Состояние индии накануне британского завоевания характеризуют введение постоянного земельного налога

Опубликовано: 01.05.2024

История Индии - g11.jpg

Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить свое своеобразие и яркую индивидуальность. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далеких ее соседей. Зародившиеся в Индии индуизм и буддизм и возникшие на их основе различные религиозно-философские системы оказали воздействие не только на (развитие многих цивилизаций Востока, но и общественную мысль многих народов мира.

Несмотря на колониальный гнет, продолжавшийся около двухсот лет, индийский народ сохранил преемственность в развитии своей культуры, для которой столь характерны высокие идеалы миролюбия и гуманизма. В новое и новейшее время на базе своеобразного синтеза достижений индийской культурной традиции и демократических начал европейской культуры возникли и успешно развиваются культура и наука современной нам Индии. Имя величайшего индийского писателя, музыканта и просветителя Рабиндраната Тагора дорого всему человечеству.

История Индии последних столетий — это длительная и героическая борьба нескольких поколений за освобождение от колониального и феодального гнета. Из среды индийских борцов за свободу вышли замечательные мыслители и политики, возглавившие победоносное шествие национальной революции: Г. Г. Тилак, М. К. Ганди, Джавахарлал Неру.

Вступлением Индии в 1947 г. на путь независимости началась новая эпоха в истории ее народа. Перед страной встала историческая задача преодоления колониального прошлого и выбора пути в будущее. Основным содержанием исторического процесса в современной Индии является неуклонный прогресс в экономической, социальной, политической и культурной сферах, что предопределит глубокие изменения в судьбах этой великой страны.

Научное изучение истории и культуры Индии началось в конце XVIII в., когда Европа вновь «открыла» Индию. В индологии сложилось несколько различных школ и направлений. Для многих трудов по Индии, написанных западноевропейскими учеными, характерен европоцентризм, оценка разнообразных фактов индийской истории с позиций европейской культуры, с позиций более знакомой Европе античной цивилизации.

В самой Индии глубокий интерес к изучению ее истории и культуры стал особенно заметен в конце XIX — начале XX в. в связи с развитием национально-освободительного движения. Индийские ученые добились огромных успехов в исследовании истории своей страны, ввели в научный оборот многие интереснейшие памятники словесности, исторические, источники и т. д. Впервые история Индии нового времени предстала как история борьбы за независимость.

Большой вклад в мировую индологию внесла русская школа индоведения. Особенно велики заслуги в исследовании Индии И. П. Минаева, Ф. И. Щербатского, С. Ф. Ольденбурга, труды которых занимают почетное место в мировой науке. Для отечественной индологической школы характерно глубокое уважение и культурному наследию народов Индии и объективный, строго научный подход к изучению истории и культуры страны.

После Великой Октябрьской социалистической революции создалась марксистская школа историков-индоведов, создателями которой стали И. М. Рейснер, В. В. Балабушевич, А. М. Дьяков, А. М. Осипов, Н. М. Гольдберг.

Интерес к Индии в нашей стране возрастает с каждым годам. Он объясняется как той ролью, которую играла и продолжает играть эта великая страна во всемирно-историческом процессе, так и установившимися между СССР и Индией широкими политическими, экономическими и культурными связями. Чувство глубокой симпатии к народам Индии, интернациональная солидарность побуждают советских людей к глубокому познанию и исторического прошлого и настоящего. Только за последнее десятилетие в СССР появилось значительное число научных, научно-популярных трудов по истории и культуре Индии, переведены на русский язык многие произведения индийских писателей.

Советские историки-индологи подготовили и издали четырехтомную «Историю Индии», вышедшую в 1959–1969 гг. Эта работа была с удовлетворением встречена в Индии. Четырехтомный труд, среди авторов и редакторов которого были и авторы настоящего однотомника, лег в основу предлагаемой читателю «Краткой истории Индии». В работе над книгой были использованы все новейшие советские, а также многие зарубежные исследования по Индии.

Авторы надеются, что эта книга поможет лучше познать Индию, историю и культуру ее народов и тем самым будет способствовать развитию дружественных отношений между нашими странами.

Авторами этой книги являются: Г. М. Бонгард-Левин — часть I. К. А. Антонова — часть II, часть III (до раздела: «Индия в период перехода к империализму»), Г. Г. Котовский — часть III (продолжение), часть IV.

Страницы работы






Фрагмент текста работы

Превращение Индии в колонию Англии.

1. Общественный и государственный строй Индии накануне Британского завоевания.

В рамках рассмотрения этого вопроса целесообразно будет обратиться к двум ключевым разделам: военно-ленной системе государства Моголов и некоторым аспектам кастового строя.

Военно-ленная система государства Моголов.

Великий Могол стал верховным собственником земли на территории всей империи. Однако в непосредственном распоряжении падишаха находилось лишь около восьмой части обрабатываемых земель, рента-налог с которых шла на содержание войск и двора Великого Могола. Большая же часть остальных земель раздавалась феодальной знати в качестве военных ленов — джагйров, владение которыми не переходило по наследству. Феодальную верхушку Индии составляли несколько тысяч крупнейших владельцев джагйров — джагир-даров.

Каждый джагирдар обязан был содержать для падишаха кавалерийский отряд, численность которого зависела от размера джагира. За эту службу в пользу джагирдара поступала рента-налог с земель предоставленного ему джагира. На деле он приобретал неограниченную власть над крестьянскими общинами своего джагира, население которого нередко составляло несколько десятков тысяч человек. Джагирдары облагали крестьян дополнительными поборами.

При Моголах джагир являлся основной формой феодального землевладения, но наряду с ним имелись и феодальные владения иных типов. В Раджастхане и некоторых других районах уцелели наследственные земельные владения местных индусских феодалов — вассалов Великого Могола, пользовавшихся самостоятельностью ео внутренних делах. Рента-налог поступала в их распоряжение. Часть земель находилась во владении индусских храмов. Мусульманское духовенство пользовалось доходами с земель, которые предназначались для содержания мечетей, святынь, духовных школ и т, п. Во всех мусульманских странах подобные земли именовались вакфами (вакуфами).

В XVII в. правители империи все чаще передавали сбор ренты-налога откупщикам. Зачастую богатые откупщики добивались превращения своих откупов в наследственные. В Бенгалии, Бихаре, Ориссе наследственные откупщики — заминдары — контролировали обширные территории.

Крестьянство Индии жестоко эксплуатировалось различными представителями феодального класса. Больше половины урожая выплачивалось в качестве ренты-налога феодалам. Из оставшегося приходилось вносить определенную долю на содержание общинной верхушки, жрецов, общинных ремесленников. Кроме того, .крестьяне систематически сгонялись на всякого рода принудительные работы по строительству ирригационных сооружений, дорог, дворцов и т. п. На строительство гробницы Тадж-Махал было, например, согнано 26 тыс. крестьян.

Кастовый строй

Догмы индуистской религии закрепляли разделение индусов на многочисленные касты. Первые кастовые деления возникли еще в древней Индии. Позднее они стали основой иерархической структуры феодального общества. Высшими кастами считались брахманы (жрецы) и кшатрии (воины). За ними следовали купеческие (торгово-ростовщические) касты, а затем огромное количество земледельческих и ремесленных каст. На самом низу кастовой лестницы находились касты «неприкасаемых». В различных частях Индии и у различных ее народов сложилась многообразная кастовая структура с многочисленными кастами и подкастами, общее число которых превышало 3 тысячи. Возникли касты писцов, ткачей, кузнецов, метельщиков, дубильщиков и т. п. Ремесленные касты одновременно являлись и цеховыми объединениями.

Поведение членов касты строго регламентировалось, ограничивалось общение между людьми высших и низших каст, браки между ними запрещались, изгнание из касты

Ослабление империи Великих Моголов, распад Индии в начале XVIII века на десятки враждующих между собой княжеств облегчил европейским державам, Англии и Франции, ее завоевание.

Еще в XVII веке во многих портовых городах Индии возникли фактории (торговые конторы) португальцев, голландцев, францу­зов, англичан, создавших Ост-Индские компании. Подкупами и по­сулами они добились от сановников Великого Могола льготных ус­ловий торговли.

Первоначально наиболее успешно в Индии действовала француз­ская Ост-Индская компания. Она стала создавать воинские части из наемных солдат-индусов — сипаев, оснащая их европейским оружи­ем и обучая тактике ведения боя. При обостряющихся феодальных междоусобицах компания предлагала отдельным княжествам свою защиту, предоставляя им сипаев. В ответ князья обязывались снаб­жать эти войска продовольствием, следовать рекомендациям пред­ставителя компании, особенно во внешних и торговых связях. Не­редко компания брала на себя и сбор налогов.

Такие же методы покорения Индии использовала английская Ост-Индская компания, вступившая в борьбу с французами за контроль над Индией. Во время войн между Англией и Францией в Европе (1740—1760) Англия, господствуя на морях, могла оказывать большую поддержку своей Ост-Индской компании. В 1761 г. пал Пондишери, основной форпост французского влияния в Индии.

Важным этапом завоевания Индии Англией был захват од­ного из самых богатых индийских государств — Бенгалии. Вме­шавшись во внутреннюю борьбу за власть, англичане в 1757 г. поставили Бенгалию под свой контроль. В 1765 г. они получили от не имеющего реальной власти Великого Могола грамоту, по которой к Ост-Индской компании переходило право сбора на­логов, содержания войска, судопроизводства по гражданским делам. Полномочия местной администрации были сведены до минимума, она оказалась в полной зависимости от английских властей. Подобная система управления, позволявшая колони­заторам использовать в своих интересах индийскую знать и чи­новников, впоследствии распространилась по всей Индии.

Ост-Индская компания получала в Бенгалии огромные доходы. Ремесленники, приписанные к факториям компании, обязаны были отдавать ей свою продукцию за цену, намного меньшую рыночной. Требуя увеличения налоговых поступлений, компания побуждала заминдаров отбирать у сельских общин почти весь урожай. Сбор на­логов превращался в военные операции с использованием сипаев. Итогом ограбления Бенгалии стал голод 1769—1770 гг., от которого погибло не менее трети ее населения.

Беспощадная эксплуатация контролируемых территорий, попыт­ки распространения власти компании на соседние индийские княже­ства вызвали крестьянские восстания, а также войны англичан с Ма-ратхскими княжествами и султанатом Майсур.

Ни крестьяне, ни феодальные войска не смогли противостоять английской артиллерии и хорошо вооруженным британцами сипа­ям. Сокращение доходов компании, сведения о произволе, творимом ее служащими, вызвали недовольство в Лондоне. Согласно закону 1774 г., руководитель компании в Бенгалии стал генерал-губернато­ром всех английских владений в Индии. При нем был создан совет, члены которого назначались правительством. По закону, принятому в 1784 г., компания подчинялась Контрольному совету, ее председатель назначался королем и входил в состав кабинета министров. Тем са­мым был сделан шаг к превращению Индии во владение британской короны с системой управления, подотчетной правительству Англии.

4.3 Китай: на пути самоизоляции

Китай к XVIII веку представлял собой централизованную монар­хию. Маньчжурские феодалы после крестьянских восстаний, подо­рвавших власть династии Мин, установили над этим самым населен­ным государством мира безраздельное господство.

После подчинения Китая маньчжуры стремились сохранить свои особые привилегии. Они запретили смешанные браки с китайцами, чтобы избежать ассимиляции. Ввели строжайшую цензуру. Особым гонениям подвергались те мыслители, которые высказывали идеи, близкие к воззрениям европейских просветителей.

Еще в XVII веке китайский мыслитель Хуан Цзун-си высту­пал против тирании, доказывая, что права и обязанности пра­вителей должны определяться интересами народа. В 1772 г. все печатные издания, когда-либо выходившие в Китае, были реквизированы, часть уничтожена, часть переиздана в новой редакции. Ученые, выполняя заказы новой династии, доказы­вали, что до ее воцарения в Китае не было высокой культуры.

Новые властители подчеркивали свою приверженность идеоло­гии конфуцианства, согласно которой государство представляет со­бой одну большую семью, почитающую традиции и беспрекословно подчиняющуюся старшим. Она служила обоснованию абсолютной власти императора — богдыхана.

Маньчжурская династия Цин, правившая Китаем с 1644 по 1912 г., следуя традициям, сложившимся в китайском обществе, вы­строила жесткую пирамиду власти. Империя была разделена на 10 наместничеств, которые в свою очередь делились на провинции, области, округа, уезды, волости. Низшей административной едини­цей были 10 дворов (десять хозяйств).

Государству принадлежала значительная часть пригодных для земледелия угодий, недра, леса, горы, пастбища, многие мануфакту­ры. Часть земель закреплялась за маньчжурским войском. Военные поселенцы могли передавать свои участки по наследству, но не про­давать. Свободно распоряжаться можно было лишь землями, нахо­дящимися в личном владении. При этом значительная их часть при­надлежала крестьянству — основной массе населения Китая.

Чиновники контролировали все стороны жизни подданных императора, которая была жестко регламентирована. Китайцам предписывалось выбривать часть головы и носить ко­су в знак покорности новой династии. Без разрешения предста­вителя властей крестьянин не мог продать мясо, купить соль.

На всех уровнях управления должностные лица назначались сверху. Для замещения любой вакансии необходимо было сдать экза­мен. К нему формально допускались все подданные императора, кро­ме рабов, представителей этнических меньшинств и мусульман, ко­торым разрешалось служить в армии, но не занимать государственные должности. На деле получение образования и сда­ча экзамена требовали средств, времени и связей, которыми не рас­полагало большинство населения. Кроме того, высшие должности закреплялись за выходцами из семей маньчжурских феодалов, наи­более близких правящей династии.

Укрепив свою власть в Китае, Цинская династия стала рас­пространять ее на прилежащие территории. В 1750-е гг., вос­пользовавшись междоусобицей в Джунгарском ханстве, маньчжуры захватили его, а заодно и Кашгарию. На их терри­тории была создана провинция Синьцзян. Местное население было истреблено или ассимилировано, создавались китайские военные поселения. В 1760-е гг. Бирма вынуждена была при­знать себя вассалом Китая и уплачивать ему дань. В 1780-е гг. вассалом признал себя и Вьетнам. В 1790-е гг. маньчжуры за­хватили район Тибета, подчинили своей власти Непал и Бутан, приблизились к британским владениям в Индии. Еще ранее в зависимость от Цинской империи попала Корея.

С усилением своей власти маньчжуры изменили отношение к ев­ропейцам. Пока власть Цинов признавалась не всеми провинциями и продолжалась крестьянская война, в обмен на поставки оружия иностранцам было предоставлено право создавать фактории. Ост-Индские компании Англии, Франции и Голландии за бесценок ску­пали изделия китайских мастеров, особенно фарфор, а также пряно­сти, лечебные травы, золото, ртуть, пользующиеся огромным спросом на европейском рынке. Разрешалась деятельность католи­ческих миссионеров. Затем начали вводиться ограничения на въезд иностранцев, закрывались христианские церкви. В 1757 г. были лик­видированы фактории, иностранным торговым судам запретили за­ход в китайские порты (кроме Кантона).

Европейские державы пытались дипломатическими средствами добиться отказа Китая от изоляционистской политики. Так, в 1793 г. Англия направила ко двору императора Цянъ Луна (правил в 1736— 1796) посольство с предложением установить дипломатические и торговые отношения. Маньчжуры ответили отказом, потребовав при­знания Англии вассалом династии Цин. «Трепеща, повинуйтесь и не высказывайте небрежности», — писал Цянь Лун в ответной ноте.

Восприятие всех остальных народов как варваров было характер­но для маньчжурской династии, правящей самой населенной стра­ной мира. Между тем к концу XVIII века уже начали проявляться симптомы слабости Цинской империи, которая впоследствии приве­ла к подчинению Китая диктату европейских держав.

В Китае издавна существовало развитое ремесленное и мануфак­турное производство. При этом сохранялась поддерживаемая вла­стями жесткая цеховая организация. Чиновники регламентировали все стороны деятельности мануфактур. Количество станков на ману­фактурах было ограничено, за каждый станок уплачивался налог. Существовали налоги на торговые сделки, внутренние таможенные пошлины. Особенно жестко контролировалась торговля с иностран­цами, ее разрешили только крупным компаниям. Китайским купцам запрещалось строить большие морские суда, самостоятельно выво­зить товары по суше в Россию. Все это ограничивало развитие внут­реннего рынка, мешало укрупнению мануфактур. Не сложился в Ки­тае и слой предпринимателей, вкладывающих капитал в производство.

Огромные размеры страны, трудности контроля над деятельно­стью местных чиновников вели к росту коррупции, налогов и побо­ров, взимаемых властями и крупными землевладельцами с сель­ского населения. Разорялись не только крестьянские хозяйства, но и мелкие и средние феодалы. Это вело к концентрации земельных владений у крупных хозяев. Особенно обогащались ростовщики. Под их контроль благодаря скупке заложенных прав аренды пере­ходили и государственные земли, хотя по закону они не были объ­ектом купли-продажи. Разорившиеся крестьяне не могли найти ра­боту в городах, стать даже подсобными мануфактурными рабочими, поскольку не состояли в цеховых организациях. На их долю выпали нищета и голод, усугублявшиеся с ростом числен­ности населения.

Центральная власть, следуя древним китайским традициям, стре­милась предотвратить разорение мелких землевладельцев. Они пла­тили земельный и подушный налоги, составлявшие весомую часть поступлений в казну. Еще при воцарении династии Цин налоги бы­ли существенно снижены. В 1729 г. за счет государства у ростовщи­ков были выкуплены заложенные войсковые земли. Их возвращали прежним владельцам или передавали служащим солдатам для обра­ботки. В 1786 г. император Цянь Лун издал указ, в котором требовал от ростовщиков проявить добродетельность и вернуть земли нужда­ющимся. Эти меры, однако, имели ограниченный эффект и не пре­дотвратили роста недовольства крестьянства маньчжурской дина­стией и ее чиновниками.

В условиях жесткой централизации власти основной формой протеста стало создание тайных обществ, готовящих восстание для свержения династии. В этих обществах участвовали не только крестьяне, но и ремесленники, купцы, представители старой, до-маньчжурской феодальной знати.

Общества имели свои уставы, тайные ритуалы принятия но­вых членов, условные знаки, с помощью которых заговорщики узнавали друг друга. В южных районах Китая и на Тайване осо­бым влиянием пользовалось общество «Саньхэхой» («Триа­да»), в Центральном Китае — общество «Гэлахой» («Старшие братья»), наиболее многочисленным было общество «Бай-ляныдзяо» («Белый лотос»).

Тайным обществам удалось подготовить и организовать ряд вос­станий («Триада» выступила на Тайване в 1786—1788 гг., «Белый ло­тос» — в Шаньдуне в 1774—1775 гг.). Наиболее крупные масштабы приняло движение против власти маньчжуров (1796—1800), охва­тившее большую часть Центрального Китая. Эти восстания, свидетельствующие о неблагополучном положе­нии в Цинской империи, подавлялись властями, но им не удавалось разгромить тайные общества. Европейские колониальные державы, заинтересованные в «открытии» китайского рынка, в XVIII веке не смогли воспользоваться обострением внутренних противоречий в Китае. Англия, наиболее активно проводящая политику колониаль­ной экспансии, увязла в конфликте со своими североамериканскими колониями. Затем внимание ее правящих кругов привлекли потрясения на европейском континенте, связанные с революцией во Франции.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Перечислите факторы, ослабившие в XVIII веке Османскую империю. Какие страны оказывали давление на Турцию?

2. Что означал для Турции режим капитуляций?

3. Выделите основные этапы британского завоевания Индии. Какие методы использовали колонизаторы для покорения населения Индии?

4. Укажите особенности развития Китая. В чем состояла специфика государственного устройства и религиозных верований в Китае?

5. Как складывались отношения Китая с европейскими странами? Почему по мере укрепления своей власти представители Цинской династии меняли отношение к внешнему миру?

6. В чем состояли особенности ремесленного и мануфактурного производства в Китае? В чем сходства и отличия этого процесса от аналогичного в Европе? Почему в Китае не сло­жился слой предпринимателей?

7. В каких формах выражался протест населения против политики правителей?

Министерство образования РФ

Алтайский государственный университет

кафедра всеобщей истории

по истории нового времени стран Азии и Африки

Тема: Английское завоевание и колониальный режим в Индии

(XVIII – первая половина XIX вв.)

Выполнила: студентка гр.151 ИФ ОЗО

2. Эксплуатация Индии и колониальный режим 8

Список литературы 11

Достигая Индии европейцы, прежде всего португальцы, стали на рубеже XV-XVI вв. сосредотачивать в своих руках контроль за торговыми путями и торговлей, затем строить многочисленные склады и фактории, создавать новые поселения и порты, и даже активно вмешиваться в политическую борьбу местных правителей. Вслед за португальцами в этом районе появились голландцы, которые вскоре, однако, сконцентрировали свои усилия на эксплуатации ресурсов богатой пряностями так называемой Голландской Индии, т.е. островов Индонезии. После этого пришла очередь французов и англичан, не считая остальных, занимавших более скромные позиции. Началась эпоха колонизации Индии и прилегающих к ней районов Азии.

Для самой Индии эта эпоха совпала с периодом короткого расцвета и быстрого упадка, а затем и развала империи Великих Моголов, в качестве наследников и претендентов на сильную власть выступило сразу несколько государств. Одной из них была держава маратхов.

Вторым из крупных государств, выступивших на политическую арену после развала империи, была Бенгалия.

Английская Ост-Индская компания, возникшая еще в 1600 г. и сконцентрировавшая в своих руках торговые, военные, дипломатические, политические и т.д. операции, была пожалуй, наиболее удачной в тех условиях формой проникновения в Индию и закрепления в ней.

Словом, уже с конца XII в. и особенно в XVIII в., ознаменовавшимся развалом империи Моголов, англичане явно стали выходить на первое место среди колониальных держав в Индии, оттеснив и всех тех, кто претендовал на наследство Моголов в самой этой стране. Имея значительные позиции в ряде районов Индии, и постоянно укрепляя их, действуя традиционным методом – "разделяй и властвуй", англичане не очень-то церемонились в средствах.

Вопреки распространенному мнению, Британская империя возникла сравнительно недавно: бóльшая часть ее оказалась в руках Англии только в самом конце XVIIIи начале XIX вв. До конца XVIII в. владения Англии ограничивались почти исключительно западным полушарием, а в них важнейшее место занимали континентальные владения.

Англичане начали создавать вторую империю еще до потери Америки, но особенно энергично – в конце XVIII в. Зоной захватов явился и азиатский континент. Это была, прежде всего, Индия, которую англичане начали завоевывать с середины XVIII в.

Цель контрольной работы – показать период активного завоевания Индии Англией, развитие колониального режима, эволюцию и формы управления и эксплуатации богатств Индии, и показать конечный результат политики завоевания.

В контрольной работе использована следующая литература: работы классиков марксизма-ленинизма, учебник по Истории Азии и Африки в новое время, Новая История Индии, а также другая литература по этой тематике.

В середине XVIII в. из всех европейцев наиболее сильные позиции имели в Индии французская и английская Ост-Индийская компании.

Ряд завоевательный войн, которые английская Ост-Индийская компания вела в Индии целью захвата и колониального порабощения ряда индийских территорий, а также с целью сокрушения своего главного колониального соперника – французской Ост-Индийской компании. Между обеими компаниями шла вооруженная борьба. В январе 1761 г. английская Ост-Индийская компания одержала полную победу – изгнала французов из их главного владения – Пондишери. Ее результаты были закреплены в Парижском договоре 1763 г., завершившем семилетнюю войну в Европе.

Война в Карнатике (княжество в юго-восточной части Индии) продолжалась с перерывами с 1746 по 1763 гг. Обе воюющие стороны – английские и французские колонизаторы вели борьбу за подчинение Карнатика под видом поддержки различных местных претендентов за власть в этом княжестве. Победу в конечном счете одержали англичане, овладевшие еще в январе 1761 г. главным опорным французским пунктом на юге Индии – Пондишери.

Важное значение в истории Индии имело завоевание Бенгалии.

В 1756 г. наваб Бенгалии, стремясь предотвратить вторжение в его владения англичан, начал против них войну, захватив их опорную базу в северо-восточной части Индии – Калькутту. Однако, войска английской Ост-Индийской компании под командованием Клайва, вскоре вновь овладели Калькуттой, разгромили расположенные в Бенгалии укрепления французов, поддерживающих наваба, и нанесли 23 июня 1757 г. его силам поражение при Плесси. В 1763 г. в Бенгалии, превращенной в вассальское владение Компании, вспыхнуло восстание, подавленное английскими колонизаторами. Вместе с Бенгалией англичане завоевали еще одну область на среднем течении Ганга, входившую в состав бенгальского навабства. В 1803 г. было завершено завоевание расположенной к югу от Бенгалии Ориссы, на территории которой находилось несколько феодальных княжеств, попавших в подчинение Компании. Индию широко эксплуатировали методами первоначального капитала. Ненависть народных масс к завоевателям приводила к стихийным вспышкам гнева.

В 1773 г. английский парламент принял так называемый регулирующий акт. Акт положил конец так называемому двойственному управлению Бенгалией. Были ликвидированы номинально существовавшие бенгальские органы административного управления, и вся власть официально сосредоточилась в руках Ост-Индийской компании.

В 1775 г. Ост-Индская компания начала войну против маратхов. В 1778 г. английские войска понесли тяжелое поражение. В это время был организован военный союз с целью изгнания англичан из Индии. В него вошли, помимо маратхов, Хайдарабад, правители которого были раздражены посягательством своих английских покровителей на их владения. Главной силой в этом союзе был Майсур. В 60-70-е гг. он стал крупнейшим феодальным государством Южной Индии.

Первая англо-майсурская война (1767-1769 гг.) завершилась поражением Ост-Индской компании, в начале второй англо-майсурской войны англичане понесли серьезные поражения и компания оказалась в угрожающем положении.

После потери североамериканских колоний правящие круги Англии стали проявлять все большую заинтересованность в расширении владений в Индии. В 1783 г. закончилась англо-французская война и Франция обязалась прекратить военную помощь Майсуру. В самой Индии силы способные бороться не были объединены. В стане союзников возобладали узкоклассовые и династичные интересы, и коалиция распалась. Это весьма облегчило колонизаторам осуществление их политики "разделяй и властвуй".

В 1790-1792 и 1799 гг. Англия вела войны с независимым феодальным государством Майсур, глава которого был непримиримым противником английских колонизаторов. В результате войн Майсур потерял половину своей территории, а затем и свою независимость, став вассальским княжеством.

С падением Майсура южная Индия лишилась подлинного центра сопротивления английским колонизаторам.

Теперь колонизаторам противостояли Сикхское государство и маратхские княжества. Сикхи отклонили предложение маратхов о союзе против англичан и заключили в 1806 г. соглашение с Компанией о мире. Компания обещала не предпринимать усилий к захвату сикхской территории, если правительство Пенджаба в свою очередь не будет совершать антианглийских актов или заключать союзы с противниками компании. Это было государство с крепкой экономикой, центральной властью и мощной армией.

Колонизаторы трезво оценивали силу молодого государства. Они предпочитали не вступать в вооруженное столкновение и не ставили перед собой непосредственной задачи немедленного завоевания Пенджаба.

Несмотря на упадок в экономике и политическую раздробленность конфедерации маратхских княжеств они представляли серьезное препятствие для упрочения английской власти в Индии.

В начале XIX в. захватническая политика Ост-Индской компании резко активизировалась. Одним из орудий подчинения феодальных княжеств явилась так называемая субсидиарная система.

Компания принудила феодальных князей заключить ряд договоров. По ним создавали на территории княжеств и за их счет военные отряды под командованием английских офицеров. Феодальные княжества лишились права внешних соглашений и превращались в вассалов Ост-Индской компании. Такой характер носили договоры с Хайдарабадом (1800 г.), Аудом (1801 г.) и рядом других княжеств.

Началась полоса долгих войн с маратхами. Во второй англо-маратхской войне 1802-1805 гг. английским войскам удалось разгромить маратхских князей по одиночке. Для придания видимой законности политическому господству компании англичане фиктивно сохранили династию Великих Моголов и объявили, что компания правит страной от ее имени.

Следующая военная компания англичан на территории Индии – борьба за покорение Пенджаба развернулась лишь через тридцать лет.

Эксплуатация Индии и колониальный режим

Колонии служили интересам господствующих классов и как источники личного обогащения, и как ускорители экономического развития страны. Характерным методом эксплуатации было насильственное ограбление колониальных народов. Всевластие в колониях упрощало для англичан эту задачу. Не зная над собой контроля, они взимали здесь произвольные налоги и сборы, вымогали взятки и подношения, налоговые чиновники были наделены судебной и полицейской властью.

Внеэкономическое принуждение оставалось важным методом извлечения колониальной прибыли на всех этапах истории колониализма. Однако его роль не являлась неизменной: с развитием капитализма на первый план выдвигается подчинение колоний нуждам и интересам буржуазии в целом.

Колониальная торговля обеспечивала перевес вывоза над ввозом. Вплоть до конца XVIII в. богатство страны отождествлялось с деньгами в форме драгоценных металлов и правительство проводило политику протекционизма: оно ограничивало и даже воспрещало ввоз иностранных товаров и продуктов, без которых страна могла обойтись, и всемерно поощряло свой собственный вывоз.

К концу XVIII в. в системе наметились изменения. Значение обычных колониальных товаров, отходит на второй план, возрастает доля продовольственного сырья.

Превращение Индии в рынок сбыта английских товаров, которое сопровождалось прекращением вывоза продукции индийского производства, приводило к массовому разорению и гибели индийских ремесленников.

Английская таможенная политика в колониях была направлена на то, чтобы искусственно задержать развитие здесь национальной промышленности и принудить население все необходимое покупать в Англии.

Начиная со второй четверти XIX в. колониальные владения начинают выступать в качестве объектов вывоза.

Правительство Англии вело активную колониальную экспансию, не жалея усилий и средств на сохранение и расширение империи, некоторые представители господствующих классов резко критиковали эту политику и осуждали ее, периодически предлагая ликвидировать колонии.

Период 30-40 гг. XIX в. отмечался особенно острой критикой колониальной политики как в целом, так и особенно в Индии и странах Среднего Востока.

Одна группа – "империалисты", – опасалась, что реформа колониальной политики приведет к отделению колоний от метрополий. Поэтому они настаивали на усилении контроля над колониями со стороны Англии. Такая политика ассоциировалась с курсом партии тори.

К другой группе принадлежали сторонники вигов. Они выступали за извлечение максимальных выгод путем предоставления большего самоуправления колониям.

Английская промышленная буржуазия добивалась не отказа от колоний, а реформы колониальной политики в своих интересах. Она высказывалась в пользу развития свободной торговли. Фритредерские круги выступали за ослабление "политического колониализма". И ратовали за усиление экономического проникновения Англии.

Заключение

Потеряв свои колонии в Северной Америке, Англия обратила свой взор на Индию, и, в период от 1838 по 1849 гг. в войнах с сикхами и афганцами британское владычество было окончательно установлено в пределах этнографических, политических и военных границ всего ост-индского континента в результате присоединения Синда и Пенджаба.

Сокровища, поступаемые из Индии в Англию приобретались путем прямой эксплуатации страны и захвата огромных богатств.

Индию наводнили изделия английской промышленности. Что касается местной промышленности, например, некогда славившейся хлопчатобумажной промышленности, то она находилась в упадке.

С 1784 г. финансовое положение Индии все более и более ухудшалось.

Займы у Англии, вложение капиталов английской буржуазии в определенные отрасли производства, приводило к упадку в других отраслях производства.

Создается индийская армия, организованная и вымуштрованная британскими офицерами; появляется свободная печать, под патронажем английских колонизаторов. Из коренных жителей вырастает новая категория людей, обладающих знаниями, необходимыми для управления страной и прислушивающихся к европейской науке.

Улучшаются и возрождаются ирригационные сооружения и внутренние пути сообщения.

Железные дороги вели к развитию отраслей, которые обслуживали железную дорогу.

Сельская община, ее экономическая основа, державшаяся на самоуправлении была разрушена.

Все эти последствия имели и позитивный и негативный характер.

Общим результатом колониального ограбления Индии во второй половине XVIII в. – начале XIX в. было огромное разрушение производительных сил. Происходило уменьшение численности населения и сокращение обрабатываемых площадей.

Таким образом, с развитием капитализма в имперской экономической системе происходили определенные сдвиги: колонии полностью сохраняли свое значение как источники обогащения господствующих классов, но значительно увеличилась их роль в качестве рынков сбыта товаров, объектов выгодного вложения капиталов и, отчасти, объектов заселения.

Список литературы:

1. Васильев Л.С. История Востока.-М., 1994.

2. Ерофеев Н.. Английский колониализм в сер. XIX в.-М., 1977.

3. Шигалина О.И. Великобритания на Среднем Востоке.-М., 1990.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.9.-М., 1957.

5. Новая история Индии.-М., 1961.

6. Новая история стран зарубежной Азии и Африки.-Ленинград, 1971.

7. Проблема истории Индии и стран Среднего Востока.-М., 1972.

8. Синха Н.К., Банерджи А.Г. История Индии.-М., 1954.

C конца XVIII столетия Индия постепенно превра- *Цалась в источник дешевого сырья для английской промышленности, в рынок сбыта фабричных изделий. Великобритания, благодаря неэквивалентному обмену товаров и таможенной политике, извлекала огромные прибыли, разоряла индийских крестьян, не давая стать на ногиместнойпромышленности.

Британцы в основном вывозили из Индии тростниковый сахар, индиго, опиум, мак, табак и особенно хлопок. B 1800 г. вывоз хлопка из Индии в Англию равнялся 6,6 млн. фунтов, в 1813 г. — 12,3 млн. фунтов. После отмены британским правительством в 1813 г. монополии Ост-Индской компании на торговлю с Индией экспорт хлопка в Англию резко увеличился и в 1835 г.

C конца 20-х годов английские предприниматели, пытаясь снизить бремя непомерно высоких денежных налогов, стали побуждать крестьян выращивать более экономически выгодные культуры, как сахарный тростник, индиго, опиумный мак, а также экспортные культуры длинноволокнистого хлопка, табака, кофе; из Китая завезли гусениц шелкопряда. Выращивание товарных культур требовало дополнительных затрат, недоступных рядовому селянину, так как это можно было сделать только с помощью кредита или ростовщической контрактации посевов, что не приводило к успеху выращивания новых сельскохозяйственных культур. K тому же крестьянство не слишком хотело менять традиционный способ хозяйствования.

C отменой торговой монополии Ост-Индской компании на Индию буквально обрушился поток английских товаров, в особенности хлопчатобумажных тканей. Между 1814 и 1835 гг. ввоз английских хлопчатобумажных изделий в Индию вырос с 818 тыс. до 5 млн. ярдов. Хотя английские ткани продавались в Индии де- шевле индийских, индийские купцы продолжали успешно экспортировать свои ткани, однако вскоре британцы, введя высокое таможенное обложение индийского ввоза в Великобританию, фактически закрыли свой рынок для изделий индийского ремесла. Индийский экспорт в Англию за этот период упал в четыре раза.

Дешевизна английских товаров, приводившая к резкому сокращению вывоза изделий индийского ремесла, снижала также жизненный уровень индийских ремесленников: например, в Мадрасе в 1844 г. чистый доход ткача составил четверть его же заработка в 1814 г. Старинные центры индийского бумаготкацкого и шелкоткацкого ремесла, такие, как Дакка, Муршидабад, Сурат и многие другие, пришли в полный упадок. Традиционным кустарным промыслам Индии был нанесен смертельный удар. Тысячи людей, из поколения в поколение занимавшихся своим ремеслом, лишались работы и вынуждены были искать другую, что в конечном итоге создавало рынок труда и вело к развитию капиталистических отношений в городе.

Вовлечение Индии в мировой рынок приносило и свои положительные результаты. K середине XIX столетия в Индии были проложены первые железные дороги и созданы обслуживающие их ремонтные мастерские, началось строительство телеграфа, были восстановлены.ста- рые и построены новые оросительные каналы, возведены новые портовые сооружения, процветание которых было связано с оживленной торговлей с Китаем, особенно в Бомбее и Калькутте. Bce это создавало предпосылки развития в Индии капитализма.

По существу Великобритания подорвала основу традиционного индийского общества. Экономическая политика колонизаторов отличалась двойственностью: с одной стороны, поощрялось развйтие частного предпринимательства и вовлечение в экономику новых районов, а с Другой — в сельском хозяйстве продолжалась мешающая продвижению экономических реформ феодально-налоговая эксплуатация крестьянства.

ПРОСВЕЩЕНИЕ B ИНДИИ B ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XDC в.

Индия с точки зрения британских колониальных владей была отсталой страной не только в экономическом, Но и в культурном отношении. He углубляясь в средневековую индийскую цивилизацию, которая значительно старше европейской, колонизаторы, чтобы упрочить свое господство в Индии, всячески пытались европеизировать индийское общество, что вступало в резкие противоречия с местными традициями.

B 1835 г. была произведена реформа индийского образования, однако британцы, фактически уничтожив старую


Индусский квартал в Калькутте. Рисунок 1810 г.

систему образования, ничего не сделали для создания новой. Реформа диктовалась потребностью в преданных и дешевых служащих, это заставляло Ост-Индскую компанию и колониальные власти выделять на образование хоть какие- то деньги. Смысл реформы образования в Индии был раскрыт самим ее автором — Маколеем. Предлагая проект реформы, он заявил: «Нечего пытаться просвещать на- родные массы. Ho мы должны приложить все усилия, чтобы создать прослойку, которая могла бы служить посредником между англичанами и миллионами индийцев, подвластных англичанам; прослойку — индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, взглядам, морали и по складу ума».

B результате реформы были созданы средние школы с европейской программой обучения, а в 1857 г. — Калькуттский, Мадрасский и Бомбейский университеты, обучение в которых велось на английском языке. Реформа не затрагивала кастовую систему индийского общества, и учиться в университетах разрешалось только определенным кругам, в основном выходцам из богатых семей.

Однако, несмотря на продуманную колониальную политику британцев, в начале XIX в. в Индии в кругах индийской по-европейски образованной интеллигенции зарождается осознание экономической отсталости Индии. Эта интеллигенция становится носительницей патриотических идей, ее деятели начинают’выступать против царивших в Индии кастовых и религиозных предрассудков, однако они пока не боролись против колониальной зависимости Индии.

Крупнейшим представителем этой интеллигенции был бенгальский заминдар Рам Мохан Раи (1772 — 1833). Человек огромных знаний, широкого кругозора и большой патриот, он отдал всю свою жизнь делу просвещения Индии, борьбе с наиболее отсталыми предрассудками, унаследованными индийцами от средневекового прошлого. K 1815 г. он основал общество «Арья Саб- ха», а в 1828 г. — общество «Брахмо Самадж», которые были первыми в Индии религиозно-политическими общественными организациями. Эти общества и лично Рам Мохан Раи выступали против кастового неравенства. По настоянию Рама Мохана Раи и его сторонников колониальные власти Индии запретили варварский обычай сжигания вдов. B «Брахмо Самадж» объединились последователи монотеистического религиозного учения, разработанного Рамом Моханом Раи в противовес ортодоксальному индуизму, освящавшему кастовое неравенство. Рам Мохан Раи в 1821 г. основал первую индийскую еженедельную газету «Шембод Коумуди» на английском, а также на бенгальском языках, а в 1822 г. — газету «Мират-ул-ахбар» на широко известном тогдашней интеллигенции персидском языке.

Рам Мохан Раи являлся также первым бенгальским писателем нового типа. Он развил бенгальскую прозу, написав много статей на различные социальные темы.

Известными деятелями индийского возрождения B это время были также Г.В.Дерзио, Дваркханатх Тагор — основатель первой индийской коммерческой компании европейского типа и преемник Рама Мохана Раи в обществе «Брахмо Самадж», Бал Шастри Джамбхекар, основавший англо-маратхский еженедельник «Бомбей дарпан» («Бомбейское зерцало»), РамакришнаВишванатх, впервые подвергший критике политику Британии в Индии в своей книге по истории Индии.

Читайте также: