Совершенствование аппарата управления высокие ввозные пошлины

Опубликовано: 16.05.2024

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Предварительное информирование таможенных органов (Афонин П.Н., Хрунова А.Л.) // Экономические отношения. № 1 / 2017

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.



Карелия
10 класс
Тесты
Петровск

Зачетный тест по теме «Петровская эпоха». 10 класс

Вариант 1.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) Консилия министров

2) Торговый устав

3) Азовские походы

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) введение Табели о рангах 1) 16 мая 1703 г.

Б) учреждение губерний 2) 1697-1698 гг.

В учреждение коллегий 3) 1716 г.

Г ) основание С-Петербурга 4) 1708-1715 гг.

Д) введение военного устава 5) 1718-1721 гг.

3. Запишите термин, о котором идет речь: внешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства отечественных товаров________

4. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям):

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

Б) реформы в области культуры

В) проведение политики 2) провозглашение Петра I императором

Г) усиление власти царя 3) Правительствующий Сенат

4) первая печатная газета «Ведомости»

5 ) «потешные полки»

6) Великое посольство

5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

В 27 день (июля 1714 года) по утру господин наш адмирал со всем при нем бывшим флотом с полуночи пошёл и того же утра приближался к неприятелю и указ дал пробиваться сквозь оного, не огребая кругом, что с помощью Божиею и учинено. И так безвредно, что только одна скампавея (весельное судно.) стала на мель, которую неприятель взял, а прочие все суда, как и люди, без вреда прошли, хотя со всего флота шведского стреляли по нашим жестоко, от которой стрельбы у одного капитана только ногу отбили. Когда господин адмирал в то место прибыл, то, учредя флот к бою, послал генерала адьютанта Ягужинского к командующиму той шведскую эксвадрою Эреншельду, чтобы оный сдался. На что оный сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атоковать. Которая атака началась в третьем часу пополудни и продолжалась даже до пятого часа.

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и Церковь…

А о Петре ведайте. Что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»

1) Данная речь была произнесена перед битвой.

2) Описание морского сражения в ходе Северной войны

3) Данная битва состоялась в 1709году

4) Современником подписания данной битвы был

5) Этим сражением командовал

6) После этого сражения война закончилась

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) строительство здания Двенадцати

коллегий 1) Ф. Прокопович

Б) написание учебника по арифметике 2) Д. Трезини

В) картина «Автопортрет с женой» 3) А. Нартов

Г ) «Правда воли монаршей» 4)

7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом

ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

5) битва у деревни Лесной

6) токарный станок

9) «Юности честное зерцало»

8. Перечислить нововведения, появившиеся в Русской армии при Петре I

9. Назвать не менее трех итогов внешней политики Петра I

III. Соотнесите дату и событие.

1. Ништадтский мир 1. 1725 г.

2. Введение коллегий. 2. 1721 г.

3. Дата смерти Петра I. 3. 1718 г.

4. Учреждение Сената 4. 1697 г.

5. Начало «Великого посольства» в Европу 5. 1711 г.

IV. Расположите в хронологическом порядке события Северной войны.

1. Полтавская баталия.

2. Битва под Нарвой.

3. Победа русского флота у острова Гренгам.

4. Битва у деревни Лесной.

5. Морское сражение у мыса Гангут.

Зачетный тест по теме «Петровская эпоха». 10 класс

I. Тест.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) Северная война

2) учреждение Академии наук

3) указ о единонаследии

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) появление ассамблей 1) 1699 г.

Б) сражение у Гангута 2) 1700-1721 гг.

В упразднение боярской думы 3) 1722 г.

Г ) указ о престолонаследии 4) 1722-1723 гг.

Д) Прутский поход 5) 1718 г.

3. Запишите термин, о котором идёт речь:

политика активного вмешательство государства в хозяйственную жизнь, основанное на преобладании вывоза товаров над ввозом________________________________

4. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям):

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

А) отстаивание решения об отмене

патриаршества 1) создание должности фискалов

Б) социальная политика в области дворянства

В) проведение политики в области управления 2) Слияние вотчины и поместья

Г) изменения в городской сфере 3) создание «потешных полков»

4) первая печатная газета «Ведомости»

5) «Духовный регламент»

6) появление 1 и 2 гильдии

5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

В 27 день (июля 1714 года) по утру господин наш адмирал со всем при нем бывшим флотом с полуночи пошёл и того же утра приближался к неприятелю и указ дал пробиваться сквозь оного, не огребая кругом, что с помощью Божиею и учинено. И так безвредно, что только одна скампавея (весельное судно.) стала на мель, которую неприятель взял, а прочие все суда, как и люди, без вреда прошли, хотя со всего флота шведского стреляли по нашим жестоко, от которой стрельбы у одного капитана только ногу отбили. Когда господин адмирал в то место прибыл, то, учредя флот к бою, послал генерала адьютанта Ягужинского к командующиму той шведскую эксвадрою Эреншельду, чтобы оный сдался. На что оный сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атоковать. Которая атака началась в третьем часу пополудни и продолжалась даже до пятого часа.

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и Церковь…

А о Петре ведайте. Что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»

1) Данная речь была произнесена перед битвой.

2) Описание морского сражения в ходе Северной войны

3) Данная битва состоялась в 1709 году

4) Современником подписания данной битвы был

5) Этим сражением командовал

6) После этого сражения война закончилась

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) строительство Петропавловского 1) А. Нартов

Б) изобретение токарного станка 2) Д. Трезини

В) основание русской светской живописи 3) .

Г ) «Книга о скудости и богатстве» 4)

7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом

ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КИМы в формате ЕГЭ для 10 класса, по теме «Правление Петра I »»

Тест: «Правление Петра I». Вариант 1.

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Северная война 2) учреждение Академии наук 3) указ о единонаследии

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) введение Табели о рангах

Б) учреждение губерний

В) учреждение коллегий

Г) основание С-Петербурга

Д) Провозглашение России империей

3.Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к реформам Петра I. 1) подушная подать 2) Сенат; 3) коллегии 4) рекрут 5) мировые судьи 6) Синод. 7) местничество Найдите и запишите порядковые номера, относящихся к другому историческому периоду.

4.Запишите термин, о котором идёт речь.

Политика активного вмешательство государства в хозяйственную жизнь, основанное на преобладании вывоза товаров над ввозом называлась ………

5.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы (явления, события)

А) совершенствование аппарата управления

1) высокие ввозные пошлины

Б) реформы в области культуры

2) провозглашение Петра I императором

В) проведение политики протекционизма

3) Правительствующий Сенат

Г) усиление власти царя

4) первая печатная газета «Ведомости»

Д) установление международных связей

5) Великое посольство

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

В 27 день (июля 1714 года) по утру господин наш адмирал со всем при нем бывшим флотом с полуночи пошёл и того же утра приближался к неприятелю и указ дал пробиваться сквозь оного, не огребая кругом, что с помощью Божиею и учинено. И так безвредно, что только одна скампавея (весельное судно.) стала на мель, которую неприятель взял, а прочие все суда, как и люди, без вреда прошли, хотя со всего флота шведского стреляли по нашим жестоко, от которой стрельбы у одного капитана только ногу отбили. Когда господин адмирал в то место прибыл, то, учредя флот к бою, послал генерала адьютанта Ягужинского к командующиму той шведскую эксвадрою

Тест: «Правление Петра I». Вариант 2.

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) подписание Ништа́дтского мира 2) основание Санкт-Петербурга 3) Великое посольство Петра I

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Вечный мир с речью Посполитой

Б) Азовские походы

2) 1700 – 1721 гг.

В) Северная война

Г) учреждение коллегий

Д) Указ о единонаследии

5) 1718 – 1721 гг.

3. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к правлению Петра I. 1) протекционизм; 2) сенат; 3) ассамблея; 4) кондиции;

5) фискал;6) рекрутские наборы 7) министерства. Найдите и запишите порядковые номера, относящиеся к другому историческому периоду.

4. Напишите пропущенное словосочетание. В целях создания союза европейских государств, против Османской империи, в Европу было направлено………… во главе с Ф.Я. Лефортом, Ф.А. Головиным, П.Б. Возницыным.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям).

Процессы (явления, события)

А) реформы местного самоуправления

1) принятие приказа о единонаследие

Б) Преобразование центрального управления

2) деятельность Великого посольства

В) Закрепление дворянской собственности на землю

3) создание Сената

Г) Приглашение на службу иностранных специалистов

4) учреждение губерний

Д) Присоединение Прибалтики

5) Подписание Ништадстского мира

6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.

«Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, через его царское величество оружия от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена.

…Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификацией о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…»

«Такожде уговорили и постановили есмы, что всем городам и землям, в прошедшею войну от Короны Польской и Великаго Княжесва Литовскаго завоеванным, то есть Смоленск с городами и с уездами, которые от сего краю, от Витебскаго, от Полоцкаго и от Лютинскаго уездов к Смоленску належат, Дорогобужу, Белой, Красному с своими местами и с уездами и принадлежностями, как оныя обретаются до сего времени, по перемирному договору, быть в стороне Их Царскаго Величиства, а с другаго краю Рославлю и где суть Северские городы, Чернигову, Стародубу, Новугородску-Северскому, Почепу и иным, также и всей Малой России сея стороны Днепра городом Нежину, Переяславлю, Батурину, Полтаве, Переволочне и всем, того Малороссийскаго краю, городам и землям и местам, какими ни есть прозвищи и урочищи названные, со всеми своими уездами, селами и деревнями и в них живущими всяких чинов людьми и принадлежностями, как они по се время по перемирному договору в стороне Их Царскаго Величества обретались, так и ныне оставатися имеют в стороне Их Царскаго Величества на вечныя времена…»

Характеристики: 1) Данный договор был подписан в Петербурге. 2) По данному договору Россия получила выход в Балтийское море 3) По данному договору Россия получила выход в Черное море 4) Данный договор был подписан по результатам Северной войны. 5) Государства, подписавшие данный договор обязались не подписывать сепаратный мир с Османской империей 6) В данном договоре гарантировалась свобода вероисповедания для православных и признание за Россией права на их защиту.

7. Укажите три нормативных актов, появившиеся с участием Петра I. 1) Генеральный регламент 2) Соборное Уложение 3) Уложение о службе 4) Табель о рангах 5) Указ «о заповедных летах» 6) Устав воинский 7) «Вечный мир» с Польшей.

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента

А) …………… был основан в 1703 г.

Б) Одним из лучших полководцев Петра I был……………..

В) Один из двух первых гвардейских полков назывался

Пропущенные элементы: 1) Семёновский 2) Б.П. Шереметев 3) Санкт-Петербург

4) Измайловский 5) Вяземский 6) Иван - город

9. Прочтите отрывок из статьи И.С. Аксакова.

«Страна раздвоилась: в одном стане… обособленные от земли люди, т.е. вся служилая, в сущности, правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были к тому же обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».

Выберите в приведенном списке три верных суждения. 1) в тексте говорится о последствиях реформ Избранной рады 2) автор считает одним из результатов преобразований отчуждение правящего меньшинства от народа 3) реформы, приведшие к описанным в тексте последствиям, осуществлялись в конце XVII – начале XVIIIв. 4) одной из реформ, последствия которых описаны в тексте, было учреждение ассамблей 5) одной из причин преобразований, последствия которых описаны в тексте, стала отмена крепостного права в России 6) одной из целей преобразований, последствия которых описаны в тексте, был постепенный отход от сословной системы

Эреншельду, чтобы оный сдался. На что оный сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атоковать. Которая атака началась в третьем часу пополудни и продолжалась даже до пятого часа

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и Церковь…

А о Петре ведайте. Что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»

1) Данная речь была произнесена перед битвой. 2) Описание морского сражения в ходе Северной войны 3) Данная битва состоялась в 1709 году

4) Современником подписания данной битвы был А.В. Суворов 5) Этим сражением командовал Ф.М Апраксин 6) После этого сражения война закончилась

7.Что из перечисленного относится к причинам реформ Петра I. Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Усиливающееся отставание России от стран Запада 2) отсутствие реформ в правление Софьи 3) стремление боярской аристократии к переменам 4) устаревшая и громоздкая система управления страной 5) начавшаяся Северная война 6) наличие четкой программы реформ разработанных Боярской Думой

8.Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента

А) …………… была основана в 1687г.

Б) Любимцем царя из «птенцов гнезда Петрова» был……………..

В) Первая общероссийская газета называлась ……………….

Пропущенные элементы: 1) «Куранты» 2) Б.П. Шереметев 3) Славяно - греко - латинская академия 4) «Ведомости» 5) А.Д. Меншиков 6). Ассамблея

9. Прочтите отрывок из Указа Петра I.

«…Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое… тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме онаго одного, который в недвижимых наследниках будет…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Данный указ был принят 23 марта 1714 года 2) .Этот указ давал возможность служебного роста 3) Этот указ ликвидировал различие между поместьями и вотчинами 4) Этот указ вызвал восстание К. Булавина 5) Этот указ запрещал дробить дворянские имения, т.к. это приводило к их разорению 6) Исполнением указа занималась Тайная канцелярия

Российское правительство планирует предложить партнерам по таможенному союзу снизить, а в некоторых случаях и отменить ввозные пошлины на сырье и оборудование для промышленности. Это коснется товаров, которые нужны для экспортных производств или для обновления производственных фондов и которых в самом союзе недостаточно или нет совсем. «Ведомостям» об этом рассказал федеральный чиновник и подтвердил представитель Минпромторга. Его коллега из правительства переадресовал вопросы в Минэкономразвития, а там комментировать предложение до принятия финального решения отказались.

Решение еще предстоит согласовать со странами таможенного союза (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия). Произойти это может к декабрю 2021 г., рассказал федеральный чиновник.

Сейчас компании могут обращаться в Евразийскую экономическую комиссию за снижением пошлин на нужные им компоненты. За 2016–2019 гг. более 90% решений по снижению ввозных пошлин, принятых Евразийской экономической комиссией, касались пищевой, химической, деревообрабатывающей и целлюлозной промышленности, а также машино- и авиастроения, рассказывает представитель ведомства. Но согласование может занимать около года, а само снижение действует от девяти месяцев до трех лет, рассказывает научный сотрудник РАНХиГС ГалинаБаландина. И бизнесу приходится долго объяснять, почему пошлину на товар можно обнулить, говорит собеседник «Ведомостей» в крупной международной компании пищевой промышленности: около 25–30 человек работает на заполнение бесконечных заявок. Хотя пакет документов содержит только необходимые для оценки данные, замечает собеседник «Ведомостей» в крупной промышленной компании.

В принципе, единый таможенный тариф на ввоз по многим позициям не сбалансирован – бывает, что пошлины на сырье, материалы и компоненты для производства выше, чем на готовую продукцию из них, поясняет Баландина: таких тарифных позиций около 20%. Так, чтобы ввезти некоторое машинное оборудование, нужно заплатить до 15% от стоимости, такая же ставка на несколькие драгоценные и полудрагоценные камни, изделия из черных металлов, никелевые и алюминиевые изделия. На ряд недрагоценных металлов пошлины могут доходить до 18%. Ставка для овощей и фруктов в основном примерно на уровне 10–15%.

Минэкономразвития предлагает пересмотреть пошлины, чтобы сделать их сбалансированными. Верно отменять пошлины только на те товары, которые не производятся в России или производятся в недостаточном количестве, говорит Баландина. Этот перечень можно дополнить формулировкой – «производство ненадлежащего качества», предлагает она, также стоит сократить сроки согласования о сокращении пошлины до одного месяца. От импорта зависят экспортно ориентированные товары в судостроении, радиоэлектронике, детские товары, медицинские изделия и других отраслях высокого передела, перечисляет партнер «НЭО Центра» Инна Гольфанд. А, например, в черной металлургии доля сырья и материалов, которые закупаются за рубежом, невысокая, отмечает она.

Сокращение ввозных пошлин может компенсировать рост расходов из-за падения курса рубля, говорит заместитель генерального директора агрохолдинга «Дамате» Андрей Григоращенко. В феврале – начале марта стали обваливаться курс рубля и цены на нефть. Импорт из стран дальнего зарубежья в январе – марте снизился на 0,1% год к году, а отдельно в марте – на 4,4%, оценивала Федеральная таможенная служба (ФТС). Но в мире глобальных производственных цепочек валютный курс перестает быть источником конкурентоспособности для многих товаров, говорилось в аналитической записке Центробанка (мнение экспертов может не совпадать с официальной позицией банка), при этом капиталоемкие отрасли сильнее проигрывают от роста цен на импортные товары, чем трудоемкие. Слабый курс нивелирует выгоды от удешевления рабочей силы и других факторов, позволяющих встраиваться в производственные цепочки, тогда как капиталоемкие отрасли производят более неоднородные товары, поэтому там ценовая конкуренция имеет меньшее значение, отмечали аналитики.

Бизнес в основном инициативу Минэкономразвития поддерживает. Если речь о сырье и комплектующих, аналогов которых нет в России – например, редкоземельных металлах, высокотехнологичном оборудовании, то мера будет способствовать экономическому росту, объясняет собеседник «Ведомостей» еще в одной крупной промышленной компании. Но крайне важно справедливо формировать перечни товаров: нужен прозрачный механизм, подчеркивает он. Предложенная процедура – одна из самых очевидных мер господдержки для пищевой и перерабатывающей промышленности, поддерживает исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности Вячеслав Лашманкин. К тому же отмена ввозных пошлин – это не всегда прямой вычет из доходов бюджета: часто это дает возможность закупить больше товаров, увеличить производство и компенсировать выпадающие бюджетные доходы налоговыми отчислениями с продаж, поясняет он.

В зависимости от конкретных позиций экономия от сокращения или отмены пошлин может составить 5–15% от стоимости оборудования, делится предположительным расчетом президент ГК «Абрау-Дюрсо» Павел Титов. Инициатива может позволить экономить на капитальных затратах около 80–100 млн руб. ежегодно, говорит директор по экономике и финансам «Уралхима» Игорь Буланцев. Далеко не всегда, даже при желании, возможно выбирать российское оборудование, говорит он.

Тем не менее некоторые компании настроены скептично. Лучше не пошлины снижать, а увеличивать лимиты страхования и субсидирования экспортеров, считает собеседник «Ведомостей» в крупной компании – экспортере промышленных товаров. Для международных компаний сокращение пошлин на комплектующие и сырье – это, возможно, единственный способ получения финансовых преимуществ перед российским бизнесом, говорит собеседник в крупной международной компании пищевой промышленности, но иллюзий по поводу кардинальных изменений нет, вряд ли процедура станет быстрее и прозрачнее. Если несколько лет нет никакого результата, откуда он появится сейчас, спрашивает он: в пищевой промышленности почти 95% оборудования привезено из-за рубежа, если строить завод с нуля с условием сниженных пошлин, то это было бы значительной экономией, но вероятность такого развития событий стремится к нулю, потому что чиновники обязательно будут вспоминать про импортозамещение.

Нормальная эскалация тарифа – чем выше степень переработки, тем выше ставка пошлин – обсуждается больше 10 лет, говорит Баландина, но обычно здравые идеи вступают в конфликт с импортозамещением. Ключевая его цель – создать условия для развития отраслей, говорит Титов: сейчас многие предприниматели столкнулись с необходимостью повышения рентабельности, расширения линейки продукции, а это требует именно покупки оборудования и дополнительных инвестиций в основной капитал. Поэтому неверно противопоставлять импортозамещение и обновление основных фондов – это во многом взаимосвязанные процессы, считает он. Сокращение барьеров для импорта необходимого сырья и оборудования позволит России развивать несырьевой экспорт, в том числе технологий и услуг, поддерживает эксперт центра Россия – ОЭСР РАНХиГС при президенте Александра Коваль. Каждая экономика отдельно формирует не полную стоимость товара, а только участвует в формировании добавленной стоимости на очередном этапе его разработки – снижение или отмена ставок ввозных пошлин на сырье и оборудование иностранного производства необходимы для встраивания России в глобальные цепочки добавленной стоимости, поясняет она.​

Читайте также: