Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины

Опубликовано: 05.05.2024

date image
2014-02-03 views image
10656

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Механизм, аналогичный механизму действия таможен­ной пошлины, часто применяется как способ реализации других инструментов торговой политики, которые не связаны с применением таможенных тарифов (эти инструменты относят к нетарифным инструментам торговой политики). В этих случаях механизм таможенной пошлины использует­ся как техническое средство ограничения доступа иност­ранных товаров на внутренний рынок, хотя сами ограниче­ния применяются как часть более сложных торгово-политических инструментов. К таким случаям относятся антидем­пинговые, компенсационные и защитные меры, когда при­меняются особые виды пошлин — специальные, антидем­пинговые и компенсационные .

Для защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться :

1) специальные; применяются в качестве защитной меры, если товары, ввозимые на территорию страны в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; а также как ответная мера на дискриминационные и иные дей­ствия, ущемляющие интересы России со стороны других го­сударств;

2) антидемпинговые - применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза (по цене ниже себестоимости), если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства по­добных товаров;

Антидемпинговые пошлины - это одна из наиболее жестких экономических средств защиты внутреннего рынка. Оно используется правительствами стран (в основном, стран с развитой рыночной экономикой: США, страны Западной Европы) против деятельности иностранных поставщиков, осуществляющих продажу своих товаров по демпинговым ценам.

Демпинг - это ситуация, когда товары продаются на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран (Антидемпинговый кодекс, статья 6). К демпингу прибегают экспортеры для внедрения на рынок, расширения объемов продаж, вытеснения конкурентов. Действие законодательства о демпинге вступает в силу лишь тогда, когда демпинг причиняет или угрожает причинить ущерб национальной торговле, наносит вред конкуренции внутри страны. После признания факта демпинга проводится антидемпинговое расследование, в результате которого взимаются антидемпинговые пошлины. Размер такой пошлины устанавливается в разных странах по-разному, однако, в основном, он соответствует разнице между заниженной и нормальной ценой в дополнение к обычной таможенной пошлине. Такая пошлина налагается за все время с момента поставки товара в страну (то есть задним числом).

Экспортеры обычно стремятся не доводить дело до судебного расследования и не допустить наложения антидемпинговой пошлины. Поэтому чаще всего они идут на определенные компромиссы: повышают цену, сокращают объем поставок и т.д.

3) компенсационные; применяются в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно ис­пользовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производите­лям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

Компенсационные пошлины аналогичны антидемпинговым пошлинам по причине наложения, по процедуре установления, по определению размера и пр. Главным отличием является то, что демпинг осуществляется страной экспортера путем предоставления этому экспортеру субсидии из госбюджета. В данном случае доказательства наличия материального ущерба не требуется. Такая пошлина "компенсирует" субсидию и выравнивает конкуренцию.

4) сезонные; устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тари­фом, не применяются (в период действия сезонных пошлин).




5) особые виды пошлин. Действует соответствующая процедура, согласно которой применению таких пошлин должно предшество­вать расследование, проводимое в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управ­ления.

Всемирная торговая организация побуждает страны, которые входят в ее состав, к введению протекционистских мер. Их основной целью является защита национальной продукции страны от демпинга со стороны импортируемых товаров. Для поддержки политики протекционизма вводят ряд пошлин, в том числе пошлину антидемпинговую.

Особенности

Антидемпинговая пошлина – это extra тариф, которым облагаются все ввозимые товары на таможне. Своей целью она имеет защиту коммерческой выгоды представителей национальных компаний. Данный тариф помогает значительным образом ограничить угрозу захвата рынка иностранными компаниями путем искусственного занижения цен на товары.

пошлина антидемпинговая

Пошлина антидемпинговая используется по отношению к ввозимой продукции, цена которой искусственно занижается. Однако ввести ее возможно только после проведения соответствующего расследования, которое подтверждает серьезность угрозы для экономики государства.

пошлина антидемпинговая
Применение

Можно утверждать, что стоимость товара была искусственно занижена, если он экспортируется по цене ниже рыночной, которую можно определить, проследив аналогичные сделки по товарам той же товарной линейки. Угроза национальной экономике может иметь место, если демпинговый товар реализуется в таких объемах, что это могло бы существенно повлиять на стоимость подобной продукции, производимой внутри государства.

антидемпинговая пошлина это

Обычно антидемпинговые расследования проводятся в течение периода, не превышающего календарный год. Если факт занижения стоимости доказан, вводят предварительную антидемпинговую пошлину с целью возмещения ущерба экономике страны. Действовать эта мера может не долее четырех месяцев. Если после введения тарифа ее ставка отличается от ставки предварительной антидемпинговой пошлины, то разница должна быть выплачена плательщику.

В том случае, если экспортер самостоятельно принимает решение о пересмотре цен, антидемпинговые меры могут быть отменены. Однако лишь в том случае, если вновь установленные цены в полной мере покроют ущерб, нанесенный экономике государства.

пошлина антидемпинговая

На некоторые группы товаров установлены стандартизированные ставки антидемпинговых пошлин. Во всех других случаях ее размер определяется индивидуально для каждого отдельного случая.

Компенсационные пошлины

Компенсационная пошлина – это тариф, применяемый к ввозимой продукции, которую субсидирует государство-экспортер. Она имеет место быть только в том случае, если установлен факт существования угрозы для экономики страны вследствие импорта данной партии продукции. Субсидирование позволяет таким компаниям увеличить объем экспорта за счет государства. Также в данном контексте речь идет о любого рода финансовом содействии (например, налоговых кредитах, списании средств и разнообразных дотациях).

компенсационная пошлина это

Порой субсидирование предоставляется определенным компаниям или отраслям. Такие субсидии называют специфическими. Ущерб для экономики от ввоза субсидируемого товара устанавливают таким же образом, как и в результате демпинга. Ведь такие действия провоцируют резкое повышение спроса на ввезенный товар.

После двух месяцев с начала расследования вводят предварительную компенсационную пошлину, которая действует четыре месяца. Её ставку определяют с помощью размера установленной субсидии. Сбор отменяют в том случае, если экспортер самостоятельно отказывается от субсидирования или пересматривает цены на свой товар.

Наибольшим образом от занижения цен страдают: металлургическая отрасль, химическая, пищевая, сельскохозяйственная и машиностроение.

С 2015 года были введены специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины для некоторых товарных линеек:

  • легковые автомобили, произведенные в Италии, Германии и Китае;
  • активированный уголь;
  • инструменты для машиностроения;
  • сельскохозяйственное оборудование;
  • стальные трубы и т.д.

специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины

Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются только к той продукции, которая облагается таможенными сборами. Для того чтобы их рассчитать, необходимо знать таможенную стоимость товаров, а также специальную ставку, которая определена для конкретной группы товаров.

Преимущества и недостатки

Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины эффективно применяются во всем мире. Их преимущества неоспоримы:

  • защищают национальных производителей;
  • регулируют внешнюю экономическую деятельность;
  • предупреждают демпинг;
  • выполнят протекционистскую функцию.

Однако некоторые недостатки антидемпинговая политика все же имеет. Например, она имеет отношение только к тем товарам, которые облагаются таможенной пошлиной. Как результат, страдает потребитель, который не может позволить себе купить качественный товар из-за его высокой стоимости. К тому же, само определение демпинга на данный момент достаточно размыто.

Видео

Данный видео-ролик расскажет о размерах антидемпинговой пошлины на холоднокатаную сталь при ввозе из России в США.

На основании ст. 20, 27 Закона об основах регулирования внешнеторговой деятельности специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования внешней торговли товарами и применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 318 ТК специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, хотя и взимаются таможенными органами применительно к порядку уплаты ввозных таможенных пошлин, однако не отнесены к таможенным платежам. Правовые основы введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин установлены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Специальная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. При этом под специальной защитной мерой понимается мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины, которая взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.
Суммы предварительной специальной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования решения о применении специальной защитной меры.
По результатам проведенного расследования суммы предварительной специальной пошлины либо перечисляются в федеральный бюджет, либо возвращаются плательщику в соответствии с порядком возврата таможенных платежей. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 200 дней.
Антидемпинговая пошлина – это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного соответствующим органом, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. Под демпинговым импортом понимается импорт товаров на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара.
Материальный ущерб отрасли российской экономики может выражаться в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на внутреннем рынке, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль.
В случае, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования. Решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.
Предварительная антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством РФ в отношении взимания ввозной таможенной пошлины. Суммы предварительной антидемпинговой пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования решения о применении антидемпинговой меры. По результатам расследования суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет или подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством РФ для возврата таможенных платежей.
Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа демпингового импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры.
Компенсационная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.
Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования, проведенного соответствующим органом, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. При этом под специфической субсидией иностранного государства (союза иностранных государств) понимается субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.
Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) в целях определения размера компенсационной пошлины установлен постановлением Правительства РФ от 13 октября 2004 г. № 546 «Об утверждении правил расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров».
В случае, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования. Решение о введении предварительной компенсационной пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.
Предварительная компенсационная пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством РФ в отношении взимания ввозной таможенной пошлины. Суммы предварительной компенсационной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении компенсационной меры.
Срок действия компенсационной меры не должен превышать пяти лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа субсидируемого импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия компенсационной меры.

Специалист таможенного дела

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: info@customsspec.ru

Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры

  1. Специальная защитная мера

Специальная защитная, компенсационная и антидемпинговая мера применяется в виде соответствующих пошлин, количественных ограничений (в рамках специальных защитных мер) или обязательств (в рамках антидемпинговых или компенсационных мер).

Специальная защитная мера применяется в отношении товара, импортируемого на таможенную территорию Союза из экспортирующей третьей страны, независимо от страны его происхождения, за исключением отдельных случаев ввоза товара, происходящего из развивающейся или наименее развитой страны-пользователя системы тарифных преференций Союза, а также товара, происходящего из государства — участника Содружества Независимых Государств.

В отличие от антидемпинговых или компенсационных мер специальные защитные меры не направлены на устранение несправедливой конкуренции, но призваны защитить национальную отрасль, терпящую убытки в связи с резко возросшим импортом аналогичного товара.

То есть введение специальной защитной меры дает возможность отечественным производителям, неожиданно столкнувшимся со значительными объемами конкурирующих иностранных товаров, в течение некоторого времени адаптироваться к работе в условиях иностранной конкуренции.

Поскольку специальная защитная мера может быть применена, только если импорт товара на таможенную территорию Союза осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов или создает угрозу причинения такого ущерба должны быть установлены объективные факторы, которые могут быть выражены в количественных показателях и которые оказывают воздействие на экономическое положение отрасли экономики государств-членов, к ним в частности относятся:

  • темпы и объем роста импорта товара;
  • доля импортного товара в общем объеме продаж данного, аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на рынке государств-членов;
  • уровень цен на импортный товар в сравнении с уровнем цен на аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, производимый в государствах-членах;
  • изменение объема продаж на рынке государств-членов аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производимого в государствах-членах;
  • изменение объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производительности, загрузки производственных мощностей, размеров прибыли и убытков, а также уровня занятости в отрасли экономики государств-членов.

В критических обстоятельствах, когда задержка применения специальной защитной меры привела бы к причинению ущерба отрасли экономики государств-членов, который будет трудно устранить впоследствии, Комиссия до завершения основного расследования, не позднее 6 месяцев с даты его начала, может ввести предварительную специальную пошлину на срок, не превышающий 200 календарных дней.

В случае если по результатам расследования специальная защитная мера не будет введена, ранее уплаченные суммы предварительной специальной пошлины возвращаются плательщику.

Специальная защитная мера может быть установлена в виде:

  • импортной квоты;
  • специальной квоты;
  • специальной пошлины.

Импортная квота представляет собой ограничение импорта товара на таможенную территорию Союза в отношении его количества или стоимости.

Специальная квота представляет собой установление определенного объема импорта товара на таможенную территорию Союза, в рамках которого товар поставляется на таможенную территорию Союза без уплаты специальной пошлины, а свыше которого — с уплатой специальной пошлины.

При этом размер импортной или специальной квоты не должен быть ниже среднегодового объема импорта товара за предшествующий период, за исключением случаев необходимости установления меньшего размера квоты для устранения серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения.

Специальная пошлина представляет собой пошлину, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается независимо от ввозной таможенной пошлины.

Срок действия специальной защитной меры не должен превышать 4 года. Такой срок может быть продлен, если по результатам повторного расследования, установлено, что для устранения серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения необходимо продление срока действия специальной защитной меры, и имеются доказательства того, что соответствующей отраслью экономики государств-членов принимаются меры, способствующие адаптации этой отрасли к меняющимся экономическим условиям.

При этом общий срок действия специальной защитной меры, включая срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 8 лет.

  1. Антидемпинговая мера

Антидемпинговая мера направлена на устранение недобросовестной конкуренции со стороны товаров, поступающих по демпинговым ценам. При этом товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена этого товара ниже его нормальной стоимости.

При этом экспортной ценой является цена, которая уплачена или должна быть уплачена при импорте товара на таможенную территорию Союза, а нормальной ценой является цена, по которой товар продается на внутреннем рынке экспортирующей страны.

«Демпинг» — это международная дискриминация в ценах, при которой товары на внешнем рынке продаются по ценам ниже цен на аналогичные товары на внутреннем рынке страны-экспортера.

Сам по себе «демпинг» не является запрещенной практикой и его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит нормам ВТО. Однако, принимая во внимание, что эта тактика может наносить ущерб национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.

Антидемпинговая мера зависит от целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов.

Так иностранные компании готовы продавать свой товар на экспорт в течение определенного периода даже по убыточным ценам в надежде, что они смогут возместить свои потери после устранения конкуренции со стороны местных производителей, или компенсируя высокими ценами продаж этого товара на своем внутреннем рынке. Большие международные корпорации, обладающие существенными финансовыми ресурсами, могут позволить себе пойти на такие затраты для завоевания иностранного рынка. При этом местные компании зачастую просто не обладают необходимыми ресурсами для противостояния агрессивной ценовой политике иностранных производителей.

Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговой меры страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара.

Ущерб отрасли экономики государств-членов вследствие демпингового импорта устанавливается на основе результатов анализа объема демпингового импорта и влияния такого импорта на цены аналогичного товара на рынке государств-членов и на производителей аналогичного товара в государствах-членах.

При анализе воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке государств-членов устанавливаются следующие обстоятельства:

  • были ли цены товара, являющегося предметом демпингового импорта, значительно ниже цен аналогичного товара на рынке государств-членов;
  • привел ли демпинговый импорт к значительному снижению цен аналогичного товара на рынке государств-членов;
  • препятствовал ли значительно демпинговый импорт росту цен аналогичного товара на рынке государств-членов, который имел бы место в случае отсутствия такого импорта.

При проведении антидемпингового расследования определяется размер демпинговой маржи, которая представляет собой выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены этого товара к его экспортной цене:

DM = (NV – EP) / EP х 100 %,

DM — демпинговая маржа;

NV — нормальная стоимость товара;

EP — экспортная цена товара,

либо разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой, выраженная в абсолютных показателях:

В случае если полученная до завершения расследования информация свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли экономики государств-членов, не ранее чем через 60 календарных дней и не позднее 7 месяцев с даты начала расследования, Комиссией принимается решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.

В случае если ставка предварительной антидемпинговой пошлины равна размеру предварительно рассчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать 4 месяца.

В случае если ставка предварительной антидемпинговой пошлины меньше предварительно рассчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать 6 месяцев.

Если по результатам расследования антидемпинговая мера не применяется, суммы ранее уплаченной предварительной антидемпинговой пошлины возвращаются плательщику.

Антидемпинговая мера может применяться в виде:

  • антидемпинговой пошлины;
  • одобрения добровольных ценовых обязательств, принятых экспортером.

Антидемпинговая пошлина представляет собой пошлину, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается независимо от ввозной таможенной пошлины. Размер антидемпинговой пошлины не может быть выше размера рассчитанной демпинговой маржи.

Расследование может быть приостановлено или прекращено без введения антидемпинговой пошлины при получении им от экспортера товара ценовых обязательств в письменной форме о пересмотре цен этого товара или о прекращении его экспорта на таможенную территорию Союза по ценам ниже его нормальной стоимости, если принятие указанных обязательств устранит ущерб, причиненный демпинговым импортом, и Комиссия примет решение об их одобрении.

В случае нарушения или отзыва экспортером ценовых обязательств Комиссия может принять решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины (если расследование еще не завершено) или антидемпинговой пошлины (если окончательные результаты расследования свидетельствуют о наличии оснований для ее введения).

Антидемпинговая мера действует не более 5 лет.

До истечения срока действия антидемпинговой меры может быть проведено повторное расследование, которое должно быть завершено в течение 12 месяцев с даты его начала.

В целях обхода антидемпинговой меры может быть изменен способ поставок товара для уклонения от уплаты антидемпинговой пошлины либо от выполнения принятых экспортером ценовых обязательств.

Для предотвращения развития такой ситуации может быть проведено повторное расследование в целях установления обхода антидемпинговой меры. Такое расследование должно быть завершено в течение 9 месяцев.

Антидемпинговая мера в случае установления по результатам повторного расследования обхода антидемпинговой меры может быть распространена на составные части или производные товара, являвшегося предметом демпингового импорта, а также на товар, являвшийся предметом демпингового импорта, его составные части или производные, импортируемые на таможенную территорию Союза из иной экспортирующей третьей страны.

  1. Компенсационная мера

Компенсационные меры применяются в отношении субсидируемого импорта, т.е. импорта товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии.

Компенсационная мера вводится для нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующей третьей страны на отрасль экономики государств-членов.

Субсидии в ВТО подразделяются на 3 основных категории:

  • запрещенные (направленные на импортозамещение или напрямую связанные с результатами экспорта), которые должны быть устранены страной-членом ВТО к моменту присоединения;
  • специфические («наказуемые») субсидии. Именно эти субсидии являются предметом компенсационных расследований, т.к. создают преференциальный режим для предприятия/отрасли/региона;
  • субсидии, носящие «горизонтальный» характер, т.е. доступные без исключения всем предприятиям/отраслям/регионам на равных условиях. Такие меры не являются предметом компенсационных расследований, т.к. не предоставляют привилегий отдельным субъектам рынка.

Субсидия является специфической, если:

  • предоставление субсидии сопровождается ограничением числа отдельных организаций, которые допущены к пользованию субсидией;
  • предоставление субсидии сопровождается преимущественным пользованием субсидией отдельными организациями;
  • предоставление субсидии сопровождается предоставлением непропорционально больших сумм субсидии отдельным организациям;
  • предоставление субсидии сопровождается выбором субсидирующим органом льготного (преференциального) способа предоставления субсидии отдельным организациям.
  • субсидия в качестве единственного условия или одного из нескольких условий связана с экспортом товара;
  • субсидия связана в качестве единственного условия или одного из нескольких условий с использованием товаров, произведенных в экспортирующей третьей стране, вместо импортных товаров.

Размер специфической субсидии определяется на основе размера выгоды, извлекаемой получателем такой субсидии.

В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим импортом ущерба отрасли экономики государств-членов, Комиссией не ранее чем через 60 календарных дней и не позднее 7 месяцев с даты начала расследования принимается решение о введении предварительной компенсационной пошлины на срок до 4 месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли экономики государств-членов, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.

Предварительная компенсационная пошлина вводится в размере, равном предварительно рассчитанной величине специфической субсидии экспортирующей третьей страны.

Если по результатам расследования компенсационная мера не применяется суммы предварительной компенсационной пошлины возвращается плательщику.

Компенсационная мера может применяться в виде:

  • компенсационной пошлины;
  • одобрения добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующей третьей страны или экспортером.

Компенсационная пошлина представляет собой пошлину, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается независимо от ввозной таможенной пошлины.

Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии экспортирующей третьей страны.

Расследование может быть приостановлено или прекращено без введения компенсационной пошлины при принятии Комиссией решения об одобрении одного из следующих добровольных обязательств (в письменной форме):

  • экспортирующая третья страна соглашается отменить или сократить субсидирование или принять соответствующие меры в целях устранения последствий субсидирования;
  • экспортер товара, являющегося объектом расследования, соглашается пересмотреть установленные им цены такого товара таким образом, что принятие таких добровольных обязательств устранит ущерб отрасли экономики государств-членов.

В случае нарушения добровольных обязательств либо их отзыва Комиссия может принять решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины (если расследование еще не завершено) или компенсационной пошлины (если окончательные результаты расследования свидетельствуют о наличии оснований для ее введения).

Срок действия компенсационной меры не должен превышать 5 лет.

До истечения срока действия компенсационной меры может быть проведено повторное расследование, которое должно быть завершено в течение 12 месяцев с даты его начала.

В целях обхода компенсационной меры может быть изменен способ поставок товара для уклонения от уплаты компенсационной пошлины либо от выполнения принятых добровольных обязательств.

Для предотвращения развития такой ситуации может быть проведено повторное расследование в целях установления обхода компенсационной меры. Такое расследование должно быть завершено в течение 9 месяцев.

Компенсационная мера в случае установления по результатам повторного расследования обхода компенсационной меры может быть распространена на импортируемые на таможенную территорию Союза из экспортирующей третьей страны составные части или производные товара, являвшегося предметом субсидируемого импорта, а также на товар, являвшийся предметом субсидируемого импорта, его составные части или производные, импортируемые на таможенную территорию Союза из иной экспортирующей третьей страны.

Когда Россия вступила в ВТО, увеличилось количество мер нетарифного урегулирования, по которым вводятся специальные пошлины. Они служат защитой множества национальных товаров от искусственного снижения их цены и захвата рынка. Политика этой сферы имеет свои особенности, плюсы и минусы. Таможенный кодекс регулирует многие вопросы, связанные с пошлинами. По нему устанавливаются обязательные сборы, которые нужно платить при ввозе товаров в страну.

Понятия

Что такое специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины? Эти понятия подобны, но имеют несколько отличий. Оба определения используются в законодательстве. Антидемпинговая пошлина предполагает введение таможенного тарифа на импортную продукцию, что нужно для защиты прав национальных производителей. С помощью пошлины ограничиваются риски захвата рынка иностранными поставщиками благодаря демпингу. Тариф вводится и после проведения расследования на выявление демпинга.

антидемпинговая пошлина

Компенсационная пошлина – налог, используемый во время введения компенсационной меры. Он платится таможенным органам РФ. Мера предназначена для нейтрализации воздействия субсидии другого государства на область экономики России.

Принципы применения пошлин

Антидемпинговая пошлина используется для импортной продукции, по отношению к которой применяется демпинг. Ее назначают тогда, когда компетентным органом подтверждается факт ущерба или риска ущерба для экономической сферы страны, что возникает из-за импорта товара. Получается, что антидемпинговая пошлина платится импортерами, которые ввозят в РФ определенный перечень товаров.

антидемпинговые компенсационные пошлины

Как определить демпинг?

Товар является реализованным с использованием демпинга тогда, когда его цена при экспорте меньше нормальной стоимости. Норму устанавливают по сделкам купли-продажи по подобной продукции. Ущерб, нанесенный экономике, устанавливается на основе анализа объема товара, продаваемого с применением демпинга. Также учитывается цена такого же продукта, производимого национальными компаниями.

На расследование может уйти около 6-12 месяцев. Если был установлен факт демпинга, то устанавливается антидемпинговая пошлина. Применяют ее не ранее 2 месяцев с момента расследования. Ставка способна возместить убытки экономике. Действует пошлина 4 месяца. По заявлению экспортеров период продлевается до 6 месяцев.

Тонкости процедуры

Следует учитывать, что если были обнаружены основания для установления пошлин, но утверждена низкая ставка, то разница перечисляется плательщику. Если утвержден высокий показатель ставки, то плательщику не обязательно платить разницу.

специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины

Расследование прекращается тогда, когда экспортером подается заявление о добровольном пересмотре стоимости товаров. Заявка отклоняется в том случае, если из-за изменения цен не будут покрыты убытки, причиненные экономике.

Антидемпинговые налоговые пошлины утверждаются индивидуально, если продукция не входит в число товаров, на которые есть ставка. Период действия определяется на основе покрытия ущерба, нанесенного экономике, но он не может быть больше 5 месяцев. Когда время действия пошлины будет равно 1 году, экспортер может подать заявку на вторичное расследование.

Компенсационные пошлины

Как антидемпинговые, компенсационные пошлины применимы к импортным товарам, к которым применена особая субсидия со стороны другого государства. Используют их тогда, когда определены убытки или их угрозы для страны. Субсидией считается поддержка доходов, которая обеспечивает преимущества и позволяет увеличить экспорт из страны. Этот термин подразумевает материальное содействие: дотации, вычет средств, налоговые кредиты.

антидемпинговые таможенные пошлины

Специфическая субсидия предоставляется компаниям, отраслям, союзам. Этот термин подразумевает субсидию, которая назначается организациям в неравном объеме. Убыток для страны устанавливается по тем же правилам, что и ущерб по демпингу. Это снижение или сдерживание цены на такой же товар национальной компании.

Если есть сведения, что экономика в убытке, то до завершения расследования устанавливается предварительная пошлина на период до 4 месяцев. Максимум пошлины могут действовать 5 лет. Их размер определяется по специфической субсидии. Отмена расследования возможна при добровольном отказе от субсидирования, а также изменении стоимости товара, если это не приносит убытки экономике.

За что платятся пошлины?

Ущерб от демпинга возможен для следующих областей экономики:

  • сельскохозяйственная;
  • металлургическая;
  • химическая;
  • пищевая сфера;
  • машиностроение.

К примеру, правило действует на китайские шины и подшипники, поскольку их цена меньше, чем отечественной продукции. С 2015 года введение антидемпинговых пошлин распространяется на следующие товары:

  • легковые немецкие, итальянские, китайские автомобили 2,8-3,5 тонн;
  • эмалированные ванны из КНР;
  • мясо КРС и птицы;
  • активированный уголь;
  • комбайны для зерна;
  • стальные трубы;
  • болты и гайки.

Решение о применении к товарам таких мер утверждается Комиссией Таможенного союза.

Правила расчета пошлины

Пошлины действуют для той продукции, за которую взимаются таможенные вычеты. Определяются они на основе ставки, установленной на конкретные товары. Как пример можно взять чугунные ванны, размер пошлины на которые - 51,87%. Таможенная стоимость всей продукции составляет 364 860 рублей. Определяется ставка так: 51,87% : 100% = 0,5187, а пошлина рассчитывается так: 364 860 х 0,5187 = 189 252,9.

введение антидемпинговых пошлин

Преимущества и недостатки пошлины

Антидемпинговые пошлины применяются для импортных товаров во многих странах, включая Россию. Их популярность связана с эффективностью. К плюсам пошлин относят:

  • защиту прав российских производителей;
  • грамотную политику внешнеторговой сферы;
  • защиту от демпинга;
  • сохранение доходов страны;
  • защиту многих сфер.

антидемпинговые пошлины применяются

Пошлины утверждаются после расследования. Хоть они и востребованные, все же у них есть минусы:

  • меры применяются только к той продукции, из которой вычитается таможенная пошлина;
  • для потребителей ограничиваются возможности покупки качественного импортного товара из-за увеличения цены;
  • сейчас нет строго определения демпинга и критериев для расследования, что отрицательно влияет на развитие международной торговли.

Компенсационные и антидемпинговые таможенные пошлины применяются практически по одинаковому методу. Меры предназначены для защиты национальных компаний и экономики страны. Пошлины действуют для конкретной группы товаров или отдельного продукта. При этом нужно проводить расследование. По этому поводу есть множество мнений, но однозначно то, что меры для защиты от демпинга нужны.

Читайте также: