Совершенствование налогового учета страховых взносов

Опубликовано: 13.05.2024


Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Дата публикации: 03.10.2018

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Кондратенко, И. В. Основные изменения налогового законодательства в сфере страховых взносов / И. В. Кондратенко. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14532/ (дата обращения: 21.05.2021).

Рассмотрены изменения налогового законодательства Российской Федерации после 01.01.2017 года. Определены основные новшества в сфере страховых взносов. Сформулированы некоторые проблемные моменты в связи с передачей полномочий между государственными структурами.

Ключевые слова: налоговое законодательство; страховые взносы; администрирование; основные изменения.

Налоговое законодательство с момента принятия Государственной Думой 16 июля 1998 года первой части Налогового Кодекса Российской Федерации, а затем и второй части НК РФ 19 июля 2000 года, претерпело немало изменений, совершенствовалось, дополнялось.

В 2017 году самым масштабным изменением было введение главы 34 НК РФ «Страховые взносы». Одновременно с этим утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Взамен ему вступили в силу новые редакции Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [2].

До 1 января 2017 г. Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах» были установлены общие правила администрирования страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования. Согласно данному закону, администрирование страховых взносов распределялось между несколькими учреждениями следующим образом:

‒ Пенсионный фонд России (ПФР) выступал администратором (органом контроля) в отношении страховых взносов на ОПС и ОМС;

‒ Фонд социального страхования (ФСС) — в отношении обоих видов ОСС.

С 01.01.2017 г. администрирование страховых взносов на ОПС (обязательное пенсионное страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование), ОСС (обязательное социальное страхование) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется налоговыми органами на основании Налогового кодекса РФ. В этих целях в нормы части первой Налогового кодекса РФ были внесены соответствующие «штриховые» поправки. А администрирование страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний осталось в ведении Фонда социального страхования (в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который был дополнен тремя новыми главами: гл. IV.1 «Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов», гл. IV.2 «Контроль за уплатой страховых взносов и выплатой страхового обеспечения», гл. IV.3 «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») [4].

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод, что изменение порядка администрирования направлено на повышение собираемости страховых взносов и сокращение контролирующих структур для снижения нагрузки как на бюджет, так и на организации и индивидуальных предпринимателей. Также к плательщикам страховых взносов применяются все общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации [6].

Изменение администратора страховых взносов повлекло за собой ряд других новшеств, с которыми столкнулись плательщики.

Введен новый расчет по страховым взносам, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7–11/551@. Его заполняют, начиная с отчета за 1 квартал 2017 года. Он заменяет собой формы РСВ-1 ПФР, РСВ-2 ПФР, РВ-3 ПФР и «старую» форму 4 — ФСС.

Расчет по страховым взносам сдается в налоговую инспекцию по месту нахождения плательщика страховых взносов. Обособленные подразделения независимо от наличия расчетного счета и отдельного баланса, начисляющие выплаты физическим лицам, сдают расчеты по месту своего нахождения. Согласно п. 7 ст. 431 НК РФ, Отчет необходимо сдать не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.

Компании и ИП со среднесписочной численностью более 25 человек несут обязанность по представлению расчета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Все прочие плательщики взносов могут отчитываться на бумаге (п. 10 ст. 431 НК РФ) [2].

Новая форма расчета страховых взносов включает только показатели, относящиеся к начислениям отчетного (расчетного) периода (как в налоговых декларациях). Сведения о перечислениях взносов в расчете не указываются.

Для контроля расходования средств налоговые органы передают сведения из единого ежеквартального расчета территориальному органу ФСС, который в свою очередь проверяет правильность заявленных расходов. Если расход не признан, ФСС сообщает об этом в ИФНС. Затем налоговый орган выставляют плательщику страховых взносов требование об уплате. При положительном результате проверки расходы принимаются [5].

Что касается нарушений в сфере страховых взносов, то с 1 января 2017 года они признаются налоговыми правонарушениями. Ответственность по ним установлена Налоговым кодексом РФ:

‒ непредставление расчета в установленный срок — 5 % от не уплаченной в срок суммы взносов, подлежащих уплате (доплате) на основании расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ);

‒ грубое нарушение правил учета, повлекшее за собой занижение базы для исчисления страховых взносов, — 20 % от суммы неуплаченных страховых взносов, но не менее 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ);

‒ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, — 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ);

‒ деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, совершенные умышленно, — 40 % от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 3 ст. 122 НК РФ);

‒ непредставление в срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, если такое деяние не содержит признаков правонарушений, установленных ст. ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. п. 1.1 и 1.2 настоящей статьи, — 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);

‒ непредставление в срок сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений, определенных ст. 126.1 и 135.1 НК РФ, — 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ) [1].

Также кроме денежных взысканий за различные нарушения в сфере страховых взносов существует и уголовная ответственность за данные нарушения. С принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 29.07.2017 N 250-ФЗ вступили в силу новые правила привлечения страхователей к ответственности за неуплату взносов. Теперь компанию могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов. Закон распространяется на неуплату по взносам, которая возникла после 10 августа 2017 года. Привлекать к ответственности за уклонение от страховых взносов в налоговую инспекцию будут по ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ. Крупный и особо крупный размеры останутся такими же, как для уклонения от налогов — для организаций это соответственно 5 млн. рублей и 15 млн. рублей [3].

Передача полномочий от ПФР и ФСС налоговым органам повлекла за собой некоторые спорные моменты. Какие же основные проблемы были замечены на протяжении 2017 года связи с данным изменением:

На данный момент прошло уже больше года с изменения администратора страховых взносов. Проблемы сгладились, благодаря слаженной работе ПФР, ФСС, ФНС и самих налогоплательщиков. Введение новых институтов налогового законодательства потребовало не только уточнения общих статей НК РФ, но и введения специальных разделов и глав. Совершенствование законодательства в целом и законодательства о налогах и сборах в частности формирует положительную тенденцию его развития, так как регулярно обновляются правовые нормы.

Производя выплаты персоналу, работодатель обязан уплатить с них страховые взно¬сы. Организация учета таких затрат имеет свои особенности. Тем работодателям, кто не хочет неосновательно пополнять казну внебюджетных фондов, придется отслеживать не только суммы начисленных взносов, но и полученных от них средств.

При выплатах персоналу работодатель дол­жен уплачивать страховые взносы. В общем случае это взносы на обязательное меди­цинское, пенсионное и социальное страхо­вание, а также страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний.

Напомним, что взносы в ПФР, ФОМС и ФСС необходимо перечислить практически со всех видов выплат работникам. Во всяком случае, если с ними заключены трудовые до­говоры. Исключением являются выплаты, упоминание о которых содержится в статье 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Напри­мер, страховые взносы не уплачиваются с сумм, выплачиваемых в связи с увольнени­ем сотрудников (за исключением компенса­ции за неиспользованный отпуск), с ком­пенсационных выплат за неиспользованный отпуск (напротив, не связанных с увольнени­ем), с выплачиваемой сотрудникам матери­альной помощи, все виды госпособий и т. д.

Отдельно стоит упомянуть ситуации, когда выплаты производятся работникам, которые трудятся на основании гражданско-правового договора. Они также облагаются взносами, кроме той части, которая подле­жит перечислению в Соцстрах (подп. 2 п. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2012 г. № 212-ФЗ).

Как бы то ни было, в отличие от того же НДФЛ, который удерживается из заработка сотрудника, взносы уплачиваются за счет самого работодателя, из его кармана. Иными словами, расчеты с внебюджетными фонда­ми – расходы. О том, как их отражать в бух­галтерском учете, и пойдет речь.

Организация учета

При организации учета страховых взносов необходимо руководствоваться порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18 ноября 2009 г. № 908н (да лее – Порядок). Согласно этому докумен­ту, работодатели обязаны вести учет:

  • начисленных страховых взносов, пеней и штрафов;
  • уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;
  • произведенных расходов на выплату стра­хового обеспечения;
  • расчетов по средствам обязательного со­циального страхования на случай вре­менной нетрудоспособности и в связи с материнством с Соцстрахом.

Причем в последнем случае речь идет не только об отражении тех сумм, которые были потрачены на уплату взносов, но и сумм, полученных из ФСС.

Необходимость организации учета дан­ных сумм введена в обязанность неспроста. Расчеты с фондами производятся в особом порядке. Ведь по факту работодатели пере­числяют не все суммы начисленных взносов: прежде рассчитанные взносы в Соцстрах можно уменьшить на величину пособий, которые финансируются за счет данного фонда. Например, на суммы оплаты посо­бий по временной нетрудоспособности. Правда, только в пределах тех сумм, кото­рые финансируются ФСС согласно нормам законодательства.

Те суммы, на которые можно уменьшить величину перечисляемых в ФСС средств, четко прописаны в Порядке. Речь идет о следующих видах выплат:

  • пособия по временной нетрудоспособ­ности;
  • пособия по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреж­дениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребен­ком;
  • социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированно­го перечня услуг по погребению специа­лизированной службе по вопросам по­хоронного дела;
  • пособия по нетрудоспособности, бере­менности и родам в размерах, связанных с зачетом в страховой стаж периодов службы, и чернобыльцев;
  • оплата четырех дополнительных выход­ных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами.

Порядок вменяет в обязанность вести учет начисленных и уплаченных взносов, выплаченных пособий и расчетов с Соц­страхом абсолютно всем работодателям вне зависимости от применяемого ими режима налогообложения. Таким образом, нет ни­какой разницы, уплачивает ли организа­ция налог на прибыль или применяет спец­режим.

Учитываются взносы по каждому сотруд­нику: за конкретный месяц и нарастающим итогам с начала периода. Дело в том, что по факту достижения суммы выплат конкрет­ному работнику определенной величины начисление взносов можно прекратить.

Опасный момент

При проведении проверок инспекторы в первую очередь будут сверять показатели карточек по учету сумм начисленных страховых взносов с регистрами бухгалтерского учета по счету 69 «Расчеты по социальному стра­хованию и обеспечению», рассчитывая и сравнивая суммы, отраженные в Главной книге. Также регистры бух­галтерского учета по счету 69 будут сравниваться с суммами, отраженными в РСВ-1 ПФР. Такое руководство к действию приведено в распоряжении правления ПФ РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р «Об утверждении Мето­дических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов».

В данном году такая предельная сумма начислений составляет 512 000 рублей (по­становление Правительства РФ от 24 нояб­ря 2011 г. № 974).

В данном случае нужно напомнить об изменениях в расчете пособий в Пенси­онный фонд, которые произошли в теку­щем году. Правило «предельной величины» взносов перестало в полной мере распро­страняться на обязательное пенсионное страхование. По факту достижения указан­ного размера выплат расчет взносов в ПФР не прекращается, просто уменьшается размер страхового тарифа. В общем случае исчисление взносов на ОПС с месяца, в ко­тором произошло превышение предельного размера выплат, нужно производить по ставке 10 процентов. Эта сумма идет на финансирование страховой части трудовой пенсии – солидарная часть тарифа.

В остальном же составители Порядка призывают опираться на законодательство о бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет

Страховые взносы признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Отражать соответствующие суммы на счетах необходимо в последний день месяца, за который они начисляются.

Фиксируются суммы взносов на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Для этого к счету 69 вам не­обходимо открыть субсчета:

  • 69-1 «Расчеты по социальному страхова­нию»;
  • 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспече­нию»;
  • 69-3 «Расчеты по обязательному меди­цинскому страхованию».

Субсчет 69-1 имеет смысл разбить на два субсчета второго порядка:

  • 69-1-1 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по страховым взносам»;
  • 69-1-2 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по взносам на социаль­ное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Для учета взносов к субсчету 69-2 «Рас­четы по пенсионному обеспечению» также нужно открыть субсчета второго порядка:

  • 69-2-1 «Расчеты по страховой части тру­довой пенсии»;
  • 69-2-2 «Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».

Аналитический учет взносов в Пенсион­ный фонд нуждается в расшифровке и еще по одному показателю. Дело в том, что на­чиная с этого года страховая часть трудо­вой пенсии включает в себя солидарную и индивидуальную часть.

Суммы начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды и взносов на стра­хование от несчастных случаев на произ­водстве и профзаболеваний нужно отра­жать по дебету тех же счетов, на которых отражается начисление заработной платы и других доходов работникам.

После начисления заработной платы нуж­но сразу же отразить начисление страховых взносов во внебюджетные фонды и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний следующими проводками:

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) КРЕДИТ 69-1-1

– начислены страховые взносы во внебюд­жетные фонды с заработной платы работ­ников в части, подлежащей перечисле­нию в Фонд социального страхования;

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) КРЕДИТ 69-1-2

– начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с заработной платы работников;

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) КРЕДИТ 69-3

– начислены страховые взносы во вне­бюджетные фонды с заработной платы работников в части, подлежащей пере­числению в Федеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования. Начисление взносов на обязательное пен­сионное страхование в учете отражают сле­дующими проводками:

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) КРЕДИТ 69-2-1

– начислены взносы на страховую часть пенсии;

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96) КРЕДИТ 69-2-2

– начислены взносы на накопительную часть пенсии.

Непосредственное перечисление средств во внебюджетные фонды отражается по дебету счета 69:

ДЕБЕТ 69-1, 69-2, 69-3 КРЕДИТ 51

– перечислены страховые взносы во вне­бюджетные фонды.

Отдельно хотелось бы остановиться на взносах, начисляемых с отпускных. Дело в том, что с начала 2011 года практически все работодатели обязаны отражать пред­стоящие отпускные в качестве оценочных обязательств, фиксируя их на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Вполне логично, что и начисленные взносы с от­пускных следует отражать именно на этом счете. Для этого потребуется открыть от­дельный субсчет к счету 96.

При начислении взносов с отпускных со­ответствующие суммы отражают по дебету счета 96 в корреспонденции со счетами, на которых фиксируются сами отпускные.

Т.Е. Толстова, эксперт по бухгалтерскому учету


Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Дата публикации: 03.10.2018

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Кондратенко, И. В. Основные изменения налогового законодательства в сфере страховых взносов / И. В. Кондратенко. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14532/ (дата обращения: 21.05.2021).

Рассмотрены изменения налогового законодательства Российской Федерации после 01.01.2017 года. Определены основные новшества в сфере страховых взносов. Сформулированы некоторые проблемные моменты в связи с передачей полномочий между государственными структурами.

Ключевые слова: налоговое законодательство; страховые взносы; администрирование; основные изменения.

Налоговое законодательство с момента принятия Государственной Думой 16 июля 1998 года первой части Налогового Кодекса Российской Федерации, а затем и второй части НК РФ 19 июля 2000 года, претерпело немало изменений, совершенствовалось, дополнялось.

В 2017 году самым масштабным изменением было введение главы 34 НК РФ «Страховые взносы». Одновременно с этим утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Взамен ему вступили в силу новые редакции Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [2].

До 1 января 2017 г. Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах» были установлены общие правила администрирования страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования. Согласно данному закону, администрирование страховых взносов распределялось между несколькими учреждениями следующим образом:

‒ Пенсионный фонд России (ПФР) выступал администратором (органом контроля) в отношении страховых взносов на ОПС и ОМС;

‒ Фонд социального страхования (ФСС) — в отношении обоих видов ОСС.

С 01.01.2017 г. администрирование страховых взносов на ОПС (обязательное пенсионное страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование), ОСС (обязательное социальное страхование) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется налоговыми органами на основании Налогового кодекса РФ. В этих целях в нормы части первой Налогового кодекса РФ были внесены соответствующие «штриховые» поправки. А администрирование страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний осталось в ведении Фонда социального страхования (в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который был дополнен тремя новыми главами: гл. IV.1 «Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов», гл. IV.2 «Контроль за уплатой страховых взносов и выплатой страхового обеспечения», гл. IV.3 «Ответственность за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») [4].

Исходя из вышеизложенного, напрашивается вывод, что изменение порядка администрирования направлено на повышение собираемости страховых взносов и сокращение контролирующих структур для снижения нагрузки как на бюджет, так и на организации и индивидуальных предпринимателей. Также к плательщикам страховых взносов применяются все общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации [6].

Изменение администратора страховых взносов повлекло за собой ряд других новшеств, с которыми столкнулись плательщики.

Введен новый расчет по страховым взносам, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7–11/551@. Его заполняют, начиная с отчета за 1 квартал 2017 года. Он заменяет собой формы РСВ-1 ПФР, РСВ-2 ПФР, РВ-3 ПФР и «старую» форму 4 — ФСС.

Расчет по страховым взносам сдается в налоговую инспекцию по месту нахождения плательщика страховых взносов. Обособленные подразделения независимо от наличия расчетного счета и отдельного баланса, начисляющие выплаты физическим лицам, сдают расчеты по месту своего нахождения. Согласно п. 7 ст. 431 НК РФ, Отчет необходимо сдать не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.

Компании и ИП со среднесписочной численностью более 25 человек несут обязанность по представлению расчета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Все прочие плательщики взносов могут отчитываться на бумаге (п. 10 ст. 431 НК РФ) [2].

Новая форма расчета страховых взносов включает только показатели, относящиеся к начислениям отчетного (расчетного) периода (как в налоговых декларациях). Сведения о перечислениях взносов в расчете не указываются.

Для контроля расходования средств налоговые органы передают сведения из единого ежеквартального расчета территориальному органу ФСС, который в свою очередь проверяет правильность заявленных расходов. Если расход не признан, ФСС сообщает об этом в ИФНС. Затем налоговый орган выставляют плательщику страховых взносов требование об уплате. При положительном результате проверки расходы принимаются [5].

Что касается нарушений в сфере страховых взносов, то с 1 января 2017 года они признаются налоговыми правонарушениями. Ответственность по ним установлена Налоговым кодексом РФ:

‒ непредставление расчета в установленный срок — 5 % от не уплаченной в срок суммы взносов, подлежащих уплате (доплате) на основании расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ);

‒ грубое нарушение правил учета, повлекшее за собой занижение базы для исчисления страховых взносов, — 20 % от суммы неуплаченных страховых взносов, но не менее 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ);

‒ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для их исчисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и 129.5 НК РФ, — 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ);

‒ деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, совершенные умышленно, — 40 % от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 3 ст. 122 НК РФ);

‒ непредставление в срок документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, если такое деяние не содержит признаков правонарушений, установленных ст. ст. 119, 129.4 и 129.6, а также п. п. 1.1 и 1.2 настоящей статьи, — 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ);

‒ непредставление в срок сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений, определенных ст. 126.1 и 135.1 НК РФ, — 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ) [1].

Также кроме денежных взысканий за различные нарушения в сфере страховых взносов существует и уголовная ответственность за данные нарушения. С принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 29.07.2017 N 250-ФЗ вступили в силу новые правила привлечения страхователей к ответственности за неуплату взносов. Теперь компанию могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов. Закон распространяется на неуплату по взносам, которая возникла после 10 августа 2017 года. Привлекать к ответственности за уклонение от страховых взносов в налоговую инспекцию будут по ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ. Крупный и особо крупный размеры останутся такими же, как для уклонения от налогов — для организаций это соответственно 5 млн. рублей и 15 млн. рублей [3].

Передача полномочий от ПФР и ФСС налоговым органам повлекла за собой некоторые спорные моменты. Какие же основные проблемы были замечены на протяжении 2017 года связи с данным изменением:

На данный момент прошло уже больше года с изменения администратора страховых взносов. Проблемы сгладились, благодаря слаженной работе ПФР, ФСС, ФНС и самих налогоплательщиков. Введение новых институтов налогового законодательства потребовало не только уточнения общих статей НК РФ, но и введения специальных разделов и глав. Совершенствование законодательства в целом и законодательства о налогах и сборах в частности формирует положительную тенденцию его развития, так как регулярно обновляются правовые нормы.

К счету 69 вам необходимо открыть субсчета:

  • 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» – для учета расчетов по взносам, начисляемым в Фонд социального страхования РФ;
  • 69-2 «Расчеты по обязательному пенсионному страхованию» – для учета расчетов по взносам, начисляемым в Пенсионный фонд РФ;
  • 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» – для учета расчетов по взносам, начисляемым в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Особенности налогообложения

Еще в 2021 году страховое обеспечение граждан претерпело значительные реформации. Так, единым администратором поступлений стала Федеральная налоговая служба. Напомним, что ранее платежи по страховому обеспечению зачислялись напрямую во внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФФОМС, ФСС).

Теперь основной нормативный акт, регламентирующий порядок налогообложения и тарифы по страховым взносам (СВ) — это глава 34 НК РФ. Общеустановленные тарифы едины для всех экономических субъектов:

  1. Обязательное пенсионное страхование — 22%.
  2. Обязательное медицинское страхование — 5,1%.
  3. Страхование от временной нетрудоспособности и по материнству — 2,9%.

В 2021 году для малого бизнеса действуют пониженные тарифы страховых взносов по выплатам работников выше МРОТ (102-ФЗ от 01.04.2020). Льготные тарифы таковы:

  • ОПС — 10%;
  • ОМС — 5%;
  • ВНиМ — 0%.

Подробнее: «Кому положены пониженные тарифы СВ»

Для отражения льготных начислений используются те же счета бухгалтерского учета для страховых взносов по обычным тарифам.

Отметим, что страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний (на травматизм) следует перечислять в Фонд социального страхования. То есть взносы на травматизм в ведение ФНС переданы не были. Размер платежей варьируется от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса опасности основного вида деятельности компании.

По СВ на ОПС установлен лимит: в 2021 году — 1 465 000 рублей. Если сумма налогооблагаемых доходов по работнику превысила указанный предел, то тариф снижается до 10%. Для ВНиМ утвержден допустимый предел в 966 000 рублей для 2021 года. При превышении данного лимита ставка снижается до 0%, то есть СВ по ВНиМ при превышении лимита не платят.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно заполнить платежку на оплату страхвзносов. Используйте эти инструкции бесплатно.












Перерасчет (корректировка) страховых взносов

Иногда бухгалтерам в базе 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 приходится проводить перерасчет взносов за прошлые периоды. Для настройки автоматического перерасчета в 1С 8.3 необходимо через закладку Зарплата и кадры выбрать Перерасчеты страховых взносов – Создать:


Для исправления ошибок за предыдущие месяцы, не затрагивающие прошлый отчетный период, галочку нужно поставить напротив позиции Самостоятельное доначисление взносов для исправления ошибок, установив при этом месяц, в котором отражается корректировка и дата (последний день месяца).

На закладке Сведения о доходах методом Подбора выбрать сотрудника, месяц за который доначисляются взносы, а также сумму:


Далее перейти на закладку Исчисленные взносы и нажать Рассчитать. Программа 1С 8.3 Бухгалтерия самостоятельно определит суммы доначисленных взносов в ПФР, ФСС и ФОМС.

Если доначисление затрагивает прошлый отчетный период, по которому необходимо будет сдавать корректировочный (уточненный) отчет, то необходимо дополнительно поставить галочку напротив позиции Регистрировать для уточняющего отчета за прошлый период. После автоматического расчета доначисления нажать Провести и закрыть.

Правила расчета

Страховое обеспечение начисляется практически на все виды доходов трудящихся, которые получены ими в качестве вознаграждений за труд. К примеру, перечислены взносы на обязательное пенсионное страхование работников бюджетного учреждения (аналогично и для коммерции, и для НКО) со следующих видов выплат:

  • заработная плата (должностной оклад или тарифная ставка);
  • стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, доплаты за переработку, ночные и праздничные);
  • районные и территориальные доплаты и коэффициенты;
  • оплата очередных трудовых отпусков, учебных и прочих;
  • иные виды выплат (например, командировочные, доплаты за совмещение и прочие);
  • выплаты по договорам ГПХ, авторского заказа, подряда.

А вот полностью освобождены от налогообложения СВ все виды государственных пособий (по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты), материальная помощь, пособия по безработице, льготные выплаты, пенсии и аналогичные виды доходов.

Отражение взносов и начислений физическим лицам, не являющимися сотрудниками

В хозяйственной деятельности организации могут осуществляться выплаты физическим лицам, которые не являются сотрудниками организации, но с которых уплачиваются взносы (кроме НС и ПЗ). Например, по договорам гражданско-правового характера (ГПХ).

В данном случае необходимо Создать документ Операции учета взносов через закладку Зарплата и кадры:


Установить сведения о доходах, сумму и даты:


Перейдя на закладку Исчислено взносов, рассчитать суммы отчислений – Провести и закрыть:


Стоит отметить, что выплаты вознаграждений физическим лицам по договорам ГПХ в 1С 8.3 Бухгалтерия осуществляются перечислением через банк либо оформлением расходного кассового ордера, то есть без формирования платежной ведомости. Каким образом осуществить начисление оплаты по договорам ГПХ физическим лицам, не являющимся сотрудниками организации смотрите в нашем видео уроке:

Поставьте вашу оценку этой статье: (
1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Зарегистрированным пользователям доступны более 300 видеоуроков по работе в 1С:Бухгалтерия 8, 1С:ЗУП


Зарегистрированным пользователям доступны более 300 видеоуроков по работе в 1С:Бухгалтерия 8, 1С:ЗУП
Я уже зарегистрирован
После регистрации на указанный адрес Вы получите ссылку на просмотр более 300 видеоуроков по работе в 1С:Бухгалтерия 8, 1С:ЗУП 8 (бесплатно)

Отправляя эту форму, Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и даете согласие на обработку персональных данных

Войти в кабинет

Счета учета

Все бухгалтерские проводки по начислению страховых взносов формируются на специальном счете бухучета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Приказ Минфина № 94н).

Для детализации данных по каждому виду страхового обеспечения в плане счетов предусмотрены субсчета:

  • 69.1 — для отражения операций по социальному обеспечению граждан (ВНиМ и НС и ПЗ);

Необходимо предусмотреть дополнительную аналитику по субсчету 69.1, например:

  • 69.1/1 — начисления в пользу ВНиМ;
  • 69.1/2 — данные о платежах в ФСС в пользу страхования от несчастных случаев и профзаболеваний.
  • 69.2 — для начисления страховых взносов в части ОПС;
  • 69.3 — информация о начисленных страховых взносах по ОМС.

По кредиту данных бухгалтерских счетов отражается начисление СВ, а по дебету — их оплата. Таким образом, проводка, если начислены страховые взносы во внебюджетные фонды, — ДТ 20 КТ 69.1.

Стоит отметить, что работодатель начисляет страховые взносы только на фонд заработной платы, то есть с суммы налогооблагаемых выплат и вознаграждений за труд. Никаких удержаний из заработка граждан при исчислении СВ не производится.

Напомним, что при создании резерва по отпускам в бюджете необходимо предусмотреть аналогичные отчисления в резервный фонд: особенности расчета — в статье «Как рассчитать резерв отпусков».









Проводки по счету 69


Итоги

Страховые взносы относите на счета учета затрат 20,23,25,26,44 и т.д.. Для разбивки страхвзносов по видам, используйте счет 69 и различные субсчета. При перечислении взносов в бюджет зафиксируйте проводку Дт 69 (по субсчетам) Кт 51. Если в отчетном периоде был больничный, оплачиваемый за счет средств ФСС, отразите его проводкой Дт 69 Кт 70.

  • Налоговый кодекс
  • закон «О бюджете Фонда…» от 02.12.2019 № 384-ФЗ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Типовые проводки

Рассмотрим ключевой алгоритм начисления СВ и отражения их в учете на конкретном примере.

ООО «ВЕСНА» — компания на ОСНО, применяет общеустановленные тарифы по страховому обеспечению граждан. Тариф взносов на травматизм — 0,2%. В январе 2021 года была начислена заработная плата основного персонала в сумме 1 000 000 рублей. Бухгалтер отразил в учете следующие действия:

В феврале 2021 года ООО «ВЕСНА» получило от ФНС требование об уплате недоимки в сумме 5000 рублей и пени в сумме 135,55 рублей. Бухгалтер составил проводки:

91.2 — если недоимка выставлена за прошлые отчетные периоды

Способ отражения пеней в бухучете закрепите в своей учетной политике. Допустимо относить пени на 91 или 99 бухсчета. О том, какой из счетов выбрать, мы рассказали в статье «Пени по налогам: проводки».

Проводки по начислению заработной платы

В трудовом праве сказано, что зарплата должна быть выдана работникам не меньше чем 2 раза за месяц, при этом первая их этих нескольких выдачей считается авансом.

Ручка, очки и документы

Счет №70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – главный счёт для проведения любых действий, призванных совершить начисление заработной платы. Расходы, понесенные в связи с этими действиями, прописываются на себестоимость продукции предприятия. Из-за этого со счетом №70 корреспондируют такие счета:

  • №29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
  • №23 «Вспомогательные производства»;
  • №26 «Общехозяйственные расходы»;
  • №20 «Основное производство»;
  • №25 «Общепроизводственные расходы».

Если предприятие производственное

Проводка, которую используют бухгалтеры при начислении заработной платы, выглядит так: Д20 (44,26,29,23…) К70.

Данная проводка производится по всей сумме начислений один месяц. Для этого используют табель учета рабочего времени и расчётную ведомость.

Учет по счету №70 производится для всех сотрудников организации в отдельности.

Если необходимо рассчитать выплаты зарплаты в натуральной форме, то необходимо иметь в виду, что:

  • Организациям на законодательном уровне разрешено делать расчеты по заработку в натуральной форме, но при условии, что они не составляют более 20% от общей суммы заработной платы.
  • При выплате заработка работника продукцией предприятия, её цена считается в соответствии с розничной рыночной ценой.
  • Стоимость продукции предприятия, выданной работнику, также облагается НДФЛ, как и зарплата в денежных знаках.

Пониженный тариф взносов для субъектов МСП

С 01.04.2020 г. хозяйствующие субъекты, относящиеся к категории МСП (согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ), вправе применять особые ставки по отчислениям с выплат работникам, превышающим размер МРОТ на начало года:

  • по ОПС – 10% как до момента превышения годового предела доходов, так и после;
  • по ФСС – 0%;
  • по ОМС – 5%.

Итоговый размер отчислений составит 15%.

Рассмотрим на примере, как происходит начисление взносов при доходе ниже и выше размера МРОТ:

6 300 – (3 639 + 1330,50) = 1330,50

Особенностей для составления по страховым взносам бухгалтерских проводок с льготным тарифом нет. При желании можно открыть отдельные субсчета для учета отчислений по пониженным тарифам. При этом перечисление взносов в бюджет производится по единому КБК — как по основному, так и по пониженному тарифу. Применение разных субсчетов приведет к необходимости деления платежа в бухучете на две части для зачета начислений в разрезе новой аналитики.

Порядок уплаты фиксированных взносов в ПФР индивидуальным предпринимателем

Индивидуальные предприниматели (ИП), а также адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой лица и т.п. обязаны уплачивать страховые взносы за себя на обязательное пенсионное и медицинское страхование — как плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 1 ст. 430 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ).

Величина платежа с дохода за год до 300 000 руб. за периоды с 2018 по 2021 год установлена п. 1 ст. 430 НК РФ:

  • за 2021 год — 26 545 руб.;
  • за 2021 год — 29 354 руб.;
  • за 2021 год — 32 448 руб;
  • за 2021 год — 32 448 руб.

На 2022-2023 годы предусмотрено повышение суммы платежа.

Срок уплаты — не позднее 31 декабря текущего года.

ИП вправе уплатить всю сумму фиксированных взносов в любой день в течение года, не дожидаясь крайнего срока. Но досрочная уплата имеет смысл, если до конца года ИП не планирует прекращать деятельность.

Если доход ИП за год превышает 300 000 руб., то предприниматель обязан уплатить 1% от величины превышения (п. 1 ст. 430 НК РФ).

Подробнее об уплате страховых взносов с дохода свыше 300 тыс. руб.

Рассмотрим подробнее порядок формирования платежного поручения и уплаты фиксированных взносов в программе.


Величина дохода ИП за 2021 год не превысила 300 000 руб. Фиксированные взносы ИП на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПРФ за 2021 год, составили 23 400 руб.

09 января ИП подготовил платежное поручение на уплату фиксированного взноса в ПФР на сумму 23 400 руб. Уплата прошла в этот же день по банковской выписке.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработка предложений по совершенствованию ведения бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами в ООО «ПромСервис»
Рассмотрены законодательные и нормативные акты ре¬гулирования бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами и особенности бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами.
Выявлены недостатки в организации бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами Даны рекомендации по совер¬шенствованию бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами в ООО «ПромСервис».

Содержимое работы - 1 файл

БУ расчетов с внебюджетными фондами.doc

В настоящей курсовой работе использованы ссылки на сле­дующие нормативные документы:

ГОСТ 1.5-2002 ГСС РФ. Стандарты. Общие требования к построе­нию, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 7.1-2003 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографи­ческое описание. Общие требования и правила составления

ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ 7.32-2001 СИБИД. Отчет о научной исследовательской рабо­те. Структура и правила оформления

ГОСТ 7.9-95 СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования

ГОСТ 7.80-2000 СИБИД. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления

ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления

ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. Единицы величин

Р 50-77-88 Рекомендация. БСКД. Правила выполнения диаграмм

ОК 015-94 Общероссийский классификатор единиц измерения

СТП КубГТУ 4.2.6-2004 СМК. Учебно-организационная деятель­ность. Курсовое проектирование

С'ТП КубГТУ 4.2.8-2002 СМК. Учебно-организационная деятель­ность. Дипломное проектирование

1 Теоретические вопросы бухгалтерского расчетов с внебюджетными фондами

1.1 Российское законодательство о едином социальном налоге

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации [1] с 1 января 2001 г введен единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации — и предназначенным для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Обяза­тельный платеж во внебюджетные фонды теперь называется единый социальный налог [2, с. 6].

До 1 января 2001 г. государственные социальные внебюджет­ные фонды формировались главным образом за счет страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд страховые взно­сы отчисляли и работники. Взносы носили налоговый характер, имели общую базу - оплату труда. Их взиманием занимался каж­дый фонд. Это сопровождалось неизбежным дублированием.

Многими специалистами уже давно осознавалась необходи­мость сосредоточить работу по сбору средств, их учету и конт­ролю в одном органе. По их мнению, консолидация части функ­ций социальных внебюджетных фондов позволила бы решить вопрос о начислении и оплате плательщиками взносов одним по­ручением с зачислением платежа на один собирательный счет, с которого потом осуществляются расчеты с фондами по уста­новленным для них нормативным отчислениям. Аналогичное решение целесообразно и по контрольным функциям внебюд­жетных фондов за правильностью расчетов по обязательным пла­тежам. При этом интересы фондов в вопросах использования средств не ущемляются, они должны осуществлять те непосред­ственные функции, ради чего и созданы.

Поскольку финансовые источники фондов носят, по существу, налоговый характер, в целях упорядочения механизма мобили­зации доходов в фонды Минфином РФ и ФНС РФ вносились предложения о сосредоточении в большей мере функций по сбо­ру и контролю платежей во внебюджетные фонды в системе на­логовых органов с передачей им функций по учету платежей.

Налоговые органы на местах работали с теми же плательщи­ками, что и фонды. Проверка отчислений во внебюджетные фон­ды к тому же являлась для налоговых органов обязательной, поскольку от этого прямо зависела правильность расчетов с бюд­жетом. Потребовалось передать лишь часть численности работ­ников, занятых прежде сбором платежей в фонды, в основном на районном уровне, налоговым органам для выполнения допол­нительного объема работ, особенно по ведению лицевых счетов плательщиков, которыми являлись практически все юридиче­ские и многие физические лица.

Учитывая приведенные аргументы, начиная с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог. Этот налог зачисляется в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обяза­тельного медицинского страхования. Плательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравнива­ются к индивидуальным предпринимателям.

Если плательщик одновременно относится к нескольким перечисленным категориям, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страхова­нии в Российской Федерации» [3] налогоплательщики должны отдельно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и ЕСН.

Плательщиками взноса в Пенси­онный фонд признаются:

- лица, производящие выплаты физическим лицам, в том чис­ле организации, индивидуальные предприниматели, фи­зические лица;

- индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Объект налога, а также налоговая база определяются по-раз­ному в зависимости от категории плательщика (рис. 1) [4, с. 277].

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как их стоимость на день выплаты, исчисленная исходя из ры­ночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) - исходя из государственных регулируемых роз­ничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) вклю­чается сумма НДС, а для подакцизных товаров и сумма акцизов.

Указанные выплаты не признаются объектом налогообложе­ния, если они производятся из средств, остающихся у органи­зации после уплаты налога на прибыль, или средств, оставших­ся у индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических.

Виды выплат, не подлежащих обложению, определяемые НК РФ:

- государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством,

- по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице, бере­менности и родам;

- все виды предусмотренных законодательством компен­сационных выплат (в пределах установленных норм), связанных:

а) с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

б) бесплатным предоставлением жилья и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмеще­ния;

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых предпринима­телям), а также выплаты по авторским договорам

Сумма названных выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

При определении базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих обложению) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг), предназначенных для работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха обучения в его интересах оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм взносов плательщика:

- по обязательному страхованию ра­ботников, осуществляемому плательщиком в установленном порядке;

- договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

- договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей)

Предприниматели, производящие выплаты физическим лицам

Физические лица (не предприниматели),

производящие выплаты фи­зическим лицам

Выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых яв-ляется выпол­нение работ, оказание услуг, выплачива-емые плательщиками в пользу физических лиц.

Не относятся к объекту обложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование иму-щества (имущественных прав)

Предприниматели, не производящие выплаты физическим лицам

Доходы от профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для плательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая его главу) из дохода исключаются расходы, связанные с развитием хозяйства

Сумма доходов, полученных плательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат по налогу на прибыль

не производящие выплаты физическим

Рис. 1 - Схема элементов единого социального налога в зависимости

от категории плательщика

в) оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося на­турального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

г) оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и учас­тия в спортивных соревнованиях;

д) увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

е) возмещением иных расходов, включая расходы на по­вышение профессионального уровня работников;

ж) трудоустройством работников, уволенных в связи с осу­ществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

з) выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и воз­мещение командировочных расходов);

- суммы единовременной материальной помощи, оказыва­емой:

а) работникам в связи со стихийным бедствием или дру­гим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здо­ровью, а также физическим лицам, пострадавшим от тер­рористических актов на территории РФ;

б) членам семьи умершего работника или работнику в свя­зи со смертью члена (членов) его семьи;

в) работникам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

- суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валю­те, выплачиваемые своим работникам, а также военно­служащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками, финансируемыми из федерально­го бюджета государственными учреждениями или органи­зациями, — в пределах законодательно установленных раз­меров;

- доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, по­лучаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реа­лизации - в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

- суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком в установленном порядке; суммы платежей (взносов) пла­тельщика по договорам добровольного личного страхова­ния работников, заключаемым на срок не менее года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взно­сов) плательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая работодате­лем лицам, работающим и проживающим в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях;

- суммы, выплачиваемые физическим лицам за выполнение ими работ, связанных с проведением избирательных кам­паний Президента Российской Федерации, депутата Госдумы, депутата зако­нодательного органа власти субъекта Российской Федерации, главы исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации, члена выборного органа местного самоуправления, главы муниципального образо­вания, члена иного федерального государственного орга­на, государственного органа субъекта РФ, на иную долж­ность в органе местного самоуправления. Выплаты должны осуществляться избирательными комиссиями, а также из средств избирательных фондов кандидатов, зарегистриро­ванных кандидатов, фондов избирательных объединений и блоков;

- стоимость форменной одежды и обмундирования, выда­ваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в со­ответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно или с час­тичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользо­вании;

- стоимость льгот по проезду, предоставляемых законода­тельством отдельным категориям работников, обучающих­ся, воспитанников;

- суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет бюджетов, не превышающие 4000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.

В налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачис­лению в ФСС РФ) не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам [4, с. 281].

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или по­лучения доходов определяется как:

- день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника — для выплат и иных вознаграждений, начислен­ных лицами, производящими выплаты физическим лицам;

- день выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого они осуществляются, - для физических лиц, не признаваемых предпринимателями;

- день фактического получения дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятель­ности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов.

С 2009 г. расширен перечень сумм, не подлежащих обложению ЕСН (п. 1 статьи 238 НК). Не подлежат налогообложению суммы:

- платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, за профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

Читайте также: