Специалист по налоговому планированию

Опубликовано: 19.09.2024


  • Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?
  • Общие принципы налогового планирования
  • Формы налогового планирования
  • Методы налогового планирования
  • ИТОГИ

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили шаблон должностной инструкции специалиста по налоговому планированию. Получите пробный демо-доступ к К+ и переходите к документу. Это бесплатно.

  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2020-2021 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

    Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.

Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
    • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
    • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
    • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

    ИТОГИ

    Налоговое планирование позволяет легально снизить налоговую нагрузку на предприяетие или ИП. Методов и принципов проведения налогового планирования достаточно много. Основные из них мы рассмотрели в данной статье.

    Пять советов начинающему бизнесмену от юриста, консультация юриста, консультация адвоката (Май 2021).

    Как специалист по налогам может помочь вашему малым предприятиям 2021

    Налоговый сезон для бизнеса - это круглогодичная ответственность для владельцев бизнеса. Сейчас самое подходящее время, чтобы найти налогового специалиста и начать планировать свои бизнес-налоги для предстоящего налогового сезона.

    В этой статье обсуждаются типы налоговых специалистов и способы, которыми эти люди могут помочь с вашими бизнес-налогами. Налоговым специалистом является тот, у кого есть опыт и верительные грамоты, которые помогут вам с налогами, в частности с налогами на бизнес.

    Налоговый специалист - это больше, чем просто налоговый консультант. В этой статье мы рассмотрим, что такое налоговый специалист, какие полномочия нужны налоговым специалистам, и как этот человек может помочь вам с вашими бизнес-налогами.

    Почему вам нужен налоговый специалист

    Что? ! У вас нет налогового специалиста, которому вы доверяете, чтобы помочь вам с вашими бизнес-налогами? Никогда не поздно начать смотреть. Наличие хорошего налогового консультанта может означать:

    • Экономия денег в налоговое время
    • Не нужно вынимать записи и делать это самостоятельно (и это примерно так же больно, как идти к дантисту!) И
    • Наличие того, кто может помогите, если вы получите аудит.

    Что такое налоговый специалист

    Налоговым консультантом является финансовый эксперт с обучением в налоговом законодательстве. Налоговый специалист должен быть в курсе текущих налоговых правил, которые меняются каждый год. Налоговые консультанты регулируются IRS, который также определяет типы профессионалов, которые могут практиковать до IRS.

    В этот список включены адвокаты, СРА, зарегистрированные агенты и другие зарегистрированные составители налоговых деклараций.

    Что делает налоговый специалист?

    Налоговые специалисты могут помочь вам с вашими бизнес-налогами - до, во время и после подготовки налога:

    Перед подготовкой к налогам: Профессиональный налоговый консультант может дать вам советы по налоговому планированию, но налоговое планирование - т до незадолго до конца года; он продолжается в течение всего года.

    Вы должны разговаривать со своим налоговым специалистом в стратегических точках в течение года - каждый квартал, как минимум, для обсуждения стратегий минимизации ваших налогов (законно, конечно, избегая, а не избегая).

    Во время подготовки к налогам: Ваш налоговый специалист, скорее всего, также будет вашим налоговым составителем, выполняя работу по подготовке вашей налоговой декларации вашего бизнеса и вашей личной налоговой декларации. Если вы платите налоги с предприятий через свою личную налоговую декларацию, один и тот же человек должен делать оба возвращения, чтобы вы могли координировать сбережения налогов. Например, потеря ваших налогов на малый бизнес (через Списку C) может быть применена к вашему лизинговому счету, чтобы снизить общие налоги. И более низкий доход от бизнеса означает более низкие налоги на самозанятость, которые вы должны заплатить лично вместе с подоходными налогами.

    После подготовки к налогам: Когда ваша налоговая декларация подана, все еще может быть работа для вашего налогового специалиста, если вы будете проверены.Имеет смысл, чтобы ваш налоговый составитель был тем, к кому вы обращались за помощью, если вы получили письмо от IRS, в котором говорится, что вас проверяют. Этот человек должен иметь право представлять вас перед IRS во время аудита. IRS-регулируемые налоговые специалисты (адвокаты, CPAs, зарегистрированные агенты и другие зарегистрированные налоговые составители) могут пойти с вами на аудит IRS или представлять вас при аудите.

    Кто может быть налоговым специалистом?

    Как отмечалось выше, IRS перечисляет несколько типов финансовых специалистов, которые могут выступать в качестве налоговых консультантов и которые могут представлять налогоплательщика перед IRS. Кто-то, кто не удовлетворяет требованиям IRS, вероятно, не является хорошим человеком для использования в качестве налогового консультанта.

    1. A Налоговый адвокат Ищите адвоката, который специализируется на налогах на бизнес, а не только на личные налоги. Вероятно, общий адвокат не будет иметь текущие знания о налогах на бизнес, чтобы иметь возможность дать вам хороший совет.

    2. A Сертифицированный публичный бухгалтер (CPA) . Найдите CPA, который имеет лицензию на ведение бухгалтерского учета в вашем штате и у кого есть опыт в предпринимательских налогах. Кстати, «бухгалтер» - это не CPA. Подробнее см. Разницу между бухгалтерами и CPAs.

    3. Агентом , является налоговый специалист, который имеет право готовить налоги и представлять налогоплательщиков перед IRS.

    Зачисленный агент не может представлять налогоплательщиков в Налоговом суде.

    Налоговые специалисты, которые готовят бизнес-налоги

    Любой может подготовить налоговые декларации для других, но вы можете найти кого-то с опытом. Например, ваш шурин может быть в состоянии делать свои бизнес-налоги с использованием программного обеспечения для подготовки налогов, но платные составители налогов должны зарегистрироваться в IRS и получить PTIN (заплаченный идентификатор налогоплательщика). Узнайте больше о том, как найти хорошего налогового консультанта / налогового специалиста.

    Подробнее о получении справки по налогу на прибыль бизнеса.

    Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы

    • Инструкции c 601-800
    • Форма: Должностная инструкция специалиста по налоговому планированию

    Образцы и примеры должностных инструкций по подразделениям предприятия и отраслям деятельности

    Специалист по налоговому планированию

    ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
    ------------------------------
    (наименование должности)
    00.00.0000 N 000
    --------- -------------------
    (подпись) (инициалы, фамилия)
    Специалиста по налоговому 00.00.0000
    планированию

    1. Общие положения

    1.1. На должность специалиста по налоговому планированию принимается
    лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое или юридическое)
    образование, дополнительную подготовку в области налогов и сборов, стаж
    работы по специальности не менее _________________________________________.
    (2 лет/3 лет/др.)
    1.2. Специалист по налоговому планированию должен знать:
    - Налоговый кодекс Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие налогообложение юридических и физических лиц, основные международные нормативные правовые акты в сфере налогов и сборов;
    - принципы организации предпринимательской деятельности, создания юридических лиц, разработки учредительных документов;
    - методические материалы, касающиеся предпринимательской и иной деятельности юридических и физических лиц;
    - основы налогового планирования;
    - основы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
    - порядок ведения налогового учета и составления налоговой отчетности;
    - методы оптимизации налогообложения;
    - договорное право;
    - современные информационные технологии, порядок эксплуатации, программное обеспечение в сфере налогов;
    - структуру и принципы организации налоговых органов;
    - основы трудового законодательства;
    - Правила внутреннего трудового распорядка;
    - правила охраны труда и пожарной безопасности;
    - ______________________________________________________________________.
    1.3. Специалист по налоговому планированию в своей деятельности руководствуется:
    - Уставом (Положением) _______________________________________________;
    (наименование организации)
    - настоящей должностной инструкцией;
    - _____________________________________________________________________
    (иными актами и документами, непосредственно связанными с
    __________________________________________________________________________.
    трудовой функцией специалиста по налоговому планированию)
    1.4. Специалист по налоговому планированию подчиняется непосредственно
    __________________________________________________________________________.
    (наименование должности руководителя)
    1.5. В период отсутствия специалиста по налоговому планированию (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
    1.6. ___________________________________________________________________.

    2. Функции

    2.1. Стратегическое налоговое планирование.
    2.2. Контроль за своевременной и полной уплатой налогов и сборов.

    3. Должностные обязанности

    Специалист по налоговому планированию исполняет следующие обязанности:
    3.1. Изучает законодательство о налогах и сборах, методические указания и рекомендации ФНС России, Минфина России; отслеживает изменения в законодательстве; изучает концепции налоговых реформ; анализирует направления государственной налоговой политики.
    3.2. Разрабатывает программы проведения мероприятий, позволяющих изменить налоговое положение организации (участие в капитале новых организаций; изменение организационно-правовой формы; внесение изменений в учредительные документы организации; изменение порядка формирования уставного капитала, способствующего налоговой оптимизации; внедрение видов деятельности, по которым законодательством предусмотрено предоставление налоговых льгот; внесение изменений в кадровую и структурно-организационную политику организации; др.).
    3.3. Разрабатывает основные концепции налоговой политики организации.
    3.4. Осуществляет текущее налоговое планирование (разрабатывает налоговый бюджет; составляет прогнозы исполнения налоговых обязательств, исходя из планируемых сделок; прогнозирует налоговые последствия от проводимых сделок, изменений организационной и производственной структуры; определяет способы и условия формирования налоговой базы по видам налогов и сборов, источники их выплаты; составляет графики исполнения налоговых обязательств, проведения взаимозачетов; др.).
    3.5. Совместно с финансовыми работниками организации и бухгалтерией определяет учетную политику организации, устанавливает необходимость ее корректировки, просчитывает варианты положений учетной политики; разрабатывает методическую основу для определения состава затрат, относимых на себестоимость для целей налогообложения.
    3.6. Разрабатывает предложения по наиболее эффективному использованию оборотных средств организации; вносит на рассмотрение руководителю финансового подразделения предложения по порядку использования и распределения прибыли, позволяющему управлять налоговым бременем, проекты схем налоговой оптимизации.
    3.7. Совместно с юристом организации разрабатывает контрактные схемы, позволяющие создать оптимальные налоговые условия для осуществления различных сделок с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарно-материальных ресурсов.
    3.8. Разрабатывает комплекс мероприятий, позволяющих использовать налоговые льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (реструктуризация организации, корректировка финансово-хозяйственной политики организации, участие в благотворительных и иных социальных программах, пр.).
    3.9. Оформляет необходимую документацию для получения льгот, предоставления особых налоговых условий; курирует движение документации, прохождение ее через различные налоговые инстанции, принятие решения по предоставлению налоговых льгот.
    3.10. Осуществляет стратегическое налоговое планирование (оценивает возможность введения новых налогов и сборов, изменения налоговых баз и ставок; составляет прогнозы налоговых обязательств организации в связи с проведением государственной налоговой реформы, введением новых глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации, при наступлении форс-мажорных обстоятельств; составляет график соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации; составляет обоснования планируемых к применению налоговых схем; прогнозирует эффективность применяемых налоговых схем; осуществляет оценку риска различных программ действий; др.).
    3.11. Осуществляет внутренний налоговый контроль за своевременной и полной уплатой налогов и сборов в бюджеты, представлением отчетности по налогам и сборам в установленные сроки.
    3.12. Направляет запросы в ФНС России, департамент налоговой политики Минфина России, иные налоговые и государственные органы.
    3.13. ________________________________________________________________.
    (иные обязанности)

    4. Права

    Специалист по налоговому планированию имеет право:
    4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации.
    4.2. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников.
    4.3. Запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы.
    4.4. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
    4.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении должностных обязанностей.
    4.6. _________________________________________________________________.
    (иные права)

    5. Ответственность

    5.1. Специалист по налоговому планированию привлекается к ответственности:
    - за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
    - за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
    - за причинение материального ущерба - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
    5.2. ___________________________________________________________________.

    6. Заключительные положения

    6.1. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
    осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
    Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
    подтверждается ____________________________________________________________
    (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой
    ___________________________________________________________________________
    частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления
    ___________________________________________________________________________
    с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции,
    __________________________________________________________________________.
    хранящемся у работодателя; иным способом)
    6.2. ___________________________________________________________________.

    Одна из важнейших составляющих работы по управлению финансами организации — налоговое планирование. Это комплекс действий, направленных на оптимизацию расходов по уплате налогов, сборов, всех обязательных платежей. Кроме того, планирование призвано снизить возможные риски в сфере налогообложения, а также исключить ошибки, ведущие к росту затрат. Наконец, с помощью грамотного управления налогами организация создает себе репутацию надежного, законопослушного и эффективного игрока. Это позитивно отражается на взаимоотношениях как с контролирующими органами (в первую очередь, с ФНС), так и с контрагентами.

    Для правильного налогового планирования требуется комплексный подход, включающий предварительный анализ ситуации, подготовку концепции, определение алгоритма действий и последовательную реализацию принятых решений. Законом предусматривается целый ряд методов, способов, мер, которые позволяют оптимизировать схему налогообложения и повысить доходность, снять риски, добиться больших успехов в деле развития предприятия.

    Значение и сущность

    Под налоговым планированием (прогнозированием) понимают систему законных действий, направленных на сокращение выплачиваемых налогов и повышение финансовых результатов компании. Это достигается за счет экономии, грамотного использования действующего законодательства, а также благодаря исключению ошибок во взаимоотношениях с контролирующими органами (отсутствию внеочередных проверок).

    Снижение нагрузки на организацию за счет профессионального подхода к налогообложению ведет к повышению ее конкурентоспособности на рынке, к улучшению имиджа и привлечению новых акционеров. Грамотное прогнозирование обеспечивает положительную динамику выручки, рост прибыли предприятия. Таким образом, значение налогового планирования невозможно переоценить.

    Ключевые цели прогнозирования

    Главные цели планирования:

    • законное применение предусмотренных в Налоговом кодексе льгот и освобождений;
    • формирование эффективной учетной политики;
    • обеспечение полной и своевременной уплаты налогов;
    • исключений рисков во взаимоотношениях с контролирующими органами (налоговое планирование проверок).

    Все предпринимаемые действия по сокращению налогового бремени нацелены на оптимизацию обязательных выплат, минимизацию расходов, увеличение оборотных ресурсов, повышение эффективности компании. В итоге, предприятие получает новые возможности для развития и показывает рост прибыли, что является ключевой целью любого бизнеса.

    Виды налогового планирования

    Работа по планированию может осуществляться в рамках отдельной компании, в масштабе группы компаний – партнеров, кроме того — на национальном и международном уровне. Наиболее актуально корпоративное прогнозирование, которое проводится в рамках отдельного бизнеса и позволяет достигать локальных результатов.

    Оптимизация налогов возможна на партнерском уровне. Это особенно актуально в случаях, когда бизнес раздроблен на несколько самостоятельных предприятий или тесно сотрудничает с другими компаниями (партнерами).

    О национальном планировании принято говорить, если хозяйственная деятельность осуществляется на территории одной страны. Если же бизнес работает в нескольких странах, возникает потребность в международном прогнозировании.

    Необходимость оптимизации налогов

    Потребности в эффективном налоговом планировании возникают у бизнеса еще на этапе регистрации. Уже в это время, до начала практической работы, следует спланировать форму, структуру предприятия и продумать схему налогообложения. Предпринятые меры позволят успешно стартовать и добиться серьезных успехов на ранней стадии развития.

    Для работающей компании важно максимально использовать возможности законодательства в части оптимизации налогов, при этом — добиться признания права такового использования со стороны фискальных органов. Практически это реализуется за счет профессионального прогнозирования и формирования эффективного менеджмента.

    Потребности в изменении подхода к налогообложению выражаются в цифрах: чем выше налоговая нагрузка по отношению к чистому доходу компании, тем более востребовано прогнозирование.

    Потребности в оптимизации:

    • высокая (критически важно организовать планирование) — если налоги, уплачиваемые предприятием, составляют 40% и более по отношению к чистому доходу;
    • актуальная (рекомендуется обеспечить эффективное прогнозирование) — если компания уплачивает от 20 до 35% налогов по отношению к доходу;
    • низкая — если общая налоговая нагрузка составляет до 15%.

    Задачи по оптимизации могут решаться привлечением выездных специалистов, а также посредством найма сотрудника в штат или организации отдела (для крупных компаний).

    Общие принципы налогового планирования

    Прежде чем организовывать налоговое прогнозирование на предприятии, следует четко представлять основные принципы этой масштабной работы. Следование принципам позволяет достигать намеченных целей без существенных рисков для бизнеса.

    Главные принципы планирования:

    • соблюдение закона — все предпринимаемые действия по оптимизации налогов должны производиться с учетом законодательных требований;
    • комплексный подход — в работе задействуются нормы не только налогового законодательства, но и всех прочих областей права;
    • своевременность — необходимо заблаговременно осуществлять прогнозирование, оперативно реагировать на изменения законодательства и структуры бизнеса;
    • рациональность — важно соблюдать принцип целесообразности тех или иных действий, направленных на сокращение налоговой нагрузки (полученные результаты всегда должны покрывать затраты);
    • обоснованность — наличие доказательств законности всех предпринимаемых действий (на случай претензий со стороны контролеров, в том числе судебной защиты и т. д.);
    • профессионализм — работу по планированию следует доверять только квалифицированным специалистам, имеющим соответствующий опыт;
    • конфиденциальность — содержание планирования, применяемого в организации, должно быть открыто ограниченному кругу лиц.

    Содержание налогового планирования

    Деятельность по налоговому прогнозированию включает несколько этапов. На первом этапе специалисты анализируют ситуацию и определяют ключевые риски. Кроме того, выявляются основные проблемы и конкретизируются задачи, которые требуют решения. На следующем этапе подбираются методы и инструменты, позволяющие решить поставленные задачи. Наконец, формируется оптимальная схема финансово-экономической деятельности в организации, и в соответствии с ней компания продолжает работу.

    Определение рисков

    Первый шаг на пути к эффективному налоговому планированию — выявление рисков, угроз возможных финансовых потерь. Под этим понимается самый широкий круг явлений, связанных с ошибками в работе бухгалтерии, неоправданными расходами, фискальным контролем и связанными с ним штрафными, судебными санкциями.

    Ключевые налоговые риски:

    • увеличение налогов;
    • претензии и проверки со стороны контролирующих служб;
    • судебное, уголовное преследование.

    Анализ ситуации и утверждение задач

    Эксперты анализируют, как устроена компания и каким образом ведется ее экономическая деятельность (в частности, финансовая). Специалисты определяют структуру налогового поля: устанавливают перечень выплачиваемых налогов, рассматривают имеющиеся ставки, льготы. Одновременно исследуются все виды отношений, в которых участвует налогоплательщик (изучаются договоры, бухгалтерские записи). В итоге, оценивается размер имеющихся обязательств (включая соотношение налогов к прибыли).

    На основе проделанной аналитической работы формируется концепция, выставляются задачи, которые необходимо решить. Они могут касаться оптимизации всей налоговой схемы предприятия, минимизации группы налогов или экономии по отдельным видам сборов.

    Подбор методов и инструментов планирования

    Существует широкий перечень методов, способов и средств налоговой оптимизации. Все эти возможности обеспечивает действующее российское законодательство. К известным инструментам относятся льготы, особые договорные отношения, спецрежимы налогообложения, средства учета и прочие способы избежать чрезмерных трат.

    Для примера, существуют льготы на имущество компаний, в которых свыше половины штата — инвалиды. Определенной экономии позволяет добиться применение особых форм отношений (в частности, продажа товаров через комиссионера или использование в производстве давальческого сырья).

    Налоговый кодекс РФ определяет ряд специальных режимов и особенных систем налогообложения: УСН (упрощенка для небольших предприятий и предпринимателей), ЕНВД, льготная система для свободных экономических зон.

    К действенным средствам учета относится расчет выручки по отгрузке и оплате, переоценка ресурсов, оценивание материальных запасов производства по себестоимости и т. д.

    Формирование схемы финансово-экономической деятельности

    Один из этапов налогового прогнозирования — подготовка схемы финансово-экономической деятельности предприятия. На этом этапе важно наиболее эффективно задействовать все имеющиеся методы и инструменты, чтобы решить поставленные задачи с максимальным результатом. Причем, схема составляется таким образом, чтобы полностью соответствовать положениям законодательства.

    При создании структуры финансово-экономической деятельности организации следует учитывать изменения в законодательной базе. Дело в том, что налоговая политика государства постоянно развивается и претерпевает корректировки: появляются новые тенденции, вводятся формы и режимы налогообложения, меняются ставки, отменяются и возвращаются льготы. Все эти изменения нужно принимать во внимание при прогнозировании, чем и занимаются специалисты: они постоянно ведут мониторинг законодательных актов и быстро реагируют актуальные на новшества, соблюдая принцип своевременности.

    Сроки и периоды прогнозирования

    Налоговое планирование — стратегическая работа с отложенным эффектом. Результаты усилий специалистов в области налогообложения становятся видны лишь по окончанию определенного периода. К тому же, прогнозирование ведется поэтапно, с течением времени схема может корректироваться, в нее вносятся очередные дополнения, в том числе в связи с вступающими в силу изменениями закона. Чаще всего новеллы законодательства вступают в силу спустя большой срок (1-2 года) после их объявления, что позволяет предприятиям спланировать свою будущую деятельность на перспективу.

    В Российской Федерации большое количество изменений закона вводится в начале года. Поэтому самым ответственным периодом для налогового планирования считается декабрь. В конце года схема оптимизации дорабатывается с учетом предстоящих нововведений, зачастую изменениям подвергаются определенные положения учетной политики, связанные с налогообложением.

    Формы и направления налогового прогнозирования

    Работа по прогнозированию с целью оптимизации налогообложения основывается на принципе комплексности и ведется в следующих формах:

    • мониторинг законодательства, сбор и изучение фактической информации;
    • создание и оптимизация схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
    • контроль над исполнением предпринятых мер, применением инструментов планирования.

    В процессе работы специалисты постоянно анализируют законодательство, чтобы своевременно реагировать на изменения. Кроме того, при росте налоговой нагрузки на организацию вводятся специальные мероприятия, нейтрализующие негативный эффект тех или иных явлений.

    Направления планирования

    Рассмотрим основные направления налогового планирования. Это общая база, на которой строится оптимизация нагрузки на компанию. В процессе прогнозирования важно вести грамотную работу по каждому из перечисленных направлений.

    • выбор организационно-правовой формы (желательно — перед государственной регистрацией бизнеса);
    • определение оптимального для организации налогового режима;
    • установление (изменение) объекта налогообложения;
    • создание структуры хозяйственной деятельности, в том числе дробление на подразделения различной направленности (реструктуризация);
    • выбор места регистрации компании с учетом особенностей местной ФНС, географической близости к активам предприятия, принадлежности к определенным зонам действия льгот и освобождений;
    • анализ и применение налогового законодательства с целью максимального использования предусмотренных льгот для конкретного налогоплательщика;
    • распределение доходов предприятия в целях дополнительного облегчения фискальной нагрузки.

    Методы налогового планирования

    Принцип комплексности в планировании предполагает привлечение разнообразных методов и способов уменьшения налогов для повышения доходности организации. Все методы условно делятся на внешние и внутренние.

    Внешние методы налоговой оптимизации достаточно ограничены, однако, при правильном применении, обеспечивают заметный результат в виде снижения расходов компании. Примеры: изменение субъекта налогообложения, замена вида деятельности, смена юрисдикции. Следует понимать, что внешние изменения — довольно серьезны, они влекут крупные последствия для бизнеса. Поэтому важно крайне взвешенно подходить к использованию подобных методов.

    Наряду с этим существуют внутренние способы минимизации налогов, которые имеют не столь очевидные последствия. Однако таких способов — гораздо больше, и возможности их применения — значительно шире.

    Внутренние методы налоговой оптимизации

    В арсенале специалистов по налоговому планированию есть большой спектр внутренних способов минимизации налогов и сборов для повышения эффективности компании. Далее перечислим и коротко охарактеризуем основные из них.

    Формирование учетной политики

    Один раз в год в организации утверждается учетная политика. Выбор политики учета — один из важнейших аспектов прогнозирования. В рамках данного подхода возможно проведение, в частности, переоценки ресурсов компании, что позволяет абсолютно законно сократить выплаты по налогам на имущество и доходы.

    Аналитико-расчетный метод

    В процессе планирования обязательно осуществляется анализ показателей прошедших налоговых периодов. Качественная аналитика позволяет обнаружить участки, где можно внести изменения, обеспечивающие уменьшение налогов.

    Анализ предшествующих периодов дает возможность заложить в новый бизнес-план корректировки, касающиеся следующих показателей:

    • объемы выполненных работ, предоставленных услуг, реализованных товаров (возможно сокращение налога на прибыль, налога на добавленную стоимость);
    • размеры активов, использующихся в экономической деятельности, включая земельные наделы (минимизация налогов на имущество, землю);
    • список работников (снижение выплат по НДФЛ, взносов во внебюджетные фонды).

    Балансовый метод

    Для создания бухгалтерской модели той или иной экономической, финансовой ситуации задействуется балансовый метод. Он предполагает учет балансовых показателей. В частности, данный метод применим при расчете финансовых потребностей и определении оптимальных источников привлечения средств. Это касается как внутренних процессов в компании, так и взаимодействия в группе связанных организаций (например, в отношениях между материнской компанией и дочками).

    Нормативный метод

    Для планирования будущих выплат по налогам и сборам важно учитывать действующие нормы, налоговые ставки. Такой подход называют нормативным методом, он позволяет точно рассчитывать ожидаемые показатели в целях прогнозирования расходов налогоплательщика.

    Оптимизация планов и решений

    В процессе налогового планирования специалисты обязательно рассматривают несколько вариантов планов и решений. Детальные прогнозы по каждому из сценариев позволяют сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного с точки зрения соотношения экономии затрат и рисков.

    Определение налогового поля

    Прогнозирование предполагает формирование так называемого налогового поля — схемы, которая описывает ключевые аспекты налогообложения в организации.

    Основные аспекты налогового поля:

    • полный перечень налогов и сборов, которые подлежат уплате;
    • имеющиеся льготы, освобождения;
    • выбранная система налогообложения;
    • статус налогоплательщика;
    • расположение субъекта;
    • сроки проведения выплат.

    При определении налогового поля принимаются во внимание следующие сведения: организационно-правовая форма предприятия, его учетная политика, виды хозяйственной деятельности. В рамках подготовленной базы специалисты детализируют каждый отдельный платеж, благодаря чему достигается высокая точность прогнозирования.

    Заключение

    Налоговое планирование — важный фактор развития организации. Услуги в области прогнозирования и оптимизации налогов особенно востребованы в компаниях с высоким уровнем расходов по отношению к прибыли.

    Профессиональный подход к планированию позволяет минимизировать выплаты в соответствии с законодательными возможностями, и в то же время — исключить риски во взаимоотношениях с ФНС (в том числе внеплановые проверки), другими контролирующими органами.

    В качестве решения вопроса оптимизации может быть привлечен выездной специалист (либо приглашена группа специалистов). Аутсорсинг — достойная альтернатива штатному сотруднику (отделу), при условии у приглашенных экспертов профессионального опыта в сфере налогового прогнозирования.

    • Санкт-Петербург
    • Нижний Новгород
    • Пермь
    • Майнкрафт
    Контакты

    Адрес приемной комиссии: г. Москва, ул. Мясницкая, д. 18, 2 этаж
    Менеджер программы - Дерюгина Галина Владимировна
    Тел.: (495) 771-32-48, (925) 517-11-80
    E-mail: gderyugina@hse.ru

    Программа «Стратегическое налоговое планирование и управление рисками», имея прикладной характер, является уникальным продуктом профессиональной переподготовки по вопросам налогового риск-менеджмента, разработанным специалистами ВШЭ с учетом актуальных потребностей работодателей из бизнес-сектора и из государственных структур. Данная программа - это курс углубленного изучения широкого спектра дисциплин от теории финансового и налогового права до комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности, отраслевых особенностей налогообложения и финансового управления, международных стандартов финансовой отчетности и особенностей трансформации, судебной практики разрешения споров в сфере финансов и налогов, аудита финансовой деятельности, анализа налоговых и финансовых рисков. В первую очередь данная программа нацелена на аудиторию, уже имеющую за плечами опыт работы в налоговом отделе компании (большим преимуществом для освоения курса будет опыт работы в управленческой должности).

    • Режим занятий вторник и четверг с 19:00-22:00, суббота с 10:00-17:00
    • Дата начала октябрь 2021
    • Выдаваемый документ Диплом о профессиональной переподготовке
    • Язык обучения русский
    • Реализующее подразделениеИнститут налогового менеджмента и экономики недвижимости
    • Направление подготовкиФинансы и кредит, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Менеджмент, Корпоративное управление, Налогообложение
    • Место проведения занятий г. Москва, ул. Мясницкая 20, главное здание НИУ ВШЭ

    Поступление

    Целевая группа

    • Руководители финансовых, налоговых, правовых департаментов российских и зарубежных компаний
    • Методологи по налоговому планированию российских и иностранных компаний
    • Профессиональные налоговые консультанты
    • Специалисты в области юрисприденции по налоговому праву, налоговые адвокаты, риск-менеджеры, аудиторы, специалисты в сфере налогового консультирования
    • Бакалавры и магистры, недавно закончившие основное обучение по направлениям экономика, право, финансы, которые стремятся углубить свои знания и получить дополнительную эксклюзивную специализацию по вопросам налогового права, налогового планирования и практики разрешения налоговых споров в налоговой сфере.

    Документы для приема

    Оригинал и копия паспорта или документа, заменяющего его

    Оригинал и копия документа об образовании и квалификации или справка об обучении для лиц, получающих высшее образование

    Оригинал и копия документа об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости)

    • 3 фотографии 3x4;
    • Анкета абитуриента, заявление на обучение, договор на обучение (выдается Институтом при подаче документов).

    Содержание программы

    В результате овладения программой слушатель будет:

    Знать

    Теоретические основы и законодательную базу в отношении налогового и финансового права; методы разработки налоговой стратегии компании и организацию плановых расчетов налоговых обязательств компании; принципы управления налоговыми рисками компании.

    Уметь

    Разрабатывать и реализовывать налоговую политику компании; планировать и координировать деятельность компании; эффективно организовывать и регулировать налоговые платежи компании, осуществлять налоговый учет и налоговое планирование в организации; эффективно использовать финансовые инструменты и современные методы управления для решения стратегических и тактических задач компании.

    Владеть

    Практическими навыками реализации функций по стратегическому планированию налоговых платежей на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу; современными технологиями налогового администрирования в отношении учета, анализа и прогнозирования налоговых поступлений; навыками экспресс - диагностики налоговых рисков компании, анализа финансовой, налоговой, бухгалтерской отчетности.

    Программа обучения:

    1. Базовая часть

    1.1 Трудовое право

    1.2 Налоговое право России

    1.3 Правовые и организационные основы консультационной деятельности

    1.4 Этика и психология делового общения (коучинг)

    2. Профильная часть

    2.1 Налоги и сборы с юридических и физических лиц: особенности исчисления и уплаты

    2.2 Отраслевые особенности налогообложения и финансового управления

    2.3 Бухгалтерский учет и отчетность

    2.4 Налоговый учет и отчетность

    2.5 Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности

    2.6 Международные стандарты финансовой отчётности и особенности трансформации

    2.7 Анализ налоговой нагрузки компании и меры ее оптимизации

    2.8 Анализ налоговых и финансовых рисков

    2.9 Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

    2.10 Мероприятия по налоговому контролю. Тактика сопровождения контрольных мероприятий

    2.11 Досудебное урегулирование налоговых споров

    2.12 Контрольные мероприятия полиции, взаимодействие с налоговыми органами

    2.13 Судебная практика разрешения споров в сфере финансов и налогов

    2.14 Практические навыки выступления в суде

    3. Дисциплины специализации

    3.1 Лидерство и управление человеческими ресурсами

    3.2 Оценка бизнеса и управление стоимостью компании

    3.3 Управление рисками компании

    3.4 Налоговое планирование и налоговая оптимизация

    3.5 Аудит финансовой деятельности

    Партнеры

    Ассоциация налоговых консультантов.

    Программа «Стратегическое налоговое планирование и управление рисками» НИУ ВШЭ аккредитована Ассоциацией налоговых консультантов (АНК). По итогам успешной сдачи выпускного квалификационного экзамена дополнительно выдается Аттестат налогового консультанта.

    Читайте также: