Совокупность государственных бюджетно налоговых и иных финансовых

Опубликовано: 16.05.2024

На основе прослушанной лекции и изучения дополнительной литературы ответить на следующие вопросы:

  1. Что представляют собой финансы как экономическая категория?

2. Что представляет собой финансовый рынок, какие элементы он в себя включает?

Какую роль играет финансовый рынок в мобилизации и использовании финансовых средств? Можно ли это сказать о финансовом рынке России?

  1. Дайте определение финансовой системы. Назовите составные элементы финансовой системы. По какому принципу выделяют сферы финансовой системы?
  2. Почему необходимо выделять отдельные звенья в системе финансов? Охарактеризуйте основные звенья финансовой системы.

Задание 1

Подберите каждому термину его определение.

А) финансовая политика; Б) финансовая система; В) финансовые потоки; Г) финансовые ресурсы; Д) финансовый менеджмент; Е) финансовый рынок; Ж) финансы; З) целевые внебюджетные фонды; И) экономический субъект.

- система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства;

- совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределения и использования для выполнения государством своих функций;

- средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет, и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь;

- служат проявлением в стоимостной форме постоянных, устойчивых взаимосвязей хозяйствующих субъектов, государственных органов, домашних хозяйств и общественных организаций по поводу производства, распределения, обмена и потребления ресурсов, товаров и услуг;

- денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования или государства и предназначенные для выполнения ими финансовых обязательств, осуществления расширенного воспроизводства, стимулирования эффективной деятельности и иных функций, осуществляемых ими в экономике;

- совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т.е. реализуются функции финансов;

- система управления ресурсами, связанная с организацией финансовых потоков управляемого объекта, включающая в себя совокупность методов, инструментов и управленческих механизмов, используемых для достижения стратегических и тактических целей развития управляемого объекта;

- юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей;

- совокупность глубоко интегрированных рыночных отношений, обеспечивающих сферу обращения посредством аккумуляции денежных средств, их перераспределение между субъектами рынка, где объектами сделок являются капиталы в различных формах их проявления на основе действия закона спроса и предложения.

Задание 2

Выбрать правильные варианты ответа:

б) денежные отношения между экономическими субъектами;

в) органы управления финансовой системой;

г) все ликвиды: деньги, ценные бумаги, товарные запасы, недвижимость, драгоценности и т.п.

2. Финансы присущи:

а) любой экономической системе;

б) только рыночной экономике;

в) той экономике, которая использует натуральный обмен;

г) той экономике, которая использует натуральные подати.

3. Сущность финансов:

а) автономна по отношению к типу экономической системы;

б) совпадает с типом экономической системы;

в) всегда противоречит интересам бизнеса;

г) преследует цель поддержки каждого члена общества.

4. Сущность финансов проявляется в функциях:

а) образования и использования денежных фондов;

б) аккумулирующей, стимулирующей, контрольной;

в) распределительной, контрольной и стимулирующей.

6. Роль финансов в расширенном воспроизводстве заключается:

а) в распределении;

5. Финансы как экономическая категория определяются:

а) системой денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и по­литических задач государства;

б) системой отношений в обществе по поводу образования и исполь­зования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового нацио­нального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства;

в) системой денежных отношений в обществе по поводу образовании и использования централизованных и децентрализованных фондов де­нежных средств в рамках распределения и перераспределения валовою национального продукта и национального дохода для решения эконо­мических, социальных и политических задач государства.




6.Какое из утверждений относительно распределительной функции финансов

a) Объектом распределения является стоимость совокупного общественного продукта и национального дохода.

b) Существует первичное и вторичное распределение.

c) Первичное распределение происходит в сфере материального производства.

d) Перераспределение имеет возвратный характер

7. Экономические отношения по поводу финансов включают:

а) денежные отношения, распределительные отношения, по формирования и

использования денежных фондов;

б) особенности устройства и деятельности предприятий;

в) процесс принятия решений по использованию финансовых ресурсов;

г) разработку экономической политики предприятия;

д) все перечисленное верно.

8. В чем причина финансового кризиса в России?

а) взаимные неплатежи хозяйствующих субъектов;

б) низкая собираемость налогов;

в) сложность налоговой системы и их высокий уровень;

д) ничего не подходит.

9. Финансы России перестраиваются в направлениях:

а) жесткой централизации;

б) самофинансирования экономических субъектов;

в) использования только прямых налогов;

г) введения как новшества косвенных налогов.

10. Финансовая система – это:

а) совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

б) совокупность финансовых рынков для заключения финансовых сделок.

11. Финансовая система РФ включает в себя сферы:

а) общегосударственные финансы и сферу финансовых органов;

б) общегосударственные финансы, финансы предприятий, учреждений, организаций, органы управления финансами страны и финансовый рынок;

в) общегосударственные финансы и финансовый рынок.

12. Общегосударственные финансы представляют собой:

а) система денежных отношений по формированию и использованию централизованных и децентрализованных фондов для осуществления деятельности государства и субъектов хозяйствования;

б) этосистема денежных отношений, связанных с формированием централизованных доходов и фондов денеж­ных средств и использованием их на общегосударственные пот­ребности.

13. Общегосударственные финансы включают в себя:

а) государственный бюджет и государственный кредит;

б) целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

в)государственный бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит.

14. Государственный бюджет – это:

а) финансовый план централизованных государственных доходов;

б) совокупность экономических отношений по поводу формирования и

использования государственного централизованного фонда денежных средств;

в) орган управления финансовой системой страны.

Задание 3

В табл. 1 приведены данные об объемах доходов бюджетов и численности населения по городам — центрам субъектов Российской Федерации. Рассчитайте бюджетную обеспеченность городов — доходы бюджета на душу населения. Определите по два города с наибольшей и с наименьшей бюджетной обеспеченностью.

Город Доходы бюджета, млн. руб. Числен- ность насе- ления, тыс. чел. Бюд- жетная обеспе- чен- ность Город Доходы бюджета млн. руб. Числен- ность насе- ления, тыс. чел. Бюд- жетная обеспе- чен- ность
Архангельск 1 113,000 369,0 Омск 1644,964 1 182,0
Брянск 720,700 457,0 Пермь 020,5 2 964,327 1 020,5
Владивосток 2 708,937 610,0 Ростов-на-Дону 2 084,325 1008,5
Горно-Алтайск 116,375 51,0 С.-Петер- бург 33726,800 2600,0
Дудинка 280,869 32,0 Тюмень 2 062,074 502,0
Екатеринбург 3 805,346 1 310,0 Уфа 3 366,600 1 086,0
Иркутск 1 910,017 593,7 Хаба- ровск 1 385,336 609,6
Йошкар4Ола 349,163 250,0 Чер- кесск 117,526 121,0
Краснодар 2 266,587 756,5 Элиста 248,041 102,0
Липецк 1 571,008 518,6 Наль- чик 487,170 231,0
Москва 139065,741 8750,0 Якутск 313,600 196,0

Задание 5

Заполнить таблицу 2.

Отличия государственных финансов от муниципальных финансов

Признак Федеральный уровень Региональный РФ Местный уровень

Список литературы

  1. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И.Архипова. – М.: Проспект, 2000.
  2. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998.
  3. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, 1999

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

бюджет и бюджетная система. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

На основе прослушанной лекции и изучения дополнительной литературы ответить на следующие вопросы:

1. Дайте определение бюджета как экономической категории. В чем его сущность (общественное назначение)? Какие функции выполняет бюджет государства? Назовите принципы построения бюджета.

2. Что представляет собой бюджетная классификация, в чем заключается необходимость ее использования?

3. Назовите основные виды бюджетной классификации. Охарактеризуйте бюджет как финансовый план государства (состав и структуру доходов и расходов).

4. Дайте определение бюджетной системы государства? От чего зависит ее состав? В чем отличие бюджетного устройства федеративного и унитарного государств?

5. Дайте определение бюджетного процесса и назовите его стадии.

6. В чем причины бюджетного дефицита? Какие способы может использовать государство в целях покрытия дефицита бюджета?

  1. Основы государственного и муниципального кредита.
  2. Государственные и муниципальные займы и долг.
  3. Управление государственным долгом.

Задание1

Подберите каждому термину его определение.

а) бюджетная ссуда; б) бюджетные компенсации; в) дотация; г) нормативно-долевая дотация (трансферт); д) регулирующие доходы бюджетов; е) собственные доходы бюджетов; ж) субвенция; з) субсидия.

- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

- бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года;

- сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из фонда финансовой поддержки регионов или фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации, исходя из утверждаемых законами об этих бюджетах долях (процентов) субъектов Федерации или муниципальных образований в указанных фондах;

- суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня;

- виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ;

- федеральные, региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам доходов;

- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление целевых расходов.

Задание 2

Провести анализ доходов бюджета и рассчитать прогноз доходов в таблице 2 на следующий период если известно, что уровень инфляции составит 14%, а курс доллара возрастет на 5%. Доходы федерального бюджета таблица 1

Таблица 1,млн. руб.

Наименование налога (сбора) Сумма Доля
Налоги на прибыль 8,88%
Налоги на товары и услуги. (НДС, акцизы и др) 58,19%
в т.ч. НДС 44,38%
Налоги на совокупный доход 0,39%
Платежи за пользование природными ресурсами 8,88%
Налоги на внешнюю торговлю 16,27%
Неналоговые доходы 7,40%
Всего доходов 100,00%

Таблица 2. Прогноз доходов бюджета.

Наименование налога (сбора) Базовый период Коэффициенты пересчета Прогноз
Налоги на прибыль
Налоги на товары и услуги. (НДС, акцизы и др)
в т.ч. НДС
Налоги на совокупный доход
Платежи за пользование природными ресурсами
Налоги на внешнюю торговлю
Неналоговые доходы
Всего доходов

Задание 3

Заполните таблицу 3

Регулирование государственного долга

Орган, регулирующий государственный долг Функции

Задание 4

Заполните таблицу 4

Отличия государственного кредита от муниципального

Признак Уровень
Федеральный Региональный Местный

Задание 5

Методические указания

Наиболее популярными среди государственных ценных бумаг являются облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ), государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) и облигации государственного сберегательного займа (ОСЗ). Широкое применение получили казначейские обязательства (КО) и векселя.

Заполните таблицу 5

Государственные ценные бумаги

Вид ценной бумаги Цели выпуска Срок погашения

Список литературы

  1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студ. вузов
    / И.М. Александров. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: Дашков и К˚, 2006 г. – 318 с.
  2. Колпакова, Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Колпакова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансыи статистика. 2004. – 495 с.
  3. Финансы и кредит: учебник для студентов вузов / под. ред. М. Ф. Романовского, Г.Н. Белоглазовой; СПБГУ ФИНЭК. – М.: Высшее образование, 2006. – 575 с.
  4. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И.Архипова. – М.: Проспект, 2000.
  5. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998.

Финансы предприятий: теория и практика: учебник для студентов вузов / С. В. Большаков. – М.: Книжный мир, 2006. – 617 с

4. Финансы и финансовая политика

Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и государства. Они используются на цели воспроизводства, стимулирования, удовлетворения социальных нужд общества.

1) распределительная – распределение национального дохода заключается в создании так называемых первичных доходов:

а) заработной платы рабочих, служащих, доходов сельскохозяйственных рабочих;

б) доходов предприятий сферы материального производства; перераспределение между гражданами (пенсии), отраслями (сельское хозяйство), предприятиями, регионами;

2) контрольная – контроль за распределением ВВП и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению; контрольная функция осуществляется с помощью финансовых органов;

3) стимулирующая (с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие предприятий, отраслей – установление цен-тарифов, бюджет, налоги, экспортно-импортные пошлины и тарифы).

Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и у государства и предназначенные для целей воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных потребностей.

Финансовые ресурсы делятся на:

1) собственные и приравненные к ним средства (уставный капитал, прибыль);

2) мобилизуемые на финансовом рынке (операции с ценными бумагами);

3) поступающие в порядке перераспределения (субсидии, субвенции (на конкретную цель), страховые возмещения).

Финансовая система – это совокупность учреждений (фонды, финансовые компании), а также это система финансовых отношений.

Финансовая система Российской Федерации включает в себя:

1) государственный бюджет;

2) внебюджетные фонды;

3) государственный кредит;

4) фонды страхования;

5) фондовый рынок;

6) финансы предприятий различных форм собственности.

В общем виде выделяют:

1) финансы хозяйственных субъектов (включают в себя финансовые отношения между юридическими лицами и государством);

2) финансы населения (домашних хозяйств);

3) финансы государства, которые формируют центральную часть всей финансовой системы.

Финансовая политика – это подсистема экономической политики государства, которая представляет собой совокупность бюджетно-налоговых и иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, которая обладает полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства.

Финансовая стратегия – это долговременный курс государства в области финансов, который предусматривает решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика – это решение задач конкретного этапа развития путем современной корректировки финансовых ресурсов и изменения способов организации финансовых связей.

Финансовая политика имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента (бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды) существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью.

Основные черты финансовой политики:

1) исполнение бюджета является одним из важнейших показателей, которые характеризуют эффективность финансовой системы;

2) единство целей и инструментов финансовой политики (без обеспечения экономического роста невозможно решение задач финансовой политики);

3) повышение эффективности финансового регулирования должно иметь как внешнюю, так и внутреннюю направленность;

4) для товарно-ресурсного обеспечения рубля необходимо решить задачи:

а) умеренно увеличить производство топливо-энергетических ресурсов;

б) заморозить развитие этого комплекса;

в) создать мобильные и ликвидные ресурсы – нефть, газ, ценные металлы;

г) обеспечить повышение в 2–3 раза по сравнению с нынешней доли пищевой и легкой промышленности;

д) развить авиационную и автомобильную промышленности с привлечением прямых иностранных инвестиций;

е) снизить отток капитала, нелицензированный его вывоз.

Механизм управления финансами – это система организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы:

1) мониторинг за состоянием финансов – Федеральное Собрание и его палаты и специальные органы;

2) правовое регулирование – Президент (указы), высшие законодательные органы власти;

3) контроль за финансовой деятельностью – министерство финансов, налоговая инспекция, таможня, отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП).

Необходимо различать государственный и негосударственный контроль.

Негосударственный контроль – это внутрихозяйственный аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием.

Аудиторский контроль осуществляется аудиторскими фирмами или аудитором. Он бывает обязательный и необязательный.

Обязательному аудиту в России подлежат: АО, товарные биржи, фондовые биржи, различные фонды, совместные предприятия и др.

2. Финансы и финансовая система

2. Финансы и финансовая система 2.1. Сущность и функции финансов Финансы — часть денежных отношений, являющаяся инструментом распределения и перераспределения ВВП. Материальной основой существования и функционирования финансов являются деньги.Субъектами финансовых

Финансы

Финансы Государственные финансы Честность сбора налогов можно обеспечить только прозрачностью трансакций людей. Чтобы каждый мог видеть доходы и расходы каждого, необходимо отказаться от наличных денег. Также важно развернуть мотивацию в такую сторону, чтобы людям

Глава 6 Финансы и романсы, или Чем грозит финансовая «темнота»

Глава 6 Финансы и романсы, или Чем грозит финансовая «темнота» Замечаете вы или нет, хотите опять же вы этого или нет, но с развитием экономики в нашей стране в повседневную жизнь все больше и больше входят понятия, связанные с деньгами и финансами. Кредиты, инвестиции,

108. Депозитная политика. Валютная политика

108. Депозитная политика. Валютная политика Депозитная политика – регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и центральным банком и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов.При проведении экспансивной

Глава 12 Финансовая защита, финансовая безопасность и финансовая независимость

Глава 12 Финансовая защита, финансовая безопасность и финансовая независимость Есть два пути, чтобы быть счастливым: сокращать наши желания или увеличивать средства. Если ты мудр, будешь делать и то, и другое одновременно. Бенджамин Франклин Каждый имеет право

6. Финансовая политика

6. Финансовая политика Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий,

6. Финансовая политика

6. Финансовая политика Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий,

ТЕМА 22 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

ТЕМА 22 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 22.1. Финансы и финансовая система. Принципы построения и функции финансовой системыИсторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились как государственные

Лекция 19 Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Лекция 19 Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В лекции рассматриваются проблемы, связанные с анализом следующей важной макроэкономической категории – финансов. К ним относятся:• принципы построения и функции финансовой системы;• финансовая

§ 5. Финансовая стабилизация, денежная и бюджетная политика в процессе постсоциалистического перехода

§ 5. Финансовая стабилизация, денежная и бюджетная политика в процессе постсоциалистического перехода Результаты динамики производства в постсоциалистических странах, характерной для стран “шоковой терапии” (их представляет Польша), и стран, осуществляющих

ЧТО ТАКОЕ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ?

ЧТО ТАКОЕ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ? 1.В чём наиболее существенная особенность действий той исполнительной власти режима диктатуры коммерческого космополитизма, которая утвердилась в России?В том, главным образом, что исполнительная власть оказывается

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЛИБЕРАЛИЗМА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛИЗМА

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЛИБЕРАЛИЗМА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НАЦИОНАЛИЗМА (спасение экономики России в социальной политике

Глава 3 Финансовый эйрбэг, финансовая стабильность и финансовая свобода

Глава 3 Финансовый эйрбэг, финансовая стабильность и финансовая свобода Составлять сбалансированный бюджет – все равно что защищать свою добродетель: нужно научиться говорить «нет». Рональд

Финансы

Финансы Я провожу четкую грань между финансовым отделом и бухгалтерией. Первый должен смотреть в будущее и думать о грядущих финансовых потребностях компании. Какой приток денежных средств и какие ресурсы нужны, чтобы финансировать реализацию наших планов?Главная

Финансы

Финансы Несмотря на то что мы работаем для того, чтобы жить (хотя некоторые из нас могут похвастаться тем, что они живут для того, чтобы работать), мы не всегда хорошо управляем своими финансами. А следовало бы.Когда вы контролируете свои расходы и принимаете ответственные

date image
2015-02-04 views image
1689

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1. Финансы: понятия, функции.

2. Бюджет и бюджетная политика.

3. Налоговая система.

4. Налогово-бюджетная (фискальная) политика.

1 Финансы: понятия, функции

Финансовые отношения - это отношения по поводу распределения и использования фондов денежных средств в процессе перераспределения НД. Процесс формирования и использования доходов экономическими субъектами осуществляется в форме денежных отношений, часть которых принимает вид финансов (фр. finance - наличность, платеж, доход). В широком смысле финансы — это совокупность денежных средств, которые проходят определенную систему формирования и распределения и по определенным принципам и установленным законом нормам попадают в рас­поряжение государства и предприятия. Финансы обеспечивают кругообо­рот средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотноше­ний с поставщиками и потребителями, банками, страховыми и аудиторски­ми организациями и т.д.

Таким образом, финансы возникают в связи с образованием и использованием необходимых фондов денежных средств, обеспечивающих реализацию функций экономических субъектов. Признаками финансов как системы являются: денежная форма выражения; распределительный характер отношений; отсутствие эквивалентного обмена; распределение финан­сов через специализированную, законодательно упорядоченную систему специальных фондов.

Финансовую систему образуют: доход и расход, система налогов, дотации, субвенции, бюджетные ассигнования, социальные выплаты (трансферты - платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг). Финансы как сово­купность денежных средств распределяемого и перераспределяемого ВВП и НД используются государством в целях реализации политической, эко­номической, социальной, экологической и других его функций.

Иерархию финансовой системы образуют финансы федеральные, региональные, местные, финансы предприятий и домашних хозяйств, т.е. госу­дарственные и частные финансы. Финансовые отношения осуществляются следующим образом: отношения государства с другими экономическими субъектами (домохозяйствами — физическими лицами и фирмами — юриди­ческими лицами) - в форме платежей, налогов в бюджет и ассигнований, до­таций, субсидий из бюджета; отношения между юридическими лицами - в форме платежей, штрафов, неустоек, вознаграждений; отношения между государствами - в форме займов, кредитов, экономической помощи.

Государственные финансы включают центральный (федеральный, региональный и местный) бюджет, финансы государственных предпри­ятий, специальные фонды.

Функции государственных финансов: аккумулирующая - создание материальной основы существования государства; стимулирующая - воз­действие на финансовую систему экономических субъектов с целью разви­тия производительных сил в пропорциях и темпах, способствующих про­цессам накопления и потребления; распределительная - формирование и использование денежных средств в форме госбюджета, фондов социаль­ного страхования, социального фонда, фондов предприятия; контрольная -обеспечение точного исполнения налоговых требований и целевого ис­пользования мобилизированных денежных средств.

2 Бюджет и бюджетная политика

Бюджет - это ежегодно составляемые сметы (росписи) доходов и расходов экономического субъекта. Экономической основой бюджета яв­ляется накопление. Система законодательства и иные требования по учету доходов и расходов определяют порядок их формирования и распределения.

Государственный бюджет (ГБ) — централизованный денежный фонд, аккумулируемый, главным образом, с помощью налогов и расходуе­мый государством для выполнения своих функций и задач. Он организован

в виде баланса доходов и расходов за плановый период. Государственный бюджет аккумулирует значительную часть ВНП, что служит материальной основой для реализации государственных функций.




Сущность госбюджета проявляется через его функции: аккумули­рующую, перераспределительную, воспроизводственную и социальную.

Доходная часть ГБ состоит из перечня и объемов поступающих средств. Основные методы формирования доходов: налоги, госзаймы. В большинстве стран ГБ формируется на 80-90 % за счет налогов, местные бюджеты - на 50 %.

В периоды продолжительных форс-мажорных условий для покрытия своих финансовых нужд государство часто прибегает к внутренним гос­займам (используются по мере возрастания разрыва между налоговыми по­ступлениями и бюджетными расходами) и внешним (связаны с платежным балансом, обычно используются для покрытия бюджетного дефицита). Вы­пуск госзайма образует государственный долг.

Государственные займы могут осуществлять правительство, местные органы власти и государственные предприятия. Они регламентируются и гарантируются правительством и образуют собой дополнительную часть • государственного долга, погашение которого осуществляется в значитель­ной мере за счет новых налогов.

Эмиссию бумажных кредитных денег проводит только центральный банк, и используется эта мера тогда, когда на рынке ссудного капитала складывается неблагоприятная ситуация для выпуска новых займов. Эмис­сия бумажных денег может привести к инфляции.

Перечень государственных расходов через бюджет устанавливается законодательно. Расходная часть представлена бюджетом текущих расхо­дов и бюджетом развития. Бюджет текущих расходов включает статьи: со­циальная поддержка и национальная безопасность, управление госсобст­венностью, поддержка отдельных отраслей и регионов, стимулирование экономической активности, расходы по управлению и обслуживанию госу­дарственного долга.

На федеральный бюджет приходится обычно большая часть финан­совых расходов. Расходы местного бюджета связаны с финансированием социальных программ и местного хозяйства (финансирование муниципаль­ного строительства, дорожного хозяйства, бытовых учреждений, общест­венного транспорта, затрат на просвещение, здравоохранение и др.). Расходы государственных предприятий имеют вид текущих затрат (расходы по обеспечению функционирования предприятий) и инвестиций.

Важнейшими задачами бюджетной политики являются: обеспечение социальной, экономической стабильности; создание условий роста уровня жизни населения, обеспечение обороноспособности страны.

Доходы и расходы ГБ влияют на экономику противоречиво. Государ­ственные расходы (закупки) создают спрос и таким образом стимулируют экономический рост. В свою очередь, налоги сокращают этот спрос.

3 Налоговая система

Налог - это обязательное безвозмездное изъятие части денежных средств физических и юридических лиц на государственные и обществен­ные нужды.

Налоговую систему образует совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законом порядке.

В каждом налоге указаны: субъект, объект, источник, единица обло­жения, налоговая ставка или квота, налоговый оклад, налоговые льготы, срок и порядок уплаты налога.

Плательщиками (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды) являются субъекты, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

В качестве объектов налогообложения могут приниматься: доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, различные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природ­ными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ, услуг и другие объ­екты, определяемые законодательными актами.

Общие принципы налогообложения сформулированы еще А. Смитом («Исследования о природе и причинах богатств народов»). В качестве объ­екта налогообложения он предлагал рассматривать ренту, заработную пла­ту и прибыль и исходил из следующих принципов: равномерность (равнонапряженность) для всех участников, обязательность для всех налогопла­тельщиков правил и норм изъятия налога; простота и удобство.

Подберите каждому термину его определение.

а) государственный кредит; б) финансовая политика; в) финансо­вая система; г) финансовые потоки; д) финансовые ресурсы; е) финан­совый менеджмент; ж) финансовый рынок; з) финансы; и) целевые внебюджетные фонды; к) экономический субъект.

1) система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения эконо­мических, социальных и политических задач государства;

2) совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных фи­нансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределения и использования для выполнения государством своих функций;

3) средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет, и предназ­наченных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь;

4) служат проявлением в стоимостной форме постоянных, устойчивых взаимосвязей хозяйствующих субъектов, государственных органов, домашних хозяйств и общественных организаций по поводу производства, распределения, обмена и потребления ресурсов, товаров и услуг;

5) денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования или государства и предназначенные для выполнения ими финансовых обязательств, осуществления расширенного воспроизводства, стимулирования эффективной деятельности и иных функций, осуществляемых ими в экономике;

6) совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды, т. е. реализуются функции финансов;

7) система управления ресурсами, связанная с организацией финансовых потоков управляемого объекта, включающая в себя совокупность методов, инструментов и управленческих механизмов, используемых для достижения стратегических и тактических целей развития управляемого объекта;

8) особая форма денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. При этом государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта;

9) юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей;

10) совокупность глубоко интегрированных рыночных отношений, обеспечивающих сферу обращения посредством аккумуляции денежных средств, их перераспределение между субъектами рынка, где объектами сделок являются капиталы в различных формах их проявления на основе действия закона спроса и предложения.

Тест (возможно более одного правильного ответа)

1. Финансы как экономическая категория определяются:

а) системой денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и по­литических задач государства;

б) системой отношений в обществе по поводу образования и исполь­зования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового нацио­нального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства;

в) системой денежных отношений в обществе по поводу образования и использования централизованных и децентрализованных фондов де­нежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства.

2. Сущность финансов проявляется в функциях:

а) образования и использования денежных фондов;

б) аккумулирующей, стимулирующей, контрольной;

в) распределительной, контрольной и стимулирующей.

3. Роль финансов в расширенном воспроизводстве заключается:

а) в распределении;

4. Финансовая система состоит из следующих подсистем:

а) государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйству­ющих субъектов, финансы граждан;

б) государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйству­ющих субъектов;

в) государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйству­ющих субъектов, страхование.

5. В современных рыночных отношениях участвуют экономические субъекты в лице:

а) государства и региона;

б) хозяйствующего субъекта;

6. Государственные и муниципальные финансы состоят:

а) из целевых внебюджетных фондов;

б) бюджетной системы;

в) государственного кредита.

7. Финансовый механизм включает в себя:

а) совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве;

б) финансовое законодательство;

в) формы и методы управления финансами и финансовой системой в целом.

8. Финансовые ресурсы определяются находящимися в распоряжении экономического субъекта и предназначенными для выполнения ими финансовых обязательств, осуществления экономической, социальной и иных функций:

а) денежными доходами;

б) денежными поступлениями;

9. Финансовый рынок представляет собой совокупность глубоко интегрированных рыночных отношений, обеспечивающих сферу обраще­нии, посредством аккумуляции денежных средств, их перераспределе­ние между субъектами рынка, где объектами сделок в различных формах их проявления на основе действия закона спроса и предложения являются:

10. К основным видам финансового рынка относят:

б) рынок ценных бумаг; и) валютный рынок.

11. Финансовая политика включает в себя:

а) таможенную политику;

б) денежно-кредитную политику; и) экономическую политику.

12. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, при этом государство выступает в качестве:

13. В качестве объекта финансового управления выступают:

Государство в любом обществе использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Финансовая политика играет в реализации поставленных целей существенную роль.

Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов. Отдельной задачей финансовой политики выделяется повышение эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрация на главных направлениях экономического и социального развития общества. В процессе выработки финансовой политики определяются принципы построения финансового механизма, позволяющего наиболее успешно выполнить все вышеперечисленные задачи.

Следует различать финансовую политику и экономическую политику. Финансовая политика — самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Тем не менее она является формой экономической политики и призвана присущими ей специфическими способами и методами содействовать достижению целей и выполнению задач, поставленных экономической политикой.

Финансовая политика распространяет свое воздействие на экономическую политику. В то же время она является важнейшим средством реализации политики государства в любой общественной деятельности, например, социальной сфере или международных отношениях.

При выработке и проведении финансовой политики необходимо соблюдение комплексного подхода, заключающегося в согласовании мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы страны, путем их ориентации на выполнение основной задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между финансовой политикой и остальными составными частями экономической политики — кредитной, в области ценообразования, заработной платы.

Звенья финансовой политики

Финансовая политика включает в себя следующие звенья:

1. выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

2. определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

3. осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство этих звеньев определяет содержание финансовой политики.

Политика, политическое воздействие, политическое руководство сводятся к трем основным элементам:

1. определение и постановка приоритетных целей и разработка стратегических и тактических задач, которые необходимо решить достижения целей за определенный период жизни общества;

2. разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются шальным образом;

3. подбор, расстановка кадров, способных решить поставленные задачи.

Результативность финансовой политики тем выше, чем более она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества. Приоритетами современной финансовой политики России является обеспечение долгосрочного экономического роста, создание оптимальных пропорции экономии, повышение социальной защищенности населения.

Важным компонентом финансовой политики является ее целевая направленность.

В разработке финансовой политики государства участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. По ныне действующему законодательству, в соответствии с Конституцией РФ, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет ключевые направления финансовой политики на предстоящий год и на перспективу.




Правительство РФ разрабатывает мероприятия в сфере финансов в соответствии с определенными в послании Президента приоритетами развития экономики и обеспечения социальной справедливости.

В рамках реализации поставленных задач Правительство как субъект законодательной инициативы разрабатывает законодатель основу функционирования финансовой системы экономики та предстоящие периоды.

Государственная Дума имеет право утверждения и неутверждения предлагаемых законов и сама обладает правом законодательной инициативы, обеспечивая тем самым правовое пространство для финансовых отношений в экономике. Финансовая политика включает в себя денежно-кредитную, бюджетную, бюджетно-налоговую, таможенную политику. Являясь средством осуществления экономической и социальной политики государства, она активно влияет на них. Бюджетная политика государства определяется конституционным строем и принятым законодательством в области бюджетного регулирования. Однако бюджетная политика несводима лишь к бюджетному процессу как таковому, поскольку государство, помимо осуществления им фискально-бюджетной политики, само активно участвует в воспроизводственном процессе. Бюджетная политика выражается в определении доли валового внутреннего продукта, концентрируемой в бюджете, во взаимоотношениях между ветвями власти, в определении структуры расходной части бюджета.

Если говорить о финансовой политике как о явлении, то ее успехи во многом определяют мощь государства и его способность обеспечивать выполнение своих важнейших функций, реализацию национальных интересов страны, поддерживать баланс между внутренними и внешними интересами, геополитические позиции страны, социальную стабильность. Именно финансовая политика государства и расширение его финансового потенциала определяют роль национальной экономики в мировом экономическом и политическом пространстве. Основными чертами финансовой политики на современном этапе являются следующие:

1) возросшая взаимозависимость между денежно-кредитной политикой Центрального банка и бюджетно-налоговой политикой Правительства;

2) рост количества используемых в экономике финансовых механизмов и ресурсов;

3) бурный рост рынка «фиктивных» капиталов.

Финансовая политика в XXI в. определяется следующими стратегическими линиями:

1. единство целей, инструментов финансовой политики и целей развития экономики, политической системы в рамках повышения материального благосостояния граждан;

2. обеспечение экономического роста при одновременном повышении эффективности финансового регулирования;

3. определение новых структурных пропорций экономики и развитие всех секторов экономики;

4. создание новых финансовых инструментов и механизмов;

5. обуздание инфляции;

6. повышение роли региональных и местных бюджетов.

Последнее уже находит свое выражение. Так, в «Программе развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года» важной целью реформирования межбюджетных отношений называется стимулирование регионального развития. Для этого Программой предусмотрено повышение бюджетного статуса и расширение налогово-бюджетных полномочий муниципальных образований, повышение роли собственных доходов региональных и местных бюджетов и переход в долгосрочной перспективе к формированию их в основном за счет собственных налогов, а также расширение полномочий регионов и местных органов власти в планировании бюджетных расходов.

Читайте также: