Экономическая сущность расчетов по налогам и сборам

Опубликовано: 20.09.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 12:26, курсовая работа

    Краткое описание

    Цель данной работы является описание методов отражения в бухгалтерском учете предприятия расчетов с бюджетом. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

    - экономическая сущность налогов и сборов;

    - нормативное регулирование налогов и сборов;

    - правила ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам;

    Содержание работы

    Экономическая сущность, классификация налогов и сборов…………………4
    1.1. Экономическая сущность, функции, элемент……………………… …… 4

    2. Нормативное регулирование………………………………………………………….8
    3. Документальное оформление……………………………………………………….. 10

    4. Синтетический и аналитический учет налогов и сборов……………………….16

    Содержимое работы - 1 файл

    Курсовик.doc

    Негосударственное общеобразовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Гуманитарно-экономический и информационно- технологический институт»

    Курсовая работа

    По дисциплине:

    «Бухгалтерский финансовый учет»

    «Учет расчетов по налогам и сборам»

    Содержание.

    1. Экономическая сущность, классификация налогов и сборов…………………4

    1.1. Экономическая сущность, функции, элемент……………………… …… 4

    1.2. Классификация налогов……………………… ………………………….…..5

    3. Документальное оформление…………… ………………………………………….. 10

    4. Синтетический и аналитический учет налогов и сборов……………………….16

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, состояние научно-технического прогресса.

    Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых последний заинтересован не меньше первого.

    Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За тринадцать с половиной прошедших лет было много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы учета расчетов с бюджетом сохраняются.

    Цель данной работы является описание методов отражения в бухгалтерском учете предприятия расчетов с бюджетом. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

    - экономическая сущность налогов и сборов;

    - нормативное регулирование налогов и сборов;

    - правила ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогам и сборам;

    Анализируемое предприятие ООО "Космос" является объектом исследования настоящей курсовой работы, это компания занимается предоставление транспортных услуг. Предмет исследования - бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам на данном объекте исследования и вопросы его совершенствования.

    1. Экономическая сущность, классификация налогов и сборов.

    1.1. Экономическая сущность, функции, элементы,

    Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.

    Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 8 пункт 1 даёт следующее определение налога: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлеж3ащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

    Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.

    Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.

    «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставлении определённых прав или выдачу разрешений (лицензий)».

    Главное отличие налога от сбора состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.

    Сходство налога и сбора:

    - И налог и сбор обязательны

    - И налог и сбор принудительны

    - И налог и сбор взимаются в пользу государства.

    Функция налогов - проявление его сущности в действии и способ выражения его свойств.

    Выделяют следующие функции:

    o Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений. Фискальная функция характерна для всех государств во все периоды существования и развития. По средствам фискальной функции реализуется главное общественное назначение налога - формирование финансовых ресурсов государства.

    o Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов. Сущность этой функции заключается в регулирующем на развитие стороны деятельности закона. Данная функция носит объективный характер, поскольку государство может эффективно использовать с целью регулирования определённых процессов в обществе.

    o Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы. Данная функция означает использование налогов для стимулирующего или дестимулирующего воздействия на экономику прежде всего через перераспределение национального дохода.

    o Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.

    o Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства.

    Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.

    Элементы налогообложения. По налоговому кодексу РФ считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    Налогоплательщики и плательщиками сборов - организации и физические лица, на которые в соответствие с налоговым кодексом возложены обязанности, соответственно налоги и (или) соборы.

    К элементам налогообложения относятся:

    o Объект налогообложения: юр факты или действия, которые обязывают заплатить налог

    o Налоговая база. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, например - стоимость имущества.

    o Налоговый период. Налоговый период - период времени, по истечению которого определяется наличная база и исчисл сумма налога. Он может состоять из одного или более отчётных периодов, например - один год.

    o Налоговая ставка - величина налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы

    o Порядок исчисления налога. Последовательность действия по определению суммы налога, подлежащую уплате. Он устанавливается применительно каждому налогу.

    o Порядок и сроки уплаты налогов. Последовательность действий с привязкой ко времени по уплате налога.

    1.2. Классификация налогов.

    Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.

    НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:

    Федеральные налоги установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.

    Региональными являются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и вводимые в действие законами субъектов федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и другие.

    К местным относятся налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами представительских органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц – это местные налоги.

    Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов.

    До вступления в силу второй части НК РФ состав федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых на территории страны, установлен статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 21181 Об основах налоговой системы в Российской Федерации.

    По форме взимания различают налоги:

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как земельный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

    Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Косвенными налогами облагается оборот или операции по реализации, в результате чего фактическим плательщиком налога, как правило, является потребитель. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем.

    Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя не только стоимость товара, работы, услуги, но и налоговые суммы, которые затем нужно перечислить государству. Косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Эти налоги переносят реальное налоговое бремя на конечного потребителя. При косвенном налогообложении налогоплательщиком является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим носителем налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примером косвенного налогообложения могут служить налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, и др. Поступления косвенных налогов в казну прямо не привязано к результатам финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже в случае убыточной работы организации.

    Учет расчетов по налогам и сборам

    Учет расчетов по налогам и сборам

    Ведение любого вида экономической деятельности сопряжено с расходованием различных ресурсов, а также с обязанностью уплачивать обязательные платежи в государственный бюджет. Как правило, субъект хозяйствования обязан уплатить несколько налогов по различным основаниям.

    Совокупность налогов, подлежащих расчету и уплате в государственный бюджет и внебюджетные фонды конкретным субъектом хозяйствования, называется системой налогообложения.

    Налоговые режимы в РФ

    В настоящее время в России существует общая система налогообложения и специальные налоговые режимы, которые наглядно представлены на рисунке 1.

    Общая система налогообложения является базовой. При государственной регистрации нового субъекта хозяйствования им присваивается статус организаций, применяющих ОСНО.

    Данный налоговый режим могут применять все экономические субъекта без каких-либо ограничений.

    Стоит отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, несут достаточно большое налоговое бремя.

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Такие хозяйствующие субъекты обязаны исчислять и уплачивать целый перечень налоговых платежей. Их количество для конкретного налогоплательщика будет определяться наличием оснований, то есть объектов обложения тем или иным налогом.

    Стоит также отметить, что для ИП и юридических лиц данная система налогообложения имеет свои особенности. Однако в независимости от юридического статуса и профиля ведения деятельности все экономические субъекты обязаны отчитываться по налогам, представленным на рисунке 2.

    Все налоговые платежи, которые подлежат уплате в бюджеты разных уровней, перечислены в Налоговом кодексе.

    Специальные режимы налогообложения вводятся в действие правительством с целью:

    • снизить налоговое бремя и поддержать малый и средний бизнес;
    • упростить учетную работу небольших экономических субъектов;
    • способствовать развитию некоторых видов деятельности – инновационных, стратегически важных или полезных для населения.

    Специальные налоговые режимы могут применяться экономическими субъектами только при соблюдении условий, прописанных в налоговом кодексе:

    1. УСНО – субъекты малого и среднего бизнеса, которые удовлетворяют критерию выручки, стоимости основных средств, численности работников и участия в уставном капитале других экономических субъектов. Стоит учитывать, что применение УСНО не возможно при осуществлении некоторых видов деятельности.
    2. ЕНВД – применяется экономическими субъектами на добровольной основе при ведении определенных видов деятельности на территории тех субъектов Федерации, которые это законодательно разрешают.
    3. ЕСХН – применяется производителями сельхозпродукции, а в некоторых случаях – при самостоятельной переработке такой продукции.
    4. ПСН – могут использовать только индивидуальные предприниматели при ведении отдельных видов деятельности, перечень которых предусмотрен НК РФ.

    Основные аспекты бухгалтерского учета по налогам и сборам

    Для ведения бухгалтерского учета налоговых платежей предусмотрен специальный одноименный счет 68.

    Остаток по данному счету может быть:

    • дебетовый – переплата;
    • кредитовый – задолженность перед бюджетом.

    Экономический субъект должен организовать раздельный учет по каждому отдельному налогу, выделив его на отдельный субсчет.

    В том случае, если организации совмещают несколько систем налогообложения, она также должна учитывать отдельно хозяйственные операции, которые подпадают под разные системы налогообложения.

    Как правило, доходы, расходы или физические показатели распределяются между налоговыми режимами пропорционально какому-либо показателю, например, выручке.

    Стоит отметить, что штрафы и пени, начисленные за нарушения налогового законодательства, учитываются в составе прочих расходов или относятся на конечный финансовый результат, т. е. нераспределенную прибыль.

    По окончании каждого отчетного и налогового периода экономические субъекты обязаны:

    • подсчитать результаты своей деятельности;
    • сформировать соответствующие налоговые декларации;
    • предоставить декларации в налоговый орган или внебюджетные фонды;
    • уплатить налоговые платежи в соответствующий бюджет.

    За неисполнение порядка взаимодействия с государством в части своевременного предоставления отчетности и уплаты налоговых платежей грозит экономическим субъектам не только штрафными санкциями для организации и должностных лиц, но и блокировкой расчетных счетов.

    Расчеты по налогам и сборам: бухгалтерский учет и отражение в отчетности

    Учет расчетов по налогам и сборам

    Расчеты по налогам и сборам — это бухгалтерская операция, предваряющая начисление налогов — обязательных платежей, перечисляемых всеми хозяйствующими субъектами в бюджет.

    Их перечень различен для разных видов деятельности, форм компаний.

    В статье расскажем, как организовать бухгалтерский учет обязательных фискальных платежей, приведем наиболее распространенные в учете проводки, поясним, как отразить налоги в бухгалтерской отчетности.

    Предназначен для того, чтобы отразить расчеты по налогам и сборам, счет 68 Плана счетов бухучета, утвержденного Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Счет 68 является активно-пассивным.

    Начисление налогового платежа отражается по кредиту. Его уплата или применение налогового вычета — по дебету.

    Кредитового сальдо демонстрирует наличие задолженности по фискальным сборам перед бюджетом, дебетовое показывает сумму переплаты.

    К счету 68 для учета расчетов по разным видам фискальных сборов открываются отдельные субсчета. Кроме того, в разрезе каждого субсчета удобно обеспечить аналитический учет в разрезе непосредственно налоговых платежей, а также налоговых санкций: пеней и штрафов.

    Кроме того, при формировании проводок применяются следующие синтетические счета:

    • 19 — при отражении входящего НДС;
    • 76 — для учета НДС с авансовых платежей;
    • 99 — при расчете платежей в бюджет с прибыли;
    • 09 и 77 — для отражения отложенных налоговых активов и обязательств.

    Бухучет страховых взносов

    Страховые взносы с 01.01.2021 администрируются налоговыми органами. Соответствующая глава 34 введена в состав НК РФ. Тем не менее, эти платежи не являются налоговыми и учитываются обособленно, а также обособленно отражаются в бухгалтерской отчетности.

    Для учета расчетов по страховым взносам предназначен одноименный счет 69. К нему открываются субсчета в разрезе видов социального страхования и организуется аналитический учет для обособленного учета текущих платежей по страховым взносам и штрафных санкций.

    Отражение в бухгалтерской отчетности

    Фискальные сборы находят отражение в двух формах бухотчетности:

    • бухгалтерский баланс;
    • отчет о финансовых результатах.

    Расчеты по налогам и сборам в балансе отражаются в составе кредиторской или дебиторской задолженности. Кредитовое сальдо счетов 68 и 69 отражается в строке 1520 раздела V.

    Если на конец отчетного периода образовалась переплата по фискальным платежам, отраженная как дебетовое сальдо счетов 68 и 69, то эту сумму нужно отразить в разделе II в строке 1230 «Дебиторская задолженность».

    Кроме того, в бухгалтерском балансе компании обособленно отражается НДС, предъявленный поставщиками, но не принятый к вычету (дебетовое сальдо счета 19). Для этого предназначена строка 1220.

    В отчете о финансовых результатах в строке 2410 отражается исчисленный к уплате налог на прибыль.

    Кроме того, в бухгалтерском балансе и ОФП обособленно отражаются сальдо и изменения отложенных налоговых активов и обязательств.

    Учет расчетов по налогам и сборам в организациях (стр. 1 из 7)

    Учет расчетов по налогам и сборам

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

    ФИЛИАЛ В Г. НАХОДКА

    КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ЭКОНОМИКИ

    _______ А. В. Ушакова

    по дисциплине: «Бухгалтерский финансовый учет»

    Учет расчетов по налогам и сборам в организациях

    гр. БУ-04 __________________________

    1.Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов организаций по налогам и сборам

    1.1Экономическая сущность налогообложения, функции, классификация и система налогов и сборов в России, субъекты налоговых отношений

    1.2Задачи учета и нормативно-правовое регулирование учета расчетов с организаций по налогам и сборам

    1.3Влияние особенностей деятельности и учетной политики хозяйствующего субъекта на содержание и организацию бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам

    2.Учет расчетов организаций по налогам и сборам.

    2.1 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых за счет издержек и прочих расходов организации

    2.2 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых из выручки

    2.3 Учет расчетов по налогам и сборам уплачиваемых за счет чистой прибыли

    2.4 Учет расчетов по налогу на доходы физических лиц

    3. Контроль расчетов по налогам и сборам

    3.1 Осуществление контроля организации расчетов по налогам и сборам

    Список использованных источников

    Введение

    Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию.

    Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

    В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

    Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

    Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

    От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

    Целью курсовой работы является анализ теоретической основы налогового обложения и наблюдение за их практической реализацией в налоговой системе России.

    1.1 Экономическая сущность налогообложения, функции, классификация и система налогов и сборов в России, субъекты налоговых отношений

    В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность.

    Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство.

    Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как “налогообложение”, главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.

    В настоящее время в экономической науке существуют различные взгляды на место и роль государства в экономике.

    Экономическое определение налога может быть сформулировано следующим образом.

    Налог ― это форма отчуждения ресурсов физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

    Налоги ― это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений.

    Однако современное законодательство отстранилось от всех “неденежных” форм перераспределения ресурсов, поэтому существует следующее “юридическое” определение налога, закрепленное частью первой Налогового кодекса Российской Федерации [1].

    Налог ― обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 части I НК РФ) [1].

    В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации предусмотрена также такая экономическая категория как “сбор”. Основным отличием сбора от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.

    Сбор ― обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 части I НК РФ) [1].

    Перечни налогов и сборов установлены Законом РФ “Об основах налоговой системы” [2]. В состав федеральных налогов и сборов входят:

    – налог на добавленную стоимость;

    – налог на доходы физических лиц;

    – единый социальный налог;

    – налог на прибыль организаций;

    – налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

    – налог на игорный бизнес;

    – плата за пользование водными объектами и другие

    Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

    В состав региональных налогов и сборов входят:

    -налог на имущество организаций;

    -налог на недвижимость;

    -региональные лицензионные сборы.

    К местным налогам и сборам относятся:

    – налог на имущество физических лиц;

    – налог на рекламу;

    – лицензионный сбор за право торговли вино – водочными изделиями;

    – сбор за открытие игорного бизнеса и другие.

    Целями введения некоторых налогов могут являться не только фискальные цели, заключающиеся в обеспечении формирования доходов бюджетов, но и цели государственного регулирования экономикой.

    В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п.

    Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осуществляется посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели.

    Все это предопределяет практическую реализацию в рыночной экономике нескольких функций налогов.

    Функция налога ― это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. В экономической теории выделяют как функции отдельного налога, так и функции налоговой системы в целом.

    Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

    Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция.

    Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

    Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов ― формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

    Регулирующая функция налоговой системы реализуется через эффекты налогообложения, приводящие к изменению сфер хозяйственной деятельности и их интенсивности. Например, посредством налогового механизма в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

    Аналогично налогообложение доходов физических лиц по прогрессивной шкале позволяет через бюджетную систему перераспределять часть доходов высокооплачиваемых категорий населения низкооплачиваемым.

    Перераспределение доходов во времени может быть связано с государственными пенсионными фондами, которые формируются за счет текущих доходов в настоящее время, а выплаты производят впоследствии по существу тем же гражданам.

    Реализация регулирующей функции преследует цели повышения экономической эффективности и достижения социальной справедливости.

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………….. 1 Экономическая сущность и организация учета расчетов плательщика по налогам и сборам 1.1 Налоговая система государства и экономическая сущность налогов, их значение в развитии экономики страны. Сравнительная характеристика налоговых систем Республики Беларусь и зарубежных стран……………… 1.2 Цель и задачи учета и анализа расчетов организации по налогам и сборам…………………………………………………………………………… 1.3 Краткая экономическая характеристика Гомельского райпо…………… 2 Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам, пути его совершенствования 2.1 Виды и порядок расчета налогов и сборов, уплачиваемых организацией в Республике Беларусь………………………………………. 2.2 Организация налогового учета у хозяйствующего субъекта, пути его совершенствования…………………………………………………………….. 2.3 Бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам, пути его совершенствования…………………………………………………………….. Заключение………………………………………………………………… Список использованных источников………………………….. Приложения…………………………………………………………………

    Введение

    В Республике Беларусь при переходе от административно-командной системы управления экономикой на рыночные методы хозяйствования изменились и формы контроля государства за предпринимательской деятельностью. Сейчас каждое предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность без какого-либо руководства со стороны вышестоящих министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Поэтому оценка результатов хозяйственной деятельности предприятий приобретает совершенно иное значение. Это необходимо для установления налоговых отношений между государством и хозяйствующими субъектами. Публичные интересы государства и общества потребовали, чтобы вся деятельность по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), выявлению финансового результата, объектов налогообложения проводилась по единым правилам, чтобы установить единообразие всех финансовых отношений предприятия с государством.

    Налоги и отчисления в бюджет производят все организации осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Республики Беларусь. Правильность расчетов налогооблагаемой базы играет не последнюю роль в получении конечного финансового результата организацией. Так при своевременности и правильности расчетов с бюджетом, организация может сохранить свои средства, путем не уплаты пеней и неустоек. Так же не менее важным является тот факт, что при проверке налоговыми органами правильности уплаты налогов, предприятие может понести не только финансовые убытки, но так же подвергнуться и уголовной ответственности. Поэтому расчету налогов и отчислений в бюджет следует уделять внимание не только бухгалтерам, но и экономистам, которые так же имеют отношение к составлению статистической и бухгалтерской отчетности.

    Важным элементом надежной налоговой системы является бухгалтерский учет, обеспечивающий информационную поддержку налоговой системы. Так же следует отметить, что анализ уплаты тех или иных налогов и сборов значительно позволит снизить налоговую нагрузку на организацию, путем правильного планирования затрат на производство. Из вышесказанного следует, что тема курсовой работы достаточно актуальна.

    Целью курсовой работы является изучение учета и проведение анализа расчетов плательщиков по налогам и сборам в Гомельском райпо.

    К основным задачам курсовой работы можно отнести:

    - изучение налоговой системы государства и экономическую сущность налогов, их значение в развитии экономики страны;

    - проведение сравнительной характеристики налоговых систем Республики Беларусь и зарубежных стран;

    - рассмотрение цели и задач учета и анализа расчетов организации по налогам и сборам;

    - изучение краткой экономической характеристики Гомельского райпо;

    - рассмотрение видов и порядка расчета налогов и сборов, уплачиваемых организацией в Республике Беларусь;

    - изучение организации налогового учета у хозяйствующего субъекта, а так же пути его совершенствования;

    - раскрыть бухгалтерский учет расчетов по налогам и сборам, а так же пути его совершенствования.

    Предметом исследования является учет и анализ расчетов плательщиков по налогам и сборам, объектом – Гомельского райпо.

    Методологической основой исследования являются общенаучные принципы его проведения. Основными методами исследования и обработки практического материала является анализ, системность, сравнение, выборка, обследование, приемы прямого счета, а также элементы метода бухгалтерского учета.

    Теоретической и информационной основой исследования послужили специальная экономическая литература, Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, нормативные акты Правительства Республики Беларусь, приказы и инструктивные материалы Министерства финансов, экономики, Национального статистического комитета Республики Беларусь, периодические издания, а также первичные документы, учетные регистры и отчетность Гомельского райпо.

    Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, 3 рисунков, 12 таблиц, 34 источников, 20 приложений.

    Экономическая сущность и организация учета

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:31, курсовая работа

    Описание работы

    Целью курсовой работы является: описание действующей системы учета расчетов по налогам и сборам и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    • раскрыть сущность налоговой системы Республики Беларусь;
    • сделать обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования;

    Содержание работы

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
    1. Расчеты по налогам и сборам, как объект бухгалтерского учета….
    1.1. Система налогообложения в Республике Беларусь………………..
    1.2. Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования……………………………………………………………….
    1.3. Нормативные правовые документы и методические положения учета расчетов по налогам и сборам……………………………………..
    1.4. Организационно- экономические аспекты деятельности СООО «Хемма-Тест» и их влияние на основные положения учетной политики организации…………………………………………………….
    2. Учет расчетов по налогам и сборам………………………………….
    2.1. Документальное оформление расчетов по налогам и сборам……
    2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам с бюджетом……………………………………………………….
    2.3. Направления совершенствования учета расчетов по налогам и сборам……………………………………………………………………..
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
    Список использованных источников…………………………………….

    Файлы: 1 файл

    МОЯ курсовая (2).docx

    1. Расчеты по налогам и сборам, как объект бухгалтерского учета….

    1.1. Система налогообложения в Республике Беларусь………………..

    1.2. Обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования……………………………………………… ……………….

    1.3. Нормативные правовые документы и методические положения учета расчетов по налогам и сборам…… ………………………………..

    1.4. Организационно- экономические аспекты деятельности СООО « Хемма-Тест» и их влияние на основные положения учетной политики организации………………………………………………… ….

    2. Учет расчетов по налогам и сборам………………………………….

    2.1. Документальное оформление расчетов по налогам и сборам……

    2.2. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогам и сборам с бюджетом……………………………………………………….

    2.3. Направления совершенствования учета расчетов по налогам и сборам………………………………………………………… …………..

    Список использованных источников…………………………………….

    Взимание налогов - одно из главных критерий существования страны, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Изъятие государством в свою пользу определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса составляет сущность налога. При достижении определённого уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего – социальных, естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

    Налоговая система имеет преимущество перед любой другой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами законами.

    Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. При разумных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование её результатов. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

      • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
      • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

    Основным источником информации для выявления взаимоотношений субъекта хозяйствования с бюджетом является бухгалтерский учёт. Учёт занимает одно из главных мест в системе управления. Что является важнейшим звеном формирования экономической политики предприятия, как не бухгалтерский учет? Он более точно отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, всесторонне характеризует имущественное и финансовое состояние организации, служит основой для прогнозирования её деятельности. Взяв за основу учётную информацию, можно предусматривать показатели развития организации и выявлять резервы повышения эффективности производства. От того, как верно построена система налогообложения, зависит действенное функционирование всего народного хозяйства.

    В связи с этим выбранная тема курсовой работы является наиболее

    актуальной. Исследование поможет выяснить сущность налогов, порядок их расчёта согласно законодательству, а также методику постановки бухгалтерского учёта расчётов с бюджетом по налогам и сборам.

    Целью курсовой работы является: описание действующей системы учета расчетов по налогам и сборам и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • раскрыть сущность налоговой системы Республики Беларусь;
    • сделать обзор экономической литературы и основных проблем по теме исследования;
    • изучить нормативные правовые документы и методические аспекты учёта расчетов по налогам и сборам
    • рассмотреть организационно-экономические аспекты деятельности хозяйствующего субъекта и их влияние на основные положения учётной политики;
    • описать систему учета расчетов по налогам и сборам в «Хемма-Тест»;
    • разработать контрольные рекомендации по совершенствованию учета расчетов по налогам и сборам

    Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: экономические, аналитические, статистические, междисциплинарные.

    Методологической основой исследования в курсовой работе явились инструктивные материалы Министерств торговли, финансов, экономики Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь, труды отечественных и зарубежных учёных в области бухгалтерского учёта, применения средств вычислительной техники, а также данные периодической печати, практический материал СООО «Хемма-Тест», а также данные аналитического и синтетического учета.

    Курсовая работа написана на материалах СООО «Хемма-Тест». Основной вид деятельности организации оптовая и розничная торговля товарами медицинского назначения. Основной целью деятельности организации является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива и интересов собственников имущества. Особенностью СООО «Хемма-Тест», является то, что организация пользуется льготой по НДС Код льготы 11017( Закон "О НДС" ст.3.п.2.1.). Организация имеет лицензию на право торговли изделиями медицинского назначения. Филиалов нет. Складских помещений не требуется. Товар ввиду малых физических объемов хранится в офисном помещении. СООО «Хемма-Тест» динамично развивается и демонстрирует хорошие показатели роста. В отчетном году произошло увеличение стоимости чистых активов, что обусловлено ростом экспортной выручки, приобретением основных средств и увеличением дебиторской задолженности.

    1 Расчеты по налогам и сборам, как объект бухгалтерского учета

      1. Система налогообложения в Республике Беларусь

    Возникновение и существование налогов обусловлено необходимостью удовлетворять общественные потребности граждан.

    Налог - это обязательный безвозмездный платёж, взимаемый государством с домохозяйств (физических лиц) и фирм (юридических лиц) для покрытия общегосударственных потребностей.

    Налоги возникли вместе c товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, флота, чиновников и других нужд.

    Основными элементами налоговой системы являются:

    • кто платит (работник предприятия, население и т.д.);
    • что облагается налогом (доход, имущество, товар, деятельность);
    • источник уплаты налога (зарплата, прибыль, процент);
    • единица измерения объекта налогообложения (денежная сумма, гектар земли, лошадиная сила);
    • величина налоговой ставки (если она выражена в процентах, то ее называют «квотой») представляет собой величину налога, приходящуюся на единицу налогообложения;
    • налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования [1, с.3-5]

    Плательщиками, на которых в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, признаются:

          • юридические лица
          • физические лица

    Плательщик предоставляет в налоговый орган по месту постановки на учет налоговые декларации по налогам, а также другие документы, связанные с налогообложением.

    В Беларуси субъекты хозяйствования могут применять общую либо упрощенную систему налогообложения. Общая система налогообложения применяется большинством белорусских юридических лиц.

    При общей системе налогообложения юридические лица уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

    • налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
    • налог на прибыль, ставка 24% от налогооблагаемой прибыли;
    • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, СОЦСТРАХ, ставка 34% от фонда оплаты труда;
    • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве,

    рассчитываемое исходя из результатов деятельности страхователя;

    Кроме обозначенных выше налогов при наличии объекта налогообложения белорусские юридические лица могут уплачивать следующие налоги:

    • налог на недвижимость
    • земельный налог
    • акцизы
    • экологический налог
    • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов
    • другие налоги

    Налоги могут взиматься следующими способами:

    - кадастровый налог - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определённому признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на землю;

    - на основе декларации, т.е. документа, в котором плательщик налога приводит расчёт дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль;

    - y источника - налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода, причём получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, т.е. до выплаты, например, заработной платы из неё вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. [4, с.558]

    Все платежи в бюджет можно разделить в зависимости от источника их начисления на следующие группы:

    - налоги, удерживаемые из выплачиваемых доходов,- подоходный налог и налог на доходы

    - налоги, включаемые в издержки организации,- отчисления в инновационные фонды, создаваемые в установленном порядке, налог на землю, экологический налог и др.;

    - налоги, уплачиваемые из выручки,- налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы и т.п.;

    - налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли организации,- налог на недвижимость, налог на прибыль, местные целевые сборы.[21,с 164]

    Необходимо отметить, что в 1992 году налоговая система формировалась в условиях нарастающего экономического кризиса, который обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. [2, с.28-30]

    В 2011 году произошли изменения в налоговом законодательстве в Республике Беларусь. С 2011 года отменены два местных налога - сбор на развитие территорий и местный налог на услуги. В составе экологического налога отменены три платежа: за перемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами; за переработку нефти и нефтепродуктов организациями; за производство и импорт товаров. Отменены авансовые платежи по НДС и акцизам, а также изменилась периодичность уплаты НДС.

    Таблица 1-Изменения в налоговом законодательстве в 2011 году

    Читайте также: