Специальное налоговое законодательство включает

Опубликовано: 08.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    СТ 1 НК РФ.

    1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

    2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    5) формы и методы налогового контроля;

    6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

    4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

    5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

    6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

    7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

    8. Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

    Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов.

    В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении настоящим Кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента.

    Комментарий к Ст. 1 Налогового кодекса

    Комментируемая статья посвящена понятию и структуре законодательства о налогах и сборах.

    Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а органы местного самоуправления наделяет полномочиями по установлению местных налогов и сборов. Из этих конституционных норм следует, что законодательство о налогах и сборах включает три уровня нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный и местный.

    Федеральный уровень - законодательство Российской Федерации о налогах и сборах - представлен Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

    Региональный уровень - это законодательство субъектов Российской Федерации о налогах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В отличие от законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующего на всей территории Российской Федерации, региональное налоговое законодательство действует только на территории данного субъекта Российской Федерации.

    Наконец, третий уровень нормативно-правового регулирования - местный - образуют нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах, которые принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и действуют в границах соответствующих муниципальных образований.

    Все три уровня в совокупности составляют понятие "законодательство о налогах и сборах".

    Законодательство о налогах и сборах. Осью, вокруг которой формируется законодательство о налогах и сборах, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

    В основании российского налогового права лежит кодифицированный акт прямого действия. Это означает то, что для "запуска" (приведения в действие) норм Налогового кодекса РФ не нужно принимать подзаконные акты. В этом смысле нормы Налогового кодекса РФ самоисполнимы. Для сравнения отметим, что многие нормы предшественника Налогового кодекса РФ - Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" 1991 г. - не были самоисполнимыми. Для их применения на практике требовалось принятие многочисленных подзаконных актов.

    Кодификация российского налогового законодательства началась с принятием в 1998 г. первой части Налогового кодекса Российской Федерации и продолжается до сих пор - очередная новая глава Налогового кодекса, посвященная налогообложению имущества физических лиц, вступает в силу 1 января 2015 г.

    Налоговый кодекс состоит из двух частей. В первой части Кодекса, введенной в действие 1 января 1999 г., закрепляются основы российского налогового права, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов, правовые основы налоговой обязанности, правовой статус налогоплательщика, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    Вторая часть Налогового кодекса РФ, введенная в действие 1 января 2001 г., регулирует налоги и сборы, входящие в состав налоговой системы Российской Федерации, а также специальные налоговые режимы, предусмотренные налоговым законодательством.

    Помимо Налогового кодекса РФ, законодательство Российской Федерации включает в себя федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Успешная кодификация налогового законодательства на федеральном уровне приводит к тому, что примеры таких законов сейчас крайне немногочисленны. Они представлены преимущественно так называемыми корректирующими законами - федеральными законами, вносящими изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, и операционными законами - законодательными актами, вводящими в действие Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").

    Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктом 7, в соответствии с которым внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

    Комментируемая статья очерчивает предмет правового регулирования Налогового кодекса РФ, относя к нему следующие вопросы:

    1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    5) формы и методы налогового контроля;

    6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    В п. 3 комментируемой статьи особо оговаривается, что действие Налогового кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено самим Налоговым кодексом РФ.

    Налоговый кодекс РФ остается отраслеобразующей осью для регионального налогового законодательства. Все законы субъектов Российской Федерации принимаются в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ. Их предметом становятся региональные налоги и иные аспекты налогового регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции субъекта Российской Федерации. Вот несколько примеров законов субъектов Российской Федерации, отражающих основные области предметного регулирования на региональном уровне: Закон Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)"; Закон г. Москвы "О патентной системе налогообложения"; Закон Ставропольского края "Об инвестиционном налоговом кредите"; Закон Калининградской области "О налоге на имущество организаций"; Закон Республики Татарстан "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков"; Закон Карачаево-Черкесской Республики "О предоставлении налоговых льгот" и т.д.

    Муниципальные нормативные правовые акты о налогах. Налоговый кодекс РФ и на муниципальном уровне остается эталоном, в соответствии с которым представительными органами муниципальных образований принимаются решения по местным налогам и иным аспектам налогового регулирования, по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления. Например: решение Селезневского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области "О введении в действие на территории Селезневского сельсовета земельного налога", Постановление Совета депутатов ЗАТО "Сибирский" (Алтайский край) "О ставках налога на имущество физических лиц", решение Совета народных депутатов города Владимира "Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам по местным налогам", решение Вологодской городской Думы "Об утверждении Положения о порядке установления льгот по местным налогам на территории муниципального образования "Город Вологда" и т.д.

    Основу функционирования налоговой системы РФ составляет НК РФ.

    Система налогового законодательства

    Законодательство о налогах и сборах включает в себя не только Налоговый Кодекс (его первую и вторую части), но и иные нормативно-правовые документы, которые регулируют отношения, возникающие в налоговой сфере. Так же, такое понятие, как «законодательство о налогах и сборах», подразумевает все законы, все местные или региональные нормативно-правовые акты, которые упоминаются в статьях Налогового Кодекса.

    Законодательство РФ о налогах и сборах – это не только упорядоченная система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения плательщиков и сборщиков налогов, но и определенная налоговая система. Так, система налогообложения РФ относится к косвенной системе, где основной доход государства на сборах получается при сборе с объектов потребления.

    То есть косвенная система подразумевает обязательство по уплате налога или сбора только за то, что потребляется/используется/имеется у плательщика. Например, при приобретении недвижимости новоиспеченный собственник уплачивает налог на имущество. То есть за то, что он использует, за то, что есть у него в собственности. Оплачивать налог или сбор за чужое имущество гражданин или организация не обязаны, и обязать их к этому никто не вправе.

    Кроме того, налоговая система страны относится еще и к нейтральной категории. То есть, той, где финансовое положение (следует понимать, как неравенство, оцениваемое получаемыми доходами конкретных плательщиков) остается неизменным, даже после уплаты всех налогов и сборов.

    По уровню налоговой нагрузки система налогообложения РФ относится к категории умеренно фискальной, что подразумевает сравнительно небольшой процент бремени к ВВП. В среднем налоговое бремя составляет 30-45%. По данной модели работает множество развитых и развивающихся стран, за исключением, например, Соединенных Штатов Америки.

    Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, как главная гарантия и контроль по исполнению норм в налоговой сфере, постоянно совершенствуется путем внесения соответствующих изменений и поправок в Налоговый Кодекс, нормативно-правовые акты, которые регулируют налоговые отношения.

    Состав законодательства и НПА

    Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах представляет собой целый массив нормативно-правовых актов, которые регулируют налоговые отношения. К таким НПА можно отнести:

    • Налоговый Кодекс;
    • Бюджетный кодекс;
    • Закон о налоговых органах;
    • Таможенный и Трудовой кодексы;
    • Закон о налогах на имущество у физических лиц.

    Законодательство о налогах и сборах – это любой официальный документ, имеющий правовую основу и силу, который затрагивает налоговые отношения.

    Так, в Трудовом кодексе прописаны все сборы, которые обязан уплачивать и работник, и работодатель, в пользу государственного бюджета. А Бюджетный кодекс регулирует поступление средств в бюджет, дальнейшее распределение этих средств, налоги и сборы, которые уплачиваются или должны уплачиваться плательщиками.

    Все новые нормативно-правовые акты вступают в силу только тогда, когда проходит установленный законом срок с момента опубликования последней принятой версии. Предусмотрен ровно один календарный месяц на ознакомление всех заинтересованных лиц. При этом незнание вновь принятых законов и поправок не освобождает плательщиков от обязанности уплачивать налоги и вносить требуемые суммы сборов.

    Статья 3 Налогового кодекса предусматривает следующие основы и начала налогового законодательства. В частности:

    • обязанность плательщиков в законном порядке вносить все необходимые налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством;
    • учет платежеспособности плательщика к уплате налогов и сборов в соответствии с его финансовым положением;
    • законодательством не предусмотрено разграничение налоговых ставок и процентов для граждан разной национальности, религиозной принадлежности, расового отношения;
    • у всех взимаемых налогов и сборов в обязательном порядке должна быть экономическая основа, в противном случае такие сборы считаются неправомерными;
    • все коллизии в законодательстве (подразумевается различные непонятные ситуации и противоречия, которые могут встречаться в нормативно-правовых актах разных уровней) должны быть использованы исключительно в пользу плательщика.

    Исполнение норм налогового законодательства

    Вопрос по контролю за исполнением налогового законодательства подробно изложен в Приказе Генпрокуратуры РФ №193. В частности, данным приказом установлено, что законность проведения налоговых операций возложена на налоговые органы и организации, наделенные таким правом, и существующие нарушения исполнения норм налогового права возникают с попустительства именно этих организаций.

    Именно поэтому Генеральная прокуратура РФ не только вправе, но и обязана осуществлять мониторинг на постоянной основе по контролю за исполнением норм налогового права. Кроме того, именно Генпрокуратура обязана обеспечить не коррупционный характер, как проверок, так и процесса взимания налоговых сборов с плательщиков.

    Статья 45 Налогового Кодекса предусматривает внесение всех налогов и сборов плательщиком самостоятельно на постоянной основе в обязательном порядке. Если в качестве плательщика выступает организация, то обязанность по уплате сборов и налогов перекладывается на уполномоченное лицо.

    Примечательно, что исполнение норм налогового законодательства предусматривает досрочный порядок уплаты налогов и сборов.

    То есть гражданин может оплатить сбор до того срока, который предусмотрен законом. Однако вносить средства позже установленного в каждом конкретном случае срока тоже не запрещается. При этом на просрочившего платеж плательщика накладывается штраф (пени), который исчисляется в зависимости от вида налогообложения и размера задолженности.

    Кроме того, в отношении организаций может быть установлен и судебный порядок взыскания задолженности по налогам.

    В случаях, если сумма долга по налоговым выплатам превышает 5 миллионов рублей, а также в тех случаях, когда недоимка превышает срок в три календарных месяца. То есть если по итогам проверки со стороны налоговых органов было установлено, что организация не уплачивала налоги 3 месяца, то дело о взыскании может быть передано в суд на рассмотрение. Более того при наличии задолженностей предусмотрено ежемесячное уведомление плательщику со стороны налогового органа в письменном виде.

    Законодательство субъектов РФ

    Статьей 12 Налогового Кодекса предусмотрено разделение всех существующих налогов на три категории: местные, федеральные и региональные. При этом законодательство о налогах и сборах регулирует все эти категории, иначе законность их существования можно было бы поставить под сомнение.

    Так, представители органов власти субъектов Федерации вправе устанавливать особый режим налогообложения по следующим направлениям:

    • льготы на уплату налогов (в соответствии с финансовой способностью плательщиков конкретного субъекта);
    • ограничения или разрешения для применения особого режима обложения налогом;
    • размер ставки (в соответствии с категорией плательщика или определенного вида коммерческой деятельности).

    В состав законодательства субъектов по вопросам налогообложения входят такие нормативно-правовые акты, как отдельные законы субъекта, регулирующие налоговые правоотношения, Налоговый Кодекс и прочие федеральные налоговые нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории страны.

    Нарушения в налоговой сфере

    Вопросы, связанные с существующими нарушения в налоговой сфере, а также существующие меры наказания прописаны в главе 16 Налогового Кодекса (в части первой). В частности, глава охватывает такие вопросы, как:

    • нарушенный порядок постановки на учет;
    • невыплата или частичная выплата установленных сборов и налогов;
    • нарушение в сфере заполнения или представления декларации по налоговому законодательству;
    • утаивание данных от налоговых органов об обстоятельствах, влияющих на процесс осуществления налоговых правоотношений;
    • предоставление заранее недостоверных или ложный сведений и данных о плательщике.

    За каждое из нарушений настоящий законодательством предусмотрено свое наказание, которое может быть вынесено на основании не только налогового права, но и административного, уголовного, гражданского, в зависимости от обстоятельств конкретного нарушения.

    Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

    1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

    2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    5) формы и методы налогового контроля;

    6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

    4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

    5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

    6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

    7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

    8. Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

    Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов.

    В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении настоящим Кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента.

    Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.1. Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

    Суды, по мнению заявителя, не учли, что Закон о регулировании торговой деятельности имеет иной, самостоятельный, предмет регулирования, не относящийся к законодательству о налогах и сборах, а, следовательно, в соответствии с пунктом 7 статьи 1 и пунктами 1, 2 статьи 6 НК РФ не может регулировать налоговые отношения.

    7. Положения части третьей статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и пункта 7 статьи 1 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к проектам федеральных законов, внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    СТ 1 НК РФ.

    1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

    2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

    1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    5) формы и методы налогового контроля;

    6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

    4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

    5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

    6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

    7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

    8. Федеральными законами может быть предусмотрено проведение в течение ограниченного периода времени на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, муниципальных образований экспериментов по установлению налогов, сборов, специальных налоговых режимов.

    Правоотношения, возникающие в ходе проведения указанных экспериментов, регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, установленных федеральными законами о проведении экспериментов.

    В период проведения эксперимента, но не позднее чем за шесть месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении настоящим Кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента.

    Комментарий к Ст. 1 Налогового кодекса

    Комментируемая статья посвящена понятию и структуре законодательства о налогах и сборах.

    Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, а органы местного самоуправления наделяет полномочиями по установлению местных налогов и сборов. Из этих конституционных норм следует, что законодательство о налогах и сборах включает три уровня нормативно-правового регулирования: федеральный, региональный и местный.

    Федеральный уровень - законодательство Российской Федерации о налогах и сборах - представлен Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

    Региональный уровень - это законодательство субъектов Российской Федерации о налогах, состоящее из законов субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В отличие от законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующего на всей территории Российской Федерации, региональное налоговое законодательство действует только на территории данного субъекта Российской Федерации.

    Наконец, третий уровень нормативно-правового регулирования - местный - образуют нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах, которые принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и действуют в границах соответствующих муниципальных образований.

    Все три уровня в совокупности составляют понятие "законодательство о налогах и сборах".

    Законодательство о налогах и сборах. Осью, вокруг которой формируется законодательство о налогах и сборах, является Налоговый кодекс Российской Федерации.

    В основании российского налогового права лежит кодифицированный акт прямого действия. Это означает то, что для "запуска" (приведения в действие) норм Налогового кодекса РФ не нужно принимать подзаконные акты. В этом смысле нормы Налогового кодекса РФ самоисполнимы. Для сравнения отметим, что многие нормы предшественника Налогового кодекса РФ - Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" 1991 г. - не были самоисполнимыми. Для их применения на практике требовалось принятие многочисленных подзаконных актов.

    Кодификация российского налогового законодательства началась с принятием в 1998 г. первой части Налогового кодекса Российской Федерации и продолжается до сих пор - очередная новая глава Налогового кодекса, посвященная налогообложению имущества физических лиц, вступает в силу 1 января 2015 г.

    Налоговый кодекс состоит из двух частей. В первой части Кодекса, введенной в действие 1 января 1999 г., закрепляются основы российского налогового права, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов, правовые основы налоговой обязанности, правовой статус налогоплательщика, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    Вторая часть Налогового кодекса РФ, введенная в действие 1 января 2001 г., регулирует налоги и сборы, входящие в состав налоговой системы Российской Федерации, а также специальные налоговые режимы, предусмотренные налоговым законодательством.

    Помимо Налогового кодекса РФ, законодательство Российской Федерации включает в себя федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Успешная кодификация налогового законодательства на федеральном уровне приводит к тому, что примеры таких законов сейчас крайне немногочисленны. Они представлены преимущественно так называемыми корректирующими законами - федеральными законами, вносящими изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, и операционными законами - законодательными актами, вводящими в действие Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах").

    Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктом 7, в соответствии с которым внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

    Комментируемая статья очерчивает предмет правового регулирования Налогового кодекса РФ, относя к нему следующие вопросы:

    1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

    2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

    3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

    4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

    5) формы и методы налогового контроля;

    6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

    7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

    В п. 3 комментируемой статьи особо оговаривается, что действие Налогового кодекса РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено самим Налоговым кодексом РФ.

    Налоговый кодекс РФ остается отраслеобразующей осью для регионального налогового законодательства. Все законы субъектов Российской Федерации принимаются в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ. Их предметом становятся региональные налоги и иные аспекты налогового регулирования по вопросам, отнесенным к компетенции субъекта Российской Федерации. Вот несколько примеров законов субъектов Российской Федерации, отражающих основные области предметного регулирования на региональном уровне: Закон Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)"; Закон г. Москвы "О патентной системе налогообложения"; Закон Ставропольского края "Об инвестиционном налоговом кредите"; Закон Калининградской области "О налоге на имущество организаций"; Закон Республики Татарстан "Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков"; Закон Карачаево-Черкесской Республики "О предоставлении налоговых льгот" и т.д.

    Муниципальные нормативные правовые акты о налогах. Налоговый кодекс РФ и на муниципальном уровне остается эталоном, в соответствии с которым представительными органами муниципальных образований принимаются решения по местным налогам и иным аспектам налогового регулирования, по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления. Например: решение Селезневского сельского Совета народных депутатов Тамбовского района Тамбовской области "О введении в действие на территории Селезневского сельсовета земельного налога", Постановление Совета депутатов ЗАТО "Сибирский" (Алтайский край) "О ставках налога на имущество физических лиц", решение Совета народных депутатов города Владимира "Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам по местным налогам", решение Вологодской городской Думы "Об утверждении Положения о порядке установления льгот по местным налогам на территории муниципального образования "Город Вологда" и т.д.

    Читайте также: