Совершенствование налогообложения имущества организации

Опубликовано: 10.05.2024

Понятие налога на имущество организации. Анализ порядка исчисления и уплаты налога на недвижимость на примере ООО "Усинская генерирующая компания". Проблемы практического применения налога на имущество организации. Перспективы развития налогообложения.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 10.02.2014
Размер файла 59,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

    Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты налога на имущество организаций
  • 1.1 Сущность и понятие налога на имущество организаций
  • 1.2 Порядок расчета налога на имущество организаций
  • Глава 2. Анализ порядка исчисления и уплаты налога на недвижимость на примере ооо "усинская генерирующая компания"
  • 2.1 Краткая характеристика организации
  • 2.2 Порядок применения налога при расчете организации за 2011-2013 гг.
  • Глава 3. Пути совершенствования налога на имущество организаций
  • 3.1 Проблемы практического применения налога на имущество организаций
  • 3.2 Перспективы развития налогообложения имущества организаций
  • Заключение
  • Список использованной литературы

налог имущество недвижимость налогообложение

Объекты основных средств

Учетная стоимость на 01.01.11 (тыс. руб.)

Сумма износа на:

Грузовой автомобиль УАЗ-3309

Легковой автомобиль ВАЗ-2110

1. Остаточная стоимость = Учетная стоимость - Амортизация основных средств

Определяем остаточную стоимость:

01.01.11: 605 т. р. - 80,2 т. р. = 524,8 т. р.

01.02.11: 605 т. р. - 86,3 т. р. = 518,7 т. р.

01.03.11: 605 т. р. - 92,4 т. р. = 512,6 т. р.

01.04.11: 605 т. р. - 98,5 т. р. =506,5 т. р.

2. Определяем среднегодовую стоимость основных средств за 1 квартал:

СГСИ = (01.01. +01.02. +01.03. +01.04.) /3+1

СГСИ = (524,8+518,7+512,6+506,5) /3+1 = 2062,6/4 = 515,65 т. р.

3. Определяем сумму налога:

Сумма налога = налоговая база * налоговую ставку

Сумма налога = 515,65*2,2% = 11,3 т. р.

Сумму налога на имущество организации, которую заплатит за 1 полугодие 2011 года организация ООО "УГК", если она дополнительно открыла 2 здания магазина и приобрела гараж-ангар:

Основные средства находящиеся на балансе организации ООО "УГК" за 1 полугодие 2011 г.

Объекты основных средств

на 01.01.11 (тыс. руб.)

Сумма износа на:

1. Остаточная стоимость = Учетная стоимость - Амортизация основных средств

Определяем остаточную стоимость:

01.01. = 605 т. р. - 80,2 т. р. = 524,8 т. р.

01.02. = 605 т. р. - 86,3 т. р. = 518,7 т. р.

01.03. =605 т. р. - 92,4 т. р. = 512,6 т. р.

01.04. =605 т. р. - 98,5 т. р. =506,5 т. р.

01.05. = 945т. р. - .105,7т. р. =839,3т. р.

01.06. = 945т. р. - 112,9т. р. =832,1т. р.

01.07. =945т. р. - 120,1т. р. =824,9т. р.

2. Определяем среднегодовую стоимость основных средств за полугодие:

СГСИ = (01.01. +01.02. +01.03. +01.04. +01.05. +01.06. +01.07. +01.08.) /6+1

СГСИ = (524,8+518,7+512,6+506,5+839,3+832,1+824,9) /6+1 = 4558,9/7 = 651,3т. р.

3. Определяем сумму налога:

Сумма налога = налоговая база * налоговую ставку

Сумма налога =651,3*2,2%=14,3т. р.

4. Сумма к уплате:

Сумму налога на имущество организации, которую заплатит за 1 квартал 2012 года организация ООО "УГК", если она дополнительно приобрела 2 грузовых и 1 легковой автомобиля:

Основные средства находящиеся на балансе организации ООО "УГК" за 1 кв. 2012 г.

Объекты основных средств

Учетная стоимость на 01.01.12 (тыс. руб.)

Сумма износа на:

1. Остаточная стоимость = Учетная стоимость - Амортизация основных средств

Определяем остаточную стоимость:

01.01. = 1263т. р. - 165,4 т. р. =1097,6т. р.

01.02. = 1263т. р. - 174,7 т. р. =1088,3т. р.

01.03. = 1263т. р. - 184т. р. =1079т. р.

01.04. = 1263т. р. - 193,3т. р. =1069,7т. р.

2. Определяем среднегодовую стоимость основных средств за 1 квартал:

СГСИ= (01.01. +01.02. +01.03. +01.04.) /3+1

СГСИ = (1097,6+1088,3+1079+1069,7) /3+1=4334,6/4=1083,7т. р.

3. Определяем сумму налога:

Сумма налога = налоговая база * налоговую ставку

Сумма налога = 1083,7*2,2% =23,8т. р.

Сумму налога на имущество организации, которую заплатит за 1 полугодие 2012 года организация ООО "УГК", если она продала одно здание магазина.

Основные средства находящиеся на балансе организации ООО "УГК" за 1 полугодие 2012 г.

Объекты основных средств

Учетная стоимость на 01.01.12 (тыс. руб.)

Сумма износа на: (тыс. руб.)

1. Остаточная стоимость = Учетная стоимость - Амортизация основных средств

Определяем остаточную стоимость:

01.01. = 1263т. р. - 165,4 т. р. =1097,6т. р.

01.02. = 1263т. р. - 174,7 т. р. =1088,3т. р.

01.03. = 1263т. р. - 184т. р. =1079т. р.

01.04. = 1263т. р. - 193,3т. р. =1069,7т. р.

01.05. = 1263 т. р. - 161,5 т. р. = 1101,5т. р.

01.06. = 1263 т. р. - 169,7 т. р. = 1093,3т. р.

01.07. = 1263 т. р. - 177,9 т. р. = 1085,1т. р.

2. Определяем среднегодовую стоимость основных средств за полугодие:

СГСИ = (01.01. +01.02. +01.03. +01.04. +01.05. +01.06. +01.07. +01.08.) /6+1

СГСИ = (1097,6+1088,3+1079+1069,7+1101,5+1093,3+1085,1) /6+1 = 7614,5/7 = 1087,8т. р.

3. Определяем сумму налога:

Сумма налога = налоговая база * налоговую ставку

Сумма налога =1087,8*2,2%=23,9т. р.

4. Сумма к уплате:

Сумму налога на имущество организации, которую заплатит за 1 квартал 2013 года организация ООО "УГК", если она продала один грузовой автомобиль, и приобрела два легковых автомобиля.

Основные средства находящиеся на балансе организации ООО "УГК" за 1 кв. 2013 года

Объекты основных средств

Учетная стоимость на 01.01.13 (тыс. руб.)

Сумма износа на:

1. Остаточная стоимость = Учетная стоимость - Амортизация основных средств

Определяем остаточную стоимость:

01.01. = 1243т. р. - 219,8 т. р. =1023,2т. р.

01.02. = 1243т. р. - 229,2т. р. =1013,8т. р.

01.03. = 1243т. р. - 238,6т. р. =1004,4т. р.

01.04. = 1243т. р. - 248т. р. =995т. р.

2. Определяем среднегодовую стоимость основных средств за 1 квартал:

СГСИ = (01.01. +01.02. +01.03. +01.04.) /3+1

СГСИ = (1023,2+1013,8+1004,4+995) /3+1=4036,4/4=1009,1т. р.

3. Определяем сумму налога:

Сумма налога = налоговая база * налоговую ставку

Сумма налога = 1009,1*2,2% =22,2т. р.

Сумму налога на имущество организации, которую заплатит за 1 полугодие 2013 года организация ООО "УГК", если она приобретала два погрузчика.

Основные средства находящиеся на балансе организации ООО "УГК" за 1 полугодие 2013 года

Объекты основных средств

Учетная стоимость на 01.01.13 (тыс. руб.)

Сумма износа на:

1. Остаточная стоимость = Учетная стоимость - Амортизация основных средств

Определяем остаточную стоимость:

01.01. =1243т. р. - 219,8 т. р. =1023,2т. р.

01.02. = 1243т. р. - 229,2т. р. =1013,8т. р.

01.03. = 1243т. р. - 238,6т. р. =1004,4т. р.

01.04. = 1243т. р. - 248т. р. =995т. р.

01.05. = 1402т. р. - 259т. р. =1143т. р.

01.06. = 1402т. р. - 270т. р. =1132т. р.

01.07. = 1402т. р. - 281т. р. =1121т. р.

2. Определяем среднегодовую стоимость основных средств за полугодие:

СГСИ = (01.01. +01.02. +01.03. +01.04. +01.05. +01.06. +01.07. +01.08.) /6+1

СГСИ = (1023,2+1013,8+1004,4+995+1143+1132+1121) /6+1 = 7432,4/7 = 1061,8т. р.

3. Определяем сумму налога:

Сумма налога = налоговая база * налоговую ставку

Сумма налога =1061,8*2,2%=23,4т. р.

4. Сумма к уплате:

Определив сумму налог на имущество организации и рассмотрев сравнительную таблицу я увидела что сумма налога за полугодие 2007г. превышает сумму налога за 1кв. 2011г. это произошло из-за того что организация ООО "УГК" приобрела и поставила на баланс следующие основные средства: 2 здания магазина и гараж-ангар. Так же видно что суммы налога с каждым кварталом, полугодом и годом увеличиваются, это происходит потому что организация ООО "УГК" расширяется и для своей эффективной работы она должна приобретать больше новых основных средств (т.е. чем больше основных средств у организации на балансе тем выше сумма уплачиваемого налога). Т.к. налоговая ставка не менялась на протяжении 2011-2013г. значит она не как не повлияла на сумму налога на имущество организации уплачивающего ООО "УГК"

1. Абдулгалимов А.М. Теория и история налогообложения. Учебное пособие / А.М. Абдулгалимов Б.Х. Алиев, М.Б. Алиев. - Вузовский учебник, 2008.

2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник / И.М. Александров. - М.: ИТК Дашков и К 0 , 2007.

3. Бард В.С. Налоги в условиях экономической интеграции / В.С. Бард, Л.П. Павлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

4. Барумин С.В. Налоговый менеджмент. Учебное пособие / С.В. Барумин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко. - Омега-Л. 2008.

5. Баязитова А.В. Налоговые проверки без потерь / А.В. Баязитова. - М.: Вершина, 2008.

6. Березин М.Ю. Налогообложение недвижимости / М.Ю. Березин. - М.: Финансы и статистика, 2007.

7. Бобоев М.Р. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации / М.Р. Бобоев, В.А. Кашин // Налоговый вестник. - 2008. - № 12. - С.7-9.

8. Братухина О.А. Контроль и организация проверок налоговыми органами. Учебное пособие / О.А. Братухина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

9. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. Налоговый и бухгалтерский учет / Н.Л. Вещунова. - СПб.: Питер, 2008.

10. Гусев А.П. Новое в Налоговом Законодательстве. Нормы Налогового Кодекса Российской Федерации по состоянию на 01.01.2009 г. с комментариями и разъяснениями с учетом судебной практики и поднормативных актов / А.П. Гусев. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009.

11. Кацыка А.В. Налоги - 2009. Практическое пособие / А.В. Кацыка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

12. Кирова Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты / Е.А. Кирова // Финансы. - 2008. - № 9. - С.15-25.

13. Курочкин В.В. Налог на недвижимость: итоги эксперимента / В.В. Курочкин // "Финансы". - 2008. - № 8. - С.18-23.

14. Лайкам К.Э. Место и роль налоговой политики в совершенствовании межбюджетных отношений / К.Э. Лайкам // Финансы. - 2008. - № 6. - С.23-29.

15. Лермонтов Ю.М. Оптимизация налогообложения. Рекомендации по исчислению и уплате налогов / Лермонтов Ю.М. - Спб.: Питер, 2009.

16. Литвиненко А.Н. Налоговое планирование на предприятии. Учебное пособие / А.Н. Литвиненко, Н.Н. Балакирев. - ИВЭСЭП Знание, 2008.

17. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. Учебное пособие / И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ, 2007.

18. Маслова И.А. Методология и методика исчисления налогов. Учебное пособие / И.А. Маслова, Л.В. Попова, И.А. Дрожжина. - ДиС, 2008.

19. Митюкова Э.С. Налоговое планирование. Анализ реальных схем / Э.С. Митюкова. - Эксмо, 2008.

20. Пансков В.Г. О некоторых проблемах налогового кодекса России / В.Г. Пансков // Финансы. - 2009. - № 2. - С.32-45.

21. Паскачева А.Б. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / А.Б. Паскачева. - М.: Высшее образование, 2008.

22. Перов А.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / А.В. Перов. - М.: Юрайт-Издат, 2009.

23. Петров М.А. Налоговая система и налогообложение в России. Учебное пособие / М.А. Петров. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

24. Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX-XX вв. Учебное пособие / Н.Е. Петухов. - Вузовский учебник, 2008.

25. Присягина Г.Н. История, практика и перспективы налогообложения имущества / Г.Н. Присягина // "Налоговые известия Московского региона". - 2008. - № 5. - С.10-15.

26. Пронина Л.И. Федеральные бюджеты и местные финансы / Л.И. Пронина // Финансы. - 2009. - № 1. - С.7-16.

27. Филина Ф.Н. Годовой налоговый отчет / Ф.Н. Филина. - М.: Финансы и статистика, 2009.

28. Филина Ф.Н. Подаем уточненную декларацию. Налоговый практикум / Ф.Н. Филина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

29. Ходов Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики. Учебное пособие для ВУЗов / Л.Г. Ходов - М.: Финансы и статистика, 2008.

30. Ялбулганов А. Налоги и сборы в схемах и примерах расчета / А. Ялбулганов. - Юстицинформ, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Плательщики налога на имущество юридических лиц. Организации, которые освобождаются от уплаты налога на имущество полностью. Льготы для организаций по уплате налога на имущество. Объекты налогообложения. Порядок расчета и уплаты налога на имущество.

курсовая работа [23,4 K], добавлен 24.01.2004

Плательщики налога на имущество юридических лиц. Организации, которые освобождаются от уплаты налога на имущество полностью. Льготы для организаций по уплате налога на имущество. Объекты налогообложения. Порядок расчета и уплаты налога.

курсовая работа [21,4 K], добавлен 24.01.2004

Участники налогового администрирования налога на имущество организаций и физических лиц. Имущество как объект налогообложения, методика исчисления и уплаты налога. Основные проблемы, направления совершенствования администрирования налога на имущество.

курсовая работа [119,1 K], добавлен 03.08.2014

Общая характеристика налога на имущество. Объекты налогообложения и налоговая база. Налогоплательщики - физические и юридические лица, льготы по налогу. Роль имущественных налогов в налогообложении. Проблемы практического применения налога на имущество.

дипломная работа [332,0 K], добавлен 27.07.2010

Составные элементы налога на имущество физических лиц, объекты налогообложения, ставки налога на строения, помещения и сооружения. Льготы по налогу, категории граждан, освобождаемых от уплаты налога. Порядок исчисления, правила и сроки уплаты налога.

реферат [17,0 K], добавлен 13.08.2010

Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

Например, суды не признавали объектами прав:

  • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
  • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
  • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
  • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
  • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

На заметку

Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

Споры о строениях, которые можно перемещать

Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

Например, споры возникали по поводу квалификации:

  • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
  • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
  • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

Споры о квалификации линейных объектов

Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

  • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
  • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

  • оборудование линии по производству древесных гранул,
  • поперечный транспортер подачи щепы,
  • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
  • поперечный транспортер подачи коры,
  • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

  • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
  • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

  • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
  • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
  • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
  • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

  • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
  • трансформаторы.

Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

  • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
  • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

  • Изменить практику применения действующей нормы.

Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

  • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

  • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 20.06.2019 2019-06-20

Статья просмотрена: 1381 раз

Библиографическое описание:

Егоров, Е. В. Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития / Е. В. Егоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 280-283. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60880/ (дата обращения: 19.05.2021).

В статье анализируются перспективы и рассматриваются варианты развития имущественного налогообложения.

Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

Имущественные налоги зависят от финансового состояния организаций и от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье значительно в минимальной степени, чем налоги на прибыль или ресурсные платежи и НДС, поэтому и являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета, это особенно ярко проявилось в условиях экономического кризиса, динамика поступлений имущественных налогов опережает динамику общего объема бюджетных доходов [6].

Доля доходов от имущественных налогов незначительна, что показано на рис. 1:


Рис. 1. Доля доходов от имущественных налогов в бюджетной системе РФ, %

Около 71 % всех поступлений имущественных налогов обеспечивает налог на имущество организаций, земельный налог — 18 %, транспортный налог с организаций и физических лиц — более 12 %. А доля налога на имущество физических лиц не превышает 4 %.

В качестве основных способов совершенствования имущественного налогообложения и увеличения собираемости имущественных налогов целесообразно перечислить следующие.

Во-первых, привлечь в налоговый оборот по возможности максимальное количество субъектов и объектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения качественного информационного обмена между службой государственной регистрации, государственной инспекцией по безопасности дорожного движения, органами местного самоуправления, налогоплательщиками.

Во-вторых, ввести единое сводное налоговое уведомление по уплате налогов по всему недвижимому имуществу и указывать сумму задолженности (налоги и пени по расчетам за предыдущие налоговые периоды), по состоянию на дату формирование уведомления, правообладателем которого является конкретный налогоплательщик.

В-третьих, нужно предусмотреть освобождение от обложения налогом на имущество организаций высокотехнологичного оборудования, в целях стимулирования инновационного развития организаций, всех отраслей экономики.

Итогом реформы имущественного налогообложения будет создание условий для более качественного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов ныне действующих земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость.

Для реализации работы подразделений Федеральной налоговой службы разработана и функционирует многоуровневая система автоматизированная информационная система (АИС «Налог» — 3, обеспечивающий решения задач обработки и накопления информации в инспекциях. Конечная цель АИС Налог –3 налоговых служб является построение интегрированной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой информационной базы с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, казначейства, банков, регистрационных центров, таможни, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др. [3].

Одним из востребованных направлений работы должны стать меры по повышению роли имущественных налогов в доходах бюджета как стабильного ресурса поступлений. Соответственно, порядок работы с регистрирующими органами должен полностью измениться. Сегодняшняя ситуация недопустима, когда из-за некорректных сведений информационных баз под налогообложение подпадает только 56 % объектов недвижимости. Для этого, следует постоянно анализировать динамику формирования и обработки сведений, получаемых из службы государственной регистрации [4].

Также стоит обратить внимание к упрощению налоговых процедур и повышению открытости Федеральной налоговой службы, включая взаимодействие с налогоплательщиками. Это может быть осуществимо за счет развития информационных технологий, развития действующих электронных сервисов, создания новых.

В связи с вышеизложенным, необходимо создать систему управления электронными архивами, а также специализированные центры обработки и хранения документов. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами [7].

Центры обработки данных в настоящее время работают в определённых направлениях и будут поэтапно модернизироваться в межрегиональные аналитические центры обработки и генерации информации при проведении контрольных мероприятий [7].

По состоянию на сегодняшний день даже в непростых экономических условиях не утрачивается темп поступления налогов и сборов. К примеру, в консолидированный бюджет Российской Федерации за девять месяцев 2017 года поступило 10,5 триллиона рублей, что на 1 % выше соответствующего периода 2016 года. Естественно, не положительное воздействие на динамику поступлений оказывает налог на добычу полезных ископаемых и его сокращение на 15,7 % вследствие снижения цены на нефть. Без учета нефтегазовых доходов поступления в консолидированный бюджет выросли на 6,3 %. Причем это происходит в условиях, когда основные макроэкономические показатели уменьшаются. Вспомним, что объем ВВП в начале, полугодии сократился на 0,8 %, оборот розничной торговли — на 5,6 %, инвестиции — на 4,2 %.

Если посмотреть на доходную часть имущественного налогообложения в целом за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении (с учетом инфляции) выросли на 18 % [1].

Необходимо так же отметить, что налоговая служба не обладает инструментами прямого влияния на налоговую политику, занимаясь в первую очередь администрированием. Основным функционалом налоговой службы является контроль за соблюдением налогового законодательства, именно поэтому необходимо рассматривать контрольную работу как один из основных влияний повышения эффективности администрирования доходов [2].

Для увеличения плодотворности налогового администрирования не только, в общем, по стране, но и субъектов Российской Федерации необходимо решить некоторые проблемы, существующие в области налогообложения.

В последнее время проблемы экономической безопасности чаще оказываются в центре общественного внимания, становятся предметом обсуждения, как представителей различных областей научного знания, так и властных структур [9]. Основную экономическую базу для функционирования государства создают налоги, поэтому налоговая безопасность — это неотделимая часть экономической безопасности в обществе.

С целью обеспечения налоговой безопасности региона уполномоченными органами всех уровней власти непрерывно осуществляется проведение налоговой политики, подразумевающей комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на достижение каких — либо целей, в основе которых лежат налоговые льготы, объекты и ставки налогов, как непосредственное проявление налоговой политики [5].

Проведение налоговой политики в целях обеспечения налоговой безопасности на макроуровне должна быть направлена не только на борьбу с уклонением от уплаты налогов и теневой экономики, но и на повышение качества налогового администрирования с использованием современного математического аппарата и новейших информационных технологий [8]. При этом следует учитывать специфику отдельных регионов, их географическое положение, отраслевую специфику, налоговый потенциал, осуществлять применение методов налогового планирования и прогнозирования, обеспечивать взаимодействие государственных и региональных стратегических целей развития и использования эффективного налогового механизма для их достижения.

Соколова Н.В.

Студентка 4 курса факультета экономики

РГУ им. С.А Есенина

Научный руководитель – Сычёва О.В.

Ключевые слова: налог, организация, имущество, кадастровая стоимость.

Налоги занимают важнейшее место среди многочисленных экономических рычагов, с помощью которых государство влияет на рыночную экономику.В имущественном налогообложении России - налог на имущество организаций занимает не малозначимое место, что вызывает определенный интерес в возможных изменениях порядка расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта. Именно поэтому он требует тщательного подхода при его рассмотрении, так как данный налог обеспечивает основные поступления в бюджеты различных уровней.[2]

Для полного рассмотрения налога на имущество организаций, нужно обратиться к гл. 30 НК РФ.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Нормативно – правовой базой по налогу на имущество является:

- глава 30 Налогового кодекса РФ;

- региональное законодательство. [2]

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют порядок и сроки уплаты налога, налоговую ставку и форму отчетности по налогу. Так же приустановлении этого налога, могут быть установлены льготы, которые тоже учитываются при уплате налога. [4]

В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ устанавливается 2 вида налоговых льгот по налогу на имущество организаций:

· налоговые льготы, предоставляемые на федеральном уровне, которые подразумевают полное освобождение от уплаты налога;

· налоговые льготы, устанавливаемые субъектами РФ, предусмотренные в законодательных актах о введении налога в действие на территории соответствующего субъекта РФ.

Федеральные льготы по уплате налога на имущество организаций установлены статьей 381 Налогового кодекса РФ. Дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество организаций могут быть предусмотрены в региональном законодательстве. [1]

Налогом на имущество облагается все движимое и недвижимое имущество организаций, подробный перечень которого указан в статье 374 НК РФ.

Для исчисления налога учитывается находящееся на балансе имущество:

  • на праве собственности;
  • полученное во временное владение или доверительное управление;
  • внесённое в совместную деятельность. [4]

Налоговые ставки, представленные в ст. 380 НК РФ, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Согласно ст. 373 НК РФ, налогоплательщиками признаются имеющие объекты налогообложения российские и иностранныеорганизации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

Налоговым периодом является календарный год, отчетными – квартал, полугодие и девять месяцев календарного года(ст. 379 НК РФ). [1]

Для исчисления налога на имущество организаций необходимо знать особенности формирования налоговой базы.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ). [4]

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января отчетного года в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Самым главным новшеством по отношению к налогу на имущество является его отмена в отношении всего движимого имущества, учитываемое на балансе, начиная с 1 января 2013 года. Эти изменения закреплены законом 202-ФЗ от 29.11.12 г. и коснуться большого количества российских налогоплательщиков.[5]

Не стоит забывать, что движимое имущество, принятое на баланс организации до 01.01.2014 г. продолжает облагаться налогом.[5]

Но не вся недвижимость включается в базу автоматически. Например, налог не платят с земельных участков и основных средств из первой и второй амортизационных групп. Полный список освобожденных объектов можно найти в ст. 374 НК РФ. [1]

Недвижимость – прочно связанный с землей объект, переместить который без существенного ущерба не получится. Такое определение дает пункт 1 статьи 130 ГК РФ. Некоторые объекты считаются недвижимыми в силу прямого указания закона. Скажем, к таким относятся воздушные и морские суда, корабли внутреннего плавания, предприятие как комплекс. [5]

Остальные объекты будут движимыми (п. 2 ст. 130 ГК РФ). Например: транспортные средства, оборудование.

С первого взгляда критерии движимости-недвижимости кажутся простыми. Но на практике порой сложно понять, к какой категории нужно отнести объект.

Существуют объекты, в отношении которых сложно определить разницу: движимы они, или же недвижимы. Это системы инженерно-технического обеспечения: пожарная и охранная сигнализации, сети канализации и водоснабжения, системы отопления, вентиляции и связи, кондиционеры и лифты. Но дополнительно платить налог с балансовой стоимости систем инженерно-технического обеспечения не нужно. Даже если он учитывается как отдельные инвентарные объекты. Налог рассчитывается только по зданию в целом. [3]

Конечно, в этой статье представлены общие данные о налоге на имущество. Более подробные и точные данные можно найти в гл. 30 НК РФ.

В настоящее время стоит особенно остро и обсуждается на всех уровнях власти проблема оценки недвижимости, как основной части механизма формирования налогооблагаемой базы налога на объекты недвижимого имущества. На данный период времени, существующая методика расчета инвентаризационной стоимости имущества дает в результате цифры, совершенно не схожие с действительностью, так же отличаются в десятки и более раз от ценовых показателей рынка недвижимости. В этом случае, рационально заменить инвентаризационную стоимость на рыночную цену при определении налоговой базы налога на объекты недвижимого имущества. В разных регионах России должна быть одна методология оценки недвижимости для целей налогообложения, дробящих единое экономическое пространство и вносящих путаницу в деятельность налоговых органов. Только в таком случае реально оценивать результаты работы механизма имущественного налогообложения и работа уполномоченных оценщиков в других регионах станет возможна. Модель оценки недвижимости должна быть установлена на федеральном уровне с законодательным закреплением в соответствующем федеральном законе. Внедрение повсеместно единых стандартов оценки позволит создать единую систему оценки на всей территории РФ на основе рыночных показателей. Этому будет способствовать создание единого кадастра объектов недвижимого имущества, объединяющего в себе информацию об объектах недвижимости и земельных участках. Кадастр должен содержать достоверную, полную и детальную информацию об объекте недвижимого имущества и его собственнике. [3]

Несомненно, что если существенную часть имущества организации составляют дорогостоящие основные средства или нематериальные активы, то налог на имущество может чувствительно увеличить налоговую нагрузку предприятия. [2]

Организация, являющаяся налогоплательщиком налога на имущество организаций, обязана предоставить налоговую декларацию по налогу (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) по местонахождению организации, местонахождению ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, или по местонахождению объектов недвижимости, которые находятся вне местонахождения организации и её обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс (ст. 386 НК РФ). [3]

При этом, может заполняться одна налоговая декларация в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований. [3]

В аналогичном порядке подлежит согласованию порядок представления одного налогового расчета по авансовому платежу по налогу в отношении суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации. [2]

Но вышеуказанный порядок не распространяется на случаи заполнения налоговой отчетности по налогу и уплаты налога за налоговый (отчетные) периоды организациями, которые уплачивают налог в отношении объектов, перечисленных в ст. 378.2 НК РФ.

Налоговая отчетность по налогу на имущество организаций, в отношении указанных объектов представляется в налоговые органы по местонахождению указанных объектов. [1]

При этом, представление налоговой отчетности по налогу в отношении объектов, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, по местонахождению указанных объектов не противоречит нормам ст.386 НК РФ. В связи с этим, Федеральной налоговой службой до Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, доведена информация о возможности согласования представления одной налоговой декларации по налогу на имущество организаций (одного налогового расчета по авансовому платежу по налогу). [5]

ЛИТЕРАТУРА

1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 12.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.04.2016)

2. . Карпова Е. Н. Долгосрочная финансовая политика организации: Учебное пособие / Е.Н. Карпова, О.М. Кочановская, А.М. Усенко, А.А. Коновалов. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014

3. Клочкова, Е. Н. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.:Юрайт, 2014.

«ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

студентка факультета экономики

РГУ им. С.А. Есенина

Научный руководитель – Мишакова Н.А.

Ключевые слова: выездная налоговая проверка; налоговый контроль; результативность; мероприятия налогового контроля; бюджет.

Одним из основных источников пополнения доходной части бюджета государства являются налоги и сборы, однако их многообразие, сложность вычисления и уплаты не всегда приводит к увеличению поступлений в бюджет различных уровней.

В условиях нестабильного состояния экономики многие юридические и физические лица пытаются уклониться от уплаты налогов и сборов, а так же уменьшить налоговую базу различными способами. Эту проблему позволяет решить эффективная система налогового контроля. Налоговые проверки являются определяющим направлением контрольной работы и позволяют выявлять и пресекать нарушения налогового законодательства со стороны налогоплательщика. [2, с.126] В настоящее время налоговые проверки являются самой популярной и доступной мерой, которую применяют налоговые органы для контроля за деятельностью налогоплательщика. Эффективные налоговые проверки являются необходимым условием функционирования любой налоговой системы. При отсутствии проверок сложно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут добросовестно уплачивать налоги и сборы, что может отрицательно отразиться на экономике страны. Отсюда следует, что главная цель налоговых проверок - препятствовать уходу от уплаты налогов, обеспечивать своевременное поступление в бюджетную систему налоговых платежей в полном объеме.

Налоговые органы проводят 2 вида проверок – камеральные и выездные(далее ВНП). На сегодняшний день вопросы, касающиеся проведения ВНП являются актуальными, так как в последнее время их значимость в системе налогового контроля значительно повысилась.

Выездная налоговая проверка имеет свои отличительные черты: [5]

1. ВНП проводится по месту нахождения налогоплательщика. Исключениями являются обстоятельства, указанные в абзаце 3 п. 2 ст. 8 НК РФ.

2. Цель проверки – установить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в бюджет.

3. ВНП проводится на основании решения, подписанного руководителем налогового органа или его заместителем.

4. Проверяемый период не может превышать трех лет.

В ходе выездной проверки для получения свидетельств о произведенных правонарушениях налоговый орган вправе производить следующие действия:

Ø Привлечение свидетеля;

Ø Истребование документов;

Ø Выемка документов и предметов;

Ø Привлечение специалиста. [3]

Стоит отметить, что выездной налоговой проверке подвергается 1% налогоплательщиков, однако поступления денежных средств в консолидированный бюджет от проведения ВНП достаточно высоки, а главное, носят стабильный характер. Результаты проведения ВНП за 2013-2015 гг. представлены в таблице 1. [4]

Результаты проведения ВНП за 2013-2015 гг в Российской Федерации.

Год Проведено ВНП всего, ед. Из них выявившие нарушения, ед. Дополнительно начислено платежей, тыс. руб. Результативность, %
01.01.2014 99%
01.01.2015 99%
01.01.2016 99%

На таблице видно, что несмотря на уменьшение количества проведенных ВНП в 2014 году на 13%, сумма дополнительно начисленных платежей выросла на 4%. Причиной повышения результативности может являться тщательный отбор налогоплательщиков для проведения ВНП.

Результаты проведения ВНП в Рязанской области в таблице 2.

Результаты проведения ВНП в Рязанской области

Год Проведено ВНП всего, ед. Из них выявившие нарушения, ед. Дополнительно начислено платежей, тыс. руб. Результативность, %
01.01.2015 100%
01.01.2016 99%

В Рязанской области результативность ВНП очень высока (100% в 2014 году и 99% в 2015 году), а сумма дополнительно начисленных платежей прямо пропорциональна количеству проведенных ВНП.

Для того, что бы проанализировать эффективность проведения ВНП в Рязанской области необходимо рассмотреть количество проведенных ВНП и суммы начисленных налогов в Центральном федеральном округе (далее – ЦФО). Количество проведенных ВНП представлено на рисунке 1, а суммы начисленных налогов в ходе проведения ВНП – на рисунке 2.

Рисунок 1. Количество ВНП в ЦФО по состоянию на 01.01.2016 г.

Рисунок 2. Сумма начисленных налогов при проведении ВНП по состоянию на 01.01.2016

По количеству проведенных ВНП Рязанская область находится на четвертом месте, уступая Воронежской, Курской и Смоленской областям. Это объясняется тем, что в вышеперечисленных областях большая территория и численность населения. По сумме доначисленных налогов Рязанская область находится на пятом месте. Ее опережают Воронежская, Ивановская, Смоленская и Тульская области. Исходя из этого, можно сделать вывод, что не всегда количество ВНП пропорционально суммам начисленных платежей. Гораздо важнее не ошибиться с выбором налогоплательщиков при разработке плана предстоящих проверок.

В настоящее время проблема выбора объекта проверки является наиболее актуальной. Многие налогоплательщики пытаются уклониться от уплаты налогов или минимизировать налоговую базу. [1, с.19] Создание эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения ВНП является залогом результативности проверки и позволяет выявить недобросовестных налогоплательщиков.

Еще одной проблемой является несовершенство законодательства по налогам и сборам и трудность его понимания. Почти четверть организаций испытывают затруднения при исчислении налога, что приводит к налоговым правонарушениям.

Для стабильного функционирования государства необходимы денежные средства, а, как известно, основной доходной составляющей бюджета являются налоги. Грамотно организованная выездная налоговая проверка позволяет пополнить бюджет государства. Однако при проведении ВНП возникает множество проблем, одной из которых является выбор объекта проверки. Устранение этой проблемы поможет повысить результативность налогового контроля.

Литература:

1. Афанасьева Л.В. Выездные проверки как элемент текущего налогового контроля [Текст] / Афанасьева Л.В.//Аудиторские ведомости. - 2013. - №12 С. 19-21;

2. Горкунов И.В. Организация и проведение налоговых проверок [Текст] /Горкунов И.В.// Налоговый вестник - 2013. - №4. - С. 126;

3. КонсультантПлюс [электронный ресурс]; Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.- Загл. с экрана;

4. Федеральная налоговая служба [электронный ресурс]; Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn62, свободный. – Загл. с экрана;

5. Налоговый кодекс Российской Федерации.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной курсовой работы является изучение налога на имущество организаций, порядок его расчета и пути его совершенствования в РФ.
Объектом исследования данной курсовой работы является налог на имущество организаций.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются нормы НК РФ об особенностях налогообложения о налоге на имущество организаций, а также получение навыков в практике расчета этого налога.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ 5
1.1 Сущность и понятие налога на имущество организаций 5
1.2 Порядок расчета налога на имущество организаций 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ООО «УСИНСКАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ» 10
2.1 Краткая характеристика организации 10
2.2 Порядок применения налога при расчете организации за 2011-2013 гг. 11
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ 20
3.1 Проблемы практического применения налога на имущество организаций 20
3.2 Перспективы развития налогообложения имущества организаций 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

nalog_na_imushchestvo_org_26105.doc

1.Остаточная стоимость = Учетная стоимость - Амортизация основных средств

Определяем остаточную стоимость:

01.01.= 1243т.р.- 219,8 т.р.=1023,2т.р.

01.02.= 1243т.р.- 229,2т.р.=1013,8т.р.

01.03.= 1243т.р.- 238,6т.р.=1004,4т.р.

01.04.= 1243т.р.- 248т.р.=995т.р.

2.Определяем среднегодовую стоимость основных средств за 1 квартал:

СГСИ = (01.01.+01.02.+01.03.+01.04.)/ 3+1

СГСИ =(1023,2+1013,8+1004,4+995)/3+ 1=4036,4/4=1009,1т.р.

3.Определяем сумму налога:

Сумма налога = налоговая база * налоговую ставку

Сумма налога = 1009,1*2,2% =22,2т.р.

Сумму налога на имущество организации, которую заплатит за Ⅰ полугодие 2013 года организация ООО «УГК», если она приобретала два погрузчика.

Основные средства находящиеся на балансе организации ООО «УГК» за Ⅰ полугодие 2013 года

Объекты основных средств

Учетная стоимость на 01.01.13
(тыс.руб.)

Сумма износа на:
(тыс.руб.)

1.Остаточная стоимость = Учетная стоимость - Амортизация основных средств

Определяем остаточную стоимость:

01.01.=1243т.р.- 219,8 т.р.=1023,2т.р.

01.02.= 1243т.р.- 229,2т.р.=1013,8т.р.

01.03.= 1243т.р.- 238,6т.р.=1004,4т.р.

01.04.= 1243т.р.- 248т.р.=995т.р.

2.Определяем среднегодовую стоимость основных средств за полугодие:

СГСИ = (01.01.+01.02.+01.03.+01.04.+ 01.05.+01.06.+01.07.+01.08.)/ 6+1

СГСИ = (1023,2+1013,8+1004,4+995+ 1143+1132+1121)/6+1 = 7432,4/7 = 1061,8т.р.

3. Определяем сумму налога:

Сумма налога = налоговая база * налоговую ставку

Сумма налога =1061,8*2,2%=23,4т.р.

4.Сумма к уплате:

Определив сумму налог на имущество организации и рассмотрев сравнительную таблицу я увидела что сумма налога за полугодие 2007г. превышает сумму налога за Ⅰкв. 2011г. это произошло из-за того что организация ООО «УГК» приобрела и поставила на баланс следующие основные средства: 2 здания магазина и гараж-ангар. Так же видно что суммы налога с каждым кварталом, полугодом и годом увеличиваются, это происходит потому что организация ООО «УГК» расширяется и для своей эффективной работы она должна приобретать больше новых основных средств (т.е. чем больше основных средств у организации на балансе тем выше сумма уплачиваемого налога). Т.к. налоговая ставка не менялась на протяжении 2011-2013г. значит она не как не повлияла на сумму налога на имущество организации уплачивающего ООО «УГК»

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1 Проблемы практического применения налога на имущество организаций

Естественно, налог на имущество организации является значимой налоговой нагрузкой, особенно если весомую долю имущества организации составляют основные фонды большой стоимости или нематериальные активы.

Но в основном льготами по налогу на имущество, которые установлены законодательным путем, воспользоваться могут лишь те компании, которые ведут специфический вид хозяйственной деятельности.

Особую актуальность в связи с этим приобретает рационализация налогообложения как процесс, который базируется на планировании налогов в целом и подразумевает формирование ситуационных схем рационализации налоговых платежей и организацию системы налогообложения с целью своевременной оценки налоговых последствий разных управленческих решений.

Оптимизация налоговых поступлений при этом может быть как стратегической (или перспективной), так и по каждым операциям в отдельности.

Оптимизацию налоговых поступлений не стоит путать с уклонением от уплаты налогов, поскольку второе является незаконным способом уменьшения налоговых обязательств, который базируется на сознательной уголовно наказуемой эксплуатации методов сокрытия учета имущества и доходов от налоговой инспекции, а также искажения сведений в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Суть налогового планирования заключается в формировании и внедрении разных схем уменьшения налоговых отчислений на законном основании, за счет использования методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности компании.

Налоговое планирование — это методы выбора рационального сочетания формирования правовых форм отношений и возможных вариантов их обоснования в рамках того налогового законодательства, который действует в текущий момент времени.

Любой субъект хозяйственной деятельности имеет право выбирать любую правовую форму так, чтобы для себя обеспечить самый приемлемый режим налогообложения и рациональный уровень налоговых отчислений.

В рамках налогового планирования рационализация налоговых платежей позволит компании управлять имеющимися в своем распоряжении ресурсами наиболее эффективно.

Задача налогового планирования заключается в организации налоговой системы с целью достижения наилучшего финансового результата при минимальных издержках. И основной частью финансового планирования любой компании является комплексное налоговое планирование.

Его главными принципами являются:

1. Естественность, т.е. любая схема должна быть нормально обоснована с экономической точки зрения и полностью подкреплена необходимыми для этого документами.

2. Принцип разумности. В налоговой оптимизации под разумностью понимается следующая фраза: «все хорошо, что в меру». Использование необдуманных и грубых схем в налогообложении будет иметь только одно последствие, которое заключается в применение налоговых санкций в отношении компании со стороны правительства.

3. Цена решения. Получаемая от налоговой оптимизации выгода должна превосходить в значительной степени издержки, которые необходимо произвести с целью реализации этого решения.

4. Невозможно сформировать способ налоговой оптимизации только на смежных с налоговым отраслях права (банковского, гражданского, финансового и др.).

5. Использование комплексного подхода. Избрав метод уменьшения конкретного налога, важно проверить, не приведет ли его использование к росту остальных налоговых отчислений.

6. Индивидуальный подход. Изучив только все особенности хозяйственной деятельности компании, рекомендовать можно тот или иной метод уменьшения налоговых отчислений. Переносить механически одну и ту же схему с одной компании в другую невозможно.

7. Чистота в юридическом плане. Важно оценить все используемые в каждом методе юридически значимую документацию на предмет согласования их требованиям законодательства. Пристальное внимание уделить оформлению операций документальным образом, поскольку небрежное оформление документов или их отсутствие может послужить законным основанием для налоговой инспекции переквалификации всей операции и, следовательно, привести к использованию более обременительного для компании налогового порядка.

8. Принцип законности.

9. Принцип адекватности издержек. Допустимое соотношение издержек на сформированную схему и ее обслуживание к сумме экономии налоговых затрат имеет свой порог, индивидуальный для каждой компании, который может зависеть и от уровня риска, который связан с этой схемой, а также от психологических факторов.

10. Принцип конфиденциальности.

11. Принцип подконтрольности. Достижение намеченных результатов от эксплуатации схемы рационализации налоговых отчислений зависит от грамотно продуманного контроля и действия реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на каждом этапе.

12. Принцип допустимого сочетания формы и содержания..

Планирование налоговых платежей наиболее эффективно на первоначальном этапе развития компании, поскольку резонно изначально основательно подойти к выбору организационно-правовой формы компании, места ее регистрации, а также формированию ее организационной структуры.

В процессе деятельности компании организация налогового планирования важна при оформлении отношений с контрагентами, проведении хозяйственных операций и т. д. Оно является основной частью процесса формирования, реорганизации, преобразования, слияния, ликвидации компании и т. п.

По каждому налогу формирование налоговой оптимизации является по сути решением математической задачи.

В первую очередь выясняется суть данного налога, другими словами, определяются все условия, при которых образуется обязанность уплачивать данный налог. Далее определяются тенденции, по которым возможно снижение налога.

Следующий этап заключается в анализе всех способов, по которым возможна рационализация налога: это применение учетной политики, договоров, различных категорий налогоплательщиков, ставок по налогу, льгот и т.д.

Результатом данной работы является выбор именно тех способов рационализации, которые позволяют снизить комплексное налогообложение в зависимости от принятой компанией стратегии.

Налог на имущество организации считается одним из проблемных обременений для налогоплательщика, и сложность его рационализации заключается в том, что данный налог является «прямым», другими словами, не предусматривается возможности снижения его на суммы определенных вычетов.

Также по размеру отчислений этот налог является достаточно высоким. Компания, которая имеет основные фонды на сумму 100 млн. рублей обязана (без случая расчета амортизации) уплачивать в год по 2,2 млн. рублей с этих фондов.

Отягощает при этом данный налог еще и то, что он взыскивается и с транспортных средств, а это не вполне справедливо по отношению к субъекту хозяйствования, который уплачивает еще и транспортный налог.

Поэтому рационализация налога на имущество организации является единственным эффективным методом в РФ на сегодняшний день для любой компании.

3.2 Перспективы развития налогообложения имущества организаций

В процессе проведения налоговой реформы в РФ отменены некоторые виды налогов, а также сильно трансформированы сохраняющиеся налоги. Значимые изменения произошли и в системе имущественного налогообложения компаний.

Суть имущественных налогов предусматривает своевременный переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и того имущества, которое прочно связанно с землей и относится согласно ГК РФ к недвижимому имуществу.

Примером этапа перехода на налогообложение недвижимости является новый налог на имущество компаний, который предусмотрен гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций».

Схема определения порядка оплаты налога на имущество в настоящий момент включает в себя следующие составляющие: объект налогообложения, плательщики, база налогообложения, налоговый период, срок и ставка уплаты.

На сегодняшний день база налога на имущество скорректирована так, чтобы из налогообложения вывести товарные запасы, готовую продукцию, а также иные части актива баланса компании, а объектом обложения этим налогом является непосредственно амортизируемое имущество, которое учитывается на балансе компании по его остаточной стоимости.

Также на этом не заканчивается реформирование налоговой системы в области налогообложения имущества.

В рамках реформирования данного налогообложения предусматривается внедрение нового регионального налога, а именно, налога на недвижимость, заменяющий в перспективе налог на имущество компаний. Данный налог, предположительно, будет учитывать реальную стоимость объектов недвижимости, их качество, платежеспособность собственника, а также региональные особенности.

В нынешнем ГК РФ в ст.130 дано следующее определение недвижимости: «К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания и сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимости может быть отнесено и иное имущество».

Читайте также: