Специальная налоговая декларация физ лиц амнистия

Опубликовано: 05.05.2024

Успеть пока не поздно

Вслед за принятием Государственной Думой в феврале 2020 года поправок в Закон «О добровольном декларировании физлицами активов и счетов в банках», с 1 марта 2020 года в России начала действовать амнистия капиталов. Что же такое амнистия капиталов?

Прежде всего, это возможность добровольно задекларировать свои активы (недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги), контролируемые иностранные компании и/или счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации.

Ключевое слово здесь – «добровольно». Вы и только вы должны решать, участвовать ли вам в амнистии. Тем не менее, это уникальная возможность вывести свои активы «из тени», и избежать при этом административной, налоговой или даже уголовной ответственности.

Не секрет, что многие российские граждане долгие годы придерживались позиции «чем меньше обо мне и моих деньгах знает государство, тем лучше». Однако ситуация во всем мире стремительно меняется. Уже этой осенью пройдёт первый автоматический обмен информацией между Россией и десятками других стран (более подробно читайте об этом в моей статье «А как они узнают? или автоматический обмен информацией»), и тайное может стать явным.

Амнистия действует ровно один год: с 1 марта 2020 по 28 февраля 2019. Чтобы принять участие в амнистии, нужно заполнить и подать специальную декларацию. Обратите внимание, специальную декларацию можно подать только один раз. Никакие дополнения, исправления или уточняющие декларации не допускаются. Можно сказать, что здесь нет права на ошибку.

Нормативная база

Нормативно-правовой базой, на основании которой проводится амнистия капиталов физических лиц, являются:

  1. ФЗ №140 от 8 июня 2020 года.
  2. ФЗ №110 от 29 мая 2020 года.
  3. ФЗ №111 от 29 мая 2020 года.
  4. Поправки в действующий Налоговый кодекс, описывающие освобождение от оплаты штрафов за утаивание сведений об участии в деятельности иностранной организации и др.
  5. Поправки в Уголовный кодекс, описывающие условия освобождения от уголовной ответственности.

Это интересно: Амнистия в октябре 2020 года в России

Что можно задекларировать?

В рамках амнистии капитала, в специальной декларации можно указать следующие сведения (ст.3 Закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках», далее Закон №140-ФЗ):

  • Земельные участки и другие объекты недвижимости (Лист А Специальной декларации)
  • Транспортные средства (Лист А1 Специальной декларации)
  • Доли в уставном капитале организации (Лист Б Специальной декларации)
  • Акции, облигации и иные ценные бумаги (Лист В Специальной декларации)
  • Сведения о номинальном владельце, в том случае если кто-то владеет и управляет активами в ваших интересах (Лист Г Специальной декларации)
  • Контролируемые иностранные компании (КИК) (Листы Д и Е Специальной декларации)
  • Счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации (Лист Ж Специальной декларации)
  • Счета в банках, если вы являетесь непрямым владельцем (бенефициарным владельцем счёта) (Листы З и З1 Специальной декларации).

Хотя во многих средства массовой информации и называют эту амнистию амнистией зарубежного капитала, все вышеперечисленные активы (за исключением КИК и счетов в иностранных банках), могут находится как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Важно знать, что гарантии защиты, указанные в Законе об амнистии, предоставляются исключительно в пределах имущества, КИК и счетов в иностранных банках, задекларированных в специальной декларации.

Пример 1.

Российский гражданин указал в специальной декларации только 4 из своих 10 счетов в иностранных банках. Федеральной Налоговой Службе (ФНС), в рамках автоматического обмена информацией, стала известна информация обо всех его счетах. Данный гражданин может быть привлечён к ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства по шести незадекларированным счетам.

Чем закончилась первая волна амнистирования капитала

Естественно, что в принудительном порядке, руководство страны сделать этого не могло, поскольку деньги размещены на счетах или вложены в такие проекты, которые не подпадают под действие российского законодательства. Кроме того, определить, где конкретно находятся суммы, принадлежащие россиянам, крайне сложно.

Принимая решения об амнистировании, власти предлагали соблюсти только одно, но очень простое действие – простить правонарушение, при условии, что деньги вернуться в страну. Альтернативой такого шага мог стать принудительный возврат средств, но уже с применением наказания к виновному лицу.

На последний вариант государства вряд ли решится, поскольку это навсегда отобьет охоту иметь дело с отечеством на финансовом уровне.

Амнистия была объявлена и действовала в течение года. Итог оказался не утешительным. Воспользовались данной возможностью лишь 7200 граждан по данным Минфин РФ, а эксперты отмечают и более скромную цифру – порядка 2500 граждан.

Первая амнистия капиталов была запущена в России в 2020 году. С 1 июля 2020 года по 30 июня 2016-го налоговикам удалось собрать около 7200 деклараций от россиян, имеющих активы за рубежом. Речь о банковских счетах, ценных бумагах и бизнесе.

Вторая волна амнистии стартовала почти через два года после завершения первой — 1 марта 2020 года. Налоговые органы не спешат раскрывать количество россиян, которые ей воспользовались. Однако в общем известно, что второй этап амнистии капиталов был более успешным, чем первый.

Это интересно: Проект амнистии 2020 года в России

В рамках этого режима у российских налоговиков появилась возможность узнавать о наличии зарубежных счетов у российских налоговых резидентов. В начале февраля 2020 года, за месяц до окончания второго этапа амнистии капиталов министр финансов Антон Силуанов заявил — на этом этапе россияне задекларировали более 10 миллиардов евро на своих зарубежных банковских счетах.

По условиям амнистии капиталов, россиянам не нужно уплачивать налоги с задекларированных активов, за исключением налога на прибыль КИК. Закрыв КИК до 1 марта 2020 года, человек освобождался от НДФЛ с полученных при закрытии иностранной компании доходов.

Тогда же, в первой половине февраля, Минфин четко обозначил — следующий этап амнистии капиталов будет проходить по новым правилам. Заявить о наличии активов за рубежом будет недостаточно. Придется перевести их в Россию.

Что гарантирует закон об амнистии капиталов?

Во-первых, Закон №140-ФС гарантирует освобождение от возможной уголовной ответственности в рамках следующих преступлений (часть 3 ст.76.1 УК РФ):

  • Нарушение требований о репатриации (возвращении) валютной выручки в крупном и особо крупном размере (ст.193 УК РФ – штраф до 1 млн. рублей или лишение свободы на срок до 5 лет)
  • Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном и особо крупном размере (ст.194 УК РФ – штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 5 лет)
  • Уклонение физического лица от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере (ст.198 УК РФ – штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 3 лет)
  • Уклонение от уплаты налогов и сборов организаций в крупном и особо крупном размере (ст.199 УК РФ – штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 6 лет)
  • Неисполнение обязанностей налогового агента в крупном и особо крупном размере (ст.199.1 УК РФ – штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 6 лет)
  • Сокрытие денег или имущества организации или ИП, за счёт которых должны быть уплачены недоимки по налогам и сборам в крупном и особо крупном размере (ст.199.2 УК РФ – штраф до 2 млн. рублей или лишение свободы на срок до 7 лет)

Во-вторых, гарантируется не привлечение к административной ответственности за предпринимательскую деятельность без регистрации, без лицензии/разрешения или с грубым нарушением требований разрешения/лицензии (ст.14.1 КоАП РФ).

В-третьих, гарантируется отсутствие ответственности за налоговые правонарушения, в том числе в виде штрафов от 20% до 40% от суммы неуплаченного налога.

Важная информация:

  • Гарантии защиты, предоставляемой Законом об амнистии капитала, распространяются на события, произошедшие до 1 января 2020 года (п.13 ст.5 Закона №140-ФЗ). Исключением является ответственность по валютному законодательству, подробнее о которой я расскажу ниже.
  • Не требуется возвращать в Россию имущество и прочие активы, находящиеся за рубежом (ст.6 Закона №140-ФЗ).
  • Освобождение от ответственности возможно только если вы подали специальную декларацию до возбуждения соответствующего уголовного дела или дел об административном или налоговом правонарушении (часть 8 ст.4 Закона №140-ФЗ).
  • Сведения, сообщённые в специальной декларации, не могут служить основанием для возбуждения уголовного, административного или налогового дела.
  • Сведения, содержащиеся в специальной декларации, считаются налоговой тайной Российской Федерации. ФНС обеспечивает конфиденциальное хранение данных сведений. Данные сведения НЕ могут быть предоставлены другим государственным органам и организациям (например, Министерству Внутренних Дел).
  • Гарантии предоставляются только в отношении активов, указанных в специальной декларации (см. Пример 1 выше).

Специальные гарантии в рамках валютного регулирования

Я хочу подробнее рассказать об особенностях валютного регулирования и валютного контроля применительно к амнистии капитала.

Как вы, возможно, уже знаете, валютные резиденты должны уведомлять ФНС об открытии/закрытии счетов в иностранных банках, ежегодно подавать отчёт о движении денежных средств, а самое главное – соблюдать список разрешённых валютных операций (более подробно читайте об этом в моей статье «А ты отчитался о своих франках, фунтах, долларах?») Несоблюдение валютного законодательства чревато большими штрафами. В случае запрещённых валютных операций штраф может составлять от 75% до 100% от суммы операции.

Закон об амнистии капиталов защищает от всех штрафов по валютному регулированию по всем счетам в иностранных банках, открытых до 1 января 2020 года и указанных с специальной декларации. Подробный перечень штрафов за валютные правонарушения, от которых есть гарантия в рамках амнистии капитала (статья 11 Закона №140-ФЗ), следующий:

  • Осуществление незаконных валютных операций (часть 1 ст.15.25 КоАП – штраф от 75% до 100% от суммы операции). Подробнее о разрешённых валютных операциях читайте в моей статье «ФНС России о признании незаконными всех операций по счетам в иностранных банках».
  • Непредоставление уведомления об открытии/закрытии счёта в иностранном банке (ч.2.1 ст.15.25 КоАП – штраф для физлиц от 4 тыс. до 5 тыс.рублей, для юридических лиц от 800 тыс. до 1 млн. рублей)
  • Предоставление уведомления об открытии/закрытии счёта в иностранном банке с нарушением срока (ч.2 ст.15.25 КоАП – штраф для физлиц от 1 000 до 1 500 рублей, для юридических лиц от 50 тыс. до 100 тыс. рублей)
  • Несданный отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках (ч.6 ст.15.25 КоАП – штраф до 3 тыс.рублей, в случае повторного нарушения – штраф 20 тыс.рублей)
  • Нарушение правил репатриации (возврата) валютной выручки – (ч.4 ст.15.25 КоАП – штраф до 100% от суммы выручки)

Важная информация:

  • Под амнистию попадают только счета, открытые до 1 января 2018 года. При этом можно задекларировать счета, которые к данному моменту уже закрыты.
  • Все валютные операции и зачисления денежных средств по задекларированным счетам считаются совершёнными без нарушений валютного законодательства до даты предоставления специальной декларации.
  • Вместе со специальной декларацией нужно подать уведомления об открытии/закрытии счетов в иностранных банках, если вы ранее не уведомляли ФНС об этом (ч.1 ст.7 Закона №140-ФЗ). При этом такие уведомления не будут считаться поданными с нарушением срока (ч.2 ст.7 Закона №140-ФЗ).
  • В законе об амнистии капитала не устанавливаются специальные правила, касающиеся представления отчёта о движении денежных средств по счетам в иностранных банках. Однако по мнению ФНС России, после подачи специальной декларации декларант все еще должен подать отчёт о движении денежных средств. О том, как заполнить этот отчёт читайте в моей статье «Как правильно заполнить отчёт о движении средств по счету в иностранном банке».

Какие сведения можно включить в специальную декларацию?

Физическое лицо в срок с 1 июля по 31 декабря 2020 года вправе представить декларацию, содержащую следующие сведения:
1) об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант;

Фактический владелец имущества – это физическое лицо, в интересах и (или) по поручению которого номинальный владелец имущества осуществляет права собственника этого имущества на основании договора номинального владения имуществом.

Когда налоговая признаёт долги безнадёжными

Предприниматели платят налоги и страховые взносы в сроки, прописанные в Налоговом кодексе. К примеру, налог по УСН за 2020 год надо заплатить до 30 апреля 2021 года.

Если ИП не платит в срок, у него появляется долг с процентами и штрафом, а у налоговой — право принудительно получить своё.

В идеальном для налоговиков мире у ИП есть деньги на банковских картах или автомобили в гараже, которые можно отобрать в счёт долга. Обычно налоговая так и делает, как минимум пытается.

Но есть ряд случаев, когда у налоговой пропадает право принудительно забирать свои деньги. Тогда она обязана признать долг, пени и штраф безнадёжными, списать их и убрать из личного кабинета налогоплательщика.

Налоговая обязана признать долги безнадёжными в случаях из ст. 59 НК РФ:

— Предприниматель обанкротился. Как ИП или как физлицо — неважно. Главное, что денег на полное погашениё долга по налогам не хватило.

— Предприниматель умер. Долги по страховым взносам, УСН, ЕНВД и патентам спишутся автоматом. Земельный налог, НДФЛ и торговый сбор спишутся, если их больше, чем стоит всё наследство предпринимателя.

— Налоговая инспекция пропустила сроки для блокировки счёта или получения исполнительного листа — а они довольно короткие. Опоздание подтвердил суд. Что может сделать предприниматель, чтобы ускорить списание, расскажем ниже.

— Приставы больше пяти лет искали ликвидное имущество предпринимателя, но не нашли. Долг перед налоговой меньше 300 000 ₽, и обанкротить ИП с такой суммой нельзя.

— Предприниматель пробовал банкротиться. Но арбитражный суд закрыл дело, потому что у предпринимателя нет денег заплатить конкурсному управляющему.

— Банк списал долг с его счёта, но не успел перевести налоговой, потому что ликвидировался. Хоть налоговая и не получила деньги, с предпринимателя обязанность снимается.

❗ Просто старый долг, который висит на предпринимателе несколько лет, налоговая не обязана признавать безнадёжным и прощать. Выжидать мифические три года бесполезно. У долга, который налоговая взыскала без нарушений, нет срока давности.

Однако иногда государство устраивает налоговые амнистии — списывает долги разом. Обычно под амнистию попадают налоги, с которыми стало ясно, что они оказались не по карману простому человеку. Поэтому государство списывает их как безнадёжные. Для ИП такое было — подробнее скажем ниже.

С каждым должником налоговая разбирается по порядку из Приказа ФНС № ММВ-7-8/[email protected]

Первым делом должник приносит в налоговую по месту жительства документ, который подтверждает его право на списание долга:

— копию определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства или о реализации имущества гражданина — для банкротов;

— копии свидетельства о смерти, паспортов наследников, свидетельства о наследстве и оценки стоимости наследства — если с долгами разбираются наследники;

— копию решения суда, где написано, что налоговая утратила право на взыскание недоимки из-за пропуска сроков;

— копию постановления об окончании исполнительного производства — если приставы не нашли имущество;

— копию определения суда о возвращении заявления о банкротстве — если ИП не нашёл деньги на процедуру;

— выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации банка.

В следующие пять дней налоговая составляет справку о невозможности взыскания. А на следующий рабочий день выносит решение о признании долга безнадёжным.

Долг можно признать безнадёжным, только пока он не погашен. Если налоговая успела снять деньги со счёта, а потом выяснились основания для списания, вернуть деньги нельзя. Так сказал Высший Арбитражный Суд в п. 9 Постановления № 57.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ ДЛЯ ИП

Налоговая амнистия для физических лиц и индивидуальных предпринимателей была инициирована Президентом РФ во время ежегодной пресс-конференции 14.12.2017, а 28 декабря того же года Государственная Дума приняла Федеральный закон № 436-ФЗ. В соответствии с этим законом под налоговую амнистию попадают следующие категории налогоплательщиков:

  • граждане РФ — в части налогов на имущество, транспорт и землю;
  • индивидуальные предприниматели — в части налогов УСН, ЕНВД, УСХН, НДФЛ, имущества, патентов и страховых взносов в ПФР;
  • лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, арбитражные управляющие, адвокаты) — в части страховых сборов в ПФР, рассчитанных по ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу 01.01.2017; далее — Федеральный закон № 212-ФЗ);
  • юридические лица — в части долгов по страховым сборам в ПФР, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017.

Законодательство предусматривает для разных категорий налогоплательщиков различные подходы к условиям налоговой амнистии (табл. 1).

Таблица 1. Сравнительная таблица по налоговой амнистии в 2019 г.
Задолженность Физические лица ИП Лица, занятые частной практикой Юридические лица
Налоги Долги по состоянию на 01.01.2015 Долги по состоянию на 01.01.2015 Нет Нет
Пени по налогам По долгам до 01.01.2015 По долгам до 01.01.2015 Нет Нет
Взносы в ПФР Долги по состоянию на 01.01.2017 Долги по состоянию на 01.01.2017 по взносам ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ Долги по состоянию на 01.01.2017
Пени по взносам По долгам до 01.01.2017 По долгам до 01.01.2017 по взносам ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ По долгам до 01.01.2017

Согласно данным табл. 1 индивидуальным предпринимателям в рамках налоговой амнистии спишут долги как по налогам, так и по задолженности в Пенсионный фонд РФ. Предпринимателям частной практики и юридическим лицам повезет меньше: амнистия у них распространяется только на взносы в ПФР.

Хотя Федеральный закон № 436-ФЗ предусматривает, что списание задолженностей налоговые инспекции производят самостоятельно, конкретные сроки для выполнения этой работы законодательно не установлены. Следовательно, чтобы ускорить списание или убедиться, что оно произведено, налогоплательщику-должнику целесообразно в 2019 г. инициировать сверку с налоговой инспекцией по числящимся за ним долгам.

Как ИП добиваются списания через суд, если налоговая опоздала

С банкротством и смертью ИП всё ясно. Надо принести нужные бумаги и дождаться решения налоговой.

А вот когда налоговая опоздала с блокировкой счёта и арестом имущества, предпринимателю надо пойти в суд и получить решение с волшебной фразой «налоговая инспекция утратила право на принудительное взыскание недоимки».

Если налоговая сама пошла судиться с ИП, надо заявить встречное требование — о признании задолженности безнадёжной. Если ИП выиграет, решение суда тоже подойдёт для списания долга — п. 9 Постановления ВАС № 57.

Сроки взыскания считают так.

Если ИП не платит налоги в срок, налоговая шлёт требование об уплате. Заплатить надо в течение 8 дней, если больший срок не указан в самом требовании. Через 8 дней налоговая действует по ст. 46, 47 НК РФ:

⬇ В течение двух месяцев выносит решение о взыскании долга за счёт денежных средств — этим решением блокируется счёт.

⬇ Если налоговая не успела заблокировать счёт, она идёт в суд за исполнительным листом в течение шести месяцев.

⬇ Если у ИП нет денег на счетах, руководитель инспекции в течение одного года выносит решении о взыскании за счёт имущества ИП.

⬇ Если руководитель опоздал с решением, налоговики в течение двух лет идут в суд и получают исполнительный лист о взыскании за счёт имущества ИП.

Обычно инспекторы укладываются в сроки — это важная часть их работы. Но бывает, что долги теряются и решения выносят позже. К примеру, в 2021 году Пенсионный фонд передавал налоговой дела по сбору страховых взносов. По техническим причинам у некоторых налогоплательщиков задолженность не отобразилась на лицевом счёте. Потом ошибки исправили, но сроки для решений уже прошли.

Предпринимателям стоит проверять сроки для решений. Если налоговая опоздала даже на день, можно идти судиться, заручившись поддержкой юриста.

Долги ИП по налогам до 2015 года списали по амнистии

В 2021 году со всех ИП списали долги по налогам, пеням и штрафам, которые числились на 1 января 2015 года.

Под амнистию попали долги по УСН, НДФЛ, ЕНВД и патентам. Их признали безнадёжными. Не попали — долги по акцизам, налогу на полезные ископаемые и таможенные пошлины. Так сказано в ст. 12 Закона № 436-ФЗ.

Долги списывали скопом, без разбирательств и судов с каждым предпринимателем. С закрытых ИП долги списали тоже. Если ваш долг всё ещё висит в личном кабинете, обратитесь в налоговую по месту жительства.

Обратной силы у амнистии нет. Уплаченные вовремя налоги вернуть нельзя

❗ Долги по налогам, которые налоговая нашла после 1 января 2015 года не признают безнадёжными и не списывают. Может случиться, что налоговая приезжала с проверкой в 2015, 2021 и 2021 годах, пересчитала доходы и нашла недоимку за 2012, 2013 и 2014 годы. Доначисления за эти годы под амнистию не попали, их надо платить — п. 65 Обзора № 3 за 2021 год.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Попробуйте 30 дней бесплатно Подарок новым ИП Акция действует для ИП младше 3 месяцев

Долги по страховым взносам ИП до 2021 года тоже списали по амнистии

Ещё в 2021 году государство признало безнадёжными долги ИП без дохода по страховым взносам за периоды до 1 января 2021 года.

По старым правилам если ИП не сдавал декларации, ему насчитывали штрафные взносы в восьмикратном размере МРОТ. Именно они попали под амнистию. Даже если налоговая нашла недоимку на проверках в 2017 или 2021 году, но не успела снять деньги по инкассовым поручениям. Основание — ст. 11 Закона № 436-ФЗ.

Закрывшиеся ИП под амнистию тоже попали.

Если предприниматель не знал про амнистию и гасил долг, деньги не вернут. Но если случилось наоборот — амнистия прошла, а долги до сих пор светятся в личном кабинете и в банке висят аресты, придётся разбираться с налоговой.

Платежи в бюджет которые не подлежат амнистии

Согласно налоговой амнистии 2021 для ИП не все долги подлежат списанию. Закон № 436-ФЗ четко определяет их:

  • Акцизы. Ежемесячно предприниматели, которые осуществляют операции с подакцизными товарами (алкоголь, табак и пр.), обязаны вносить в федеральный бюджет определенную сумму налога, которая оговаривается законодательством. Акциз – это косвенный сбор, который первоначально оплачивается предпринимателем, а впоследствии включается в стоимость продукции. Сумму взноса определяют разными способами: по фиксированным ставкам, процентным тарифам или комбинированным способом. Выбор зависит от единиц измерения продукции (килограммы, литры и т. д.) и определяется законодательством. Авансовый платеж по акцизам перечисляется не позднее 15 числа, а окончательный – до 25.
  • Налог на добычу полезных ископаемых (за исключением общераспространенных, например, щебень, песок и т. д.). Ставки исчисляются двумя способами: в процентном отношении налоговой базы, определяемой как стоимость добытого полезного ископаемого, или в рублях за тонну. Уплачивается ежемесячно в бюджет по месту нахождения участка, где добываются полезные ископаемые, не позднее 25 числа месяца, следующим за отчетным. Если недра находятся за пределами РФ, взносы производятся по месту жительства ИП.
  • НДС при перевозке грузов через границу России. Федеральный налог, уплачиваемый ИП таможенным органам в общеустановленном порядке. Даже если предприниматель не является плательщиком налога и работает по упрощенке или вмененке, согласно НК РФ он обязан осуществить выплату ввозного НДС.
  • Страховые взносы за наемных работников.
  • Страховые взносы за себя, которые уплачиваются в фиксированных размерах. К ним относятся взносы в ПФР и по обязательному медицинскому страхованию. Размер их определяется ежегодно, а оплата происходит до 31 декабря.
  1. Налоговая амнистия для ИП и физлиц по налогам страховым взносам


24 октября Постановлением № 78-УКС19-376 заместитель председателя Верховного Суда и председатель Судебной коллегии по уголовным делам Владимир Давыдов отменил постановление судьи ВС от 10 октября 2019 г., в котором последний фактически согласился с правомерностью использования специальной декларации, поданной предпринимателем Валерием Израйлитом в рамках «амнистии капиталов», в качестве доказательства по уголовному делу.

Однако Суд не рассмотрит кассационную жалобу защиты бизнесмена, поскольку в настоящий момент уголовное дело, в рамках которого она подана, находится в суде первой инстанции. Именно ему, по мнению зампредседателя ВС, и предстоит разрешить поставленный заявителем вопрос о допустимости изъятия спецдекларации и ее использвоания при расследовании уголовного дела.

Судья ВС поддержал допустимость выемки спецдекларации

28 марта 2017 г. Дзержинский районный суд г. Санкт-Петербурга разрешил ФСБ произвести выемку поданных Валерием Израйлитом специальных деклараций в отношении компаний-нерезидентов и банковских счетов, открытых им за пределами РФ. Указанные документы находились в ФНС России.

Один из защитников Валерия Израйлита, адвокат Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «Агарта» Николай Павловский, последовательно обжалуя постановление Дзержинского районного суда, дошел до Верховного Суда.

19 августа 2019 г. Николай Павловский обратился в Судебную коллегию по уголовным делам ВС с кассационной жалобой, в которой просил постановление от 28 марта 2017 г. отменить как не соответствующее требованиям уголовно-процессуального закона. Он сослался на то, что содержащиеся в представленной специальной декларации сведения являются налоговой тайной.

По мнению защитника, в данном случае был нарушен порядок получения доступа к таким сведениям, которые могут быть истребованы только по запросу самого декларанта. Адвокат также указал, что оспариваемый судебный акт повлек нарушение порядка доказывания в уголовном деле. Николай Павловский обратил внимание Суда и на тот факт, что удовлетворение соответствующего ходатайства перечеркнуло гарантии декларанта, закрепленные в действующем законодательстве.

Однако 10 октября судья Верховного Суда отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании (данное постановление имеется у «АГ»). По его мнению, нижестоящая инстанция правомерно разрешила производство выемки специальных деклараций, поданных Валерием Израйлитом, а также прилагаемых к ним документов, находящихся в ФНС России и имеющих значение для уголовного дела.

Судья ВС указал, что районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленные следователем материалы дела являются достаточными для вывода о том, что специальная декларация и прилагаемые к ней документы имеют значение для уголовного дела. Нижестоящая инстанция, как указано в постановлении, учла, что указанная информация является налоговой тайной, и вынесла «законное и обоснованное постановление».

Заместитель председателя ВС отменил постановление по процессуальным основаниям

Заместитель председателя Верховного Суда, председатель Судебной коллегии по уголовным делам Владимир Давыдов с постановлением от 10 октября 2019 г. не согласился. Указанный акт был отменен по процессуальным основаниям, при этом жалоба защитника Валерия Израйлита на рассмотрение кассационной инстанции так и не попала.

Владимир Давыдов отметил, что 6 сентября 2019 г. в Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга поступило уголовное дело по обвинению Валерия Израйлита в мошенничестве, в легализации денежных средств (иного имущества), приобретенных в результате совершения преступления, и в совершении валютных операций по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ч. 4 ст. 159, п. «а» ч. 2 ст. 193.1, п. «а» ч. 3 ст. 193.1, п. «б» ч. 4 ст. 174.1). По итогам предварительного слушания 26 сентября 2019 г. по уголовному делу было назначено судебное заседание.

Судья напомнил, что, если предварительное расследование окончено и уголовное дело, по которому поступили апелляционная или кассационная жалоба на постановление судьи, принятое в порядке ст. 165 УПК РФ, направлено в суд для рассмотрения его по существу, соответствующая инстанция отказывает в принятии жалобы либо прекращает производство по ней (п. 19 Постановления Пленума ВС № 19 от 1 июня 2017 г. «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)»).

В данном случае кассационная жалоба адвоката Николая Павловского была рассмотрена судьей ВС после поступления уголовного дела в суд первой инстанции для рассмотрения его по существу, пояснил председатель Судебной коллегии по уголовным делам. Соответственно, постановление от 10 октября 2019 г. подлежит отмене, а производство по кассационной жалобе – прекращению, указал он.

Заместитель председателя ВС разъяснил, что доводы защитника о нарушении требований закона при производстве следственного действия и недопустимости полученных по результатам такого следственного действия доказательств могут быть проверены в ходе судебного разбирательства при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Комментарии защитников Валерия Израйлита

В комментарии «АГ» Николай Павловский выразил согласие с позицией заместителя председателя ВС. «Вопрос кассационного обжалования судебных решений, принятых в период предварительного расследования, рассмотрен довольно конкретно в двух постановлениях Пленума Верховного Суда. Одно из них касается разрешения производства следственных действий, второе – производства в суде кассационной инстанции», – прокомментировал он.

Адвокат пояснил, что само по себе постановление судьи ВС об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения не предрешает вопрос законности оспариваемого акта о разрешении проведения следственного действия. Однако в данном случае судья решил высказать мнение об отсутствии нарушений. «Теперь Верховный Суд вернул все в изначальное положение. Сторона защиты при рассмотрении уголовного дела по существу намерена повторно заявлять ходатайство об исключении из числа доказательств как специальной декларации, так и всех доказательств, полученных на ее основании», – поделился Николай Павловский.

Он подчеркнул, что, по мнению защиты, положения ст. 4 Закона о добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках предоставляют правовые гарантии, в соответствии с которыми использование декларации в ОРД и в качестве доказательства по уголовному делу невозможно в любом случае. Возможность применения указанной гарантии, по словам адвоката, не зависит от того, в совершении какого преступления подозревается или обвиняется гражданин.

«Полагаю, что в некоторой мере происходит подмена понятий. Отказывая нам в исключении данного доказательства, суд первой инстанции сослался на положения закона, которые позволяют прекратить уголовное преследование (и туда действительно не входит состав, предусмотренный ст. 193.1 УК РФ). Но это никак не соотносится с указанными мной выше положениями об абсолютной недопустимости использования декларации в уголовных делах иначе как по требованию самого декларанта», – подчеркнул Николай Павловский.

Он также добавил, что сторона обвинения уже заявила, что в деле Валерия Израйлита специальная декларация не будет оглашаться, поскольку, по мнению прокуратуры, ссылка в обвинительном заключении на указанный документ излишня.

«Однако это не решает вопрос об исключении тех доказательств, которые были получены в том числе с использованием декларации. Например, заключения специалиста. Поэтому мы будем настаивать на необходимости исключения декларации и всех производных от нее доказательств как недопустимых», – заключил адвокат.

Другой защитник Валерия Израйлита, партнер, руководитель уголовно-правовой практики АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Виктория Бурковская сообщила «АГ», что обоснование судьи Верховного Суда в постановлении от 10 октября 2019 г., по сути, свелось к тому, что в декларации содержится налоговая тайна. «Поэтому суд якобы имел возможность разрешить выемку декларации. Аргументы о гарантиях, предоставленных ст. 4 Закона о добровольном декларировании, суд не оценивал. Это решение свидетельствует прежде всего о недостаточности правовых гарантий для декларантов. Выход мне видится в немедленной декриминализации ст. 193.1 УК РФ», – пояснила адвокат.

По словам Виктории Бурковской, адвокаты Валерия Израйлита планируют еще раз подавать ходатайство об исключении из числа доказательств спецдекларации и показаний, содержащих сведения из нее. Защитник отметила, что ранее аналогичное ходатайство было отклонено Смольнинским районным судом, поскольку он не усмотрел нарушений уголовно-процессуального закона.

Адвокаты высказались о возможности использования спецдекларации в уголовном деле

Адвокат, руководитель практики международного налогообложения ФБК Legal Дмитрий Парамонов отметил, что ч. 4, 5 и 6 ст. 4 Закона о добровольном декларировании не очерчивают строго составы преступлений, на которые распространяются. «Буквальное их толкование позволяет заключить, что никакое уголовное дело не может быть возбуждено на основании данных из специальной декларации», – указал он.

Дмитрий Парамонов обратил внимание на тот факт, что в то же время данный закон содержит положение, согласно которому ни одна из указанных гарантий не применяется, если в отношении лица на момент подачи декларации было возбуждено уголовное дело по специально указанным составам. «Очевидно, что таким образом законодатель стремился предупредить возможность оттягивания момента подачи специальной декларации до последнего момента. Она не должна была стать индульгенцией при уже возникших претензиях государства к конкретному лицу по составам, указанным в законе», – полагает эксперт.

Буквальное толкование закона, по его мнению, говорит о том, что по всем иным составам гарантии продолжают действовать, несмотря ни на что. При этом, как сообщил Дмитрий Парамонов, очевидно, что первоначально правоохранительные органы и суды придерживались позиции, согласно которой все гарантии, указанные в законе, действуют только в отношении прямо перечисленных составов. «Безусловно, фактическая возможность изъятия специальной декларации противоречит духу законодательства о добровольном декларировании активов. А если разобраться тщательно, то и букве закона, который не предполагал, что суды либо правоохранительные органы превратят архив Федеральной налоговой службы, хранящий специальные декларации, в читальный зал», – заключил адвокат.

Руководитель Налоговой практики юридической фирмы VEGAS LEX Юрий Иванов, комментируя постановление судьи ВС от 10 октября 2019 г., отметил, что допущение возможности использования спецдекларации в качестве доказательства по уголовному делу – плохой сигнал для бизнеса. «В законе много подобных "тонких мест" касательно полноты и безусловности предоставляемых гарантий при добровольном декларировании активов и счетов», – указал он.

Адвокат, партнер юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов полагает, что постановление от 10 октября 2019 г. не противоречит буквальному толкованию действующего законодательства, но расходится с тем смыслом, который заложен в Законе о добровольном декларировании. «В настоящее время в подавляющем большинстве случаев правоохранительные органы либо самостоятельно, либо в судебном порядке могут истребовать любые документы, чем они и пользуются», – отметил он.

Денис Фролов полагает, что принятие ВС подобных актов так или иначе повлияет на желание бизнеса раскрывать свои активы и пользоваться налоговой амнистией. «С одной стороны, у государства нет претензий по поводу налогов и легализации активов. С другой стороны, правоохранительные органы могут использовать эту декларацию в рамках уже возбужденных уголовных дел. Причем не всегда они используют эти декларации в качестве непосредственно доказательств, но тем не менее формируется общий негативный фон уголовного преследования», – пояснил адвокат.

По его мнению, выход из этой ситуации один – обращение в Конституционный Суд с целью проверить, соответствует ли Конституции правоприменение Закона о добровольном декларировании в части допущения возможности правоохранительных органов в судебном порядке истребовать специальные декларации. «Можно только надеяться, что КС РФ признает подобную практику противоречащей Конституции РФ и запретит такие действия. Это бы сказалось благоприятно как на общей обстановке, так и на желании бизнеса раскрыть активы», – подытожил Денис Фролов.

Его коллега, адвокат и руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Зайцев добавил, что Закон о добровольном декларировании не содержит запрета на изъятие правоохранительными органами специальных деклараций. «Это осуществляется в рамках иного правового регулирования, согласно другим нормативным актам, в которые не вносились изменения после принятия указанного закона. Поэтому формально такое изъятие законодательству не противоречит», – пояснил он.

При этом Денис Зайцев подчеркнул, что Закон о добровольном декларировании прямо запрещает использовать такие документы в качестве доказательств по уголовным делам или делам об административных правонарушениях. «Они могут быть использованы в качестве доказательств, если это будет выгодно декларанту. В таком случае он может заявить ходатайство о приобщении этих материалов в качестве доказательства», – отметил адвокат.

При оценке влияния подхода, отраженного в постановлении от 10 октября 2019 г., он согласился с Денисом Фроловым. «Это крайне негативно повлияет на всю декларационную кампанию. Бизнесмены уже отказываются пользоваться "амнистией капиталов", так как риски от подачи документов превышают возможную выгоду. В целом условия последней волны "амнистии", в отличие от предыдущих, нельзя назвать удобными для бизнеса, поэтому массового открытия сведений не будет», – заключил Денис Зайцев.

налоговая амнистия 2018

с 1 января 2018 г. вступила в законную силу налоговая амнистия!

Это значить, что начиная с 1 января 2018 года, с индивидуальных предпринимателей и физических лиц будут списываться долги, признанные безнадежными к взысканию. Индивидуальных предпринимателей освободят от задолженности по налогам, возникшей до 1 января 2015 года, и по страховым взносам, начисленным до 1 января 2017 года,а с обычных граждан будут списаны долги по имущественным налогам: транспортному, земельному, налогу на имущество.

Кого касается налоговая амнистия 2018 г.

Физических лиц

По каким налогам будут списаны долги

Рассмотрим перечень основных налогов, по которым в 2018 году ожидается списание недоимки.

1. Обычный гражданин (физическое лицо)

  • Транспортный налогСписанию подлежит вся задолженность, возникшая до 1 января 2015 года, а также пени, начисленные на нее до дня принятия решения о списании долга
  • Земельный налог
  • Налог на имущество

2. Индивидуальный предприниматель (ИП)

  • Налог по УСН, ЕНВД, ПСН, НДФЛСписанию подлежит долг по всем налогам, уплачиваемым в связи с применением налоговых режимов (единый налог по УСН, ЕНВД, ПСН, а также НДФЛ), возникший до 1 января 2015 года, а также пени и штрафы с момента возникновения до дня принятия решения о списании
  • Страховые взносы

Взносы на обязательное страхование, подлежащие уплате в ПФР, ФФОМС, ФСС, возникшие за период до 1 января 2017 года

Важно: Введены льготы по земельному налогу для пенсионеров на федеральном уровне в размере 600 кв.м. Это означает, что налог не будет взыскиваться с 6 соток земли пенсионера, что значительно облегчит налоговую нагрузку на указанную категорию лиц.

Рассмотрим более подробно порядок и особенности списания задолженности каждой из указанной выше категории лиц.

Налоговая амнистия для ИП

В отношении ИП, имеющих задолженность по налогам, возникшую до 1 января 2015 года, списанию будет подлежать вся сумма неуплаченных обязательных платежей вне зависимости от ее размера. Однако законодатель ограничил перечень налогов, по которым возможно «прощение» долга.

Так, в данный список не попали:

  • Налог на добычу полезных ископаемых.
  • Акцизы.

НДС, уплачиваемый в связи с перемещением товаров через границу РФ.

Также наряду с налогом будет списана вся сумма пеней и штрафных санкций, начисленная в связи с его неуплатой, начиная с периода образования до момента вынесения налоговой инспекцией решения о списании долга.

Помимо налогов, прощать ИП планируется и в части неуплаченных страховых взносов, образовавшихся на период до января 2017 года при условии, что ИП деятельности все это время не вел, отчетности не сдавал, в связи с чем страховые взносы был начислены ему в максимальном размере, согласно ч.11 ст. 14 закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Важно: списание по взносам возможно только в случае, если ИП не вел деятельности, в связи с чем долг по фиксированным платежам, допустим за 4 квартал 2017 года, предпринимателю списан не будет.

Налоговая амнистия для обычных граждан

Согласно изменениям, вносимым в НК РФ в 2018 году, с физических лиц будет списана безнадежная задолженность по:

  • Транспортному, земельному и имущественному налогу, образовавшаяся за периоды до 1 января 2015 года включительно, а также пени, начисленные на указанную недоимку с периода образования задолженности и до момента вынесения решения налоговым органом.При этом не имеет значения размер недоимки, причина ее возникновения, а также материальное положение должника. По закону вся сумма указанной задолженности будет признана безнадежной к взысканию, подлежащей списанию в одностороннем порядке налоговым органом.
  • НДФЛ, подлежащая уплате в связи с получением гражданином дохода, с которого работодателем не был исчислен и уплачен в бюджет налог.

Данная ситуация затрагивает случаи, когда гражданин получил от работодателя доход, с которого не был исчислен и уплачен в бюджет НДФЛ.

Напомним, что работодатель является налоговым агентом по отношению к своему работнику, в связи с чем он обязан самостоятельно рассчитывать и перечислять в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, о чем, в свою очередь, обязан отчитаться в справке по форме 2-НДФЛ.

Если работодатель по какой-то причине не может перечислить НДФЛ в бюджет, он должен уведомить об этом работника и налоговый орган. В этом случае обязанность уплатить налог ложится на плечи работника.

Законом о налоговой амнистии суммы задолженности по НДФЛ, образовавшиеся в результате описанной выше ситуации, подлежат списанию за период с января 2015 года по январь 2017 года.

Также, как и в случае с ИП, законодатель ограничил перечень доходов, подлежащих списанию.

налоговая амнистия в 2018
Долги по каким доходам не подлежат списанию

Перечень доходов, не подлежащих списанию, будет перечислен в п.72 ст. 217 НК РФ. К указанным доходам будет относиться прибыль гражданина, полученная:

  • в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполнение работ, оказание услуг;
  • в виде дивидендов и процентов;
  • в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ;
  • в натуральной форме, определяемых в соответствии со ст. 211 НК РФ, в том числе подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или ИП;
  • в виде выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях.

В данном случае речь идет о задолженности, образовавшейся из-за списания долгов граждан организациями – например, операторами связи и банками, уточняет глава правового департамента HEADSConsulting Диана Маклозян. По оценкам специалистов, данная сумма составляет порядка 22 млрд рублей.

Как и в какой срок будет производиться списание долгов

Списание задолженности с граждан и ИП будет производиться в одностороннем порядке, то есть никаких документов и заявлений указанные лица представлять в налоговые органы не будут!

Законом не установлена обязанность уведомления ИП и граждан о списанном долге и его сумме. Предполагается, что заинтересованное лицо должно будет самостоятельно обратиться в налоговые органы за уточнением суммы недоимки и размера списанной задолженности.

Официальный текст — статьи 6,7,11 и 12 Закона

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 6

Внести в статью 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4176) следующие изменения:

1) часть 3 после слов «, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации» дополнить словами «, если иное не установлено частью 31 настоящей статьи»;

2) дополнить частью 31 следующего содержания:

«31. В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.».

Статья 7

Внести в статью 19 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4183) следующие изменения:

1) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;

2) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами.».

Статья 11

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

2. Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

3. Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в части 1 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (индивидуального предпринимателя) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию.

Статья 12

1. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

2. Установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 1 января 2015 года, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, утратившими статус индивидуального предпринимателя до даты принятия такого решения.

3. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.

4. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию.

Успеть пока не поздно

Вслед за принятием Государственной Думой в феврале 2020 года поправок в Закон «О добровольном декларировании физлицами активов и счетов в банках», с 1 марта 2020 года в России начала действовать амнистия капиталов. Что же такое амнистия капиталов?

Прежде всего, это возможность добровольно задекларировать свои активы (недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги), контролируемые иностранные компании и/или счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации.

Ключевое слово здесь – «добровольно». Вы и только вы должны решать, участвовать ли вам в амнистии. Тем не менее, это уникальная возможность вывести свои активы «из тени», и избежать при этом административной, налоговой или даже уголовной ответственности.

Не секрет, что многие российские граждане долгие годы придерживались позиции «чем меньше обо мне и моих деньгах знает государство, тем лучше». Однако ситуация во всем мире стремительно меняется. Уже этой осенью пройдёт первый автоматический обмен информацией между Россией и десятками других стран (более подробно читайте об этом в моей статье «А как они узнают? или автоматический обмен информацией»), и тайное может стать явным.

Амнистия действует ровно один год: с 1 марта 2020 по 28 февраля 2019. Чтобы принять участие в амнистии, нужно заполнить и подать специальную декларацию. Обратите внимание, специальную декларацию можно подать только один раз. Никакие дополнения, исправления или уточняющие декларации не допускаются. Можно сказать, что здесь нет права на ошибку.

Нормативная база

Нормативно-правовой базой, на основании которой проводится амнистия капиталов физических лиц, являются:

  1. ФЗ №140 от 8 июня 2020 года.
  2. ФЗ №110 от 29 мая 2020 года.
  3. ФЗ №111 от 29 мая 2020 года.
  4. Поправки в действующий Налоговый кодекс, описывающие освобождение от оплаты штрафов за утаивание сведений об участии в деятельности иностранной организации и др.
  5. Поправки в Уголовный кодекс, описывающие условия освобождения от уголовной ответственности.

Это интересно: Амнистия в октябре 2020 года в России

Что можно задекларировать?

В рамках амнистии капитала, в специальной декларации можно указать следующие сведения (ст.3 Закона «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках», далее Закон №140-ФЗ):

  • Земельные участки и другие объекты недвижимости (Лист А Специальной декларации)
  • Транспортные средства (Лист А1 Специальной декларации)
  • Доли в уставном капитале организации (Лист Б Специальной декларации)
  • Акции, облигации и иные ценные бумаги (Лист В Специальной декларации)
  • Сведения о номинальном владельце, в том случае если кто-то владеет и управляет активами в ваших интересах (Лист Г Специальной декларации)
  • Контролируемые иностранные компании (КИК) (Листы Д и Е Специальной декларации)
  • Счета в банках, расположенных за пределами Российской Федерации (Лист Ж Специальной декларации)
  • Счета в банках, если вы являетесь непрямым владельцем (бенефициарным владельцем счёта) (Листы З и З1 Специальной декларации).

Хотя во многих средства массовой информации и называют эту амнистию амнистией зарубежного капитала, все вышеперечисленные активы (за исключением КИК и счетов в иностранных банках), могут находится как за рубежом, так и в Российской Федерации.

Важно знать, что гарантии защиты, указанные в Законе об амнистии, предоставляются исключительно в пределах имущества, КИК и счетов в иностранных банках, задекларированных в специальной декларации.

Пример 1.

Российский гражданин указал в специальной декларации только 4 из своих 10 счетов в иностранных банках. Федеральной Налоговой Службе (ФНС), в рамках автоматического обмена информацией, стала известна информация обо всех его счетах. Данный гражданин может быть привлечён к ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства по шести незадекларированным счетам.

Чем закончилась первая волна амнистирования капитала

Естественно, что в принудительном порядке, руководство страны сделать этого не могло, поскольку деньги размещены на счетах или вложены в такие проекты, которые не подпадают под действие российского законодательства. Кроме того, определить, где конкретно находятся суммы, принадлежащие россиянам, крайне сложно.

Принимая решения об амнистировании, власти предлагали соблюсти только одно, но очень простое действие – простить правонарушение, при условии, что деньги вернуться в страну. Альтернативой такого шага мог стать принудительный возврат средств, но уже с применением наказания к виновному лицу.

На последний вариант государства вряд ли решится, поскольку это навсегда отобьет охоту иметь дело с отечеством на финансовом уровне.

Амнистия была объявлена и действовала в течение года. Итог оказался не утешительным. Воспользовались данной возможностью лишь 7200 граждан по данным Минфин РФ, а эксперты отмечают и более скромную цифру – порядка 2500 граждан.

Первая амнистия капиталов была запущена в России в 2020 году. С 1 июля 2020 года по 30 июня 2016-го налоговикам удалось собрать около 7200 деклараций от россиян, имеющих активы за рубежом. Речь о банковских счетах, ценных бумагах и бизнесе.

Вторая волна амнистии стартовала почти через два года после завершения первой — 1 марта 2020 года. Налоговые органы не спешат раскрывать количество россиян, которые ей воспользовались. Однако в общем известно, что второй этап амнистии капиталов был более успешным, чем первый.

Это интересно: Проект амнистии 2020 года в России

В рамках этого режима у российских налоговиков появилась возможность узнавать о наличии зарубежных счетов у российских налоговых резидентов. В начале февраля 2020 года, за месяц до окончания второго этапа амнистии капиталов министр финансов Антон Силуанов заявил — на этом этапе россияне задекларировали более 10 миллиардов евро на своих зарубежных банковских счетах.

По условиям амнистии капиталов, россиянам не нужно уплачивать налоги с задекларированных активов, за исключением налога на прибыль КИК. Закрыв КИК до 1 марта 2020 года, человек освобождался от НДФЛ с полученных при закрытии иностранной компании доходов.

Тогда же, в первой половине февраля, Минфин четко обозначил — следующий этап амнистии капиталов будет проходить по новым правилам. Заявить о наличии активов за рубежом будет недостаточно. Придется перевести их в Россию.

Что гарантирует закон об амнистии капиталов?

Во-первых, Закон №140-ФС гарантирует освобождение от возможной уголовной ответственности в рамках следующих преступлений (часть 3 ст.76.1 УК РФ):

  • Нарушение требований о репатриации (возвращении) валютной выручки в крупном и особо крупном размере (ст.193 УК РФ – штраф до 1 млн. рублей или лишение свободы на срок до 5 лет)
  • Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном и особо крупном размере (ст.194 УК РФ – штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 5 лет)
  • Уклонение физического лица от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере (ст.198 УК РФ – штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 3 лет)
  • Уклонение от уплаты налогов и сборов организаций в крупном и особо крупном размере (ст.199 УК РФ – штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 6 лет)
  • Неисполнение обязанностей налогового агента в крупном и особо крупном размере (ст.199.1 УК РФ – штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до 6 лет)
  • Сокрытие денег или имущества организации или ИП, за счёт которых должны быть уплачены недоимки по налогам и сборам в крупном и особо крупном размере (ст.199.2 УК РФ – штраф до 2 млн. рублей или лишение свободы на срок до 7 лет)

Во-вторых, гарантируется не привлечение к административной ответственности за предпринимательскую деятельность без регистрации, без лицензии/разрешения или с грубым нарушением требований разрешения/лицензии (ст.14.1 КоАП РФ).

В-третьих, гарантируется отсутствие ответственности за налоговые правонарушения, в том числе в виде штрафов от 20% до 40% от суммы неуплаченного налога.

Важная информация:

  • Гарантии защиты, предоставляемой Законом об амнистии капитала, распространяются на события, произошедшие до 1 января 2020 года (п.13 ст.5 Закона №140-ФЗ). Исключением является ответственность по валютному законодательству, подробнее о которой я расскажу ниже.
  • Не требуется возвращать в Россию имущество и прочие активы, находящиеся за рубежом (ст.6 Закона №140-ФЗ).
  • Освобождение от ответственности возможно только если вы подали специальную декларацию до возбуждения соответствующего уголовного дела или дел об административном или налоговом правонарушении (часть 8 ст.4 Закона №140-ФЗ).
  • Сведения, сообщённые в специальной декларации, не могут служить основанием для возбуждения уголовного, административного или налогового дела.
  • Сведения, содержащиеся в специальной декларации, считаются налоговой тайной Российской Федерации. ФНС обеспечивает конфиденциальное хранение данных сведений. Данные сведения НЕ могут быть предоставлены другим государственным органам и организациям (например, Министерству Внутренних Дел).
  • Гарантии предоставляются только в отношении активов, указанных в специальной декларации (см. Пример 1 выше).

Специальные гарантии в рамках валютного регулирования

Я хочу подробнее рассказать об особенностях валютного регулирования и валютного контроля применительно к амнистии капитала.

Как вы, возможно, уже знаете, валютные резиденты должны уведомлять ФНС об открытии/закрытии счетов в иностранных банках, ежегодно подавать отчёт о движении денежных средств, а самое главное – соблюдать список разрешённых валютных операций (более подробно читайте об этом в моей статье «А ты отчитался о своих франках, фунтах, долларах?») Несоблюдение валютного законодательства чревато большими штрафами. В случае запрещённых валютных операций штраф может составлять от 75% до 100% от суммы операции.

Закон об амнистии капиталов защищает от всех штрафов по валютному регулированию по всем счетам в иностранных банках, открытых до 1 января 2020 года и указанных с специальной декларации. Подробный перечень штрафов за валютные правонарушения, от которых есть гарантия в рамках амнистии капитала (статья 11 Закона №140-ФЗ), следующий:

  • Осуществление незаконных валютных операций (часть 1 ст.15.25 КоАП – штраф от 75% до 100% от суммы операции). Подробнее о разрешённых валютных операциях читайте в моей статье «ФНС России о признании незаконными всех операций по счетам в иностранных банках».
  • Непредоставление уведомления об открытии/закрытии счёта в иностранном банке (ч.2.1 ст.15.25 КоАП – штраф для физлиц от 4 тыс. до 5 тыс.рублей, для юридических лиц от 800 тыс. до 1 млн. рублей)
  • Предоставление уведомления об открытии/закрытии счёта в иностранном банке с нарушением срока (ч.2 ст.15.25 КоАП – штраф для физлиц от 1 000 до 1 500 рублей, для юридических лиц от 50 тыс. до 100 тыс. рублей)
  • Несданный отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках (ч.6 ст.15.25 КоАП – штраф до 3 тыс.рублей, в случае повторного нарушения – штраф 20 тыс.рублей)
  • Нарушение правил репатриации (возврата) валютной выручки – (ч.4 ст.15.25 КоАП – штраф до 100% от суммы выручки)

Важная информация:

  • Под амнистию попадают только счета, открытые до 1 января 2018 года. При этом можно задекларировать счета, которые к данному моменту уже закрыты.
  • Все валютные операции и зачисления денежных средств по задекларированным счетам считаются совершёнными без нарушений валютного законодательства до даты предоставления специальной декларации.
  • Вместе со специальной декларацией нужно подать уведомления об открытии/закрытии счетов в иностранных банках, если вы ранее не уведомляли ФНС об этом (ч.1 ст.7 Закона №140-ФЗ). При этом такие уведомления не будут считаться поданными с нарушением срока (ч.2 ст.7 Закона №140-ФЗ).
  • В законе об амнистии капитала не устанавливаются специальные правила, касающиеся представления отчёта о движении денежных средств по счетам в иностранных банках. Однако по мнению ФНС России, после подачи специальной декларации декларант все еще должен подать отчёт о движении денежных средств. О том, как заполнить этот отчёт читайте в моей статье «Как правильно заполнить отчёт о движении средств по счету в иностранном банке».

Какие сведения можно включить в специальную декларацию?

Физическое лицо в срок с 1 июля по 31 декабря 2020 года вправе представить декларацию, содержащую следующие сведения:
1) об имуществе (земельных участках, других объектах недвижимости, транспортных средствах, ценных бумагах, в том числе акциях, а также долях участия и паях в уставных (складочных) капиталах российских и (или) иностранных организаций), собственником или фактическим владельцем которого на дату представления декларации является декларант;

Фактический владелец имущества – это физическое лицо, в интересах и (или) по поручению которого номинальный владелец имущества осуществляет права собственника этого имущества на основании договора номинального владения имуществом.

Читайте также: