Спасательный плот псн 10

Опубликовано: 15.05.2024

Для достижения безопасности человеческой жизни очень важным является обеспечение судов и летательных аппаратов, чьи рейсы проходят над водными просторами, необходимым количеством соответствующих спасательных средств, в частности — сбрасываемых спасательных надувных плотов (ПСН).

К надувным спасплотам, согласно международному кодексу, предъявляются всеобщие требования:
✔ способность вынести тридцатидневное плаванье при любой погоде;
✔ необходима прочность:
для сброса с 18 м или с той высоты, на которой он содержится на корабле;
для прыжков на тент или днище с высоты более 4 м;
✔ все оборудование на спассредстве при этом тоже должно оставаться в сохранности;
✔ надежность при буксировке с расчетной загрузкой при определенной скорости (3 узла);
✔ наличие тента, устанавливающегося автоматически.

Тент, в свою очередь, должен соответствовать следующим условиям:
✔ защищать людей от перепадов температуры;
✔ быть приятным для зрения с внутренней стороны;
✔ иметь хорошо заметные входы, которые легко открываются и закрываются с обеих сторон;
✔ хорошо вентилироваться без угрозы попадания внутрь воды и холода;
✔ иметь как минимум одно окно;
✔ предоставлять возможность собирать выпадающие осадки;
✔ содержать устройство для размещения радиолокационного ответчика (РЛО);
✔ иметь высоту, позволяющую находиться под тентом сидящему человеку.

Устройство ПСН

Помимо надувной камеры, являющейся основным элементом плавучести, плот включает в себя днище и тент. Камера должна содержать несколько отсеков, чтобы оставаться на плаву при повреждении одного из них. Как правило, отсеки имеют форму колец и расположены один над другим, чтобы сохранить площадь для размещения людей в случае повреждения плота.

Тент делается из водонепроницаемого оранжевого материала, уложенного в два слоя так, чтобы между ними оставалась прослойка воздуха. Сверху он оснащается белыми световозвращающими вставками. В самой высокой точке тента закрепляется световое сигнальное устройство, батарея питания которого рассчитана минимум на половину суток работы. Плот также имеет внутренний источник света, который должен работать на протяжении того же срока.

Под плотом расположены карманы. Когда сооружение раскрывается, они заполняются водой, обеспечивая устойчивость ПСН и снижая интенсивность дрейфа под влиянием ветра. Плот также снабжается пусковым линем, позволяющим удерживать его около судна, а также открывать клапан газового баллона.

Установка ПСН на судне

Плот в герметичном пластиковом контейнере размещается на специальной раме и удерживается найтовами, проведенными к устройству отдачи. Прочность креплений контейнера рассчитывается так, чтобы они разрывались, когда начинается надувание плота.

Снаряжение спасательных плотов

Кроме пищи и пресной воды, плот в обязательном порядке оснащается вещами, необходимыми для выживания (ножи, черпаки, консервооткрыватели, сигнальные ракеты и др.). В комплект также входят медицинская аптечка и принадлежности для рыбной ловли.

Снабжение упаковывается в специализированную емкость, которая может являться частью плота, а может быть закреплена внутри него. Капсула с пищей должна иметь возможность продержаться на поверхности на протяжении 30 мин при полной сохранности содержимого.

Как выжить после кораблекрушения

Для выживания во время пребывания на плоту следует:
✔ по возможности держать спасательное средство сухим;
✔ контролировать давление в надувных камерах, при необходимости подкачивая их;
✔ следить за местонахождением острых предметов, способных нанести плоту повреждения;
✔ при обнаружении отверстия в плоту заделывать его немедленно;
✔ пить пресную воду, которую при крайней необходимости можно смешивать с морской в пропорции три к одному;
✔ используя все доступные емкости, собирать атмосферные осадки;
✔ использовать в пищу моллюсков, рыбу и других морских обитателей, которых удастся поймать;
✔ замершие части тела согревать в тепле, а не пытаться разогреть их массажем;
✔ если есть риск переворачивания плота, пересадить людей так, чтобы они его стабилизировали;
✔ подавать световые сигналы.

Техническое обслуживание

Каждый спасательный плот раз в год должен подвергаться процедуре технического обслуживания в специализированных центрах, имеющих соответствующий сертификат.

При каких условиях техническое обслуживание выполняется раньше срока:
✔ плот был использован как спасательное средство;
✔ включалась система надувания;
✔ поврежден контейнер;
✔ по желанию владельца.

ООО «ПСН-УФА» предлагает к реализации надувные спасательные плоты (ПСН-6, ПСН-10, ПСН-20 и др.) по минимальным стабильным ценам. Мы гарантируем высокое качество нашей продукции, которое подтверждается многолетним опытом эксплуатации.

Плот под парусом — соперник «Мевы»

В последнее время на различных водоемах все чаще можно увидеть надувные лодки под парусами. Мы же, когда у нас возникла идея провести свой отпуск на Белом море, решили вооружить ими надувной спасательный плот «ПСН-10М» и сделать из него полноценный надувной парусник — «семейный крейсер». Четыре года эксплуатации показали, что мы не ошиблись в выборе. Дважды побывали на Белом море, один раз — на Онежском озере. Группа из нескольких «Мев» и плота «Гиппопо» прошла по Азову. Провести выходные на воде тоже перестало быть проблемой, так как сборка занимает не более полутора часов. Габариты в сложенном виде позволяют перевозить наш плот всеми видами транспорта, включая метро и городские автобусы. У нас получилось две упаковки: пенал с каркасом 1,5X0,4Х0,2 м и абалаковский рюкзак с резиной. Общий их вес составил 58 кг.

Одной из особенностей конструкции является то, что собрать и разобрать каркас можно на плаву. Мы всегда пользовались такой возможностью, если на берегу не оказывалось удобной площадки.

Ходовые качества плота для путешествия вполне приемлемы. Средняя скорость в походе — около 5 км/ч. На Азове плот выходил обычно раньше «Мев» на час-полтора и приходил позже на час. Но позднее, когда мы сшили более качественные паруса, не раз бывало и так, что «Мевы» нас догнать не могли. Несмотря на свою неуклюжую форму, плот неплохо лавирует.

Плот обеспечивает некоторый комфорт и теперь мы можем брать с собой одного ребенка.

Под тентом, который закрывает половину плота, можно ночевать втроем, встав на якорь, а на ходу — вдвоем. Так что всегда можно укрыться от внезапного дождя. При ходе против крупной волны брызги в кокпит практически не попадают, это случается иногда только на полных курсах. В «каюте» всегда сухо, не считая, конечно, конденсата, который образуется в холодную погоду на стойках. В хорошую погоду «рубку» можно открыть — по всей длине тента вклеена застежка «молния».

В походе иногда мы не подходим к берегу по 10—12 часов и даже значительно дольше. Обед в таких случаях готовим в туристском кипятильнике (цена 3 р. 40 к., емкость 1 л), подвешивая его к каркасу тента. Для этих целей приспособили и примус «Турист». Бензина на весь отпуск требуется 2—2,5 л.

Одним из важных достоинств плота является большая грузоподъемность. Даже в случае прокола носовой или кормовой секции оставшаяся целой часть поддерживает на плаву тонну. Иногда на выходные дни мы выходили на плоту всемером, а однажды в нем уместилось со своими пожитками 9 человек, при этом мы еще могли лавировать против слабого ветра. Но максимальной пассажировместимостью все же надо считать 6—7 чел., а в походе — 3—4 чел.

При выборе судна большую роль сыграла простота изготовления нехитрого каркаса в домашних условиях. Для него мы использовали трубы из легкого сплава: 50X3X1500 — 2 шт., 42X3X2000 — 1 шт., 45X2x400 — 2 шт., 45Х2X60 — 1 шт., 40Х2Х1000 — 1 шт., 30Х1,5X1000 — 6 шт., 16X1,5X1200 — 2 шт. Для мачты, гика, гафеля — набор Тюменского моторного завода имени 50-летня СССР. Шверцы склепаны из двух листов пластмассы и распираются трубкой 30Х2Х800, перо руля вырезано из листа дюраля. Все работы были выполнены одним человеком за полтора месяца в условиях городской квартиры. Потребовался только набор слесарных инструментов и электродрель.

Применили гафельное парусное вооружение. Площадь грота 4,5 м 2 . В сильный ветер мы ставим рейковый стаксель (площадь 1 м 2 ); с ним значительно удобнее обращаться, не нужно перетягивать шкоты при перемене галса. Тяги от него, конечно, немного, но зато проще делать поворот оверштаг. В слабый ветер ставим стаксель площадью 3,2 м 2 .

Для тех, кто решит использовать ПСН для походов под парусом, хотим дать несколько советов. В месте соединения баллона с днищем следует заменить проклейку на капроновую, так как здесь всегда сыро, скапливается песок и резина начинает гнить. Перед длительным хранением ее нужно как можно тщательнее просушивать и пересыпать тальком. Хотя плот и обладает хорошей остойчивостью, особенно в загруженном состоянии, но о безопасности забывать все равно не стоит, ибо вернуть его в нормальное положение нелегко. Площадь парусов можно, конечно, увеличить до 9—10 м 2 , но в средний ветер (более трех баллов) 7 м вполне достаточно, так как скорость все равно будет не больше 7—8 км/ч. И, наконец, последнее. Чтобы не протирать днище и борта, нужно положить внутри плота толстую полиэтиленовую пленку. После этого никакие твердые предметы опасности для резины не представят.

Онего позади

Вооруженные парусами спасательные плоты можно считать надувными парусными яхтами, поскольку по сравнению с другими разборными туристскими судами они обладают большой грузоподъемностью, внушительной остойчивостью и, при достаточной фантазии владельца,— обитаемостью, граничащей по туристским понятиям с комфортом. Особенно плот ПСН-10, где можно соорудить настоящий кубрик. Но использовать надувной плот в роли парусника без переделок нельзя. При реконструкции существенно улучшаются качества плота, в чем мы убедились в походе по Онежскому озеру. В группу вошли два плота — яхты «Утюг» и «Жук», надувная лодка «ЛАС-3» и хорошо известная «Мева».

Информация об изображении«Жук» под парусом

«Жук» под парусом

«Утюг» и «Жук» имели существенные отличия от первого плота с парусом — «Гиппопо» Андрея Лосева, на котором он со своим семейным экипажем побывал на Онежском озере, Азовском и Белом морях. В отличие от «Гиппопо» на наших «плотах» появились заостренные носовые оконечности, в которых образовался вместительный багажник. Для образования нужных обводов в носу расположили надувные емкости между стрингерами. Рама «Жука» (плот ПСН-6) собрана из достаточно мощных труб, опирающихся на баллоны по бортам и корме. В кокпите, на трубе, находящейся в диаметральной плоскости, устанавливается столик-банка, а в транспортном варианте — тележка.

«Жук» оснащен двухмачтовым гафельным вооружением с площадью парусов 8,3 м 2 . Гротмачта ставится на шверц-балку, опертую на центральный поперечный баллон, бизань-мачта ставится на рулевую колонку, навешенную за кормой, и поддерживается трубчатой дугой. Стаксель с рейком по нижней шкаторине предельно упрощает управление парусами.

Тент, опирающийся на трубчатый каркас, имеет припуски по бортам, благодаря чему образуются «полочки» для термоупаковок с вещами и увеличивается высота надводного борта.

«Жук» вполне обеспечивает плавание трех человек, а в прогулочном варианте на нем размещается до 6 чел. «Утюг» сделан на основе плота ПСН-10. В походных условиях на нем могут находиться 4 человека, а в прогулочном варианте — до 8. Рама «Утюга» собирается из труб, уложенных на баллоны по контуру лодки. Носовая оконечность имеет самостоятельный байдарочный набор, шпангоут которого при-шнурован к баллону плота. Пространственная силовая ферма, служащая основой тента, опирается на раму. Она обладает достаточной жесткостью, чтобы выдержать осевое усилие от поворотной мачты. Лодка оснащена бермудским тендером с площадью парусов 13 м 2 .

Информация об изображенииРама парусного плота «Утюг»

Рама парусного плота «Утюг»

Лодка ЛАС-3 была снабжена накладной рамой и вооружена шлюпом. Оба паруса — виндсерферовского типа площадью 5 м 2 , причем стаксель ставится на жестком штаге, к которому крепится уишбон. В поход на ней пошли двое.

Итак, мы в плавании.

Медвежьегорск — прекрасное место для старта: за городом лес с удобной и хорошо защищенной бухтой. Погода теплая, но серая и мокрая. Первые дни июля.

Готовимся к выходу. Мы — не новички, знаем: вещи — «найдут» свои места только на третий день. «Общественный» груз, включая продовольствие, грузим на «плоты». «Мева» и «ЛАС» загружаются личными вещами экипажей. Возимся долго и. выходим поздно. Но никого это не смущаете над Онегой белые ночи. Ветер слабый, загрузка полная, идем в лавировку. В сумеречной дымке обмениваемся друг с другом световыми сигналами. Их у нас два: три длинных — «Иду, все в порядке», частые короткие — «Подойти ко мне (нужна помощь)», «Стоп». Этих сигналов нам хватало для всех ситуаций. В светлое время пользовались флагом-отмашкой; чтобы подать сигнал «Стоп», иногда спускали грот.

Первую часть путешествия погода не баловала. Было холодно, периодически прокатывались грозы. Вплоть до Повенецкого залива шли в лавировку при слабых ветрах. «Плоты» идут легко под углом 50—55° к ветру, «ЛАС» и «Мева» — покруче. При слабых ветрах легкие лодки, естественно, подвижнее тяжело груженных «плотов». При усилении ветра до 2 баллов и выше преимущество в скорости легких судов оказывается незначительным, а когда на «Меве» приходится брать рифы и на озере поднимается крутая волна более 0,5 м, «плоты» по скорости уже ничем не уступают легким судам, превосходя их по мореходности.

Пересекаем Повенецкий залив при ветре 2—3 балла. В серой мгле слева подмигивает нам одетый в черно-белую тельняшку маяк острова Бычок. На ходу с комфортом устраиваем обед: «стол» на «ПСН» накрывается как в салоне каютной яхты.

Информация об изображенииТрубчатый каркас «Жука»

Трубчатый каркас «Жука»

Длительных штормов нам испытать не пришлось, но грозовые шквалы налетали неоднократно. Наиболее мощный встретил нас в районе полуострова Оровский. Анемометр зашкаливало. Сила ветра при порывах доходила до 8 баллов. Запалубленные носовые части «плотов» надежно прикрывали каюту от брызг. Остальные лодки были мокрыми. На «Жуке» взяли рифы, но удержаться на курсе не удалось. Для подхода к берегу пришлось делать поворот фордевинд. К удивлению экипажа, «Жук» повернул легко. Остальные лодки шли в убежище к Оровгоре. На «Утюге» не успели зарифиться, спустили грот и под одним стакселем пошли к месту сбора на берегу. В дальнейшем все шквалы мы встречали >же подготовившись и на курсе, ведущем к убежищу.

На волне, доходящей до 1,5 м, плоты чувствовали себя превосходно. Они шли совершенно сухие, легко управлялись, удары о волны не ощущались и ход не терялся. На длительных переходах часть экипажа на ««плотах» могла спать на ходу.

Плавание выявило и слабые места «плотов». На «Утюге» — это оказалось крепление шверцев. Особенно беспокоили места приклейки надувного днища к баллонам: однослойная прорезиненная хлопчатобумажная ткань очень быстро начинала подгнивать. Видимо, имеет смысл этот пояс дублировать целиком. Площадь приклейки крепежных петель стоит увеличивать в 2—3 раза по сравнению со штатной, особенно в местах установки вант-путенсов.

В качестве временного пластыря при повреждении днища мы использовали двусторонние шины с резиновыми прокладками, соединяя их болтами с гайками-барашками. Удавалось достичь полной изоляции. Но даже набрав в отсек воды, плот идет уверенно, хотя этот дополнительный вес все же чувствуется.

Одним словом, мы пришли к выводу, что надувные яхты на основе плотов ПСИ вполне пригодны для серьезных путешествий под парусом.

Закончив путешествие в Кижах, мы договорились с дирекцией музея о проведении в будущем экспедиций по заданию музея, к которым могут присоединиться туристы-парусники из любой точки страны. Рядом с островом Кижи планируется создать стоянку для парусных судов с необходимым оборудованием. Музей приглашает туристов принять активное участие и в создании нового парусного «порта».

Плот спасательный надувной ПСН

Аварийно-спасательное и Противопожарное судовое оборудование

Плот спасательный надувной ПСН

капсула плота
капсула плота

является коллективным средством спасения пассажиров и экипажей судов различного назначения и типа, а так же надводных и подводных объектов, терпящих бедствие.

Существует 2 типа плотов ПСН спасательных:

Плоты ПСН (Россия)
Плоты ПСН (Россия)

Плоты ПСН (Россия) являются сбрасываемыми.

Сбрасываемый плот имеет принцип действия следующий:

-при сбрасывании специальной капсулы “скорлупы” с плотом в воду,происходит срабатывание гидростатического
разобщающего устройства на глубине 1.5 – 4 метра.Капсула раскрывается и плот ПСН, надуваясь и переворачиваясь вниз дном, всплывает на поверхность).

Плоты обладают хорошими эксплуатационными качествами при любом волнении моря. Надёжность плотам при длительном автономном плавании придает тот факт, что камера плавучести,стойки и днище плота полностью изолированы друг от друга.

SOLAS A Pack — для судов неограниченного района плавания;

SOLAS B Pack- для пассажирских судов,совершающих короткие международные рейсы;

SOLAS C Pack — для судов прибрежного плавания,не совершающих международные рейсы.

Кроме морских плотов, производятся и речные плоты.

Характеристики

Название ПСН-6МК ПСН-10МК ПСН-20МК
Вместимость, чел 6 10 20
Размеры в развернутом виде, мм 2160x2160x1380 2680x2680x1450 3750x750x1600
Размеры в контейнере, мм 1300×570 1450×600 1590×680
Масса плота в контейнере(чехле), кг, не более 120 150 185
Эксплуатация при температуре,°С от -30 до +65 от -30 до +65 от -30 до +65

Существует множество спасательных плотов различных производителей по всему миру.

Плот спасательный SOLAS A-PACK поставляется с оригиналом сертификата РМРС ф.6.5.31.

Плот Спасательный Надувной ПСН

Плот Спасательный Надувной ПСН

  1. Жилет СпасательныйЖилет спасательный не надувной предназначен для поддержания тела человека на поверхности.
  2. Литиевая батарея «RESCUE LITE-GB» для спасательных плотовЛитиевая батарея «RESCUE LITE-GB» для спасательных плотов (MASTER-1B) питает систему.
  3. Круг спасательныйКруг спасательный являются средством спасения на воде и служат для.
  4. Шашка дымовая судовая «COMET»Шашка дымовая судовая » COMET» (Германия) используется для снабжения плавательных.
  5. Гидротермокостюм спасательныйГидротермокостюм спасательный неопреновый с термоизоляцией, обладает плавучестью. ГТК относится к.
  6. SOLAS светоотражающая лента (Retro-reflective tape)SOLAS светоотражающая пленка Светоотражающая лента Solas используется для.

Спасательный плот на судне

Спасательный плот на судне

Спасательный плот − это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).

Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.

Дополнительный спасательный плот на судне

Дополнительный спасательный плот на судне

На судах, где расстояние от носовой или кормовой оконечностей до ближайшего плота превышает 100 м, должен быть установлен дополнительный плот.
Рядом должны храниться как минимум 2 жилета и 2 гидрокостюма, а также должны иметься посадочные средства с каждого борта (на высокобортных судах - посадочные трапы, на низкобортных – спасательные шкентеля с мусингами.

Общая масса плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые. Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физическом и психическом состоянии.

Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН – плот спасательный надувной).

Надувной спасательный плот

Спасательный плот

Основными элементами спасательного плота являются:

камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);

днище − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;

тент − водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым.
Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:

по меньшей мере, одно смотровое окно;

устройство для сбора дождевой воды;

устройство для установки радиолокационного отражателя или SART;

полосы из белого световозвращающего материала.

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Внутри плота устанавливается внутренний источник света с ручным выключателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 секунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.

Карманы выполняют две функции:

обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;

раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу.

Заполненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.

Пусковой клапан спасательного плота

Пусковой клапан спасательного плота

Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, закрытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя.

При открытии пускового клапана газ заполняет отсеки в течение 1 – 3 минут.

Пусковой линь имеет двойное назначение:

используется для открытия клапана на баллоне с газом;

используется для удержания плота на воде у борта судна.

Длина пускового линя не менее 15 метров.

Установка плота спасательного надувного (ПСН)

Установка плота спасательного надувного (ПСН)

На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.
Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота. Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.

Схема крепления ПСН к судну:
1 – найтов; 2 – глаголь-гак; 3 – пусковой линь; 4 – гидростат; 5 – слабое звено; 6 − бандажная лента

Крепление плота спасательного надувного к судну

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°. Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов − ручной и автоматический.

Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирующее звено. Есть устройства, у которых освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри,удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом.
В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат − устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метров. По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленным на подпружиненной мембране.
Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной.

Гидростат режущего типа

Гидростат режущий

Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 метров внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезается веревочная петля, удерживающая найтовы.

Гидростат разобщающего типа

Гидростат разобщающего типа

Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент.
Корпус данного гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается изнутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.

Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитана на то, что под давлением воды произойдет освобождение отсоединяющейся головки гидростата,что приведет к освобождению плота от найтовов.

Гидростат разобщающего типа

Гидростат разобщающий

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера.

Соединение пускового линя с судном осуществляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена достаточна для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При дальнейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного конца самого пускового линя.

Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения.

Поэтому при ручной отдаче первое,что необходимо сделать до отдачи найтовов, выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая вставка в пусковой линь или надрез на лине.

Спуск плота спасательного надувного (ПСН) на воду

Спуск плота спасательного надувного (ПСН) на воду

Посадка в сбрасываемый спасательный плот производится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру посадки, однако это проще и надежнее в условиях шторма.

Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдерживать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 метров и выдерживать многократные прыжки людей на него с высоты не менее 4,5 метров.

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в него наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:

вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам;

вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;

раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь.

Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и упершись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение.

Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны.

В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот:

переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим;

можно прыгать на плот с высоты до 4,5 метров, если есть уверенность,что в нем нет людей;

можно спуститься по штормтрапу;

можно спуститься по спасательному шкентелю с мусингами;

можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;

помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде,но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:

отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя;

выбрать плавучий якорь;

подтянуть водяные карманы;

использовать весла из аварийного запаса.

В спасательном плоту и на воде

Cпасательный плот на воде

Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К нижней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в районе ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.

Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:

образование воронки при погружении судна под воду;

возможность взрыва при пожаре;

всплытие с тонущего судна крупных плавающих предметов;

возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спасательных средств позволяет:

равномерно распределить людей, воду, продукты питания и т. п.;

более рационально использовать средства сигнализации;

более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ(несение вахты, ловля рыбы и т.п.).

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат места гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поставить плавучие якоря и опустить водяные карманы.

Снабжение спасательного плота

Снабжение спасательного плота

2 плавучих весла;

средства осушения: плавучий черпак и 2 губки;

2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.

специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту.

спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров;

ремонтный комплект для заделки проколов: клей, пробки и зажимы;

ручной насос или меха для подкачки плота;

питьевая вода консервированная из расчета 1,5 литра на человека;

пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;

аптечка первой помощи;

таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;

по одному гигиеническому пакету на человека;

теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;

инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.

радиолокационный маяк – ответчик (SART);

УКВ переносная радиостанция;

4 красные парашютные ракеты;

6 красных фальшфейеров;

2 плавучие дымовые шашки;

электрический водонепроницаемый фонарь;

сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток;

• 2 плавучих весла;• средства осушения: плавучий черпак (два черпака для плотов вместимостью 13 человек и более) и 2 губки; 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия ПСНа сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.• специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту.• спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 м;• ремонтный комплект для заделки проколов. Обычно, в комплект ремонтных принадлежностей входит материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы для быстрой заделки повреждений;• 3 консервооткрывателя;• ножницы; ручной насос или меха для подкачки плота;• питьевая вода консервированная из расчета 1,5 л на человека;• пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;• аптечка первой помощи;• таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;• по одному гигиеническому пакету на человека;• рыболовные принадлежности;• теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;• инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.



Рис.89. Установка ПСН на борту судна.

• радиолокационный маяк – ответчик (SART);• УКВ переносная радиостанция;• 4 красные парашютные ракеты;• 6 красных фальшфейера;• 2 плавучие дымовые шашки;• электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для по дачи сигналов по азбуке Морзе;• сигнальное зеркало (гелиограф);• сигнальный свисток;• таблица спасательных сигналов.

Установка ПСН.

На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.

Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.


Рис.90. Схема крепления ПСН к судну.

1 – найтовы; 2 – глаголь-гак; 3 – пусковой линь; 4 – гидростат; 5 – слабое звено; 6 - бандажная лента.

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°.

Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов - ручной и автоматический.

Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирующее звено. Плот остается связанным с судном.

Есть устройства, у который освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат- устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 м.

По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.


Рис.91. Гидростат режущего типа.

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленном на подпружиненной мембране.

Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 м внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезывается веревочная петля, удерживающая найтовы.

Плот остается связанным с судном только через слабое звено.

Гидростат разобщающего типа. Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент.

Корпус данного гидростата также разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается изнутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.


Рис.92. Гидростат разобщающего типа.

Как и в предыдущем примере, жесткость пружины, удерживающей мембрану (а следовательно, и запирающее устройство), рассчитана на то, чтобы под давлением воды на глубине до 4 м произошло освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приводит к освобождению плота от найтовов.

Плот остается связанным с судном только через слабое звено.

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена составляет 2,2 + 0,4 кН, что достаточно для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При дальнейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного конца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому, при ручной отдаче, первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов - выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая вставка в пусковой линь или надрез на лине.

Спуск ПСН на воду.

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в виде рисунков с пояснениями наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:• освободить найтовы;• вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам;• вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;• раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь;

Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и уперевшись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;• переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:- можно прыгать на плот с высоты до 4,5 м, если есть уверенность, что в нем нет людей;- можно спуститься по штормтрапу; - можно спуститься по швартовному концу; - можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;• помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).


Рис.93. Инструкция по спасательным плотам.

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:- отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя.- выбрать плавучий якорь;- подтянуть водяные карманы.

Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К нижней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в районе ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.

Для отхода от судна нужно использовать весла из аварийного снабжения, а также можно использовать плавучий якорь, забрасывая его вперед и подтягиваясь на нем. Для того, чтобы якорь можно было забрасывать, к центру купола нужно прикрепить какой-либо тяжелый предмет (например, ботинок).

Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:• образование воронки при погружении судна под воду;• возможность взрыва при пожаре;• всплытие с тонущего судна плавающих предметов;• возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спасательных средств позволяет:• равномерно распределить людей, воду, продукты питания, теплые вещи и т.п.;• более рационально использовать средства сигнализации;• более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, оказание медицинской помощи нуждающимся, ловля рыбы и т.п.);• облегчить поиск средствам, ведущим поисково-спасательную операцию.

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат места гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поставить плавучие якоря и опустить водяные карманы.


Рис.94. Поисково-спасательные операции.

Вопросы и задания для самопроверки:

Сколько шлюпбалок обслуживают каждую шлюпку?

Что составляет шлюпочное устройство?

Из чего состоит шлюпбалка?

Какие бывают шлюпбалки?

Сколько спасательных шлюпок на борту судна?

Какова скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения ?

На какое время запас топлива должен быть в шлюпке для работы двигателя полным ходом?

Как определить вместимость спасательного плота?

Что такое топрик?

Что такое спасательный шкентель?

Как часто должно проверяться шлюпочное снабжение?

Что необходимо закрывать перед спуском шлюпки на воду?

Что такое лопарь?

Что такое шлюптали?

Что такое фалинь?

Какое назначение гидростата?

При каком крене и дифференте допускается спуск плота?

На какой глубине гидростат автоматически срабатывает?

Сколько времени требуется на подготовку и спуск шлюпки?

Какую скорость развивает шлюпка на тихой воде?

На какое время работы двигателя должен быть запас топлива в шлюпке?

Читайте также: