Совокупность экономических финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы

Опубликовано: 16.05.2024

Под налоговой политикой государства понимается "совокупность
экономических, финансовых и правовых мер государства по
формированию налоговой системы страны в целях обеспечения
финансовых потребностей государства, отдельных социальных
групп общества, а также развития экономики страны за счет
перераспределения финансовых ресурсов".

Налоговая политика государства:

• относится к косвенным методам государственного регулирова­ния экономики;

• определяет важнейшие направления использования налогового ме­ханизма;

• способствует практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

2 В зависимости от форм и методов экономической и финансовой политики выделяют различные варианты налоговой политики государства. Это может быть политика:

Политика максимальных налогов характеризуется:

• достаточно высокими налоговыми ставками;

• значительным сокращением налоговых льгот;

• увеличением количества налогов.

Такая налоговая политика проводится, как правило, в критиче­ские периоды истории государства (экономический кризис, вой­на и т. д.) и отличается принципом "взять все, что можно". Так, аналогичная налоговая политика проводилась в Российской Федерации с началом экономических реформ в 1992 г. и

• многочисленностью нормативно-правовых актов, регулирую­щих налоговые отношения;

• нестабильностью налогового законодательства;

• большим количеством налогов всех уровней;

• доминирующим положением косвенных налогов (НДС, акци­зы, таможенные пошлины).

Политика экономического развития характеризуется:

• учетом интересов налогоплательщиков при максимально воз­можных размерах налогового бремени;

• уменьшением размеров налогов для предпринимателей, финан­сирующих социальные программы;

• стимулированием инвестиционной активности путем предос­тавления налоговых льгот.

Данная налоговая политика проводится государством, как пра­вило, в периоды стагнации экономики, предшествующие эко­номическим кризисам.

Для политики разумных расходов характерно:

• установление высокого уровня налогообложения как для юри­дических, так и для физических лиц при эффективной соци­альной защите граждан путем финансирования государственных социальных программ;

• ослабление налогового бремени путем сокращения расходов государства.

Под налоговым правом понимается

«совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в данном госу­дарстве, порядок их взимания и регулирующих отношения, свя­занные с возникновением, изменением и прекращением нало­говых обязательств»

Предметом налогового права является совокупность обществен­ных отношений, формирующихся в сфере налогообложения.

К ним относятся общественные отношения:

• взиманию налогов и сборов.

Данные общественные отношения возникают в процессе:

• налогового контроля и контроля за соблюдением налогового за­конодательства;

• обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия)
их должностных лиц;

• привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Методом налогового права является совокупность юридических приемов и способов, отражающих особенности воздействия дан­ной отрасли права на налоговые правоотношения.

В налоговом праве используются методы:

1. властных предписаний, предполагающий:

• создание законодателем властных предписаний в налоговой сфере;

• императивный характер прав и обязанностей субъектов на­логовых правоотношений;

• неравенство субъектов налоговых правоотношений;

2. диспозитивности, предполагающий, использование частноправо­вых приемов регулирования налоговых правоотношений.

Система налогового права — это определенная совокупность пос­ледовательно расположенных и взаимоувязанных налогово-правовых норм, имеющая внутреннюю структуру, объективно отражающую общественные отношения налоговой сферы.

Единство системы налогового права обусловлено общими:

- механизмами правового регулирования налоговых отношений.

Система налогового права подразделяется:

1. на общую часть, включающую:

· принципы, правовые формы и методы правового регулиро­вания налогового права;

· систему и виды налогов и сборов в РФ;

· условия установления и введения налогов и сборов;

· права и обязанности участников налоговых правоотношений;

· основания возникновения, изменения и прекращения обя­занности по уплате налогов и сборов;

· порядок осуществления налоговой отчетности и налогового
контроля;

· порядок защиты прав налогоплательщиков;

2. особенную часть, включающую нормы, детально регламенти­рующие порядок взимания различных видов налогов и сборов.

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в на­логовой сфере и представляющие собой юридическую связь меж­ду субъектами данных отношений посредством прав и обязанно­стей, предусмотренных НК РФ.

Налоговые правоотношения характеризуются следующими при­знаками:

· являются общественными отношениями;

· возникают в процессе деятельности государства по установле­нию и взиманию налогов и сборов;

· представляют собой социально значимые отношения по поводу денежных средств, возникающие в налоговой сфере;

· подчинены определенной цели — установлению и взиманию на­логов и сборов;

· регулируют юридические связи, возникающие между субъектами

· данных правоотношений, посредством субъективных прав и
обязанностей.

Под субъектами налоговых правоотношений понимаются любые лица, являющиеся носителями субъективных прав и обязанно­стей в налоговой сфере, поведение которых регулируется нор­мами налогового права.

Субъекты налогового права обладают правосубъектностью, под которой понимается предусмотренная нормами налогового пра­ва способность быть участником правоотношений в налоговой сфере, т. е. иметь права и обязанности. Налоговая правосубъектность возникает из:




· налоговой правоспособности, под которой понимается преду­смотренная нормами налогового права возможность иметь пра­ва и нести обязанности в налоговой сфере;

· налоговой дееспособности, представляющей собой способность лица своими действиями приобретать и реализовывать принад­лежащие ему права и выполнять возложенные на него в нало­говой сфере обязанности.

Основными нормативными актами в области налогового права
являются:

• Конституция Российской Федерации от 12.12.2003 (с послед­
ними изменениями от 14.10.2005);

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от
31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 02.02.2006);

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 03.06.2006).

| следующая лекция ==>
Вопрос 2. Функции налогов | К элементам налогообложения относятся элементы

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговая политика – комплекс мероприятий государства в области налогов, осуществляемых органами власти и управления в соответствии с нормами налогового права. Налоговая политика является частью финансовой политики.

Элементами налоговой политики являются: субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы .

Основной целью налоговой политики являются выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Эта цель может быть достигнута путем координации экономических процессов для достижения развития общественного производства. Она может быть рассчитана на перспективу и на относительно короткий период.

В связи с этим различают налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия — метод налогового предвидения с расчетами на перспективу, согласно которому выделяются «плюсы» и «минусы» исполнения налоговой части бюджета, а также важные тенденции общественного развития.

При разработке налоговой стратегии государство руководствуется следующими задачами:

1) экономическими — обеспечение динамического экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций развития, преодоление инфляционных процессов;

2) социальными — перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

3) фискальными — повышение доходов государства;

4) международной—укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика — совокупность практических действий соответствующих органов власти и управления при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год.

При разработке налоговой тактики решаются конкретные задачи, при этом учитывается экономическая ситуация данного момента — это политика сегодняшнего дня.

Стратегия и тактика неразделимы. Налоговая стратегия предусматривает тактические мероприятия на короткий период (год). Реализация тактики обеспечивает выполнение стратегического плана.

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституционными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов, и в конечном итоге - к экономическому кризису.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета.

Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

1) фискальная — мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

2) экономическая, или регулирующая, — направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

3) контролирующая - контроль за деятельностью субъектов экономики.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Основные принципы построения налоговой политики: 1) соотношение прямых и косвенных налогов; 2) степень единообразия налогообложения для доходов налогоплательщиков; 3) широта применения налоговых льгот, их характер и цели; 4) дискретность или непрерывность налогообложения; 5) использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; 6) методы формирования налоговой базы.

Практическая деятельность по осуществлению данных принципов в конечном счете направлена на решение основной проблемы страны – обеспечение экономического роста.

Выделяют две стадии налоговой политики:

1) формирование налоговой политики,

2) реализация налоговой политики.

85.​ Понятие, содержание и виды планирования.

Планирование – «одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения», то есть функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Планирование, по сути, это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. То есть, посредством планирования руководство организации стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечат единство целей для всех ее членов.

Планирование можно классифицировать по различным направлениям:

По степени охвата сфер деятельности выделяют:

- общее планирование (планирование всех сфер деятельности предприятия);

- частное планирование (планирование определенных сфер деятельности).

По содержанию (видам) планирования выделяют:

- стратегическое планирование (поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок);

- оперативное (реализация возможностей и контроль текущего хода производства);

- текущее планирование (планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год).

По объектам функционирования выделяют:

- планирование производства; - планирование сбыта;

- планирование финансов; - планирование кадров.

По периодам (охвату отрезка времени) выделяют:

- краткосрочное или текущее (от месяца до 1 года)

- среднесрочное, (от 1 года до 5 лет)

- долгосрочное планирование (больше 5 лет).

По возможности внесения изменений выделяют:

- жесткое (не предполагает внесения изменений);

- гибкое (при таком планировании внесение изменений возможно).

По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.

С точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование - процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования (сила закона). Индикативный план не носит обязательный для исполнения характер.
В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. Он носит направляющий, рекомендательный характер.

В зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации плановых расчетов различают: Перспективное планирование охватывает период более 5 лет (10,15,20). Такие планы определяют долгосрочную стратегию предприятия. Среднесрочное планирование охватывает период от 1 года до 5 лет. Составляется скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана. Текущее планирование охватывает период до 1 года, включая полугодовое, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.
По содержанию плановых решений выделяют: Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития фирмы. Результатом стратегического планирования является постановка перспективных целей и вырабатываются средства их достижения. Тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей. В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период. Оперативно-календарное планирование. ОКП является завершающим этапом в планировании. Основная задача ОКП - конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем об­щества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.

Налоговая политика - представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях: обеспечения финансовых потребностей государства, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Политика максимальных налогов. .данная форма подразумевает установление гос-вом высоких налоговых ставок, сокращение налоговых льгот и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, как экономический кризис, война.

Политики экономического развитиякогда государство максимально учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый прессинг для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики: обеспечить приоритетное расширение капитала; стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения , наиболее благоприятного налогового климата.

Политика разумных налоговпред­ставляет собой среднее между первой и второй формами. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной защите граждан и наличии значительного числа гос. Соц. Программ.

Классификация видов НП.

В зависимости от длительности периода реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер. В первом случае - это налоговая стратегия, во втором - нало­говая тактика.

Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития нало­говой системы страны. Она рассчитана на длительную перспективу и по­этому представляет собой долговременный курс налоговой политики.

Налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики, обеспечивая их достижение путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

Методы осуществления НП.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, который стремится достичь государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы:

ü как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика,

ü замена одних способов или форм налогообложения другими,

ü изменение сферы распространения тех или иных налогов

ü введение или отмена налоговых льгот и преференций,

ü введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Цели НП

Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются:

1. экономическая и социальная ситуации в стране,

2. расстановка социально-политических сил в обществе.

Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также:

ü соц- эконом. Строением общества

ü стратегическими задачами развития экономики страны

ü международными финн. Обязательствами гос-ва.

ü

ü повышение уровня развития экономики,

ü оживление деловой активности,

ü стимулирование хозяйственной деятельности,

ü ликвидация диспропорций.

Фискальные цели - обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах.

ü обеспечение государственной политики регулирования доходов,

ü перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп,

ü сглаживание неравенства.

ü выполнение международных финансовых обязательств государства,

ü укрепление экономических связей с другими государствами.

date image
2015-07-21 views image
21238

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Важнейшим инструментом регулирования рыночной экономики является налоговая политика. Манипулируя налоговой политикой государство стимулирует экономическое развитие страны либо сдерживает его.

По определению Панского В.Г. налоговая политика – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп, а также развития экономики страны за счет перераспределения ресурсов.

Цели налоговой политики зависят от многих факторов, важными из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства.

При проведении налоговой политики государство преследует следующие цели : экономические, фискальные, социальные, международные.

Экономические – повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.

Фискальные – обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти возложенных на них функций.

Социальные – обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Международные – выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.

Выделяют следующие формы налоговой политики: максимальных налогов, экономического развития и разумных налогов.

Проводя политику максимальных налогов, государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Такая политика не оставляет надежд налогоплательщику и обществу на экономическое развитие. Она производится государством, как правило, в тяжелые времена его развития, такие как война, экономический кризис.

Такая налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 году. Вместе с тем, каких либо предпосылок для проведения политики максимальных налогов тогда не существовало, что привело к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем.

Во-первых, у налогоплательщиков практически не оставалось финансовых ресурсов для развития производства. Экономика с каждым годом все сильнее сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях.

Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое уклонение от налогов. По большинству налогов государство собирало лишь половину доходов. Такая ситуация ставила под сомнение целесообразность функционирования Российской налоговой системы.

В-третьих, массовый характер приобрела так называемая «теневая экономика», уровень производства в которой по разным оценкам составлял от 25 до 40%. Укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли на развитие производства в России, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран.

Политика экономического развития предусматривает максимально возможные размеры налоговой нагрузки, но при этом государство учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс на предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь на социальные программы. Цель такой политики: приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной деятельности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, которая грозит перейти в экономический кризис. Эта политика была использована в США в начале 80-х гг. ХХ в., которая получила название «рейганомика».




Политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть её состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ. Эта политика характерна для современной России.

При анализе налоговой политики необходимо различать такое понятие как субъекты налоговой политики.

В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, края, области, автономные области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление – города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах их полномочий, установленных налоговым законодательством.

Субъекты Федерации и муниципальные образования имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленных НК РФ. Им дано право устанавливать конкретные налоговые ставки, льготы и другие элементы налогообложения в соответствии с положением НК РФ. Проводя налоговую политику, её субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать наиболее выгодные условия их хозяйствования и для экономического развития региона в целом.

Государство воздействует на развитие экономики, применяя такие инструменты регулирования налоговой политики как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции, налоговая база и некоторые другие.

Важным средством регулирования доходов государства является налоговая ставка. Изменяя налоговую ставку, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование.

При этом государство может использовать различные ставки налогов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируются не только уровень доходов налогоплательщиков, но и формирование бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам, централизованная налоговая система является достаточно гибкой. Это обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с реальным развитием экономики.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Предоставляя налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков, государство активизирует различные экономические процессы.

Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным следует отнести: полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения, отнесение убытков на доходы будущих периодов, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога (полное или частичное) на определенный вид деятельности или дохода такой деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.

Наиболее частый объект налогового стимулирования - инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. В Российской Федерации освобождено от уплаты на лога на добавленную стоимость ввозимое из зарубежных стран технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, предназначенные в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

В ближайшей и отдаленной перспективе важнейшим направлением экономической политики Российского государства является развитие инновационной деятельности, что станет составной частью и налоговой политики в части предоставления льгот организациям, занимающимся разработкой и внедрением новых технологий, новой техники, новой продукции.

Уже с 1 января 2008 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается: выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые относятся к созданию новых технологий и продукции или к усовершенствованию производимой продукции и технологий (п. 16 ' ст. 149 НК РФ).

В целях поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение от уплаты налогов на определенный период получило название «налоговых каникул».

Полное освобождение от уплаты налогов таких объектов налогообложения как доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Такие освобождения практикуются, в основном, на срок 3-5 лет. В российской налоговой практике освобождены от уплаты налогов доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств на срок 5 лет, считая с года регистрации этих хозяйств.

Важным инструментом регулирования налоговой политики являются налоговые санкции. С одной стороны, они нацелены на выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, они способствуют использованию налогоплательщиком наиболее эффективных форм хозяйствования.

Серьезным инструментом налоговой политики является также формирование налоговой базы. От этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств налогоплательщиков, что создает дополнительные ограничения либо стимулы для развития производства, возможностей применения инвестиционных проектов и соответствующего снижения или роста экономического развития.

Практика многих стран в области налогообложения предусматривает различные виды формирования налоговой базы, связанной с амортизационными отчислениями. В основном используют нормативную, пропорциональную и ускоренную амортизацию. В случае применения ускоренной амортизации списывается в расходы не соответствующая физическому износу сумма основного капитала, что приводит к снижению налогооблагаемой прибыли, а значит и налоговых выплат.

Этот вид амортизации создает условия для роста инвестиционной активности. Законодательством отдельных стран разрешено списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода списания амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.

В целях поощрения развития малого предпринимательства и сельского хозяйства по специальным налоговым режимам «Упрощенная система налогообложения», «Единый сельскохозяйственный налог» Налоговым кодексом РФ предусмотрено единовременное (равномерно в течение календарного года) списание в расходы затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств с момента ввода их в эксплуатацию в период применения указанных режимов налогообложения без начисления амортизации.

Изменения в налоговой политике в значительной степени отражают те перемены, которые происходят в экономике, политике и идеологии государства.

Налоговая политика государства: понятие, методы ее осуществления.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства. Отдельных социальных групп общества а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Министерство РФ по налогам и сборам.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих нналогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Элементы налогообложения.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».Субъект налога, или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.




Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

юридические лица;физические лица;физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками и плательщиками сборовпризнаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы.

В порядке, предусмотренном НК, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Налоговыми агентамипризнаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

прибыль;стоимость реализованных товаров (работ, услуг);совокупный доход физических лиц;транспортные средства;имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:пропорциональными;прогрессивными;регрессивными.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

необлагаемый минимум;освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;снижение налоговых ставок;изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты.

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

Порядок исчисления налогов.

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога (так называемого налогового оклада), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом.

В зависимости от вида налоговой ставки исчисление налога производится: 1) как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы – для твердых налоговых ставок; 2) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы – для процентных (адвалорных) налоговых ставок; 3) в комбинированной форме – для комбинированных налоговых ставок.

Налог может исчисляться по итогам налогового периода без учета ранее уплаченных налоговых платежей либо нарастающим итогом. В последнем случае размер подлежащего к уплате налога определяется путем вычитания из суммы налога, исчисленной по итогам налогового (отчетного) периода, ранее уплаченных ежемесячных (ежеквартальных) авансовых платежей.

Налоговый орган исчисляет ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог). В данном случае законодатель стремится освободить граждан от сложной и трудоемкой работы по исчислению налогов, требующей знания налогового законодательства и специальной квалификации.

Исчислив налог, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику уведомление, где должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Если налогоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Налог должен быть уплачен до 24 часов последнего дня срока, установленного для его уплаты. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо по частям (авансовые платежи в течение налогового периода). Налог может быть уплачен в наличной или безналичной форме.

Обязанность по уплате налога исполняется в национальной валюте РФ. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки (если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи):

1) если патент получен на срок до шести месяцев, - в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:

в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;

в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

Налоговая политика государства: понятие, методы ее осуществления.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства. Отдельных социальных групп общества а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Министерство РФ по налогам и сборам.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих нналогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Читайте также: