Соотношение банковской и налоговой тайны

Опубликовано: 14.05.2024

Компания может столкнуться с налоговой тайной при работе с поставщиками или участии в тендерах. Например, крупный партнер попросит сделать налоговую тайну общедоступной. Звучит так себе, но на деле не страшно.

Роман Виноградов

Что такое налоговая тайна

Начнем с примера: бывшая жена ИП Петрова хочет узнать, сколько он зарабатывает и в каком банке держит деньги. Она обращается в налоговую с запросом:

Прошу предоставить сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета ИП Петрова; о номерах расчетных счетов, количестве и движении средств в рублях и иностранной валюте.

Если сотрудник налоговой расскажет о доходах и счетах предпринимателя, он рискует получить штраф до 1 млн рублей. Потому что эти сведения — налоговая тайна.

В законе нет списка сведений, которые относятся к налоговой тайне. Зато есть определение от обратного: налоговая тайна — это любые сведения, которые налоговая получает от бизнеса, кроме тех, что перечислены в статье 102. К примеру, в списке:

  • общедоступные сведения. Это название компании, ее адрес, дата регистрации и всё, что она сама рассказывает у себя на сайте или в рекламе, социальных сетях;
  • ИНН;
  • информация о долгах и задержках по налогам;
  • налоговый режим компании, например упрощенка;
  • среднесписочная численность сотрудников за прошлый год;
  • налоги, доходы и расходы за прошлый год.

Всё, что не входит в список исключений, могут знать налоговая, сам налогоплательщик и по запросу в налоговую или компанию — полиция с судом. Задача налоговой — следить, чтобы её сотрудники не разглашали эти сведения.

Кажется, что налоговая тайна — это что-то из внутреннего мира налоговиков, но есть два случая, когда тайна может понадобится предпринимателю:

  • проверка контрагентов;
  • признание налоговой тайны общедоступной для участия в тендере или сотрудничества с крупной компанией.

Налоговая тайна и проверка контрагентов

У судов и налоговой есть термин «должная осмотрительность» — это проверка партнеров и поставщиков перед работой. Проверка нужна, чтобы на этапе выбора партнеров выявить подозрительных и не работать с ними. К примеру, подозрительной будет строительная фирма с одним сотрудником и нулевыми декларациями за последние пару лет.

Подробнее о должной осмотрительности

До 2016 года в открытом доступе можно было найти только название, адрес компании, имя ее учредителя и данные о специальном налоговом режиме, например упрощенке. Остальное приходилось запрашивать у партнеров, потому что сведения о доходах, расходах, имуществе и сотрудниках были налоговой тайной. А сейчас это уже не тайна.

Открытые сведения накладывают на предпринимателя обязанность проверять по ним контрагентов. Раз сведения о сотрудниках есть, не получится сказать в суде: «Я не знал, что у этой фирмы нет строителей и она не сможет мне построить завод по нашему контракту».

Нет точного списка, что обязательно проверить у контрагента, поэтому лучше посмотреть всё, что есть:

В сервисы попадают сведения за прошлый год — именно они уже не входят в налоговую тайну. Информация появляется по частям:

  • 1 августа — о спецрежиме на конец прошлого года и численности сотрудников. Можно проверить, работает поставщик на упрощенке или на общем налоговом режиме и сколько у него сотрудников;
  • 1 октября — налоги и страховые взносы, которые заплатила компания за прошлый год, ее доходы и расходы. Можно посмотреть динамику доходов и расходов за 2017-2018 годы;
  • 1 декабря — о налоговых нарушениях, недоимке по налогам и взносам, штрафах.

Если компания сдает отчеты в Росстат, там можно посмотреть ее долги, доходы и расходы по месяцам и узнать, сдавала ли она нулевые декларации. Сведения с сайта налоговой и Росстата автоматически подтягиваются в сервисы проверки контрагентов, например Сбис, Спарк.

Налоговая тайна и общедоступные сведения

В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит крупный партнер или для участия в тендерах.


Как провести тендер

Чтобы открыть сведения, заполняют «Согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными». Его относит в налоговую директор компании, ИП или человек по доверенности.


В заявлении указывают коды — по ним налоговая узнаёт, какие сведения открывать. Например, код 0400 значит, что нужно открыть информацию о банке, в котором у компании счет, номере, дате открытия, типе счета и движении денег на нем. Если случайно указать не тот код, налоговая откроет не ту информацию.

Здесь же в заявлении указывают, за какой период открывают сведения, но есть нюанс: то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда. В налоговом кодексе нет статьи об отзыве согласия.

Наказание за раскрытие налоговой тайны

За разглашение налоговой тайны есть наказания:

  • за сбор сведений, похищение документов или подкуп сотрудников налоговой — штраф до 500 000 рублей, исправительные работы до года или лишение свободы до двух лет;
  • разглашение или использование сведений — штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до трех лет.

Сложно узнать, что сотрудник налоговой копирует на флешку декларации компании, а потом их продает конкурентам. Но такое может произойти, если владелец компании случайно увидит свою декларацию в интернете. Тогда надо обратиться в полицию или прокуратуру, они проведут расследование и всех накажут.

Федеральная налоговая служба с 17 марта 2021 года получила расширенный доступ к банковской тайне.

Эта новость стала топовой буквально за несколько часов. Хотя, большинство полномочий было дано налоговикам еще в 2016 году.

Подпункт 1.1 статьи 86 НК РФ действует с сентября 2016 года. По нему банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов обычными гражданами.

Причем, это требование было в НК РФ с 2014 года, но в других формулировках и в других статьях кодекса. Налоговики имеют доступ к счетам граждан уже более шести лет.

Существенное отличие новых полномочий состоит всего лишь в том, что раньше налоговики могли получать данные о счетах клиентов только в рамках проверок. Теперь банки обязаны предоставить и вне рамок налоговой проверки.

Что это меняет? Почти ничего. И до этого пояснения вряд ли банк отказал бы ИФНС в информации. Более того, у банков не было прав на выяснение причин, из-за которых ИФНС направила им запрос.

Банки обязаны информировать налоговую на основании статьи 86 Налогового кодекса РФ:

  1. Об открытии и закрытии счетов, вкладов с 2016 года.
  2. Об изменении реквизитов счета граждан с 1 июля 2014 года.
  3. О предоставлении права компании или ИП использовать корпоративные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  4. О предоставлении права гражданину использовать персонифицированные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  5. Об остатках на счетах и выписки по счетам, открытым в драгоценных металлах, с 1 июня 2018 г.
  6. О счетах, привязанных к электронным кошелькам с 1 апреля 2020 года.

Когда ИФНС проводит налоговую проверку граждан

ФНС вправе запросить в банках информацию при проведении проверки конкретного физического лица.

Первое. Обычно, это происходит, когда граждане обращаются в налоговую за налоговым вычетом при покупке квартиры. Есть и другие вычеты на лечение, обучение, но они меньше по суммам.

Второе. Проверить могут любого гражданина на основании любой информации (в том числе поступившей от бдительного соседа) о том, что он о нелегально занимается предпринимательской деятельностью. Например, сдает квартиру или берет наличными за репетиторство.

Третье. Проверка может быть назначена, если банк предоставит налоговикам информацию о подозрительных денежных переводах, например, крупное (от 10 000 $ эквивалент в рублях) поступления из-за рубежа.

Четвертое. По запросу налоговики "увидят" информацию о постоянных, одинаковых платежах на карту.

Пятое. При внесении крупной суммы (от 10 000 $ эквивалент в рублях) на карту через банкомат.

Какие данные банки передают налоговикам

Налоговики получили право запрашивать у банков копии документов клиентов:

  • паспорта клиентов;
  • доверенности на распоряжение денежными средствами;
  • договора на открытие и закрытие счета;
  • карточек с образцами подписей.

Согласно новым полномочиям у налоговиков, как и раньше, нет прямого доступа к выпискам по операциям на счетах.

Получить эти сведения они могут только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС во время проверок.

На основании запроса банки обязаны выдавать налоговым органам:

  • справки о наличии счетов, вкладов и остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах;
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам;
  • справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Ответить на запрос банки должны в течение трех дней со дня получения запроса от ИФНС.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает фундамент движения налоговой базы на территории государства. Данная статья гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» [3]. Таким образом, статья 57 Конституции Российской Федерации содержит в себе больше императивную норму, определяющую обязанность каждого уплачивать законодательно установленные налоги и сборы. Данная правовая норма определяет статус одного из субъектов налогового права – налогоплательщиков и устанавливает основную обязанность данного субъекта – уплачивать налоги.

В силу статьи 64 Конституции Российской Федерации, статья 57 является значимой для установления правового статуса личности в государстве. Так как обязанности лица, в том числе и по уплате налогов, входят в правовой статус личности, исследуемая правовая норма занимает одно из главных мест в законодательном урегулировании налогового пространства [3].

Таким образом, главным нормативным правовым актом закрепляется право граждан на использование информации и на ее доступ на государственном уровне. Исключением такого доступа является информация, содержащая государственную тайну, доступ к которой можно получить только в связи с работой или службой гражданина.

Согласно исследованиям Е. В. Мишле налоговое право имеет следующее определение: «налоговое право – это подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения». Е. В. Мишле определяет предмет налогового права, как общественные отношения:

  • По установлению, введению в действие и отмене налогов;
  • По налоговым обязательствам;
  • По налоговому администрированию;
  • Налогово-юрисдикционные отношения [7].

Таким образом, предмет налогового права достаточно обширен и имеет объемное правовое регулирование. Это связано с необходимостью осуществления соответствующими налоговыми органами должного контроля за движением налоговой базы в государстве. Именно налог составляет большую часть бюджета страны. Данное положение и обуславливает столь чуткое внимание законодателя к исследуемой сфере [1].

Уровень экономики в развитых странах ежедневно растет именно благодаря развитию информационных технологий. Данный процесс происходит не только из-за появления инноваций, но и из-за развития права интеллектуальной собственности, что также оказывает огромное влияние на уровень жизни страны в целом. Уровень производства в значительной мере поднимается именно благодаря развитию информационных технологий. Несомненно, сфера информационных технологий играет важную роль в развитии каждого государства. Данная сфера влияет на каждую область общественной жизни, затрагивая такую деятельность, которую можно было бы назвать деятельностью в сфере информационного пространства [5].

Изучение системы действия налоговой информации в государстве, приводит также к необходимости выделения основных взглядов исследователей на такую информацию. На сегодняшний день четко сформулированного определения термина «налоговая информация», как в юридической науке, так и на законодательном уровне, нет. Ее значение устанавливается как совокупность нескольких положений, которые содержит в себе такая информация.

Доктор юридических наук Ю. А. Крохина в своем учебном пособии по налоговому праву устанавливает следующее: «налоговая информация включает в себя: налоговое законодательство; сведения о государственной регистрации и учете налогоплательщиков; налоговую отчетность и прочую информацию, необходимую для исчисления и уплаты налогов» [4].

Данное определение термина «налоговая информация» находит свое отражение в трудах соответствующих исследователей и правоведов, определяющих данную информацию как совокупность признаков, ей присущих. На сегодняшний день исследование налоговой информации является отражением правового характера и сущности данного объекта. Посредством ее получения и использования формируется соответствующая налоговая база, которая в дальнейшем используется налоговым органом или уполномоченным должностным лицом [13]. Также, использование налоговой информации на сегодняшний день может быть доступно не только конкретным налоговым органам и соответствующим должностным лицам, но и иным субъектам налогового права, что составляет достаточно значимую правовую проблему, так как при использовании налоговой информации иным субъектом может нарушать налоговую тайну лица.

Диссертационное исследование правоведа С. И. Токарева содержит в себе следующее положение о налоговой тайне: «тайна как правовой институт включает в себя не только сведения о налогоплательщике и иных субъектах налоговых правоотношений, а также режим их защиты и ответственность за его нарушение» [14].

Нельзя не согласиться с мнением данного автора. Изучение налоговой тайны на сегодняшний день выступает важным правовым аспектом, а выявление основных факторов защиты налоговой тайны посредством использования соответствующих правовых механизмов – главная обязанность налоговых органов в государстве. Налоговая тайна имеет достаточно противоречивые основания, которые заключаются в изучении процесса получения и использования налоговой информации о налогоплательщиках в Российской Федерации [6].

Налоговый кодекс Российской Федерации выступает как основной правовой акт, регулирующий движение налоговой информации и деятельности налоговых органов на территории Российской Федерации, а также за ее пределами. Исследуемый правовой акт в своих положениях содержит достаточно широкий перечень правовых средств, посредством которых регулируется все налоговое пространства в России. Так, статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает основные понятия о налогах и сборах, а также о страховых взносах [8]. Данная правовая норма содержит также в себе указания и о необходимости определения соответствующих положений в действующих правовых нормах, регулирующих налогово-правовое пространство в государстве.

Согласно статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая тайна представляет собой важный объект охраняемый государством в лице соответствующих налоговых органов. Часть 1 статьи 102 исследуемого правового акта гласит: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов». Исключение из данного правила составляет перечень информации, содержащий в себе сведения, являющиеся общедоступными, а также иные сведения, предусмотренные пунктами 1–14 части 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации [8].

Изучение данных сведений в свете настоящего исследования выступают как значимые положения для дальнейшего формирования понимания налоговой информации и ее правового регулирования в свете действующего законодательства Российской Федерации. Налоговая база на сегодняшний день формируется посредством сбора, получения, хранения и использования соответствующей информации о налогоплательщиках [1]. Должный контроль за формированием налоговой базы осуществляют соответствующие государственные органы, имеющие значимость для настоящей сферы исследования в целом.

Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 11.02.2021 № ЕД-7-2/137, содержит в себе указания на обязательные требования контроля (надзора), осуществляемого Федеральной налоговой службой в государстве. К таким требованиям относится и проверка информационной базы налогового законодательства, содержащей сведения о налогоплательщиках [11].

Современное исследование информационного пространства и информационной базы, влияющей на деятельность соответствующих налоговых органов в Российской Федерации имеет достаточно важное значение для определения всех сущностных характеристик и факторов, способствующих построению такой базы в целом. Примером исследуемой области можно назвать соответствующие правоотношения, которые регулируются налоговой базой в России.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485–1 устанавливает важные правовые аспекты информационного обмена. Такие правовые аспекты затрагивают и деятельность Федеральной налоговой службы, хранящей информацию, содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне. Статья 5 данного правового акта устанавливает перечень сведений, содержащих государственную тайну, а статья 16закрепляет порядок передачи сведений, содержащих государственную тайну между государственными органами [2].

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ также является одним из основополагающих правовых актов, устанавливающих информационной взаимодействие органов власти. Статья 7.1 данного правового акта устанавливает основные требования к межведомственному информационному взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг [15]. Такое взаимодействие происходит в том числе при осуществлении работы налоговых органов.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 N 1123-р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов» также является одним из правовых актов, устанавливающих основы взаимодействия налоговых органов с иными субъектами в сфере информационного обмена [12]. Данное Распоряжение включает в себя основополагающие факторы реализации исследуемого взаимодействия, а также иные правовые аспекты, устанавливающие такое взаимодействия в рамках разрешения вопросов, относящихся к ведению конкретных государственных органов.

Согласно разделу 1.3 Приказа Федеральной налоговой службы «Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы», Федеральной налоговой службой России обрабатывается следующая информация:

  • Информация, содержащая государственную тайну. Данная информация подлежит применению особых мер безопасности ее сохранения и не доступна для всех субъектов, используемых каким-либо образом налоговую информацию;
  • Информация, содержащая налоговую тайну. Она отличается от информации, содержащей государственную тайну, такая информация определяется своей специфической направленностью – налогами;
  • Информация, содержащая персональные данные, в том числе и данные о налогоплательщике;
  • Информация, содержащая коммерческую и банковскую тайны;
  • Информация, содержащая служебную тайну Федеральной налоговой службы Российской Федерации и других органов государственной власти;
  • Сведения, относящиеся к финансово-кредитной и банковской деятельности, а также сведения, отнесенные к информационным структурам. Такие сведения определяются посредством внесения соответствующих пометок налоговым органом;
  • Открытые сведения, подмена которых выступает как угроза нанесения ущерба субъектам налогового права [10].

Сфера действия налоговой тайны устанавливается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 № 816-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав положением статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно данному определению, можно сказать, что сфера действия налоговой тайны в Российской Федерации определяется следующим положением: «применима к ситуациям, связанным с обеспечением доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, поскольку в соответствии с закрепленными Конституцией Российской Федерации гарантиями свободы экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8, часть 1) каждый вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2), а также свободно использовать свое имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1). Из указанных конституционных гарантий вытекает право на сохранение в тайне сведений (в том числе полученных налоговыми органами), виды и объем которых устанавливаются законом» [9].

Подводя итоги сказанному выше, следует отметить, что информационное пространство в рамках настоящего исследования имеет достаточно важное значение. Именно поэтому получение, хранение и использование информации о налогоплательщике нуждается в должном законодательном урегулировании. На сегодняшний день получение, хранение и использование информации о налогоплательщике недостаточно защищено со стороны законодателя. Не только налоговый орган может получить и использовать налоговую информацию, но и иное заинтересованное лицо, что нарушает установленную статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  1. Викуленко А.Е. Роль и перспективы развития налоговой системы России // Экономический вектор. - 2021. - № 2. - С. 38–44.
  2. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485–1 «О государственной тайне»: офиц. текст по состоянию на 30.12.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. - № 30. – Ст. 4886.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. - № 144 (8198).
  4. Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для среднего профессионального образования / Ю. А. Крохина. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт. - 2020. — 464 с.
  5. Кучерявенко Н. П. Особенности усмотрения в налогово-правовом регулировании // Ежегодник публичного права 2017: Усмотрение и оценочные понятия в административном праве. - М.: Инфотропик Медиа. - 2017. - С. 45–63.
  6. Лебедева, Н. Налоговая тайна как объект защиты / Н. Лебедева, М. Еремеев // Юрист. — 2019. — № 1. – С. 112–128.
  7. Мишле Е. В. Налоговое право. Региональные и местные налоги и сборы: учебное пособие / Е. В. Мишле. – 2-е изд. – М.: Юрайт. – 2021. – 172 с.
  8. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 31.10.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. - № 51. – Ст. 7497.
  9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 N 816-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав положением статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Конституционного Суда Российской Федерации. – 2019. - № 7.
  10. Приказ Федеральной Налоговой Службы России от 13.01.2012 N ММВ-7-4/6@ «Об утверждении Концепции информационной безопасности Федеральной налоговой службы» // Бюллетень нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. – 2012. - № 14.
  11. Приказ Федеральной Налоговой Службы России от 11.02.2021 N ЕД-7-2/137@ «Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральной налоговой службой в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации» // Бюллетень нормативных актов органов исполнительной власти Российской Федерации. – 2021. - № 6.
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 N 1123-р «О перечне сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов»: офиц. текст по состоянию на 08.10.2020 // Российская газета. – 2020. - № 14.
  13. Тимофеев Е. В. Налоговое право России – практическое и увлекательное. Полутом I. От основ к источникам и основным принципам. — М.: Арт-Ресурс. - 2018. - 350 с.
  14. Токарев С. И. Правовой режим тайны в налоговых правоотношениях: диссертация кандидата юридических наук 12.00.04. – 2019. - ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)». – 217 с.
  15. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: офиц. текст по состоянию на 30.12.2020 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. - № 28. – Ст. 4368.

Федеральная налоговая служба с 17 марта 2021 года получила расширенный доступ к банковской тайне.

Эта новость стала топовой буквально за несколько часов. Хотя, большинство полномочий было дано налоговикам еще в 2016 году.

Подпункт 1.1 статьи 86 НК РФ действует с сентября 2016 года. По нему банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов обычными гражданами.

Причем, это требование было в НК РФ с 2014 года, но в других формулировках и в других статьях кодекса. Налоговики имеют доступ к счетам граждан уже более шести лет.

Существенное отличие новых полномочий состоит всего лишь в том, что раньше налоговики могли получать данные о счетах клиентов только в рамках проверок. Теперь банки обязаны предоставить и вне рамок налоговой проверки.

Что это меняет? Почти ничего. И до этого пояснения вряд ли банк отказал бы ИФНС в информации. Более того, у банков не было прав на выяснение причин, из-за которых ИФНС направила им запрос.

Банки обязаны информировать налоговую на основании статьи 86 Налогового кодекса РФ:

  1. Об открытии и закрытии счетов, вкладов с 2016 года.
  2. Об изменении реквизитов счета граждан с 1 июля 2014 года.
  3. О предоставлении права компании или ИП использовать корпоративные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  4. О предоставлении права гражданину использовать персонифицированные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  5. Об остатках на счетах и выписки по счетам, открытым в драгоценных металлах, с 1 июня 2018 г.
  6. О счетах, привязанных к электронным кошелькам с 1 апреля 2020 года.

Когда ИФНС проводит налоговую проверку граждан

ФНС вправе запросить в банках информацию при проведении проверки конкретного физического лица.

Первое. Обычно, это происходит, когда граждане обращаются в налоговую за налоговым вычетом при покупке квартиры. Есть и другие вычеты на лечение, обучение, но они меньше по суммам.

Второе. Проверить могут любого гражданина на основании любой информации (в том числе поступившей от бдительного соседа) о том, что он о нелегально занимается предпринимательской деятельностью. Например, сдает квартиру или берет наличными за репетиторство.

Третье. Проверка может быть назначена, если банк предоставит налоговикам информацию о подозрительных денежных переводах, например, крупное (от 10 000 $ эквивалент в рублях) поступления из-за рубежа.

Четвертое. По запросу налоговики "увидят" информацию о постоянных, одинаковых платежах на карту.

Пятое. При внесении крупной суммы (от 10 000 $ эквивалент в рублях) на карту через банкомат.

Какие данные банки передают налоговикам

Налоговики получили право запрашивать у банков копии документов клиентов:

  • паспорта клиентов;
  • доверенности на распоряжение денежными средствами;
  • договора на открытие и закрытие счета;
  • карточек с образцами подписей.

Согласно новым полномочиям у налоговиков, как и раньше, нет прямого доступа к выпискам по операциям на счетах.

Получить эти сведения они могут только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС во время проверок.

На основании запроса банки обязаны выдавать налоговым органам:

  • справки о наличии счетов, вкладов и остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах;
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам;
  • справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Ответить на запрос банки должны в течение трех дней со дня получения запроса от ИФНС.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Ведущая рубрики

  1. 115-ФЗ
  2. Почему могут заблокировать счет
  3. Клиентов банков “раскрасят” в цвета светофора
  4. Что такое комплаенс?
  5. Горячие новости

Блокировки счета, отслеживание движения наличных средств, валютный контроль — достаточно поводов поволноваться как организациям, так и индивидуальным предпринимателям. Давайте разберемся, что нового появилось в 2021 году в сфере банковского контроля.

115-ФЗ

Федеральным законом от 13.07.2020 № 208-ФЗ внесены изменения в известный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Позитива можно не ожидать. Изменения, напротив, ужесточают контроль за средствами компаний и физлиц. Точнее, положительные изменения тоже есть, но они на общую обстановку с банковскими проверками не влияют и многих бизнесменов просто не коснутся.

Например, не заинтересует банк размен банкнот (если вы обращались ранее в банк, чтобы разменять, к примеру, 5 тысяч, то должны были предъявить паспорт, теперь такие требования излишни) или покупка физлицом ювелирных изделий на сумму до 200 тысяч рублей с использованием ПЭСП (персонифицированного электронного средства платежа).

Для начала разберемся в понятиях — существуют операции, подлежащие обязательному контролю (ОПОК) и мониторингу с целью выявления незаконных операций, который банк ведет постоянно. Ваш платеж может не попасть под ОПОК, но при этом не понравится банку по другим критериям, о них и возможных блокировках мы поговорим ниже.

Под обязательный контроль с 10 января 2021 года попали:

Каждая операция на сумму от 100 тысяч рублей будет попадать под обязательный контроль. Это значит, что о ней почта обязана сообщить в Росфинмониторинг. Аналогично и другие организации (не только банки, но и страховые компании, операторы связи, агентства недвижимости и т.д.) будут сообщать в Росфинмониторинг информацию о других ОПОК.

  • Возврат аванса за услуги связи от 100 тысяч рублей. Почему эти операции тоже подверглись вниманию: пополнить счет мобильного может любой человек, а затем владелец счета вправе прийти в салон связи и снять аванс со счета. Т.е. так может осуществляться схема по незаконному обналичиванию средств.
  • Операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 миллионов рублей. Опять же нет оговорок и ограничений — под контроль попали все сделки, т.е. покупка, продажа, аренда коммерческая и некоммерческая и т.д.

Как быть, если в договоре аренды указана только сумма ежемесячного арендного платежа, например, 50000 рублей? Означает ли это, что сделка не попадает под обязательный контроль? И да и нет. Обязательному контролю она будет подлежать при достижении общей суммы платежей предельного значения — 3 млн руб. При сумме в 50 тысяч в месяц предел будет достигнут через 5 лет аренды, а если стоимость изменится в большую сторону, то и ранее. Но если договор будет расторгнут, к примеру, через 3 года, то до 3 млн общая сумма арендной платы не дойдет, и, значит, обязательному контролю сделка подлежать не будет.

В чем отличие от ранее действовавшего текста закона: раньше под контроль попадали только сделки, по которым переходило право собственности на объект недвижимости.

  • Платежи по договору лизинга (и зачисление, и списание) от 600 тысяч рублей. Лизинг — комбинация аренды и продажи в рассрочку, поэтому не удивительно, что и он попал под контроль. Тем более что в лизинг можно приобрести недвижимость.
  • Операции по зачислению и снятию со счета организации наличных от 600 тысяч рублей. Этот пункт больше всего возмутил предпринимателей. Ведь ранее закон предписывал подвергать контролю только операции на ту же сумму, которые не были связаны с непосредственной хозяйственной деятельностью организации. А теперь Росфинмониторинг будет получать информацию обо всех операциях, в том числе о снятии наличных на заработную плату или подотчет, для выплаты дивидендов, расчетов с поставщиками и т.д., внесение выручки в сумме свыше 600 тыс. руб. тоже подпадает под ОПОК.

С одной стороны, при внесении изменений говорилось, что это упростит работу банкам и, соответственно, процесс взаимодействия с организациями: не придется разбираться, какая операция отвечает обычной хозяйственной деятельности, какая нет. С другой — банки оказываются перегружены ненужной работой, а Росфинмониторинг получает кучу данных, которые к потенциально опасным (отмывание средств, полученных преступным путем) вообще отношения не имеют.

К сведению! О том, как открыть счет в банке, какие документы собрать и как с ним правильно работать, читайте в нашей статье “Расчётный счёт”.

Кроме перечисленных, Росфинмониторинг будут интересовать операции, превышающие сумму в 600 тысяч рублей, связанные с покупкой иностранной валюты, открытием вклада в пользу третьего лица, выплатами по договору страхования и др.

В принципе, если закон будет работать как положено, организации не почувствуют изменений и продолжат работать как обычно. Но, зная исполнительность банков, можно ожидать, что усиление контроля приведет к более жестким проверкам любых операций.

С ОПОК разобрались. Теперь давайте посмотрим, что интересует банки при проведении постоянного мониторинга операций по счетам.

Почему могут заблокировать счет

При наблюдении за операциями своих клиентов банк руководствуется Методическими рекомендациями ЦБ. Даже если операция не входит в перечень подлежащих обязательному контролю, она может вызвать подозрения банка и приостановление движений по счетам (блокировку) до получения подтверждающих документов и разъяснений клиента.

Что больше всего вызывает подозрения:

  • Нетипичные операции. Например, организация, которая занимается розничной торговлей, вдруг переводит крупную сумму на счет ИП за покупку спецтехники. Если компания просто решила добавить или сменить вид деятельности или хочет выгодно купить и перепродать технику, то сможет дать соответствующие пояснения.

Если сделка заключена с какими-то другими, вероятно незаконными, целями и проводится только на бумаге, а руководитель не может внятно объяснить, зачем покупает целый автопарк, то банк заблокирует счет и будет требовать доказательств реальности сделки. Если в итоге они не будут представлены, то организация рискует оказаться в черном списке и на особом контроле. Это значит, открыть счет в любом другом банке будет практически невозможно, ФНС тоже подключится, возможна выездная проверка, встречная проверка (т.е. проверят того самого ИП, с которым заключался договор), снять заблокированные средства или перевести их на другой счет будет проблематично — за такие операции банк взимает дополнительные повышенные комиссии.

  • Регулярные переводы на счета физлиц. Речь, конечно, не о зарплате, а об оплате услуг, аренды, выполненных работ. Подозрение вызовет, если вы переведете крупную сумму подотчет человеку, который не является вашим сотрудником (например, учредителю или вообще постороннему лицу).

Это не значит, что каждый договор ГПХ банк станет рассматривать под лупой, но если вы заключите договор аренды легкового автомобиля с физиком за 100 тысяч в месяц, это явно вызовет вопросы. Может, вы так ему зарплату пытаетесь перечислять? Снова нужно доказать, обосновать, что это не притворная сделка. А авто, например, представительского класса, и на нем возят руководителя и топ-менеджеров.

Кстати! ИП, когда переводит средства “под ноль” со счета на карту (особенно если это карта другого банка или средства с карты сразу же снимаются наличными), тоже рискует. Такие операции банк склонен рассматривать как вывод средств, обналичивание.

  • Переводы без определенной цели. К примеру, у вас открыт расчетный счет, на который поступает вся выручка, а затем она переводится на счет в другом банке. Для вашей организации смысл очевиден — в одном банке выгодный эквайринг, в другом — экономные тарифы РКО. Вам так удобнее. А вот банк, теряющий комиссии, обязательно поинтересуется экономическим смыслом переводов. Здесь можно посоветовать подготовить распечатки с тарифами на обслуживание в другом банке и показать их в текущем. Возможно, вам даже предложат более выгодные условия. И все же банк вправе взять и отказать вам в обслуживании.
  • Отсутствие ожидаемых операций по счетам. Обычно это также связано с наличием у организации нескольких счетов.

Пример: организация по одному счету проводит операции, связанные с оптовой торговлей — оплачивает счета поставщикам, получает платежи от покупателей, а по другому счету, в другом банке получает выручку от оказания услуг частным лицам, с этого же счета переводит зарплату, налоги, взносы. Банк А не видит перечислений, связанных с работниками, и налоговых платежей, поэтому может запросить пояснения, почему деятельность ведется, а сотрудникам и в ФНС выплат нет? Для подтверждения добросовестности необходимо представить выписки из банка Б.

  • Низкий уровень заработной платы. Да, эта информация интересна не только налоговой, но и банку. Если у вас активная деятельность, а размер выплат на работника ниже прожиточного минимума региона или даже МРОТ, к вам точно возникнут вопросы. Правда, на практике размер заработка сотрудников клиента банк мало волнует, он обратит на него внимание разве что при выплатах через зарплатный проект.
  • Колебания выручки и несоответствие анкетных данных. При открытии счета заполняется анкета клиента, где указываются ориентировочные размеры выручки, предполагаемые обороты, даже контрагенты, с которыми вы постоянно работаете (при условии, что деятельность на момент обращения в банк уже ведется). Кроме того, в анкете указываются виды основной деятельности. Если изначально вы заявили, что собираетесь заниматься строительством, а сами торгуете пирожками на вокзале, банк точно заметит несоответствие.

Подозрительным будет резкое снижение размера выручки (может, бизнесу грозит ликвидация или банкротство). Или, наоборот, увеличение, резкий скачок, например, ИП, у которого несколько точек по продаже кофе вдруг получает выручку за несколько дней в 1 млн.

  • Несоответствие размера налоговых платежей уровню доходов. И здесь банкам поможет Методичка, в ней указан примерный размер налоговых платежей — 0,9% от оборотов по счету. Для 4 квартала 2020 года этот показатель снижен до 0,5%, в связи с тем что ряду организаций и ИП перенесли сроки уплаты налогов и взносов (см. Письмо ЦБ № ИН-014-12/165 от 26.11.2020).

Критериев в Методичке много, но нужно учитывать, что отдельно, каждый сам по себе, он не говорит о недобросовестности клиента банка. Если у вас прозрачный бизнес, то подтвердить каждую сделку и операцию вы сможете. Совокупность нескольких критериев, регулярное повторение сомнительных операций — вот что вызывает недоверие банка и блокировки.

Не забывайте и о том, что экспортно-импортные операции, сделки с участием валюты контролируются особо. В целях валютного контроля нужно предоставлять контракты с зарубежными партнерами, которые банк регистрирует.

Для тех, кто выполняет заказы по гособоронзаказу, тоже существует отдельный финансовый контроль. С 10 января, начиная со второго поступления по таким контрактам, подвергаются проверке платежи на суммы свыше 10 млн руб., а не 50 млн, как было ранее.

Обратите внимание! Финансовые организации, конечно, борются за клиентов, но не до фанатизма. Банк может отказать вам как в открытии счета, так и в обслуживании, если вы уже являетесь его клиентом.

Согласно п. 5.2. статьи 7 Закона 115-ФЗ, если у банка возникли подозрения, что счет будет использован для сомнительных операций, в целях отмывания незаконно полученных доходов или даже для финансирования терроризма, то вам его не откроют. Причем банк вправе даже не сообщать вам причину отказа.

Если в течение календарного года вам дважды или более раз отказали в выполнении операций по счету на основании п. 11 статьи 7, то банк может расторгнуть договор РКО и закрыть счет.

В пункте 11 говорится об отказе в проведении операции в связи с непредставлением подтверждающих документов, а также если у службы внутреннего контроля (комплаенса — что это такое, расскажем ниже) возникли подозрения, что операции совершаются в целях отмывания доходов. Т.е. фактически банку достаточно дважды отказать вам на основании подозрений, и он вправе расторгнуть договор.

Клиентов банков “раскрасят” в цвета светофора

Новость о том, что в Госдуме появился законопроект о “светофоре”, еще в ноябре облетела интернет. До 21 января 2021 года ожидаются правки и предложения, а рассмотрение проекта запланировано на февраль 2021 года.

Для банков планируется создать единую платформу (информационный сервис) под названием “Знай своего клиента” (Платформа ЗСК или KYC — Know Your Client). С помощью сервиса кредитные организации в целях противоотмывочного контроля смогут получать информацию о риске, связанном с тем или иным клиентом банка, а также его контрагентах. Предполагается, что в зависимости от уровня риска (низкий, средний, высокий) клиент будет относиться к определенной цветовой категории (соответственно — зеленая, желтая, красная).

О том, какая категория присвоена вашей организации, можно будет узнать из оповещения банка — он обязан сообщить клиенту эти данные.

Перед открытием счета и при совершении операций банк будет обращаться к Платформе ЗСК и соответственно действовать:

  • Клиентам из “зеленой зоны” все пути открыты. К ним будут применяться минимум антиотмывочных инструментов, они свободно могут проводить платежи с другими “зелеными” клиентами банков.
  • “Желтые” рискуют получить отказ в совершении операций, если банк посчитает их сомнительными.
  • “Красные” получат однозначный стоп-сигнал. Они не смогут совершать расходные операции, поступления даже от “зеленых” контрагентов им не светят. Нельзя будет открыть счет в банке. Мало того, если вы попадете в самую рисковую группу и не сможете это оспорить, то банк закроет счет, а все средства с него перечислит в бюджет РФ.

Не только организация может оспорить категорию риска, определенную для него Центробанком. Обслуживающий банк также может ходатайствовать за своего клиента.

Пока что неизвестно, какие критерии будут влиять на решение ЦБ, они будут устанавливаться Центробанком и Росфинмониторингом совместно. Но ввод в работу платформы запланирован уже на конец 2021 года, а полномасштабное использование — с 1 квартала 2022 года, поэтому, скорее всего, принятие изменений в законодательство произойдет уже в середине-конце 2021 года.

Цель законопроекта, как всегда, благая: банки смогут сосредоточиться на контроле за действительно сомнительными и рисковыми операциями, а бизнес перестанет страдать от так называемых “технических” блокировок, когда даже обычные операции попадают под ограничения.

Уже сейчас многие банки используют цветную маркировку при проведении платежей, чтобы клиент мог оценить риски работы с тем или иным контрагентом. Действуют специальные сервисы для проверки как внутри банка (часто они входят в тарифы РКО), так и в качестве отдельных приложений. Поэтому подготовиться к предстоящим изменениям можно уже сейчас.

Что такое комплаенс?

Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

Горячие новости

В декабре 2020 года Минфин подготовил поправки в банковское законодательство, которые расширяют доступ ФНС к данным об операциях на счетах. Налоговики пока могут получать такую информацию в рамках запросов. С внесением изменений в закон между налоговыми органами и ЦБ РФ будет происходить постоянный информационный обмен. Т.е. теперь налоговикам не нужно будет ничего просить — Центробанк регулярно станет сам выгружать им необходимую информацию.

В январе 2021 года Минюст принялся за разработку еще одних поправок в ФЗ «О банках и банковской деятельности». Теперь банковскую тайну приоткроют еще и некоммерческие организации (НКО).

За что налоговая может “заморозить” ваши счета? Как избавиться от блокировки — делимся полезными советами в статье “Налоговая заблокировала расчетный счет. Как разблокировать?”.

Читайте также: