Список стран автоматический обмен налоговой информацией

Опубликовано: 16.05.2024

Под банковской тайной всегда подразумевался юридический принцип, согласно которому финансовая организация отказывалась предоставлять информацию о своих клиентах властям. Так работали наиболее респектабельные банки в Швейцарии, Сингапуре, Люксембурге, во многих офшорных государствах (и когда-то в России). В последние годы даже в этих странах начали происходить изменения, благодаря которым как таковой "тайны" больше не осталось.

В мае 2016 года Россия подписала соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией Multilateral Competent Authority Agreement (MCAA) под эгидой ОЭСР и присоединилась к международной системе автоматического обмена финансовой информацией. Согласно данному Соглашению компетентные (обычно налоговые) органы договорившихся стран будут в автоматическом режиме ежегодно обмениваться информацией по установленному стандарту. Данный стандарт предполагает, что финансовые учреждения предоставляют информацию о счетах налоговых резидентов налоговому органу своей страны, а налоговые органы договорившихся стран на двусторонней основе обмениваются этой информацией.

Кто, как и с кем будет обмениваться финансовой информацией?

К Соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия), популярные офшорные страны (Кипр, Виргинские острова, Лихтенштейн, Мальта и другие). В настоящее время уже подписано более 1 тысячи двухсторонних соглашений между более чем 40 странами для обмена межстрановыми отчетами. Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР . Присоединение к Соглашению не всегда означает, что страны готовы обмениваться информацией со всеми странами-участниками обмена. Только подписание с каждой страной-участницей обмена двухстороннего соглашения приведет к циркуляции финансовой информации. К странам, неготовым вступить в международный обмен, относятся, как правило, небольшие страны, такие как Грузия, Черногория, Мальдивы, Македония и другие.

Ситуация с США

США тоже отказались подписывать MCAA, ссылаясь на наличие собственного федерального закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) и двусторонних договоров об обмене налоговой информацией со многими странами.

FATCA заметно отличается «по духу» от MCAA. США в основном заинтересованы получить информацию про активы своих граждан за рубежом (именно граждан, а не резидентов) и возвратить налоги в свою страну. Из США в Россию информация не приходит, за исключением отдельных запросов российских органов в рамках каких-то серьезных мероприятий (но это точечные, разовые запросы). Россия с США договор FATCA не подписала.

Что будет дальше?

Подключение к обмену будет проходить в две очереди: в первую очередь подключаются страны разработчики Соглашения (в основном это европейские страны). Обмен данными у этих стран начинается уже с 2017 года, а во вторую очередь – подключаются остальные страны. Обмен между ними начинается в 2018 году.

В рамках автоматического обмена налоговые органы участвующей юрисдикции будут:

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов других стран-участников Соглашения
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран
  • получать от компетентных органов других стран-участников Соглашения информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов своей страны

Типы финансовых учреждений, информация которых будет циркулировать:

  • банки
  • брокеры
  • депозитарии
  • страховые компании и другие

Исключением является информация правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

После начала действия обмена финансовой информацией российская налоговая служба сможет получать данные об иностранных счетах россиян из десятков разных стран, включая офшорные. Правда, российским налоговым органам придется подождать до сентября 2018 года (первый отчетный период – 2017 год), когда Соглашение начнет действовать. Еще одним условием для начала обмена информацией России с другими странами – это подписание с каждой страной-участницей международного обмена двухстороннего соглашения. Если же Россия не успеет подготовиться как законодательно, так и технически к данному обмену, то она сможет присоединиться по мере готовности, но затягивать с этим вряд ли будут намеренно.

Какая именно информация будет подпадать под автоматический обмен?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает:

для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица

  • Номер счета (или аналогичный по функции эквивалент)
  • Наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка)
  • Остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета)
  • По cчетам депо (Custodial Account):

    - общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период

    - общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета

  • По депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период
  • По любым иным счетам, не указанным в пунктах 5 и 6, – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период
  • Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату).

    После начала действия обмена информацией Федеральная налоговая служба РФ будет обязана передавать иностранным налоговым органам информацию об открытых в российских финансовых организациях счетах налоговых резидентов соответствующих зарубежных стран.

    Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции финансовое учреждение на основании имеющейся у него информации устанавливает страну, где клиент является налоговым резидентом.

    Согласно Соглашению существующие счета физических лиц разделяются на:

    • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США
    • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

    Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в финансовых учреждениях участвующих стран, поскольку не устанавливается для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

    Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний?

    Под автоматический обмен информацией попадут финансовые счета так называемых пассивных нефинансовых организаций (Passive NFE) с контролирующими их физическими лицами («бенефициарными владельцами»). Пассивными называются те компании любой организационно-правовой формы, в которых более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).

    Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующие лица.

    Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет. Активными считаются нефинансовые организации с пассивным доходом за прошедший календарный год менее 50%. Объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, должен составить за тот же период менее 50%. То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

    Что изменится в жизни россиян после начала работы этого обмена?

    Для рядового гражданина РФ, а точнее валютного резидента, ничего не изменится, только если у него нет иностранных «финансовых счетов», таких как банковские счета и вклады, вложения в ценные бумаги, инструменты коллективных инвестиций и т.д., о которых он должен был сообщить в налоговый орган.

    В российском законодательстве есть разница между статусами налогового и валютного резидента. Статус налогового резидента определяет Налоговый кодекс РФ, который говорит, что им считается гражданин РФ, постоянно проживающий более 183 календарных дней в течение последующих 12 календарных месяцев на территории РФ (с учетом остальных особенностей НК РФ). Валютным резидентом согласно Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются граждане РФ, за исключением тех граждан РФ, которые проживают не на территории РФ более одного года (с учетом остальных особенностей закона).

    Если же у россиянина – налогового и валютного резидента есть банковский счет за рубежом, то он обязан уведомлять о нем уже сейчас, а лучше с момента его открытия в соответствии с действующим российским законодательством. А если на этот счет еще и поступали денежные средства, то тогда надо представить и отчет о движении денежных средств и в случае необходимости налоговую декларацию по НДФЛ. В противном случае соглашение об обмене информацией по финансовым счетам может принести неприятные сюрпризы для таких россиян.

    Каково состояние дел сейчас в РФ?

    Автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании, а также получения дохода, подлежащего обложением НДФЛ. Все эти вновь выявленные обстоятельства будут являться правонарушением и могут повлечь меры налоговой (ст. 119, 122, 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности.

    Тема присоединения России к международному обмену информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов уже живет несколько лет, и пока до конца неизвестно, когда начнет полноценно функционировать этот обмен и какие результаты принесут для россиян их операции с зарубежными финансовыми счетами. Но в связи с тем, что в последние годы законодатели очень активно разрабатывают и внедряют законы, позволяющие получать больше данных о доходах и активах россиян, и штрафные санкции за нарушение этих законов довольно серьезные, то, как минимум, совершая какие-либо операции со своими доходами и имуществом, нужно обладать как можно большим объемом информации и взвешивать все принимаемые решения как с точки зрения выгодности, так и законности.

    И следующий вывод, который напрашивается, банковская тайна, как юридический принцип, перестала защищать информацию о банковских счетах не только в России, но и почти во всех странах за рубежом.

    фото pixabay.com | «Мы о многом знаем». Налоговая отследила зарубежные счета россиян

    ФНС владеет информацией о более чем 700 тыс. зарубежных счетах россиян. На них хранится не менее 13 трлн руб., привел цифры на Гайдаровском форуме замглавы Федеральной налоговой службы Дмитрий Вольвач.

    По его словам, за рубежом деньги хранят 400 тыс. налоговых резидентов – юридических и физических лиц. Данные о них поступают благодаря международному соглашению об автоматическом обмене налоговой информацией, которое Россия подписала в 2016 г. За счет этого ФНС знает реальную картину глобальной деятельности российских холдингов, а также может оценить размер и структуру иностранных активов российских налогоплательщиков.

    Дмитрий Вольвач указал, что российские резиденты хорошо себя ведут. «Мы много чего интересного узнали. Но если сравнивать с той базой, которую сейчас мы видим, я могу высоко отозваться об уровне комплаенса наших уважаемых российских налогоплательщиков. Доля выявляемых нами несоответствий очень невелика по сравнению с тем количеством активов и счетов, которые мы видим и которые к нам поступают от наших зарубежных партнеров», – пояснил он.

    В рамках CRS (Common Reporting Standard, стандарт автоматического обмена финансовой информацией для налоговых целей) организации финансового рынка обязаны проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов лиц, которые являются иностранными налоговыми резидентами, а также лиц без налогового резидентства и направлять данные сведения в компетентный орган своей страны.

    «Мы собираем с наших партнеров информацию о финансовых счетах налоговых резидентов РФ, которые открыты в организациях финансового рынка по всему миру. Это не хорошо и не плохо, что у людей есть зарубежные активы, задача стандарта – приучить и бизнес, и физлиц к одной простой мысли: для того, чтобы налоговое и бюджетное законодательство, международные стандарты выполнялись, каждый должен полностью и прозрачно декларировать свои доходы и платить с этих доходов налоги в соответствии с законодательством и международным, и законодательством той страны, налоговым резидентом которой является, или по месту получения соответствующего дохода», – отметил Вольвач.

    Состав информации для обмена по CRS включает данные об организации финансового рынка, сообщившей о клиенте, сведения о клиенте (выгодоприобретателе, контролирующих лицах), в том числе налоговый идентификатор в стране налогового резидентства, сведения о договоре или счете, в том числе баланс на последний день отчетного года и общая сумма зачислений в течение отчетного года.

    В рамках CbC (многостороннее соглашение об обмене country-by-country отчетами) международные группы компаний обязаны представлять информацию по отдельным финансовым и налоговым показателям в разрезе стран присутствия, а также идентификационные сведения об участниках таких групп. Первый обмен информацией с большинством стран-партнеров состоялся в 2017 г.

    По словам Вольвача, сейчас проходит третий сеанс обмена – за 2019 г. «Из 108 стран, которые присоединились к автоматическому обмену, 99 являются нашими партнерами, включая те страны, которые начнут обмен в следующем году», – сказал он.

    Он очень надеется, что в будущем к обмену присоединятся США и Великобритания. «С Великобританией мы являемся участниками автоматического обмена в формате страновой отчетности. Что касается США, я тоже очень надеюсь, что в каком-то обозримом будущем два стандарта прекратят свое дублирование (стандарт FATCA – закон США о налогообложении иностранных счетов и стандарт автоматического обмена ОЭСР) и какой-то один международный стандарт будет работать. Потому что я знаю, что нагрузка на финансовые институты, выполнение двойной работы по двум стандартам колоссальная, речь идет о финансовых институтах всего мира. Когда-то это должно разрешиться», – сказал Вольвач.

    Одна из новых «страшилок» для собственников бизнеса и распорядителей по счетам — автоматический обмен налоговой информацией (Automatic Exchange of Information) между государствами. Его цель - борьба с уклонением от уплаты налогов путем сокрытия счетов в офшорах.

    Одна из новых «страшилок» для собственников бизнеса и распорядителей по счетам — автоматический обмен налоговой информацией (Automatic Exchange of Information) между государствами.

    Когда Украина присоединится к системе, и как скоро информация о счетах украинцев за рубежом станет доступна налоговым органам, «Минфину» рассказала аналитик Практики МБА ЮК Juscutum Лилия Басюк.

    Клиентам швейцарских банков уже приходят «письма счастья» о том, что с 30 июня 2019 года банки будут подавать информацию по счетам клиентов в Федеральное налоговое управление. Это означает, что в последующем сведения о счетах украинцев в швейцарских банках станут доступными украинским налоговым органам.

    Автоматический обмен информации AEOI осуществляется согласно стандарта CRS (Common Reporting Standard), т.е. правил обмена информацией между налоговыми органами различных стран.

    Основные понятия, которые устанавливает CRS – это:

    — критерии подотчетности счета (т.е. по каким счетам будет предоставляться информация);

    — определение налоговой резидентности владельца счета;

    — непосредственно процедуру обмена информацией.

    Целью процедуры обмена является выявление скрытых (незадекларированных) доходов и их последующее налогообложение в стране налоговой резидентности выгодополучателя (бенефициарного собственника).

    До принятия CRS налоговые органы могли запрашивать информацию о финансовых активах своих гражданах у других стран только в рамках заключенных международных соглашений об избежании двойного налогообложения, и при этом:

    запрос необходимо было инициировать в ручном режиме;

    налоговой службе нужно было знать в какой стране у налогоплательщика есть счета и в каком конкретно банковском учреждении;

    запрос подавался исключительно в рамках заключенных двусторонних соглашений, в частности об избежании двойного налогообложения (оффшорные юрисдикции обычно не входили в круг запросов);

    выполнение запроса другой страной занимало длительное время и выполнялось исключительно при соблюдении процедуры инициирования запроса.

    Нововведения по CRS

    Теперь CRS кардинально меняет ситуацию. Так, например, если у кипрской торговой компании открыты счета в Швейцарии, при этом обе страны являются участниками CRS — Кипр с 2017 года, а Швейцария с 2018, в рамках Стандарта обмена информацией налоговые органы Кипра будут ежегодно получать информацию о состоянии счета кипрской компании на конец года. А если кипрская компания получает в основном пассивные виды доходов — дивиденды, проценты, роялти, доход от управления недвижимостью, то сведения об остатках на счетах будут отправлены в страну конечного бенефициара (контролера) кипрской компании.

    Информация будет собираться финансовыми учреждениями – а это банки, финансовые компании, депозитарные, брокерские, страховые компании.


    В рамках сбора такой информации банки (и другие финучреждения) будут присылать Форму подтверждения статуса налогового резидента для юридических лиц. В Форме, кроме общих данных по компании, определяется тип юридического лица (по аналогии с формами для целей FATCA).

    Компании должны быть классифицированы как:

    • Финансовое учреждение – инвестиционная компания (в качестве опции — с местом нахождения в неучаствующей юрисдикции)
    • Финансовое учреждение – депозитное, депозитарное или страховая компания
    • Активная NFE – корпорация, акции которой торгуются на рынке ценных бумаг, либо аффилированное с ней лицо
    • Активная NFE – правительственная организация
    • Активная NFE – международная организация
    • Активная NFE – не попадающая под три пункта выше (например, некоммерческая или вновь созданная NFE)
    • Пассивная NFE – остальные типы компаний, обычно это холдинговые компании и владельцы IP-прав. У такой компании более 50% валового дохода за предшествующий год или за другой соответствующий период является пассивным доходом, при этом более 50% активов, принадлежащих компании, генерируют пассивный доход.

    Список стран, которые согласились на введение AEOI постоянно обновляется на сайте: http://eoi-tax.org.

    И хотя украинцев эти нововведения пока непосредственно не касаются, поскольку Украина еще официально не задекларировала дату присоединения к стандартизированному автоматическому обмену, кулуарно поговаривают, что информация за 2019 год уже попадет в обмен. На сегодняшний день среди «аутсайдеров» осталось всего 45 стран, в т.ч. Армения, Грузия, Молдова, Черногория, Македония, Сербия, Доминиканская Республика, Египет, Филиппины, Таиланд и Украина. Поскольку наше государство держит уверенный курс на евроинтеграцию, решение о начале обмена может быть принято молниеносно.

    Благодаря Стандарту автоматического обмена налоговым ведомствам Украины станет известно о счетах в зарубежных банках, прямо или косвенно принадлежащих резидентам Украины, и суммах остатков на этих счетах. Изменениями в Налоговый кодекс предусмотрена отчетность по Контролируемым Иностранным Компаниям (КИК). Вместе с ней (в рамках законопроекта «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины с целью имплементации Плана противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения») фискальные органы получат колоссальный массив данных о налогоплательщиках. Это позволит не только выявить объем финансовых средств украинцев на зарубежных счетах, но и принять меры по взысканию налогов в случае выявления незадекларированных доходов. А это может стать существенной частью дохода бюджета страны на 2020 год.

    Финансовая глобализация создала очень благоприятные условия для международного налогового планирования. Его инструменты со временем становились все более эффективными и популярными, в результате чего в оффшорных юрисдикциях накопилась громадная масса неучтенных денежных средств (по некоторым оценкам - более 30 трлн. долларов США).

    Естественно, такая ситуация не нравилась властям развитых государств, которые вследствие вывода бизнес-активности в оффшоры стали недополучать огромные суммы в виде налогов. Этот факт наряду с периодическими финансовыми кризисами создал для таких государств серьезные проблемы с наполнением бюджетов и исполнением своих социальных обязательств. Не дожидаясь революций и беспорядков на своих территориях, высоконалоговые страны объявили войну схемам налогового планирования и перешли к активным действиям.

    Для того, чтобы вернуть деньги "на историческую родину" и обложить их налогами, власти таких стран начали с попытки наладить эффективный обмен информацией о реальных владельцах денег в оффшорах. Так появились:

    • двусторонние договоры об обмене налоговой информацией (англ. Tax Information Exchange Agreements, сокр. TIEA);
    • Многосторонняя конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (англ. Multilateral Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters, сокр. MCMAATM).

    Эффективность этих инструментов оказалось невысокой. Причиной тому стал закрепленный в них принцип "обмена информацией по запросу" - когда налоговики одного государства запрашивают информацию у своих коллег из другого государства относительно отдельных компаний, лиц или их операций. Исходя из этого, высоконалоговые страны направили свои дальнейшие усилия на перевод обмена информацией в "автоматический режим" (регулярный, без отдельных запросов, и касающийся всех).

    Так, в рамках Евросоюза с 2005 года заработала так называемая "Директива о сбережениях", которая впервые предусматривала автоматический обмен информацией между властями стран ЕС о выплатах доходов в пользу нерезидентов из других стран ЕС.

    В 2010 году в США году был принят знаменитый Закон FATCA (сокр. от англ. Foreign Account Tax Compliance Act). Его суть заключается в следующем: зарубежные страны отправляют регулярные отчеты в американскую налоговую службу о всех счетах американских граждан в этих странах. Правила FATCA закрепляются двусторонними договорами. Если какая-то страна отказывается от этого, то все доходы, полученные резидентами такой страны на территории США, облагаются американским налогом на репатриацию дохода в размере 30%. Обратим внимание на то, что главной особенностью закона FATCA стала автоматическая отправка отчетов, то есть без предварительных запросов.

    Единый стандарт отчетности

    Разобравшись в деталях и оценив потенциал американского FATCA, власти других стран озаботились созданием подобного механизма в глобальном масштабе и на основе взаимности. Так появился "Единый стандарт отчетности" (англ. Common Reporting Standard, сокр. CRS), полное название которого: "Стандарт автоматического обмена информацией о финансовых счетах в налоговых целях" (англ. Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information in Tax Matters).

    Стандарт CRS начал разрабатываться в 2013 году в рамках международной Организации экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР). 23 февраля 2014 года текст стандарта был согласован в общих чертах, а в мае 2014 года была одобрена Декларация ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией. На тот момент более 65-ти государств официально выразили свою готовность имплементировать стандарт CRS, а 40 из них даже предусмотрели для этого предельные сроки.

    Окончательный текст стандарта CRS был опубликован 21 июля 2014 года. В документе описано какая информация подлежит международному автоматическому обмену; указаны финансовые организации, которые должны собирать и предоставлять сведения своим властям для последующего обмена; описаны типы счетов и налоговых резидентов, по которым должна собираться и предоставляться такая информация; а также унифицированы методы комплексной проверки благонадежности и финансового состояния клиентов (англ. Due Diligence).

    Кто должен собирать и передавать информацию о счетах?

    Согласно CRS, собирать и передавать своим властям информацию о счетах для последующего международного обмена должны все финансовые учреждения, оперирующие на территории стран-участников, а именно:

    • банки;
    • брокеры;
    • инвестиционные структуры;
    • некоторые виды страховых компаний.

    Какие счета попадают под обмен информацией?

    Информация собирается об индивидуальных счетах физических лиц, а также счетах компаний, трастов и частных фондов.

    Индивидуальный счет физического лица становится "подотчетным" (англ. Reportable Account) если его владелец является налоговым резидентом юрисдикции, с которой осуществляется автоматический обмен информацией. Такие физлица называются "подотчетными лицами" (англ. Reportable Persons)

    Корпоративные счета считаются "подотчетными" в двух случаях:

    • если они контролируются одним или несколькими "подотчетными лицами"; либо
    • если они контролируются так называемой "пассивной нефинансовой структурой" (англ. Passive Non-Financial Entity, сокр. NFE), которая в свою очередь контролируется "подотчетными лицами".

    Какая информация собирается и передается?

    В отношении каждого "подотчетного счета" собирается и передается властям для последующего обмена следующая информация:

    • подробности о лице, контролирующем "подотчетный счет":

    - юрисдикция налоговой резидентности;

    - идентификационный налоговый номер;

    - если счетом владеет физическое лицо - дата и место его рождения;

    - если счет корпоративный - вся вышеуказанная информация о каждом физическом лице, фактически распоряжающимся средствами на счету;

    • номер "подотчетного счета" или иной идентифицирующий признак (если счет не номерной);
    • финансовая информация:

    - полученная выручка от активной коммерческой деятельности;

    - полученная прибыль от пассивных инвестиционных операций;

    • подробная информация о финансовом учреждении, в котором открыт счет.

    Конвенция MCAA

    Одобренный в рамках ОЭСР стандарт CRS не является нормой права и сам по себе не имеет юридически обязательного характера. Это "модельный" документ, то есть ориентир, на который следует опираться. Для того, чтобы он стал обязательным, государство должно выразить свое согласие ему следовать (этот процесс называется "имплементацией"). Таким образом, автоматический обмен информацией в соответствии со стандартом CRS проводится только после его надлежащей имплементации.

    Например, в рамках Европейского союза имплементация стандарта CRS проведена в виде поправок к так называемой "Директиве об административном сотрудничестве". Естественно, этот документ действует только в отношениях между странами-членами ЕС.

    А что касается других стран, то имплементация стандарта CRS может осуществляться:

    • при заключении двусторонних международных договоров в налоговой сфере:

    - договоров об обмене налоговой информацией;

    • при заключении многосторонних конвенций по вопросам обмена налоговой информацией.

    Второй подход был признан приоритетным, поскольку только он может обеспечить глобальный характер механизма автоматического обмена информацией. Начало его реализации стартовало 29 октября 2014 года, когда была подписана Многосторонняя конвенция о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией по стандарту CRS (англ. Multilateral Competent Authority Agreement, сокр. MCAA), которая стала основным юридическим закреплением стандарта CRS на международном уровне.

    Как проводится обмен информацией?

    Для того, чтобы понять каким образом осуществляется автоматический обмен информацией, рассмотрим несколько примеров:

    Пример №1 :

    Имеются два участника Конвенции MCAA - назовем их "Юрисдикция А" и "Юрисдикция Б".

    По прошествии очередного финансового года финансовые учреждения (банки, брокеры и т.п.), работающие на территории "Юрисдикции А", собирают информацию о налоговых резидентах "Юрисдикции Б", имеющих у них счета, и предоставляют эту информацию своим властям, после чего она отправляется властям "Юрисдикции Б".

    Соответственно, финансовые учреждения, работающие на территории "Юрисдикции Б", собирают информацию о налоговых резидентах "Юрисдикции А", имеющих у них счета, и предоставляют эту информацию своим властям, после чего она отправляется властям "Юрисдикции А".

    По получении такой информации, налоговые органы обеих юрисдикций анализируют ее и в случае необходимости выставляют налоговые требования своим резидентам.

    Следует особо подчеркнуть, что обмен информацией по стандарту CRS делает привязку не к гражданству лица (как в американском FATCA), а к его налоговой резидентности:

    Пример №2 :

    Имеются три юрисдикции:

    • "Юрисдикция А" - участник Конвенции MCAA;
    • "Юрисдикция Б" - участник Конвенции MCAA;
    • "Юрисдикция В" - не является участником Конвенции MCAA и не осуществляет автоматический обмен информацией.

    Гражданин "Юрисдикции В" постоянно проживает на территории "Юрисдикции А" (является ее налоговым резидентом) и открывает счет в банке на территории "Юрисдикции Б".

    По прошествии очередного финансового года его банк в "Юрисдикции Б" отправляет информацию о его счете местным властям, а те в свою очередь передают ее властям "Юрисдикции А", поскольку данное лицо является ее налоговым резидентом.

    По получении такой информации, налоговые органы "Юрисдикции А" анализируют ее и в случае необходимости выставляют требования.

    Пример №3 :

    Имеются те же три юрисдикции:

    • "Юрисдикция А" - участник Конвенции MCAA;
    • "Юрисдикция Б" - участник Конвенции MCAA;
    • "Юрисдикция В" - не является участником Конвенции MCAA и не осуществляет автоматический обмен информацией.

    Гражданин "Юрисдикции А" постоянно проживает на территории "Юрисдикции В" (является ее налоговым резидентом) и открывает счет в банке на территории "Юрисдикции Б".

    Его банк в "Юрисдикции Б" не собирает и не отправляет информацию о его счете местным властям, поскольку несмотря на гражданство данное лицо не является налоговым резидентом "Юрисдикции А".

    Информация о его счете также не собирается и не передается властям "Юрисдикции В", поскольку она не является участником Конвенции MCAA и не осуществляет автоматический обмен информацией.

    Принцип невзаимности

    При присоединении к Конвенции MCAA любая юрисдикция может объявить так называемый "Принцип невзаимности" (англ. Non-Reciprocity Principle). Это означает, что такая юрисдикция отправляет информацию о счетах налоговых резидентов других участников Конвенции, но не будет получать от них информацию о своих налоговых резидентах.

    Смысл такого подхода состоит в стремлении "не осложнять и без того непростые вещи". Принцип невзаимности объявляется безналоговыми оффшорными юрисдикциями, которым нет никакой нужды получать от других стран информацию о своих резидентах, поскольку налогов они все равно платить не должны.

    Рассмотрим это на очередном примере:

    Пример №4 :

    Имеются две юрисдикции (обе являются участниками Конвенции MCAA):

    • Бермудские острова - безналоговая юрисдикция;
    • Германия - высоконалоговая страна.

    При подписании MCAA Бермуды объявляют о принципе невзаимности. Это значит, что информация о резидентах Бермуд, которые имеют счета в Германии, не собирается и не отправляется на Бермудские острова.

    С другой стороны, Германия не объявляла принцип невзаимности. Следовательно, бермудские финансовые учреждения должны собирать и отправлять своим властям информацию об открытых у них счетах немецких налоговых резидентов, а местные власти в свою очередь должны передавать эту информацию властям Германии.

    image_pdf
    image_print

    С 2018 года Россия вступает в систему обмена финансовой информацией между государствами. Какие данные будут передаваться и в каком порядке? Что это значит для лиц, которые имеют счета за границей, а также иностранцев, обслуживающихся в российских банках?

    О чем речь

    Международное сотрудничество ведется в рамках принятой в середине 2015 года Конвенции об административной помощи по налоговым делам. На ее основе были разработаны многосторонние соглашения компетентных органов разных стран, а также единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах.

    На основании этих документов налоговые органы разных стран могут в автоматическом порядке обмениваться информацией о счетах лиц, которые не являются резидентами. Передаче подлежат сведения о наличии таких счетов, суммах остатков на них и оборотах за прошедший год.

    Надо сказать, что такими данными налоговые органы разных стран могут обмениваться и сегодня. Однако для этого должны быть сделаны соответствующие запросы. Но уже с 2018 года обмен может происходить автоматически.

    Однако это не значит, что ФНС РФ будет слать сведения о нерезидентах всем странам-участницам Конвенции по умолчанию, как и получать аналогичные сведения о своих гражданах. Дело в том, что в рамках Конвенции сторонам следует заключить двухсторонние соглашения — только после этого информация будет направляться в автоматическом режиме, то есть без запросов. Причем в таком соглашении можно определить разнообразные правила — это зависит от того, как договорятся страны между собой. Например, такое соглашение может предусматривать, что одна из сторон передает другой полную информацию, а вторая — лишь по определенным видам счетов.

    На конец 2017 года Россия не заключила ни одного двустороннего соглашения в рамках Конвенции административной помощи по налоговым делам. Пока ведутся переговоры. В частности, в 2019 году такое соглашение может заработать между Россией и Швейцарией.

    Какие данные будут передаваться

    Страны-участницы собираются обмениваться информацией о счетах, предусматривающих оказание финансовых услуг. Сюда относятся договоры банковского вклада или счета, добровольного страхования жизни, брокерского обслуживания, доверительного управления, депозитарного обслуживания, пенсионные и некоторые другие виды договоров. Кроме того, договором финансового обслуживания может быть признано любое соглашение, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиента денежные средства или финансовые активы и осуществляет их хранение, управление, сделки с ним в интересах клиента либо за его счет.

    Соответственно, данные о счетах в налоговые органы должны предоставлять организации, которые эти счета обслуживают: банки, страховые компании, пенсионные фонды, управляющие компании, брокеры и так далее.

    Цель обмена такой информацией заключается в том, чтобы контролирующие органы государства имели данные в отношении своих граждан о доходах, которые они получают в других странах.

    Какие сведения организации будут передавать в ФНС

    В налоговую службу России организации должны будут передавать информацию:

    1. О нерезидентах:
      • в отношении физических лиц — ФИО, гражданство, дата и место рождения, фактический адрес, номер налогоплательщика (аналог ИНН);
      • в отношении юридических лиц — наименование, адрес регистрации, страна налогового резидентства, номер налогоплательщика.
    2. О договоре финансовых услуг, а именно номер и дата договора, номер счета либо его аналог, сумму договора или остатка средств на счете.
    3. О прекращенных договорах, закрытых счетах, в том числе дату закрытия.

    Если сумма средств на счете меньше нуля (договор носит кредитный характер), то она признается равной нулю, и данные о ней также передаются в Налоговую службу.

    CRS

    Аналогичную информацию в отношении нерезидентов будут собирать и налоговые органы других стран, поддержавших Конвенцию.
    CRS — Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard), разработанный на основе Конвенции

    Что должны делать финансовые организации

    В связи с этим изменением, финансовые организации России приобретают ряд новых обязанностей, которые введены законом № 340-ФЗ, а именно:

    • выявлять среди клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов;
    • определять, подлежит ли информация об их счетах или договорах передаче;
    • ежегодно направлять сведения, подлежащее передаче, в ФНС России.

    Конкретный порядок передачи информации — ее состав, сроки и так далее — должно определить правительство. Пока такой порядок существует лишь в проекте постановления.

    В Налоговом кодексе не сказано, что финансовые организации должны направлять в ФНС сведения о резидентах только тех государств, с которыми у России заключены двусторонние соглашения. Информация должна передаваться в отношении всех нерезидентов и лиц, чье резидентство не установлено. Если таких не выявлено, об этом также следует уведомить ФНС.

    Финансовые организации должны отчитываться перед ФНС по каждому физическому лицу, которое является нерезидентом. Известно, что если договор с таким лицом или остаток на его счете превышает 1 млн USD, то внимание к нему будет повышено.

    Что же касается лиц юридических, то есть исключения. Так, в отношении нижеперечисленных ЮЛ информация в ФНС не передается:

    • ведущих активную деятельность (определить активность следует из публично доступной информации);
    • имеющих остаток средств на счетах меньше 250000 USD;
    • входящих в утвержденный перечень освобожденных финансовых организаций.

    К освобожденным финансовым организациям относятся ЦБ РФ, Пенсионный, Медицинский и Социальный фонды, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, АО Российская венчурная корпорация, Государственная корпорация по страхованию вкладов, Фонд содействия реформированию ЖКХ, а также организации из списка, который утвержден совместно МИД и Минфином.

    Начало представления данных в ФНС

    Несмотря на то что международных соглашений в рамках конвенции России пока не заключила, данные о нерезидентах финансовые организации начнут представлять в ФНС уже со следующего года. Первые отчеты в отношении счетов (договоров), открытых (заключенных) до 2018 года, должны поступить в Налоговую службу до 31 июля 2018 года. Далее данные будут направляться ежегодно до 31 мая следующего года.

    Если финансовые организации проигнорируют это требование, к ним будут применены штрафы. Однако за правонарушения, допущенные в части передачи сведений в 2017—2019 годах, штрафовать не будут.

    Выводы

    Итак, уже со следующего года банки, страховые компании, брокеры, пенсионные фонды и прочие финансовые организации будут передавать в ФНС информацию о нерезидентах. Это касается и физических, и юридических лиц. То же самое в отношении своих нерезидентов, в том числе граждан РФ, будут делать и финансовые организации других стран.

    Таким образом, в иностранные контролирующие органы поступят сведения о счетах российских граждан и компаний, которые они имеют в этих государствах. А после того, как будут заключены двусторонние соглашения, эта информация будет автоматически передаваться в ФНС России.

    Читайте также: