином РФ, планы счетов (стандартный, бюджетных организаций, банков, страховых компаний).

4-й уровень – Учетная политика организации – документы по организации и ведению бухгалтерского учета, а также рабочие документы, предназначенные для внутреннего пользователя. Данные документы не должны противоречить предыдущим 3-м уровням.

Требования, предъявляемые к организациям по ведению бухгалтерского учета одинаковы независимо от организационно-правовой формы собственности, регламентированы вышеуказанными нормативными документами.

Основными требованиями являются:

1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который утверждается организациями на основе плана счетов бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

3. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики обязательно для всех организаций.

4. В бухгалтерском учете текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

5. Имущество, принадлежащее организации на правах собственности учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

6. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, предоставление бухгалтерской отчетности, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, обеспечение в установленных законодательством Российской Федерации случаях проведения обязательного аудита несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

v создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение;

v ввести в штат должность бухгалтера;

v передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета бухгалтеру-специалисту, который будет выполнять одновременно функции кассира организации;

v лично ввести бухгалтерский учет.

Руководители обязаны:

v создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета;

v обеспечить выполнение требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений всеми структурными подразделениями и работниками организации, имеющими отношение к учету.

Задачами бухгалтерского учета являются:

v формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организаций, так и внешним — инвесторам, кредиторам и др.;

v обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением организацией законодательства Российской Федерации при осуществлении ею хозяйственных операций, за их целесообразностью; использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

v своевременное предупреждение появления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и на перспективу;

v содействие конкуренции на рынке с целью получения и максимальной прибыли.

У МУП на праве хозяйственного ведения есть основное средство (помещение). Собственник решил его продать.

Как отразить эту операцию в учете? Собственник хочет изъять еще один объект ОС (УСН, доходы – расходы).

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и юридические лица и граждане.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ (ст. 294 ГК РФ).

В соответствии со ст. 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет, в частности, имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.

Отдельные материальные объекты (вещи) относятся к объектам оценки.

Правила оценочной деятельности установлены Федеральным законом от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 6 указанного закона Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных законом.

При этом проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично РФ, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям (ст. 8 Закона № 135-ФЗ).

Данная норма не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством РФ допускается с согласия собственника этого имущества.

Следовательно, при продаже основных средств, принадлежащих муниципальному образованию на праве собственности, оценка основных средств является обязательной.

В отношении оценки объектов, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством РФ.

Муниципальное унитарное предприятие принимает объект основных средств к бухгалтерскому учету на дату его фактического получения.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н, счет 75 «Расчеты с учредителями» государственные и муниципальные унитарные предприятия применяют для учета всех видов расчетов с уполномоченными на их создание государственными органами и органами местного самоуправления.

Унитарные предприятия применяют субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» для учета расчетов с государственным органом или органом местного самоуправления по имуществу, передаваемому на баланс на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Эти предприятия именуют данный субсчет «Расчеты по выделенному имуществу».

Если полученное имущество не относится к уставному фонду унитарного предприятия, следует сделать бухгалтерские записи.

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 75

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

– отражено увеличение нераспределенной прибыли на стоимость полученного основного средства;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– объект основных средств веден в эксплуатацию.

Если объект основных средств был передан собственником в уставный фонд МУП, то в бухгалтерском учете предприятия делаются записи по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» в корреспонденции с кредитом счета 80 «Уставный капитал» – в соответствии с учредительными документами на стоимость подлежащих передаче в хозяйственное ведение основных средств.

По дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу» – на стоимость полученных основных средств.

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08.

Такой порядок учетных записей рекомендуетМинфин РФ в письмах от 20.04.2006 г. № 07-05-10/17, от 05.08.2003 г. № 16-00-14/247.

При этом передача имущества в хозяйственное ведение осуществляется по акту приема-передачи имущества в стоимостной оценке имущества, утверждаемой учредителем (письмо Минфина РФ от 22.09.2005 г. № 03-06-01-04/373).

По объектам основных средств, получаемым унитарным предприятием от собственника имущества в хозяйственное ведение, начисляется амортизация (п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н).

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02.

П. 29 ПБУ 6/01 установлено, что стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся.

Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов (п. 31 ПБУ 6/01).

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 22 ПБУ 6/01).

При списании основного средства с учета в результате реализации будут сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 01

– списана первоначальная стоимость объекта ОС;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01

– списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 01

– остаточная стоимость объекта ОС признана в составе прочих расходов;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 51

– денежные средства от продажи ОС перечислены собственнику ОС (бюджет муниципального образования).

В 2003 году Минфин РФ разъяснял, что изъятие имущества, полученного сверх уставного фонда, отражается в бухгалтерском учете унитарного предприятия в обычном порядке с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (письмо от 21.08.2003 г. № 16-00-22/11).

Однако в своих последних письмах финансовое ведомство указывает, что на остаточную стоимость этого имущества делаются записи по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет «Расчеты по выделенному имуществу», и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» с одновременным списанием остаточной стоимости имущества по дебету счета 83 «Добавочный капитал» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Одновременно стоимость полученных в хозяйственное ведение объектов основных средств, отраженная при их принятии к бухгалтерскому учету на счете учета добавочного капитала, за минусом остаточной стоимости этого имущества переносится со счета учета добавочного капитала организации на счет учета нераспределенной прибыли (письма от 08.07.2015 г. № 07-01-10/39236, от 08.07.2015 г. № 07-01-06/39246).

Закономерно возникает вопрос: откуда взялся добавочный капитал?

В письме от 09.06.2011 г. № 07-02-06/104 Минфин РФ сообщил, что оприходование имущества от собственника в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета имущества и кредиту счета учета добавочного капитала.

В письме от 27.01.2012 г. № 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год» Минфин РФ повторил свой вывод.

То есть, по мнению чиновников, отражать поступление имущества в хозяйственное ведение следует так:

Причем Минфин РФ утверждает, что это следует из Инструкции по применению Плана счетов…

Поэтому, развивая свою позицию, Минфин задействует счет 83 и в случае списания ОС.

На сегодняшний день рассматриваемый вопрос нормативно не урегулирован.

То есть ни в одном нормативном акте по бухучету не указано, как учитывать поступление имущества в хозяйственное ведение.

П. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н, установлено, что если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

Следовательно, Вы вправе самостоятельно определить в учетной политике порядок учета получения имущества в хозяйственное ведение (можете выбрать или первый, или второй из вариантов).

В соответствии с п.п. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и поэтому не может быть распределено по вкладам (долям, паям).

Аналогичная норма содержится в ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ.

Поскольку муниципальное образование, являющееся учредителем муниципального унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях ст. 11 НК РФ, а также в связи с тем, что имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия положения п.п. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не распространяются.

В связи с этим, сообщает Минфин, муниципальные унитарные предприятия могут применять УСН при условии соблюдения требований главы 26.2 НК РФ (письма от 24.03.2014 г. № 03-11-06/2/12708, от 09.04.2012 г. № 03-11-06/2/54).

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении налоговой базы могут уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.

Согласно п. 4 ст. 346.16 НК РФ в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.

П. 1 ст. 256 НК РФ установлено, что к амортизируемому имуществу относится имущество, находящееся у налогоплательщика на праве собственности, используемое им для извлечения дохода, стоимость которого погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия.

На основании данных норм Минфин РФ пришел к выводу о том, что муниципальное унитарное предприятие имеет право учитывать в составе расходов стоимость основных средств, полученных в хозяйственное ведение, как до перехода на УСН, так и в период применения УСН, в порядке, установленном п. 3 ст. 346.16, п.п. 4 п. 2 ст. 346.17 и п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ (письмо от 20.03.2007 г. № 03-11-04/2/65).

П. 3 ст. 346.16 НК РФ установлено, что в случае реализации (передачи) приобретенных основных средств до истечения 3 лет с момента учета расходов на их приобретение в составе расходов (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их учета в составе расходов на приобретение до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Поэтому если Вы учитывали в расходах стоимость переданного Вам в хозяйственное ведение основного средства, Вам нужно будет произвести указанный перерасчет.

Выручку от реализации основного средства Вы должны учесть в составе доходов на дату поступления денежных средств (ст. 346.15, 346.17 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

А в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходы, указанные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают доходы.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, не учитываются при определении налоговой базы (п. 16 ст. 270 НК РФ).

В связи с этим Минфин РФ в письме от 20.02.2007 г. № 03-03-06/4/16 разъяснил, что расходы, возникшие вследствие исполнения распоряжения собственника при передаче имущества, принадлежащего организации на праве хозяйственного ведения, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом из состава доходов, учитываемых при определении налоговой базы, не предусмотрено исключение средств, полученных от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В связи с этим средства, полученные организациями от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письмо Минфина РФ от 11.05.2007 г. № 03-03-06/4/58).

И, соответственно, учитываются при УСН.

Поэтому денежные средства, полученные при реализации основного средства и перечисленные собственнику имущества, Вы должны учесть в составе доходов и не сможете учесть в составе расходов для целей налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в порядке, установленном п. 1, 2 ст. 248 НК РФ.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (ст. 249 НК РФ).

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе (ст. 39 НК РФ).

При изъятии имущества собственником передачи права собственности не происходит.

Потому что право собственности и так принадлежит муниципалитету.

Следовательно, в данной ситуации для целей налогообложения не возникает ни доходов, ни расходов.

Читайте также: