Совершенствование налоговой политики в россии

Опубликовано: 19.09.2024


От успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом. Создание оптимальной соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы является ключевой макроэкономической задачей любого государства.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно она является рычагом, с помощью которого государство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.).

С другой стороны осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Основные направления современной налоговой политики:

– обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;

– повышение предпринимательской активности;

– развитие человеческого капитала.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одобрены Правительством РФ01.07.2014,проанализировав данные табл. 1.

Из данной таблицы видно, что величина налоговых доходов (рассчитывается как сумма всех налоговых поступлений, поступлений сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное государственное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля ВВП, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году.

При анализе уровня налогового бремени по отдельным группам налогов в России необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (табл. 2).

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007–2013 гг. ( % к ВВП)

Библиографическая ссылка на статью:
Шкурко К.С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/34017 (дата обращения: 20.05.2021).

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов ,так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше заморочек при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику.

Объектом исследования представленной статьи являются проблемы и пути совершенствования налоговой системы.. Проблемы совершенствования налоговой системы очень значимы на сегодняшний момент, так как эта система нуждается в еще большем развитии . Актуальность исследуемой проблемы заключается в том , что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений , поэтому она требует значительного усовершенствования

Основным регулятором экономических отношений является налоговая система .Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит каким образом будет развиваться общество в целом.

Большинство проблем налоговой системы как правило выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы,и отсутствием эффективной связи исполнительной и законодательной власти

Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:

Во-первых одной из главных проблем является - усложненность налоговой системы. Это проявляется в том ,что в налоговой системе существуют различные налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо предприятия в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.

Во-вторых – нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем ,что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны ,тем самым еще более обостряя экономический кризис.

В – третьих одним из недостатков налоговой системы является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

В-четвертых, отметим – нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов.,что не способствует эффективному функционированию налоговой системы .

Так же хочется выделить еще одну существенную проблему слабый контроль за сбором налогов ,в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются налоговые поступления

Таким образом ,мы выделили основные проблемы налоговой системы.

Что касаемо совершенствования налоговой системы: необходимо привести в действие налоговый механизм. Благодаря этому произойдет стимулирование инвестиций в развитие малонаселенных регионов и будет наблюдаться стремительное развитие высокотехнологичных производств, Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему.

Вносимые поправки в законодательство о налогах и сборах должны быть направлены на внесения определенной ясности законодательства и на однозначность его применения , для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы

Стабильность налоговой системы заключается в неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода , что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений

Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ на создание дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты либо же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения.

Итак в данной статье были рассмотрены проблемы налоговой системы и приведены возможные пути ее совершенствования . Этот вопрос остается актуальным посей день. Для функционирования эффективной налоговой системы необходимо привести ее в полный порядок. Для этого необходимо учесть все возможные недостатки и постараться сделать нашу систему проще.

Библиографический список

  1. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012. — 105 с.
  2. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. — 71 с.
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая Глава 26.2 ст 346.11
  4. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист- 2002-№ 7. С. 28-33.
  5. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2: Федеральный закон от 31.07.1998, № 146-ФЗ.


Количество просмотров публикации: Please wait

Налоговая система – это структура общественных отношений, складывающаяся между государством и субъектами хозяйствования в связи с взиманием сборов и налогов.

Государство изначально выполняет общественно значимые функции. Оно обеспечивает оборону, приемлемый уровень жизни, защиту интересов собственных граждан. Государство не имеет право осуществлять коммерческую деятельность, поэтому не может обеспечивать свои нужды самостоятельно. Исторической формой оплаты «государственных услуг» стал сбор налогов. Они идут на обеспечение функционирования органов власти, а также на решение социально-экономических вопросов в обществе.

Налоговая система состоит из совокупности институтов, субъектов, объектов и отношений между ними, возникающих в части безвозмездного изъятия части имущества у домашних хозяйств, предприятий и иных лиц, являющихся резидентами страны. Ее основой являются сборы и налог. Через налоговую систему государство в условиях работы рыночного механизма может влиять на провалы рынка, а также на эффективное распределение финансов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Направления совершенствования налоговой системы РФ 460 руб.
  • Реферат Направления совершенствования налоговой системы РФ 250 руб.
  • Контрольная работа Направления совершенствования налоговой системы РФ 200 руб.

Налоговая система выполняет следующие функции:

  • Фискальная. Изъятие налогов и сборов у субъектов экономики.
  • Распределительная. С помощью налоговой системы государство формирует резервы, которые идут на решение социальных вопросов и поддержание незащищенных слоев населения.
  • Регулирующая. Через налоговую систему государство влияет на экономические процессы и деловую активность.
  • Контрольная. Сбор налогов позволяет отслеживать деятельность субъектов хозяйствования, их доходы и долю участия в национальном хозяйстве.

Таким образом, налоговая система является исторически сложившейся, устоявшейся формой взаимоотношений между государством и гражданами страны.

Налоговая система РФ

Налоговая система России отличается своей спецификой. В ее структуре выделяют федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Каждый уровень формирует соответствующий уровень бюджета, что не ограничивает возможность перевода средств с одного уровня бюджета на другой. Группа федеральных налогов состоит из НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, на добычу полезных ископаемых, водный налог. Сюда относят государственные пошлины, иные сборы. На региональном уровне формируются доходы государства от налога на имущества, на игорный бизнес и на транспорт. Муниципалитеты собирают земельные налоги, налоги на имущество физических лиц и торговые сборы.

В России для определенных случаев применяются налоговые режимы. Например, для сельскохозяйственных производителей существует единый налог. Если частный бизнес соответствует условиям законодательства, то он может пользоваться упрощенной системой налогообложения.

Отношения между государством и налогоплательщиками регулируется Налоговым Кодексом РФ. Система налогообложения следует принципам справедливости, определенности, удобства и экономии. Справедливость выражается во всеобщности налогообложения, а также в равномерности распределения налоговой нагрузки между субъектами хозяйствования. Определенность выражается в том, что налогоплательщик заранее знает о сумме выплаты и сроках. Удобство заключается в том, что налогоплательщику предоставляются комфортные условия для осуществления платежей. Так же сбор налогов должен отвечать условиям экономичности.

Российская налоговая система опирается на пропорциональный принцип налогообложения. Размер налоговых ставок устанавливается в едином проценте к доходу субъектов. Размер дохода при этом не имеет значения. Эксперты полагают, что именно пропорциональное налогообложение является причиной сильного разрыва в доходах, экономического неравенства населения.

Направления совершенствования налоговой системы РФ

Российская система налогообложения характеризуется нестабильностью налогов, их необоснованностью. Часто они играют отрицательную роль, мешая развиваться реальному сектору. Кроме того, они препятствуют инвестиционной деятельности на всех уровнях. Среди основных направлений изменения налоговой системы России выделяют:

  1. Резкое расширение налоговой базы и снижение общего уровня ставок.
  2. Упрощение системы.
  3. Сокращение количества налогов.
  4. Усовершенствование законодательства.
  5. Снижение ставок на ключевые налоги, такие как НДС, налог на прибыль и подоходный налог.
  6. Повышение акцизов, а также налогов за пользование имуществом и ресурсами.
  7. Снижение экспортных пошлин.
  8. Пересмотр налоговых льгот.

Предлагается конкретизировать ставки и условия сбора налогов в периоды, когда принимается бюджет на следующие три года. Это позволит повысить эффективность и распределить налоговую нагрузку, так как среднесрочные цели будут уже определены. Налоговая политика государства требует серьезных преобразований, так как сегодня система не справляется со своими основными задачами, а также не выполняет возложенные на нее функции.

Более конкретизированный подход к преобразованиям налоговой системы страны предполагает прогрессивное налогообложение, установление необлагаемого минимума, максимальное льготное обложение реального сектора экономики. Так же льготы должны распространяться на производителей основных продуктов потребления. Льготы на экспорт помогут стимулировать работу перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей. То есть, за счет преобразований налоговой системы может быть решена проблема замедленного экономического развития и пересмотрены приоритетные направления роста производства.

Необходимо провести анализ действующих налогов и сборов на предмет их эффективности, и исключить те из них, которые оказывают негативное влияние на экономику. Так же эксперты рекомендуют исключить из механизмов налогообложения нормы, искажающие экономическое содержание налогов.

Живоой поиск

Содержимое

Основные направления совершенствования налоговой политики в России на современном этапе развития

На современном этапе экономического развития, в условиях снижения цен на энергоносители и продолжающихся антироссийских санкций в первоочередном порядке планируется принимать меры для увеличения.

Основным источником увеличения налоговых поступлений должны стать как принятие существенных мер в области улучшения налогового администрирования, так и изменение норм и правил исчисления и взимания отдельных налогов. Как и в предыдущие годы, налоговая политика на предстоящий среднесрочный период состоит из двух направлений – совершенствование налогового стимулирования и повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации [5, с.153].

В перспективе до 2018 годов основополагающими целями при разработке основных направлений налоговой политики является обеспечение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение финансового положения граждан России.

Исходя из выше изложенного следует, Основные направления налоговой политики до 2018 года составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых задач и целей. Налоговая система России совсем не отражает существующую потребность в инновационном развитии всей страны. Требуется совершенствование налоговой системы в целом.

1. Реализация Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Антикризисных мер Правительства Российской Федерации [9]:

  • стимулирование деятельности малого и среднего бизнеса;
  • совершенствование системы налогообложения добычи нефти. В целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования предусматривается введение новой системы налогообложения (НДД) для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения;
  • освобождение от налогообложения купонного дохода по облигациям;
  • неналоговые платежи. В целях снижения административной нагрузки на бизнес предполагается провести анализ всех неналоговых платежей на предмет выявления платежей, имеющих налоговую природу, с последующим перенесением основ правового регулирования таких платежей в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

2. Налог на прибыль организаций.

В целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предлагается [7, с.43]:

  • ограничить перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 30 процентов налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет;
  • изменить существующее соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом в размере 3% и бюджетом субъекта Российской Федерации – 17 процентов.

3. Консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). В целях повышения эффективности регулирования КГН в 2017 году будет продолжен мониторинг результатов применения данного инструмента, по результатам которого предполагается выработка предложений, направленных на совершенствование его механизма, в том числе на сглаживание эффекта от действия КГН на устойчивость региональных бюджетов.

4. Совершенствование трансфертного ценообразования. В целях снижения контроля цен на внутреннем рынке предполагается рассмотреть возможность исключить из-под налогового контроля цены по сделкам между лицами, находящимися и осуществляющими деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.

5. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование. Предлагается признать не подлежащими налогообложению доходы пенсионеров в виде планируемой в 1 квартале 2017 года единовременной выплаты за счет средств федерального бюджета, являющейся по своей природе социальной доплатой к пенсии. В 2019 – 2020 гг. также предлагается снизить совокупный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды с 34% до 30%, сохранив его на текущем уровне.

6. Совершенствование порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС) [9]:

7. Акцизное налогообложение [4, с.87]:

  • обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • выравнивания условий налогообложения различных видов продукции табачной индустрии;
  • в целях сокращения дефицита федерального бюджета специфические ставки акциза на все виды табачной продукции, установленные на 2017 год, предполагается увеличить на 10 процентов, а ставки акцизов на 2018 и 2019 годы проиндексировать на 10 процентов к предыдущему году.
  • изменения размера акцизов на нефтепродукты в целях финансового обеспечения дорожного хозяйства и развития транспортной инфраструктуры. В 2018 – 2019 гг. рост ставок акцизов на моторные топлива не должен превысить прогнозируемых уровней инфляции в соответствующие годы;
  • прочие ставки акциза на 2018 и 2019 годы предполагается проиндексировать в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции, за исключением алкогольной продукции.

8. Налогообложение природных ресурсов (НДПИ)

  • предполагается уточнение понятийного аппарата Налогового кодекса в части определения термина «участок недр»;
  • в целях сокращения дефицита федерального бюджета предлагается увеличение налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль в период 2017 – 2019 гг.;
  • предлагается также внести изменения в формулу расчета базового значения единицы условного топлива, используемого при определении налоговой ставки НДПИ при добыче газа горючего природного и газового конденсата;
  • предлагается изменение механизма налогообложения добычи многокомпонентных комплексных руд с установлением специфической ставки НДПИ в размере 730 рублей за тонну.

9. Имущественные налоги. В целях вовлечения в налоговый оборот объектов капитального строительства, которые поставлены на кадастровый учет и в отношении которых осуществлена кадастровая оценка, но права собственности на которые не зарегистрированы в установленном порядке, прорабатывается вопрос законодательного закрепления обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов за собственниками земельных участков, на которых расположены указанные объекты.

10. Государственная пошлина [2, с.66]:

  • в качестве меры усиления социальной поддержки ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны предлагается полное их освобождение от уплаты всех видов государственной пошлины;
  • предлагается освободить граждан от уплаты государственной пошлины за нотариальное удостоверение сделок, связанных с отчуждением долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, находящееся в аварийном, подлежащем сносу доме, а также с отчуждением недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним гражданам и гражданам, признанным ограниченно дееспособными, и расположенного в аварийном, подлежащем сносу доме.

11. Решение задач в области международного налогообложения. Предполагается решение ряда задач в области международного налогообложения, в частности, обеспечение перехода к автоматическому обмену налоговой информацией, реализация Плана по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.

12. Совершенствование налогового администрирования [9]:

  • увеличение размера пени;
  • улучшение условий для своевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.

13. Оптимизация действующих налоговых льгот по региональным и местным налогам, а также по федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты.

Таким образом, можно сделать вывод, что реформирование действующей налоговой системы осуществляется в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость.

"Все о налогах", 2008, N 11

Из Приоритетных направлений бюджетной политики в период до 2023 г. Источник: сайт Минфина России http://www1.minfin.ru.

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной в Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение структуры налоговой системы, включая принятые подходы к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики.

В результате налоговая нагрузка на экономику без учета нефтегазового сектора снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в странах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов. Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки.

Тем не менее современный этап развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.

Принимая во внимание, что ожидаемые структурные сдвиги в экономике приведут к значительному снижению доходов бюджетной системы (в основном за счет сокращения удельного веса нефтегазового сектора, снижения доли импорта в ВВП), а также учитывая ожидаемый в будущем рост социальных обязательств государства, не представляется возможным принятие мер налоговой политики, которые могут привести к дальнейшему существенному снижению бюджетных доходов.

Поэтому направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы и поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.

Таким образом, предстоит реализовать следующие меры долгосрочной стратегии в области налоговой политики:

  1. Повышение эффективности налогового администрирования. Собираемость основных налогов может быть обеспечена за счет сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов. При этом необходимо обеспечить снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства и создающих препятствия для развития инновационного сектора экономики, активизации инвестиционных процессов. Надо продолжить работу по внедрению административных регламентов деятельности налоговых органов. Эффективность работы налоговых органов должна оцениваться на основании открытых критериев, учитывающих в том числе качество обслуживания налогоплательщиков.
  2. Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя. Наиболее масштабным изменениям в плановый период будет подвергнут единый социальный налог (включая взносы на обязательное пенсионное страхование). Реформа этого налога будет направлена на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки, которое наблюдается в силу особенностей конструкции единого социального налога (ЕСН).

В настоящее время ЕСН взимается по регрессивной шкале ставок, причем действующие пороги регрессии не индексировались с момента их введения. В связи с этим эффективная ставка единого социального налога (отношение фактических совокупных поступлений ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет расширенного правительства к налоговой базе, которой является начисленная зарплата и прочие виды выплат) с 2006 г. снижается темпами, составляющими около 1 процентного пункта в год. По оценкам Минфина России, в отсутствие индексации порогов регрессии величина эффективной ставки налога по итогам 2009 г. может снизиться на 4 процентных пункта по сравнению с величиной, зафиксированной в 2005 г.

При принятии решения о переходе к регрессивной шкале ставок ЕСН не предполагалось, что эффективная налоговая ставка будет снижаться, поэтому для предотвращения дальнейшего ее падения необходимо принять решение о восстановлении эффективной ставки ЕСН на уровне 2005 г. уже начиная с 1 января 2010 г., недопущении ее снижения в будущем, а также принять иные меры, направленные на обеспечение полной уплаты ЕСН всеми налогоплательщиками, выплачивающими доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам.

Предлагается начиная с 2010 г. ЕСН заменить страховыми взносами, уплачиваемыми работодателями, в Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования и Фонд социального страхования.

Стоит отметить, что индексация порогов регрессии начиная с 2010 г. таким образом, чтобы обеспечить установление страховых взносов на уровне эффективной ставки ЕСН, зафиксированной в 2005 г., не означает повышения уровня налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Скорее, период постоянного снижения эффективной ставки налогообложения фонда оплаты труда в течение 4 лет с 2006 по 2009 г. надо рассматривать как период предоставления временной налоговой льготы налогоплательщикам.

На решение перечисленных выше задач будут направлены следующие изменения в законодательство, которые вступят в силу с 1 января 2010 г.:

  1. В условиях 2010 г. эффективная ставка взносов в Фонд социального страхования остается неизменной по отношению к действующему законодательству (см. таблицу), ставка в Фонд медицинского страхования увеличивается на 2 процентных пункта (повышение тарифа на работающее население).

Предлагаемые ставки взносов (%) по различным направлениям

  1. Налоговый кодекс РФ будет содержать положения, предусматривающие автоматическую ежегодную индексацию указанных выше порогов регрессии на величину, соответствующую прогнозируемому приросту номинальной заработной платы.
  2. Будут установлены единые шкалы ставок взносов для всех налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и налогоплательщиков-организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Для последних двух категорий налогоплательщиков льготные шкалы ставок взносов (параметры которых также будут подлежать ежегодной индексации) будут отменены начиная с 2020 г.
  3. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы в виде единого сельскохозяйственного налога, упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, будут уплачивать страховые взносы по общим правилам. Из Налогового кодекса РФ будут исключены положения, разрешающие уменьшать сумму единого налога, уплачиваемого в рамках перечисленных специальных налоговых режимов, на сумму уплаченных взносов. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог и упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", получат возможность включать сумму уплаченных взносов в состав расходов, уменьшающих налоговую базу.
  4. С 2010 г. следует перейти на общий порядок взимания страховых взносов в рамках всех специальных налоговых режимов.

Кроме того, предлагается ввести взносы, уплачиваемые работниками 1967 года рождения и моложе, по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты в пределах до 1100 тыс. руб. в год. Взносы будут зачисляться на индивидуальные счета для формирования накопительной части трудовой пенсии. В то же время половина взносов, уплачиваемых в настоящее время работодателями и направляемых на накопительные счета, передается на финансирование страховых пенсий.

В 2020 г. в связи с ухудшением соотношения численности работников и пенсионеров ставка пенсионных взносов, уплачиваемая работодателями с зарплаты, должна быть увеличена в первом диапазоне на 3%. Эти средства будут направлены на финансирование страховой части пенсий.

  1. Совершенствование налогообложения добычи нефти. Необходимо постепенное изменение системы налогообложения добычи нефти, которое подразумевает изменение критериев предоставления налоговых каникул либо применение территориального понижающего коэффициента к ставке налога на добычу полезных ископаемых. В частности, для учета существенных различий в условиях добычи нефти, а также повышения эффективности системы предоставления подобных льгот возможно принятие новых мер, стимулирующих разработку выработанных месторождений и месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами (мелкие месторождения).

Однако надо учитывать, что специальная система налогообложения добычи нефти, обеспечивающая значительную часть доходов бюджетной системы, позволяет поддерживать относительно низкий уровень налоговой нагрузки на прочие секторы экономики. Поэтому количественные характеристики существующей системы изъятия рентных доходов у нефтяной отрасли (объем поступающих в бюджет доходов) в среднесрочной перспективе будет являться важным фактором бюджетной стабильности и обеспечения стабильности налогового бремени в прочих секторах.

В долгосрочной перспективе (2014 - 2015 гг.) по мере наработки соответствующих методов налогового администрирования возможен переход к налогообложению добавочного дохода, получаемого при добыче углеводородного сырья, рассчитываемого по четко установленным правилам.

  1. Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и нефти с одновременной дифференциацией налоговых ставок в зависимости от условий добычи. Планируется поэтапная отмена нулевой ставки НДПИ в части технологических потерь и попутного газа.
  2. Введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе предполагается создать эффективную систему налогообложения недвижимости как один из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов. Для этого требуется создание кадастра объектов недвижимости в сжатые сроки, а также разработка и принятие методики массовой оценки недвижимости на основе данных кадастра.

Среди прочих, менее значимых мер, которые будут направлены на повышение эффективности налоговой системы в долгосрочной перспективе, можно отметить:

  1. Создание эффективной системы контроля за трансфертным ценообразованием с целью недопущения использования этого инструмента для минимизации налоговых обязательств, а также внедрение системы консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций.
  2. Повышение нейтральности налога на добавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещения налога.
  3. Повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы принимались к вычету, за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет. Кроме того, надо добиться унификации налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков, а также принять решения, направленные на совершенствование амортизационной политики.
  4. Постепенное повышение ставок акцизов с целью придания большей значимости этому виду налоговых доходов в составе доходов бюджетов. Одновременно нужно внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса и унификацию ставок на бензины с различным октановым числом. При проведении акцизной политики необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.
  5. Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.
  6. Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.

Читайте также: