Колледж налоги и налогообложение

Опубликовано: 04.05.2024

НАЛОГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ

НАЛОГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ

Набор на новый учебный год 2020-2021💥

Информация


Другое

Действия

  • Уведомлять о записях
  • Сохранить в закладках
  • Поиск записей
  • Пожаловаться

nal_kolledzh

9 мая - святая дата в истории нашего Отечества! С каждым годом он всё дальше и дальше от нас, но этот великий праздник был и остаётся самым ярким символом мужества и доблести нашего народа!

9 мая - это не просто день окончания войны. Показать полностью. В этот день закончились страдания стариков, женщин, детей!

С Днём Победы!
Самое главное, чего хочется пожелать в этот день , это то, за что боролись наши деды - мира вам!
Пусть над головой всегда будет ясное небо и яркое солнце.
Низкий поклон всем ветеранам и добрая память всем героям, кто не дожил до этого дня.
Крепкого здоровья всем и наслаждайтесь мирной жизнью.

Налоговый колледж присоединяется ко Всероссийской акции «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК-онлайн»
Я помню!Я горжусь!

nal_kolledzh

9 Мая – по праву, можно назвать самым ценным и трогательным праздником. Цена за победу была слишком велика, но сильные характером и волей люди объединились и вырвали зубами победу у врага.

9 Мая – считается государственным праздником, Показать полностью. такое название он получил еще в далеком 1945 году, указом И. В. Сталина, благодаря которому, этот день стал носить название «День Победы».

Студенты Налогового колледжа в преддверии Праздника Победы встретились с нашими любимыми ветеранами Великой Отечественной войны и вручили подарки. Для всех нас большой ценностью является возможность быть рядом с этими великими Победителями и пожелать им крепкого здоровья!

Благодарим за Победу Купцова Владимира Алексеевича, Осколкову Людмилу Васильевну, Бутылину Юлию Георгиевну, Васильеву Татьяну Михайловну, Копылова Михаила Ивановича!

Низкий вам поклон, дорогие ВЕТЕРАНЫ.

nal_kolledzh

📘
"Повесть о настоящем человеке" Полевой Б.
Профессиональный журналист Борис Полевой отправился на места сражений Великой Отечественной в качестве военного корреспондента. Он рассказывал людям о вестях с фронта через газету «Правда». А через год после Победы вышла его «Повесть о настоящем человеке», в основе которой – реальный подвиг советского лётчика Алексея Маресьева.

📗
"Батальоны просят огня" Бондарев Ю.
Когда началась война, Юрию Бондареву, сыну воевавшего на полях Первой Мировой Василия Бондарева, было всего 17 лет. После пехотного училища будущий писатель был назначен командиром миномётного расчёта под Сталинградом. Контузия и ранения в бою привели его в госпиталь, но затем он вновь вернулся на фронт и прошёл всю войну от Сталинграда до Чехословакии.

📙
"Прокляты и убиты" Астафьев В.
Виктору Астафьеву к началу войны тоже не было и двадцати лет, однако к этому стоит прибавить ещё и трудное детство. Две его старшие сестры умерли в детстве, мать утонула, когда мальчику было семь лет, а во второй семье отца ему не были рады. Так Витя оказался на улице, а затем в детском доме. Когда ему исполнилось 20, юноша записался добровольцем на фронт, окончил пехотное училище и до самой Победы воевал на передовой рядовым солдатом.

📘
"А зори здесь тихие… Завтра была война" Васильев Б.
Ещё один представитель поколения – Борис Васильев родился в семье кадрового офицера и на фронт отправился сразу по окончании 9 класса в составе истребительного комсомольского батальона. Его батальон попал в окружение под Смоленском, но сумел из него выбраться. Затем Васильев воевал в воздушно-десантной дивизии, был демобилизован в 1943 году после тяжелого ранения, когда нарвался на минную растяжку. Самая известная его книга «А зори здесь тихие…» была написана в конце 1960-х.

📗
"Обелиск. Мёртвым не больно" Быков В.
Кто знает, как сложилась бы судьба мальчика, с детства любившего рисовать, но Василь Быков отметил свое 17-летие буквально накануне войны. Юноша участвовал в оборонных работах, а во время отступления в Белгороде отстал от своих, и это событие чуть не стоило ему жизни, потому что парня чуть не приняли за немецкого шпиона. В 1942 году его призвали на фронт, где он сражался за Кривой Рог, Александрию, Каменку. А во время Кировоградской операции его по ошибке объявили павшим, хотя молодой человек был серьёзно ранен, но жив и три месяца провёл в госпитале. Этот опыт лёг в основу известной повести «Мёртвым не больно», которая вышла в середине 1960-х годов.

📙
"Василий Тёркин" Твардовский А.
Автор «самого народного» произведения о войне в 1941 году работал в газете «Красная Армия», а в военные годы писал многочисленные очерки о боях на территории Белоруссии и выступал перед солдатами на фронте. Его «Василия Тёркина» по сей день считают главным произведением Твардовского и одним из самых известных о событиях Великой Отечественной войны.

Направление подготовки: 080100.62 Экономика


Квалификация выпускника: бакалавр.

Профиль «Налоги и налогообложение» дает возможность студентам получить обширные экономические знания по налогообложению. Выпускники специальности одинаково хорошо разбираются в профессиональных аспектах как в экономической, так и правовой сфере. Выпускники владеют навыками изучения и анализа стандартных и нетипичных налоговых схем, консультирования в сфере налогообложения и многими другими.

Подобные знания и навыки выпускников данного профиля позволяют им претендовать на престижную работу в серьезных организациях. Специалисты по налогам пользуются стабильным спросом на рынке труда, имея хорошие перспективы дальнейшего профессионального и карьерного роста и самые широкие возможности для работы не только в налоговой системе, но на предприятиях и в организациях всех форм собственности, в том числе крупных корпорациях и холдингах.

Возможности трудоустройства для данных выпускников весьма обширны: профессиональная деятельность выпускника по профилю «Налоги и налогообложение» может осуществляться во всех звеньях налоговой системы на федеральном, региональном и местном уровнях. Уровень квалификации и профессиональный потенциал работников налоговых органов являются определяющими факторами эффективности работы налоговых органов. На данный момент налоговая служба испытывает проблемы недостаточного соответствия уровня профессиональной компетенции отдельных категорий работников требованиям должности.

Специалисты по налогообложению могут вести профессиональную деятельность в качестве специалистов-экспертов и налоговых инспекторов в следующих подразделениях ФНС РФ: отделах учета, анализа поступления налогов и налоговой статистики, выездных и камеральных проверок, налогового аудита, регистрации и учета налогоплательщиков и других. Сотрудники налоговой службы являются государственными гражданскими служащими, правовая и социальная защищенность которых гарантируется государством.

Перспективным направлением деятельности специалиста по налогообложению является осуществление практики налогового консультирования. Необходимость организации профессиональной работы с различными категориями налогоплательщиков значительно повышает ценность профессии эксперта-консультанта по налогообложению, функции которого состоят в профессиональной консультативной помощи предприятиям и организациям, в своевременной и правильной, с точки зрения существующего законодательства, уплате налогов и сборов.

Консультанты по налогам и сборам могут быть внутренними и внешними. Собственный (внутренний) налоговый консультант в большинстве случаев требуется крупным предприятиям, которые работают по многим направлениям и состоят из нескольких юридических лиц. Такой специалист весьма ценен для предприятия, поскольку представляет и отстаивает интересы предприятия в налоговых органах, упорядочивает все процессы, связанные с налогообложением. Внешние налоговые консультанты работают в консалтинговых или аудиторских компаниях и предлагают качественные консультационные услуги по налогообложению любым предприятиям и организациям.

Профиль подготовки «Налоги и налогообложение» предусматривает изучение следующих дисциплин:

  • Налоги и налогообложение
  • Бухгалтерский учет
  • Налоговый учет, отчетность и аудит
  • Налоговое администрирование
  • Специальные налоговые режимы
  • Федеральные налоги и сборы с организаций
  • Региональные и местные налоги и сборы
  • Организация и методика налоговых проверок
  • Налогообложение организаций финансового сектора экономики
  • Прогнозирование и планирование в налогообложении

Принимаются лица:

  • с законченным средним или средним специальным образованием
  • с незаконченным высшим образованием
  • имеющие высшее образование по любой специальности

Вступительные испытания и условия поступления:

По результатам ЕГЭ: Математика, Русский Язык, Обществознание

По результатам тестирования: Математика, Русский Язык, Обществознание

Форма и сроки обучения:

  • Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий - 5 лет
  • Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий. Для студентов имеющих среднее профессиональное образование - 3,5 года.
  • Заочная с использованием дистанционных образовательных технологий. Для студентов имеющих высшее профессиональное образование - 3 года.

Диплом:

После окончания обучения на программе «Налоги и налогообложение» и защиты дипломного проекта Вы получаете диплом бакалавра государственного образца РФ.

Очень скоро закончится учебный год, и уже сегодня на повестке дня каждого выпускника школы стоит, пожалуй, самый главный вопрос: «Куда пойти учиться?». От ответа на него зависит судьба сегодняшнего школьника. Вузы нашей республики представляют широкий спектр образовательных программ по самым разным специальностям, но при выборе дальнейшего жизненного пути нужно предвидеть, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем. Очень важно выбрать наиболее востребованную, универсальную. Одна из них - «Налоги и налогообложение». Заведующий кафедрой «Налоги и налогообложение» Марийского Государственного технического университета, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл Фарид Файзрахманович Ханафеев ответит на наши вопросы об этой нужной профессии – специалист по налогообложению.

- Фарид Файзрахманович, как и почему в списке специальностей Марийского государственного технического университета появилась специальность «Налоги и налогообложение»?
- До 2000 года ключевой кузницей кадров для налоговых инспекций страны была Всероссийская государственная налоговая академия. Что касается налоговых органов нашей республики, то они удовлетворяли свои потребности в специалистах за счет других экономических специальностей: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Возникала проблема научить принятого на работу специалиста различным нюансам налоговой сферы, дать им знания, которые не были предусмотрены их вузовской программой подготовки.
Ведь профессия «Специалист в области налогообложения» требует одновременно знаний еще нескольких специальностей, сочетая в себе сразу два образования - юридическое и экономическое.
То есть можно говорить о том, что определяющим фактором в рождении новой специальности стала нехватка специалистов. В 2000 году в нескольких российских вузах ввели новую специальность «Налоги и налогообложение». Наш «политех» начал первый набор студентов по ней в 2001 году.

- Примечательно, что кафедру «Налоги и налогообложение» возглавляет самый главный налоговик республики – руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл. Наверняка это положительно сказывается и на учебном процессе, и на качестве знаний ваших выпускников?
- Несомненно. Зная налоговую систему, что называется, изнутри, легче построить учебный процесс и определить, какие знания понадобятся нашим выпускникам в их дальнейшей профессиональной деятельности. Теоретические и практические занятия в университете ведут и специалисты налоговых органов республики. Кроме того, они принимают участие в работе государственных экзаменационных и аттестационных комиссий на защите дипломных работ и проведении экзаменов.

- Из чего состоит образовательная программа?
- При подготовке образовательного стандарта специальности «Налоги и налогообложение» учитывалась многогранность деятельности специалиста в налоговой сфере. Наши студенты изучают основные общепрофессиональные и специальные дисциплины, включенные в программы соответствующих факультетов, - это экономическая теория, статистика, бюджетное устройство, бухгалтерский учет, аудит, налоги и налогообложение, мировая экономика.
Особенностью специальности «Налоги и налогообложение» является то, что студенты изучают более 20 юридических дисциплин: теория государства и права, конституционное право, гражданское право и гражданский процесс, трудовое право, уголовное право и уголовный процесс, налоговое право, практика рассмотрения арбитражных споров. Таким образом, налоговый инспектор - одновременно и юрист, и экономист.
Особую ценность представляют такие специальные дисциплины, как основы теории государственных финансов и налогообложения, методология и техника проведения документальных проверок налогооблагаемой базы, учет, анализ и аудит налогооблагаемых показателей, методология, методика и практика исчисления доходов, прогнозирование и планирование в налогообложении.
Студенты активно участвуют в научно-исследовательской работе.
Кроме того, на базе Управления открыт филиал нашей кафедры. Студенты имеют возможность почувствовать рабочий ритм и атмосферу, в которой трудятся наши специалисты. В учебном классе Управления им читают лекции наши бывшие выпускники, а ныне – коллеги. Здесь же некоторые проходят производственную практику.
Если обобщить все, сказанное выше, специальность «Налоги и налогообложение» дает возможность студентам получить обширные экономические знания по налогообложению. Наши выпускники одинаково хорошо разбираются в профессиональных аспектах как в экономической, так и в правовой сфере, владеют навыками изучения и анализа стандартных и нетипичных налоговых схем, консультирования в сфере налогообложения и многими другими.

Марийский государственный технический университет
(Лицензия № 282175 от 28.03.2008)
Экономический факультет

Кафедра «Налоги и налогообложение»
(Заведующий кафедрой - доктор экономических наук, профессор
Ханафеев Фарид Файзрахманович)

Специальность 080107 «Налоги и налогообложение»
Квалификация - «Специалист по налогообложению»

Срок подготовки :
очная форма - 5 лет;
заочная форма - 6 лет;
заочная ускоренная (на базе среднеспециального образования) - 3,5 года.

При поступлении на специальность 080107
необходимо пройти конкурсные испытания по:
математике;
русскому языку;
обществознанию.

Прием документов на очную форму - с 20 июня по 25 июля

Приемная комиссия находится по адресу:
г.Йошкар-Ола, пл. Ленина, 3, главный корпус МарГТУ, к. 130.
Телефон (8362) 45-02-72.

Деканат экономического факультета:
г.Йошкар-Ола, ул.Панфилова, 17, 3-ий корпус МарГТУ, ауд. 312.
Телефон (8362) 45-01-95.

Кафедра «Налоги и налогообложение»:
3-ий корпус МарГТУ, ауд. 317.
Телефон (8362) 68-78-35.

- Что включает понятие «производственная практика» для ваших студентов?
Это очень важный вопрос: ведь чтобы закрепить теорию, конечно, нужна практика, которая позволит каждому утвердиться в своей любви к выбранной специальности, отточить обретенные навыки и знания. От качества практики зависят и оценка за дипломную работу, и дальнейшее трудоустройство.
По государственному стандарту наши студенты проходят производственную и преддипломную практику в системе органов Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, государственных органах федерального, территориального и муниципального уровней, юридических, экономических службах предприятий, в аудиторских фирмах.
За время учебы студенты знакомятся с компаниями, работодателями, с интересными людьми – все это дает возможность найти себе «свою» фирму, где бы хотелось проходить практику и работать после университета.
Кроме того, тех, кто сумел проявить себя на практике, показал хорошие знания и навыки, в дальнейшем мы хотели бы видеть в числе своих коллег. Сегодня и в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл, и в налоговых инспекциях нашего региона успешно трудятся наши выпускники.

- Остановимся на возможностях трудоустройства подробнее: наверняка этот вопрос волнует ваших потенциальных студентов.
- Возможности трудоустройства весьма обширны. Знания и навыки выпускников специальности «Налоги и налогообложение» позволяют им претендовать на престижную работу в серьезных организациях. Специалисты по налогам пользуются стабильным спросом на рынке труда, имея хорошие перспективы дальнейшего профессионального и карьерного роста и самые широкие возможности для работы не только в налоговой системе, но на предприятиях и в организациях всех форм собственности.
Профессиональная деятельность выпускника по специальности «Налоги и налогообложение» может осуществляться во всех звеньях налоговой системы на федеральном, региональном и местном уровнях. Стоит, пожалуй, отметить, что сотрудники налоговой службы являются государственными гражданскими служащими, правовая и социальная защищенность которых гарантируется государством.
Впрочем, не инспектированием единым ограничивается сфера деятельности профессионалов-налоговиков. Знание норм и законов в этой области делают наших выпускников практически незаменимыми советчиками для любой фирмы!
Перспективным направлением деятельности специалиста по налогообложению является осуществление практики налогового консультирования. Профессия консультанта по налогам и сборам открывает перед владеющим ею потрясающие перспективы. Появившееся относительно недавно направление, связанное с бухгалтерским сопровождением крупной фирмы или частного предпринимателя и направленное на оптимизацию процесса налогообложения, чрезвычайно востребовано. Дополнительную возможность для самореализации дает и консультирование по заполнению налоговых деклараций. Профессионалов в этой сфере деятельности сегодня нужно все больше и больше, а соответствующих кадров явно не хватает.
В общем, выпускник-налоговик без работы не останется никогда!

- Каковы требования к абитуриентам при поступлении на данную специальность?
Психологи отмечают, что к профессионально важным качествам будущего специалиста по налогам относятся аналитический ум, умение концентрировать и распределять внимание, эмоционально-волевая устойчивость, добросовестность, честность, коммуникативные способности. Медицинские работники предостерегают: в налогообложении не рекомендуется работать людям с выраженными нарушениями органов зрения, нервными и психическими, а также сердечно-сосудистыми заболеваниями.
От себя мы хочу добавить: в этом деле нужна настойчивость - как для нормальной работы вообще, так и в процессе поступления.

- Ваши пожелания абитуриентам?
- Успешно выдержать выпускные экзамены, грамотно выбрать свою профессиональную стезю и уверенно шагать к поставленной цели! А если вы готовы разбираться в сложностях налоговой базы, знаете, что именно ваша харизма и ваши знания необходимы налоговой службе или отдельным предприятиям, стоит обратить внимание на специальность налоговика!

Факультеты

Image

Image

Image

Image

  • Перечень направлений подготовки
  • Список необходимых документов
  • Образец договора
  • Приёмная комиссия
  • Вступительная кампания 2020
  • Перечень конкурсных предметов 2020
  • Контрольные цифры приёма
  • Сроки подачи документов
  • Правила приёма 2020
  • Приказы о зачислении 2020
  • Стоимость обучения 2020
  • Лицензионный объём
  • Перечень конкурсных предметов 2021
  • Программы вступительных испытаний 2021
  • Стоимость обучения 2021
  • Дистанционное обучение
  • Расписание занятий
  • Библиотека
  • Предстоящие события
  • Фотогалереи
  • Студенческий совет
  • ППО студентов


Представляем специальности Академии. Налоги и налогообложение

Налоги – неотъемлемая часть современной финансовой системы, которая формирует бюджеты (денежные фонды) различных иерархических уровней государственного управления и обеспечивает социально-экономическое развитие общества. Основной целью подготовки обучающихся по профилю «Налоги и налогообложение» является обеспечение комплексной практико-ориентированной подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области управления налогообложением и экономики субъектов хозяйствования (предприятий, организаций и учреждений), на основе применения эффективных образовательных технологий и методик преподавания.

ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В первую очередь специалисты по налогам и налогообложению ориентированы на работу в налоговых органах и осуществление учетно-финансовой, налогово-бюджетной, контрольно-ревизионной деятельности. В тоже время область профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль «Налоги и налогообложение») включает: экономические, финансовые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности; органы государственной и муниципальной власти; академические и ведомственные научно-исследовательские организации; учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Знания полученные в процессе обучения позволяют:

  • составлять первичную финансовую отчетность и проводить расчеты экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм собственности, включая органы государственной власти и местного самоуправления на основе типовых методик и с учетом действующей нормативно-правовой базы;
  • участвовать в подготовке и осуществлении проектных заданий, разработке нормативных документов и методических материалов, а также предложений и мероприятий по реализации подготовленных проектов и программ, в том числе на основе внедрения современного программного обеспечения и информационно-цифровых технологий;
  • разрабатывать краткосрочную и долгосрочную экономическую, внешнеэкономическую, финансовую политику и стратегию развития предприятий, учреждений, организаций различных организационно-правовых форм и их отдельных подразделений;
  • анализировать и оценивать заключенные договора с расчётом налоговых рисков и обоснованием последствий принятых хозяйственно-экономических решений;
  • оказывать консультационные услуги по всем видам налогов и сборов, в том числе по страховым взносам и оптимизации налогообложения хозяйствующих субъектов;
  • эффективно взаимодействовать и аргументировано представлять интересы предприятия (организации, учреждения) в налоговых и иных контролирующих государственных органах в том числе при осуществлении ими различных проверок;
  • определять и обеспечивать направления качественного развития администрирования налоговой системы различных иерархических уровней при выполнении своих должностных обязанностей на государственной службе, а также организовать работу с налогоплательщиками, контроль над использованием средств, поступающих в бюджет и внебюджетные фонды социальной направленности.

ГДЕ МОЖНО РАБОТАТЬ

Особенностью профиля «Налоги и налогообложение» является его практико-ориентированная направленность, которая позволяет работать в:

  • Министерстве доходов и сборов ДНР
  • Министерстве финансов ДНР
  • Налоговых инспекциях и иных органах контрольно-ревизионной, фискальной, таможенной и казначейской государственной службы
  • Консалтинговых фирмах
  • В организациях различных отраслей, сфер и форм собственности, в том числе в финансовых и инвестиционных компаниях
  • В научно-исследовательских и учебных заведениях высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования

ЧЕМУ НАУЧАТ

Профиль «Налоги и налогообложение» предполагается изучение: особенностей экономики народного хозяйства по отраслям и сферам деятельности; порядка и методик планирования, учета и отчетности на предприятиях, в организациях, учреждениях; организации и управления финансовыми потоками предприятий, инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов; процессов формирования и исполнения бюджетов разных уровней; механизма налогового управления и администрирования; функционирования внебюджетных фондов; особенностей организации и осуществления налогового контроля и проверок; прогнозирования и планирования на микро- и макроуровнях. Выпускники разбираются в особенностях налогообложения различных видов деятельности, ориентируются в налоговом законодательстве, изучают информационные технологии и профессиональное программное обеспечение налоговых органов.

ОСНОВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Налоги и налогообложение
  2. Налоговая оптимизация
  3. Налоговое администрирование
  4. Управление налогообложением организаций и физических лиц
  5. Организация и методы налоговых проверок
  6. Бюджетный менеджмент
  7. Лабораторный практикум по налогам и налогообложению

ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ

Практика обучающихся по профилю «Налоги и налогообложение», может проходить в экономических и финансовых службах организаций, учреждений и предприятий различных отраслей и сфер деятельности, в различных подразделениях Министерства Доходов и сборов (отделы учета и анализа налоговых поступлений, налоговой статистики, выездных и камеральных проверок, регистрации и учета налогоплательщиков и т.д.).

ПРИЧИНЫ ПОСТУПИТЬ

Специалисты по налогам пользуются стабильным спросом на рынке труда, имеют перспективы карьерного роста и возможность работать не только в области государственной службы, но и на предприятиях, в организациях и учреждениях всех форм собственности. Выбор профиля «Банковское дело» позволяет:

  • изучать специализированные финансово-банковские дисциплины;
  • активно участвовать в научно-исследовательской работе;
  • творчески использовать свободное время;
  • продолжить обучение в магистратуре;
  • овладеть современной, престижной и востребованной профессией с возможностью дальнейшего трудоустройства на работу в финансово-банковском секторе, а также в государственных учреждениях и на предприятиях различных сфер деятельности и форм собственности

Вопросы налогообложения доходной деятельности образователь­ного учреждения регулируются Налоговым кодексом РФ. Федераль­ный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внес изменения в Закон РФ«Об образовании», исключив все нормы, регулирующие налоговыеотношения. Само слово «налог» больше не встречается в тексте Зако­на «Об образовании».

Конечно, вопросы налогообложения образовательного учреждения достаточно сложны для директора школы. Тут не обойтись без помо­щи квалифицированных специалистов: бухгалтера, экономиста. Нашацель сейчас не научить директора самостоятельно вести налоговыйучет, а дать общие представления о том, плательщиком каких налогови в каких размерах является образовательное учреждение, каким об­разом можно оптимизировать уплату налогов, как не допустить со­вершения типичных для образовательных учреждений нарушений на­логового законодательства. Поэтому мы рассмотрим основные мо­менты налогообложения образовательных учреждений, не вдаваясь вподробности ведения и сдачи налоговой отчетности.

Образовательное учреждение изначально находится на общем ре­жиме налогообложения. На сегодняшний день общий режим нало­гообложения является единственно возможным для государствен­ных и муниципальных образовательных учреждений. Кроме общего режима налогообложения существуют специальные режимы. Для организаций сферы образования весьма выгодной является упро­щенная система налогообложения, позволяющая уменьшить нало­говое бремя и упростить налоговую отчетность. Однако для бюд­жетных учреждений, к которым, напоминаем, относятся все государственные и муниципальные образовательные учреждения, пе­реход на упрощенную систему налогообложения не допускается (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Такой режим может быть использо­ван только различного рода негосударственными образовательны­ми организациями, оказывающими дополнительные образователь­ные услуги.

При общем режиме налогообложения любая доходная деятельностьобразовательного учреждения подлежит налогообложению налогомна добавленную стоимость и налогом на прибыль, а выплаты работни­кам — единым социальным налогом, если налоговым законодатель­ством не установлены те или иные налоговые льготы.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС облагается реализация товаров, выполнение работ и оказаниеуслуг на территории Российской Федерации.

НДС представляет собой косвенный налог, который включается в цену товара (работы, услуги) и оплачивается покупателем, заказчи­ком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполни­телем услуг, т.е. школой.

Сумма налога исчисляется по соответствующей налоговой ставке исходя из суммы, полученной от реализации товаров (работ, услуг). НК РФ в зависимости от того, что является предметом реализации, предусматривает три величины налоговых ставок: 0, 10 и 18 процен­тов. В деятельности образовательных учреждений может иметь местоприменение налоговой ставки 10 или 18%. Так, например, если обра­зовательное учреждение сдает в аренду помещение и сумма аренднойплаты составляет без учета НДС 5000 рублей, то общая сумма, кото­рую заплатит арендатор, будет составлять 5000 + 18% = 5900 рублей(в том числе, 900 рублей — НДС).

Кроме того, для образовательных учреждений НК РФ устанавливает налоговые льготы. Так, не подлежат налогообложению (освобождают­ся от налогообложения) НДС:

— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, прове­дению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ). Следует отметить, что наличие лицензии для применения льготы по НДС припроведении занятий с детьми в кружках и секциях для общеобразовательных учреждений предусмотрено п. 6 ст. 149 НК РФ, согласно ко­торому деятельность, подлежащая лицензированию, не облагаетсяНДС при наличии соответствующей лицензии. Требование наличия ли­цензии при организации кружков и секций (т.е. реализации программ дополнительного образования детей) предусматривается п. 2 Типо­вого положения об общеобразовательном учреждении*;

—реализация продуктов питания, непосредственно произведенныхстуденческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошколь­ных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а такжепродуктов питания, непосредственно произведенных организациямиобщественного питания и реализуемых ими указанным столовым илиуказанным учреждениям. Данная льгота применяется в отношении сту­денческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений,столовых медицинских организаций только в случае полного или час­тичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средствфонда обязательного медицинского страхования (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);

—услуги в сфере образования по проведению некоммерческимиобразовательными организациями учебно-производственного (по на­правлениям основного и дополнительного образования, указанным влицензии) или воспитательного процесса, за исключением консуль­тационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Таким образом, не облагаются НДС платные образовательные ус­луги как по дополнительным профессиональным программам, ока­зываемые образовательным учреждением в виде занятий в факуль­тативных кружках и секциях, так и по преподаванию специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторству, по проведению заня­тий по углубленному изучению предметов при наличии соответству­ющей лицензии (т.е. при указании данных программ в приложении к основной лицензии на осуществление образовательной деятель­ности).

Следует отметить, что судебная практика признает наличие льготыпо НДС и в случаях, когда в суммы платы за обучение включены и услуги гардероба, охраны, исходя из того, что такие услуги признаются необходимой составляющей образовательного процесса.

Во многих государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях столовые обслуживаются соответствующими комбината­ми питания, которые и осуществляют учет произведенных и реализо­ванных товаров, а администрация образовательного учреждения име­ет возможность отстраниться по крайней мере от налогового учетадеятельности столовой. Однако нередки случаи, когда столовые функ­ционируют и как структурные подразделения учреждения. Поэтому рассмотрим условия, при соблюдении которых возможно освобож­дение реализации продуктов питания в столовых от НДС:

—образовательное учреждение является государственным или му­ниципальным, и столовая финансируется частично или полностью изсоответствующего бюджета;

—продукты питания производятся в столовой. При этом Налоговыйкодекс РФ не раскрывает понятие «производства», включается ли сюда,например, разогрев, расфасовка продуктов, разлив напитков? Нало­говый кодекс РФ не дает четкого ответа на данный вопрос.

Очевидно, что облагаются НДС реализация продуктов питания, про­изведенных и расфасованных на стороне (конфеты, шоколад, напиткив бутылках и т.д.), а, следовательно, образовательное учреждение,реализуя и те, и другие продукты, должно вести раздельный учет такихопераций, что на практике крайне затруднительно. Также следует иметьв виду, что часть продуктов питания (например, хлебобулочные изде­лия) облагается НДС по ставке 10%, другие же продукты (например,шоколад, газированные напитки) подлежат налогообложению по ставке18% (ст. 164 НК РФ).

Сдача в аренду как движимого, так и недвижимого имущества обла­гается налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.

Кроме указанных выше налоговых льгот для учреждений сферы об­разования, НК РФ устанавливает общее (для всех организаций, в томчисле и для государственных и муниципальных образовательных уч­реждений) правило освобождения от налогообложения НДС. Соглас­но п. 1 ст. 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с ис­числением и уплатой налога, если за три предшествующих последо­вательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров(работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в сово­купности два миллиона рублей. Как видим, многие учреждения обще­го образования могут использовать это освобождение. В таком слу­чае не подлежат обложению НДС все операции образовательного уч­реждения (в том числе и сдача имущества в аренду, реализация то­варов, производимых учреждением и т.д.).

Для получения права на освобождение от исполнения обязанностейналогоплательщика по НДС необходимо не позднее 20-го числа ме­сяца, начиная с которого организация претендует на освобождение, представить в налоговый орган:

письменное уведомление об использовании права на освобожде­ние от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с ис­числением и уплатой НДС (форма утверждена приказом Министер­ства РФ по налогам и сборам от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342);

выписку из бухгалтерского баланса;

выписку из книги продаж;

копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Уведомление и соответствующие документы могут передаваться не­посредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом.В последнем случае днем их представления в налоговый орган счита­ется шестой день со дня направления заказного письма.

Освобождение предоставляется сроком на 12 месяцев, по истечениикоторых учреждение может продлить срок действия освобождения.


Налог на прибыль организаций

Государственные и муниципальные образовательные учреждения яв­ляются плательщиками налога на прибыль организаций. Налог на при­быль платится с доходов, полученных от платных образовательных и иныхуслуг, от аренды, от реализации произведенных образовательным уч­реждением товаров (в терминологии НК РФ такие доходы бюджетного учреждения именуются доходами от коммерческой деятельности).

Глава 25 НК РФ содержит специальную статью 321.1, которая уста­навливает особенности ведения учета по налогу на прибыль для бюд­жетных учреждений.

Налоговая база бюджетных учреждений по налогу на прибыль опре­деляется как разница между полученной суммой дохода (без учета налога на добавленную стоимость) и суммой фактически осуществ­ленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.Таким образом, в составе доходов и расходов бюджетных учрежде­ний, включаемых в налоговую базу, не учитываются средства, получен­ные от учредителя (собственника) на ведение уставной деятельности.

На примере оказания платных образовательных услуг рассмотрим,какие расходы могут быть отнесены к числу расходов по коммерчес­кой деятельности:

1)выплата заработной платы учителям за проведение платных заня­тий (с учетом налогов);

2)расходы на приобретение книг, учебников для осуществления плат­ных занятий, канцелярских товаров, расходных материалов для копи­ровальной техники.

При этом важно, чтобы целью использования данных товаров былоименно оказание платных услуг, а не ведение основной образователь­ной деятельности, финансируемой за счет средств учредителя.

В смете доходов и расходов может быть предусмотрено финанси­рование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транс­портных расходов по обслуживанию административно-управленчес­кого персонала за счет двух источников: средств учредителя и средств, полученных от коммерческой деятельности. В таком случае включениеданных расходов бюджетного учреждения в расходы от коммерческойдеятельности производится пропорционально объему средств, по­лученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов(включая средства учредителя). Следует учитывать, что в общую сум­му доходов от коммерческой деятельности для этой цели не включа­ются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду. При этом еслив смете доходов и расходов финансирование расходов по оплате ком­мунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и наремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюд­жетных средств, вообще не предусматривается, то такие расходы учи­тываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ве­дением такой деятельности.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 321.1. в расходы, связанные с ведением коммерческой деятельности при определении налоговой базы по налогу на прибыль включаются все расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созда­ны) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расхо­дов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного уч­реждения или не осуществляется за счет бюджетных средств. Такимобразом, если ремонт зданий образовательного учреждения не фи­нансируется за счет соответствующего бюджета, расходы на прове­дение этого ремонта могут включаться в расходы на осуществление коммерческой деятельности и, соответственно, уменьшать налого­вую базу по налогу на прибыль.

Полученная в результате исчисления сумма доходов бюджетного уч­реждения от коммерческой деятельности облагается по налоговой ставке 24% (ст. 284 НК РФ)*.

* Эта ставка делится между бюджетами Российской Федерации (6,5%) и субъектов Российской Федерации (17,5%). При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5%.


Единый социальный налог

Образовательное учреждение, как и любая организация, при выпла­те работникам заработной платы и иных выплат, в том числе по граж­данско-правовым договорам оказания услуг, выполнения работ, яв­ляется налогоплательщиком единого социального налога (ЕСН) (гл. 24 НК РФ).

Объектом налогообложения ЕСН являются суммы выплат работни­кам, как за счет средств учредителя (сумма налога включается в нор­матив бюджетного финансирования), так и за счет коммерческой дея­тельности, которые включаются в расходы при определении налого­вой базы по налогу на прибыль организаций. Налоговый кодекс РФустанавливает регрессную шкалу налоговых ставок по ЕСН (п. 1 ст. 241),которая, правда, малоприменима для бюджетных учреждений (исхо­дя из того, что ежегодные доходы работников школы редко превыша­ют 280 000 рублей).

1-4.jpg

При выплате заработной платы, надбавок, доплат и премий по тру­довым договорам налогообложение ЕСН идет по графе «итого». При выполнении той или иной работы, оказании услуг физическими лица­ми по гражданско-правовым договорам ставка по ЕСН уменьшается на платеж в Фонд социального страхования Российской Федерации(т.е. на 2,9%) (п. 3 ст. 238 НК РФ). При привлечении преподавателей кпроведению занятий по обучению детей заключается гражданско-пра­вовой договор оказания услуг.

В ЕСН включаются суммы, выплачиваемые в качестве страховых взно­сов на обязательное пенсионное страхование. Данные страховые взносы зачитываются в сумме налога, подлежащей уплате в федеральныйбюджет (графа 2 таблицы 1) (п. 3 ст. 236 НК РФ). Федеральным зако­ном от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсион­ном страховании в Российской Федерации» установлены следующиеставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

База а -а -з а а з -аа-а

Читайте также: