Специфика налогообложения негосударственных пенсионных фондов

Опубликовано: 07.05.2024

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Фонды осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий участникам фонда независимо от государственного пенсионного обеспечения населения (ст. 2 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»). Особенности определения доходов негосударственных пенсионных фондов установлены в ст. 295 НК. Доходы негосударственных пенсионных фондов определяются раздельно по доходам, полученным от размещения пенсионных резервов, и по доходам, полученным от уставной деятельности фондов. К доходам, полученным от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов от реализации и внереализационных доходов, в частности, относятся:

- доходы от размещения средств пенсионных резервов в ценные бумаги;

- доходы от осуществления инвестиций и других вложений, установленных законодательством о негосударственных пенсионных фондах, определяемые в порядке, установленном НК для соответствующих видов доходов. В целях налогообложения доход, полученный от размещения пенсионных резервов, определяется как положительная разница между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам. К доходам, полученным от уставной деятельности фондов, кроме доходов от реализации и внереализационных доходов, в частности, относятся:

- отчисления от дохода от размещения пенсионных резервов, направленных на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, осуществляемые в соответствии с законодательством о негосударственных пенсионных фондах;

- доходы от размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов, в ценные бумаги, осуществления инвестиций и других вложений, определяемые в порядке, установленном НК для соответствующих видов доходов. Особенности определения расходов негосударственных пенсионных фондов установлены в ст. 296 НК. Для негосударственных пенсионных фондов раздельно определяются расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, и расходы, связанные с обеспечением уставной деятельности этих фондов. К расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, кроме доходов от реализации и внереализационных доходов (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ о негосударственном пенсионном обеспечении), относятся:

1) расходы, связанные с получением дохода от размещения пенсионных резервов, включая вознаграждения управляющей компании, депозитария, профессиональных участников рынка ценных бумаг;

2) обязательные расходы, связанные с хранением, поддержанием в рабочем состоянии и оценкой в соответствии с законодательством РФ имущества, в которое размещены пенсионные резервы;

3) отчисления на формирование имущества, предназначенного в обеспечение осуществления уставной деятельности этих фондов в соответствии с законодательством РФ, учитываемые в составе расходов. К расходам, связанным с обеспечением уставной деятельности негосударственных пенсионных фондов, кроме расходов, указанных в ст. 254-269 НК (с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ о негосударственном пенсионном обеспечении), относятся:

1) вознаграждения за оказание услуг по заключению договоров пенсионного обеспечения;

2) оплата услуг актуариев;

3) оплата услуг по изготовлению пенсионных свидетельств (полисов), бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов;

4) другие расходы, непосредственно связанные с деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению.

"Российский налоговый курьер", N 8, 2003

Глава 25 Налогового кодекса предусматривает особенности налогообложения доходов негосударственных пенсионных фондов. Однако, как это часто бывает, соответствующие нормы Кодекса сформулированы не лучшим образом и оставляют простор для различного рода толкований.

Пенсионные схемы

Порядок работы негосударственных пенсионных фондов установлен Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон о НПФ).

Негосударственный пенсионный фонд - это "особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения" (п.2 Закона о НПФ). Исключительными видами деятельности такой организации являются:

  • негосударственное пенсионное обеспечение, то есть выплаты гражданам пенсий помимо государственной пенсионной системы;
  • участие в выплате накопительной части трудовой пенсии в рамках государственной пенсионной системы;
  • участие в выплате профессиональных пенсий, которые выплачиваются отдельным категориям граждан в соответствии с федеральными законами и специальными договорами.

Высшим органом НПФ является совет фонда, представляющий интересы учредителей. Текущей деятельностью НПФ руководит исполнительный орган. Он может быть единоличным (исполнительный директор, президент) либо коллегиальным (дирекция).

Физические лица, которым НПФ выплачивает негосударственные пенсии, называются участниками фонда. Лица, которые делают пенсионные взносы в фонд, - вкладчиками фонда. Вкладчиками могут быть участники фонда либо третьи лица (например, организации-работодатели могут делать взносы в пользу своих работников).

Средства, предназначенные на выплату пенсий, учитываются на аналитических пенсионных счетах и называются пенсионными резервами. Доход от размещения резервов (инвестиционный доход) идет либо на пополнение пенсионных счетов, либо на покрытие расходов фонда.

Согласно ст.18 Закона о НПФ пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

  • пенсионных взносов;
  • дохода фонда от размещения пенсионных резервов;
  • целевых поступлений.

Помимо пенсионных резервов НПФ имеет в своем распоряжении собственные средства. К таковым относится прежде всего совокупный вклад учредителей НПФ, который в настоящее время должен составлять не менее 3 млн руб., а с 2005 г. - 30 млн руб.

В связи с проведением пенсионной реформы НПФ получили право участвовать в обязательном пенсионном страховании граждан, а также в системах профессионального пенсионного страхования. В частности, НПФ вправе заключать с гражданами договоры об обязательном пенсионном страховании и получать от них средства на выплату накопительной части трудовой пенсии. Это установлено Федеральным законом от 10.01.2003 N 14-ФЗ.

Средства, собранные фондом на выплату накопительной части трудовой пенсии, а также на выплату специальных профессиональных пенсий, называются пенсионными накоплениями. Учет средств ведется обособленно от средств, собранных по обычным договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Размещением пенсионных резервов и накоплений занимается специальная компания по управлению активами фонда (управляющая). Фонд может работать с несколькими такими компаниями сразу. Самостоятельно размещать свои резервы фонд имеет право только в банковские депозиты, государственные ценные бумаги РФ и иные объекты, разрешенные Правительством РФ.

Размер отчислений на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности фонда, не должен превышать в сумме 15% дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, и 15% дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию фонда и уплаченных налогов (ст.27 Закона о НПФ).

Все ценные бумаги фонда хранятся в специальном депозитарии, который должен иметь ту же лицензию, что и депозитарии паевых инвестиционных фондов. Бухгалтерская отчетность НПФ подлежит обязательному ежегодному аудиту, а обязательства перед участниками - актуарной оценке.

Пенсионные резервы формируются на основе так называемых пенсионных схем. На той же основе выплачиваются и пенсии. Пенсионные схемы - это "совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий" (ст.3 Закона о НПФ).

В настоящее время используются две основные пенсионные схемы: с фиксированными взносами (накопительная схема) и с фиксированными выплатами (солидарная схема). Разница между ними - в порядке расчета пенсий и взносов. В первом случае сумма пенсии заранее неизвестна участнику, она будет зависеть от сделанных им взносов. Во втором же, наоборот, сначала определяется минимальная сумма пенсии, которую хотел бы получать участник. Исходя из этого и рассчитывается сумма его взносов.

При накопительной схеме для каждого участника открывается личный аналитический пенсионный счет. На него зачисляются все взносы и причитающаяся доля дохода от размещения пенсионных резервов. Каждый участник такой схемы будет получать свою индивидуальную пенсию в зависимости от того, сколько средств будет накоплено на его личном счете.

Солидарная схема строится на принципах, аналогичных страхованию на дожитие. Для всех участников схемы ведется единый солидарный пенсионный счет. На нем учитываются и взносы, и доход от размещения пенсионных резервов. Какого-либо разделения средств между участниками НПФ на счете нет. При наступлении оснований для выплаты пенсии (например, по достижении пенсионного возраста) НПФ гарантирует всем участникам солидарной схемы определенную пенсию.

Кроме того, применяются и комбинированные схемы. Но в российских условиях, когда основными вкладчиками НПФ являются работодатели, преобладают солидарные схемы.

Доходы и расходы фонда

Особенности определения доходов НПФ установлены в ст.295 НК РФ. К доходам, полученным от размещения пенсионных резервов, кроме доходов, предусмотренных ст.ст.249 и 250 НК РФ, относятся, в частности, доходы от размещения пенсионных резервов в ценные бумаги, от осуществления инвестиций и других вложений, определяемые в порядке, установленном гл.25 Кодекса для соответствующих видов доходов.

Для целей налогообложения прибыли у НПФ не учитываются доходы, указанные в пп.1 (в части вступительных взносов) 5, 6 п.2 ст.251 НК РФ.

Доход от размещения пенсионных резервов определяется как положительная разница между доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования Банка России и суммы размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при условии размещения средств по пенсионным счетам.

Таким образом, доходы НПФ делятся на две группы:

  1. от размещения пенсионных резервов;
  2. от "уставной деятельности" (то есть все прочие доходы).

Доходы первой группы облагаются налогом на прибыль только в части, превышающей ставку рефинансирования, начисленную на сумму размещенных пенсионных резервов. Прочие доходы облагаются налогом в полном объеме.

В пп.1 и 2 ст.296 НК РФ расходы НПФ разделены также на две группы:

  1. связанные с размещением пенсионных резервов "с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о негосударственном пенсионном обеспечении". Это означает, что доход от размещения пенсионных резервов можно уменьшить на сумму таких расходов не более чем на 15%;
  2. прочие.

Гладко только на бумаге.

Положения Налогового кодекса в части налогообложения НПФ содержат целый ряд неточных и спорных норм.

Начнем с определения дохода от размещения пенсионных резервов. Согласно ст.295 НК РФ к доходам от размещения пенсионных резервов относятся доходы, перечисленные в ст.ст.249 и 250 Кодекса (в них дано общее определение доходов от реализации и внереализационных доходов), и другие доходы. К "другим" законодатель отнес, в частности, доходы от вложения пенсионных резервов в ценные бумаги и объекты, "установленные законодательством о негосударственных пенсионных фондах".

Получается, что в состав доходов от размещения пенсионных резервов собственно доходы от размещения этих резервов относятся лишь "в частности" - не считая всех остальных доходов, перечисленных в ст.ст.249 и 250 НК РФ. Такая формулировка выглядит по меньшей мере нелогично. Это во-первых.

Далее, согласно п.8 ст.280 и п.2 ст.274 Кодекса, налоговая база по операциям с ценными бумагами, а также по доходам, облагаемым по ставкам, отличным от 24%, определяется отдельно. Никаких исключений из данного правила для НПФ не сделано. Это во-вторых.

И, наконец, третий спорный момент. Как мы уже сказали, Кодекс требует от НПФ определить "положительную разницу между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования". Причем расчетный доход нужно определять "с учетом времени фактического размещения" и "при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам".

Таким образом, фонд должен рассчитать, сколько резервов у него размещено в каждый конкретный момент. Ведь только обладая этой информацией, можно начислить на сумму этих резервов ставку рефинансирования "с учетом времени фактического размещения".

Однако в ст.295 НК РФ не приведена методика такого расчета. Значит, НПФ должен разработать ее самостоятельно. Но что за "напасть": действующее законодательство содержит несколько определений понятия "пенсионные резервы" (об этом ниже).

По мнению МНС России, размещенные пенсионные средства - это средства, размещенные в банках или через доверительных управляющих.

Расчет суммы размещенных пенсионных резервов

Как мы уже отметили, один из самых сложных вопросов - это расчет доходов от размещения пенсионных резервов с учетом ставки рефинансирования.

Налоговое законодательство не содержит определения понятия "пенсионные резервы". Поэтому в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ мы, казалось бы, вправе "обратиться за разъяснениями" к другим отраслям права. Но и там нас ждет разочарование: вместо одного найдем целых три различных определения пенсионных резервов.

Например, в ст.3 Закона о НПФ пенсионные резервы определены как "совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий". В бухучете размещенные резервы фонда отражаются по дебету счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" (если они размещены через управляющую компанию) либо по дебету счетов 55 "Специальные счета в банках", 58 "Финансовые вложения", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д. (если часть резервов НПФ размещает самостоятельно).

В то же время в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету пенсионные резервы определяются как сумма средств, учтенная в пассиве баланса фонда по статье "Резервы предстоящих расходов и платежей". Например, в "Отчете о финансовом положении фонда" (форма НПФ-Ф, утвержденная Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России от 21.06.2000 N 47) сумма пенсионных резервов приравнивается к строке 650 пассива баланса фонда ("Резервы предстоящих расходов и платежей").

По кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" отражается сумма резервов, сформированная в соответствии с уставом и решениями руководящих органов фонда. Реальная сумма размещенных резервов может отличаться от суммы, учтенной на счете 96. Ведь на практике по целому ряду причин не все суммы, которые фактически являются размещенными пенсионными резервами, сразу учитываются на счете 96. Например, доход, полученный от размещения пенсионных резервов, который не менее чем на 85% должен быть использован на увеличение этих резервов, до решения руководства фонда о распределении этих сумм нужно отражать по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Наконец, в нормативно-правовых актах Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России иногда пенсионные резервы определяются с точки зрения актуарной математики. Например, в Приказе этой Инспекции от 07.02.2000 N 7 говорится, что "фактический размер пенсионных резервов равен современной стоимости поступлений денежных средств от активов, в которые размещены пенсионные резервы". Далее читаем: "Современная стоимость поступлений денежных средств от активов определяется на отчетную дату в соответствии с методикой, устанавливаемой Инспекцией с учетом предложений Коллегии пенсионных актуариев для проведения ежегодного актуарного оценивания фондов".

По мнению МНС России, в 2002 г. суммы размещенных пенсионных резервов за отчетный период, включая остатки страховых резервов, сформированных на 1 января 2002 г., можно взять из данных бухгалтерского учета. Выбранный способ следует отразить в учетной политике для целей налогообложения.

Определение средней суммы размещенных резервов фонда

НПФ обязаны вести отдельный учет операций по размещению резервов. Поэтому сумма размещенных резервов может быть взята из бухучета (остатки по счетам 58, 01 и др. за минусом дебиторской задолженности и остатков по счетам 51, 52 и т.п.).

Чтобы рассчитать доход по ставке рефинансирования "с учетом времени фактического размещения", бухгалтер фонда должен вычислить только средневзвешенную сумму размещенных резервов за отчетный период.

МНС России рекомендует рассчитывать эту сумму по аналогии с расчетом среднегодовой стоимости имущества. Об этом сказано в Методических рекомендациях по применению гл.25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Они утверждены Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.

Согласно п.7.1.3 данного документа сумма размещенных в отчетном периоде пенсионных резервов определяется делением на число месяцев в отчетном периоде суммы, полученной от сложения половины суммы размещенных пенсионных резервов на 1-е число отчетного периода и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы размещенных резервов на каждое 1-е число всех остальных месяцев отчетного периода.

Например, чтобы определить сумму размещенных пенсионных резервов за I квартал, надо сложить сумму резервов на 1 января и 1 апреля, разделить на 2, к полученному числу прибавить резервы на 1 февраля и 1 марта и затем всю полученную сумму разделить на 3.

А как быть, если ставка рефинансирования в отчетном периоде менялась (как, например, в I квартале текущего года)? Тогда доход на среднюю сумму пенсионных резервов должен начисляться пропорционально количеству дней, в течение которых действовала определенная ставка.

Отчетность фонда по налогу на прибыль

Прежде чем приступить к заполнению декларации по налогу на прибыль, бухгалтер НПФ должен разделить доходы на две группы: доходы от размещения пенсионных резервов и прочие доходы. А затем доходы от размещения резервов необходимо разбить еще на пять частей:

  • от размещения резервов в ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке;
  • от размещения резервов в ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке;
  • в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;
  • дивиденды;
  • от прочих инвестиций.

Затем при заполнении листа 11 декларации по налогу на прибыль бухгалтер НПФ должен:

  1. Определить общую сумму дохода от размещения пенсионных резервов по каждому из пяти видов доходов (стр. 010).
  2. Определить величину размещенных пенсионных резервов в отчетном периоде (стр. 100) и рассчитать доход, который мог быть получен, если бы рентабельность вложений равнялась ставке рефинансирования (стр. 110).
  3. Поделить доход, рассчитанный по ставке рефинансирования, между видами вложений. Такое распределение должно быть пропорционально удельному весу каждого вида вложений в общей сумме дохода от размещения пенсионных резервов (стр. 010).
  4. Рассчитать по доходам от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, а также по доходам от прочих инвестиций размер прямых расходов, которые связаны с получением этих доходов (стр. 170, 180 и 190). К прямым относятся прежде всего расходы на приобретение ценных бумаг и других объектов инвестиций.
  5. Определить удельный вес каждого вида прямых расходов в общей сумме прямых расходов фонда, связанных с размещением пенсионных резервов.
  6. Рассчитать по доходам от ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке, а также по доходам от прочих инвестиций размер косвенных расходов, которые на них приходятся (стр. 200 - 230). Для этого величину косвенных расходов типа оплаты доверительного управляющего или спецдепозитария следует разделить пропорционально удельным весам прямых расходов, связанных с указанными тремя направлениями вложений. Допустим, прямые расходы фонда по ценным бумагам, обращающимся и не обращающимся на организованном рынке, а также по прочим вложениям делились в пропорции 40%/40%/10%. Значит, точно так же необходимо разделить и косвенные расходы.
  7. Определить по всем видам доходов от размещения пенсионных резервов размер отчислений на покрытие расходов по содержанию фонда. Они могут составлять до 15% от дохода, полученного от размещения резервов. Для этого общую сумму таких отчислений по данным бухгалтерского учета необходимо разделить пропорционально удельным весам каждого из пяти видов доходов в общей сумме дохода, полученного от размещения пенсионных резервов.
  8. Вычислить по всем видам доходов, кроме дивидендов, отдельную налоговую базу. Для дивидендов такой расчет не производится, поскольку они облагаются налогом у источника. Налоговую базу по остальным доходам надо рассчитывать как фактически полученный доход минус расходы (прямые и косвенные), отчисления на содержание фонда и расчетный доход по ставке рефинансирования. Для процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам расходы не вычитаются, так как их нет.

Полученные сальдо доходов и расходов (если они окажутся положительными) будут облагаться налогом на прибыль.

Страхование представляет систему, которая направляется на покровительство имущественных ценностей физических и юридических лиц. Такая потребность необходима в случае возникновения угрозы для существования интересов материального характера. Именно поэтому необходимость наличия страхового продукта на финансовом рынке так велика и объяснима.

негосударственное пенсионное страхование

Следует выделить несколько пунктов, характеризующих страховой продукт:

  • определённый вид объекта (то, что подлежит страховке);
  • наличие главных факторов для оформления (возможные обстоятельства, способные причинить материальный вред);
  • анализ страхового риска (расчёт вероятности наступления случая, размер возможного ущерба);
  • страховая сумма (определение стоимости);
  • тариф по страховке (расценка данного продукта);
  • расчёт условий осуществления финансовых платежей.

Помимо обязательного страхования в Российской Федерации большой интерес проявляют к такому виду услуги, как негосударственное пенсионное страхование. Оно осуществляется на добровольной основе в дополнение к обязательному. На территории РФ данный вид страхования появился в 2002 году.

Суть механизма и системы страхования негосударственных пенсионных фондов в целом

Суть механизма и системы в целом

Общественные пенсионные фонды представляют специальные некоммерческие учреждения социального обеспечения. В их основную структуру входит реализация сервиса общественного обеспечения населения. Главной целью такой организации служат пенсионные компенсации личностям, преодолевшим установленный возрастной порог.

Возможность данного страхования доступна для каждого заинтересованного человека. При непринудительном обращении в негосударственную организацию достаточно оформить контракт для получения пенсионного страхования, который составляется при участии организации и страхующего лица, и подписывается в двухстороннем порядке. Оформление данного страхования, как и государственного, подтверждается наличием страхового полиса.

В структуре негосударственного пенсионного страхования есть некоторые особенности:

  • наличие пенсионных начислений производится и при отсутствии официального трудового стажа у застрахованного лица, в то время, как в государственном фонде необходима надлежащая выслуга лет, отработанных гражданином на официальном трудоустройстве;
  • такая система страхования предоставляет независимый выбор организации и оформление документов любым совершеннолетним жителем страны.

Особенности функционирования системы негосударственных пенсионных фондов

Особые условия функционирования

Пенсионное страхование способно осуществляться с любым фондом: государственным или коммерческим. Окончательный выбор зависит от гражданина, решившего обратиться за услугами.

При страховании пенсионных взносов в негосударственных организациях следует обратить внимание на то, что они относятся к страховщикам накопительной составляющей всей суммы количества трудовой пенсии.

По итогам преобразований, завершившихся в 2013 году, существует три альтернативы распоряжения накопительными пенсионными средствами:

  • при переводе из Пенсионного Фонда России в негосударственную организацию существует возможность не предпринимать какую – либо деятельность, что позволяет сохранить накопления не тронутыми;
  • возможность добровольного перевода пенсии с помощью применения программы обязательного страхования посредством оформления контракта;
  • По истечении времени накопления, в соответствии с ростом инфляции, размер денежных средств увеличивается, что свидетельствует об их обязательном инвестировании.

Взаимодействие двух видов негосударственного пенсионного страхования

Взаимодействие двух видов страховки

Система пенсионных организаций Российской Федерации представляет самостоятельный функционирующий сегмент экономического отдела государства. Этот механизм регулирует и обеспечивает компенсирование гражданам с помощью перераспределяющихся накоплений.

Ежемесячные выплаты для нескольких категорий граждан являются одним из главных направлений деятельности Пенсионного Фонда. Военные, инвалиды, пожилые люди, многодетные и неполные семьи, граждане с доходом ниже установленного прожиточного минимума ежемесячно получают пенсии, а также пособия социального направления.

Стоит отметить, что данные виды страхования имеют свои преимущества и недостатки. Среди положительных качеств государственного пенсионного страхования следует выделить:

  • вероятность увеличения своего пенсионного объёма с применением аккумулятивных (накопительных) средств;
  • исключение возможности закрытия или исчезновения фонда, пребывающего под надзором государства. Это даёт большую гарантию безопасности и сохранения накопленных сбережений.

Свои положительные стороны имеет негосударственное пенсионное страхование:

  • регулярная отчётность всех зачислений, поступивших на личный счёт застрахованного лица;
  • индивидуальная работа с каждым заинтересованным заказчиком;
  • возможность распоряжения накоплениями раньше возрастного срока, предполагаемого государством;
  • обеспечение дополнительного состояния накопленных средств;
  • возможность инвестирования накоплений в фондовый рынок страны.

Пенсионные фонды, государственные и некоммерческие организации, имеют ряд преимуществ и недостатков. Принятие единого верного решения является довольно сложным и непростым процессом.

Таким образом, окончательный выбор для страхования пенсионных начислений следует делать после тщательного анализа деятельности всей структуры выбранных фондов и детального сравнения полученных результатов.

Негосударственное пенсионное обеспечение

Женщина размышляет о ПФР и НПФ

Всем жителям России уже почти два десятка лет предоставлен выбор, где формировать накопительную пенсию – в Пенсионном фонде России (ПФР) или негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Если деньги в ПФР, то ими управляет ВЭБ.РФ или частные управляющие компании, с которыми заключил договор Пенсионный фонд России. А инвестированием средств, размещенных в НПФ, занимаются те частные управляющие компании, с которыми заключил договор НПФ. Для того чтобы выбрать, кому доверить свои накопления, нужно взвесить все плюсы и минусы каждого типа организации.

Как формируются пенсионные накопления?

Наша пенсия делится на две части – страховую и накопительную. До 2014 года страховую часть пенсии – 16% от дохода сотрудников – работодатель в обязательном порядке перечислял в ПФР на выплату пенсий нынешним пенсионерам, а еще 6% перечислял на личный счет работника в ПФР, или НПФ. Эти деньги (6%) до сих пор находятся на индивидуальном лицевом счете гражданина и будут выплачиваться ему после выхода на пенсию. На отчисления в накопительную часть пенсии действует мораторий с 2014 по 2021 год, в этот период все 22% отчислений идут на страховую пенсию.

Куда вкладывают деньги управляющие компании ПФР и НПФ?

Накопительная пенсия россиян может храниться как в ПФР, так и в НПФ. Основная задача страховщиков – сберечь накопления и обеспечить их доходность на уровне не ниже инфляции (как минимум). Сверхзадача – обеспечить серьезную прибавку к будущей пенсии за счет высокого дохода от инвестирования. Для этого управляющие компании ПФР и НПФ инвестируют сбережения в различные финансовые инструменты: облигации, государственные ценные бумаги, депозиты и так далее. Важно: сами фонды в настоящий момент не инвестируют пенсионные накопления. Эту работу по договору с ними ведут управляющие компании. Это называется «доверительное управление».

Как защищены средства?

В отличие от частных фондов ни ПФР, ни ГУК ВЭБ.РФ не могут лишиться лицензии или обанкротиться. Однако банкротство или отзыв лицензии у НПФ (такое иногда случается) хоть и неприятны, но некритичны, ведь все накопления в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) гарантированы государством. И если у НПФ отзовут лицензию или он объявит себя банкротом, граждане, которые держали в нем деньги, не лишатся накоплений. Все сбережения застрахованы Агентством по страхованию вкладов (вот тут можно посмотреть список НПФ – участников системы страхования), и в случае проблем у НПФ они будут переведены в ПФР. Однако инвестиционный доход за последние несколько лет при таком сценарии может быть потерян.

Как ПФР и НПФ выплачивают накопления?

В остальном граждане не увидят разницы между хранением денег в ПФР или в НПФ. И в первом, и во втором случае деньги будут выплачиваться после достижения возраста 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. Даже условия наследования пенсии не отличаются. Если гражданину была назначена пожизненная выплата накопительной пенсии, его правопреемники не смогут ее получить. В остальных случаях пенсионные накопления наследуются по закону вне зависимости от того, хранились они в государственном или частном фонде.

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд?

Выбирая негосударственный пенсионный фонд, обратите внимание на историю, репутацию НПФ и его показатели доходности. В частности, рекомендуем вам проверить:

Важно помнить, что ни один игрок- частный или государственный не может гарантировать доходность будущих периодов. И высокие результаты в прошлом не гарантируют успеха в будущем.

Можно ли вернуться в ПФР?

Если доходность в фонде вас все же не устраивает, можно выбрать новый НПФ или вернуться в ПФР. Причем неограниченное количество раз. Однако при переходе от одного страховщика к другому нужно помнить о «правиле пяти лет»: без потерь перевести деньги можно один раз в пятилетку. В противном случае есть риск остаться без инвестиционного дохода.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)

Приветствую вас на Финансовом гении! В этой публикации я хочу начать рассматривать один из альтернативных способов обеспечения старости — негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Сегодня я расскажу о том, что такое НПФ, каковы механизмы его работы, основные преимущества и недостатки, какие виды НПФ функционируют на сегодняшний день в России, Украине и других странах постсоветского пространства. Итак, обо всем по порядку.

  1. Что такое негосударственный пенсионный фонд (НПФ)?
  2. Основные принципы работы негосударственных пенсионных фондов
  3. Виды негосударственных пенсионных фондов (НПФ)
  4. Как работает НПФ?
  5. Защита вложений НПФ

Я уже писал о том, что пенсия от государства — заведомо проигрышный вариант, от которого, к сожалению, законопослушному гражданину нельзя отказаться. Но, вместе с тем, всегда есть возможность самостоятельно создавать себе альтернативные источники пассивного дохода, для того чтобы обеспечить достойную старость. И одним из таких вариантов и является НПФ. Рассмотрим подробнее, что он из себя представляет.

Что такое негосударственный пенсионный фонд (НПФ)?

Негосударственный пенсионный фонд — это юридическое лицо, функционирующее как неприбыльная организация и занимающееся сбором пенсионных взносов от своих участников, управлением этими взносами с целью их сохранения и приумножения, и осуществлением за счет этого пенсионных выплат своим участникам.

Деятельность НПФ регулируется законодательством государства, а отношения фонда с участниками (вкладчиками) оформляются договорами, в которых описываются все условия осуществления взносов и выплат. В каждой стране есть свой Закон о негосударственных пенсионных фондах (или что-то подобное), в котором и прописаны все аспекты открытия, работы и ответственности НПФ.

Основные принципы работы негосударственных пенсионных фондов

1. Официальная деятельность. Прежде всего, повторюсь, что деятельность НПФ всегда регулируется законами государства, то есть, такой фонд подлежит обязательной регистрации и получению всех необходимых разрешительных документов для осуществления своей работы.

2. Добровольная основа. Негосударственные пенсионные фонды создаются на добровольной основе. Отчисления в НПФ производятся непосредственно его участниками или их работодателями тоже исключительно добровольно, на основании договоров, заключенных с фондом.

3. Финансовый интерес. В перечислении взносов в НПФ заинтересованы не только его непосредственные участники, но и их работодатели. Например, участие в негосударственном пенсионном фонде может предполагать льготы в налогообложении.

4. Равенство прав. Все участники негосударственного пенсионного фонда действуют на равных правах и с равными полномочиями.

5. Диверсификация управления. Схемы деятельности НПФ всегда строятся так, чтобы исключить всевозможные злоупотребления и мошенничество. К примеру, сбором средств в фонд занимается работодатель, управляет этими средствами (инвестирует) компания по управлению активами, учет средств фонда и инвестиций ведет независимый регистратор, а выплаты участникам осуществляет администратор фонда.

6. Безопасность. Средства негосударственных пенсионных фондов инвестируются исключительно в надежные, наименее рисковые финансовые инструменты, в некоторых случаях могут перестраховываться, чтобы максимально исключить вероятность их потери.

Это примерные принципы работы НПФ, которые могут слегка варьироваться в зависимости от страны и действующего в ней на текущий момент законодательства на эту тему.

Виды негосударственных пенсионных фондов (НПФ)

Как правило, негосударственные пенсионные фонды могут открываться трех видов:

1. Открытый пенсионный фонд — НПФ, принять участие в котором может любой человек, независимо от специальности и трудоустройства.

2. Корпоративный пенсионный фонд — НПФ, который создается на конкретном предприятии (или группе предприятий) исключительно для их сотрудников. Люди, никогда не состоящие в трудовых отношениях с этими предприятиями, не могут стать участником корпоративного пенсионного фонда.

3. Профессиональный пенсионный фонд — НПФ, который организуют объединения предприятий или граждан, относящихся к одной профессии (специализации). Например, фонды моряков, пожарных, строителей и т.д. Устав такого фонда четко определяет специальности и профессии, обладатели которых могут принять в нем участие, для остальных людей доступ в такой НПФ закрыт.

Как работает НПФ?

Негосударственные пенсионные фонды работают по следующему принципу.

  1. Человек, желающий стать участником фонда и подходящий под условия, оговоренные в Уставе, заключает с НПФ договор (контракт), который от имени фонда подписывает его администратор. В контракте оговаривается схема, по которой вкладчик будет перечислять взносы в негосударственный пенсионный фонд. Как правило, таких схем несколько, и он получает возможность выбора того варианта, который его устраивает больше всего.
  2. Фонд собирает взносы участников и передает их компании по управлению активами, которая инвестирует капитал фонда в различные высоконадежные финансовые инструменты с целью получения прибыли.
  3. Полученная прибыль распределяется между личными счетами участников фонда пропорционально их взносам в фонд. Это распределение происходит, как правило, ежемесячно.
  4. Администратор НПФ ведет учет полученный прибыли и проверяет правильность ее распределения между участниками.
  5. Выплаты пенсии участникам негосударственного пенсионного фонда осуществляются согласно заключенному договору (контракту) при достижении ими оговоренного в контракте возраста или по прошествии оговоренного срока.

До наступления момента получения выплат из фонда участник имеет возможность отслеживать суммы своего накопленного капитала и добавленной к нему распределенной прибыли фонда (т.н. инвестиционного процента или инвестиционной прибыли). Такая информация предоставляется каждому вкладчику, как правило, не реже, чем раз в год, и включает в себя следующие цифры:

  • Сколько вкладчик уплатил взносов в НПФ;
  • Сколько НПФ выплатил вкладчику;
  • Какой объем инвестиционной прибыли фонд прибавил к сумме капитала вкладчика;
  • Какая комиссия снята фондом за управление средствами вкладчика.

Каждый вкладчик имеет право одновременно участвовать в нескольких негосударственных пенсионных фондах, и я бы рекомендовал поступать именно так в целях диверсификации рисков. Но при этом он может безо всяких требований принимать участие только в открытых пенсионных фондах, а для участия в корпоративных или профессиональных НПФ необходимо, чтобы в фонд вступил работодатель или же наличие специальности (профессии), соответствующей Уставу фонда.

Выплаты вкладчикам негосударственных пенсионных фондов начинают осуществляться на основании заключенных контрактов в момент достижения определенного возраста. При этом законодательствами стран часто устанавливаются ограничения в плане максимально возможного расхождения этого возраста с официально признанным возрастом выхода на пенсию, к примеру, это расхождение может быть не более 10 лет.

В некоторых случаях, оговоренных в контракте, выплаты из НПФ могут начать осуществляться ранее установленного срока. К таким случаям относятся:

  • Смерть вкладчика (выплаты получают наследники);
  • Получение инвалидности 1-й и/или 2-й группы и полная утрата трудоспособности;
  • Критическое состояние здоровья, подтвержденное медицинским учреждением;
  • Выезд вкладчика на ПМЖ за границу;
  • Другие случаи, оговоренные в контракте.

Вкладчик также имеет право досрочно расторгнуть договор с негосударственным пенсионным фондов (если такая возможность в нем предусмотрена) и истребовать единоразово все свои взносы, но при этом он лишится всей начисленной инвестиционной прибыли или ее существенной части (в зависимости от условий договора).

Защита вложений НПФ

Все инвестиции фонда, которые осуществляет компания по управлению активами, производятся только в высоконадежные финансовые инструменты, предусмотренные законодательными актами, регулирующими деятельность НПФ. К таким инструментам могут относиться:

  • Банковские вклады;
  • Депозитные и сберегательные сертификаты;
  • Государственные казначейские векселя;
  • Облигации государственного внутреннего займа;
  • Акции высоконадежных компаний (т.н. «голубые фишки»);
  • Банковские металлы;
  • Недвижимость и паевые фонды недвижимости;
  • Высоконадежные ценные бумаги иностранных государств;
  • Другие объекты, установленные законодательством о НПФ.

Вложения в негосударственные пенсионные фонды, как и любой финансовый инструмент, обладают своими преимуществами и недостатками, на которых я остановлюсь более подробно в одной из следующих публикаций на Финансовом гении. Забегая немного вперед, скажу, что основным преимуществом здесь является возможность создания альтернативного источника пассивного дохода для обеспечения своей жизнедеятельности в нетрудоспособном возрасте, а основными недостатками — очень малая доходность в сравнении даже с банковскими вкладами и необходимость сотрудничества с фондом на протяжении многих лет, что в условиях нестабильной экономической ситуации и постоянных финансовых кризисов достаточно рискованно.

В дальнейших публикациях я еще остановлюсь на некоторых аспектах деятельности негосударственных пенсионных фондов. Кроме того, на сайте Финансовый гений рассматриваются множество других альтернативных способов вложения капитала и создания источников пассивного дохода. Поэтому оставайтесь с нами, следите за обновлениями, изучайте предложенную информацию и делайте выводы о том, какие источники пассивного дохода более интересны и перспективны в вашей конкретной ситуации. Желаю вам выгодных вложений личного капитала с наименьшими рисками! До встречи в новых публикациях.

Читайте также: