Специальные налоговые режимы страховые взносы

Опубликовано: 04.05.2024

Письмо Минфина России

от 28.08.2017 № 03-11-09/55174

Письмо Минфина России от 28.08.2017 № 03-11-09/55174 «По вопросу об учете налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога выручки от реализации»

Дата публикации: 24.10.2017

Письмо Минфина России

от 18.08.2017 № 03-11-09/53070

Письмо Минфина России от 18.08.2017 № 03-11-09/53070 «По вопросу о порядке определения плательщика торгового сбора в случае осуществления деятельности по агентскому договору»

Дата публикации: 24.10.2017

Письмо Минфина России

от 18.08.2017 № 03-11-09/62742

Письмо Минфина России от 18.08.2017 № 03-11-09/62742 «О применении патентной системы налогообложения»

Дата публикации: 24.10.2017

Письмо Минфина России

от 15.08.2017 № 03-11-11/52240

Письмо Минфина России от 15.08.2017 № 03-11-11/52240 «По вопросу применения упрощенной системы налогообложения»

Дата публикации: 24.10.2017

Письмо Минфина России

от 04.08.2017 № 03-11-11/49896

Письмо Минфина России от 04.08.2017 № 03-11-11/49896 «По вопросу применения упрощенной системы налогообложения в отношении доходов, полученных по договору аренды имущества с правом его последующего выкупа»

Дата публикации: 24.10.2017

Письмо Минфина России

от 29.03.2017 № 03-11-11/18068

Письмо Минфина России от 29.03.2017 № 03-11-11/18068 «О порядке применения упрощенной системы налогообложения»

Дата публикации: 26.04.2017

Письмо Минфина России

от 28.03.2017 № 03-11-11/17851

Письмо Минфина России от 28.03.2017 № 03-11-11/17851 «О применении упрощенной системы налогообложения»

Дата публикации: 26.04.2017

Письмо Минфина России

от 27.03.2017 № 03-11-11/17394

Письмо Минфина России от 27.03.2017 № 03-11-11/17394 «О порядке определения доходов в целях исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в ви.

Дата публикации: 26.04.2017

Письмо Минфина России

от 26.09.2016 № 03-11-06/4/55977

Письмо Минфина России от 26.09.2016 № 03-11-06/4/55977 «По вопросу уплаты торгового сбора организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю товарами по образцам»

Дата публикации: 27.09.2016

Письмо Минфина России

от 20.09.2016 № 03-11-09/54901

Письмо Минфина России от 20.09.2016 .№ 03-11-09/54901 «О порядке учета уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование налогоплательщиками упрощенно.

Дата публикации: 27.09.2016

Письмо Минфина России

от 27.05.2016 № 03-11-09/30794

Письмо Минфина России от 27.05.2016 № 03-11-09/30794 «О возможности применения патентной системы налогообложения от сдачи в аренду имущества, нажитого во время брака, но оформленного только на имя одного.

Дата публикации: 07.07.2016

Письмо Минфина России

от 28.04.2016 № 03-11-09/25903

Письмо Минфина России от 28.04.2016 № 03-11-09/25903 «О порядке определения численности работников при исчислении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»

Дата публикации: 07.07.2016

Письмо Минфина России

от 13.04.2016 № 03-11-06/2/21006

Письмо Минфина России 13.04.2016 № 03-11-06/2/21006 «Об отражении налогоплательщиком корректируемых данных прошлых налоговых периодов в текущем налоговом периоде»

Дата публикации: 18.04.2016

Письмо Минфина России

от 29.01.2016 № 03-11-09/4088

Письмо Минфина России от 29.01.2016 № 03-11-09/4088 «О налогообложении доходов, полученных от продажи автотранспортного средства»

Дата публикации: 18.04.2016

Письмо Минфина России

от 28.01.2016 № 03-11-10/3649

Письмо Минфина России 28.01.2016 № 03-11-10/3649 "По вопросу обложения торговым сбором аптечных пунктов"

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается в гл. 26.1 НК и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

    Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

    Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате:

    – налога на прибыль организаций;

    – налога на имущество организаций;

    Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате:

    – НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

    – налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

    – ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

    Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением налога на добавленную стоимость:

    – подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

    – уплачиваемого в соответствии при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ.

    Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

    Иные налоги и сборы уплачиваются, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

    Упрощенная система налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с положениями гл. 26.2 НК предполагает уплату ЕНВД, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, и применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.

    Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

    Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН.

    Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и ЕСН (с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением налога на добавленную стоимость:

    – подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

    – уплачиваемого в соответствии при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории РФ.

    Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ. Иные налоги уплачиваются ими в соответствии с общим режимом налогообложения.

    Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

    Налоговая ставка устанавливается в размере:

    – 6 % – если объектом налогообложения являются доходы;

    – 15 % – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности устанавливается НК и вводится в действие законами субъектов РФ.

    С августа 1998 г. до 1 января 2003 г. ЕНВД для определенных видов деятельности относили к региональным налогам.

    В настоящее время система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности рассматривается в качестве одного из видов специального налогового режима и урегулирована в гл. 26.3 НК.

    Система налогообложения в виде ЕНВД отдельных видов деятельности применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), предусмотренной законодательством о налогах и сборах.

    Уплата организациями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

    – налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

    – налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

    – ЕСН (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

    Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

    – НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

    – налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД);

    – ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

    Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

    Исчисление и уплата иных налогов и сборов производятся налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

    Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

    Объектом налогообложения для применения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Ставка ЕНВД устанавливается в размере 15 % величины вмененного дохода.

    Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливается НК (гл. 26.4) и Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

    При исполнении надлежащим образом оформленных соглашений о разделе продукции взимание федеральных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором. Взимание федеральных налогов и сборов, не заменяемое разделом произведенной продукции между государством и инвестором, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учетом положений Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

    Установленный специальный налоговый режим применяется в течение всего срока действия соглашения.

    В сфере налогообложения существует общая система и специальные налоговые режимы. Последние влияют на определение базы налогообложения и снимают обязательства по уплате некоторых налогов. Таковыми режимами являются:

    • для производителей сельскохозяйственной продукции – единый налог;
    • упрощенная система;
    • на временный доход единый налог;
    • патент.

    Рассмотрим их подробнее.

    Патентный режим

    Предприниматели, задействованные в сфере общепита, а также занимающиеся деятельностью вписанной в п. 2 ст. 346.25.1 Кодекса РФ, могут приобрести патент и работать на УСН. Можно перейти на такой режим добровольно, однако необходимо будет подать в налоговый орган не позднее тридцати дней до начала работы соответствующее заявление. Стоит обратить внимание, что оно подается в тот территориальный орган, в районе которого будет осуществляться деятельность.

    Важно, что данную систему могут использовать лишь индивидуальные предприниматели.

    Какие же основные преимущества патентной системы? Данный режим налогообложения для ИП дает возможность вместо ряда налогов, оплачивать патент, который будет рассчитан согласно ст.346.25.1 п.6 НК.

    Размер платежа не будет зависеть от полученного частным предпринимателем дохода. Учет доходов ведется в соответствующей книге, которая ранее применялась на упрощенной системе. Налоговым периодом является промежуток времени, на который получается патент.

    Однако ИП не освобождается от платежей во внебюджетные государственные фонды.

    Кроме того, предприниматель, взявший на работу менее пяти сотрудников, обязан:

    • ежемесячно начислять и оплачивать НДФЛ из дохода этих лиц;
    • каждый год до 1-го апреля подавать отчет о суммах дохода и НДФЛ сотрудников за предыдущий год работы;
    • регистрироваться в течение 30 дней после подписания договора с работником в ПФ России;
    • ежемесячно оплачивать страховые взносы за наемных сотрудников;
    • своевременно отчитываться в ПФ.

    Предприниматели не освобождаются от ответственности за неправильное использование контрольно-кассовых аппаратов и от несоблюдения норм работы с наличностью.

    Порядок оплаты патента следующий. В налоговом территориальном органе выдается патент, в котором прописана сумма к оплате и реквизиты платежа. Одну третью получившейся суммы необходимо оплатить в первые 25 дней со дня получения патента, а остальной платеж за 25 дней до окончания его действия.

    Из стоимости патенты удерживаются суммы, оплаченные в качестве страховых взносов в Пенсионный фонд, на социальное страхование от несчастных случаев, по временной утере трудоспособности. Величина удержания не может составлять более половины суммы патента.

    Единый сельскохозяйственный налог

    Особые режимы налогообложения предусматривают для сельскохозяйственных товаропроизводителей ЕСХН.

    К сельскохозяйственной продукции относится продукция, полученная в растениеводстве, лесном и сельском хозяйстве, животноводстве. Также сюда входит выращивание рыб и прочие водно-биологические ресурсы.

    Налогоплательщиком выступает организация или частный бизнесмен – товаропроизводитель сельскохозяйственной или рыбной продукции. Не распространяется данный вид налогообложения на организации или ИП, которые осуществляют переработку данной продукции. Плательщики ЕСХН юридические лица освобождаются от уплаты:

    • налога на прибыль,
    • НДС,
    • налога на имущество компании.

    Для того, чтобы стать плательщиком ЕСХН новообразованному предприятию необходимо подать в течение одного месяца со дня регистрации соответствующее уведомление в территориальный отдел налоговой инспекции. Смена режима налогообложения для существующих организаций происходит до 31 декабря. Чтобы стать плательщиком ЕСХН необходимо, чтобы доход от с/х деятельности составлял более 70%. Не могут работать по такой системе производители подакцизных товаров, занимающиеся игровым бизнесом, автономные или казенные учреждения.

    Упрощенная система

    Данная система налогообложения может быть применена как организациями, так и предпринимателями. Этот режим ориентирован на малый или средний бизнес. Также здесь возможно совмещение режимов налогообложения, таких как УСН и патент.

    К сожалению, существуют некоторые ограничения на применение этого вида налогообложения.

    Условия для применения упрощенки – доход предприятия должен составлять не более 60 млн. рублей, остаточная стоимость – меньше 100 млн. рублей, а количество сотрудников не больше 100 человек.

    Для организаций существует ряд дополнительных требований:

    • участие других юридических лиц в доле фирмы составляет не больше 25%;
    • не предполагает наличие филиалов и структурных подразделений;
    • компания имеет право перейти на УСН со следующего года, если за 9 месяцев текущего ее доход составит не больше 45 млн. рублей.

    С юридических лиц на УСН снимается обязанность по оплате ряда обязательств перед бюджетом:

    1. налог на прибыль (кроме дивидендов);
    2. НДС;
    3. налог на имущество компании.

    НДФЛ оплачивается в общем порядке относительно заработной платы работников организации.

    Сумма выплаты равна производной ставки налога на базу налогообложения. Для 6-ти % ставки базой налогообложения выступает сумма полученного дохода за соответствующий налоговый период. Для 15-ти % ставки объектом является сумма разницы между прибылью и затратами. Если региональным законом предусмотрены дифференцированные ставки УСН, то размер может колебаться от 5 до 15. Для тех, кто работает по УСН, переход в течение года на другой режим налогообложения не предусмотрен.

    Единый налог на вмененный доход

    Режим налогообложения ЕНВД регулируется главой 26.3 Налогового кодекса РФ. Используется такая система в целях налогообложения некоторых видов деятельности, среди которых сфера общественного питания, рекламные услуги, автотранспортные, ветеринарные, торговля и прочее. Налоговый кодекс гласит, регулировать ЕНВД могут представительные органы муниципальных районов и округов, а также представительства городов федерального значения.

    Главным показателем для применения такого режима является именно вид деятельности. Переводят на ЕНВД виды деятельности, а не предпринимателей.

    Порядок оплаты налогов

    В качестве налогового периода выступает квартал. До 20-го числа ежеквартально необходимо отчитываться в налоговый орган путем подачи декларации. Оплата осуществляется также ежеквартально, размер которого зависит от вида деятельности, коэффициентов и базовой доходности.

    Ставка налога составляет 15 % от вмененного дохода. Данный термин означает размер предполагаемого дохода налогоплательщика, который считается с учетом факторов влияющих на его получение. Таким образом, величина налога не зависит от суммы полученного предпринимателем дохода.

    Самостоятельно перейти на другие налоговые режимы плательщику ЕНВД нельзя, только лишь в случае перевода вида его деятельности на данный режим.

    Налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции

    Применение данного вида налогообложения не предусматривает введение определенного налога, а регулирует элементы. Налоговый кодекс глава 26.4 указывает на условия учета доходов и расходов для оплаты сборов и налогов, относящихся к общей системе.

    В соответствии с законом, организации, инвесторы – участники соглашения, являются плательщиками налогов и сборов при специальном налоговом режиме в 2014 году. Сторонами такого рода соглашений выступают:

    1. Российская Федерация, в лице Правительства и исполнительной власти
    2. Инвестор, вкладывающий собственные либо заемные денежные средства в разработку месторождения полезных ископаемых.

    Оплата налогов при СРП

    При данном режиме на законодательном уровне предусмотрена замена налогов и сборов, разделом продукции, которая была произведена на основании условий данного соглашения. Однако если существует другая договоренность, возможна уплата обязательств денежными средствами.

    На сегодняшний день существует две схемы раздела продукции:

    1. Предусматривает раздел произведенной или прибыльной продукции. Долевое участие в произведенной продукции инвестора для погашения расходов должна быть не более 75 %, а при добывающей деятельности на континентальном шельфе не более 90% от всего объема продукции.
    2. Этот способ раздела используется довольно редко, процент зависит от денежной оценки недр, геолого-экономических показателей и технико-экономических обоснований. Пропорции долей при этом составляют для государства – 32%, для инвестора – 68%.

    Режимы налогообложения в РФ по СПР предусматривают по первому способу раздела, уплату следующих сборов:

    • налог на прибыль;
    • НДС;
    • страховые взносы;
    • акциз;
    • земельный налог;
    • таможенный сбор;
    • гос. пошлину;
    • налог по добыче полезных ископаемых;
    • за пользование водными и природными ресурсами;
    • за загрязнение окружающей среды.

    Кроме налога на прибыль фирмы и платежа за добычу полезных ископаемых все вышеперечисленные обязательства должны быть компенсированы инвестору. Что касается местных и региональных налогов, плательщик может освобождаться от их уплаты, если такое решение принято органом местного самоуправления. Изменения могут касаться транспортного налога и платежа на имущество организации в особых предусмотренных законом случаях.

    По второму способу раздела налогоплательщик платит:

    • НДС;
    • страховые взносы;
    • таможенный сбор;
    • гос. пошлину;
    • за загрязнение окружающей среды.

    Такой способ раздела не предусматривает возмещение как в первом случае. По местным и региональным налоговым сборам могут быть исключения.

    Подводя итог, можно сказать, что специальные режимы налогообложения созданы для максимально комфортных условий ведения бизнеса в Российской Федерации.



    ЗелАО, р-н Матушкино-Савёлки, г. Москва, г. Зеленоград, 2-й Западный проезд, д. 2Б


    ВАО, р-н Косино-Ухтомский, г. Москва, Сверчков пер., д. 6, стр. 1

    Пресс-центр

    Резидент ОЭЗ «Технополис «Москва» открыл типографию в Печатниках




    Действие выполнено успешно

    Спасибо Вам, что выполнили это действие!

    Назад на страницу



    Виды налоговых режимов

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

    Индивидуальные предприниматели могут выбрать общий или один из специальных режимов налогообложения

    ОБЩИЙ РЕЖИМ СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ
    Налог на доходы физических лиц
    (в отношении собственных доходов)
    (НДФЛ)
    Упрощенная система налогообложения (УСН) Патентная система налогообложения (ПСН)
    Налог на имущество физических лиц
    (НИФЛ)
    Налог на добавленную стоимость
    (НДС)
    Освобождение от уплаты НнП, НИФЛ (кроме имущества включенного в Перечень) и НДС
    Торговый сбор Торговый сбор Освобождение от уплаты торгового сбора

    НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЖИМА

    Транспортный налог
    Земельный налог
    Налог на доходы физических лиц
    (уплата за наемных работников при их наличии)
    Страховые взносы во внебюджетные фонды
    НИФЛ в отношении имущества, включенного в Перечень

    ОРГАНИЗАЦИИ

    Организации могут выбрать общий или специальный режим налогообложения

    ОБЩИЙ РЕЖИМ СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ
    Налог на прибыль организаций
    (НнП)
    Упрощенная система
    налогообложения (УСН)
    Налог на имущество организаций (НнИО) от среднегодовой и кадастровой стоимости
    Налог на добавленную стоимость
    (НДС)
    Освобождение от уплаты НнП, НнИО от среднегодовой стоимости и НДС

    НАЛОГИ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЖИМА

    Торговый сбор
    Транспортный налог
    Земельный налог
    Налог на доходы физических лиц
    (уплата за наемных работников при их наличии)
    Страховые взносы во внебюджетные фонды
    НнИО от кадастровой стоимости

    Дополнительную информацию о налогообложении малого бизнеса можно найти на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы.

    ©2021, Все права защищены.

    Официальный ресурс Правительства Москвы

    Нашли ошибку - сообщите в службу технической поддержки:
    portal_support@gaui.mos.ru

    Скачайте официальное мобильное приложение Investmoscow

    Читайте также: